Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях. Понятие склонности к риску в психологии

Галина Дорогова , магистр факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Стремление к риску значимо и положительно влияет на уровень трудовой мобильности. Готовность рисковать сокращает текущий трудовой стаж на 43 дня и увеличивает вероятность нового трудоустройства в среднем на 10,5%, выяснила Галина Дорогова. Ее исследование «Отношение к риску и мобильность на рынке труда» - одна из первых попыток изучения этой темы.

Анализ основан на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2006–2013 годы. Оценки предпочтений к риску получены из дополнительного модуля опросника RLMS «Стратегии выбора», составленного Центром трудовых исследований НИУ ВШЭ. В опросе приняли участие более шести тысяч человек в возрасте 25–65 лет.

Издержки неопределенности

Уровень трудовой мобильности, то есть любых перемещений человека на рынке труда, в России высок - в среднем ежегодно место работы меняют около 30% работников. Решившись на этот шаг, они рискуют - попадают в ситуацию неопределенности и несут издержки:

  • в затрачиваемом времени (составление и подача резюме, мониторинг вакансий);
  • в потере специфического человеческого капитала: уходит потребность в части накопленных навыков, появляется необходимость приобретения новых;
  • в утрате старых социальных связей: нужны силы и время для адаптации в новом коллективе.

Издержки не заканчиваются даже после того, как подходящий вариант найден. Реальность может преподнести сюрпризы в виде испытательного срока, вынужденных переработок, плохого коллектива и проч.

Таким образом, «мобильность оказывается процессом обмена стабильности на неопределенные будущие выгоды», поиск новой работы сопряжен с рисками, поэтому на него чаще решаются те, кто к риску склонен, считает автор исследования.

Кто предпочитает рисковать

Большинство людей не расположено к риску. По данным RLMS-HSE–2009, доля респондентов с наименьшим индексом риска составила 24,1%, а среднее значение индивидуальной готовности рисковать среди всех опрошенных - 3,99 балла (по шкале от 0 - полное неприятие риска до 10 - абсолютная готовность к нему).

Достаточно легко прослеживается связь между готовностью к риску и социально-демографическими характеристиками. Значение имеет практически все: пол, возраст, уровень образования, зарплаты, здоровья, семейное положение.

К риску в большей степени склонны:

  • мужчины (средняя оценка готовности - 4,5, у женщин - 3,4). Это объясняется как социальными ролями и гендерными стереотипами, так и врожденными отличиями;
  • холостые (средняя оценка – 4, оценка женатых/замужних – 3,8). Менее рискованные люди более консервативны и чаще вступают брак;
  • молодые (4,6 для респондентов в возрасте 26–35 лет и 3,3 в возрасте 45+). Объяснение зависимости от возраста исследователи находят в самом возрасте, в разнице поколений и попытке соответствовать социальным ролям.

Рынок ждет активных

Результаты мониторинга подтвердили основной вывод исследования: индивидуальная склонность к риску значимо и положительно влияет на уровень мобильности.

Рост склонности к риску на один пункт укорачивает текущий трудовой стаж на 7,3 дня и увеличивает вероятность смены работы на 4%. Готовность к риску при этом обеспечивает сокращение стажа на 43,8 дней. Изменение неготовности рисковать на готовность увеличивает вероятность смены работы в среднем на 10,5%.

Респонденты, предрасположенные к риску, более активны на рынке труда – чаще заявляют о намерении сменить работу и энергичнее ее ищут, чаще имеют дополнительную занятость и самозанятость.

У непредрасположенных к риску активность, наоборот, ниже, а желание искать новую работу меньше. Они чаще считают, что найти ее невозможно (27,12% против 19,29%) и направляют свои ресурсы на сохранение того, что имеют.

Рисунок 1. Динамика мобильности среди респондентов с разной склонностью к риску

Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта

Методика направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску.

2 – полностью согласен, безусловное «да»;

1 – скорее «да», чем «нет»;

О – ни «да», ни «нет»;

– 1 – скорее «нет», чем «да»,

– 2 – совершенно не согласен, безусловное «нет».

Вопросы теста (некоторые вопросы оригинального текста заменены на сходные по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в России):

1. Превысили бы вы скорость, установленную ГИБДД, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

5. Прыгнули бы вы в воду с 5-метровой вышки?

6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он вернет вам деньги?

8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при заверениях, что это безопасно?

9. Могли бы вы залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы вы, не умея управлять парусной лодкой, отправиться на ней на прогулку?

11. Рискнули бы вы схватить за узду мчащуюся лошадь?

12. Могли бы вы скатиться на лыжах с очень крутой горы?

13. Могли бы вы совершить ради интереса прыжок с парашютом?

14. Могли бы вы часто ездить на транспорте «зайцем»?

15. Поехали бы вы на машине, если бы ее вел человек, недавно попавший по своей вине в аварию?

16. Могли бы вы спрыгнуть на пожарный тент с третьего этажа?

17. Могли бы вы пойти на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни?

18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки поезда, идущего со скоростью 50 км/ч?

19. Могли бы вы зайти в переполненный лифт, зная, что из-за перегрузки лифт может надолго застрять между этажами?

20. Могли бы вы перебежать улицу на красный свет, если невдалеке стоит милиционер, а вам нужно сесть на подходящий к остановке автобус?

21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили?

22. Могли бы вы войти во двор дома, несмотря на надпись: «Осторожно, злая собака»?

23. Согласны ли вы с утверждением, что «риск – благородное дело»?

24. Хватает ли у вас духу возражать начальству?

25. Посадили бы вы к себе в машину незнакомых мужчин, «голосующих» на дороге?

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+» или «-»).

Выводы. Если опрашиваемый набирает менее 20 баллов, он отличается слишком большой осторожностью, если от -10 до +10 баллов – средней осторожностью, а свыше +20 баллов – большой склонностью к риску, смелостью.

Тест «Способны ли вы идти на оправданный риск?»

Тест взят из американского журнала «Forchun» и касается в первую очередь риска в инвестировании средств в различные проекты и ценные бумаги (цит. по: Щебетенко А. И., 1995).

Инструкция. Выберите тот ответ на каждый вопрос, который соответствует вашим наклонностям.

Текст опросника:

1. Вы являетесь победителем телевизионной игры-шоу. Какой приз вы себе выберете:

а) $2 тыс. наличными;

б) пятидесятипроцентный шанс в дальнейшем выиграть $4 тыс.;

в) двадцатипроцентный шанс выиграть $10 тыс.;

г) двухпроцентный шанс выиграть $100 тыс.

2. Вы проиграли в покер $500. Сколько бы вы поставили на игру, чтобы отыграть свои $500:

а) более $500;

д) ничего, вы решили смириться с проигрышем сразу же?

3. Месяц спустя после вашей покупки акций их курс неожиданно поднялся на 15%. Что вы будете делать, не имея дополнительной информации:

а) буду держать эти акции без дополнительных приобретений или продаж;

б) продам их и получу разницу;

в) куплю еще больше этих же акций, возможно, их курс еще больше возрастет.

4. Курс ваших акций стал неожиданно падать через месяц после их приобретения. Но основные показатели корпорации, акции которой вы купили, выглядят убедительно. Что вы будете делать:

а) куплю еще; если эти акции выглядели привлекательно при прежней цене, то при более низкой они стали еще более выгодными;

б) буду держать только эти акции и подожду, пока цена вернется к прежнему уровню;

в) продам их, чтобы избежать еще больших потерь.

5. Вы являетесь ведущим специалистом в только что образовавшейся компании. Вы можете выбрать способ получения ежегодных премиальных; какой из предложенных способов вы выберете:

а) $1500 наличными;

б) вместо наличных возьму опшион (документ, дающий право на приобретение новых акций) на приобретение в качестве премии акций компании, которые могут принести мне дивиденды в $15 тыс. в следующем году, если компания будет преуспевать (но эти акции ничего не принесут, если компания потерпит неудачу).

Обработка результатов. По ключу определите количество баллов за отмеченные вами варианты ответов и суммируйте их. Полученную сумму разделите на 30 и умножьте на 100%.

Диагноз. Чем больше сумма набранных вами баллов, перечисленных в проценты, тем выше ваша склонность к риску. Если вы набрали от 81 до 100%, то у вас очень высокая склонность к риску, от 61 до 80 – высокая, от 41 до 60 – средняя, от 21 до 40 – низкая, от 20% и ниже – очень низкая.

Методика определения склонности к риску Когана Валлаха

(Цит. по: Т. В. Корнилова. Психология риска и принятия решений. М., 2003)

Инструкция. Цель данной анкеты – определить, как человек принимает решения в рискованных ситуациях. Предлагается двенадцать упрощенных жизненных ситуаций, каждая из которых может быть решена двумя способами: первый не приносит большой пользы, но гарантирует нечто прочное; второй приносит финансовый выигрыш, лучшее общественное положение на работе, повышение престижа, карточный выигрыш и т. п., но содержит в себе определенный риск, значительные потери, если постигнет неудача. Вероятность успеха различна. Для простоты предположим, что во всех ситуациях сравнительно легко оценить шансы на успех.

Ваша задача следующая: прочтите внимательно каждую ситуацию и представьте себе, что вы работаете в психологическом консультационном центре. К вам придут люди с ситуациями, описанными в анкете, и просьбами дать совет, как следует поступить в каждой ситуации. Вы должны ответственно и по чистой совести предложить одно из возможных решений. Старайтесь советовать так, как в данной ситуации вы поступили бы сами. Не думайте при этом об абстрактных или теоретических решениях, которые вы могли бы дедуцировать из больших этических или других теорий.

Выбрав одно из возможных решений, проставьте его номер на листе бумаги с указанием, если требуется, той вероятности успеха, которую вы считаете необходимой, чтобы рекомендовать рискованное решение.

Принимайте решение в каждой ситуации, не возвращаясь назад и стараясь не поддаваться прежним решениям. Не сравнивайте отдельные ситуации, но решайте каждую независимо.

Ситуация 1 . Гражданин А. – инженер-химик, может сменить место работы. Сейчас он получает невысокую, но достаточную для него зарплату. На новом месте зарплата будет выше, но нельзя исключить, что работа будет ему не по силам и через некоторое время ему придется с нее уйти. Оба места подходят ему по интересам и профессиональной подготовке. Как ему поступить:

а) гражданин А. ни в коем случае не должен менять место работы;

б) ему хорошо бы сменить место работы, даже если вероятность успеха будет равна 0,1;

в) он должен сменить место работы, если вероятность успеха 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

Ситуация 2. У гражданина Б. в 40 лет было обнаружено тяжелое сердечное заболевание. Он должен решить: либо радикально изменить свои жизненные привычки (уйти в отставку, меньше работать, соблюдать строгую диету и т. п.), либо подвергнуться рискованной операции, в случае успеха которой полностью возвращается здоровье, но которая может кончиться и трагично. Что ему делать:

а) гражданин Б. ни в коем случае не должен идти на операцию;

б) идти на операцию при вероятности успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

Ситуация 3. Гражданин В. – единственный кормилец семьи из четырех человек, и у него сравнительно небольшая зарплата. Предстоит серьезный ремонт и переоборудование квартиры, что будет весьма ощутимо для семейного бюджета. В спортлото он выиграл крупную сумму. Может быть, ему следует провести в квартире только самые неотложные работы и использовать деньги для покупки антикварных вещей, продажная цена которых со временем значительно повысится, и рассчитывать на то, что через год он продаст их со значительной выгодой. После этого он мог бы позволить себе все желаемые затраты на ремонт. Возможность использования денег частично туда, а частично сюда исключается. Как поступить гражданину В.:

а) антиквариат не покупать;

б) купить, если вероятность значительного превышения цены в течение года равна 0,1;

в) купить при вероятности повышения цены 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

Ситуация 4. Гражданин Г. работает тренером хоккейной команды, которая перед последним туром в своей группе занимает второе место. В последней встрече остается одна минута при равном счете. Можно заменить вратаря полевым игроком и вести силовую игру, имея численное большинство. Если этот тактический ход удастся и команда забьет гол, то выйдет на первое место и получит крупную сумму. Если противнику удастся забить шайбу в пустые ворота, то команда тренера Г. опустится на четвертое место. В случае если счет сохранится, команда остается на втором месте. Дайте совет тренеру:

а) ни в коем случае не заменять вратаря полевым игроком;

б) заменить, если вероятность успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

Ситуация 5. Гражданин Д. на своей работе получает очень хорошую зарплату, но отношения с сотрудниками плохие и портят ему нервы. Перспектив на улучшение отношений нет. Хорошие отношения ему очень важны, и напряженные отношения он очень болезненно переносит. Он может перейти на другое место, где зарплата меньше на 5-10%, но он сомневается, что человеческие отношения будут лучше. Он просит совета:

а) не менять место работы;

б) менять место, если вероятность лучших отношений 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

Ситуация 6. Гражданин Е. имеет сына, который заканчивает школу в целом с хорошими результатами, но видно, что он не относится к лучшим ученикам. Е. может послать сына в колледж, но есть шансы поступить в технический вуз. Однако существует опасность, что его сын не сумеет окончить институт. Что вы посоветуете отцу:

а) послать сына в колледж;

б) послать в институт, если вероятность его окончания 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

Ситуация 7. Гражданин Ж. очень любит шахматы. Он участвует в шахматном турнире, где встречает противника, примерно равного ему по силам. После начала игры появилась возможность для Ж. осуществить маневр, ведущий в случае успеха к быстрому выигрышу, но в случае неуспеха – к быстрому проигрышу. Что ему делать:

а) не предпринимать этот маневр;

б) предпринять, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

Ситуация 8. Гражданин 3. заканчивает в этом году школу. У него, по школьным результатам, хорошие математические способности, и все, включая его, знают, что он может поступить в технический вуз, окончить его и получить хорошее место работы. Но он также чрезвычайно хорошо играет на скрипке и хотел бы учиться в консерватории и стать солистом. Однако солистами становятся только немногие, самые лучшие скрипачи. Что вы порекомендуете:

а) поступить в технический вуз;

б) поступить в консерваторию, если вероятность стать солистом 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

Ситуация 9. Гражданин И. во время войны попал в плен и был интернирован в лагере. Он может бежать из лагеря, где жизненные условия в целом сносные, но если побег не удастся, то комендант будет потом его третировать. Как ему поступить:

а) остаться в лагере;

б) попытаться бежать, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

Ситуация 10. Гражданин К. – человек с сильно выраженной потребностью в гражданской деятельности. Он может быть выбран на важное место в гражданском самоуправлении и осуществить свои планы на улучшение жилищных условий в своей части города. Но он не уверен, что, будучи избран, он сможет выполнить свои планы, а в случае неуспеха он будет тяжело переживать. Как ему быть:

а) отказаться от этого места и соответствующих функций;

б) принять эту должность при вероятности проведения в жизнь своих планов, равной 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

Ситуация 11. Гражданин Л. – физик. Он поступил в трехгодичную аспирантуру в НИИ. Он может работать над одной важной темой, трудной и объемной, но с риском, что его длительные усилия не увенчаются успехом. Или он может за эти три года заниматься рядом более мелких проблем, которые он решит, но значение которых для основного развития науки не так важно. Какой путь выбрать:

а) решать легкие проблемы;

б) взяться за трудную, но важную работу при вероятности успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

Ситуация 12. Гражданин М. Решает, жениться ли ему на девушке К. Он любит ее, но знает, что их взгляды на многое значительно расходятся. В консультации по вопросам семьи ему разъяснили, что счастливый брак при таких обстоятельствах возможен, но гарантии нет. Как ему быть:

а) не жениться на К.;

б) жениться на ней при вероятности счастливого брака 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

Методика «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева

Инструкция. Перед вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно или неверно оно по отношению к вам. Если верно, то напишите «да», если неверно – «нет».

Текст опросника:

1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

2. Мне нравится быстрая езда.

3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.

4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой и вся подготовка оказывается бесполезной.

6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице «тише едешь – дальше будешь».

8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того чтобы ждать.

11. Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

14. Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен, что мне удастся его осуществить.

17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен в своем мнении по данному вопросу.

20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений, он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

23. Я предпочитаю работу, включающую перемены и путешествия, даже если она может быть небезопасной.

24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом – с одной стороны, и безопасностью – с другой, я выберу безопасность.

31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его независимо от того, удобно мне это или нет.

37. Если мой непосредственный начальник будет «зажимать» мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей на ту же сумму.

44. Я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

47. Я не рискую покупать одежду без примерки.

48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям независимо от того, как они относятся к нему.

49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру «пан или пропал».

Постановка диагноза. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Набранные баллы суммируются. Если набранная сумма меньше 11 балов – склонность к риску низкая; 11-29 – склонность к риску средняя; 30 баллов и больше – склонность к риску высокая.

Карточная игра «Очко»

Играют двое испытуемых. Путем взятия трех карт вслепую нужно набрать сумму, большую, чем у партнера, но не большую 21 очка. Риск состоит в том, что при взятии третьей карты можно набрать сумму, большую 21, и «прогореть».

Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25)

Инструкция. Вам предложен ряд высказываний. Если высказывание в основном характеризует вас, то в бланке «Протокол» вы ставите «+1», если оно характеризует вас только наполовину – «0», если оно вам не соответствует – «-1».

Текст опросника:

1. При подготовке к контрольной работе (экзамену, зачету и т. п.) я стараюсь получить всю информацию, все необходимые знания.

2. При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы.

3. Именно действия, а не размышления помогают мне достичь желаемых результатов.

4. В ситуациях, требующих решения, я всегда бываю так увлечен или разочарован делом, что выбор меня не затрудняет.

5. Я могу утверждать или отрицать только то, о чем точно осведомлен.

6. Я осторожен в своих планах и действиях.

7. Я неохотно ставлю на карту что-либо, предпочитаю действовать наверняка.

8. Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и действиях.

9. Я робок.

10. Я принимаю решения не на авось, а только после основательных размышлений.

11. Я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду».

12. Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, чтобы не сделать ошибки.

13. Я охотно и смело иду на большой риск.

14. Только осознав всю правильность основ своего действия, я принимаю решение.

15. Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей занимают противоположную позицию.

16. На работу, которая кажется мне неинтересной, я решаюсь даже тогда, когда мне неясно, справлюсь ли я с ней.

17. Я легко заговариваю и с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор.

18. Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы показать, чего я могу добиться, даже рискуя наделать ошибок.

19. Я не принимаю решения, пока не обдумаю всех его последствий.

20. Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров.

21. Даже если я знаю, что мои шансы невелики, я все равно попытаю счастья.

22. В ситуации неопределенности выбора я все же склонен заключить сделку.

23. Мне не доставляет труда принимать самостоятельные решения.

24. Я доверяюсь партнеру только в том случае, если имею о нем достаточно полную информацию.

25. К успеху в делах меня приводит скорее неутомимость попыток, чем скрупулезность расчетов.

Ключ. К шкале «Рациональность» относятся следующие пункты опросника: 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24; за каждый положительный ответ начисляется один балл, подсчитывается набранная сумма балов (максимум очков – 12). К шкале «Готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с обратным значением, т. е. со знаком «минус»), 13, 15, 16, 17, 18, 20 (с обратным значением), 21, 22, 23, 25 (максимум очков – 13).

Методика «Измерение рациональности»

Методика состоит из двух частей (А и Б) и построена как элемент техники массового социологического опроса. Предназначена для оценки способа принятия и выдвижения целей испытуемым.

Часть А.

На работе и дома каждому из нас приходится решать какие-то проблемы, но мы делаем это по-разному. А как принимаете решения вы?

Инструкция. Приводится ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»).

Текст опросника:

Когда я принимаю решение, то:

1) а) прежде всего думаю о том, к чему это приведет, к каким результатам; б) часто не задумываюсь о последствиях и результатах, просто следую своему желанию;

2) а) советуюсь с друзьями или родными и обычно поступаю так, как советуют; б) иногда советуюсь, иногда нет, но не очень считаюсь с советами;

3) а) обычно колеблюсь, не могу принять его до последнего момента; б) обычно принимаю его без колебаний;

4) а) даже перед тем, как решить не очень важный вопрос, я должен хорошо подумать; б) предпочитаю принимать его с ходу, по вдохновению;

5) а) считаю, что не всегда нужно принимать его, потому что многое решается само собой; б) предпочитаю не полагаться на обстоятельства, а самому решать свои проблемы;

6) а) мне очень трудно решиться на что-то, если я не знаю точно, к чему это приведет; б) без особого труда принимаю его и тогда, когда ситуация неясная;

7) а) часто вместо того, чтобы обдумывать его, начинаю мечтать о том, что вряд ли сбудется; б) я не мечтаю о том, что вряд ли сбудется;

8) а) часто потом отказываюсь от него; б) редко потом отказываюсь от него.

Положительные ответы по утверждениям 1)а), 2)а) и 4)а) свидетельствуют об осторожности при принятии решения, по 3)а) и 6)а) – о нерешительности, по 5)а) – о зависимости при принятии решения от обстоятельств, по 7)6) – о прагматичности, по 8)6) – о настойчивости в осуществлении принятого решения, по 1)6) и 4)6) – об импульсивности принимаемых решений, по 3)6) и 6) б) – о решительности, по 2)6) и 5)6) – о самостоятельности в принятии решения, по 7)а) – о мечтательности, по 8)а) – о неустойчивости намерений.

Часть Б.

Люди по-разному строят свою повседневную жизнь, и каждый имеет свое мнение на этот счет.

Инструкция. Ниже приводятся некоторые мнения. Ответьте, отражают ли они вашу точку зрения. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением (пунктом) ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).

Текст опросника:

Обработка результатов и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о следующих качествах человека: независимость от внешних обстоятельств – при ответе «да» по п. 1; целеустремленность – при ответах «да» по п. 5 и «нет» по п. 2 и 11; импульсивность в принятии решения – при ответе «да» по п. 3; стремление к прогнозированию будущего – при ответах «да» по п. 7 и 8 и «нет» по п. 4; прагматизм – при ответах «да» по п. 6, 9, 10 и 12.

Противоположные ответы по тем же пунктам свидетельствуют об обратных характеристиках человека, проявляющихся при выборе цели и принятии решения, т. е. в построении поведенческой стратегии.

Тест «Потребность в поиске ощущений»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары под буквами а) и б). Из каждой пары нужно выбрать только одно утверждение, которое наиболее характерно для вас, и отметить соответствующую букву галочкой.

Текст опросника:

1) а) я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий; б) я бы предпочел работать на одном месте;

2) а) меня взбадривает свежий, прохладный день; б) в прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой;

3) а) мне не нравятся парфюмерные запахи; б) мне нравятся запахи некоторых духов;

4) а) я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения; б) я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребности в каких-то особенных ощущениях;

5) а) я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений; б) я бы предпочел жить в смутные дни истории страны;

6) а) я не могу понять людей, которые ездят на большой скорости; б) я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает;

7) а) я люблю риск, азарт; б) я не люблю рискованных мероприятий и действую по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь»;

8) а) споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают; б) я люблю поспорить, это меня возбуждает;

9) а) я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет; б) я спокойно отношусь к однообразной работе;

10) а) я бы не хотел оказаться загипнотизированным; б) я хотел бы попробовать оказаться загипнотизированным;

11) а) наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно; б) счастье – это спокойная жизнь;

12) а) в холодную воду я вхожу постепенно, чтобы дать себе время привыкнуть; б) я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство;

13) а) я могу с удовольствием снова и снова слушать передаваемые по радио популярные песни; б) мне быстро надоедают популярные песни;

14) а) худший недостаток человека – быть всегда веселым, легкомысленным; б) худший недостаток человека – быть скучным, занудой;

15) а) мне бы понравилось ездить на мотоцикле с ветерком; б) люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, – самоубийцы;

16) а) я предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных»; б) я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько неуравновешенные.

Теперь перенесите полученные данные в приведенную ниже таблицу: запишите напротив каждого номера соответствующую букву.

Обработка результатов. Полученные ответы соотносятся с ключом:

Учитываются только ответы, совпавшие с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл, полученные баллы суммируются. Запишите результат (сумму).

Результаты теста. Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие сильного, почти бесконтрольного влечения к новым, щекочущим нервы впечатлениям. Осторожно! Вас легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, но вы не контролируете степень риска и опасности. Последствия такого поведения могут быть самыми печальными. На самом деле ощущение полноты жизни могут дать интересное общение, эмоционально значимые события, интересный досуг и творчество.

Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность. Такие люди, с одной стороны, открыты новому опыту, с другой – в определенные моменты жизни могут проявлять сдержанность и рассудительность.

Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов). Такие люди предпочитают стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Результаты свидетельствуют о повышенной предусмотрительности и осторожности, даже в ущерб получению новых впечатлений и информации.

Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман)

Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности. Ваша задача – выбрать подходящий для вас вариант ответа:

а) да, верно;

б) нет, неверно;

в) затрудняюсь ответить.

Отметьте свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Избегайте промежуточных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно.

Текст опросника:

1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

7. Мой девиз: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами.

9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

14. Глупо стараться совершать безумные поступки только ради того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.

15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

17. Я люблю заплывать далеко от берега.

18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

19. При прочих равных условиях я действую по линии наименьшего сопротивления.

20. Мне нравится одеваться необычно.

21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.

22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.

24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

25. Иногда мне хочется сделать что-нибудь пугающее.

26. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

27. Я испытываю подъем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

28. Мне тяжело уживаться в коллективе с занудой.

29. Мне страшно нырять с высоты скалы.

30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.

31. Жаль тратить столько времени на сон.

32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.

33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

35. Я не люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.

36. Человек, действия которого предсказуемы, – зануда.

37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.

40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

Обработка данных производится с помощью ключа к шкалам опросника. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. В ключе отрицательные ответы обозначены знаком «-».

Примечание. Шкала ПООР – поиск острых ощущений; шкала НО – непереносимость однообразия; шкала ПНВ – поиск новых впечатлений; шкала НСТ – неадаптивное стремление к трудностям.

По каждой шкале диапазон баллов от 0 до 10. Уровни выраженности исследуемых шкал: 3,1 балла – низкий; 3,2-6,2 – средний; 6,3 балла и больше – высокий.

Тест «Склонность к риску предпринимателя» (RobertD. Hisrich, CandidaG. Brush, 1986)

Умение рисковать – и в финансовом, и в социальном, и в психологическом плане – является частью процесса предпринимательства. Определить, в какой мере это свойство присуще лично вам, можно с помощью анкеты. Возможны два варианта ответа – «да» и «нет».

1. Способны ли вы рисковать деньгами, т. е. вложить их, не будучи уверенными, что эти затраты окупятся?

2. Отправляясь в дорогу, берете ли вы с собой зонтик (грелку, градусник)?

3. Если вы боитесь чего-то, стараетесь ли вы преодолеть свой страх?

4. Любите ли вы пробовать новые блюда, бывать в новых местах, вообще делать что-то новое?

5. Вы предпочитаете задавать вопросы, ответы на которые вам известны?

6. Приходилось ли вам рисковать в течение последних шести месяцев?

7. Можете ли вы подойти к совершенно незнакомому человеку и завязать с ним беседу?

8. Возникает ли у вас желание добраться до места новым маршрутом?

9. Пользуетесь ли вы только проверенными методами?

10. Приходилось ли вам когда-либо ходить на свидание с незнакомым человеком?

Ключ. Если вы ответили «да» на вопросы 2, 5 и 9, вы, по-видимому, не очень-то любите рисковать. Впрочем, риск на самом деле бывает разный, и здесь возможна неоднозначность трактовки.
| |

ХАРАКТЕР

Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования.
Характер – это единство индивидуального и типического, потому что в каждом симптомокомплексе свойств характера имеются свои особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями.

Вероятно, главными в симптомокоплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют силу или слабость характера. Таким образом, характер не является простой совокупностью или случайным набором отдельных черт.
Все его свойства взаимосвязаны, взаимозависимы.
В результате закономерных взаимосвязей черт характер представляет собой целостную иерархическую структуру.
В этой иерархии одни черты основные, определяющие, ведущие, а другие – подчиненные. Каждое из структурных свойств характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

В структуре характера могут преобладать
интеллектуальные,
эмоциональные
волевые компоненты.

Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности, так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее.

Для изучения свойств характера предлагаются тест-опросники диагностики уровня волевой саморегуляции, склонности к риску и выявление преобладающих характерологических тенденций.

Исследование склонности к риску

Цель исследования: оценить склонность к риску. Материал и оборудование: опросник А.Г.Шмелева, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования

При исследовании возможен как индивидуальный, так и групповой варианты. В последнем случае важно обеспечить независимость ответов испытуемых. Каждый получает текст опросника с инструкцией и бланк для ответов, состоящий из номеров вопросов и расположенной рядом графы для ответов.

Инструкция испытуемому. "Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения, поставьте знак "плюс" (+), а если неверно – "минус" (-).

Опросник
1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.
2. Мне нравится быстрая езда.
3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.
4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.
5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой, и вся подготовка оказывается бесполезной.
6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.
7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице "Тише едешь – дальше будешь".
8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.
9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.
10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того, чтобы ждать.
11.Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.
12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.
13.Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
14.Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.
15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.
16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен (уверена), что мне удастся его осуществить.
17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.
18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.
19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен (уверена) в своем мнении по данному вопросу.
20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.
21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений – он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.
22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами, без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.
23. Я предпочитаю работу, включающую перемены к путешествиям, даже если она может быть небезопасной.
24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.
25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.
26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.
27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.
28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.
29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.
30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом, с одной стороны, и безопасностью, с другой, я выберу безопасность.
31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.
32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.
33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.
34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.
35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.
36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его, независимо от того, удобно мне это или нет.
37. Если мой непосредственный начальник будет "зажимать" мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.
38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.
39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.
40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.
42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.
43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей той же суммарной стоимости.
44. Если я играю, то я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.
45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.
46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.
47. Я не рискую покупать одежду без примерки.
48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям, независимо от того, как они относятся к нему.
49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.
50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру "пан или пропал".

Обработка результатов
Цель обработки результатов – получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений знаков ответов согласия-несогласия на утверждения шкалы склонности к риску.

2+, 3+, 4+, 6-, 7-, 8-, 9+,
11+, 12+, 13-, 14+, 15-, 17+, 18+, 19-,
21-, 22-, 23+, 25+, 26+, 27+, 28-,
30-, 31+, 32-, 33+, 34+, 37+, 38+, 39+,
40+, 41+, 42-, 43-, 44+, 45-, 47-, 48+, 49-,
50+.

Для оценки отношения испытуемого к исследованию в опроснике заданы утверждения, согласие с которыми свидетельствует об искренности отвечающего, а несогласие – о неискренности.

Шкала искренности:
Ответы "Неверно" ("-") по пунктам: 1, 5, 10, 16, 20, 24, 29, 35, 36, 46.

Показатель совпадений ответов по второй шкале, равный 8, 9 или 10, свидетельствует о недостоверности результатов тестирования. В этом случае тестирование нужно повторить, обратив дополнительное внимание испытуемого на инструкцию.
Анализ результатов

Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40.
Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.

Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними.

Если показатель в границах от 11 до 29 – то склонность к риску средняя,
а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.

Во время интерпретации результатов следует принять во внимание, что большая склонность к риску свидетельствует не только о решительности, но может вести и к авантюризму,

В значительной мере определяет его поведение, как на бытовом, так и на профессиональном и экономическом уровнях. Даже находясь в равных условиях, разные люди выбирают разные стратегии поведения, которые могут быть более или менее рискованными, в зависимости от личных предпочтений. В связи с этим существует насущная необходимость в оценке склонности к риску индивидов: руководителей компаний, конкурентов, контрагентов, клиентов и других лиц, с которыми организация сталкивается в процессе своего функционирования. Учет склонности к риску дает возможность повышать эффективность управления риском.

Склонность к риску представляет собой сложную личностную характеристику, которая состоит из множества компонент, что усложняет ее оценку. При оценке склонности к риску в экономических и финансовых ситуациях необходимо принимать во внимание характеристики, связанные с экономическим и финансовым поведением, в то время как «традиционные» опросники, нацеленные на определение склонности к риску, фокусируются на «склонности к риску как таковой», понимаемой в основном как склонность рисковать жизнью и здоровьем. Хотя можно предположить, что склонность к «риску вообще» и склонность к экономическому и финансовому риску связаны между собой, они очевидно не тождественны. Так, человек, любящий экстремальные виды спорта, совершенно не обязательно будет рискованным инвестором или бизнесменом. Скорее наоборот, удовлетворяя свою потребность в «адреналине», которую несут горные лыжи, прыжки с парашютом и т.д., он может не испытывать необходимости в риске в сфере финансов, особенно личных. Аналогично, не каждый рискованный инвестор имеет склонность рисковать в других сферах своей жизнедеятельности. Можно даже предположить, что каждый склонный к риску человек, для которого риск сам по себе несет определенную полезность, является привлекательным, имеет определенные предпочтения и в сфере риска. Возможно, это также зависит и от степени склонности к риску, и максимально склонный к риску индивид будет испытывать потребность рисковать в максимальном количестве жизненных ситуаций и сфер жизнедеятельности, однако очевидно, что такое встречается нечасто. Кроме того, интерес представляет оценка склонности именно к экономическому риску, поскольку в данной области ощущается недостаток методик.

Это можно делать с использованием специального опросника, включающего элементы психологических опросников (оценка склонности «к риску вообще») и ряд добавлений, позволяющих оценить компоненту склонности к экономическому (или, более узко, финансовому) риску.

Для оценки склонности к экономическому риску можно использовать вопрос, основанный на «классическом» понимании склонности/несклонности индивида к финансовому риску, базирующемся на теории полезности фон Неймана-Моргенштерна. Считается, что если индивиду предложить на выбор участие в игре (лотерее) с некоторыми выигрышем и проигрышем, и получение гарантированной суммы, равной среднему выигрышу в игре (лотерее), то склонный к риску индивид с большей вероятностью предпочтет игру, несклонный – гарантированную сумму. Нейтральному к риску индивиду оба варианта безразличны. Поэтому можно сформулировать вопрос таким образом, чтобы суммы выигрыша и проигрыша были не слишком большими, но, тем не менее, привлекательными для респондентов, что позволит получить нужную оценку с достаточной достоверностью.

Также полезно дополнить опросник вопросами, позволяющими оценить отношение респондента к деньгам, поскольку оно также в значительной мере связано с риском.

Помимо вопроса, основанного на теории полезности, остальные вопросы рекомендуется формулировать в виде утверждений, с которыми респонденту предлагается согласиться или не согласиться. Это повышает спонтанность ответов и, следовательно, их достоверность.

Литература

  1. Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Лагоши. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  2. Ниворожкина Л.И., Синявская Т.Г. Концепция статистической оценки рисков вовлечения клиентов финансовых институтов в схемы по отмыванию денег // Terra Economicus, Том 10, №4, 2012 – с. 30-36.
  3. Ниворожкина Л.И., Синявская Т.Г. Статистическая методология оценки рисков финансового поведения: Монография / под науч. ред. А.У. Альбекова. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) – Ростов-на-Дону, 2016. – 143 с.
  4. Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов – физических лиц (на примере Юга России) Монография / под ред. д.э.н., проф. Е.Н. Алифановой, д.э.н., проф. Н.Г. Кузнецова, д.э.н., проф. Л.И. Ниворожкиной, Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д: Донской издательский дом. 2013 – 368 с.

Жизнь человека, независимо от возраста, всегда сопряжена с риском.

Постоянно меняющиеся обстоятельства, новые ощущения, незнакомые люди вокруг, неизвестность — благодатная почва для того, чтобы делать или не делать что-то, они вселяют в человека страх нового и желание получить большее. И здесь часто встает выбор: рискнуть и получить желаемое или не рисковать и остаться с тем, что имеешь. Природа риска основана на борьбе со страхами и умении делать первый шаг.

Риск заставляет нас задумываться над своим поведением, оценивать ситуации, в которые мы попадаем, анализировать собственные страхи и отделять «могу» от «не могу».

По статистике более 70% людей боятся изменений в жизни, предпочитая стабильность переменам. Этим можно объяснить тот факт, что привыкнув к окружающей действительности, они начинают довольствоваться малым: «Есть — и хорошо, нет — само собой, куда мне!». И если их вдруг вырывают из созданного годами особенного мира, то многие не знают, что дальше делать. Им кажется — началась полоса краха их надежд. Психология риска - целая отрасль знаний, позволяющая человеку разобраться в природе этого состояния, найти пути решения проблем, разработать алгоритм, с помощью которого можно отвести от себя проблему.

Природа риска и его эволюция

Сложно сказать, когда появилась это состояние, но известно точно, что очень давно. В животном мире оно свойственно всем особям, начиная с насекомых, рыб, пресмыкающихся и заканчивая хищниками. Появление личинки стрекозы или малька из икры рыбы - сам по себе риск. Животные рискуют быть съеденными, они могут попасть в среду обитания, не свойственную им. Это касается и человека, где риск напрямую связан с появлением чувства небезопасности.

Ключевой момент, останавливающий нас и не позволяющий рисковать — это страх. Его природа кроется глубоко в нашем психоэмоциональном состоянии, эмоциях, которые мы когда-либо переживали. Получается, что риск — это порождение страха и неизвестности. Те, кто принимает решение преодолеть страх и неизвестность, получают новые ощущения. Когда люди попадают в привычный для них мир, тогда ощущение страха резко проходит.

Принимают на себя риск и часто получают новый эмоциональный всплеск те, кто хочет изменить что-то в своей жизни, риск — словно катализатор движения вперед, переломный момент, исход которого зависит от того, решитесь вы или нет, рискнете ли изменить происходящее, если есть шанс потерять что-то из имеющегося.

Какое значение имеет риск в жизни человека?

Помните известное изречение: «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского»? В нем есть доля истины. На самом деле, риск в жизни человека играет большую роль. Отдельно надо сказать об экстремалах, ищущих постоянно новых впечатлений и ощущений, напрямую связанных с риском. Сплав по горной реке, спуск с крутого склона ледника или горы, полет на дельтаплане над ущельем или жерлом вулкана – это только несколько примеров рискованных ситуаций, которые люди создают себе сами. Такие «сорвиголовы» постоянно находятся в зависимости от адреналина, получаемого через рисковые ситуации.

Эта доза адреналина, которая обостряет чувства, заставляет кровь бурлить, а мозг эффективнее работать затмевает собой рядовые бытовые ситуации. И эти кратковременные реакции требуют постоянной подпитки. Именно поэтому, подталкивая себя к рискованным действиям, люди осознанно понимают, что находятся на границе жизни и смерти, особенно, если занимаются рискованными видами спорта, например, альпинизмом. Для таких людей риск, как наркотик. Часто они ставят только одну цель — получить признание и самоутвердиться.

Для многих риск — стиль жизни, своеобразная подзарядка, способ получения дополнительной энергии.

Посмотрев один раз в глаза страху, такой человек просто не может отказаться от этого в следующий раз. Риск дает, в первую очередь, опыт, удовольствие от управления жизнью. Появляется полная уверенность в себе, огромный опыт. Психологи рекомендуют, перед тем как рисковать, убедиться в том, что это принесет больше пользы, чем вреда. Обязательно взвешивайте каждую сторону решения перед тем, как рискнуть.

Склонность к риску есть у всех: у кого-то меньше — во внезапном желании поступить непривычным образом, у кого-то больше — попробовать подняться на гору без страховки. Вопрос только в том, как он будет использоваться на практике. Будут ли правильно делаться выводы от поступков, принесет ли это пользу человеку.

Риск часто рассматривается как возможность получения чего-то желаемого, достижения цели. Иногда такие ситуации способны полностью изменять жизнь человека.

Рискуя, мы берем ответственность за свою жизнь или за жизни других людей. В качестве примера можно привести аварийную ситуацию на самолете, когда жизнями пассажиров рискует и несет за них ответственность всего один человек - пилот. Ему приходится единолично принимать решения за несколько десятков человек. Такой риск можно назвать наиболее ответственным, сознательным. Тут приходится смотреть, в первую очередь, не на себя или свое эмоциональное состояние, а на здравомыслие, учится оценивать ситуацию исходя из обстоятельств.

Риск обязательно должен быть оправдан, и касается это не только приведенной выше ситуации. Перед тем, как рисковать, обязательно проанализируйте цели, ради которых делаете это, ценности, которые могут быть навязаны обществом или близкими людьми.

Неоправданная склонность к риску

Не путайте рискованные поступки с глупыми, которые никак не связаны с ответственностью и улучшением жизни. Чаще всего такие примеры встречаются среди подростков, привыкших действовать импульсивно, необдуманно. Подростки стремятся к свободе, но эмоционально еще не готовы критично оценивать обстоятельства, в которые они попали. Риск для них - это привычное дело, игра.

Если мы идем на риск, то тем самым укрепляем свое эго. Полученный опыт позволяет критично оценить любые другие ситуации, он укрепляет веру в положительный исход, позволяет найти в себе дополнительные силы для продолжения пути.

Умение рисковать не спонтанно, а обдуманно — одно из важных качеств, которое важно в себе воспитывать. Для этого, прежде всего, не надо бросаться в крайности: так вы рискуете оказаться либо скованным страхом (боязнь рисковать), либо превращаетесь в «сорвиголову», совершенно перестав контролировать происходящее (при зашкаливающей склонности к риску ради адреналина).

Большинство людей предпочитают идти на риск только в самых серьезных, жизненно важных ситуациях, учитывая уместность, логичность и природу риска. В то же время склонность к риску в подростковом и юношеском возрасте значительно выше. Неизвестно, могли бы декабристы пройти нелегкий путь ссылки, пережить его, если бы были намного старше. В зрелом возрасте любые обстоятельства рассматриваются иначе и склонность к риску после 45-50 лет значительно снижается, уступая место стабильным и нерискованным решениям. Так что если вы еще хотите что-то круто поменять, рискуйте сейчас.



Справочники