Продакт плейсмент как вид скрытой рекламы

Заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах - имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт, либо его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. В профессиональной литературе product placement принято обозначать аббревиатурой PP.

В апреле 2006 Broadcasting & Cable озвучил статистику, согласно которой две трети рекламодателей используют продакт-плейсмент, 80 % которого приходится на телевизионные программы.

В product placement принято выделять несколько основных составляющих: источник (компания-заказчик), сообщение (подразумеваются типы и виды РР), канал (любой телевизионный продукт), получатель (целевая аудитория выбранного канала) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первоначально продюсеры фильмов (в связи с недостатком средств) просили у производителей различные товары в качестве реквизита для съемок, при этом осознание того факта, что появление на экране в различных видах их продукции способствовало продажам, повышению статуса товара и т.д. привело к возникновению Product Placement, что в последующем превратилось настоящую индустрию, которая со временем стала технологией, формирующей массовое потребительское поведение. Срок жизни данного вида рекламных кампаний практически неограничен, что фактически приводит к многолетней скрытой рекламе без дополнительных финансовых вложений.

    Реже встречается «обратный product placement» (reverse product placement ) который означает вхождение вымышленного бренда из художественного произведения в реальную жизнь, например на американском рынке в 2007 году появилось вино «Рататуй 2004 года». Этот винный бренд назвали в честь крысенка Реми, из мультфильма «Рататуй ».

    Законодательное регулирование

    В России, в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (ст. 2, п. 9), продакт-плейсмент не рассматривается в качестве рекламы:

    Таким образом данный маркетинговый инструмент в Российской Федерации не рассматривается в качестве рекламы . Существуют мнения о том, что оплачивание РР рекламной компанией порой оформляется как спонсорская поддержка .

    С другой стороны в ст. 5 п. 9 указанного закона предусматривается, что: «не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами» .

    Однако РР в большинстве случаев представляет собой именно осознаваемое воздействие на потенциальных потребителей.

    Законодательство РФ не запрещает product placement алкогольной продукции, в силу именно этого обстоятельства данный маркетинговый инструмент представляется особенно привлекательным для производителей. Если же программы с отображением алкоголя, пива и табака появляются в «детское» время, то есть до 22:00, то они нарушают закон, запрещающий рекламу алкоголя и табака .

    Больше всего в попытке урегулировать практику product placement на телевидении преуспели страны Европейского союза . Директива «Телевидение без границ » запрещает его в детских и документальных программах, новостях. В декабре 2006 года правительствам стран – членов Европейского союза и Европейскому парламенту удалось прийти к соглашению в этой области . Впрочем директива носит рекомендательный характер, а не обязательное к исполнению предписание, и это предоставит правительствам стран - членов ЕС некоторое поле для маневра в том, какие именно положения впоследствии будут включены в национальное законодательство . Американское же законодательство более лояльно к кинопродюсерам .

    Продакт-плейсмент в России

    В постсоветской России продакт-плейсмент имеет характерную особенность: он редко является действительно скрытой рекламой. [ ] Героев фильма или телесериала заставляют произносить слоганы рекламируемого товара, товар или бренд показывается крупным планом. В апреле 2010 года Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Татарстану приняло решение оштрафовать телекомпанию ТНТ на 200 тысяч рублей за показ скрытой рекламы приставки Nintendo Wii в реалити-шоу «Дом-2».Таким образом, ФАС впервые признала, что продакт-плейсмент является рекламой.

    Продакт-плейсмент (product placement) - рекламный приём, заключающийся в том, что в сюжет, реквизит фильма, телевизионной передачи, компьютерной игры, музыкального клипа или книги включается товар, бренд, образ, имеющий аналог реального коммерческого продукта. Такая скрытая реклама демонстрирует сам рекламируемый товар, его логотип, или упоминает о его назначении, качестве, способе употребления.

    В России, в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (ст. 2, п. 9), продакт-плейсмент не рассматривается в качестве рекламы: "Настоящий Федеральный закон не распространяется на… упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера."

    Однако, как и многое в нашем законодательстве, не все так одназначно: Согласно п. 9 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы не допускаются.

    Поскольку перечень способов такой "скрытой рекламы" в действующем Федеральном Законе не приведен, при формулировании ограничений можно и ограничиваются только известными всем "эффектом 25-го кадра" и двойной звукозаписью.

    В России продакт-плейсмент имеет отличительные национальные черты: продакт-плейсмент, на самом деле, ни от кого не скрывается, рекламируя товар, марку открыто. Актеров напрямую заставляют произносить слоганы рекламируемого товара, товар или бренд крупно показывается в кадре.

    Чем же продакт-плейсмент так привлекает рекламодателей? Современные объекты влияния рекламодателей научились фильтровать рекламу. Мы приглушаем звук, переключаем каналы, подсознательно переключаем внимание видя рекламу в печатных изданиях. Эксперты отмечают, что для этого полностью понятны причины, связанные в первую очередь с тем, что реклама занимает все больше места в информационном пространстве, становится менее эффективной в силу непрофессиональзма производителей рекламы и недефференцируемости ряда товаров со схожими характеристиками, что отражается и в рекламе (чем в рекламе отличаются кремы от целлюлита?). Также эксперты сходятся на том факте, что уменьшение влияния традиционных рекламных каналов коммуникации с потребителем. Маркетологи вынуждены искать обходные пути на эти обходные пути ЦА, пытаясь обеспечить узнаваемость и запоминаемость рекламы, расставляя рекламные ловушки так, чтобы избежать их было невозможно. На сегодня ведется активный поиск каналов и способов коммуникации, способов "достучаться" до потребителя.

    Маркетологи начали активно использовать технологию продакт плейсмент, то есть вводить к сюжетную линию кино, видео, мультфильмов, ток-шоу рекламу товаров и марок. Судя по выходящим сейчас на экраны кинофильмам и телесереалам, можно смело утвержать, что эта маркетинговая технология переросла в настоящую индустрию, которая, собственно, и занимается адаптацией носителей (кино, видео) специально под бренды. Вот это уже пожалуй новый этап развития продакт-плейсмента.

    Существует несколько разновидностей продакт-плейсмента:

    • визуальный продакт-плейсмент – зрители непосредственно видят товар или логотип;
    • вербальный продакт-плейсмент – о товаре говорит персонаж фильма или комментатор;
    • игровой продакт-плейсмент – товар (бренд) обыгрывается персонажами.
    Количество показов: 43408

    “Мартини с водкой. Взболтать, но не смешивать”, - эту фразу знают все поклонники секретного агента Джеймса Бонда.

    Особо рьяные почитатели даже знают в каких пропорциях готовится этот коктейль (150 мл. водки и 30 мл. мартини).

    Но мало кто знает, что Бонд пьет не только этот напиток. Например, он также активно пьет шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико) и Dom Perignon (Дом Периньон).

    А начиная с 1997 года он полюбил пиво Heineken, которое в “Квант Милосердия” он стал пить просто в неприличных масштабах.

    А все потому что на его предпочтения влияет инструмент маркетинга - продакт плейсмент. Также и Вы можете влиять на своих клиентов.

    Все скрытое становится явным

    Если переводить фразу “product placement” дословно, то она переводится как “размещение продукта/товара/продукции”.

    И это правда размещение продукции в фильмах, клипах или играх. Но на этом список не заканчивается, так его можно дополнять всем, что выпускается для употребления огромным количеством людей (книги, радио, музыка).

    И делается совершенно не просто так, чтобы забить площадку ненужным реквизитом или показать статус героя, что он тоже причастен к крутым компаниям.

    А потому что продакт плейсмент - это разновидность рекламы, которая очень позитивно работает, особенно на и так известных компаниях.

    Само собой, что этот реквизит или представляет конкретный товар, или показывается логотип бренда, который его изобрел и продает.

    Уверен, что увидев примеры ниже, Вы скажите, что это не для Вас, хоть и выглядит это классно.

    Но хочу Вас предупредить и сказать, что это самые яркие примеры реализации такого инструмента.

    На деле Вам не обязательно вписываться в настолько крупные проекты, достаточно просто подумать головой и найти что-то в категории цена=качество.

    1. Фильм “Координаты Скайфолл”

    В статье я довольно много приводил примеров product placement в кино про Джеймса Бонда.

    И конечно же я не мог обойти пример успешного продакт плейсмента в этом фильме. Правда, покажу реализацию из части “Координаты Скайфолл” и главным героем виски Macallan (к слову, один из самых дорогих сортов виски).

    В этом фильме виски Macallan был назван Джеймсом Бондом одной из его любимых марок.

    Как следствие, через неделю после фильма рост поисковых запросов по названию “Macallan” вырос на 150%. Что было в продажах, нам сказать сложно.

    Фильм “Координаты Скайфолл”

    2. Наш клиент

    Здесь я не буду озвучивать кто наш клиент и сколько ему стоило данное размещение. Просто покажу Вам клип, чтобы Вы попробовали угадать тот самый рекламируемый товар.

    С точки зрения эффективности, это также увеличило количество обращений. Больше ничего говорить не могу, так как коммерческая тайна.

    https://youtu.be/vnYm_kguurE

    3. Футбольная игра PES

    Например, компания Puma успешно успевает продвигать свой бренд в играх, а именно в футбольном симуляторе на компьютере и приставках.

    Чаще всего в играх либо игроки выходят в форме с их логотипом, либо по кругу футбольное поле ограждено стенкой с их названием.

    Естественно, Puma это не единственная компания, которая успешно рекламируется в играх.


    Футбольная игра PES

    4. Фильм “Лучший стрелок”

    В 1986 году на экраны вышел фильм с тогда еще молодым Томом Крузом. В этом фильме он носил очки-авиаторы от марки Ray-Ban.

    И они очень органично вписались в его образ военного курсанта элитного колледжа Военно-морских сил США.

    https://youtu.be/FPFFCsq2pdw

    5. Песни рэпера Eminem

    Eminem это не только один из самых известных рэперов мира, но и также чемпион по продвижению брендов в своих песнях.

    В одной из них он даже продвигал тампоны Тампакс. Делается это обычным упоминаем в тексте.

    Для нас это кажется удачной рифмой, но на самом деле, это спонсор, который проплатил своё участие в его композиции.

    Eminem

    6. Книга “Филе из золотого петушка”

    Я не знаю ни одного человека, который не слышал про романы Дарьи Донцовой. Лично её ни разу не читал, но знаю, что книг у неё больше, чем я могу представить.

    И самое интересное, что печатает она их не только на доходы от продаж, но и от на рекламы.

    А именно данную книгу она назвала не просто так, а в честь компании “Золотой петушок” (продукты питания). Причём, в ходе книги она также посвятила несколько страниц в разных главах этой продукции.

    Книга “Филе из золотого петушка”

    7. Ирония судьбы 2

    Помните я раскалывал, что product placement в России более агрессивный? Именно это прекрасно показывает фильм “Ирония судьбы. Продолжение” уже с 4-й минуты фильма.

    А в конце он говорит фразу, очень сильно напоминающую слоган: “Была бы другая машина, я бы разбился”. Истинное лицо product placement в России - навязчивое и агрессивное.


    Ирония судьбы 2

    8. Целая страна

    В 2013-м году на экраны вышел один из моих любимых Диснеевских мультфильмов “Холодное сердце”.

    Мультфильм поражает воображение красотами Норвегии плюс на этом неоднократно делаются акценты в самом фильме.

    Как результат - через 4 месяца после выхода мультфильма количество туристов в страну возросло в 3 раза, а число купивших авиабилеты через сайт Skyscanner возросло на 153%.

    https://youtu.be/ZgIJDbpFHC4

    9. Ноутбук Macbook

    Также можно вспомнить компанию Apple и ее продукцию, которая довольно часто мелькает в фильмах и сериалах.

    Например, ноутбуки этой компании можно постоянно видеть в “Сексе в большом городе”.

    Эта компания, на удивление, также как и все платит за размещение, и даже добилась в этом определенных успехов, взяв награду в 2010-м году за “лучшее размещение” года.


    Ноутбук Macbook

    Коротко о главном

    Если говорить о продакт плейсменте, то он крайне непредсказуем. Нельзя сказать, что вложив гору денег и разместив в фильме свой бренд его продажи неизбежно пойдут вверх.

    К сожалению, этого предсказать нельзя. Ведь по факту, продакт плейсмент - это , которая никогда не давала и не будет давать быстрый эффект.

    Однако, могу с уверенностью сказать, что если Ваша компания доросла до возможности размещения такого вида нативной рекламы - его обязательно необходимо использовать.

    Но выглядит это должно не в стиле “Вот деньги, сделайте хорошо”. Вам нужно продумать каждый кадр и момент. Это целая работа с предварительным анализом.

    Например, не даром же, когда Джеймс Бонд выходит из своей машины, с ним также покидает автомобиль супер-красавица в откровенном платье.

    Маркетологи хотят, чтобы потенциальные покупатели также представляли себя с длинноногой моделью на его месте. И что якобы без такой машины у Вас этого не будет.

    Product Placement (англ. product placement, дословный перевод размещение продукции; скрытая реклама) - рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах или книгах имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. Это техника вплетения бренда, товара или услуги в сюжет произведения, а значит, в жизнь кино- или телегероя, в его образ жизни и его окружения. Это утонченная техника проникновения в подсознание увлеченного сюжетом или игрой зрителя, который в этот момент без сопротивления и сомнения готов принять практически любую навязанную ему идею, мысль, привычку. Механизм воздействия здесь простой: зрителю нравится сюжет и Герой, Герою нравится носить часы Omega, пить Coca-Cola и носить кроссовки Adidas. Зритель впитывает все привычки и пристрастия Героя.

    В профессиональной литературе Product Placement принято обозначать аббревиатурой PP, которую мы также будем использовать далее.

    Интересно отметить, что продвигая товар за деньги, компании, занимающиеся РР, почти всегда преподносят рекламируемый товар в самом выгодном, позитивном свете. Такой подход роднит РР с прямой рекламой. Хотя в маркетинге существует такое понятие, как негативный Product Placement, это еще достаточно редкое явление в мировой практике.

    Product Placement эффективен для многих направлений бизнеса. Его успешно используют рестораны, торговые и бизнес-центры, частные клиники, строительные организации, телекоммуникационные, страховые, финансовые и другие компании сферы услуг. Но первое место, конечно, за производителями товаров массового потребления. Наиболее действенна скрытая реклама на рынках алкогольной и табачной продукции. Это связано в первую очередь с тем, что прямая реклама этих товаров на телевидении запрещена [Федеральный Закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»].

    Технология PP позволяет решить следующий комплекс задач.

    · Формирование имиджа торговой марки посредством ассоциирования ее с персонажами, взаимодействующими с продуктом.

    · Повышение лояльности потребителей к торговой марке как следствие доверительного отношения к проекту и к персонажам, использующим продукт.

    · Информирование об особенностях продукта и тонкостях его использования.

    · Передача эмоциональной составляющей торговой марки.

    Product Placement как технология управления потребительским поведением зародилась и сформировалась на киностудиях в США в начале ХХ века [Березкина, 2009].

    Своим появлением PP обязан финансовым трудностям, с которыми киностудии сталкивались при первых опытах создания кинофильмов. Запуская в производство очередной фильм, его создатели искали пути преодоления проблем, связанных с крохотными бюджетами на производство кино. Одним из таких путей стало налаживание коммуникативных связей с производителями различных товаров: мебели, одежды, продуктов питания, электроники, автомобилей и т. д. Продюсеры просили у производителей различные товары в качестве реквизита для съемок и иногда получали их. На эти предложения поначалу откликались с неохотой.

    Но очарованность кинематографом, любовь к актерам, мгновенно становившимися кумирами миллионов, привлекала внимание ко всем товарам, к которым они прикасались, на которых задерживался их одобрительный или заинтересованный взгляд. Продукт или вещь, интегрированные в сюжет кинофильма, в одночасье начинали жить своей новой жизнью, сами становясь предметом вожделения, обожествления, объектом притяжения [Березкина, 2009].

    PP в своей оригинальной первозданной форме не имел коммерческого характера. Но к 1930-м годам бесплатный реквизит стал превращаться в реквизит, за который кинокомпании начали уже получать большие деньги или бартерное вознаграждение.

    Осознав силу влияния PP на потребителя и проанализировав примерный объем прибыли производителей товаров, использованных в кинофильме, продюсеры поставили стихийно, из острой нужды возникшую технологию на профессиональные рельсы. С тех пор именно они управляли РР, отправляя маркетологам крупных концернов сценарии будущих фильмов с подробной раскадровкой, чтобы те, в свою очередь, могли оценить маркетинговые возможности своих брендов. Получив такой сценарий, потенциальные заказчики PP-размещения своей продукции в новом художественном фильме выбирали наиболее подходящие эпизоды для рекламы своего бренда. Со временем обычной практикой стало обсуждение и написание специальных сцен, ориентированных на продвижение того или иного продукта по заказу производителей .

    На начальном этапе развития PP скрытая реклама (так часто называют PP) использовалась и в других жанрах художественного творчества. Радио стало одним из первых каналов электронных СМИ, по которым американские радиоведущие доносили до своих слушателей РР-послания, вплетая их в свои разговоры, репортажи и выпуски новостей. Практически сразу после своего появления радио превратилось из чисто информационного в развлекательное СМИ, привлекая тем самым интерес маркетологов ведущих производителей товаров. Первая радиореклама датируется 1922 годом, очень скоро за ней последовало применение новых, более мягких и завуалированных технологий, к числу которых относится и радио-РР .

    Одновременно с освоением электронных СМИ PP был использован и в жанре комикса. Самый известный пример - серия комиксов, продвигающих шпинат по заказу компании Spinach Сап [Берёзкина, 2009].

    С 1929 года герой комикса «Морячок Папай» продвигал идею здорового образа жизни через потребление шпината. Комиксы были выполнены по всем художественным законам жанра.

    Проект комиксов о моряке Папае оказался очень удачным для компании Spinach Сап, и потребление консервированного шпината в США выросло на 30%. Интересно, что Папай через комиксы, а позднее и мультфильмы продвигал и другие социально значимые идеи, в частности, отказ от курения [Винсент, 2004].

    На Западе Product Placement имеет уже более чем полувековую историю, а в нашей стране эта рекламная технология стала широко распространенной сравнительно недавно. Но сегодня практически любое появление или упоминание бренда в российском кинофильме, книге или в компьютерной игре является оплаченным и отнюдь не случайным.

    Первым оплаченным и вполне удачным PP в российском кино считают появление духов «Маруся» в фильме Эльдара Рязанова 1991 г. «Предсказание» (продюсерская компания и киностудия «Слово»). Плата за размещение составила примерно треть бюджета картины [Берёзкина, 2009].

    Первыми серьезными кинопроектами с использованием PP стало несколько фильмов: «Любить по-русски-2», в котором продвигались холодильники Bosch; «Особенности национальной рыбалки», где продвигались водка «Урожай», пельмени «Равиолло», сигареты «Петр 1»,оператор сотовой связи «Северо-западный GSM»; «Антикиллер» и «Антикиллер-2», интегрировавшие в сюжетную канву автомобили Audi, электронику Panasonic, систему интернет-трейдинга «Альфа- директ».

    С 1998 года в российских кино кругах стал использоваться и сам термин «Product Placement» вместо понятия «Скрытая Реклама».

    Как рассказывает Полина Киселева, главной особенностью PP в России является то, что это явление не описано в последней версии Закона о рекламе от 13 марта 2006 года в России [Киселева, 2008]. В этом есть ряд несомненных плюсов, так как запретить то, что по закону не существует, нельзя, и очень сложно доказать неправомерность размещения определенных продуктов (например, крепкого алкоголя), реклама которых по закону не может быть размещена на телевидении. Но есть и минусы: многие отечественные рекламодатели пока очень настороженно относятся к РР. Для них он является второстепенным каналом коммуникации, который зачастую не включен в основную стратегию и концепцию продвижения продукта. Поэтому внесение в закон о рекламе РР как штатного коммуникационного канала позволит ему избавиться от клейма незаконнорожденного дитя российской рекламы и получить причитающуюся «наследную часть» от бюджета рекламодателей.

    Российская технология отличается от западной практики тем, что у нас гораздо меньше согласовано на предварительном этапе. Что доступно для российского рекламодателя, когда он заключает договор на размещение в сериале или телепередаче? Идеальным вариантом здесь является табличка в приложении к договору, в которой изложен перечень интеграций (логотип на реквизите, устное упоминание с демонстрацией торговой марки, использование продукции и т.д.), и даже может быть согласован хронометраж для каждой позиции. А если говорить о сериалах, то даже время эфира не гарантируется.

    На зарубежном телевидении, безусловно, все сцены прописаны в сценарии, и отрывки сценария утверждены до начала съемок. Далее, сделана раскадровка для каждого появления продукта, что позволяет избежать последующих споров о крупности показа логотипа, и делает ненужным судорожные метания директора по маркетингу по съемочной площадке под крики раздраженного режиссера. Эти простые моменты делают работу более эффективной и спокойной, как для рекламодателя, так и для производителя .



    Справочники