Тренинговая программа. Программы тренингов

Программы тренингов

Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков. Формирование корпоративной культуры. Программа подготовки детей к школе. Программа конфликтологического тренинга. Программа тренинга мотивации достижения. Программа довольно популярного тренинга командообразования, состоящего из психофизических упражнений. Список литературы по теме психологических тренингов. Предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций. Цель курса – помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыки защитного поведения. Программа подготовки к школе: общее развитие, умение произвольно управлять собой, формирование мотивов, побуждающих к учению. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Помощь участникам в преодолении чувства одиночества, обучение способам противостояния ему. Создание условий для личностного роста подростков. Достижение стойкого повышения уровня мотивации достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неудачи у участников тренинга. Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции. Всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника. Овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа "Я". Формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие. Овладение навыками практического самопознания. Развитие личностно значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, критичности и гибкости установок. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения. Отработка навыков понимания других людей. Овладение навыками эффективного слушания. Активизация процесса самопознания и самоактуализации. Расширение диапазона творческих способностей. Определение миссии организации, базовых ценностей. Формулирование стандартов поведения членов организации. Формирование традиций организации. Разработка символики.

Любая авторская программа тренинга менеджеров может состоять из общих элементов, технических приемов, процедур. Каждый тренинг вместе с тем представляет собой творческий процесс создания чего-то нового, уникального. Попытаемся описать наиболее часто используемые нами технические приемы, методологические подходы.

Композиция программы тренинга

После индивидуальных интервью с будущими участниками тренинга и окончательного определения состава группы тренер переходит к этапу разработки программы тренинга.

1. Определение целей тренинга, выделение круга навыков, которым вы собираетесь обучать менеджеров, проблем, которые планируете поднимать и решать в процессе тренинга. (Более подробно возможные варианты и уровни тренинга рассматривались в главе 1, раздел 2.) Некоторые модули тренинга будут представлены более подробно ниже.

2. Распределение запланированных для тренинга навыков и умений по дням и часам всего процесса обучения, а также типичных проблем управления персоналом по основным блокам, близким по существу с тренируемыми коммуникативными навыками. Любой тренинг включает начальный этап, собственно тренинг и завершение.

3. Решение методических вопросов: определение методических приемов, с помощью которых будут отрабатываться те или иные навыки. Мы опишем методики и приемы, которые используем (см. ниже).

4. Разработка так называемых ориентировочных основ: краткий список и описание техник, приемов, которые планируется тренировать. Описание таких основ прилагается к каждому модулю (см. ниже).

5. Разработка информационных листов, цель которых - передать участникам в сжатой форме важную информацию в письменном виде. В них понятным, доступным для менеджеров, чаще имею-

щих техническое образование, языком излагаются установившиеся в психологии положения, теории, концепции, подходы, помогающие менеджерам в их работе. Ряд информационных листов мы также предлагаем (см. ниже).

6. Подбор ситуаций и разработка упражнений к каждой технике и коммуникативному приему. Ситуации могут быть из обычной жизни, а также из «деловой жизни» менеджеров. Мы опишем ряд ситуаций и упражнений, которые можно использовать. Постепенно у начинающих тренеров будут появляться свои.

7. Предварительное распределение упражнений среди участников так, чтобы упражнение совпадало или было близко к проблемам конкретного человека или было им созвучно. Сделать это можно, опираясь на информацию, полученную во время индивидуальных интервью.

8. Добавление индивидуальной проблемы или ситуации к общей программе дня, если, по вашему мнению, она тесно связана с тренируемыми умениями.

9. Предположительный выбор дополнительного метода, который вы будете использовать при решении индивидуальных проблем. Так, например, им может быть психодрама, причем с инверсией ролей (когда участник играет роль другого человека, с кем ему сложно общаться в определенных ситуациях, например, отказа или требования). Возможно использование видеозаписи, позволяющей менеджеру увидеть свое поведение и реакции со стороны.

Если вы проделали всю эту работу, считайте, что уже готовы к проведению тренинга.

Начальный этап тренинга

У каждого этапа тренинга, как у любой фазы деловой коммуникации, есть свои цели и задачи.

На начальном этапе главными задачами, на наш взгляд, являются:

□ создание благоприятной атмосферы: достаточно комфортной, эмоционально теплой, которая будет способствовать созданию доверительных отношений между участниками;

□ начало формирования партнерских взаимоотношений между участниками, с использованием модели взаимоотношений тренера с участниками тренинга;

О формирование деловой направленности и мотивации к обучению;

□ определение правил, рамок дальнейшего взаимодействия в процессе обучения.

Решить эти задачи поможет следующее.

Информационное сообщение

Во-первых, тренер может сделать небольшое информационное сообщение: презентацию методов обучения, где целесообразно указать на преимущества активных методов обучения:

□ сохранение большего объема информации;

П возможность экспериментирования, изменения поведения;

□ получение практических навыков;

□ приобретение новых поведенческих паттернов;

□ возможность личностного роста и др.

Такие достижения возможны за счет:

□ активности каждого участника, участия в упражнениях, что позволяет задействовать когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы психики человека;

□ ответственности, что подразумевает возможность каждого влиять на процесс, на программу обучения, изменять ее;

□ получения обратной связи по трем каналам: видеозапись; участники тренинга; тренер или психолог.

Достаточно четко и ясно проговаривается цель тренинга, круг навыков, умений, которые участники приобретут. Важно связать их с непосредственной работой менеджеров, с проблемами управления персоналом.

Представляем возможный вариант информационного сообщения, которое делает тренер.

«Здравствуйте! Меня зовут... Как вы уже знаете, мы будем заниматься в течение пяти дней с девяти утра до пяти вечера, с перерывами по 10-15 минут и обеденным перерывом на 40 минут.

Прежде всего мне хотелось бы сказать вам несколько слов о существующих в других странах методах обучения, а потом остановиться более подробно на том, который мы будем использовать на занятиях с вами.

Коммуникативные умения и навыки, так необходимые менеджерам при общении с людьми, у разных людей развиты в разной степени. Они предполагают

Глава 2. Разработка программы тренинга

знания, умения, навыки в сфере общения, которые обычно приобретаются человеком в ходе обучения, воспитания, познания; посредством индивидуального жизненного опыта, искусства и, наконец, специальных научных методов.

Наиболее эффективными, как оказалось, являются активные групповые методы обучения некоторым навыкам, или способам, общения. Эти методы бывают узко специализированными и общего характера. Так, выделяют группы 1) дискуссионных методов, 2) игровых методов, 3) личностный тренинг.

1. Среди дискуссионных методов выделяют группы обсуждения случаев из практики. Это могут быть случаи из реальной профессиональной практики. Группа совместно решает одну из предложенных участниками проблему, приходит к тем или иным групповым решениям, иногда проблема получает несколько решений, которые не может видеть один человек. Кроме того, групповое обсуждение стимулирует творческий потенциал у участников дискуссии, способствует повышению активности членов группы. Возможны варианты обсуждения деловых ситуаций, а также бытовых.

2. Игровые методы включают деловые и ролевые игры. При деловых играх проигрываются реальные деловые ситуации, члены группы впоследствии обсуждают оптимальность поведения того или иного члена группы в проигранной ситуации. В ролевых играх могут быть предложены различные жизненные и управленческие ситуации.

3. Существуют также другие виды тренинга, получившие название тренинга сензитивности, суть которого - в непосредственном общении между членами группы, где сопоставляются самооценки и оценки, данные другими членами группы. Таким образом, корректируется представление о себе, а также обсуждаются некоторые черты личности участников этого вида тренинга, неадекватные способы общения. Члены группы обучаются новым более адекватным формам эмоционального реагирования, межличностного общения.

Социально-психологический тренинг коммуникативных навыков, которым мы будем заниматься, был разработан в ГДР Манфредом Форвергом и Йорком Шмидтом в 1970-1980-е гг. Он существует уже более 20 лет, охватывает разные сферы: тренинг переговоров для торгов, для торговых работников, для педагогов, для руководителей, для кадровых резервов и т. д. Это тренинг партнерского общения. Вы будете учиться более эффективно общаться друг с другом, избегать некоторых приемов, которые затрудняют общение, но нами не осознаются. Теоретической основой СПТ являются: 1) положения теории установки Л. Н. Узнадзе, 2) идеи П. Л. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных действий, 3) теория ролевых игр С. Л. Рубинштейна, 4) положения замещающего модельного научения, разработанные А. Бандурой. Согласно этим идеям, поведение человека в основном носит импульсивный характер. Импульсивные реакции в раде житейских и производственных ситуациях нередко бывают неадекватными в контексте ситуации. Однако мы часто не осознаем этого. Если человек осознает неадекватность своего поведения, то, вероятнее всего, он будет стараться реагировать осознанно. Однако этого мало, нужно знать более оптимальные способы общения. Так на стадии объективации происходит обучение способам реагирования, общения, делающим поведение более адекватным. После некоторого закрепления новое поведение становится вновь неосознаваемым, импульсивным, но уже на новом, более эффективном уровне.

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

Предлагаемая нами методика СПТ является модификацией варианта, разработанного немецкими психологами и адаптированного психологами ЛГУ. Основные задачи СПТ: 1) обучить каждого члена группы адекватному восприятию и пониманию других людей и 2) скорректировать старые или отработать новые способы реагирования на поведение партнера по общению. Все это в целом направлено на обучение навыкам установления контакта, решения проблем, конфликтных ситуаций, в основе которых чаще всего лежат психологические причины.

Данный метод отличается тем, что мы будем ориентироваться не столько на результат, сколько на процесс ведения беседы. Импульсивное, неосознанное поведение лишь постепенно будет переходить в осознанное, в дальнейшем оно станет все более адекватным благодаря освоению новых способов общения, а затем - снова неосознанным (как идеальный вариант, поскольку не все успеют за 5 дней отработать новые способы общения до импульсивного уровня). Каждый член группы будет получать обратную связь, то есть информацию о себе, своем поведении, свойствах личности как от членов группы, так и посредством видеозаписи».

Информационный лист

Информационное сообщение может сопровождаться информационным листом, в котором отражены основные идеи сообщения.

Информационный лист «Видеотренинг»

1. Вы приглашаетесь участвовать в видеотренинге профессиональных навыков общения.

2. В отличие от привычных форм повышения квалификации в видеотренинге на первое место ставится не усвоение новых знаний, а отработка приемов общения с помощью специальной методики.

3. Тренировочный цикл рассчитан на пять учебных дней. Это минимальное время для получения заметного сдвига в практическом общении, поэтому пропуски занятий недопустимы. Это не лекции, конспект которых можно потом попросить у коллег. Сначала вы получаете новые знания, потом, участвуя в упражнениях, пытаетесь применить эти знания в своем поведении и переживаете в процессе выполнения задания. Затем получаете обратную связь от своих коллег, от психолога, от просмотра видеозаписи своего поведения и пробуете снова.

4. Для большинства участников видеотренинг в силу интенсивности обучения весьма утомителен. Поэтому ваше активное участие в упражнениях повысит эффективность тренинга лично для вас.

" Ленинградский Государственный Университет, сейчас СПбГУ.

Глава 2. Разработка программы тренинга

5. Занятия ведет психолог, прошедший специальную подготовку. В то же время в общении руководителя много и такого, в чем постороннему человеку трудно разобраться. Поэтому приветствуется любая ссылка на тонкости управленческой работы со стороны тренируемых менеджеров, которые остальным членам группы еще не известны. Тренеры, как представители другой профессии, не ставят свои навыки общения в пример руководителям. Их главное преимущество перед тренируемыми усматривается лишь в том, что глаз тренера-психолога «натренирован» замечать ошибки там, где другие их не видят. Мастерство тренера - в умении найти ошибки, поэтому не обижайтесь на него.

6. Большую часть времени тренинга тренируемые решают различные практические задачи и обсуждают результаты. Упражнения подобраны так, что большинство из них не имеет однозначного «правильного» во всех ситуациях решения: каждый менеджер имеет свой «подчерк» в работе с людьми.

7. Никто не хочет, чтобы его ошибки и недостатки, пусть даже второстепенные, были предметом всеобщего обсуждения. Тренировочная группа в этом смысле - исключение, но лишь при условии, что все участники стараются помочь друг другу и не выносят обсуждение за пределы тренировочной группы.

Правила логически вытекают из сообщения, и мы обычно их описываем, объясняем причину введения того или иного правила для принятия членами группы. Обсуждение правил и утверждение их голосованием не подразумевается. Для менеджеров правила высказываются скорее как рекомендации, которых следует придерживаться, если у участников есть желание чему-то научиться. Поэтому процедура введения правил тесно связана с убеждением, мотивированием участников соблюдать их в своих интересах. Чаще всего мы вводим такие правила:

Активность: активно участвовать в упражнениях, так как чем активнее будут участники, тем больше пользы они для себя извлекут. Можно пассивно наблюдать за поведением других и учиться «на ошибках» других, но это менее эффективно.

Ответственность: все ответственны за процесса обучения. Это не традиционная лекция, где вся ответственность лежит на преподавателе, а у слушателей довольно пассивная роль - слушать и фик-

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

сировать основные идеи. Здесь ответственность разделяется между тренером и участниками. Они могут менять программу, предлагать новые ситуации, проблемы для обсуждения, прекращать бесполезные на их взгляд упражнения, обсуждения.

Высказываясь, нужно говорить от себя, опираясь на свои чувства, мысли, впечатления, не прятаться за словом «мы». Например: «Мне кажется...; Я думаю...; Я чувствую...»

Дисциплина: не пропускать сессий, не опаздывать, не уходить раньше времени. Необходимо объяснить, что тренинг - это как жизнь, которую нужно проживать всем вместе; если кого-то не было часть дня, например, никто не сможет ему дать переписать конспект лекции, как обычно, невозможно воспроизвести все. Кроме того, в группе будут складываться определенные отношения, кому-то может быть очень важно мнение отсутствующего, и в целом атмосфера в группе изменится. Поэтому отсутствие того или иного человека отрицательно скажется не только на нем самом, но и на остальных членах группы.

Искренность: обмениваясь впечатлениями, следует говорить то, что вы действительно думаете, чувствуете. Обратная связь должна быть «чистой», свободной от помех. Ведь каждый, опираясь на полученную о себе информацию, будет модифицировать, корректировать свое поведение. Поэтому, если есть внутреннее сопротивление (опасение задеть, обидеть человека, например), лучше промолчать, чем дать неверную информацию.

«Здесь и теперь»: это правило можно ввести в том случае, если возникает сопротивление в форме ухода от обсуждения происходящего в группе, от переживаний в воспоминания и рассказ каких-то событий вне группы. Оно целесообразно и тогда, когда проводится тренинг личностного уровня с группаналитическим подходом. Любое отвлечение здесь приобретает свой смысл, который можно интерпретировать.

Конфиденциальность: это правило относится к сохранению личной информации друг о друге и ее нераспространению за пределами комнаты, где проходит тренинг. Объясняется, что наш город большой, но при этом маленький, что менеджеры могут встретиться друг с другом после тренинга, встретиться с общими знакомыми, и, конечно, никто не хочет, чтобы информация о нем, о его поведении «гуляла» по городу. Это правило безопасности, которое обеспечивает возможность самораскрытия, раскрепощения участников.

Глава 2. Разработка программы тренинга

Форма обращения друг к другу обычно обсуждается с членами группы. Тренер спрашивает мнение участников, выделяет главные точки зрения, затем принимается какая-то одна позиция, она и становится правилом для группы, действующим в стенах данного помещения. Чаще всего выбирают вариант обращения по имени и на «Вы».

Например, правила можно ввести так:

«Сейчас я вас ознакомлю с правилами, которые нужно будет выполнять в процессе СПТ.

1. Во-первых, все, что здесь будет говориться и происходить, должно остаться в пределах нашей группы. Ни в коем случае нельзя выносить информацию, касающуюся кого-либо их членов группы, за пределы нашего круга.

2. Нужно свободно выражать свои чувства, мысли, высказываясь от себя: «Я думаю, я чувствую, а не мы...» Что-то почувствовали, с чем-то не согласны, можно и нужно об этом сказать всем. Мы все здесь ответственны за то, как будет проходить тренинг. Все имеют право предложить тему, проблему для обсуждения, рассмотрения. Программа тренинга может быть изменена. Она достаточно гибкая.

3. Нужно быть максимально искренними, стараться говорить только то, что вы действительно думаете. В жизни это не всегда возможно. Кроме того, ваши слова, высказывания друг о друге будут запоминаться. У многих появится желание изменить свое поведение. Для того чтобы это стало возможным, нужна надежная обратная связь, без искажений.

4. Нужно стараться говорить о том, что происходит в настоящее время в нашей группе, а не о ком-то где-то. Мы можем обсуждать поведение, которое наблюдаем. Мы не можем обсуждать то, что не видели и не слышали.

5. Нужно активно участвовать в предлагаемых упражнениях. Чем активнее вы будете, тем больше пользы извлечете для себя. Можно, конечно, учиться на ошибках других членов группы, но это дает меньший эффект. Здесь можно пробовать, экспериментировать и получить обратную связь в отношении того, как получается.

6. Каждый имеет право поправить другого участника, если он не прав, может попросить помощи у группы, остановить обсуждение, если оно становится нестерпимо болезненным.

7. И наконец, необходимо соблюдать строгую дисциплину: не опаздывать, не пропускать занятия. Тренинг - это не лекция, которую можно переписать. Кроме того, ваше отсутствие может негативно сказаться на других членах группы, кому-то может быть важно именно ваше мнение, ваше присутствие. Обучение будет проходить интенсивно».

Знакомство

После введения правил обычно проводится процедура знакомства. Существует много способов знакомства. Мы чаще всего используем один из тех, которые опишем ниже.

________Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

Вариант 1. Члены группы с самого начала тренинга сидят в кругу на стульях или креслах. Тренер тоже сидит в кругу. Он предлагает такую процедуру знакомства: один член группы называет свое имя, одну черту характера или особенность поведения, которая ему нравится, и одну черту характера или особенность поведения, которая ему не нравится. Следующий рядом сидящий член группы (по часовой или против часовой стрелки) сначала должен повторить все, что услышал, и только после этого назвать свое имя, черту характера, которая нравится, и одну черту характера, которая не нравится. Третий рядом сидящий со вторым член группы должен повторить все, что он услышал от двух предыдущих членов группы, и только после этого говорит о себе. Можно успокоить участников, сказав, что каждому нужно будет повторять то, что сказали только два предыдущих соседа по кругу, а после этого представить себя.

Тренер может делать записи того, что говорят участники, и осуществляет наблюдение за невербальными проявлениями в поведении, это поможет ему запомнить имена каждого. Запись особенностей поведения может понадобиться в дальнейшем во время проработки индивидуальных проблем менеджеров.

Я обычно принимаю участие в этой процедуре и тоже говорю о своих особенностях характера или поведения. Нам кажется, что участие тренера в процедуре знакомства позволяет установить более демократические, партнерские отношения с участниками тренинга, а не просто декларировать таковые. Мысль о том, что тренер является живой моделью поведения, которому пытается обучить менеджеров, должна постоянно присутствовать в сознании тренера.

Вариант 2. Тренер дает инструкцию для всех участников, предлагает представиться и рассказать немного о себе, с тем чтобы члены группы лучше друг друга узнали. Нужно предупредить, что во время представления будет идти видеозапись, которую потом можно просмотреть. Поэтому члены группы познакомятся не только друг с другом, но и с оператором, отвечающим за съемку тренинга и с видеокамерой.

Такое знакомство представляет собой первое упражнение, которое может вызвать определенное напряжение. Часто возникают вопросы, что о себе рассказывать и как долго. Лучше избегать перечисления конкретных вопросов, на которые нужно ответить во время представления. Следует объяснить, что это первое задание, позволяющие решить, что именно о себе рассказывать, учитывая,

Глава 2. Разработка программы тренинга

что предстоит работать вместе довольно продолжительное время. Мы считаем, что видеозапись лучше не обсуждать, а просто дать возможность менеджерам посмотреть на себя и самим оценить свое поведение. Иногда участники группы сами стремятся к обсуждению и предлагают это тренеру. В этом случае нет оснований им отказывать. Главное - следить, чтобы участники не увлекались критическими замечаниями, давали и позитивную обратную связь друг другу; подсказывали, как можно было бы иначе себя повести, что лучше было сказать.

На подготовку к упражнению дается 3-5 минут. Само выполнение задание можно ограничить во времени 5-7 минутами. Можно не ограничивать, а потом посмотреть, кто как управляет временем. Можно после просмотра обратить внимание группы на тех, кто был слишком краток, мало о себе сказал, и, наоборот, на тех, кто был многословным, злоупотреблял вниманием группы.

Можно этот вариант знакомства провести после первого варианта, как дополнение, как первое упражнение с целью знакомства.

Вариант 3. Тренер предлагает всем разбиться на пары. Обычно пары образуются из рядом сидящих членов группы. Затем в парах участники должны побеседовать друг с другом в течение 7-10 минут. После этой беседы каждому нужно будет представить своего собеседника для всей группы. Во время этого представления можно вести видеозапись, которая просматривается сразу после выполнения задания.

Обычно это упражнение вызывает оживление в группе. Участники сразу узнают друг о друге многое из его семейной ситуации, о любимых занятиях, увлечениях, интересах, о профессиональном росте, устремлениях. Кроме того, участники меньше сопротивляются тому, чтобы эта информация дошла до других членов группы. Благодаря этому упражнению менеджеры действительно начинают устанавливать более неформальные, теплые отношения друг с другом. Такое впечатление, что со всех снимаются «погоны», маски неприступных начальников.

Вариант 4. Тренер использует небольшой мяч. Он бросает его кому-нибудь из группы, тот ловит и называет свое имя. После этого бросает мяч любому члену группы. Следующий участник, поймав мяч, также должен назвать свое имя и затем бросить мяч любому из группы. После того как все по одному разу получили мяч и назвали свое имя, задание усложняется. Нужно, бросая мяч, про-

Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров

изнести имя того человека, которому мяч предназначен. Получивший исправляет кидавшего мяч, если тот допустил ошибку, и должен сказать свое имя еще раз. После этого он (она) бросает мяч следующему, обращаясь к нему по имени, и т. д.

Рекомендации. Если в группе оказались люди с одинаковыми именами, лучше сразу договориться, как в группе к кому будут обращаться. У многих имен есть варианты, поэтому члены группы выбирают один из них для каждого. Остальным членам группы дается инструкция, запомнить, кого как договорились называть. Например, один менеджер будет Владимир, другой - Володя.

В течение первого дня можно использовать бейджи. Потом необходимость в них отпадает.

Ожидания

После знакомства можно провести процедуру выявления ожиданий и опасений от тренинга. Здесь также возможны варианты.

Вариант 1. Каждый по кругу говорит о том, что хотел бы получить от тренинга, чего опасается. Тренер может вести записи, а потом обобщить ожидания и опасения участников тренинга.

Вариант 2. Мы практически отказались от этой «классической» процедуры. Во-первых, предварительное интервью дает возможность выяснить эти вопросы заранее. Кроме того, мы разработали деловую игру (см. в Приложении ДИ «Мотивация»), которая позволяет получить важную для тренера информацию об ожиданиях участников.

Вариант 3. Часто мы просим менеджеров описать ситуацию, которая им запомнилась как сложная, трудная. Эта ситуация может иметь место в настоящее время или была в прошлом. Она может быть типичной, то есть повторяющейся с разными людьми, возникать с определенной категорией, типом людей. Менеджер как-то вышел из той ситуации, но, возможно, не лучшим образом, есть предположение, что можно иначе.

Попросите описать эти ситуации как можно подробнее с указанием имени менеджера наверху отдельного листа. Потом эти листы собираются, и тренер обещает обратиться к ним во время тренинга.

Такая процедура полезна, если у тренера не было возможности провести предварительное интервью с участниками. Полученная

Глава 2. Разработка программы тренинга

информация поможет определять действующих лиц в ролевых играх: вы можете сами назначать тех, чьи проблемы затрагивает упражнение.

Вариант 4. Тренер просит участников написать на отдельном листочке проблему из области своей профессиональной деятельности, которую те хотели бы для себя разрешить, и одну из сферы общения, чему бы он (она) хотел научиться, узнать для себя.

Эти листочки с записями участников тренинга затем собираются и служат материалом для модификации программы обучения.

  • IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
  • V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
  • VI. Сверхъестественная судьба человека. «Программы бытия», управлявшие людьми. Происхождение тибетского государства
  • VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
  • VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Допустим, у вас уже есть тема, по которой вам нужно составить, написать тренинг. С чего же начать? Как собрать всю информацию воедино, сделать логичными переходы от темы к теме, наполнить тренинг упражнениями, играми, практикой?

    План написания тренинга:

    1. Определите вашу целевую аудиторию и ее проблемы . Т.е. вам надо ответить на вопросы: Кто придет на мой тренинг? Почему (или зачем) люди придут ко мне на этот тренинг? Т.е. какие проблемы перед ними сейчас стоят и какая информация им понадобится, чтобы их решить.

    Например , вы решили организовать тренинг — Как успешно пройти интервью. С какими сложностями в данной области сталкиваются люди, которые придут к вам на тренинг? Скорее всего, это: неумение презентовать себя, неуверенность в себе и т.д. Это и есть их проблемы.

    2. Проблемы переводите в задачи. Так, если проблема — неумение презентовать себя, то задача будет — научить делать эффективную самопрезентацию. И так с каждой проблемой по теме.

    Итак, у вас получится список задач, которые вам нужно рассмотреть на тренинге. Желательно, чтобы задач было не менее 3-х и не более 5-ти, в зависимости от смежности тем и их сложности.

    3.»Выгружаете мозг». Берете лист А3 и стикеры (можно А4, но тогда стикеры должны быть маленькие 3х2, например), на каждом стикере пишете одну идею по теме. Это могут быть теоретические блоки, которые вы хотите дать по теме, игры, упражнения, обсуждения, мозговой штурм и т.д.

    Так, например, для нашей задачи — научить себя презентовать, стикеры могут быть следующие: обсуждение — из чего складывается первое впечатление, теория — невербальное и вербальное общение, практика — расскажи о себе, игра — первое впечатление и т.д.

    ВАЖНО для каждой темы (идеи) свой отдельный стикер! Так, у вас получится лист, обклеенный множеством стикеров.

    4. Сгруппируйте стикеры по темам. Посмотрите на свой лист, проанализируйте информацию, распределите ее по темам, задачам. Можно исходить из того, что каждый блок (задача) должен быть рассчитан на 1 час 20 мин.

    Также, будет хорошо видно, если по каким-то задачам недостаточно информации, игр, упражнений. Тогда по этой теме стоит поискать дополнительную информацию.

    5. Составьте план Тренинга. После того, как вы сгруппировали стикеры по блокам (а мы работали со стикерами именно потому, что их очень удобно перегруппировывать, переклеить, поменять местами), нужно перенести полученную информацию на бумагу, т.е. составить план. План на бумаге может выглядеть следующим образом:

    Пример, программы Тренинга на сплочение для подростков.

    Время План Тренинга Упражнения Примечания
    15 мин Знакомство. Ожидания. Добрый день. Меня зовут Ольга. Я буду вести тренинг – командообразование. Вы все знакомы, а мне бы хотелось познакомиться с вами поближе. Давайте это сделаем следующим образом. Напишите на бейджах ваши имена. По кругу, называйте свое имя, должность, в 2-х словах, то, в чем заключается ваша работа и ваши ожидания от тренинга – чему хотели бы научиться или что нового хотели бы узнать. Бейджи
    5 мин Правила Взаимоуважение и активное участие. Каждый имеет право на свое мнение и это чем-то обусловлено. 10% мы усваиваем из того, что слышим, 30% из того, что видим и 90% из того, что делаем. Нет правильного и неправильного.
    15 мин Дискуссия

    Флип чарт

    Групповое обсуждение понятия команда.

    Как выглядит идеальная команда?

    К. – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать поотдельности. Кроме того, их работа приносит радость и удовлетворение. Добиваются результата на основе гармонизации индивид, групп целей и интересов.

    Тренинг командообразование – целенаправленное формирование эффективного взаимодействия людей в к, через улучшение соц окружения, позволяющего членам к реализовать их потенциал согласно существующим стратегическим целям.

    К – это один механизм , если выходит из строя 1 деталь, то это приводит к сбою в раб всей системы. Каждый выполняет свою фун-ию но др без др механизм работать не будет. (общие цели)

    Обсуждение – что есть у вашей к, а чего не хватает?

    К. должна иметь

    · Развитую систему коммуникаций

    · Понимать причины поведения товарищей

    · Конструктивную критику

    · Достигать согласия – концепцию

    · Собрания для обсуждения – целей, ролей, способов, ожиданий

    · Доверие

    · Общие цели

    30 мин Ролевая игра. РЕКЛАМА Мы сейчас выполним упражнение на умение увидеть положительные качества др др. На установление позитивного настроя. Также чтобы я смогла с вами получше познакомиться. Правила игры . Теперь о самой игре. В наше время нас окружает реклама, она повсюду. Рекламируют всевозможные товары, услуги. Вот мы сейчас представим, что нам надо сделать рекламу, только рекламу не товара, а конкретного человека чье имя вы вытащили. Если вам попалась свое имя, делайте рекламу про себя. Понятно?

    Как мы будем это делать? Имя чел называть нельзя. Надо представить чел в виде какого-то товара или услуги, например, телевизора или загородного дома и рассказать, почему покупатель должен захотеть купить именно этот телевизор или дом, какими особенными качествами он обладает т.е. прорекламировать его. Отражать надо самые истинные и важные достоинства. Длительность рекламного ролика должна составлять 1 мин.

    Потом участники должны будут догадаться, о ком идет речь. Время 3 мин.

    Карточки с именами. Ручка, бумага

    Обсуждение Что вы чувствовали, когда вас сравнили с? Вызвало ли у кого –то затруднения? Почему у вас возникли такие ассоциации?

    15 мин Тест КТО Я ?

    Мы только что узнали о качествах, приписываемых вам др людьми. Давайте теперь посмотрим, что вы думаете о самих себе. Это важно для более глубокого понимания себя и “знакомства” с другими участниками.

    На листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос – кто я. Время 10 мин.

    Поставьте напротив каждого +,-,?

    Чего больше?

    Если зачеркнуть общие фразы, что останется?

    Бумага, ручки

    Обсуждение Кто сколько определений написал. Положительные они или отрицательные? Что общего в ответах?

    10 мин Игра БАШНЯ.

    После сложных и глубоких игр, давайте немного поиграем и расслабимся.

    На умение договариваться, взаимодействовать в коллективе. Умение общаться. Достигать общих целей.

    Правила Делимся на группы 3-5 чел. Перед вами листы бумаги. Каждая команда должна попробовать построить самую высокую башню. С бумагой можно делать все – что хотите, а другие инструменты, вещи применять нельзя. Время у вас ограничено. Около 3х мин. Я сама скажу, когда стоп. За 30 сек я предупрежу. Бумага Обсуждение легко ли было договориться. Кто был какие роли занимал – кто был лидер и тд.. Всели чувствовали себя комфортно?
    10 мин Подведение итогов. Просим участников поделиться своими впечатлениями. Что было для них самого ценного?

    Программа тренинга — это один из ТРЕХ КИТОВ хорошего тренинга. Вот эти ТРИ КИТА, которые необходимы, чтобы тренинг был успешен:

    1. Качественная программа тренинга
    2. Умение тренера грамотно работать с группой
    3. Личность тренера

    От программы тренинга зависит очень многое. Именно от программы зависит, будет ли тренинг обеспечивать результат? Будет ли он интересным для участников? Успеет ли каждый участник получить необходимые умения, за которыми он пришел на тренинг?

    От программы тренинга зависит, все ли участники придут на второй день тренинга? Будут ли они опаздывать? И даже, будут ли участники тренинга сопротивляться или же будут ждать ваших рекомендаций затаив дыхание?

    Где же тренеру взять хорошую программу тренинга?

    У вас есть как минимум два пути:

    • Вы можете купить готовую программу тренинга и не тратить время на её разработку. Покупать программу лучше у профессионалов, там, где вы точно можете быть уверены в качестве программы. Например, на профессиональном портале для тренеров ТРЕНЕРСКАЯ.РУ в разделе «ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ».
    • Вы можете научиться разрабатывать программу тренинга самостоятельно . Например, мы обучаем этому мастерству на нашем курсе «ТРЕНИНГА ТРЕНЕРОВ », в программе которого идет работа со всеми «тремя китами» успешного тренинга, но больше всего внимания уделяется умению тренера работать с группой и технологии разработки собственной программы тренинга. Традиционно, в рамках «Тренинга тренеров» участники разрабатывают собственную программу и проводят её в качестве «защиты проекта».

    Если вы разрабатываете программу тренинга самостоятельно, то вам следует учесть следующие принципы грамотного построения программы :

    1. Программа тренинга должна включать в себя различные типы упражнений . Каждый тип упражнения имеет свои особенные тренерские цели, и именно их сочетание обеспечивает то, что ваш тренинг будет одновременно и полезным, и интересным. Подробнее о типах упражнений в тренинге вы можете прочитать .
    2. В хорошей программе тренинга должны чередоваться различные конфигурации участников. То есть если одно упражнение было в парах, то следующее лучше сделать в тройках или в мини-группах. Повторение одинаковых конфигураций ведет к утомляемости участников тренинга, падению их интереса и мотивации.
    3. В грамотно составленной программе тренинга должна чередоваться умственная и двигательная активность участников. Лекции должны длиться не более 15-20 минут и должны все время чередоваться с упражнениями, с отработкой.
    4. Если вы хотите, чтобы ваш тренинг запомнился надолго, то вам нужно включать в вашу программу тренинга яркие, уникальные, эффектные упражнения . Однообразные, известные всем упражнения утомляют, делают тренинг скучным. Существуют «упражнения-бриллианты», которые наглядно приводят участников к важнейшим выводам, мощным образом вовлекают участников и запоминаются ими надолго. Такие упражнения тренеры-профессионалы собирают годами и тщательно хранят в своей тренерской копилке. В таких упражнениях важна не только сама фактура, но и их качественное проведение . Это под стать тонкому ювелирному мастерству.

    Подборку таких профессиональных упражнений-бриллиантов вы можете найти на нашем портале для тренеров ТРЕНЕРСКАЯ.РУ в разделе «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ », где вы можете приобрести профессиональные тренерские методички этих упражнений, раскрывающие все «подводные» тренерские секреты их грамотного проведения.

    Составлять текст тренинга следует в соответствии с планом (оглавлением). Тренинг должен быть разделен на части, логично связанные между собой.

    Каждая следующая часть должна продолжать предыдущую и вести к общей цели тренинга.

    План текста - это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых участник тренинга поймет смысл будущей темы или игры.

    Как научиться составлять план?

    Для составления плана необходимо уметь выделить в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.

    Тезисы - это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте или словах.

    Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше чем составление плана.

    Надо заметить, что составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Даже самые опытные спикеры обычно смотрят в тезисы своего выступления, чтобы не пропустить важную мысль и не сбиться.

    Составление конспекта - полное или почти полное изложение изученной литературы вместе со своими мыслями, идеями. Конспект часто является основой тренинга, помогающей раскрыть многие темы наиболее глубоко.

    Конспект будет правильным, если он отражает лишь главное в содержании текста, полным - при условии что в нем в той или иной форме представлено все, что является важным с точки зрения содержание текста. Записать текст кратко - значит изложить содержание в значительной мере своими словами. Именно такая запись приносит большую пользу.

    Записывая своими словами, тренер лучше осмысливает текст. Невозможно выразить своими словами, то, что не понимаешь. Вместе с тем при такой записи материал прочно закрепляется в памяти, даже если нет установки запомнить его. Наконец, запись своими словами развивает письменную речь. Для того чтобы запись получилась краткой (и конечно содержательной) важно выполнить следующее правило: записать мысль лишь после того, как она уже хорошо осмыслена.

    При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную Вам информацию. Это необходимо для того, чтобы не иметь проблем с авторскими правами, претензиями со сторны авторов, первыми опубликовавшими определенную мысль, идею, метод и пр.

    А нужно ли изучать литературу и вообще готовить лекционную часть в тренинге? Может он не нужна, - достаточно игр и умения взаимодействовать с участниками тренинга?

    Есть тренеры, которые стоят на такой точке зрения, что лекционная часть не нужна. Мы с такой позицией не согласны. Если тренер не дает новых знаний, как он сможет привить и закрепить новые навыки?

    Вокруг информационного обеспечения тренинга сегодня немало предубеждений. Участники ждут динамичного действия, а не утомительных конспектов, вызывающих глухую тоску со школьной скамьи. Сегодня в практику тренинга прочно вошли формулировки «узнать опыт коллег», «научиться друг у друга». Но не стоит радоваться желанию коллег общаться. К огромному сожалению, за этим часто стоит «научиться хотя бы у коллег».

    Принято считать, что лекция выглядит тоталитарно и недемократично. Основная претензия к лекционным формам работы в тренинге — односторонняя передача информации, пассивная роль группы, отсутствие возможности для взаимодействия.

    Широкое распространение получил миф, что интерес к лекции падает через 20 минут, а лучшее выступление укладывается в шесть. В профессиональной литературе можно найти даже график падения внимания и призывы ограничиться именно этим периодом. Но тогда совершенно непонятно, как те же люди посещают театры, смотрят кинофильмы и, простите, телевизор? Им просто интересно, и дело не во времени.

    Если речь идет о презентации и «продавливании», возможно, скорость подачи информации имеет значение. Однако в процессе обучения ситуация кардинально меняется. В защиту лекции можно сказать: участники приходят на тренинг научиться, и прежде всего — у тренера. Поэтому тренер должен уметь не только организовать увлекательную групповую работу, но и грамотно передавать информацию.

    Представления о качестве обучения прочно связаны с получением новой информации, новых знаний. Установочные лекции, просмотр учебных фильмов воспринимаются участниками и как дань традициям, и как проявление подготовки, и как элемент «серьезного подхода». В любой информационной части тренинга вы увидите, с каким уважением относятся участники к лекции или презентации, как старательно записывают основные мысли и положения.

    Установочной лекции в тренинге отведена специальная роль. Ее основная задача — обеспечить общее понимание, дать общие инструменты для работы, в том числе общую лексику. В отличие от традиционной академической лекции, которая предлагает готовое решение по схеме «история вопроса — современное состояние», установочная лекция в тренинге призвана показать диапазон решаемых задач, основные причины возникновения и степень влияния на предмет обучения.

    Перенос акцентов с готовых решений на их обеспечение делает установочную лекцию интересной, позволяет «выровнять группу», обеспечивает внимание и включенность участников. А соблюдение основных требований к лекции позволяет избежать потерь внимания участников в интервале от 20 до 60 минут.

    Одним из требований к содержанию установочной лекции является личная позиция, личное отношение тренера к рассматриваемой проблеме. При подготовке лекции необходимо обратить внимание и ответить на вопросы, которые обязательно возникнут в аудитории:

    Почему именно этот тренер представляет тему/проблему?

    Что дает основания говорить о том, что тренер разбирается в теме/проблеме?

    Какова личная позиция тренера в отношении рассмотренных проблем?

    В рамках какого подхода тренер предлагает решение поставленных задач?

    Личное отношение к проблематике позволяет преодолеть сомнения в уровне подачи материала (не будет ли тема слишком сложной или слишком простой для участников), определить границы компетентности тренера и обеспечить общий интерес. Кроме того, личное отношение всегда позволяет найти убедительные аргументы и избежать неуверенности перед потенциальными знаниями (или незнаниями) аудитории.

    В установочной лекции вместе с регламентом, тематикой и подходами задается общий язык тренинга. Поэтому лекция строится не на чередовании терминов и определений, а сосредоточена на разъяснении смыслов, которые за ними стоят. Например, бессмысленно биться над терминами «организационная» или «корпоративная» культура, если вы вкладываете в эти понятия одинаковый смысл.

    Лекцию принято сопровождать визуальными средствами. Однако, по словам Гарри Беквита, спецсредства способны убить любую презентацию — и мы с ни согласны. Если люди хотят посмотреть фильм — они закажут фильм, если Интернет — будут искать сами. Если они пришли на тренинг — они хотят получить знания от живого человека, и их меньше всего интересует тень на белом экране.



    Справочники