Бюджетные ограничения. Эффект влияния изменения дохода и изменения цен на бюджетное ограничение потребителя Бюджетное ограничение для расчета дохода

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I – доход потребителя, Р х – цена блага Х, Р y – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные кол-ва благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Р х Х + Р y Y

При Х=0, Y= I/Р y , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Р х, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Р х. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя (рис.4.2б).

5. Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В 1 , В 2 , В 3 , …, В n . Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р 1 х > Р 2 х > Р 3 х > Р 4 х и т.д.

Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX 1 в положение NX 2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX 3 , NX 5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».

Что такое бюджетное ограничение?

Определение 1

Бюджетное ограничение – это один из подходов к поведению потребителей, данный подход подразумевает потребительский выбор среди доступных товаров, ограниченный доходом потребителями и ценой на выбранные товары.

Таким образом, выше бюджетного ограничения потребитель не может приобрести товаров.

Бюджетное ограничение представляется в графическом и числовом выражении с помощью формулы. Графический метод используется чаще для наиболее понятного визуального представления прямой бюджетного ограничения (и предполагает выбор из двух групп товаров), а вот числовая формула может модифицироваться для исчисления бюджетного ограничения для нескольких групп товаров в зависимости от объемов и цены покупки.

Бюджетное ограничение представлено в графическом виде на рисунке 1.

Из графика видно, что рассматривается зависимость между двумя товарами 1 и 2, между которыми потребитель делает выбор по определенной структуре (на графике потребитель, ограничиваясь бюджетной линией, может приобрести 12 единиц товара № 1 и 6 единиц товара № 2 на весь свой бюджет).

Прямая А-D на графике является бюджетным ограничением, выше которой потребитель при сохранении цен на товары и доходов, приобрести товаров не может.

Основные свойства бюджетного ограничения потребителя

Бюджетное ограничение обладает следующими основными особенностями:

  • всегда отрицательный наклон прямой бюджетного ограничения;
  • угол наклона линии зависит от соотношения двух видов товаров (выбора потребителя в пользу одного или другого товара);
  • сдвиг прямой вверх при увеличении дохода и вниз при уменьшении дохода;
  • сдвиг прямой вниз при значительном повышении цен на товары, сдвиг прямой вниз при значимом снижении цен на товары (проявляется «эффект дохода» у потребителя становится больше средств для приобретения товаров);
  • потребитель может перейти от более дешевых товаров к более качественным товарам (проявляется «эффект замещения»);
  • стоимость одной единицы товара измеряется в стоимости другой единицы товара.

Пример 1

Общий доход потребителя измеряется на уровне в 20 единиц и цены товара №1 установлены на уровне в 5 единиц, товара №2 на уровне в 10 единиц. Потребитель на весь свой доход может приобрести 4 единицы товара №1 или 2 единицы товара №2. Но если потребитель захочет приобрести 2 единицы товара №1, то товар №2 можно приобрести только в размере одной единицы, так как общий доход составляет всего 20 единиц.

Какие факторы влияют на бюджетное ограничение?

Исходя из сущности бюджетного ограничения, на бюджетное ограничение потребителя влияют два основных фактора:

  1. цена товара;
  2. доход потребителя.

Также выделяются среди факторов и предпочтения потребителя, которые складываются из восприятия полезности от определенного товара по сравнению с другим товаром.

Таким образом, на бюджетное ограничение потребителя дополнительно влияет субъективное мнения потребителя о полезности товара.

Пример 2

Пример проявления данного фактора заключается в следующем: допустим, один человек предпочтет выбор в пользу сладостей, а другой в пользу полезных продуктов; либо кто-то предпочтет более известный товар, несмотря на его свойства, а кто-то выберет более практичный товар. Так проявляются предпочтения потребителя в кривой ограничения.

Все вышеуказанные элементы в совокупности формируют потребительский выбор, который находит свое отражение на прямой бюджетного ограничения.

В целом под влиянием данных трех факторов формируется потребительский спрос. При этом потребитель всегда предпочитает извлекать наибольшую пользу при ограниченном бюджете.

14. Бюджетное ограничение и потребительский набор

По существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребителя были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. Остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении (табл. 1).

Например, мы имеем 120 руб. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги мы обычно покупаем товар 1 и товар 2. При этом товар I стоит 10 руб., а товар 2 - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, мы должны решить, что купить, т.е. сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у нас есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб. Назовем четыре варианта.

Таблица 1

Выбирая комбинацию А, мы покупаем только товар 1 (12 шт.), а выбирая комбинацию D, покупаем только товар 2 (6 шт.). Потребительские наборы В и С включают не только товар 1, но и товар 2 (соответственно товар 1 (8 шт.) и товар 2 (2 шт.), товар 1 (4 шт.) и товар 2 (4 шт.)). Каждый раз наш выбор ограничен ценами на блага и нашим доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.

Бюджетное ограничение можно представить на графике в виде прямой бюджетного ограничения. На графике потребительские наборы представлены на линии, имеющей наклон слева сверху и вниз направо (отрицательный наклон). По горизонтальной оси отмечены товар 2, а по вертикальной оси - товар 1 (рис. 6).

Рис, 6. Линия бюджетного ограничения

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с кривой производственных возможностей.

По аналогии ее можно было бы назвать «кривой потребительских возможностей».

Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, т.к. его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если мы предпочтем потребительский набор В набору А, то наши альтернативные издержки покупки одного товара 2 будут равны двум товарам 1.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Правительство, как и каждый из нас, должно платить по счетам. Следовательно, у него есть бюджетное ограничение. Чтобы оплатить свои расходы, мы должны заработать или одолжить деньги. Государство использует те же способы: увеличивает доходы бюджета, вводя новые налоги, или одалживает деньги, выпуская государственные облигации.

Правда, в отличие от нас, государство имеет и третью возможность: напечатать деньги и заплатить ими за товары и услуги.

Методы финансирования государственных расходов подчиняются условию бюджетного ограничения государства, которое формулируется так: дефицит государ- \r\nственного бюджета DEF (разность между расходами бюджета G и налоговыми доходами 7) должен равняться сумме изменений монетарной базы АМВ и объема государственных облигаций на руках у населения АВ. Математически это условие можно записать так:

DEF = G - Т = АМВ + АВ. (27.1)

Чтобы увидеть, что означает бюджетное ограничение государства на практике, рассмотрим случай, когда правительство приобрело суперкомпьютер за 100 млн. долл. Если ему удастся убедить общественность, что этот компьютер стоит таких денег, оно сможет поднять налоги на 100 млн. долл., чтобы оплатить покупку, и дефицит бюджета будет равен нулю. В таком случае бюджетное ограничение говорит, что не надо печатать деньги или выпускать облигации, так как бюджет сбалансирован. Если налогоплательщики скажут, что компьютер слишком дорогой, и откажутся платить больше налогов, бюджетное ограничение говорит, что правительство должно продать населению облигации на сумму 100 млн. долл. или напечатать 100 млн. долл. денег, чтобы заплатить за покупку. В любом из этих случаев бюджетное ограничение выполняется; 100 млн. долл. бюджетного дефицита компенсируются изменением либо объема государственных облигаций на руках у населения (АВ =100 млн. долл.), либо монетарной базы (АМВ = 100 млн. долл.).

Из бюджетного ограничения правительства следует два важных вывода. Если дефицит государственного бюджета финансируется путем увеличения объема государственных облигаций наруках у населения, это не влияет на монетарную базу и, следовательно, денежную массу. Но если дефицит бюджета не финансируется за счет продажи государственных облигаций населению, монетарная база и денежная масса возрастают.

Есть несколько ответов на вопрос, почему дефицит бюджета ведет к росту монетарной базы, когда объем государственных облигаций на руках населения не увеличивается. Самый простой случай - государственное казначейство имеет законное право печатать наличные деньги для финансирования дефицита бюджета. Тогда государство просто оплачивает те расходы, которые превышают его доходы, новыми деньгами. Рост количества наличных денег напрямую увеличивает монетарную базу, вместе с которой растет и денежная масса путем многократного создания депозитов, описанного в главах 15 и 16.

Однако в США, как и во многих других странах, правительство не имеет права печатать деньги для оплаты своих расходов. Оно должно финансировать свой дефицит путем продажи облигаций населению, чтобы привлечь необходимые средства. Единственная альтернатива продаже облигаций населению - покупка государственных облигаций центральным банком. Чтобы не все государственные облигации оказались в руках населения, центральный банк должен покупать их на открытом рынке, что, как мы видели в главах 15 и 16, увеличивает монетарную базу и денежную массу.

Этот метод финансирования государственных расходов называется монетизацией долга, так как долговые бумаги правительства, выпущенные для финансирования бюджетного дефицита, заменяются деньгами повышенной мощности. Этот метод финансирования или более прямой метод, когда правительство просто выпускает наличные деньги, называют также (хотя и не совсем точно) печатанием денег, поскольку при этом создаются деньги повышенной мощности (монетарная база). Слово печатание вводит в заблуждение, поскольку главное в этом методе финансирования

\r\nдефицита бюджета - не печатание денег, а выпуск денежных обязательств перед населением после того, как деньги напечатаны.

Как мы видим, дефицит бюджета ведет к росту денежной массы, если он финансируется путем создания денег повышенной мощности. Однако из этой главы мы уже знаем, что инфляция может возникнуть только в том случае, если денежная масса растет постоянно. Может ли к этому привести дефицит бюджета? Да, если дефицит существует продолжительное время. Сначала, если дефицит бюджета финансируется печатанием денег, денежная масса вырастет, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен повысится (см. рис. 27.2). Если дефицит бюджета сохраняется, его снова нужно финансировать. Рост денежной массы продолжится, кривая совокупного спроса сдвинется дальше вправо, и уровень цен повысится еще больше. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать дефицит бюджета, а правительство будет финансировать его за счет увеличения монетарной базы. Длительное финансирование дефицита бюджета путем создания денег приведет к устойчивой инфляции.

Для этого процесса важно, что дефицит бюджета существует длительное время. Кратковременный дефицит не может вызвать инфляцию, так как в этом случае мы будем иметь ситуацию, изображенную на рис. 27.3, т.е. одноразовый рост государственных расходов. В период, когда дефицит существует, произойдет рост денежной массы для его финансирования, кривая совокупного спроса сдвинется вправо, а уровень цен вырастет. Если в следующий период дефицит отсутствует, больше нет необходимости печатать деньги. Кривая совокупного спроса не смещается вправо, уровень цен перестает расти. Следовательно, одноразовый рост предложения денег для финансирования временного дефицита бюджета вызывает только одноразовый рост цен и не приводит к инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета может быть источником устойчивой инфляции только в случае, если он существует продолжительное время и правительство финансирует его путем увеличения монетарной базы, а не продажи облигаций населению.

Почему же правительства, зная об угрозе инфляции, часто финансируют устойчивый дефицит бюджета печатанием денег? Не ответив на этот вопрос, мы не сможем понять, как дефицит бюджета вызывает инфляцию.

Еще по теме Бюджетное ограничение государства:

  1. 2. Международно-правовое сотрудничество Россиис Международным валютным фондом и государствами Евросоюзав сфере денежно-кредитного регулирования
  2. 1. К вопросу о создании единой денежно-кредитной системыСодружества Независимых Государств
  3. 9.4. Фискальная политика государства. Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку
  4. Тема56. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ.
  5. § 1. Банковская система России и её роль в финансовой деятельности государства.
  6. § 2. Содержание и пределы ограничения конституционного права на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  7. § 1. Проблемы теории конституционного государства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века
  8. § 2. Проблема соотношения конституционного и правового государства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Бюджетная область потребителя

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

При этом способность потребителя удовлетворять ϲʙᴏи вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, кᴏᴛᴏᴩый он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие товары.

Оба данные фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

P 1 Q 1 + P 2 Q 2 ≤ R

  • P 1 P 2 — цены на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие товары Q 1 и Q 2
  • R — доходы потребителя

Бюджетная линия

В случае если потребитель полностью расходует ϲʙᴏй доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P 1 Q 1 + P 2 Q 2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии , имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, кᴏᴛᴏᴩые может приобрести потребитель, расходуя весь ϲʙᴏй денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Вот к примеру, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие ϲʙᴏйства бюджетных ограничений потребителя:
  • при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.
  • увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Экономическое поведение потребителя

Точка оптимума

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение данных графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор будет лучшим для потребителя.

Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность)

Условия оптимума

Для оптимального потребительского набора выполняются следующие условия:
  • равновесная комбинация товаров (х*1,х*2) всегда лежит на бюджетной линии, а не под нею. Это означает, что для максимизации полезности потребитель должен полностью использовать имеющийся доход (сбережения тоже рассматриваются как доступный для "покупки" товар);
  • в точке равновесия угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, или

Угла наклона кривой безразличия = МRS = — Δх2/ Δх1,

Угла наклона бюджетной линии = — Р1/Р2.

Следовательно, второе условие максимизации полезности предполагает такое распределение дохода потребителем, при кᴏᴛᴏᴩом предельная норма замещения одного товара другим равно обратному отношению их цен

МRS = — Р1/Р2 ,

Δх2/ Δх1=Р1/Р2 .

Экономический смысл данного условия — МRS товара 2 товаром 1 определяет уровень, при кᴏᴛᴏᴩом потребитель желает заменить один товар на другой. Отношение цен (Р1/Р2 ) определяет уровень, при кᴏᴛᴏᴩом потребитель может заменить товар 2 товаром 1. Пока данные уровни не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.

Второе условие максимизации может быть записано по-другому. Из определения предельной полезности

MU1= Δ TU/ Δх1;

MU2= Δ TU / Δх2.

В случае если разделить МU1 на МU2, то мы получим

МU1/МU2 = Δх2/ Δх1 ,

МU1/МU2 = Р1/Р2 .

Отсюда вытекает равенство

МU1/ Р1 = МU2/ P2 .

В случае товаров, выражение принимает вид

MU1/P1= MU2/P2 = …= MUn/Pn = MU сбережений .

Это означает, что условия максимизации полезности, выведенные путем анализа кривой безразличия (ординалистским путем) и с помощью кардиналистской модели полезности, могут быть записаны одинаковым способом.



Отчетность