Буксировочный узел для автомобиля. Делаем петлю на стальном тросе. Разновидности строительных тросов

И. Жупанский, Великий Устюг

УАЗ Патриот постоянно требует мелких доработок. Когда пришлось поменять порванные резиновые накладки на порогах, новые я решил дополнительно укрепить. Для этого купил в магазине стройматериалов две дюралевые накладки на дверные пороги и, обрезав по размеру, закрепил саморезами. Думаю, резина прослужит дольше. (Накладки лучше сделать из материала, не боящегося коррозии, например из прочного пластика. - Прим. ред. )

Еще одна несложная доработка . Время от времени приходится возить в багажнике поклажу, а полки или шторки, скрывающей вещи от посторонних взглядов, у Патриота нет. Сделать ее я решил из пластикового подоконника. Укоротив его, положил на торцы сложенных боковых сидений. Теперь злоумышленникам не видно содержимое багажника: меньше вероятность кражи - и мне спокойнее.

ХОЗЯИН - БАРИН

И. Замуруев, Тверская область

Не везет мне с покупкой запчастей! Всего полгода назад менял на ВАЗ‑2114 радиатор отопителя. Работу выполнили в сервисе - со снятием приборной панели и, поверьте, за немалые деньги. Но на днях радиатор опять потек. На этот раз я решил всё сделать самостоятельно. Просто взял - и вырезал часть нижней полки панели под перчаточным ящиком ровно настолько, что теперь любые проблемы с печкой могу решить в пять минут. Кто-то мне скажет, что эстетика пострадала, но я считаю, что для моей рабочей лошадки это далеко не главное. Кстати, и места в салоне стало больше.

ЛОМ ПРОТИВ ЛОМА

А. Карпенко, Мордовия

После замены задних колодок порой довольно трудно поставить на место тормозной барабан. Даже если полностью ослабить трос стояночного тормоза, посадить его руками не всегда удается. Обычно в таких случаях рекомендуют напильником слегка обработать края колодок на конус. Но и это не всегда помогает. Чтобы аккуратно (без перекосов) посадить барабан, закажите в мастерской болты с такой же резьбой, как у колесных, но большей длины. Ее, зная глубину барабана, вычислить нетрудно.

От отдела информации ЗР. Нередко фрикционные накладки слишком толстые, и опиливать их необходимо по всей рабочей поверхности.

ВЕРХОМ НА ЛОПАТЕ

В. Кондрашов, Мценск

Зимой чаще возникают проблемы с аккумулятором , вынуждающие снимать его для подзарядки. Для этого батарею приходится нести домой. Масса - около пуда, ручка либо очень неудобная, либо ее вообще нет. Тащить аккумулятор на себе - испытание даже для молодого и крепкого мужчины, что уж говорить о женщинах и пожилых людях. Меня в этой ситуации очень выручает широкая лопата для уборки снега. Ставлю батарею на нее и везу, как на салазках.

КАК МОРЯКИ И АЛЬПИНИСТЫ

В. Кашкин, Санкт-Петербург

Представим, что нерадивый автомобилист, у которого даже троса при себе нет, просит отбуксировать его машину. Вы готовы помочь, но крюк вашего троса к чужой проушине не подходит. Мало того, затянутый намертво узел крюка никак не распутать. Но тот, кто умеет вязать специальные узлы, с такой ситуацией не столкнется. Взять, например, беседочный узел, или булинь (англ. bowline). Его особенность: концевая петля не затягивается под нагрузкой и в то же время не скользит по тросу, не портит его. А без нагрузки даже намокший узел развязать нетрудно. Только учитывайте, что завязанные петли сокращают общую длину троса. Напоминаю, что согласно Правилам дорожного движения расстояние между буксирующим и буксируемым автомобилями должно быть от четырех до шести метров.

МОЗГОВАЯ АТАКА

А. Маслов, Магнитогорск

При сборке двигателя 1.8 TSI на своей Октавии я столкнулся с любопытной задачей. Чтобы правильно затянуть распределительный клапан регулятора фаз (момент затяжки 3,5 кгс·м), необходим динамометрический ключ с трещоткой. Но он предназначен только для правой резьбы, и это логично, ведь в большинстве случаев она нарезана именно в эту сторону. А на клапане - резьба левая. Как быть? Если ваш динамометрический ключ, как и мой, разборный, то заставить его работать в левую сторону - дело пяти минут. Нужно лишь переставить в трещотке зубчатый ролик квадратом в другую сторону. Вернуть трещотку в исходное положение по окончании операции столь же легко.

Сталь - это материал, который прекрасно выдерживает самую большую нагрузку. Правильно сплетенные элементы формируют мощную опору. Зависимо от варианта плетения, для специальных требований и задач выбирают только определенную структуру. Но даже самый прочный стальной канат может оборваться, после чего возникает необходимость создания петли на конце. А произвести плетение стального троса вы можете самостоятельно, даже в полевых условиях.

Назначение стального троса

Стальные тросы в большинстве случаев являются основным грузонесущим элементом транспортных, грузоподъемных и дорожных механизмов. Они свое применение нашли в таких отраслях, как нефтеперерабатывающая, угольная промышленность, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, строительная индустрия, речной и морской транспорт. Выбирают стальные тросы для использования, зависимо от характера и массы данного груза.

Основная сфера использования грузовых стальных тросов - это тяговые и подъемные промышленные механизмы. Это мостовые краны, буровые устройства, растяжки разного эксплуатационного назначения, экскаваторы, судовая система подъемного транспорта, нефтедобывающие устройства. Для передвижения объектов с людьми (подъемные механизмы шахт, лифты) выбирают грузолюдские канаты.

Арматурные стальные канаты применяются в основном для армирования железобетонных конструкций. Также в строительстве стальной трос используется в качестве несущих элементов различных конструкций, вспомогательного элемента землеройного оборудования. Благодаря надежной конструкции с легкость выдерживать стальной трос нагрузки, оказывающие в процессе строительных манипуляций, к примеру, подъем на высоту бетонных плит.

Из металлического троса изготавливают и канатные стропы — гибкие грузозахватные приспособления, которые необходимы для подвески груза к крюкам и прочим рабочим органам грузоподъемной машины. Стропы используются при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке особо крупногабаритных грузов, в которых присутствуют специальные петли, проушины и скобы для захвата.

Конструкция стального троса

Стальной канат представляет собой гибкое металлическое изделие, что производится из стальной проволоки и состоит из скрученных между собой прядей. Высокоуглеродистая оцинкованная проволока обычно имеет диаметр 0,4 - 3 миллиметра с пределом прочности при процедуре растяжения 130 - 200 кгс/мм2.

В средине тросы имеют сердечник. Сверху канат покрывается алюминием или цинком для придания нержавеющих свойств. Сердечник играет роль внутренней опоры для прядей, предохраняет их от проваливания к центру и нужен для сопротивления радиальному давлению жил при нагрузках на канат, не допуская поперечной деформации изделия. Его изготовляют из разных материалов: металлических, органических, натуральных или синтетических.

Органические сердечники изготавливают из пеньки, сизаля, манилы или хлопчатобумажной ткани, они способствуют формированию круглой формы каната и, будучи пропитанными противогнилостной смазкой (пушечной смазкой, вазелином, канатной мазью), уменьшают трение между проволоками. Минеральные сердечники изготовляют из асбеста и применяют в тросах, которые предназначены для работ в условии высоких температур. Смазка, которой пропитан минеральный сердечник, в процессе использования стального каната проникает в места между проволоками, при этом защищая его от коррозии.

Для наружного слоя принято использовать более толстую проволоку, поэтому стальной канат незаменим для работы, связанной с трением или в условии химических сред. Цинковое покрытие проволоки, которое повышает характеристики стального троса и предохраняет канат от ржавления, бывает трех разновидностей: ЛС - для легких условий, СС - для средних условий, ЖС - для жестких условий и использования в морской воде. Проволока производится трех марок: I, II и В. Наиболее качественной проволокой, которая обладает большой механической прочностью и вязкостью, является материал высшей марки В.

Конструкция троса обозначается тремя цифрами, выражающими число прядей, количество проволок в пряди и органических сердечников. К примеру, запись подобного вида «6 X 37 + 1 ОС» значит: шестипрядный трос, который имеет в пряди по 37 проволок и один органический сердечник. Чем больше в пряди проволок и чем меньше они имеют диаметр, тем стальной трос будет гибче.

Стальные канаты, кроме значительной несущей способности, отличаются высокой гибкостью. Одним из неоспоримых достоинств таких тросов является их устойчивость к резким динамическим нагрузкам. Так как износ данных изделий происходит постепенно, идентифицировать дефекты этих приспособлений вы сможете своевременно.

Разновидности строительных тросов

Зависимо от числа проволок в тросе, стальные канаты бывают различной гибкости — менее гибкие канаты из 42 проволок; гибкие стальные тросы из 72 проволок, в каждой пряди по 12 штучек вокруг пенькового сердечника; изделия повышенной гибкости, что свиты из 144 тонких проволок в каждой пряди по 24 вокруг пенькового сердечника.

Стальные тросы по конструкции делятся на три вида:

  1. Канат одинарной свивки состоят из одной пряди, проволока которой имеет одинаковый диаметр и свита в один или несколько слоев (до четырех) по спирали вокруг одной проволоки.
  2. Трос двойной свивки называют тросом тросовой работы. Он изготовляется свиванием в один или два слоя нескольких прядей вокруг одного металлического, минерального или органического сердечника.
  3. Трехпрядные тросы свивают из нескольких тросов, которые называют в этом случае стрендями. Пряди канатов тройной и двойной свивки состоят из проволок, что могут иметь одинаковый или разный диаметр.

По уровню крутимости стальные тросы бывают крутящимися и малокрутящимися. По материалу сердечника каната - с металлическим сердечником (стальной однопрядный и стальной проволочный) и с органическим сердечником (волоконный, натуральный, синтетический, волоконный, волоконный армированный).

По сочетанию направлений свивки стальных тросов и его элементов канаты бывают:

  • односторонней свивки: направление каната и свивки в пряди проволоки одинаковы;
  • крестовой свивки: направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки в канат прядей;
  • комбинированной свивки: с одновременной практикой в канате прядей левого и правого направления свивки;
  • тройной свивки: крестовой свивки с противоположным направлением свивки проволок и прядей.

Использование стального троса

Хочется вас заранее предостеречь от использования очень тонких канатов, хоть и цена стального троса в этом случае будет не слишком высокой. Также помните, что чем тоньше будет проволока, тем трос больше подвергается износу и коррозии. Самыми коррозионно-устойчивыми выступают тросы из нержавеющей или оцинкованной проволоки. Тросы из омедненной или неоцинкованной проволоки способны быстро покрываться ржавчиной и разрушаться, особенно в участках изгибов.

Наиболее надежным и функциональным в эксплуатации выступает оцинкованный стальной трос. Методика его изготовления состоит в специфическом переплетении стальной проволоки различного поперечного диаметра. Кроме этого, сердечник, что располагается в центральной части, для усиления стойкости к разным видам воздействий покрыт специальной смазкой и антигнилостной пропиткой.

Основной задачей ухода за стальным тросом в условиях их использования является сохранение структуры и формы изделия, которая была придана ему при изготовлении, и защита его от коррозионного и механического повреждения. При хранении каната, что намотан на барабан, его ось должна располагаться параллельно полу, на котором установлен барабан.

При длительном хранении изделия должны периодически осматриваться по наружному слою, на них также наносят сплошной непрерывной пленкой канатную смазку. В качестве смазки можно применять торсиол-55, торсиол-35, ГОСТ 20458-75, БОЗ-1 по техническим документам. Трос перед нанесением смазки нужно очистить от грязи и старой смазки разными способами. Наиболее простой — очистка с помощью хлопчатобумажных концов и стальных щеток. При её нанесении на трос температура смазки должна доходить до 80—100 градусов по Цельсию.

Плетение стального троса

Безусловно, канаты из стали имеют большую прочность. Однако если вы идентифицировали разрыв стального троса, нужно провести работу по его восстановлению, которая начинается с осмотра каната. В месте обрыва концы следует удалить ножницами по металлу или кусачками. Главное, чтобы концы каната были обрублены ровно.

Трос для этого помещают на грань двутавровой или швеллерной балки и перебирают с помощью молотка. Или отсекают ненужные части отрезным кругом, если в наличии имеется угловая шлифовальная машина, и утилизируют. Все работы с тросом в целях безопасности рекомендуется производить в рукавицах или перчатках.

Трос нужно расплести на длину 60—80 сантиметров и разделить на пряди. Затем одну прядь необходимо загнуть на расстоянии 30 сантиметров от целой части троса и оплести другой, продвигаясь к основной части стального троса. С помощью монтировки канат нужно оплести еще на один-два витка свободным концом. Аналогичные действия следует проделать и со следующими прядями. Петля в итоге получится с некрасиво торчащими концами.

Один конец намотайте на две переплетенные ветви и спрячьте, другим концом обмотку производите в обратную сторону. А лучше заплетите имеющиеся три части, придав им форму обычной косички. С помощью третьей пряди нужно обмотать косичку, вплести в петлю и снова обернуть вокруг косички. Процедуру продолжают, пока будут иметься свободные концы, каждый прут при этом направляют навстречу предыдущему и внутрь косички заводят их концы.

Для исключения травм и большей надежности косичку рекомендуется зафиксировать в нескольких местах хомутами, роль которых могут выполнить куски стальной проволоки, что плотно наматывают плоскогубцами и прячут внутри косички. По окончании работы в целях безопасности косу обматывают изоляционной лентой, это показано на видео, как заплести стальной трос.

Для получения прочного и надежного соединения в процессе плетения стального троса нужно создавать на пряди равномерную нагрузку и стремиться к их симметричной укладке. Причем это актуально для разных типов стальных канатов. В процессе работы рекомендуется периодически производить обжим мест переплетения.

Создание петли на тросе

В некоторых ситуациях появляется необходимость узнать, как заплести на стальном тросе петлю - при опускании погружных насосов, для создания растяжки для антенны и буксировочного троса. Завязать из стального каната узел не получится из-за его жесткости. А вот петлю на его конце вы сможете сделать достаточно аккуратную. Как и при плетении стального каната, нужно обрубить концы разлохмаченного троса. Положите трос на массивное основание и ударьте острым концом молотка несколько раз в одно место. Можете для этой цели использовать болгарку.

В итоге вы получите ровный, аккуратный конец каната без изломов. Расплетите стальной трос примерно на 60-80 сантиметров. При помощи отвертки нужно его разделить его на две части по толщине. При 7-прядном канате в одной части должны быть 4, а во второй части - 3 пряди. Обе части обмотайте вокруг друг друга и на конце стального троса сделайте петлю приблизительно 10 сантиметров в диаметре.

Учитывайте при этом сокращение диаметра петли каната в процессе плетения на размер толщины. Для формирования петли основную 4-прядную часть стального троса нужно согнуть навстречу 3-прядной части. В бороздки основной части каната уложите вторую часть троса.

Обкрутите вокруг черенка поочередно оставшиеся концы двух прядей, что сплетены. Далее каждую из четырех свободных прядей обмотайте поочередно вначале вокруг черенка, потом вплетите эту прядь в петлю и обмотайте снова вокруг черенка. Для надежной заделки петли обеспечьте на конце троса прохождение каждой пряди в петлю, по отношению к предыдущей, на встречном направлении.

Накройте концы предыдущих прядей стального каната последующими, пока в ваших руках свободными не останутся две пряди. Аккуратно их просуньте между прядями петли троса при помощи отвертки. Это место обмотайте изоляционной лентой. Также их можно заделать в сплющенные трубки. Таким способом у вас получится спрятать концы стального троса и сделать петлю на канате менее травмоопасной.

Огон на стальном тросе

Перед изготовлением огона нужно на определенном расстоянии от конца стального каната наложить прочную временную марку, закрепить концы прядей марками, а потом на пряди распустить концевую часть троса. Затем трос следует уложить в виде петли нужного размера и произвести пробивку ходовых прядей. Существует много методик пробивок, но мы рассмотрим только самый распространенный способ.

Удобно выполнить первую пробивку, если огон обращается своей изогнутой частью к рабочему, а ходовые пряди размещаются справа. Первую ходовую прядь проводите в трос против его спуска справа налево, под 3 коренные пряди. Пробивают пряди вторую и третью под две и одну пряди соответственно. Когда вы совершите пробивку первых 3 прядей, огон нужно перевернуть, после чего выполнить пробивку 4-ой и 5-ой ходовых прядей.

Прядь четвертую пробивают под две, а 5-ую — под одну прядь стального троса. Затем можно снова перевернуть огон и ему придать первоначальное положение, в трос пробить шестую ходовую прядь, которую вводят под одну прядь стального изделия по направлению его спуска. Этим завершается процедура первой пробивки.

При последующей пробивке каждую ходовую прядь вводят справа налево в канат по правилу «прядь через одну под две». По окончании процесса каждой пробивки пряди следует обтянуть, что можно выполнить, зависимо от толщины и прочности стального троса, вручную или же при помощи талей или тисков. Для уменьшения толщины стального каната в месте пробивки рекомендуются пробить три пряди четыре раза, а остальные - три. Обрубайте концы ходовых прядей у самого каната, после чего изделие клетнюется луженой проволокой.

Канат является сложным проволочным изделием, на плечи него ложится большая ответственность, поэтому качество стального каната должно быть на высоте, и так важно знать, как правильно заплести стальной трос или сделать петлю и огон на нем.

Какой предмет должен обязательно присутствовать в автомобиле наравне с аптечкой и запаской? Конечно же, буксировочный трос, он же плотный и прочный канат, предназначенный для отбуксировки автомобиля в случае серьезной поломки или застревания в грязи (снегу).

Современные производители предлагают потребителям огромное количество видов буксировочных тросов. Сейчас можно даже приобрести аксессуары для авто оптом , но покупка качественного троса еще не гарантирует того, что вы сможете с толком использовать его по назначению. Почему?

Дело в том, что надежно прикрепить неисправное или застрявшее авто к буксиру вы сможете лишь грамотно завязав трос, а это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Обо всех секретах правильного завязывания буксировочного троса вы узнаете из статьи.

Важные нюансы

Перед тем, как приступить к завязыванию троса необходимо обратить внимание на элементы самого крепления:

  1. Самыми лучшими считаются модели тросов, которые оснащены карабином или крюком – зацепом с защелками – фиксаторами.
  2. Для наиболее надежного фиксирования лучше выбирать тросы, сделанные из корабельного каната.
  3. Тросы с карабином цепляют к проушине, причем левой от машины буксировщика и правой – от авто буксируемого. При данном варианте буксировки трос будет размещен параллельно оси авто и не сможет мешать движению.

Понятно, что прикрепление карабина особых навыков не требует, но если такая деталь на тросе отсутствует, придется привязывать трос к авто самостоятельно.

Варианты завязывания

Самыми надежными узлами для буксировки автомобилисты называют следующие:

  1. Беседочный или булинь. Для завязывания узла один из концов троса прокручивают петлей, а его краешек засовывают в образованную петлю и прокручивают вновь, образовав еще одну петельку. В подвижную петельку засовывают торчащий кончик троса и затягивают, после чего надевают на крюк.
  2. Калмыцкий узел. Для его завязывания также, как и в предыдущем варианте, образуют петельку, согнув конец троса, после чего протягивают торчащий конец в образованную петлю, а затем вытягивают конец, перекрутив его через уже получившийся узел и затягивают.
  3. Буксировочный узел. Для его завязывания конец троса набрасывают петлей на крюк для буксировки машины, после чего свободный конец троса вновь накручивают вокруг буксира для образования двойной петли. После этого свободный конец петли протягивают через узел между двумя другими и вновь набрасывают петлю на крюк, после чего закрепляют конец троса простым узлом.

Данные узлы не только наиболее надежные, но и самые простые. Научиться завязывать буксировочный узел поможет это видео:

Применяются в сфере транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, морского и речного транспорта, в строительной, угольной, нефтяной индустрии. Чаще же всего они используются в качестве главной грузонесущей детали разнообразных механизмов – грузоподъемных, транспортных, дорожных.
>Конструктивно стальной канат – это металлическое гибкое изделие, состоящее из прядей, скрученных между собой, изготавливаемое из стальной проволоки.

Сверху на трос иногда наносится цинк либо алюминий, что придает конструкции антикоррозионные характеристики (вспомните, как долго служит оцинкованная либо со специальным покрытием). В середине данного изделия располагается сердечник, который не дает развиваться поперечной деформации в канате и проваливаться прядям к центру. По сути, этот элемент конструкции, производимый из органических, металлических, синтетических или натуральных материалов, является внутренним каркасом для прядей.

По конструкции канаты из стали принято подразделять на три типа:

  • одинарной свивки: одинаковая по сечению проволока одной пряди свивается по спирали в 1–4 слоя;
  • двойной свивки: вокруг одного сердечника свивается несколько прядей в один либо в два слоя;
  • трехпрядные (стренди): используется несколько канатов, которые могут иметь различное или одинаковое сечение.

По степени гибкости стальные тросы бывают:

  • повышенной гибкости: вокруг сердечника одной пряди свивается по 24 проволоки (общее число тонких проволок – 144);
  • стандартной гибкости: 12 проволок вокруг сердечника, всего – 72 проволоки;
  • малогибкие: для их изготовления применяется всего 42 проволоки.

Также канаты делят на четыре разновидности по направлению, в котором производится свивка их элементов и непосредственно изделия:

  • крестовые: направление свивки прядей в трос противоположно направлению свивки проволоки;
  • односторонние: одинаковые направления;
  • тройные: свивка крестового типа, пряди и проволоки свиваются в противоположных направлениях;
  • комбинированные: в изделии одновременно свивается проволока правого и левого направлений.

Другие виды деления канатов:

  • по материалу, из которого делают сердечник: он может быть органическим, стальным проволочным либо однопрядным;
  • по степени крутимости: малокрутящиеся или крутящиеся.

2 Как правильно заплести стальной трос – схема процесса

Для выполнения этой задачи нужно подготовить следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • отвертку;
  • ножницы по металлу;
  • кусачки;
  • средства защиты рук (перчатки);
  • проволоку.

  • Максимально ровно производим обрубку концов каната. В тех случаях, когда на конце конструкции имеются загибы, необходимо немного расплести каждую прядь, а затем, используя ножницы либо кусачки, обрезать все дефекты.
  • Расплетаем изделие на пряди (от края не менее чем на 50 сантиметров).
  • Берем две пряди и отмеряем от края, который не расплетали, длину, равную диаметру нужной нам петли. При этом следует добавить еще несколько сантиметров длины (петля по своим геометрическим параметрам немного уменьшится в процессе плетения). После этого создаем петлю, заворачивая пряди.
  • Один из концов пряди откручивается, его кончик прячется в переплетенные пряди, а другой необходимо обмотать в противоположную сторону. Если позволяет длина, из трех получившихся частей можно сделать косичку (пряди вплетаются поочередно).
  • Третью прядь нужно сначала закрутить вокруг косички, потом вплести петлю в нее, а затем опять закрутить вокруг косички. Описанные действия выполняются по очереди, прутки пропускаются по схеме, предполагающей, что предыдущий будет идти навстречу следующему.
  • После этого внутрь косы нужно запрятать кончики прутьев. В итоге получатся две выбивающиеся из общей конструкции пряди. Их при помощи пассатижей или отвертки засовывают внутрь.

Рекомендуется при помощи хомутов полученную целую косу затянуть в 2 3 местах. Сделать такие затягивающие приспособления несложно из кусочков металлической проволоки, которые обматывают вокруг каната плотными кольцами, а после этого туго затягивают плоскогубцами. Не забудьте запрятать выступающие части хомута внутрь косички, предварительно загнув их.

Место проведенной "операции" желательно обмотать изолентой. Она, во-первых, поможет надежно скрепить стальные концы, во-вторых, обеспечит человеку безопасность эксплуатации троса. Кроме того, специалисты советуют вплетать добавочную проволоку внутрь каната. Это сделает его более крепким.

Для получения стопроцентно надежного и прочного соединения следует во время плетения симметрично укладывать пряди и прикладывать к ним равномерное давление. А периодический обжим участков переплетения станет гарантией еще большей прочности конструкции.

3 Как создать на стальном канате петлю?

В ряде случаев возникает необходимость плетения петли на конце троса (например, при формировании растяжки для буксировочного троса или антенны, опускания на глубину каких-либо устройств и так далее). Понятно, что высокая жесткость изделия не позволит завязать узел на его конце. Зато петлю сделать можно без особых проблем.

  • концы каната отрезаются болгаркой или обрубаются молотком (используется его острая часть);
  • трос расплетают на 60–80 см и делят на две части (3 и 4 пряди) при помощи обычной отвертки;
  • эти части сматывают друг с другом;
  • делают петлю (в диаметре она должна быть около 10 см);
  • сгибают первую часть (четырехпрядную) навстречу второй, которая в свою очередь помещается в бороздки основного участка троса;
  • сплетенные пряди (их концы) обкручивают поочередно вокруг черенка;
  • каждую из свободных прядей поочередно закручивают вокруг черенка, вплетают их в петлю и опять повторяют процесс.

Затем необходимо накрыть концы прядей (каждый последующий конец накладывается на предыдущий). В результате таких действий получают две свободные пряди, которые следует поместить при помощи отвертки между петельными прядями. Это место желательно заделать трубками, сплющив их, либо изолирующей лентой. Столь нехитрая процедура в разы снизит травмоопасность применения каната с самодельной петлей.

Более сложно, но тоже реально сделать и огон на тросе из стального материала. Для этого на некоторой дистанции от его конца накладывают временную прочную марку, закрепляют марками концы прядей, после чего распускают конец каната.

Трос в форме петли требуемого диаметра укладывается на твердую поверхность, после этого выполняется пробивка его прядей (ходовых). Таких пробивок обычно делается несколько, но самой важной из них является первая. Именно она в основном и обеспечивает надежность огона. Заметим, что способов пробивки стальных канатов существует несколько. И в одной из последующих статей мы обязательно поговорим о них более подробно.

Надеемся, что теперь вы сможете самостоятельно отремонтировать стальной трос или завязать на нем петлю нужного вам размера, приложив к этому минимум усилий и максимум почерпнутых знаний.

По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”

2. Незатягивающиеся узлы.

Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю.

После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов “чужими” и “своими” концами.


Рис. 9. Простой полуштык

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение “накинуть полштыка” обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягивающийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б ), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе, и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: “Два полуштыка спасли корабль королевы” и “Три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты”.

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.



Рис. 10. Простой штык:
а - правильно завязанный; 6 - перевернутый (неправильный)

Коечный штык (рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде "Койки вниз!" их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.



рис. 11. Коечный штык

Простой штык со шлагом (рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае, он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.



Рис. 12. Простой штык со шлагом

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.

Штык с обносом (рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.



Рис. 14. Штык с обносом

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Обратный штык (рис. 16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку, у некоторых марок автомобилей.


Рис. 16. Обратный штык

Мачтовый штык (рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.


Рис. 17. Мачтовый штык

Буксирный узел (рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.


Рис. 18. Буксирный узел

Портовый узел (рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением.

Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.



Рис. 19. Портовый узел


Отчетность