Ключевые категории концепции управления. Основные категории теории управления

ТЕМА. Теоретические аспекты менеджменту.

Концепция классической теориинаучного управления (система Тейлора).

Первый взрыв интереса к теории управления был отмечен в 1911 г. Именно тогда американским инженером Фредериком Уинслоу Тей­лором (1856 - 1915) была опубликована книга «Принципы научного управления». Его главные труды, кроме указанного, «Показания пе­ред специальной комиссией Конгресса» (1912). Кроме того, перу Ф. Тейлора принадлежит ряд исследований по конкретным вопросам техники и технологии производства. Вполне заслуженно Ф. Тейло­ра называют отцом «научного управления». И действительно, он первым применил научные методы своего времени к исследованию управления производством.

Конечно, у Ф. Тейлора были предшественники - прежде всего, известный создатель одной из первых вычислительных машин анг­лийский математик Чарльз Бэббидж. Много лет изучая производ­ственные предприятия Англии и на континенте, он написал работу «Экономия промышленности» (1832), где сделал попытку примене­ния некоторых общих принципов к организации промышленности. Ч. Бэббидж выполнил анализ потребности в рабочей силе при горизонтальном разделении труда в технологическом процессе. Другим непосредственным предшественником Ф. Тейлора считают также Генри Тауна. Сам Ф. Тейлор называл его основоположником «новой науки». Г. Таун был известным бизнесменом, президентом и директором целого ряда компаний и с 1870 г. начал внедрять на за­водах новые методы управления. Он известен своим тезисом: «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника».

Суть теории научного управления Ф. Тейлора заключается в сле­дующем:

- создание научного фундамента, заменяющего собой старые,
традиционные, практически сложившиеся методы управления;

- отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и
обучение;

- сотрудничество между администрацией и рабочими в деле
практического внедрения научно разработанной системы органи­зации;

- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Важное место в тейлоровской системе принадлежит комплексу мер, названному им «изучением работы». Тейлор сталкивается с не­обходимостью обратиться именно к квалифицированным рабочим, детально знающим трудовые приемы. Одним из первых нововведе­ний Тейлора был сбор и систематизация огромной массы знаний рабочих, их запись, классификация, анализ приемов работы и све­дение всей суммы знаний о приемах труда в «законы, правила и даже математические формулы».

Тщательно анализируя движения отдельных рабочих, при выпол­нении отдельных операций, Тейлор стремится разбить каждую из них на элементарные составные части и добивается (с помощью хро­нометража) создания «идеальных методов работы», устраняя все «ошибочные», «медленные» и «бесполезные движения». Этот комп­лекс методов, конечно, не может быть обнаружен ни у одного реаль­но существующего рабочего. Минимально необходимое время для устранения усталости и неизбежных задержек также подвергается математическому вычислению. В результате Тейлор пытается на­учно установить «лучший метод» выполнения каждой работы в самое короткое время.

Практическое применение тейлоровского подхода оказалось весь­ма результативным. На тех машиностроительных предприятиях, где экспериментировал Тейлор, средняя производительность труда воз­росла в два раза.

Проблему внедрения наиболее современных методов Тейлор не­посредственно связывал со стандартизацией инструментов, учиты­вающей особенности различных видов работ. Характерен в этом от­ношении опыт, проведенный им на сталелитейном заводе в Бетле-хеме при изучении погрузки угля лопатами. Как показали исследо­вания, средний вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами было установлено, что хороший рабо­чий в состоянии погрузить за день больше угля, если пользуется ло­патой, вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно при­менять около 15 типов лопат. Внедрение рациональных методов (ка­кие грузы и какими лопатами грузить) привело к тому, что спустя три с половиной года 140 человек выполняли работу, для которой ранее требовалось от 400 до 600 человек.

Важнейшее значение придавал Тейлор правильному подбору и подготовке рабочих. Он рекомендовал каждому поручить такую ра­боту, для которой он лучше всего подходит.

Внедрение тейлоровских методов породило ряд новых проблем организации работы мастеров и бригадиров, обязанности которых значительно усложнились. Все это заставило Тейлора поставить под сомнение существовавшую «линейную» структуру организации, при которой каждый рабочий подчинялся только одному непосредствен­ному начальнику. Предложив отказаться от этой, по его выражению, «военного типа организации», Тейлор в качестве альтернативы раз­работал систему разделения работы мастера на восемь составных частей. При этом каждый рабочий ежедневно получает указания от восьми узкоспециализированных непосредственных руководителей.

Таким образом, Тейлор провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Особое значение он при­давал функции планирования. Обосновывая необходимость выде­ления планирования в самостоятельную функцию управления, Тей­лор выдвигал требование заранее планировать методы работы и всю производственную деятельность предприятия в целом.

Важное место в исследованиях Тейлора занимает разработка си­стемы сдельной оплаты в соответствии с научно обоснованными методами нормирования труда. Основные положения разработан­ной системы оплаты труда следующие:

- заработная плата платится человеку, а не месту;

- установление расценок должно быть основано на точном зна­нии, а не на догадках;

-расценки, основанные на точном знании, единообразны и спра­ведливы;

- благодаря установленным таким образом расценкам, продук­ты производятся дешевле и в то же время рабочие получают более
высокую заработную плату, чем им обычно платят;

- всякому рабочему следует по возможности поручать высший
тип работы, который доступен ему, его умениям и навыкам;

- всякому рабочему, работающему в наивысшем темпе первокласс­ного работника, следует выплачивать в зависимости от характе­ра работы доплату от 30 до 100% по сравнению с середняком его
класса;

- заработная плата, основанная на точном знании, создает луч­ших рабочих, дает им возможность лучше заработать, уничто­жает причины умышленной медлительности в работе, создает
дружеские отношения между рабочими и предпринимателями.

Система Тейлора встретила самое решительное сопротивление со стороны рабочих и профсоюзных организаций США, увидевших в тейлоризме новое средство усиления эксплуатации трудящихся и даже, как гласила одна из резолюций Американской федерации тру­да, «Дьявольский замысел низвести людей до положения машины».

Характерно, что против тейлоризма вначале выступали также и предприниматели. Система Тейлора требовала от них проведения довольно значительной работы, но результаты ее были еще неясны. Речь шла об изменении всей системы управления предприятием. Так было до рассмотрения дела «Истерн Рейте» в 1910 г. комиссией по регулированию торговли между штатами. Рассматривался конфликт между группой фирм отправителей грузов и железнодорожной ком­панией «Истерн Рейте», стремившейся под предлогом высоких из­держек на заработную плату повысить тарифы. Конфликт принял сразу сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителями являлась вся промыш­ленность. Привлеченный в качестве эксперта Харрингтон Эмерсон, один из лидеров движения за научное управление, доказал, что, при­менив научные методы управления, можно было бы обеспечить сни­жение издержек при железнодорожных перевозках на 1 млн. долла­ров ежедневно. В результате железнодорожные компании потерпе­ли поражение.

Теперь предприниматели заинтересовались научным управлени­ем. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Видными последователями Тейлора и активными пропагандистами «научного управления» стали Генри Гантт, Френк и Лилиан Гилберт, Харрингтон Эмерсон. В 20 - 30-х годах зарождаются и получают быстрое распространение новые профессии «консультантов по уп­равлению» или «экспертов по вопросам производительности тру­да», растет число различных школ и колледжей по управлению, в высших учебных заведениях начинается регулярное чтение курсов по «управлению предприятием», «промышленному управлению». В исследование проблем управления включается все большее число ученых.

Движение «научного управления» стало выходить далеко за пре­делы США, получив широкое признание в Германии, Англии, Фран­ции и других европейских странах. В.И. Ленин указывал, что «Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систе­матическое испытание и приспособление ее».

Видными исследователями Тейлора в СССР были ученые Алек­сей Капитонович Гастаев, Платон Михайлович Керженцев, Иосиф Аркадиевич Ерманский.

Концепция административного управления.

Теория административного управления А. Файоля.

Наряду с вопросами построения управления на уровне цеха (Ф. Тейлор) французским исследователем Анри Файолем (1841 -1925) проводились исследования более общих принципов управления. Он считается самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в классическую теорию управления. Американцы его называют «фран­цузским отцом» научного управления.

А. Файоль был горным инженером, человеком глубоко творчес­ким, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Наиболь­шую известность он получил на поприще административной дея­тельности. В течение 30-ти лет он был руководителем крупной фран­цузской горнодобывающей и металлургической компании «Комем-бо», которая в момент его назначения на пост генерального управля­ющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых процветающих французских концернов. Его главный труд «Общее и промышленное управление» был опубликован в 1916 г. Выйдя в отставку, последние годы жизни А. Файоль посвятил организации французского Центра администра­тивных исследований и пытался применить некоторые из своих идей для реорганизации общественной администрации Франции. Им впервые были обобщены и сформулированы все функции, которые встречаются на предприятиях. Их можно разбить на шесть следую­щих групп:

1. Техническая функция - производство, выделка и обработка.
Не надо упускать из виду, что шесть существенных функций находят­ся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая фун­кция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности
сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения.

2. Коммерческая функция - покупка, продажа и обмен. Про­цветание промышленного предприятия часто зависит в такой же мере
от коммерческой функции, как и от технической.

3. Финансовая функция - привлечение средств и распоряже­ние ими. Ничто не осуществляется без участия этой функции. Сред­ства нужны на оплату труда персонала, недвижимость, оборудова­ние, сырье, выдачу дивидендов, непосредственные расходы и т. д.
Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить пред­
приятию средства, чтобы извлечь, возможно, большую выгоду из
имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных
займов под залог.

4. Страховая функция - страхование и охрана имущества лиц.
Задача этой функции - охранять имущество и лица от грабежей, огня,
наводнений; страховать от стачек, покушений и вообще всяких пре­пятствий социального свойства, могущих причинить ущерб ходу и
даже жизни предприятия.

5. Учетная функция - бухгалтерия, калькуляция, учет, статисти­ка и т. д. Это орган зрения предприятий. Эта функция должна давать
предприятию возможность знать, какие им были достигнуты резуль­таты и куда оно идет. Она должна давать полные, ясные и точные
сведения относительно экономического положения предприятия.

6. Административная функция - это предвидение, организа­ция, распорядительство, координирование и контроль. Ни на одной
из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей про­
граммы работы предприятия, подбора его рабочего состава, коорди­нирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не со­ставляют принадлежности технической функции, ни тем более фун­кций коммерческой, финансовой, страховой или учетной. Они обра­зуют особую группу функций, которые обычно обозначаются име­нем управления. Согласно А. Файолю: управлять - это значит пред­видеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контроли­ровать.

Дадим краткую характеристику каждой из этих функций.

Предвидение - это предугадывание грядущего и выработка про­граммы действий.

Какое значение придают в деловых кругах предвидению, можно судить по изречению: «Управлять - это предвидеть». Действитель­но, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет его существенную часть.

Организация " - это процесс обеспечения предприятия всем не­обходимым для его функционирования: сырьем, оборудованием, день­гами, персоналом.

Эту совокупность можно разделить на две составные части: ма­териальный организм и социальный организм. Обладая необхо­димыми - материальными ресурсами, персоналом, социальный орга­низм должен быть способен выполнять шесть функций предприя­тия.

Распорядительство - это побуждение персонала надлежаще ра­ботать. Когда социальный организм построен, нужно заставить его действовать.

Здесь начинается роль распорядительства. Эта миссия распреде­ляется между несколькими начальниками предприятия, причем каж­дый берет на себя определенную обязанность и несет ответствен­ность за ее выполнение.

Координация - это согласование всех операций предприятия таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех.

Это значит - придать материальному и социальному организму каждого подразделения надлежащие пропорции, чтобы они могли надежно и экономно выполнять свои функции.

Контроль состоит в проверке - все ли протекает согласно приня­той программе, согласно данным приказаниям и установленным принципам. Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать повторения. Он при­меняется по отношению ко всему: к вещам, к лицам, к действиям.

При таком понимании управление не является ни исключитель­ной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью началь­ника или директора предприятия. Это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существен­ным функциям. Суть файолевской теории «административной тео­рии» образуют знаменитые 14 принципов управления, применимых, по мнению Файоля, ко всем без исключения сферам административ­ной деятельности:

1. Разделение труда. Это специализация, необходимая для эффек­тивного использования рабочей силы. Файоль применяет этот прин­цип ко всем видам труда, как управленческого, так и технического.

Власть и ответственность. Власть есть право отдавать распо­ряжения и сила, принуждающая им подчиняться. По мнению Файо­ля, власть и ответственность связаны между собой, причем после­дняя является следствием первой и проистекает из нее. Он видит во власти сочетание официального и личностного. Официальное ос­новано на занимаемой административной должности. Личностное (авторитет) - заключает в себе сплав умственного развития, мораль­ного уровня и других факторов.

3. Дисциплина. Понимая дисциплину как «уважение соглашений,
рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание,
энергичность и внешнее проявление уважения», Файоль подчерки­вает, что для поддержания дисциплины необходимы хорошие руко­водители на всех уровнях, рассудительно применяющие каратель­ные санкции.

4. Единоначалие. Это означает, что каждый сотрудник должен
получать приказания только от одного начальника.

5. Единство руководства, В соответствии с этим принципом каж­дая совокупность видов деятельности, преследующих одну и ту же
цель, должна иметь одного руководителя и один план. В отличие от
принципа 4, это положение больше относится к организации «само­
го предприятия», чем к персоналу.

6. Подчинение индивидуальн ых интересо в общим. Этот прин­цип требует, чтобы интересы служащего или группы служащих не
ставились выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение. Вознаграждение и формы оплаты должны
быть справедливыми и по возможности удовлетворять персонал и
предприятие.

8. Централизация. Речь идет о степени концентрации или рас­средоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший результат».

9. Иерархия. Файоль представляет ее как цепь начальников от
самого высшего до самого низшего ранга. Это путь, которым идут
сообщения, что, исходят от высшей власти или адресованы ей.

10.Порядок. Файоль подразделяет его на «материальный» и «со­циальный». Общеизвестная формула материального порядка: опре­деленное место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте.
Формула социального порядка такова же: определенное место для
каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала долж­ны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со сто­роны администраторов при общении с подчиненными.

Стабильность пребывания в должности. Файоль считал, что
излишняя текучесть кадров представляет собой и причину, и следствие плохого управления, и указывал на связанные с этим опаснос­ти и издержки.

13.Инициатива. Это возможность что-то задумать и реализовать.
Это один из могучих стимулов человеческой деятельности. Чтобы
развить инициативу, полезно предоставлять подчиненным полную
самостоятельность в исполнении должностных обязанностей, огра­ничиваясь наблюдением и направлением их работы, а также поощ­ряя их заслуги.

14.Единение персонала. Гармония, единение персонала пред­
приятия - большая сила. Стало быть, надо стремиться ее установить.

Завершая рассмотрение этих принципов, Файоль указывает, что эта система принципов всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте. Он описал лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять на практике. Лич­ный опыт работы и выполненные исследования дали возможность А. Файолю одним из первых сформулировать требования, предъяв­ляемые к личности руководителя:

- здоровье и физическая выносливость;

-ум и умственная работоспособность (ум, мыслительная спо­собность);

- нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответ­ственности, инициатива, чувство дела, такт, чувство достоин­ства;

- значительный круг общих познаний;

- административная установка - т. е. умение предвидеть, орга­низовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

- общее знакомство со всем, что имеет отношение к существен­ным функциям;

- возможно более глубокая компетентность в характерной для
данного предприятия специальной функции.

Важно, что из этих семи групп качеств и знаний, обладание кото­рыми обязательно для руководителей предприятий, шесть слагают­ся из одинаковых элементов, какой бы ни была природа предприя­тия. И только седьмая группа допускает различные специальные ус­ловия для различного рода предприятий.

Файоль решительно выступил против сложившейся системы подготовки руководящих кадров для промышленности, доказывая, что административные способности нельзя развить посредством одной лишь инженерно-технической выучки, и подчеркивая необ­ходимость включения в учебные планы инженерных вузов специ­альных курсов по администрации.

Организационные принципы управления Гьюлика – Урвика.

Наиболее видными систематизаторами и популяризаторами в США классической теории управления являются Лютер Гьюлик и Линдал Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам науки администрации». Из 11 разделов в этом сборнике два - «Заметки по теории организации» и «Наука, ценнос­ти и общественная организация» - принадлежат перу Гьюлика и два - «Организация как техническая проблема» и «Функция админист­рации в аспекте работ Анри Файоля» - написаны Урвиком. Считая сферу деятельности администрации куда более обширной и слож­ной, чем это казалось Файолю, Урвик тем самым вынужден был его дополнить. В трактовке Урвика административная деятельность включает в себя:

- планирование, т.е. постановку в широком аспекте подлежащих
выполнению задач и указание способов их решения для достижения
цели, стоящей перед предприятием;

- организацию, т. е. создание формальной структуры подчинен­ности, на основании которой осуществляется разделение работы
между производственными подразделениями, определяется и коор­динируется их деятельность, направленная на достижение постав­ленной цели;

- укомплектование штата, т. е. всю работу с личным составом, подбор и подготовку кадров, и создание необходимых условий для
трудовой деятельности;

- руководство, т. е. постоянную функцию принятия решений и
оформления их в виде приказов, инструкций, распоряжений;

- координацию, т. е. обеспечение согласованного действия всех
подразделений предприятия, образующих, благодаря координации,
единое целое;

- отчетность , т. е. обеспечение информацией вышестоящих ин­
станций о ходе работы и организацию собственной информации
администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отче­тов, докладов, проверок;

- составление бюджета в виде финансовых планов бухгалтерии и
финансового контроля.

Из этих семи элементов административной деятельности, три -планирование, организация и координация - непосредственно взя­ты из схем Файоля. Вместо файолевского понятия «распорядитель­ство» появляется понятие «руководство». Урвик не выделяет в каче­стве отдельного элемента «контроль», который покрывается у него элементами «отчетность» и «составление бюджета». В то же время, если у Файоля работа с кадрами входит в функцию «организация», то у Урвика она выделяется в качестве самостоятельного элемента («укомплектование штата»).

Эта система элементов администрации стала в США отправным пунктом многочисленных исследований, т. к. книга А. Файоля была переведена на английский язык и издана только в 1949 г. Гьюлик и Урвик подчеркивали, что подход к вопросам управления исходит из необходимости рассмотрения процесса управления как единого це­лого, складывающегося на весьма широкой основе. И все же в боль­шинстве своем разработанные ими принципы касаются в основном лишь формальной организации. Это следующие принципы:

- разделение труда и специализация;

- департаментализация (на основе цели, процесса, клиентуры
или места);

Выделяют четыре формы специализации административных подразделений:

Во-первых, в основу специализации может быть положен при­знак цели административной деятельности, т. е. внутри организа­ции можно рационально распределить задачи, группируя виды дея­тельности, которые способствуют достижению одной цели или решению общей задачи.

Во-вторых , в основе специализации может лежать и такой при­знак, как процесс. В этом случае стремятся сконцентрировать в одном административном подразделении все виды деятельности, которые характеризуются выполнением однотипных операций.

В-третьих , специализация в соответствии с критерием обслу­живаемой категории населения.

В-четвертых, в основе ее может лежать географический кри­терий, и тогда все вопросы, связанные с конкретным географичес­ким районом, рассматриваются в одном структурном подразделе­нии.

- координация посредством иерархии;

Иерархия - порядок подчинения нижестоящих должностных лиц вышестоящим по строго определенным ступеням (т. н. иерархи­ческая лестница).

- координация посредством комиссий;

Гьюлик не ограничивай координацию только иерархией и призна­вал необходимость дополнить ее «координацией посредством идей» и «координацией посредством комиссий». Так как комиссии увеличи­вают консультативный процесс и являются безответственными, то следует ограничить использование комиссий «необходимыми си­туациями».

- единство командования;

Этот принцип полностью совпадает с принципом Файоля, со­гласно которому одно лицо не может подчиняться сразу двум на­чальникам. Отдавая себе отчет в том, что неукоснительное про­ведение данной нормы иногда может приводить к абсурду, Гьюлик и Урвик утверждают, что эти случаи «не имеют значения в срав­нении с неизбежной путаницей, неэффективностью и безответ­ственностью, которые возникают вследствие нарушения данного принципа».

- штаб и линия;

Последовательно придерживаясь принципа единоначалия, Гью­лик и Урвик указывают на тот факт, что по мере роста объемов и масштабов организации возрастает необходимость в помощи выс­шим администраторам со стороны все большего числа экспертов и специалистов. В силу этих причин они и выступают за укрепление и развитие «функциональных» и «штабных» служб.

Но здесь выдвигается вопрос об отношении между этими «штабными» специалистами и линейными руководителями. Харак­теризуя функции экспертов по вопросам, входящим в сферу компе­тенции «специального штаба», Гьюлик и Урвик рассматривают их как консультантов высшей администрации, не обладающих адми­нистративной властью и обязанных добиваться результатов с по­мощью убеждения и авторитета идей.

- делегирование, т. е. способность руководителя передавать («де­
легировать») ответственность подчиненным лицам;

Урвик не без оснований утверждает, что «отсутствие мужества делегировать должным образом и отсутствие знания, как это делать», является одной из наиболее распространенных причин не­поладок в организации. Максимально возможное делегирование от­ветственности является важнейшим условием эффективной рабо­ты руководителей.

- диапазон управления;

Смысл его заключается в том, что необходимы определенные ограничения числа лиц, непосредственно подчиненных одному руко­водителю. Согласно Урвику, «ни один руководитель не может не­посредственно контролировать более чем пять или самое большее - шесть подчиненных, работа которых взаимосвязана». Следует отметить, что Гьюлик менее категоричен. Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диапазон, в частности выделяет личные способнос­ти самого руководителя, его территориальную близость к контро­лируемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчи­вость организации и др.


1.1. Основные понятия и категории управления

Управление - распространенный, но нестандартизированный в общем смысле термин. В различных информационных источниках содержатся многообразные определения термина «управление».

Подуправлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Часто выделяютсоциальное управление как целенаправленное воздействие на общество для сохранения или совершенствования его определенной качественной специфики; на практике наблюдаются два типа социального управления: стихийные и сознательные (плановые). Из социального управления, как особые его отрасли (уровни управления), выделяются управление государственное и управление хозяйственными структурами - фирмой, цехами и т. п. Нас интересует больше последнее.

Управлением называют также некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управленческое воздействие, т.е. сам процесс управления программой, объектами.

Некоторые авторы в управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений; другие связывают управление с упорядочением какого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.

В математической теории оптимальных процессов управление понимается как перевод системы из одного фазового состояния в другое на основе совокупности управляющих параметров.

Известно, что первоначальное понятие термина «управление» исторически связывалось с умением объезжать лошадей и ими управлять, а экономика буквально переводилась как искусство управления домашним хозяйством.



Часть!. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

В области хозяйственного управления научно-технический прогресс ознаменовался в послевоенное время кардинальными сдвигами. Объективная необходимость этих сдвигов определялась колоссальным развитием производства и его возросшими связями с наукой, усложнением технологических процессов, повышением научно-технического, материального и культурного уровня работников, успехами в области производства и внедрения электронно- вычислительной техники, внедрением в управление достижений экономики, психологии, социологии, достижениями теории информации, теории операций, теории принятия решений.

Традиционный научный подход к управлению (менеджменту) обещал научить управляющих (менеджеров) контролировать, анализировать и предсказывать поведение подчиненных им сложных организаций. Но мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным, неконтролируемым, а традиционный механизм «научного менеджмента» - непродуктивным. В известной степени это вызвало кризис американской теории управления в 80-е годы. Современные ученые и практики стали создавать методы, с помощью которых сложные системы могут успешно справляться с неопределенностями и быстрыми изменениями.

Первыми, кто практически успешно использовал новые подходы к управлению, были японцы. Они начали активно проводить дезинтеграцию крупных фирм. Упрощение управленческой иерархии в них позволило ускорить инновационные процессы и повысить их эффективность. Все это привело к улучшению качества товаров, снижению издержек производства и эксплуатации, к усилению позиций японских фирм на мировом рынке.

С развитием бизнеса все большее внимание в литературе по менеджменту уделяется использованию человеческого фактора, мотивации. Поэтому в последние годы ряд ученых критикует классические принципы науки управления, считает, что чем больше экономические и технологические преобразования видоизменяют бизнес, тем менее полезной становится классическая концепция управления. Действительно, в настоящее время происходит формирование новой науки управления, которая может решать проблемы хаоса и сложностей в современной практике жизни как на базе практического нетрадиционного опыта управления зарубежных стран, так и на основе использования в теории управления достижений других областей наук.

Подуправлением мы будем понимать как процесс целеполагания, так и деятельность по достижению поставленной цели (см. схему во введении).

Предположим, чтомы имеем дело с некой экономической системой (фирмой, предприятием и т. п.).

Если, например, предприятие является коммерческим, то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации главной его оперативной (текущей) целью этой деятельности является получение прибыли. Когда предприятие занимается производственной деятельностью, то предметом управления в нем могут являться процессы маркетинга, исследования, проектирования, производства, реализации и эксплуатации продукции и услуг, а также технические, организационные, социальные элементы этих процессов.


15

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОМ

Система качества является целевой подсистемой системы управления организацией. По международным стандартам (далее - МС) ИСО система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. По МС ИСО общее руководство качеством (административное управление качеством) - те аспекты общей функций управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. Оперативное управление качеством в МС ИСО определяется термином «управление качеством» - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Долговременное управление качеством и организацией в целом МС ИСО определено термином «всеобщее руководство качеством». Это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

В теории управления существует понятие о категориях управления. Поясним (табл. 1.1) значение основных категорий управления.

Таблица 1.1 Значение основных категорий в теории управления

Категория Значение категории
ЦУ-цель управления Это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования ЦУ носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Процесс целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и как бы находится между ними. Главная ЦУ дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления (СУ) в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия
ФУ - функции управления Это своего рода «поля» управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления
МУ - методы управления Это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое. Конкретное исполнение МУ называют стилем управления
ЗУ - законы управления Это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. ЗУ хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность ЗУ по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления
ПУ - принципы управления Это основные правила, основные требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных ЗУ в практике управления. ПУ - это обобщение оправдавшего себя прошлого опыта управления

16

Часть I. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

1.2. Понятие качества

Качество - это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем (XIX в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Есть аналогичные современные философские определения. Отметим, что категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта - определенность. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом, как целым, охватывая его полностью и неотделимо от него; поэтому понятие качества связывается с бытием предмета.

В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразием явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общения.

В таблице 1.2 показано разнообразие формулировок понятий качества. Однако для совместной деятельности людей терминологию необходимо стандартизировать.

В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена.Стандартизовано следующееопределение качества: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

При уточнении термина «качество» в 1994 году из его определений в предыдущие годы был исключен термин «свойства». Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» - «свойства» - «качество».

Характеристика - это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (вольтамперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения).

В экономике, например, функция объема спроса (О) от цены (Ц), по сути дела, является ценовой характеристикой конкретного товара (рис. 1.1). С увеличением спроса при той же цене (О^Оз) можно, например, говорить об улучшении качества товара и увеличении дохода (равного произведению Ц на 0).

«Свойство», как и«качество», - категория философская и выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Обычно она обобщает ряд характеристик объекта: свойство растворимости, радиоактивности, безопасности и т. д. Известно, что в ква-лиметрии (научное направление изучения количественных показателей качества) было стандартизовано 13 свойств пяти групп промышленной продукции (табл. 1.3).

В определении «качества» содержатся еще два термина, требующих объяснения, - это «потребность» и «объект».


17

Гмяа 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Рис. 1.1. Функции спроса (функции объема спроса - О от цены - Ц)

Таблица 1.2

Динамика понятий качества (на примерах)

Автор Формулировка определения качества
Аристотель (III в. до н. э.) - Различие между предметами; - Дифференциация по признаку «хороший-плохой»;
Гегель (XIX в. н.э.) - Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество;
Китайская версия - Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой»;
Шухарт (1931 г.) - Качество имеет два аспекта: - Объективные физические характеристики; - Субъективная сторона: насколько вещь «хороша»;
Исикава К. (1950 г.) - Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей;
Джуран Дж. М (1979 г.) - Пригодность для использования (соответствие назначению); - Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям);
ГОСТ 15467-79 - Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
Международный стандарт ИСО 840^86 - Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.


Часть!. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

-Потребности возникают из неудовлетворенности требований организма (в том числе - общества), необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направлены на устранение этой неудовлетворенности. Часть потребностей общества, для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность, носит названиеэкономических потребностей. Социальные формы проявления и удовлетворения экономических потребностей в решающей мере определяются общественно-экономическим строем, отношениями к собственности. Рынок ориентирован не просто на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей (платежеспособного спроса), вытекающего из их потребностей.

В определении качества понятие потребностей является исходным. Их характеристики должны соответствовать характеристикам качества объекта. В неконтрактных ситуациях на рынке большую роль играет субъективное понятие и восприятие качества - это может быть и «степень удовлетворения потребности» или « качество - это то, за что платят деньги». Действительно, понятие качества у покупателя весьма изменчиво - он покупает товар, исходя из настоятельной потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и т. п. Представление о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т. д. Например, специалист, вооруженный микроскопом, может увидеть те характеристики объекта, которые невозможно обнаружить невооруженным глазом, или, например, получивший образование обратит внимание на те характеристики объекта, которые без знания о них были бы вне его поля зрения. Взаимоотношения изготовителя или продавца и потребителя, покупателя по поводу качества чрезвычайно многообразны, сложны и выходят за рамки данного курса; они обычно рассматриваются в курсах маркетинга (активный маркетинг, идеальная потребительская модель).

В понятие качества входит термин «объект».

Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, а также любая комбинация из них.

«процесс» означает совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие (к ресурсам могут относиться: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология).

Стандартное определение термина«продукция» означает, что она - результат деятельности или процессов. Продукция может включатьуслуги (итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя), оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них.

Широкое распространение получили нестандартизованные (бытовые, рекламные) термины «качества», связанные с понятием «хорошо-плохо», «лучше-хуже», «выше-ниже», иногда и с происхождением объекта («американское качество», «настоящее качество», «качественная одежда», «повышение качества» и т. п.).


19

Гяам I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КА ТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОМ

Таблица 1.3 Применяемость показателей качества продукции по видам продукции

Показатели качества Проду при "кция,расход использован уемая ни Продукция, щаясво! расходую-н ресурс
продукции сьфье и природное топливо материалы и продукты расходуемые изделия неремонтируемые изделия ремонтируемые изделия
Классификационные + + + + +
Функциональной
пригодности
Надежности: + + + (+) (+)
- безотказности - - (+) + +
- долговечности - - (+) + +
- ремонтопригодности - - (+) - +
- сохраняемое™ + + + + (+)
Энергомичности - - + (+) (+)
Эстетичности (+) (+) (+) (+) (+)
Технологичности
- в производстве + + + + +
- при применении (+) (+) + (+) +
Ресурсопотребления - - - (+) (+)
Безопасности (+) (+) (+) (+) (+)
Экологичности (+) (+) (+) (+) (+)

Знак «+» означает применяемость,

знак «-» - неприменяемость,

знак «(+)»- ограниченную применяемость некоторых групп данного вида продукции.

Для выражения превосходной степени и количественных характеристик при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно; чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное или обобщенная мера потребительской стоимости. Например, могут использоваться следующие термины:

а) «относительное качество», когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;

б) «уровень качества» в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и«мера качества», когда проводятся точные технические оценки.

В некоторых справочных источниках качество обозначается как «пригодность для использования» или «соответствие цели», или «удовлетворение нужд потребителя», или «соответствие требованиям». Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше.

Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества - комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомо-



Часта,/. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

сти. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.

В прошлое ушли аналитические попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака-качества. Были попытки объединения показателей качества и количества (кваливал, т. е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).

Понятие качества используется также в термине «система качества»:

система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).

Ранее (стр. 15) мы уже дали определение общего руководства качеством. Сейчас поясним входящие в это определение термины.

Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.

Улучшение качества - мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.

Более подробно с терминологией о качестве и системе качества читатель может ознакомиться в следующих главах учебника.

Существует практика расширительного понимания объекта приложения термина «качество» к другим понятиям, например к мастерству, воспитанию, образованию, вплоть до понятия«качество жизни» (табл. 1.4).

По данным ИТАР-ТАСС: в распространенном 16 июля 1996 г. в Нью-Йоркской штаб-квартире ООН «Докладе о развитии человеческого потенциала - 1996» говорится о том, что за шесть лет ИРЧ в России сократился почти вдвое. (В 1990 году - 33-е место, в 1996 году - уже 57-е).

Представление о качестве объекта возникает в большинстве случаев раньше количества. Мы хотим купить не «несколько штук», а что-то конкретное. Однако роль качества и количества тесно связаны не только в возможностях экономии количества за счет качества, а в значимости понятия качества в зависимости от количественной насыщенности рынка. Рынок и качество - понятия тесно связанные. Рынок становится рынком покупателя, когда ликвидирован товарный дефицит и с помощью государства установлена конкуренция. Такой путь предлагается сейчас России для выхода из экономического кризиса.



Гяию 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КА ТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КА ЧЕСТВОМ

Оценка качества жизни в 1994 г.*


Приоритет Страна Средняя продолжительность жизни (лет) Уровень образования (лет) Реальный ВВП на душу населения ИРЧ
Япония 78,6 2,87 17,616
США 75,9 3,00 21,449
Россия 69,3 2,61 7,968
Китай 70,1 1,75 1,990
Индия 59,1 0,93 1,072
Буркина Фасо 48,2 0,00 0,618
Афганистан 42,5 0.33 0,714
Сьера-Лионе 42,0 0,13 1,086
Гвинея 43.5 0,20 0,501
А В С Д Е н

Примечания:

1. Первые десять стран по ИРЧ: Япония, Канада, Норвегия, Швейцария. Швеция, США, Австралия, Франция, Нидерланды, Англия.

2. Гонконг - № 24, Ю. Корея - № 33.

Н - индекс развития человечества (ИРЧ), разработанный

в рамках программы развития ООН по 173 государствам;

вероятная продолжительность жизни при рождении;

уровень грамотности взрослого населения с учетом среднего числа лет, проведенных в школе;

ВВП - валовый внутренний продукт (узкая версия ВНП - валового национального продукта).

* Журнал Новое время, 1994, № 12, с. 40.


Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА

2.1. Влияние качества на прибыль

Рассмотрим влияние качества на прибыль изготовителя продукции. Например, в Рекомендациях по применению ГОСТ 40.9001- 88 (ИСО 9001-87) и т. д. это иллюстрируется схемой (рис. 1.2), где в себестоимость включены затраты изготовителя по эксплуатации продукции в гарантийный период и амортизационные отчисления перечислены в остаточную прибыль. При этом берутся в рассмотрение два случая:

1) улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;

2) увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.

Зависимость роста объема продаж и дохода от улучшения качества продукции можно, например, более подробно рассмотреть на пространственной схеме (рис. 1.3), где О - объем продаж, Ц - продажная цена и КП - качество продукции. Для наглядности координата качества продукции повернута на 180° по сравнению с обычным построени-



Общая теория управления, положения которой используются и в административном праве, вводит следующие основные термины.

Система – это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Элементы – это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему. Любой объект можно представить состоящим из элементов и нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы и как совокупность более мелких частей (подсистем).

Структура – это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временно е расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает различные взаимодействия элементов друг с другом, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.

Функция – это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая достижение стоящих перед ними целей, сохранение или изменение их структуры, режима их деятельности.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Согласно теории управления сущностью управления является целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, результатом которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.. При этом необходимо отметить, что объект тоже является субъектом в правовом смысле этого слова. Таким образом, один и тот же субъект административного права может быть и субъектом, и объектом управления в разных управленческих отношениях.

Между субъектом управления (управляющим субъектом) и объектом управления (управляемым субъектом) для осуществления управления должны быть прямые и обратные связи (воздействие субъекта управления на объект – прямая связь, и наоборот – обратная). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, но и взаимодействие с внешней по отношению к системе средой. Можно говорить о множестве взаимодействующих систем различного уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Процесс управления – деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления. Как правило, процессы управления очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и этапов). Общие функции управления объединяются в циклы (контуры) управления, состоящие из целеполагания, прогнозирования, планирования деятельности, практической реализации планов, которая сопровождается регулированием (координацией, распорядительной деятельностью), учета и контроля, с информационным и методическим обеспечением.

Функции управления – это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные – это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные – как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления – элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование, планирование, организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Признаки системы управления – это наличие:

– цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;

– субъекта управления;

– объекта управления;

– критериев оценки эффективности управления;

– механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;

– реакции на внешнюю среду(под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.).

Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих – прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.

Функциональный анализ – процесс исследования, основанный на декомпозиции системы управления с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и внешней средой, который включает в себя:

– определение и описание процесса управления реализуемого исследуемой системой;

– декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций, выполняемых элементами системы управления;

– определение количественных и качественных характеристик исследуемых процессов и функций управления;

– формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления;

– принятие решения о необходимости совершенствования функциональных характеристик системы управления.

Отрицательная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону ослабления факторов рассогласования.

Положительная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону усиления факторов дестабилизации. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, положительная - нарушение равновесия, дестабилизацию.

Эффективность управления системой рассматривается как мера степени достижения цели функционирования. Эффективное решение выбирается из множества решений с помощью правила, которое называется критерием эффективности управления (индикатором).

Индикаторы (здесь) – показатели, используемые для:

– оценки реального социально - экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, городов, районов, отраслей, видов деятельности, предприятий;

– задания уровня социального благополучия (пороговые значения индикаторов); планирования действий по достижению пороговых значений; контроля достижения запланированных результатов; принятия регулирующих воздействий; оценки деятельности органов публичного управления.

Система индикативного управления экономикой – механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.

Центр ответственности – единственный орган или должностное лицо отвечающий за исполнение той или иной функции.

Сущность и основные категории управления

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Субъект управления - это совокупность элементов управления, которая предназначена оказывать управляющее воздействие на объекты и их действия. Это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением и т.п. Им может быть отдельный человек или группа людей.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Объект управления - всё то, на что направлено управляющее воздействие; это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение. В теории управления в качестве объекта управления обычно рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определённых целей.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь - это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь - это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Субъект и объект управления в совокупности с системой прямых и обратных связей образуют систему управления . В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект - управляющей.

Таким образом, управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности.

Этими результатами деятельности является цель управления.

Цель управления - это предполагаемое желательное состояние объекта управления в будущем периоде. На достижение целей, стоящих перед организацией направлен процесс управления. Процесс управления - это последовательная смена этапов управленческого воздействия субъекта на объект управления. Процесс управления характеризует динамику управленческой деятельности в отличие от её статики, которую отражает понятие “система управления”. Формирование цели управления является исходным, а её достижение - конечным пунктом процесса управления.

Управление представляет собой процесс, направленный на достижение целей организации. Этот процесс заключается в последовательности управленческих действий по решению ряда конкретных задач. Эти действия получили название управленческих функций. Слово “функция” латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Функции управления можно определить как относительно обособленные, самостоятельные участки управленческой деятельности.

Принципы управления - это основные правила, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении управления.

Механизм управления представляет собой совокупность отношений управления, в основе которых лежит целенаправленное воздействие управляющего объекта на управляемый.

Методы управления - это способы достижения целей управления.

Организационная структура управления - это категория науки управления, отражающая организационную сторону отношений управления и составляющая единство уровней и звеньев управления в их взаимосвязи и соподчинённости.

Теперь нам предстоит сделать очень важные выводы, которые отражают все наши последующие рассуждения, их логику, содержание. В этих выводах – структура всего курса менеджмента. Нам надо определить ключевые категории концепции управления, на которых и строится вся ее конструкция. Общее понимание управления – эго только первый шаг.

Если управление – это специфический вид деятельности человека, то существуют методология и организация управления, ибо методология характеризует всякую деятельность человека так же, как и ее организация. Не может быть неорганизованной деятельности. Деятельность всегда целесообразна и предполагает вполне определенные подходы и методы ее осуществления, осознанную логику использования этих методов. Это и есть методология деятельности, методология управления.

Если управление – специфическая вид деятельности человека, то существует социально-экономический и организационно-технический аспекты этой деятельности. Человек существо социальное и живет в обстановке взаимодействия экономических интересов и отношений, и они не могут не проявляться, не существовать в любом виде его деятельности. Но в зависимости от того, что это за вид деятельности, социальные и экономические отношения человека проявляются по-разному. Организационно-технический аспект деятельности характеризует возможности организации и конкретные ее виды. Специфика управленческой деятельности определяет специфику организации управления.

Никакая деятельность не может быть реализована без необходимых для этой деятельности ресурсов. Каковы ресурсы управления, в какой мере и как они отражают социально-экономический и организационно-технический аспекты управления? Это очень важный вопрос в понимании управления.

Наконец, если управление – вид деятельности человека, то ему присущи определенные функции, отражающие его содержание, структуру ресурсов, социально-экономические и организационно-технические стороны.

объект и субъект управления. Иначе говоря, любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем (схема 1.5).

Если управление – это воздействие, то существуют система, механизм и процесс управления.

Понятие "система управления" характеризует статику управления, его статическую основу, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

Понятие "процесс управления" отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.

Понятие "механизм управления" отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы и ценности человека, ожидания и опасения, потребности и цели, и все названные понятия могут быть экономическими, социально-психологическими, организационными. Благодаря им воздействие ведет к изменению ситуаций, потенциал управления как бы превращается в деятельность людей, в производственные процессы, в развитие организации (схема 1.6).

Схема 1.5.

Схема 1.6.

? Полемическое суждение

Почему понятие механизма ставится в один ряд с понятиями системы и процесса управления? Может быть, механизм включает в себя все элементы и системы, и процесса управления?

! Ответное суждение

Механизм помогает разрешать противоречия системы и процесса управления. Он включает в себя не функциональные и полномочные звенья, как система, и не операции, как процесс, а средства, при помощи которых осуществляется воздействие. Если у исполнителей деформированы интересы и ценности, воздействие окажется невозможным при наличии звеньев системы управления и операций, которые они выполняют. Можно сколько угодно планировать развитие, обеспечивать ресурсами и т.д., но, если у персонала нет к этому интереса, не будут реализовываться планы. Искусство управления предполагает ви́дение интересов и ценностей и формирование их. Это и есть проблемы механизма управления.

Потребность в профессиональном управлении

Сегодня управление все в большей и большей мере становится управлением профессиональным. А профессиональное управление начинается с глубоких знаний. Вот почему сегодня для того, чтобы успешно управлять, надо учиться управлению, овладевать навыками профессионального управления, развивать те способности, которые определяют успех управленческой деятельности.



Справочники