Как создать логистику на предприятии. Три уровня логистической структуры. Принципы организации логистики

Понятие логистики стало частью современных бизнес процессов не так давно. Правда, если обратиться к историческим данным, то еще со времен существования Империи инков сохранились записи об организации снабжения царского двора, в которых велся строгий учет не только мест отгрузки товаров, но и номенклатуры продукции, времени в пути, а также места назначения. Таким образом, можно утверждать, что логистика, представляющая собой совокупность данных о планировании, управлении, а также контроле над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов, всегда присутствовала при реализации практически любой бизнес-идеи, в каждом слое общества, вне зависимости от экономического развития страны и пр.

В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками.

Различают несколько видов логистики:

  • закупочная - ее предметом является покупка конечного продукта с максимально экономической выгодой, с минимальными затратами трудовых ресурсов и в оптимальные сроки;
  • транспортная - заключается в грамотной организации перемещения товара из точки “А” в точку “Б” с минимальными затратами материальных, трудовых и временных ресурсов;
  • складская - выполняет задачи по грамотной организации приема, обработки, хранения, а также отгрузки продукции со складов;
  • производственная;
  • информационная и пр.

Если проанализировать задачи различных видов логистических систем, то можно сделать вывод, что главная задача логистики заключается в минимизации затрат, которые включены в себестоимость конечного продукта.

Организация логистики интернет магазина

Логистика для интернет-магазинов является одним из трех китов, от которого зависит жизнеспособность компании (наряду с закупкой продукции и правильной организацией маркетинга).

В онлайн-коммерции логистику можно разделить на 3 основных блока:

  • движение продукции от поставщика, задачами которого занимается закупочная логистика;
  • хранение товара на складе - зона ответственности складской логистики;
  • перемещение продукции со склада к конечному покупателю - зона ответственности специалистов по транспортной логистике.

В каждом из этих блоков владельцу интернет-магазина нужно делать выбор: все организовывать самому либо отдать на аутсорсинг.

Выбор собственника бизнеса во многом зависит от размеров магазина и вида продукции, которую он реализует. К примеру, маленькие интернет-магазины, у которых скромные объемы продаж, стараются справиться с логистикой, опираясь на собственные силы. Когда же заказы увеличиваются, возникает необходимость в использовании сторонних логистических сервисов. Когда интернет-магазин превращается в гиганта, ему намного выгоднее построить собственную логистику, а также приобрести логистических операторов.

По мнению консультантов электронной коммерции, владельцу интернет-бизнеса следует просчитывать экономику применения b2b-сервиса на несколько лет вперед согласно нижеприведенной формуле:

Полностью делегировать обязанности по логистике позволяет фулфилмент . Данная услуга предусматривает комплексный подход к организации логистики интернет-магазина. Логистический оператор берет на себя прием продукции от поставщика, ее хранение, комплектацию, упаковку, а также организацию доставки до потребителя, прием денег за товар и обработку возвратов. Благодаря фулфилменту интернет-магазин имеет возможность полностью сконцентрировать свои усилия на маркетинге и продажах.

Закупочная логистика

Для успешной деятельности каждого интернет-магазина правильная организация закупочной логистики играет важную роль. Она охватывает следующие задачи:

  • определение потребностей;
  • основные критерии выбора закупаемой продукции;
  • анализ рынка;
  • выбор поставщика;
  • создание разнообразных баз данных;
  • операции по закупке;
  • контроль над своевременной поставкой товара.

На уровне взаимоотношений интернет-магазина с поставщиками существует два варианта — оптовая закупка либо прямая поставка (так называемый дропшиппинг). В первом случае компания приобретает продукцию партиями и привозит ее на склад, а во втором — забирает груз со склада посредника только после получения заказа. У каждой из этих схем имеются свои недостатки. К примеру, при оптовых закупках вам придется оплачивать содержание (либо аренду) склада, иметь свободные финансовые средства для приобретения оптовых партий товара и нести убытки, если упадет спрос на закупленную вами продукцию. При дропшиппинге могут возникнуть проблемы с наличием товара, а также сроками его доставки и качеством продукции.

Работа с поставщиками является наиболее чувствительной в деятельности интернет-магазинов, поэтому ее организацию лучше доверить профессионалам. Компания “Мирада” не только организует доставку товара от поставщиков на склад, его хранение, но и обработку остатков, заказов ваших клиентов, осуществит резервирование товара, оприходование, а также учет продукции.

Складская логистика

Складская логистика занимается решением следующих задач:

  • перемещение товаров;
  • инвентаризация продукции;
  • списание, а также оприходование материальных средств;
  • правильный расчет себестоимости продукции;
  • анализ и учет остатков товара на складе;
  • обороты за определенный отчетный период и др.

На уровне складского хранения товаров у владельцев интернет-магазинов есть три альтернативы — использовать собственный склад, арендовать складскую недвижимость или же прибегнуть к услугам фулфилмент-центра.

Для приобретения и содержания собственного склада вам потребуются значительные инвестиционные средства. Так что для маленького и недавно открывшегося бизнеса данный вариант явно не подходит. А забивать продукцией собственную квартиру либо офис получится только на самом старте.

Аренда складов является более приемлемым вариантов для молодого бизнеса. Но на поиск подходящего складского помещения, который бы удовлетворял все нормы и технические требования по хранению того или иного вида продукции, требуется много времени. Именно поэтому многие интернет-магазины предпочитают отдавать задачи хранения на аутсорс в рамках фулфилмента.

Интернет-магазину, у которого масштаб отправлений заказов в месяц составляет от 1 до 500, нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовку отправлений можно делегировать одному из сотрудников компании. Если же месячный объем отправлений достигает от 500 до 3 тысяч, тогда фулфилмент выгодней организовать самостоятельно, поручив задачи отделу продаж.

Передавать фулфилмент на аутсорс, как считают специалисты рынка складской логистики, имеет смысл, если объем отправлений составляет от 3 до 40 тысяч в месяц.

Компания “Мирада” позволяет онлайн-продавцам экономить на хранении продукции, IT и персонале, а также диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорять комплектацию заказов, расширять выбор способа доставки и оплаты товара.

Транспортная логистика

Но без чего невозможна эффективная и качественная работа интернет-магазина? Чем обычная розничная сеть отличается от покупок в Интернете? Правильно. Это доставка продукции конечному потребителю. Итак, следующий этап, с которым сталкивается каждый интернет-магазин — организация транспортной логистики.

Оперативная доставка товара покупателю является одной из основополагающих задач для успешного продвижения и работы интернет бизнеса, для реализации которой вам необходимо решить главный вопрос — кому доверить доставку?

Организовать транспортную логистику можно тремя способами:

  • аутсорсинговая доставка;
  • собственная доставка;
  • точки выдачи.

Выбор зависит от нескольких факторов, включая:

  • масштабы магазина;
  • локации интернет бизнеса.

Для крупных игроков интернет рынка оптимальным будет наличие собственной службы доставки. Но, как правило, ее организация требует крупных финансовых вложений. Поэтому передача данной функции на аутсорсинг является более логичным, а также экономически эффективным вариантом.

Аутсорс дает возможность легко масштабировать бизнес, а также увеличивать географический охват. И если в пределах одного города интернет-магазин еще как-то может выстроить эффективную службу доставки, то для реализации товара в регионы и другие страны ему понадобятся посредники.

Таким образом, грамотная логистика для большинства интернет-магазинов — это сложное, но одновременно необходимое условие для успешного развития и работы проекта. А с компанией “Мирада” организация логистики станет более эффективной.

Транспортный бизнес – весьма выгодное вложение для вашего капитала. Сегодня грузоперевозки востребованы как никогда: спрос потребителей на самые разнообразные товары неустанно растёт, вследствие чего растёт и предложение. Крупные производители организуют, в основном, оптовые поставки. А вот мелкооптовая, розничная торговля и многочисленные онлайн-маркеты – постоянные клиенты транспортных компаний. Но, разумеется, чтобы организовать конкурентоспособный бизнес, следует хорошенько изучить сферу, в которой вы планируете работать.

На начальных этапах всю основную организаторскую деятельность вам придётся возложить на свои плечи. Разумеется, если у вас изначально нет «под рукой» толкового помощника с хорошей репутацией и опытом работы на руководящих должностях в экспедиторских и логистических фирмах. Такой партнёр вам необходим, как воздух. Если вам не удастся найти опытного в этой сфере консультанта, лучше отложите свою затею на время – велика вероятность всё «завалить» в самом начале. Но, если вы твердо решили создать логистический бизнес, то рассмотрим, как открыть свою транспортную компанию пошагово.

Особенности транспортного бизнеса

Суть логистики – в разработке оптимальных маршрутов перевозок, включая время на отдых водителя, заправку и любые «тормозящие» процесс обстоятельства, которые могут возникнуть в пути. Экспедиторский отдел постоянно курирует процесс, контролируя местонахождение каждой машины, собирая информацию и следя за тем, чтобы клиенты были полностью довольны оказываемой им услугой. Несомненными плюсами в транспортном бизнесе являются:

  • отсутствие необходимости получения лицензии;
  • «старт» и начальные этапы развития бизнеса не потребуют слишком больших финансовых вложений;
  • «плавучесть» и «крепость»;
  • согласно статистическим данным, среди транспортных компаний процент банкротства один из самых меньших, поскольку после первой и второй волн кризиса представители этого сегмента рынка восстановились весьма быстро.

Открытие транспортной компании с нуля — что говорят владельцы подобного бизнеса? В видео ниже представлен ответ.

Регистрация фирмы

Большинство транспортных фирм зарегистрированы как ЗАО (закрытые акционерные общества), ООО, ОАО, а также ПБОЮЛ (предприниматель без образования юрлица). Каждая из этих организационно-правовых форм наделена своими недостатками и преимуществами. При ПБОЮЛ имеет место налог на добавочную стоимость.

Акционерные общества – отличная форма при создании бизнеса с перспективой серьёзного расширения, но для того чтобы открыть ОАО (а тем более, ЗАО), следует пройти множество очень сложных процедур, сопряжённых утомительной бумажной волокитой и получением тонн справок. Поэтому, оптимальной формой на сегодняшний день считается ООО, которому отдают предпочтение многие предприниматели, владеющие самыми различными фирмами.

Кстати, вы можете приобрести и готовую компанию, но в этом случае следует хорошенько ознакомиться с объектом покупки, выявить «подводные камни», возможные скрытые причины, по которым продаётся данный бизнес.

Регистрацию можно пройти значительно проще, если обратиться за помощью к надёжной фирме, оказывающей услуги юридического сопровождения. Так вы избежите нежелательных ошибок, суеты, конфликтных ситуаций, выстаивания очередей. Перед выбором такой фирмы-помощника удостоверьтесь в её порядочности, опытности и компетентности. Кроме всего прочего, от вас потребуется внесение стартового капитала и открытие счёта предприятия в банке.

Выбор помещений

Офисное помещение будет не только юридическим адресом предприятия (в связи с чем между собственником площади и новообразованной фирмой потребуется заключить договор аренды), но также будет и «лицом» вашей компании, о чём не следует забывать. Не обязательно, даже не желательно, чтобы офис «утопал в роскоши», но выглядеть он должен прилично: простенький евроремонт и новая оргтехника, а также внушительная плазма или проектор в комнате для презентаций – это необходимый минимум.

Складские помещения должны быть просторными и соответствующими всем нормам безопасности: пожарной, санитарной, охраны труда и т.д. То есть, полы должны быть не скользкими, идеально ровными (без трещин и ям), рампы удобными и соответствующими высоте транспорта. Неплохо бы оборудовать склады электроподъёмными рампами.

Вы должны учитывать, что работа склада – это 70% успеха транспортной компании. Это означает, что условия для рабочих должны быть максимально комфортными – столовая с микроволновкой и чайником, наличие холодной воды, душ с холодной и горячей водой – многие предприниматели об этом «забывают», не желая учитывать, что времена феодалов давно закончились и зарабатывание капиталов на здоровье и унижении простых работяг рано или поздно приводят к коллапсу.

Оборудование

Лучше всего покупать новое. Так, вы будете уверены, что в случае каких-либо неполадок в период гарантии вам всё исправят или же пришлют новое. Как сказал в своё время Уинстон Черчилль: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». С этим не поспоришь – экономить, конечно, нужно, но приоритет, всё-таки, следует ставить на качестве. В среднем, новая рокла (гидравлическая тележка) обойдётся вам в 7500 – 9000 рублей. Таких приспособлений у вас должно быть в идеале по 1 шт на каждого складского рабочего.

Кроме того, вне зависимости от размера склада, вам понадобится наличие вилочного погрузчика, приспособленного для работы с поддонами (паллетами). Новый стоит около 500 000 рублей. Здесь смотрите сами – если дорого, можно приобрести и б/у в отличном состоянии. Но тогда при покупке возьмите с собой специалиста, который как следует проинспектирует машину.

Погрузчик не обязательно покупать сразу, но крайне желательно. Дело в том, что кому-нибудь из ваших потенциальных клиентов может потребоваться перевозка чего-либо слишком тяжёлого. Выгрузить такое вручную – невозможно, с помощью роклы – крайне сложно и грозит ей поломкой, а также повреждением самого груза. Поэтому, машина-погрузчик в значительной степени упростит и ускорит работу.

Следите за тем, чтобы на складе всегда было достаточное количество расходного материала – стретч-ленты и скотча, экономить на них – нецелесообразно, но ведите строгий учёт, во избежание хищений. Что касается автомобилей, обычно транспортные компании заключают договоры с владельцами грузовых авто, часто являющимися по совместительству и водителями. Таким образом, перевозка щедро оплачивается, но ответственность за возможные повреждения транспорта и груза в дороге возлагаются на владельца транспорта.

Персонал и продвижение

Первое время можно ограничиться минимальным персоналом, совмещая сразу по несколько функций для каждого из работников. В целях экономии и получения бесценного опыта и сам владелец фирмы может в начале возложить на себя несколько важных функций. Но учтите, если ваши работники будут перегружены разнопрофильной работой это значительно снизит эффективность их труда.

Желательно отдавать предпочтение специалистам с опытом работы, пусть даже в смежных сферах и не на руководящих должностях. Ведение бухгалтерии – слишком ответственный момент, поэтому нельзя поручать это дилетанту. Неплохо воспользоваться услугами аудиторской компании, но значительно лучше – самостоятельно найти толкового специалиста.

В зависимости от ваших творческих способностей, связей и финансовых возможностей, вы можете полностью возложить функцию продвижения вашего бизнеса на авторитетное рекламное агентство, либо попытаться заняться этим лично, ограничившись заказом профессиональным рекламщикам разработки «лица» и стиля вашего бренда.


Агентство, с учётом ваших пожеланий, придумает логотип для предприятия, фирменную цветовую гамму, слоган, возможно, рекламный аудиоролик для радио или постер на бигборд; брендбук, фирменные канцтовары. С тем, где, в каком количестве и каким образом размещать рекламную продукцию, вы определитесь сами. Разумеется, полностью положиться на агентство – удобно, но не всегда по карману.

Возможные проблемы

Начинающие транспортные компании часто сталкиваются с такими препятствиями:

Хищения . Вы должны быть уверены в своём «костяке» — сотрудниках, с которыми начинаете бизнес. К тому же, следует предусмотреть систему контроля – камеры видеонаблюдения, охрана, личные проверки бухгалтерии, регулярное ведение отчётной документации.

Сервис . Клиенты могут быть недовольны качеством услуг. Особенно на этапе развития, нередко что-то может пойти не так. Задержки груза, нанесение ущерба клиенту. Этот процесс необходимо контролировать, нельзя допускать хамства со стороны персонала, каждый клиент должен быть доволен – от этого напрямую зависит репутация предприятия.

Контроль перевозчика. Желательно, чтобы машины были оборудованы системами GPS.

Качество перевозок. Груз должен быть компактно и надёжно уложен. Для этого у рабочих склада всегда должно быть достаточное количество расходных материалов и надлежащее оборудование. Следует установить уровень допустимого «боя» груза и разницу изымать из заработных плат сотрудников, чтобы стимулировать их к качественному труду.

Также установите средний месячный процент боя – в случае хороших показателей, сотрудники должны быть премированы. При этом, следует учитывать: если вы вводите систему штрафов, она не должна быть чрезмерно жёсткой, к тому же и зарплаты должны быть достаточно высокими – в противном случае даже вполовину эффективной и качественной работы вы не добьётесь никогда

Как новичку в профессии, связанной с логистикой, найти первое место работы? Это сложно сделать без опыта. С чего начать, как быть, если нужно работать, а компании не заинтересованы в тех, у кого нет стажа?

Еще ни один новичок не стал сразу директором по логистике. Но знаю начальника отдела логистики, который только что закончил вуз - он работал в отделе логистики компании во время обучения в вузе. Есть, конечно, вопрос к уровню его знаний. Но опыт на достаточно высоком уровне, чтобы руководить логистикой компании.

«Начинайте с самого начала», - говорит директор департамента логистики компании «Алина» Александр Семенцов. Планировать сразу стать директором по логистике - верный шанс убить в себе профессионала в будущем, обжегшись или наломав дров на первом месте работы, так как теория далеко не всегда может заменить практику. Легче войти в логистику, имея за спиной опыт в коммерческом блоке (продажи). Будет прое и в будущем, легче будут решаться вопросы с клиентом.

Некоторые крупные иностранные компании предпочитают брать новичков без опыта, но с английским языком, погружать их в работу без обучения и смотреть, как выплывают. Позиции могут быть совершенно разные - от продаж до операций, причем на сложных перевозках. Такие новички нужны для экономии на специалистах и для выращивания (если выплывут) своих новых специалистов.

Если вы хотите развиваться в профессии логиста, но не можете продать работодателю имеющиеся знания, то соглашайтесь и на грузчика. Но, смотря в какой компании. Идите в такие компании, где действительно можно получить передовой опыт, практические профессиональные знания на мировом уровне, возможен понятный карьерный рост, и вообще компания ориентирована на выращивание собственных кадров. Примеры таких компаний: FM Logistic, Itella, DHL, Кюне+Нагель. Но такие компании не ждут, когда к ним придут новички наниматься в грузчики, а стараются задействовать и направить их еще студентами.

Таким образом, устраивайтесь на любую позицию, связанную с логистико й. Один из генеральных директоров Макдоналдс-Москва вообще начинал с позиции уборщика помещений. Он говорит, что если устроят чемпионат по влажной уборке помещений, то он, вне всякого сомнения, станет чемпионом. Так, что поработайте на различных операционных позициях.

С какой позиции лучше начинать карьеру в логистике?

«Большинство молодых людей без опыта чаще всего идут работать торговыми представителями», - говорит Александр Семенцов. Нужна "аналогия" такой же должности в логистике. Соответственно, путь в логистику человеку с высшим образованием идет либо через аналитику/учет, либо из других подразделений компании, где сотрудник получает первичный опыт.

Начните с любой стартовой позиции в логистике, связанной с практической операционной работой на полях: грузчика, водителя, аналитика, диспетчера, экономиста, помощника менеджера. Важен операционный опыт.

Елена Никитина не советует начать карьеру в логистике с позиции аналитика или продажника. Невозможно делать аналитику, не имея опыта и всестороннего понимания процесса деятельности. На выходе получатся результаты, с которыми могут не согласиться операционные подразделения, так как не учтены детали и специфика деятельности.

Менеджер по продажам логистических услуг как стартовая позиция

Нельзя построить эффективную логистику, не наладив коммуникацию с продажами. Продажники всегда на виду, в центре. «А лучшая логистика - это та, о которой вспоминают в компании только при бюджетировании», - говорит Александр Семенцов. Хороший продажник в совершенстве владеет продуктом/сервисом, который он продает, иметь операционное прошлое или работать ранее в операциях. Опытный продажник увидит, что может улучшить логистику и, главное, захочет эти изменения реализовать.

«Есть уникумы, которые могут без опыта продать так как надо то, что компания реально может предложить в плане операций и сервиса», - говорит Елена Никитина. Но таких единицы, и то при постоянном обучении и контроле со стороны руководителя продаж. Важно быть продажником, понимающим, что нужно продавать с точки зрения операций.

Аналитик как стартовая позиция

Важно начать с аналитика, но периодически выезжая на склад, на поля. Работа аналитиком требует комплексного взгляда на работу, построения цепочки.

«Если аналитик с продаж, то будет польза», - говорит Александр Семенцов. Особенно из венсейлинга, например, когда вы возите товар, планируете запас на своей машине.

Грузчик как стартовая позиция

«Работая грузчиком есть риск так и остаться на этом уровне», - говорит Александр Семенцов. Но он не отрицает пользы начала со склада. Просто с него меньше шансов двинуться вверх по карьерной лестнице.

«Грузчик с нормальным мышлением может вырасти в комплектовщика или кладовщика. А это уже другое качество, более высокий уровень специализации», - не соглашается с коллегой директор по проектам Major Cargo Service Кирилл Якунин. Потом - заведующий складом. Изучение технологий, обучение, изучение производственного процесса клиента, практический опыт - и следующий карьерный шаг - директор склада.

Так, что если вы готовы начинать со склада с видением своей карьеры, то смело идите в грузчики.

Насколько важны знания?

Высшее образование дает вам возможность начать мыслить, размышлять, анализировать.

Логистическое образование в базе полезно. Главное, чтобы мозги были гибкие, не зашоренные. Важно все время получать дополнительное образование.

Какие знания нужны новичку в логистике?

Нужно иметь знания финансов, страхования, лицензирования, таможенного права, юриспруденции. Но это уже позже. Этому надо учиться со временем.

Какие качества важны для новичка?

Важно быть общительным, открытым ко всему новому, проактивным. Не бойтесь работы и трудностей. Ищите вызовы. Будьте мотивированным. Важно видеть логистику, как карьеру с самого начала. Понимать, как можно строить карьеру.

О роли руководителя

Многое зависит от вашего руководителя, его понимания целей логистики в компании.

«Важно, чтобы руководитель был тем, у кого есть, чему хотелось бы поучиться. Руководитель должен оказывать поддержку молодым амбициозным кадрам, создавать возможность реализовывать собственные идеи и проекты. Не всегда компании могут позволить себе привлечь опытные кадры. Принимаются кандидаты с минимальным опытом с последующим обучением. Тогда есть шанс проявить себя», - говорит Елена Никитина. Дальше, как в любой работе - постоянное развитие. Важно не быть "лежачим камнем". В логистике движение намного меньше вертикальная, чем в тех же продажах.

О значимости технологий

Владение навыками продаж и коммуникаций важно, но в совокупности. «Если вы не знаете хотя бы основу технологий, то никакой опыт в продажах не поможет», - говорит Кирилл Якунин. Он советует изучать промышленные технологии: производства, добычи, торговли, сервиса: «Без этого не построить оптимизированных процессов». Например, важно знать, чем отличается и в чем тонкости в газовых и газогенераторных агрегатах.

Как найти компанию вашей мечты?

Как распознать компанию, в которой вам потом будет интересно работать? «При поступлении на работу в такую компанию вам расскажут возможный карьерный рост», - говорит Александр Семенцов. Потом, если вы себя проявите, то с вами фиксируется план развития. Тогда можно идти хоть на начальную должность грузчика.

Будьте талантливы

Талантливого человека видно сразу: огонь в глазах, имеет желание учиться, узнавать новое, не боится трудностей, не ленится и не очерчивает "рамки" своей работы.

Как готовить себя к будущей карьере?

Один из признаков стремления к карьерному росту - штудирование содержания книг по логистике. Имейте свою личную библиотеку таких книг, в том числе электронных, изучайте логистику самостоятельно.

Как вести себя на новом и первом месте работы?

Работайте и продолжайте учиться. Читайте литературу. Больше времени проводите не в белой рубашке за столом в офисе, а езжайте в поля. Без живой практики вырасти не получится, даже с книжками.

Посещайте различные учебные программы. Но программы семинаров типа "грузы хранятся на складе, и современные тенденции позволяют" не подходят. Курсы должны быть специализированными.

Ырысбек Ташбаев, к.т.н., заместитель председателя Координационного совета по логистике

Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.

Цели и задачи логистики

Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии - повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.

Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:

  • оптимизация процессов производства, складирования, транспортировки, снабжения;
  • грамотное осуществления руководства материальными запасами;
  • алгоритмизация движения товаров;
  • минимализация времени достижения товаром конечного потребителя;
  • рационализация различных потоков - денежного, информационного, материального и пр.;
  • снижение затрат на общую логистику;
  • повышение стандартов потребительского сервиса;
  • работа с упаковкой и тарой.

Составляющие логистической структуры

Логистика включает в себя такие элементы, как:

  • Минимизация издержек.
  • Увеличение прибыльности от каждой поставки.
  • Заключение договоров.
  • Управление запасами.
  • Создание эффективной схемы доставки товара.
  • Налаживание связи с таможенными органами.
  • Мониторинг текущего спроса на рынке.
  • Транспортировка продукции до конечного потребителя.
  • Контроль над запасами на складах.
  • Хранение и упаковка.

Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.

Организационная логистическая схема

Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:

  • Исполнительный директор, входящий в состав совета компании.
  • Менеджеры различных отделов и их подчиненные.
  • Группы воплощения конкретных логистических проектов: организация центров распределения товаров, расширение соответствующих платформ, работа над дизайном систем логистики.
  • Руководители, отвечающие за оперативную работу, транспортировку сырья и комплектующих.

Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:

  • Встраивание групп в состав логистической службы. К примеру, это может быть контроль над исполнением проекта, инжиниринг в различных хозяйствах.
  • Создание отдельных подразделений. В них будут задействованы свои сотрудники. Перед подразделениями ставятся конкретные задачи. К примеру, это может быть организация доставки ресурсов.
  • Группы создаются с участием сотрудников, которые уже работают в компании.

Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.

Базовые направления деятельности логистических служб

Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:

  • Транспортировку. Включает в себя внутренние и внешние перевозки, подбор вида ТС, заботу об обслуживании транспортных средств.
  • Структуру основных средств. Предполагает управление складами, оборудованием, распределение активов.
  • Запасы. Включает в себя снабжение сырьем, создание различных типов запасов, обработка возвращенных запасов.
  • Маневрирование ресурсами. Это сортировка, обработка и упаковка товара.
  • Коммуникация. Включает в себя обработку поступающих заказов, составление прогнозов относительно спроса, планирование производственных процессов, обновление базы данных.

Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.

Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:

  • Правильное формулирование функций подразделения и конкретных сотрудников. Функции должны быть оговорены предельно точно. Необходимо сформулировать наименование должности, подотчетность, ответственность, обязанности и права.
  • Определение точного количества сотрудников, которое необходимо для решения задачи. Руководитель фирмы должен определять стратегию логистики, составлять прогнозы.
  • Прием на работу профессионального менеджера. Специалист должен разбираться именно в логистике. Он должен соответствовать должности, иметь все соответствующие знания и навыки.

Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.

Два логистических рынка

Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках - предпринимательском и потребительском.

Рынок поставщиков включает в себя:

  • сырье;
  • оборудование;
  • комплектующие, запчасти;
  • расходные материалы;
  • товары, которые предназначены к перепродаже;

К рынку потребителей относятся:

  • конечные пункты потребления;
  • сеть розничной торговли;
  • оптовики;
  • дистрибьюторы;
  • дилеры;
  • торговые дома.

По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.

Три уровня логистической структуры

Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:

  1. Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
  2. Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
  3. Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.

Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.

Информационный уровень

Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:

  • Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
  • Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
  • Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
  • Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.

Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.

Основные логистические проблемы

Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:

  • Служба логистики и прочие подразделения компании не связаны между собой. Проблема часто возникает тогда, когда функциями логистики ранее были наделены прочие подразделения, однако позже был сформирован обособленный отдел.
  • Отсутствует эффективная логистическая структура. Проблема возникает вследствие расхождения направлений производственной деятельности.
  • Нет оптимальной организационной структуры. Мотивацией сотрудников является их неуверенность в своем положении.

Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.

Мимо меня проходит много людей начинающих себя в логистике. Большинство из них даже и не подозревают, приходя на работу, чем они на самом деле будут заниматься и как их взгляды со временем изменятся коренным образом. Действительно, стартап в логистике очень тяжёлая штука. Сложность заключается не только в собственном языке общения, специализированных программах и уникальной логике. Самое сложное для новичка в логистике - выдержать тот ритм и график работы, к которому привыкли уже закоренелые трудяги этого фронта. Кроме бешеного ритма, на новичка ещё и падают нештатные ситуации, которыми просто наводнена вся цепочка поставок. Это многих пугает, многие опускают руки и уходят в места поспокойнее.

Он как и все, с чего-то начинал.
Краснел, пыхтел и много не того читал.
Потеря времени, издержки и простой,
Клиенты и коллеги плакались порой.
Прошли года и всё пошло на лад,
В логистике никто ещё не шёл назад.

Те же кто остаётся, читают мой пост до конца. А я поспешу всё таки поздороваться и пожелать вам хорошего настроения.

Так собственно вопрос в следующем: где начинать работать в логистике без опыта?

Общался со многими специалистами в области логистического консалтинга и с операционными специалистами и уяснил для себя, что лучшие практики получаются с низов. Т.е. я имею в виду тех людей, которые прошли весь путь, начиная с операционного отдела и заканчивая менеджерами высшего звена. А лучшие из лучших получаются из людей с высшим техническим образованием. Говоря высшее образование я не имею в виду конторы а ля «гиппер современный институт нано менеджеров рязанского вязального техникума». Так вот, логисты, которые по крупинкам собирали свой опыт «на передовой» могут быть очень полезны своей компании.

Опять же, есть лжелогисты , которых, кстати говоря, ещё больше. Обычно это «костюмированные» дяденьки от 30 до 50 лет, которые поимели нужную сумму на высшее образование в какой-нибудь МБО, знают иностранный язык и рвутся в бой директорами по логистике. За спиной у них работа в какой-то конторе по сертификации или ещё лучше, поработал в западной компании футерменеджером. В любом случае, рано или поздно этот человек «распознаётся в деле» в одной компании, и он уходит с чистой совестью в другую. В этой «другой» компании он, размахивая руками на собеседовании, рассказывает о том что он сделал на предыдущей работе и как ему мешали что-либо сделать ещё более качественно.

Самым надёжным способом во время поиска сотрудников не налететь на такого псевдологиста - позвонить на предыдущие места его работы и поговорить с несколькими сотрудниками. Я повторюсь - с несколькими! Если в виде характеристики вы услышите, что-то вроде: «ну он нормальный специалист, …да, работал нормально, в логистике вроде разбирается..» и т.п., можете слать его на цукер и не тратить на него время.

Ещё я заметил, что такие начальники очень сильно гнобят своих подчинённых, которые действительно являются хорошими специалистами своего дела. И скорее всего этот «субъективный чел» сможет выжить из компании все «светлые головы» и понабрать вместо них, подобных самому. Ну и следствием таких «руководяк» обычно становится падение эффективности компании или полное её банкротство.

Ещё бОльшие риски несут компании в которых только образуются новые отделы. Тут уж точно нужно обратить пристальное внимание в подходе к выбору руководителя со стороны. Ибо может получиться, что отдел придётся закрыть, так и не дав ему потратить оставшиеся последние ваши деньги.

А теперь перечислю, кем начинали работать знакомые мне директора и владельцы в логистике:

— Оператор ПК на складе ответственного хранения. Поработав 1 год оператором, он стал администратором WMS, параллельно заинтересовался SQL и Java. Через 2 года стал начальником отдела внедрения и сопровождения WMS. А через 3 года стал генеральным директором своей компании по «изготовлению и продаже» собственной WMS системы.

— Кладовщик на складе промтоваров. Проработав 4 года на одном месте стал начальником склада (там эта должность подходит скорее для старшего кладовщика, но в трудовой уже была запись «начальник склада»). Ещё через 2 года он устроился действительно начальником склада на склад дистрибьютора морепродуктов. Через 3 года он организовал собственную компанию, арендовал склад 500 кв. метров и занялся ответственным хранением. Сейчас у него 120 тысяч арендуемых квадратов по стране.

-Водитель охранник в крупном логистическом холдинге (этот холдинг развалился в начале 2-х тысячных годов). Уникальный человек, который на волне краха компании сумел подхватить ещё «тёпленьких» клиентов и организовать им операционные услуги. Сейчас у него таможни, транспортные компании и склады ответственного хранения. И он постоянно увлечён становлением новых направлений в бизнесе. Вот тут уж точно «без опыта»))) Молодец!

Наверняка и вы знаете много подобных ситуаций и можете бесконечно их продолжать.

Вот вам и золотое правило логистики - не нужно тормозить в нужное время и в нужном месте.

До встречи!

Ничего не бойтесь, пробуйте, стремитесь и у вас в логистике всё получится.



Справочники