Как пользоваться программой lightroom. Lightroom поддерживает многие плагины. Как обрабатывать фотографии в Lightroom быстрее

Если вы используете Photoshop для обработки фотографий, то наверняка знаете, что одну и ту же задачу можно решить разными инструментами. Возможности фотошопа настолько велики, что для достижения одного и того же результата, фотографы могут пойти различными путями и сложно сказать, какой путь «правильный».

Lightroom часто называют «альтернативным фотошопом». Так же как и Photoshop, в Lightroom можно использовать различные инструменты для достижения одной и той же цели. Далеко не всегда очевидный и бросающийся в глаза путь является лучшим.

Задача данной статьи, рассказать несколько секретов Lightroom и познакомить вас с альтернативными, но очень удобными путями для решения типичных задач по обработке фотографий.

1. Используйте Luminance вместо Saturation

Часто кажется, что в ясный день очень просто сделать красивый снимок с ярким голубым небом. Но если вы снимаете объекты, находящиеся на земле, тем более в тени, то кадр может получится с пересвеченным или тусклым небом.

При обработке фотографии в lightroom, обычно сразу хочется увеличить насыщенность небо при помощи Saturation, но это далеко не всегда лучшее решение.

Слайдер Saturation усиливает насыщенность всех цветов одновременно, что может помешать, если задача только в том, чтобы повысить насыщенность цвета неба. Воспользовавшись данным слайдером, вы можете получить другие сложности, потому что насыщенность повысится и там, где не требуется, например на коже модели.

Альтернативный вариант, использование панели «HSL / Color / B&W».

В этой панели вы увидите табы Hue, Saturation и Luminance. В табе Saturation можно поднять насыщенность только отдельных цветов, которые связаны с небом, не затрагивая другие цвета.

Но опять же, использование Saturation — может дать не самый лучший результат, цвета станут гипертрофированно мультяшными, если вы перестараетесь.

Хорошей альтернативой будет служить табулятор Luminance. Вы будете оперировать не насыщенностью, а яркостью цвета. Используйте синий ползунок закладки Luminance и вы получите красивый глубокий цвет для неба, не затронув при этом другие цвета.

Подробнее об использовании Luminance можете прочитать в статье —

2. Объединяйте корректирующие кисти

Корректирующая кисть (Adjustment Brush) отличный инструмент для того чтобы изменять только отдельные части фотографии. Одним из самых больших достоинств кисти является то, что в отличии от фотошопа, она не затрагивает изображение напрямую. Вы можете изменить параметры изменений в области действия кисти в любой момент, если вам что то не понравится или просто удалить ее.

Даже в том случае, если было использовано несколько кистей, комбинируя параметры для достижения лучшего результата. Например, для того чтобы размыть какую то конкретную область, вы можете выставить для кисти значение Sharphess в -100. А так как данная настройка дает не очень сильное размытие, примените «размывающую» кисть к одной и той же области несколько раз, добиваясь нужного эффекта.

Чтобы усилить эффект кисти, после того как поработали с ней, нажмите на кнопку New. Это создаст дубликат кисти с теми же настройками и вы сможете воспользоваться ею поверх первой. Повторите действие столько раз, сколько потребуется.

Не забывайте о том, что это все равно будут отдельные кисти. Вы в любой момент можете выбрать одну из них заново и изменить настройки, допустим уменьшив значение Sharphess.

Каждая кисть на снимке выглядит кружочком. Наведя на него курсор, вы увидите зону действия кисти. Чтобы выбрать нужную — кликните по нему и в центре кружочка появится черная точка. Теперь можете изменить настройки выбранной кисти.

3. Быстрая ретушь кожи на портрете

На то, как кожа выйдет на фотографии влияет множество факторов. Например, кожа может получиться слишком красной и не очень гладкой.

Для того чтобы исправить это, можно использовать несколько приемов. Вы можете использовать вместе или по отдельности. Главное — не перестарайтесь. Лучшее — враг хорошего.

Вначале стоит изменить яркость (brightness). Особенно если кожа красноватая или слишком темная. Слегка поднимите яркость, это сделает оттенок кожи более естественным. Дополнительным бонусом будет то, что при увеличении яркости морщины и поры на коже будут не так заметны.

Затем стоит опять вспомнить о табуляторе Luminance. Попробуйте увеличить значение Luminance для красных и оранжевых цветов. Это сделает кожу светлее и придаст ей более здоровый оттенок.

Для того, чтобы сделать это действие еще проще, есть маленький секрет.
Обратите внимание, что слева от названия Luminance есть маленький кружок. Нажмите на него, затем переведите курсор на тот участок, который вы хотите изменить. Lightroom будет автоматически отслеживать те цвета, которые находятся под курсором.
Для изменения достаточно лишь подвигать курсором вверх или вниз, удерживая левую кнопку мыши нажатой.

Этот секрет действует во всех трех табуляторах Hue, Saturation и Luminance

Так же, в Lightroom есть прекрасный инструмент, идеально подходящий для ретуши портрета — кисть «Soften Skin». Если вы будете «рисовать» на лице модели данной кистью, то резкость будет локально уменьшена за счет параметров Clarity и Sharpness.

Вы можете выставить другие параметры, если решите, что предлагаемые по умолчанию не подходят для данного случая.

Наконец, есть еще один способ для того чтобы привести кожу в порядок. Перейдите на вкладку Noise Reduction, отвечающую за шумоподавление.
Уменьшение шума так же приводит к некоторой размытости, что может положительно сказаться на портрете.


Но будьте осторожны. Шумоподавление действует на весь снимок в целом, а не на его отдельные части. Поэтому вы можете испортить изображение в целом.

4. Изменение сетки при кадрировании

Кадрирование фотографии в Lightroom имеет скрытые возможности, чтобы подправить композицию. Изначально сетка делит кадр на 9 частей согласно правилу третей. Но в лайтруме есть 6 вариантов сетки, которые вы можете использовать при кадрировании.

Для того чтобы посмотреть другой вариант — просто нажмите клавишу «O» (латинская раскладка клавиатуры). При нажатии комбинации Shift-O — сетка зеркально перевернется.

Так же можно увидеть все возможные сетки, выбрав в меню Tools > Crop Guide Overlay

5. Двойное тонирование для эффекта ретро фото

Двойное тонироварие (Split-toning) — весьма популярный способ создания различных эффектов. Особенно для создания эффектов «под старину» или эффектов съемки на пленку. Подобные эффекты весьма активно используются Instagramm и многих онлайн редакторах, предоставляющих возможность получить тот или иной эффект «нажатием на 1 кнопку»

Если вы пользовались ранее пресетами для создания ретро эффектов, но обратите внимание на то, какие настройки выставлены для закладки Split Toning. Вы наверняка заметите, что они имеют одинаковую структуру, особенно если посмотреть на значения Hue для теней и светов (highlights, shadows).

В светах ползунок сдвинут влево от центра, в тенях вправо. Такое положение практически всегда даст достаточно интересный эффект.

Попробуйте установить Hue в аналогичное положение, а затем поиграться с настройками Saturation и Balance. Но результат изменения этих настроек будет сильно зависить от вашего снимка, точнее от того что на нем и какие цвета приоритетные.

Поэтому двойное тонирование — инструмент весьма творческий и какие либо готовые рецепты тут давать сложно.

Если же вам лень заниматься двойным тонированием самостоятельно, создавая эффекты «под старину», можете или замечательным плагином

6. Уменьшение силы пресета в Lightroom

Так или иначе все мы пользуемся пресетами для Lightroom. Приятно получить что то особенное, всего лишь кликнув на кнопку. Но очень часто, применение пресета дает слишком сильный эффект. Например, цвета могут стать гипертрофированно яркими, что далеко не всегда хорошо.

В таких случаях хочется слегка ослабить силу действия пресета, но в Lightroom нет штатного инструмента для этого действия.

Точнее способы есть, но они неудобные. Вы можете вручную отследить по закладкам, какие параметры изменены и уменьшить силу каждого из них.
Второй способ — применение Photoshop. Берете оригинальное изображение, поверх него делаете слой с измененным при помощи пресета и меняете прозрачность этого слоя, добиваясь нужной степени воздействия.

Но есть и третий способ. Ярно Хейккинен (Jarno Heikkinen) сделал специальный плагин для Lightroom, который можно спокойно скачать с его сайта Knobroom.com . Плагин называется «The Fader» и делает именно то, что нам требуется — уменьшает силу эффекта пресета.

После того как вы скачаете и установите плагин, откройте фото и перейдите в закладку File > Plug-In Extras > The Fader
Появится окно, где вы можете выбрать пресет и силу его воздействия на снимок.

7. Информация о снимке

Находясь в модуле Develop нажмите I на клавиатуре и в левом верхнем углу снимка появится информация о снимке. Если вы нажмете I еще раз, то информация изменится.

Это бывает очеь полезно, если требуется быстро посмотреть информацию об исходнике или базовые данные Exif


Кроме того, вы можете настроить ту информацию, которую хотите видеть в данном режиме через меню View > View Options
А затем в появившемся диалоге Library View Options откройте закладку Loupe View и выберите те данные, которые вам нужны чаще всего.

8. «Выключение света»

Это известный, но редко используемый инструмент Ligthroom, который тем не менее бывает очень полезен.

Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой то определенной области, используйте функцию Lights Out. Например если вы выбираете определенные снимки из серии. Lights Out затемнит все остальные снимки кроме выбранных.

Если же нажмем L еще раз, фон, кроме наших выбранных миниатюр, станет совсем черный.

Данный режим так же доступен и в модуле Develop. Он бывает полезным, чтобы оценить изображение более точно, не отвлекаясь на детали интерфейса и прочие мешающие элементы.

9. Режим Solo

Есть еще один очень интересный режим работы Lighroom под названием Solo.

Хотя в целом интерфейс Lightroom весьма удобен и продуман, из за большого количества настроек и инструментов бывает сложно быстро отыскать то что требуется. Можно тратить много времени на прокручивание скроллов панелей и их постоянное открытие и закрытие.

Специально для этого разработчики Lightroom внедрили режим Solo или режим «одной вкладки». Действует он весьма просто — каждый раз когда вы открываете какую либо панель инструментов — все другие автоматически сворачиваются. Это очень сильно увеличивает скорость работы с программой.

Вы не верите? Просто попробуйте. Уверены, что вскоре вы не сможете себе представить жизнь без этого режима.

Чтобы ключить режим, кликните правой кнопкой мыши на заголовке любой панели у активируйте пункт Solo Mode в появившемся меню

10. Полезные клавиатурные сокращения

Напоследок, в дополнение к статье о , некоторые полезные клавиатурные сокращения.

  • Автоматический переход при Caps Lock . Если вы нажемете CapsLock, то при назначении снимку какого либо цветового маркера, флага или рейтинга, вы будут автоматически переходить к следующему снимку. Это крайне удобно при первоначальном отборе снимков.
  • Виды просмотра Library . Нажатие на G покажет миниатюры в режиме «сетки». E — увеличит выбранную фотографию. С — режим сравнения, а D — переключение в модуль Develop для выбранного снимка.
  • Быстрое скрытие панелей. Клавиши F5-F9 быстро открывают и скрывают основные 4 панели интерфейса Ligthroom — верхнюю, нижнюю, правую и левую.
  • Альтернативный режим . Нажатие клавиши Alt переведет некоторые инструменты в альтернативный режим. Подробнее смотрите в статье « «
  • Сброс слайдеров . При двойном клике по любому слайдеру вы сбросите его значение в значение по умолчанию. Или при нажатии на Alt вы увидите псевдо кнопку Reset — клик по которой сделает то же самое.
  • Выравнивание горизонта или вертикали. В режиме кадрирования нажмите клавишу Ctrl и не отпуская ее, проведите мышью линию, которая должна быть строго горизонтальной или вертикальной. Лайтрум автоматически повернет снимок соответствующим образом. Это невероятно удобно например для выравнивания горизонта.
  • Скрыть все панели. Ctrl + клик на заголовке любой панели в режиме Develop свернет все панели.
  • Увидеть все клавиатурные сокращения. Нажмите Ctrl + / и вы увидете плашку со всеми доступными сокращениями выбранного модуля Lightroom

Оригинал статьи: tutsplus.com © Josh Johnson

Мы уже давно не маленькие и знаем, что практически все фотографии, которые встречаются в модных современных журналах, хорошенько обрабатываются, перед тем как идти в печать. Все морщинки на лице модели, которые не удалось прикрыть косметикой, сказочным образом пропадают, цвета преображаются, фотография дышит, а модель так и хочется достать из журнала и познакомиться поближе (жаль что когда её видишь в реальной жизни – это желание частенько пропадает). Естественно, это проделки photoshop и других подобных программ. В силу своей лени, или как в интеллигентном обществе говорят “нехватки времени”, я фотошопом пользуюсь крайне редко, весь основной удар на себя принимает адобовская программка – Lightroom, о которой и пойдёт речь.

Итак, открыли вы мною хвалёный Ligthroom 3, быстро испугались и тут же закрыли его. Не переживайте, со мной было тоже самое, когда я его отрыл впервые. Пару дней терпения и вы его полюбите.

Ligthroom состоит из пяти модулей, вы их можете увидеть в правом верхнем углу:

Импорт фотографий

С чего же начать? Для начала вам нужно перейти на Library и добавить фотки в вашу библиотеку. Делается это следующим образом, в левой боковой панели нажатием на кнопку Import:

После нажатия на кнопку “Импорт”, у вас откроется окно, где вы тупо выбираете папку с фотографиями на компьютере и жмёте опять на Import, только уже в правом нижнем углу.

После импорта лайтрум знает все ваши секреты, а именно, где вы храните свои бесценные фотографии.

Теперь мы готовы непосредственно к работе с фотками. Переходим на модуль Develop, именно здесь мы будем работать с фотографиями и беспощадно убивать своё драгоценное время.

Если я начну рассказывать обо всех возможностях, которые предоставляет Лайтрум, то я уверен, вы уснёте от скуки, да и к тому же, не все они нужны. Расскажу только о тех, которые на мой взляд предоставляют максимальную ценность.

Выбираем фотографии

Перво-наперво фотографии, скорее всего, вам прийдется отобрать, так как вряд ли вам понадобится все те сотни, которые вы насчелкали за день. В лайтруме делается это очень просто. Все что вам нужно это присвоить рейтинг или отметить фотографию флажком:

Таким образом, в дальнейшем их можно будет отсортировать, оставить хорошие и удалить мусор.

Presets – это набор предустановок для ваших фото. Инструмент для лентяев, именно таких как я. С помощью нажатия одной кнопки, а именно – выбора Presets, вы экономите 2-3 минуты на редактировании фотографии. Работает это следующим образом:

Это сырое фото с камеры, мне захотелось сделать его немного необычным:

Всё что я сделал – выбрал необходимый Preset из списка слева, делов-то. Я потратил пару секунд, а сэкономил пару минут, я счастлив.

Presets по сути, это работа, которую уже кто-то сделал за вас. Помимо тех пресетов, которые идут по умолчанию, их полно валяется в интернете, можно закачать себе парочку сотен, оставить парочку десятков и пользоваться на здоровье. Естественно, их можно сделать самим, если у вас уже есть необходимые навыки работы с фотографиями.

Wite Balance Selector

Если пресеты это что-то новенькое, то с этим инструментом всё понятно. Наверняка иногда у вас бывают ситуации, когда вы промахнулись с , вот как я на этой фотографии:

Конечно, лучше всего настраивать балас белого на камере, но если вы забыли, то у вас есть возможность исправить своё положение:

Всё что вам нужно – нажать на Wite Balance Selector, он находится слева, в виде “пипетки”, навести на 100% белый объект и вуаля, чайник уже не отдает жёлтизной, как прежде. Хотя лучше всё это делать заранее, перед съемкой.

Я уже не раз упоминал о том что обожаю фотографировать на широкий угол, всё было бы хорошо, но широкий угол чреват , которую нужно корректировать, тратить своё драгоценное время. В лайтруме всё просто. Есть дисторсия – нет дисторсии:

(Наведите, чтобы увидеть разницу)

Всё что вам нужно это выбрать модель фотоаппарата и объектива:

Вам нужно создать виньетирование? Пожалуйста, никаких проблем:

Graduated Filter

В этот инструмент я просто влюблен. Наверняка вы носите с собой градиентный фильтр не часто, так вот, в лайтруме можно немного подкрутить (затемнить или осветлить) определённую зону фотографии. Работает это следующим образом:

Была у вас вот такая фотография, и вздумалось вам осветлить её нижнюю часть и затемнить верхнюю:

Тот же фокус вы можете проделать с яркостью, контрастностью, резкостью и даже цветом;)

Slideshow

Вот к примеру вы обработали фотки, печатать, как обычно, было лень, т.е. не было времени, а показать друзьям хочется, чтобы это сделать красиво вам достаточно только перейти на модуль Slideshow и нажать плей;)

Чтобы не было скучно можно добавить какую-нибудь любимую музыку в качестве саундтрека, можно это слайдшоу экспортировать, как видео, и закинуть на youtube:

Экспорт фотографий

Всё это конечно замечательно. Только как фотки получить, друзья видео уже посмотрели и им сильно захотелось фоток, а вы не знаете как их достать. Дело в том, что Лайтрум использует свои установки, которые он накладывает на файл оригинал (вы указывали его при импорте), при этом, оригинал не изменяется. Таким образом, все ваши фотографии остаются такими, какими они были и только в лайтруме вы видете свои изменения. Чтобы получить отредактированные фото и почувствовать себя белым человеком, вам нужно опять перейти на модуль Library и нажать на кнопку Export, она находится прямо возле Import.

Сейчас формат RAW проникает во все сегменты рынка цифровых фотоаппаратов. Уже даже не очень дорогая мыльница может похвастаться тем, что она умеет снимать в формате RAW. И это очень здорово! Еще до недавно RAW был только у зеркалок, а сейчас приходит в «каждый дом» так сказать. 🙂

Некоторые пользователи цифровых камер может и читали в характеристиках к своим фотоаппаратам о RAW-формате, но не знают, что с ним делать и какой, на самом деле, мощный инструмент у них в руках. И ним грех не воспользоваться в большинстве случаев.

RAW-формат — это самый подлинный «слепок» с матрицы фотоаппарата. Это даже не фотография, а именно данные о количестве света в каждом пикселе из тех мегапикселей, которыми обладает фотоаппарат. Данные – не значит графическое изображение. Данные сначала конвертируются специальными программами, а уж потом мы видим конечный результат – полноцветную фотографию. RAW-файл содержит оригинальную информацию, которая еще не успела быть обработанной постпроцессингом самого фотоаппарата (например «замыливание» шумов, или увеличение насыщенности), а это дает пользователю шанс «вытянуть» из фото больше, чем нам предлагает фотоаппарат.

А как же «вытянуть» больше из этих данных – спросите Вы… А я отвечу – лучшим RAW-конвертером на сегодняшний день – программой , функции которой мы сейчас и рассмотрим.

У Lightroom есть множество функций. Это мощный инструмент с которым Фотошоп, в принципе, не нужен в 90% случаев. В этой статье я сделаю упор на самые главные функции Adobe Lightroom , а в последующих, постараюсь рассказать о других полезных возможностях RAW-конвертера. Функции, описанные ниже, пригодятся всем, кто имеет возможность работать с RAW-файлами.

Итак, начнем…

Сначала нам нужно загрузить наши RAW-файлы в Lightroom. Есть несколько способов это сделать, но я использую самый простой, по моему мнению – перетягиваю папку с РАВами на значок Лайтрума и программа сразу открывает все файлы в папке. У Лайтрума очень мощный Каталог фото, называемый LIBRARY . В нем можно задавать мета-данные, сравнивать фото, путешествовать по папкам с фото, которые были в работе раньше и т.д. и т.п., но сейчас сосредоточимся на редактировании RAW-файлов, а не на их хранении и упорядочивании. Для обработки (редактирования) фото, переходим в DEVELOP режим, который можно выбрать сверху окна интерфейса Лайтрум:

Справа мы видим главную панель редактирования. Первый элемент этой панели: Гистограмма (о том, что это такое, можно прочесть в статье об ). С левой стороны гистограммы указано количество точек в «темноте», а справа – «в светах». Нажимая на треугольники в уголках гистограммы, вы можете на фото посмотреть зоны, которые как бы равняются черному цвету или белому (это пересветы). Последнего следует почти всегда избегать (первого тоже, но чуть реже). Если нажать левую кнопку мышки на каком-то поле гистограммы и передвигать мышь – вы увидите изменения на снимке. То-есть, «схватив» правый край гистограммы и потянув его влево – пересветов станет меньше. Это удобный способ выровнять картинку, но не совсем точный, поэтому я ним не пользуюсь. Но вы, конечно, можете пробовать и пользоваться.

И выделяем квадратом ту область фото, которую хотим оставить. В этой же панельке можно повернуть фоту на несколько градусов (бегунок Angle ) или провести прямую линию, по которой Лайтрум сам выровняет изображение (Straighten tool – очень полезно, если в кадре есть горизонт). После операции кадрирования (кстати, советую соблюдать ) нажимаем кнопку Close и продолжаем редактировать уже кадрированное фото.

Следующей панелькой идет настройка Баланса Белого (White Balance, WB). Одна из самых сильных сторон RAW-формата является то, что при неверной установке Баланса Белого автоматикой фотокамеры, в RAW всегда есть возможность исправить ББ абсолютно без ухудшения качества фотографии (что в JPEG-формате невозможно). Баланс Белого – тонкая материя. Я даже не буду углубляться в то, что такое ББ и почему он неверно определяется. Единственное что скажу – выставляйте ББ так, чтобы цвет серого, зеленого и телесных оттенков на портрете был как можно ближе к тем цветам, которые были в реальности при съемке фотографии. Точных цифр ББ не существует, только при съемке со студийным светом, ББ должен быть в районе 5400-5600 Кельвинов, но при съемке с любым другим источником света (в том числе и дневном, солнечном) нет точных инструкций по установке ББ. Все на глаз. 🙂

Передвигая 2 бегунка мы ищем правильный цвет. На панельке WB так же присутствует Пипетка (White Balance Selector ). Кликнув по ней и потом на сером цвете на снимке, Lightroom сам решит, какой ББ правильный для этого снимка. Снимая в студии и применяя эту пипетку – я не находил приемлемого для себя результата, поэтому, опять же, подбираю все на глаз. К тому же, более теплые оттенки (побольше число Кельвина) лучше подходят для портрета, и автор фото может нарочно увести бегунок ББ вправо.

Явная ошибка Баланса Белого. Слишком "холодные" тона.

Правильный Баланс Белого.

Та же панелька, но раздел Tone .

Вторым, пожалуй, самым важным преимуществом RAW-формата является то, что можно значительно «вытянуть» экспозицию. Темные снимки в RAW-формате можно значительно осветлить без малейшего искажения цветов, контраста и т.д. Для увеличения экспозиции (грубо говоря «яркости»), мы передвигаем бегунок EXPOSURE вправо и смотрим, как по всему полю, фото становится светлее.

Без коррекции экспозиции

Коррекция экспозиции +0.97

При съемке можно даже нарочно недодерживать снимки, а потом «вытягивать» экспозицию в RAW-конвертере для того, чтобы, например, было меньше шевеленки (подробнее ). Конечно, сильно осветлить снимок без падения качества не получиться, но 1-3 стопа (приблизительно -1 / +1 EV) можно исправить.

При увеличении экспозиции очень часто появляются пересветы (слишком яркие, белёсые зоны на фото), а вот с ними нам поможет разобраться бегунок RECOVERY . Это поистине мощное, умное и нужное средство в Лайтруме. 🙂 Двигая этот бегунок вправо, можно «проявить» тучки на небе, которых до этого не было видно, можно сгладить белый блик на теле и т.д. и т.п. Если в кадре есть пересветы (смотрим на гистограмму и вспомогательные треугольники), то Recovery в большинстве случаев поможет.

Следующим бегунком является FILL LIGHT . Грубо говоря, он заливает фото яркостью, но делает это намного более грубо, чем Exposure. Пользоваться ним не советую. Но можете экспериментировать.

Далее идет BLACKS . Вот этот бегунок можно пододвинуть немного вправо, если фото недостаточно контрастно. Но не увлекайтесь, черных точек может стать слишком много. Blacks – это противоположность Fill Light.

О двух следующих бегунках BRIGHTNESS (яркость) и CONTRAST (контраст) рассказывать вообще-то и нечего, и так понятно, для чего они нужны. Но опять же, из своего опыта, Яркость менее эффективна чем Экспозиция, а Контраст менее эффективен чем Блекс (я бы даже сказал, что бегунок Блекс делает фото более красивым что ли). Но тут дело вкуса и во всем нужен баланс.

Та же панелька, но раздел Presence .

Бегунок CLARITY способствует увеличению некой резкости по контурам объекта. Очень интересный бегунок, с которым нужно быть начеку. Да, он делает объекты четче и объемней (если сдвигать вправо), но в то же время, вокруг объектов появляется черный ореол. Если двигать бегунок влево, то появляется эффект софт объектива (красиво на портретах). Не рекомендую двигать Clarity вправо на портретном фото – все морщинки и некрасивости лица становятся более заметными.

Бегунки VIBRANCE и SATURATION отвечают за насыщенность цветов на фотографии. Причем Vibrance обращается с насыщенностью более бережно, не действуя на «скинтон» (). Когда я обрабатываю макро или пейзаж, я люблю подкручивать вправо оба этих бегунка, чтобы фото смотрелось сочнее. 🙂

Панелька Tone Curve предоставляет нам возможность немного редактировать кривую снимка.

Именно «немного». Сравнить эту Кривую с кривой , к которой мы привыкли в Фотошопе нельзя. В Lightroom эта кривая служит скорее для «дотягивания» теней и светов до нужного уровня, да и то, эффект от изменения такой кривой мне редко когда нравится.

Highlights – пересветы. Сдвигая бегунок влево – мы уменьшаем количество пересветов. Казалось бы, есть же Recovery, но эффект от Highlights несколько другой. Светлые пятна замещаются серым тоном, что помогает конечно, но не сильно. 🙂

Lights – изменяет яркость светлых участков снимка. Т.е. бегунок действует не по всему полю снимка, как Exposure, а только по светлым зонам. Передвигая Lights вправо, можно получить более контрастный снимок.

Darks – тоже самое, но для темных участков снимка. Сдвиганием Даркс влево — получаем более контрастное фото.

Shadows – тени. «Вытягивает» тени из черноты. Как и в случае с Highlights, заменяет зоны на серый цвет (в этом случае – темные зоны). Действенно, но не очень. 🙂

Одно правило – не загоняйте бегунки в самые края. Это ни к чему хорошему не приведет. Это правило касается любых настроек в Лайтруме – не надо крайностей. 🙂

После внесенных изменений возникает логичный вопрос: а как же сохранить теперь всю эту обработанную красоту в JPG файл ?

Ответ — на самом фото нажимаем правую кнопку мыши и в меню выбираем Export , далее, или же Export… или же одну из заготовок для экспорта фото. Если первый вариант, то в открывшемся диалоге выбираем настройки качества JPEG-фото и его размеры, выбираем имя файла и папку и жмем кнопку Export .

Adobe Ligthroom позволяет создать разные профили экспорта фото. Это очень удобно. Можно сделать экспорт для интернета (маленькие фото) и экспорт для печати (большие фото), можно даже создать водяной знак и он будет автоматически добавляться ко всем фото, которые экспортируются с помощью данного профиля.


У программы 2 огромных отличия от конкурентов:

1) используется "не-разрушающий" метод работы с фотографиями
2) есть возможность обработки большого количества фотографий за короткий промежуток времени.

Все изменения фотографий, которые Вы делаете в Lightroom записываются в так называемый Каталог , создавая как бы сценарий обработки, но сами оригиналы фотографий остаются без изменений. И какие-то изменения, сделанные с одним фото могут быть применены к любым другим выбранные фотографиям всего за несколько щелчков мышки.

Если у Вас зеркалка (или другая камера, имеющая возможность снимать в формате RAW) и Вы много фотографируете (или планируете это делать), то будет стоять задача обработки нескольких десятков/сотен фотографий. Обработка такого объёма фотографий в обычном Photoshop "e может затянуться на очень долго, а вот Lightroom сможет справиться с этой задачей намного быстрей.

Описание программы здесь приводить не буду, но буду выкладывать ссылки на самые интересные статьи и ресурсы по Lightroom"у.

Если Вы решите начать использовать эту программу, то встанет вопрос - с кокой стороны к ней подъехать ??? Для облегчения процесса "подъезда" хочу порекомендовать видео уроки Кирилла Дорошенко , которых на данный момент насчитывается 41 .

Новые уроки и много полезной информации по программе Вы сможете найти на сайте Кирилла Дорошенко -
http://www.svetlayakomnata.ru/

Хочется сказать ему большое спасибо за огромный труд!!! Кстати, если после просмотра этих видео уроков у кого-то появится желание как-то Кирилла отблагодарить за проделанную работу, то на его сайте есть 2 кнопочки - "Поддержи сайт рублём" и "Donate" (для пожертвований через PayPal ).

Последняя версия Lightroom "a на данный момент (Ноябрь 2011) 3.5 , которую можно найти в Google

У меня всё установилось и заработало с первого раза.

После того, как Вы нащёлкаете эННое количество фотографий и решите их обработать в Lightroom "e, желательно ознакомиться с несколькими нижеприведёнными статьями, в которых описан рабочий процесс (Workflow) . Важно "правильно" начать использовать большие возможности программы, так как это сильно облегчит работу и сократит ваши затраты времени и сил.

Итак... несколько описаний рабочего процесса:

Первый шаг:
Для начала желательно купить новый жёстки диск (чем больше ёмкость, тем лучше) (а лучше два, благо цены на них не сильно высокие). Пусть один диск будет основным, а второй будет предназначен для резервного копирования оригиналов (и экспортированных) фотографий и копий каталога (или каталогов, если у Вас их несколько будет). Желательно на эти диски ничего больше не записывать и не устанавливать, кроме фотографий и дополнительных "примочек" для Lightroom"a.

Второй шаг:
Необходимо придумать структуру Ваших папок, куда Вы будете скидывать фото из камеры и где они будут храниться. Удобная структура облегчит Вам жизнь. Спасибо were_wolf за некоторые идеи.

Структура папок может выглядеть следующим образом:

Примечание: дополнительная информация по "лучшему" расположению файлов и каталогов указана ниже в секции Дополнения

Я создал папку ".templates " (которая содержит все необходимы под-папки), содержимое которой просто копирую в нужную категорию и год перед тем, как скинуть фотографии из камеры.

Формат папки у меня "mm.dd - название ", но можно добавить ещё год в начало (т.е. yyyy.mm.dd - название ), что может оказаться полезным только в случае случайного перемещения этой папки из одного года в другой.

Указав месяц, день и краткое описание я готов к трансферу.

Если Вы снимаете только в формате RAW , то можно скинуть все фотографии из камеры в папку RAW , открыть Lightroom , импортировать их и уже там начать просмотр и сортировку - что заслуживает внимания, а что заслуживает мусорки. Я на данный момент снимаю в RAW + JPEG и все фотографии для начала скидываю в папку JPEG . Первый раз просматриваю JPEG "и (при помощи AcDSee ) и удаляю явный брак и то, что "так себе" (попарно JPEG + RAW ). Просматриваю второй раз и выбираю те фотографии, которые заслуживают внимания (при просмотре JPEG"а перехожу в Проводник и передвигаю одноимённый RAW в папку RAW . После такой сортировки у меня отбираются "явные фавориты" в папке RAW , а всё остальное остаётся в папке JPEG на "всякий пожарный" (вдруг ещё какие-то фотографии надумаю обработать). На этом этапе можно сделать резервную копию всей папки. Теперь открываю Lightroom и импортирую отобранные фавориты.

Папку "Temp" использую для временных файлов (обычно в формате PSD ) которым нужна небольшая доработка в Фотошопе . Например поднятие резкости фото под WEB делаю в Фотошопе при помощи Экшена (Action) от Павла Косенко : Интеллигентная резкость (версия 2) . Т.е. экспортирую обработанную фотографию из Lightroom"a в папку Temp в формате PSD и размером 900х600 с последующим открытием в Фотошопе . Запускаю Action, поднимаю резкость, сохраняю в папку Exported в формате JPEG с качеством "10 ". Т.е. "конечный результат" у меня оказывается в папке Exported , от куда уже можно загружать в свой Блог или ещё куда. В Lightroom"e тоже есть инструменты по поднятию резкости, но у Фотошопа результат мне нравиться больше, хотя получается немного не удобно (экспорт - открытие_в_фотошопе - манипуляции - сохранение).

Надо будет поэкспериментировать со всеми ползунками, может и получиться добиться качественного результата.

Очень часто начинающие пользователи Lightroom"a сталкиваются с такой проблемой: при просмотре только что импортированной фотографии, оно (фото) отображается нормально, но через секунду-две цвета меняются и результат становиться хуже чем только что было.

В первый момент Lightroom показывает JPEG , который встроен в RAW , а чуть позже показывается вариант "интерпретации" Вашего RAW"a в зависимости настройки Профиля камеры. Весьма вероятно проблема именно в неверном Профиле, который надо выбрать в секции Camera Calibration

Если там стоит ACR** или Adobe** , то поменяйте на Camera** - это должно помочь в "правильном" отображении Ваших фотографий.

В описанных выше вариантах рабочего процесса советуют создавать так называемые Умные Коллекции (Smart Collection) в которые фотографии будут попадать автоматически при изменении их статуса. Особенно хорошо настройки Smart Collections описаны в последней статье... только там по английски.

Чётко определите для себя "статусы " и это автоматизирует сортировку фотографий автоматически по нужным папкам (Умным Коллекциям ).

На этом всё, что касается начала работы в Lightroom "e.

Сайты

Теперь список полезных и интересных Интернет Ресурсов по Lightroom "у:

Основные русскоязычные сайты:

Плагины

Lightroom поддерживает Плагины . Список самых интересных и полезных из них приведён ниже. Если Вы знаете ещё какие-то хорошие Плагины, напишите мне, я их добавлю в список.

Мощнейший пакет из нескольких Плагинов на (почти) все случаи жизни!!! В комплект входят:


1) Sharpener Pro - для поднятия резкости

2) Color Efex Pro - большой набор фотографических фильтров, которые предназначены для улучшения ваших цифровых фотографий. В состав пакета входит более 50 фильтров и 250 различных эффектов.

3) Silver Efex Pro - новый превосходный плагин для Adobe Photoshop, позволяющий фотохудожникам выполнять стилизацию современных цифровых изображений под стильные черно-белые снимки.

4) Viveza – превосходный плагин, расширяющий функциональность набора инструментов для редактирования цифровых изображений

5) Dfine - потрясающий плагин для Adobe Photoshop, позволяющий избавиться от шума любого типа на ваших фотографиях.

6) HDR Efex Pro - инструмент для создания HDR (High Dynamic Range) изображений. Создан в помощь фотографам профессионалам и Proлюбителям для быстрого и легкого улучшения полного спектра HDR. Интересная статья про использование этого плагина лежит тут: HDR или псевдо-HDR с помощью Nik HDR Efex Pro



Все плагины совместимы как Lightroom , так и с Фотошопом .

Пресеты

Различные варианты обработки можно сохранять в так называемых Пресетах (Preset), которые можно скачать из Интернета и применять к своим фотографиям.

Небольшая подборка Пресетов есть тут:
2) Все фотографии, загружаемые с фотоаппарата , так же желательно хранить на отдельном физическом диске, отдельно от Каталога

3) Все готовые фотографии, которые будут Экспортироваться Лайтрумом, желательно так же хранить на отдельном физическом диске, отдельно от каталога и оригиналов .

4) Желательно иметь 64х-битную операционную систему так же как и 64х-битную версию Lighroom"a и Photophop"a .

5) Желательно иметь скоростной многоядерный процессор и чем больше оперативной памяти, тем лучше (от 4ГБ и выше)

6) Периодически проводите Оптимизацию Каталога из File > Optimize Catalog . Это действие запускает проверку структуры каталога и сжимает его до оптимального уровня.

7) Повышение размера кэша для Camera RAW позволит увеличить производительность модуля Develop (скриншот ). Edit > Preferences > File Handling > Camera Raw Cache Settings . Дополнительная рекомендация - хранить кэш на быстром диске (если он есть в системе).

Всё вышеперечисленное, думаю, очень актуально если идёт разговор про обработку большого числа фотографий и частого использование Lightroom"a.

и ещё несколько советов по работе Lightroom"a с Photophop"ом:
8) Если нужна доработка фотографии в обычном Photophop"е , то из Lightroom"а файл желательно сначала экспортировать в формат TIFF , иначе часть "качества" будет потеряна на этом этапе.

9) В Фотошопе можно создавать Дроплеты на основе Экшенов (звучит странно, но на самом деле всё просто) и эти Дроплеты использовать при экспорте фотографий из Лайтрума для автоматизации однотипных изменений, которые бы Вы в ручную проводили в Фотошопе (например повышение резкости). Подробная статья

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.



Отчетность