Методы поиска информации о соискателе. За что штрафует Роскомнадзор: анкеты и резюме соискателей, визитки и билеты в командировки Данные о соискателе

Завершающим пунктом резюме является графа для прочей информации о соискателе. В ней указываются все те данные, которые не вошли в основную часть анкеты. Выяснить, какие сведения надо в нее включить, можно, если посмотреть примеры дополнительной информации в резюме.

Необходимые данные

Вы можете написать все те сведения, которые, по вашему мнению, должны быть интересны будущему работодателю. Так, например, в этой графе можно указать семейное положение, возраст, если он не соответствует требованиям, указанным в объявлении. Выглядеть дополнительные сведения в резюме могут так:

  • женат, 2 детей;
  • возраст 46 лет;
  • знание немецкого разговорного языка;
  • водительское удостоверение категории В;
  • готов к недолговременным командировкам.

Претендент на должность директора регионального развития может включить такую информацию:

  • готов к долговременным командировкам;
  • есть водительское удостоверение и личный автомобиль представительского класса;
  • опыт вождения более 10 лет;
  • свободное общение на английском (устная и письменная речь);
  • увлекаюсь реконструкцией исторических событий.

При заполнении резюме на должность главного бухгалтера можно указать такие данные:

  • замужем, есть дочь школьного возраста;
  • периодически публикуюсь в журнале «Все о бухгалтерском учете», являюсь соавтором книги «Налоговый учет: от теории к практике»;
  • готова к командировкам (как к региональным, так и заграничным);
  • регулярно посещаю тренинги и курсы для бухгалтеров;
  • на данный момент изучаю нюансы ведения бухгалтерии в компаниях, занимающихся экспортно-импортными операциями.

Специфика профессий

Учтите, что в каждой работе есть свои нюансы, поэтому нельзя подобрать универсальный пример. В большинстве работодатели выбирают женатых сотрудников, так как они должны обеспечивать семью и являются более добросовестными работниками. Но если работа предполагает частые командировки или выездной режим работы, то предпочтение может быть отдано свободным людям.

Менеджер по продажам может указать такую информацию:

  • водительское удостоверение, открыты категории «В» и «С», опыт управления автомобилем – 14 лет;
  • личный автомобиль;
  • не курю, не употребляю спиртное;
  • готов к ненормированной продолжительности рабочего дня;
  • готов к командировкам вне зависимости от их длительности, в том числе и в другие страны (действующий загранпаспорт имеется);
  • свободно владею английским, французским – со словарем.

А вот аналитику подойдут больше такие сведения:

  • женат, 3 детей;
  • есть водительское удостоверение;
  • выходные предпочитаю проводить в кругу семьи;
  • увлекаюсь созданием игрушек из дерева.

Но графу «дополнительные сведения» вы можете заполнить и по-другому. Главное, не повторяйте информацию, которая была указана выше.

Подбор любого сотрудника – это сложный процесс анкетирования, интервьюирования и тестирования. Еще более сложным является адаптация нанятого сотрудника, контроль и эффективное управление им. Привлекая новых людей в команду, мы должны знать их сильные и слабые стороны. Но, что еще более важно, мы должны знать о тех рисках, которые может повлечь за собой найм того или иного человека. Сегодня поговорим о возможных рисках, если работодатель не осуществляет периодические проверки своих сотрудников.

Речь об оценке благонадежности того или иного кандидата уместно начать с актуального вопроса обработки его персональных данных. Сразу отвечу на вопрос большинства сотрудников служб безопасности и кадровиков о легальности осуществления обработки, в том числе проверки персональных данных соискателей и работников. Это возможно только на основании согласия субъекта персональных данных на такую обработку (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ " ", далее – Закон о персональных данных). Впрочем, согласие получить довольно легко – как правило, пункт о нем имеется в анкете каждого кандидата, которая заполняется перед проведением собеседования. Трудоустройство гражданина и заключение с ним трудового договора являются и одними из самых распространенных оснований для обработки его персональных данных. Наконец, согласно вы, как работодатель, не обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных нанимаемых сотрудников.

Итак, вы на легальных правовых основаниях получили анкету соискателя вакантной должности в вашей организации. Теперь перед вами стоит задача проверить достоверность изложенных в анкете сведений и выявить возможные риски для сотрудничества с данным кандидатом. позволяет нам дальнейшую обработку и проверку персональной информации при условии соблюдения нескольких условий: наличия согласия на эту обработку, использования исключительно общедоступных источников персональных данных и нераспространения результатов обработки третьим лицам ().

Согласие на обработку у нас уже получено, поэтому перейдем к такому понятию, как "общедоступные персональные данные". По определению к ним относятся персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. Говоря простым языком – это все те данные, к которым вы можете получить свободный доступ, то есть материалы в Интернете, проверка рекомендаций кандидатов и пр. Но нас, прежде всего, интересуют именно регулярно обновляемые источники информации из глобальной паутины.

К числу таких онлайн-источников можно отнести:

  • ресурсы, содержащие сведения о нахождении физических лиц в розыске (Интерпол, МВД, ФССП, ФСИН, Росфинмониторинг: https://www.interpol.int/notice/search/wanted, http://fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act, https://mvd.ru/wanted, http://fsin.su/criminal/, http://fssprus.ru/iss/ip_search);
  • ресурсы, предназначенные для проверки действительности основных документов физического лица (паспорта, ИНН, диплом вуза): https://demo.checku.co/checkid/, https://service.nalog.ru/inn.do, http://frdocheck.obrnadzor.gov.ru/;
  • ресурсы, содержащие сведения о наличии у физического лица проблемных задолженностей (кредитов, налогов, исполнительных производств и залогов, банкротство кандидиата): https://www.unirate24.ru/, https://peney.net/, http://fssprus.ru/iss/ip, https://www.reestr-zalogov.ru/state/index#, https://bankrot.fedresurs.ru/;
  • ресурсы, содержащие сведения об участии физического лица в судопроизводстве (уголовном, административном или гражданском): https://sudrf.ru/;
  • ресурсы, содержащие сведения об участии физического лица в деятельности субъектов предпринимательства (юридических лиц или ИП): https://zachestnyibiznes.ru/, https://огрн.онлайн/;
  • аккаунты проверяемых физических лиц в социальных сетях: https://yandex.ru/people, https://pipl.com/.

По статистике нашей организации около 15% кандидатов оказываются, в той или иной степени, "проблемными".

Так какие же риски могут возникнуть у работодателя, если он наймет такого работника?

Во-первых, если вы наймете человека, находящегося в розыске, то руководителя предприятия могут привлечь к уголовной ответственности за укрывательство преступника (). В этой связи не стоит игнорировать и проверку действительности документов кандидата, так как они могут попросту оказаться поддельными. Также не стоит слепо доверять рекомендациям (и письменным, и устным) кандидата, их можно запросто подделать.

Во-вторых, долговые проблемы соискателя – это риск того, что он будет решать финансовые трудности за счет работодателя. Более того, работодателя могут обязать погасить налоговые долги работника, а в случае отказа оштрафовать.

В-третьих, риски совершения имущественных правонарушений могут быть повышены в организациях, которые наняли сотрудника ранее судимого за мошенничество, кражу или иной вид имущественных преступлений. Равно как не стоит ждать служебного рвения по пятницам от лиц, часто привлекавшихся к административной ответственности за употребление алкогольных напитков или наркотиков.

В-четвертых, наличие у кандидата своего бизнеса – серьезный повод поинтересоваться, а зачем ему вообще работа? Может быть, он является номинальным руководителем и занимается незаконной деятельностью. Или он – ваш конкурент и, устроившись на работу в данную организацию, хочет украсть секреты производства.

Наконец, в-пятых, не игнорируйте социальные сети. В моей практике попадались преступники, которые подделывая документы, трудоустраивались в транспортные перевозки, а потом исчезали вместе с грузом. Большинство из них, забывало о том, что паспорт, в котором они переклеили фотографию, тоже имел владельца, а владелец имел аккаунт в соцсети. Правда, уже со своей реальной фотографией.

Проверив однажды, при приеме на работу, кандидатов, не стоит пренебрегать периодическими перепроверками уже работников. Дело в том, что судопроизводство в России носит достаточно длительный срок, поэтому не всегда актуальная информация о соискателе будет доступна в онлайн-формате на момент проверки. Более того, степень благонадежности работника может быть ухудшена уже в процессе работы. Поэтому я рекомендую нашим клиентам осуществлять такие перепроверки не реже чем один раз в полугодие.

Написать эксперту!

Подбор персонала для юридических лиц, юридические услуги. Работа24, ООО

Договор оказания услуг по трудоустройству

Написать эксперту!

Договор заключается юридическим лицо с физическим лицом на оказание услуг по трудоустройству,а также на обработку персональных данных соискателя.

Цель предоставления «Соискателем» персональных данных и последующей обработки их «Исполнителем»: получение «Соискателем» бесплатных услуг Исполнителя, а именно информации о вакантных рабочих местах и содействия в трудоустройстве.

ДОГОВОР №

оказания услуг по трудоустройству

г. Лобня Пятое декабря две тысячи чет. года

Иванов Иванов Иванович, именуемая в дальнейшем «Соискатель», действующая на основании паспорта 00 00000000, паспорт выдан ОВД Бабушкинского района паспортно-визового отделения города Москвы, код подразделения 000, дата выдачи 00.00.0000 года, зарегистрирована по адресу: 000000 г. Москва ул.
Иванова д. 0 кв. 00, и Общество с ограниченной ответственностью « Снилс» , именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора Иванова Иванова Ивановича , действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему договору «Исполнитель» обязуется оказать услуги по подбору вакансии и трудоустройству «Соискателя» по специальности/профессии или иной должности с согласия «Соискателя», а «Соискатель» обязуется оплатить эти условия.

1.2. «Исполнитель» не гарантирует «Соискателю» трудоустройство, так как не может влиять на решение работодателей в вопросах подбора персонала.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. «Исполнитель» обязуется оказать следующие услуги:

  • внести «Соискателя» в свою базу данных;
  • с устного согласия «Соискателя», предлагать его (ее) кандидатуру работодателям, в соответствии поступившим от них заявкам;
  • использовать информацию о «Соискателе» только для выполнения настоящего Договора.

2.2. «Исполнитель» вправе:

  • приступить к выполнению услуг только после поступления оплаты;
  • заниматься рассылкой резюме по электронной почте, а также по факсу в целях трудоустройства «Соискателя»;
  • с устного согласия «Соискателя» осуществлять проверку рекомендаций с предыдущих мест работы или от лиц, которых «Соискатель» указал в качестве рекомендателей;
  • отказаться от исполнения настоящего Договора в случае, если «Соискатель» сообщил о себе ложную или недостоверную информацию.

2.3. «Соискатель» обязуется:

  • предоставить Исполнителю в полном объеме достоверные данные о себе и своей профессиональной деятельности, необходимые для трудоустройства;
  • в случае изменения персональных данных в течение 2-х (двух) недель внести изменения в анкету (резюме) и предоставить новые сведения Исполнителю;
  • рассматривать предложенные «Исполнителем» вакансии, являться на собеседования с Работодателем;
  • в случае приема на работу в трехдневный (3-х) срок сообщить Исполнителю о выходе на работу;
  • оплатить услуги Исполнителя в порядке и в размере, установленном настоящим Договором;

2.4. Каждая из сторон вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке, предупредив другую сторону о расторжении его не позднее, чем за 2 (Две) недели.

2.5. Обязательства Исполнителя считаются выполненными с момента допущения «Соискателя» к работе по предложенной «Исполнителем» вакансии, за исключением первых двух (2-х) пробных дней, независимо от того, был ли прием на работу оформлен надлежащим образом (в соответствии с ТК РФ).

3. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТА

3.1. «Соискатель» оплачивает стоимость оказанных услуг в размере: 0000 (сумма) рублей.

3.2. Оплата услуг производится в размере 100% в порядке предоплаты в течение трех (3-х) банковских дней с момента выставления счета, удобным для «Соискателя» способом. Рассрочка платежа не предусмотрена.

3.3. Если в течение месяца после двух (2-х) пробных дней «Соискатель» отказывается от предложенной ему работы по подобранной «Исполнителем» вакансии согласно п. 1.1 настоящего Договора, по любым причинам, кроме несоответствия желаемой должности, услуги Исполнителя считаются выполненными в полном размере.

3.5. В случае трудоустройства на вакансию, услуги по которой оплачивает работодатель, «Соискатель» освобождается от оплаты услуг «Исполнителю», но если «Соискатель» в течение трех (3-х) месяцев увольняется по собственному желанию, то денежные средства не возвращаются.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

4.1. В случае несоблюдения сроков, указанных в п. 3.2. виновная сторона уплачивает другой стороне пеню в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

4.2. В случае возникновения споров по исполнению настоящего Договора, Стороны обязуются принять все возможные меры к их разрешению путем переговоров. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в суд по месту нахождения Ответчика.

5. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.

5.2. Срок действия Договора - до трудоустройства.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1 Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

6.2. Приложения к настоящему Договору, подписанные сторонами, являются его неотъемлемой частью.

6.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными лицами обеих сторон.

7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН

«Исполнитель»: Соискатель:

_______________/ / _______________/ /

Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.

Приложение №1 к Договору на оказание услуг по поиску и подбору персонала

Соглашение о согласии на обработку персональных данных

Стороны: «Соискатель» и «Исполнитель» принимают и соглашаются с нижеследующими положениями:

Персональные данные - любая информация о Соискателе, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, связанная с поиском работы, которую Соискатель указывает по своему усмотрению.

Под обработкой персональных данных «Соискателя» (субъекта персональных данных) вообще понимаются действия (операции) Исполнителя с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу другим лицам, уничтожение персональных данных.

«Исполнитель» информирует «Соискателя», что он самостоятельно не создает, не имеет, не хранит и не регистрирует какие-либо базы данных соискателей работы. Все персональные данные соискателей используются только по принципу «здесь и сейчас», только для какой-либо конкретной вакансии.

Цель предоставления «Соискателем» персональных данных и последующей обработки их «Исполнителем»: получение «Соискателем» бесплатных услуг Исполнителя, а именно информации о вакантных рабочих местах и содействия в трудоустройстве.

«Исполнитель» обязуется не предоставлять никакой персональной информации о «Соискателях» частным лицами и организациям, заявляющим о возможном нецелевом использовании подобной информации (рассылки несанкционированной рекламы, «спама», предоставлении информации другим лицам и тому подобное).

Отправка «Соискателем» исполнителю информации о себе в электронном виде, содержащую: фамилию, имя, отчество; дату рождения; почтовые адреса; сведения об образовании и местах работы; номерах телефонов и факсов; адресах электронной почты (E-mail), является его безусловным согласием на обработку его персональных данных , а также подтверждением того, что содержание прав субъекта персональных данных согласно Закону РФ «О защите персональных данных» «Соискателю» известно и понятно.

«Соискатель» предоставляет Исполнителю право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; бессрочное хранение, уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание.

Передача персональных данных «Соискателя» третьим лицам (представителю конкретной компании-работодателя) осуществляется только после получения предварительного устного (по телефону) или письменного (по электронной почте) согласия «Соискателя». Получение согласия не документируется и не сохраняется.

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления «Соискателем» соответствующего распоряжения в электронной форме в адрес Исполнителя.
Данное соглашение не является договором между «Исполнителем» и «Соискателем» о трудоустройстве последнего и не гарантирует трудоустройство «Соискателя».

_______________/ / _______________ /

Написать эксперту!

А. Б. Лыкасова*

право РАБОТОДАТЕЛЯ НА ИНФОРМАЦИЮ О СОИСКАТЕЛЕ

Статья посвящена праву работодателя на информацию о соискателе на вакантную должность. Автор подробно анализирует правомочия работодателя по получению, хранению, использованию и передаче информации о соискателе, порядок их осуществления.

Ключевые слова: право на информацию, отношения по трудоустройству, работодатель, соискатель на вакантную должность

The article is devoted to the employer"s right to information in employment relations with a particular employer. The author in detail analyzes employer"s authorities to obtain, keep, use and transmit information about an applicant and order of their implementation.

Key words: right to information, employment relations, employer, applicant

Акты международного характера1 и вслед за ними Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) провозгласили и нормативно закрепили право каждого на свободное выражение мнения, получение, распространение информации.

В России с целью создания единого эффективного механизма свободной и беспрепятственной реализации и защиты лицами принадлежащего им права на информацию был принят ряд федеральных законов, в частности федеральные законы от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Однако является ли существующее правовое регулирование отношений, возникающих по поводу реализации субъектами своего права на информацию, эффективным при трудоустройстве к конкретному работодателю? К сожалению, тех положений, которые закреплены в указанных законах, а также в ст. 641, 65, ч. 3 ст. 68, гл. 14 Трудового кодекса РФ, крайне недостаточно для полноценного и комплексного регулирования отношений по осуществлению права на информацию в процессе трудоустройства. Информация, являющаяся важнейшим объектом отношений по трудоустройству, и право на нее остались за рамками целостной и продуманной правовой регламентации в рассматриваемых правоотношениях. И это несмотря на то, что все действия сторон отношений по трудоустройству направлены исключительно на получение сведений, достаточных для принятия ими самостоятельного и выверенного решения о возможности устройства на работу конкретного лица к конкретному работодателю. Таким образом, недостаточное отраслевое правовое регулирование в сфере обеспечения права каждого на информацию в отношениях по трудоустройству привело к ущемлению и невозможности свободной реализации права на информацию как лицом, ищущим работу, так и работодателем, к нарушению баланса их интересов, воспрепятствованию осуществления соискателем свободы труда, а работодателем - экономической свободы комплектования штата сотрудников.

Итак, каким же правовым статусом сегодня обладает работодатель при реализации им права на информацию в отношениях по трудоустройству в рамках законодательства?

Каждый работодатель заинтересован в том, чтобы у него работали исключительно те лица, которые в силу своих профессионально-квалификационных и личностных качеств были бы способны к выполнению определенных должностных обязанностей.

* Лыкасова Алена Вадимовна - студент Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: [email protected].

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

От выбора работника во многом зависит нормальное и эффективное функционирование и развитие организации работодателя. Для принятия правильного решения работодателю крайне важно получить полную и достоверную информацию о лице, претендующем на вакантную должность. Но чтобы не нарушить баланс интересов сторон отношений по трудоустройству, необходимо определить объем информации, которую вправе запрашивать работодатель от соискателя, способы ее получения, хранения, использования и передачи.

В действительности работодатель формально не ограничен в объеме получения информации от соискателя. Однако для решения задач, стоящих перед работодателем на стадии трудоустройства, ему достаточно затребовать от соискателя на вакантную должность персональные данные, в том числе сведения, которые подтверждают наличие у него определенных деловых качеств и его соответствие предъявляемым требованиям, обязательным в силу прямого указания закона или необходимым в связи со спецификой работы.

Современное российское законодательство оперирует несколькими значениями понятия «персональные данные». Согласно Федеральному закону «О персональных данных» под персональными данными понимается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)»2. Очевидно, что такое определение неприемлемо для использования в рамках отношений по трудоустройству, поскольку оно чрезвычайно широко по содержанию относительно рассматриваемых нами отношений. Если работодатель получит информацию о месте жительства, социальном, имущественном положении, доходах и др. от соискателя на вакантную должность, будут нарушены нормативные предписания, запрещающие неправомерное вмешательство в частную жизнь граждан. Если речь идет о сведениях, касающихся возраста, семейного положения поступающего на работу лица, то работодатель вправе получить их только непосредственно при заключении трудового договора с данным лицом при предъявлении им своего паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Отсюда следует вывод, что работодатель не вправе запрашивать информацию о возрасте, семейном положении соискателя на вакантную должность на начальном этапе трудоустройства (например, во время собеседования). Исключение составляют только случаи, когда, например, в силу недостижения определенного возраста лицо не может быть принято на работу из-за ее особого характера и условий.

В ч. 1 ст. 85 ТК РФ закреплено иное определение рассматриваемого понятия, более специфическое и узкое по объему и содержанию: «Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника». Названное определение более приемлемо для использования в отношениях по трудоустройству. К числу сведений, необходимых работодателю, относятся следующие. Во-первых, фамилия, имя, отчество претендента, в исключительных случаях - также его возраст и семейное положение. Во-вторых, сведения, которые подтверждают наличие у соискателя тех или иных деловых качеств и его соответствие предъявляемым требованиям, обязательным по закону или необходимым в силу специфики работы. Нужно отметить, что на сегодня определение понятия «деловые качества» содержится только в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»3. Однако отсутствие в нем конкретного перечня качеств, которые могут быть признаны деловыми, или хотя бы ясных и четких критериев отнесения их к таковым, на мой взгляд, предоставляет работодателю возможность широкого толкования данного понятия. Безусловно, предложенные Верховным Судом РФ разъяснения сыграли положительную роль в разрешении сложившейся правовой неопределенности, но практика все-таки указывает на необходимость нормативной конкретизации определения понятия «деловые качества».

Существующее правовое регулирование недостаточно и неэффективно для того, чтобы мы могли точно определить, какую именно информацию, в каком объеме и каких пределах работодатель вправе получать от соискателя на вакантную должность. Думается, более четкое и детальное законодательное закрепление определений понятий «персональные данные соискателя на вакантную должность» и «деловые качества» стало бы одной из важнейших гарантий защиты прав лица от дискриминации, неправомерного вмешательства в его частную жизнь и нарушения его личной и семейной тайны при трудоустройстве, что крайне важно и актуально в настоящее время.

Современное трудовое законодательство не содержит и конкретных положений о том, какими способами и средствами, при соблюдении каких условий и требований работодатель вправе получать интересующую его информацию о лице, обратившемся к нему по поводу возможного трудоустройства.

Традиционно работодатель использует такие способы получения информации, как собеседование, тестирование, анкетирование, интервьюирование и др. На первый взгляд они кажутся довольно безобидными и не представляют какой-либо угрозы для нарушения прав человека. Они стали настолько типичными и привычными в повседневной жизни, что мы, к сожалению, не обращаем внимания на то, что данные способы кроют в себе весьма опасные моменты. Перечень вопросов, которые могут задаваться претендентам на вакантную должность в рамках применения перечисленных способов получениия информации, нормативно не закреплен, как, впрочем, не оговорены и конкретные критерии для признания тех или иных вопросов допустимыми или недопустимыми. Конституционными нормами и трудовым законодательством косвенно установлены лишь общие условия их формулирования: эти вопросы не должны нести в себе оттенок дискриминационности, а ожидаемый ответ на них не должен раскрывать тайну частной жизни, личной и семейной тайны. Думается, в трудовом законодательстве следует предусмотреть более ясные, четкие, конкретные положения о том, какие вопросы ни при каких обстоятельствах не могут быть заданы претендентам в процессе трудоустройства с целью получения сведений о них. При этом очень важно гарантировать допустимость отказа лица от ответа на неправомерные вопросы без негативных последствий для него в виде однозначного и закономерного отказа в приеме на работу.

При рассмотрении данного вопроса следует также отметить возникшую проблему правомерного и допустимого использования работодателем неординарных способов получения информации, необходимой ему в рамках отношений по трудоустройству. Таковыми, например, являются сбор информации о потенциальном работнике с помощью социальных сетей или проведение «шокового собеседования». В последнем случае представитель работодателя намеренно создает психологически негативную либо даже агрессивную среду или ситуацию с целью получения информации, характеризующей поведенческие реакции кандидата (например, начинает внезапно кричать на претендента, выливает на него стакан воды, дает указание совершить аморальный поступок и т. п.). Очевидно, что использование работодателем подобных способов получения информации недопустимо, поскольку они нарушают не только право человека на защиту от посягательств на его частную жизнь, но и право на защиту чести и достоинства.

Неприемлемы также некоторые другие способы, если они применяются без предварительного письменного согласия претендента в случаях, которые должны быть установлены законом (например, использование полиграфа или запрос сведений о лице с прежнего места его работы, учебы, из медицинских и иных органов и учреждений - органов внутренних дел, военкоматов, если это предусмотрено законом и необходимо в силу специфики работы). Примечательно, что некоторые шаги в данном направлении уже предпринимаются. Так, в проекте федерального закона «О применении полиграфа», внесенном в Государственную Думу РФ 24 декабря 2010 г. и предполагающем его распространение также «на отношения, которые связаны с проведением опросов с применением полиграфа в процессе установления и осуществления трудовых отношений

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

в соответствии с нормами трудового законодательства»4, содержится следующее положение: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с применением полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства при наличии их письменного согласия»5.

Собранная работодателем информация о лице, устраивающемся к нему на работу, редко заносится в его личное дело и хранится в течение какого-то времени. Полагаю, что законодательно необходимо внедрить обязанность работодателя по хранению полученной им информации о соискателе в течение определенного срока. Данная рекомендация направлена на достижение оптимального баланса прав и интересов работодателя и соискателя на вакантную должность и имеет прежде всего доказательственное значение. С одной стороны, это обеспечит работодателю возможность в случае возникновения спора о правомерности отказа в приеме на работу документально подтвердить обоснованность своего решения. С другой стороны, соискатель сможет также доказать факт его обращения к конкретному работодателю по поводу устройства на работу.

Если говорить о порядке осуществления иных правомочий, входящих в состав права работодателя на информацию, то, например, использовать и передавать другим лицам сведения, полученные от соискателя на вакантную должность, работодатель вправе исключительно с предварительно полученного письменного согласия этого лица и с целью возможного содействия в его трудоустройстве в рамках одной организации и ее структурных подразделений.

Подводя итог рассмотрению вопросов, касающихся определения уровня действительного обеспечения права на информацию работодателя в рамках отношений по трудоустройству, отметим следующее. Отсутствие должной законодательной регламентации в данной сфере общественных отношений неизбежно привело к тому, что работодатель в процессе трудоустройства обладает практически неограниченными возможностями при реализации своего права на информацию. Тот действительный объем информации, получаемой им от соискателя на вакантную должность и используемой в дальнейшем для его оценки как потенциального работника, не соответствует целям и задачам, присущим отношениям по трудоустройству. Работодатель фактически получает от соискателя сведения, которые по большому счету излишни и не нужны ему для принятия взвешенного, обоснованного и правильного решения о трудоустройстве такого лица. Кроме того, работодатель обладает достаточно широкими возможностями в выборе средств и способов получения информации о претенденте на вакантную должность. Это неизбежно приводит к нарушению баланса интересов работодателя и лица, устраивающегося на работу.

В связи с этим полагаю, что созданный законодателем механизм реализации и защиты права на информацию в рамках отношений по трудоустройству требует корректировки. Необходимо создать стройную отлаженную систему средств и способов его осуществления путем четкой и более детальной регламентации на отраслевом законодательном уровне правового статуса работодателя и соискателя на вакантную должность относительно обеспечения принадлежащего им права на информацию при условии сохранения баланса их интересов.

1 Статья 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 2І7 А (III)) // Рос. газ. 1995. 5 апр.; ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

2 Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Рос. газ. 2006. 29 июля.

3 Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Рос. газ. 2004. 8 апр.

4 URL: http://www.pravo.ru/news/view/45449.

На практике инспекторы могут оштрафовать за нарушения по защите персональных данных по совершенно абсурдным основаниям. Чего ждать от проверки Роскомнадзора, рассказывает кадровый эксперт.

Регистрироваться ли в реестре?

В связи с внесением изменений в КоАП с 1 июля 2017 года и ужесточением ответственности за нарушения законодательства в области персональных данных, для работодателя все более актуальным становится вопрос о том, как правильно работать с персональными данными.

Если проверки Государственной инспекции труда проходили многие работодатели, то о проверках Роскомнадзора знают пока не все.

Информацию о том, придет ли на предприятие плановая проверка Роскомнадзора можно найти на сайте Прокуратуры субъекта РФ .

Так как же подготовиться и пройти такую проверку без штрафов? Для начала нужно разобраться: необходимо ли компании регистрироваться в реестре Роскомнадзора?

В соответствии с законодательством оператором персональных данных признается, в том числе, юридическое лицо осуществляющее обработку персональных данных. Согласно закону «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Одним из исключений является обработка персональных в соответствии с трудовым законодательством.

Но это исключение не распространяется на персональные данные уволенных сотрудников, на членов семей сотрудников и их детей.

То есть на практике получается так, что уведомление подавать в любом случае нужно.

Другое дело, что штраф за неподачу данных предусмотрен небольшой — пять тысяч рублей.

На что смотрит инспектор?

Каковы же основные зоны риска в компании при работе с персональными данными? Это прежде всего, кадровое делопроизводство, хранение личных дел сотрудников, ведение зарплатного проекта и оформление командировок, заказ визитных карточек в компании, оформление прохождения медицинских осмотров сотрудников, которым в соответствии с ТК РФ необходимо проходить такие осмотры, а также порядок осуществления пропускного режима на территорию служебных помещений работодателя.

В отделе персонала проверяющих заинтересует наличие договоров с работными сайтами, приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных в компании, а также локально-нормативные акты, регулирующие в компании работу с персональными данными.

Особое внимание инспекторы Роскомнадзора обратят на содержание письменного согласия на обработку персональных данных.
Оно должно быть оформлено в соответствии со ст. 9 п. 4 закона «О персональных данных».

Проблемы из-за соискателей

«Конек» проверяющих — проверка содержания анкеты соискателя на наличие избыточных персональных данных.

В соответствии с законодательством информация в анкете о родственниках соискателя должна соответствовать объему, предусмотренном пунктом 10 унифицированной формы N Т-2 , утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации.

То есть работодателю о родственниках соискателя (работника) положено знать только степень их родства, фамилию, имя, отчество и год рождения ближайших родственников.

Любая другая информация, как например, число и месяц рождения или место работы родственника, будет признана избыточной и за это компанию оштрафуют.
Теоретически здесь требования Роскомнадзора вступают в противоречие со ст.228 ТК РФ, ведь Трудовой кодекс обязывает работодателя при наступлении тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом информировать родственников пострадавшего.

А как это сделать, если нет никакой другой информации в анкете — не понятно. Проверяющие эту ситуацию никак не комментируют.

Про хранение личных дел сотрудников все ясно — они должны находиться в закрытых стеллажах под замком.

Резюме

А вот как правильно с точки зрения Роскомнадзора работать с резюме кандидатов ? Во-первых, обработка персональных данных соискателей предполагает получение согласия самих соискателей на обработку их персональных данных.

Исключение составляют случаи, когда от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым данное лицо заключило соответствующий договор, а также при самостоятельном размещении соискателем своего резюме в сети Интернет, доступного неограниченному кругу лиц.

Согласно требованиям Роскомнадзора при получении резюме кандидата по электронной почте — необходима обратная связь с ним для подтверждения факта отправки указанного резюме самим кандидатом.
К таким мероприятиям можно отнести приглашение соискателя на личную встречу с сотрудниками работодателя, обратную связь посредством электронной почты и т.п. При поступлении в адрес работодателя резюме, составленного в произвольной форме, при которой однозначно определить физическое лицо, направившее его, не представляется возможным, данное резюме подлежит уничтожению в день поступления с составлением акта об уничтожении.

То же необходимо сделать и в случае отказа кандидату в приеме на работу — резюме должно быть уничтожено в течение 30 дней. Поэтому резюме проще вообще не распечатывать.

При направлении работодателем запросов по прежним местам работы, для уточнения или получения дополнительной информации о соискателе получение его согласия также является обязательным условием.

Кадровый резерв

В случае ведения кадрового резерва в компании обработка персональных данных лиц, включенных в кадровый резерв, может осуществляться также только с их согласия, за исключением случаев нахождения в кадровом резерве действующих сотрудников, в трудовом договоре которых определены соответствующие положения.

Поэтому соискатель обязательно должен быть ознакомлен с условиями ведения кадрового резерва: со сроками хранения его персональных данных и порядком исключения из кадрового резерва. Согласие на внесение соискателя в кадровый резерв организации оформляется либо в форме отдельного документа либо путем проставления соискателем отметки в соответствующем поле электронной формы анкеты соискателя на сайте Компании.

Сайт компании

Сайт Компании также представляет интерес для сотрудников Роскомнадзора.

В случае использования окна обратной связи с клиентами или кандидатами, политика или положение об обработке персональных данных должны быть размещены на сайте, а согласие на обработку персональных данных обязательно должно подтверждаться соискателем или клиентом, путем проставления отметки — «галочки» в соответствующем поле.

Передача данных третьим лицам

В ходе проверки проверяющие обязательно поинтересуются, ездят ли сотрудники в командировки, проходят ли медосмотры и заказываются ли им визитные карточки.

Если да, то еще одним подводным камнем для работодателя является сохранение конфиденциальности при передаче персональных данных третьим лицам и согласие самих сотрудников на такую передачу для изготовления, например, визитных карточек или заказа авиа- и железнодорожных билетов через агентства, направления на обязательный медицинский осмотр.

Для этого должны быть заключены договоры о конфиденциальности с соответствующими подрядчиками.

В таких договорах проверяющих интересует перечень действий, совершаемых с персональными данными, цели обработки и обеспечение безопасности данных.

Визитка — как повод для штрафа

По итогам проверки будет составлен акт и в случае выявленных нарушений вынесено предписание об устранении нарушений.

Что касается штрафов, конкретные их размеры указаны в статье 13.11 КоАП. Размеры штрафов от 15 до 70 тысяч рублей в зависимости от вида нарушения. Чтобы минимизировать риски, работодателю перед проверкой необходимо провести инструктаж ответственных лиц, какие пояснения давать инспектору.

Как показывает практика, к проверке Роскомнадзора подготовится сложнее, чем к проверке ГИТ, потому что требования Роскомнадзора не столь широко известны работодателям, как требования трудового законодательства.

К тому же бывает, что решения инспекторов, на первый взгляд, кажутся парадоксальными.

Есть прецеденты, когда компанию штрафовали, например, за то, что у бухгалтера по зарплате в согласии на обработку персональных данных, отсутствует согласие на передачу персональных данных компаниям, у которых заказываются визитки, авиабилеты, и где проходят медосмотры сотрудники, которым положено их проходить в соответствии с законодательством.
Объяснения представителей компании о том, что бухгалтер по зарплате не ездит в командировки, ему не положены визитные карточки и он не обязан проходить медосмотры — успеха не имели. В таких случаях нужно пытаться отстоять свою позицию в суде, хотя судебной практики по нарушениям в области персональных данных еще очень мало.

Поэтому любое судебное решение, вынесенное в пользу компании, будет значительной вехой в спорах подобного рода.



Справочники