Как понять, что вы готовы завести ребенка. Как понять, готов ли ребенок к детскому сад. Есть ли основания повременить

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.


6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.


8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!

Накануне нового учебного года многие родители первоклассников задаются вопросом, готов ли их ребенок к школе. Новые знакомства, новые знания и новые обязанности могут быстро наполнить жизнь юного ученика необычными для него эмоциями и переживаниями. ELLE собрал советы психологов о том, почему важна подготовка детей к школе и как ее правильно провести.

ФОТО GettyImages

По закону дети могут идти в первый класс в возрасте от шести с половиной до восьми лет. В итоге часто случается, что некоторые дети в классе старше или младше своих одноклассников почти на год. Для кого-то такая разница в возрасте - соответственно, и в психологическом развитии - может оказаться довольно критичной.

Домашняя проверка готовности детей к школе может оказаться очень полезной для тех мальчиков и девочек, чьим родителям кажется, что они зачастую не уверены в себе. Для детей 6 лет обычно характерны существенные изменения как в физиологии, так и в психологическом развитии. Как раз в этот период начинается этап формирования логического мышления ребенка, играющего очень важную роль в учебном процессе в дальнейшем.

Психологи сошлись на трех основных параметрах, которые указывают на степень готовности ребенка к школе.

Во-первых, это мотивация к учебе. Ребенок должен демонстрировать готовность к обучению в школе, понимать важность этого процесса и с нетерпением ждать ответственного момента - 1 сентября. Если ребенок ходил в детский сад, как правило, мотивация к учебе у него уже выработана, однако дети, остававшиеся дома с мамой или с няней, могут чувствовать эту мотивацию в меньшей степени. В такой ситуации родителям рекомендуется провести серию бесед с дошкольником, в игровой манере объясняя ему, почему так важно учиться и что в школе его ждет совершенно новый увлекательный мир знаний и общения.

ФОТО GettyImages

Считается, что мотивация дошкольника на нужном уровне, когда он способен ориентироваться на результат и готов достигать успеха через преодоление, самостоятельно сдерживая свою импульсивность - будь то в игре или в ежедневном общении с семьей.

Во-вторых, психологическая готовность к школе определяется уровнем эмоциального развития ребенка и его выдержки. К этому возрасту он уже должен демонстрировать усидчивость, не давая волю своим импульсам, а удерживая внимание на происходящем. Это легко проверить в домашних условиях, дав ребенку задание явно не из его любимых (например, помочь маме помыть посуду или порезать салат) или понаблюдав за его реакцией, когда он ждет своего хода в настольной игре. Считается, что ребенок готов к школе, если может самостоятельно позаниматься любым интересным ему делом или игрой в течение 20-30 минут.

ФОТО GettyImages

Третьим важнейшим показателем готовности ребенка к школе считается уровень развития его интеллекта и моторики. Это самый простой для оценки показатель, поскольку любые нарушения заметить очень легко, а для их выявления существует множество тестов, книг с упражнениями и занимательных игр. Тут оценивается способность ребенка писать относительно ровно, читать, фиксируя взгляд на определенной строчке, слушать и понимать информацию, впоследствии отвечая на вопросы.

Как понять, готов ли ребенок к школе, и что предпринять, если отчетливо видна его неготовность идти в первый класс по критериям, перечисленным выше? Родителям очень важно понимать, что такой ребенок первое время будет очень сильно нуждаться в их помощи и поддержке. Кроме того, чтобы избежать сильного стресса в самый первый день учебы, можно несколько раз прогуляться с ребенком до школы, показав и рассказав ему о своих переживаниях и первых ощущениях от школьной жизни, а также поиграть в школу дома.

Как только мы узнаем о беременности, начинается период ожидания следующего визита к врачу, УЗИ, шевелений, родов... На этом ничего не заканчивается, а только продолжается. Когда малыш появился на свет, мы начинаем ждать, когда он научится держать голову, осознанно улыбаться, агукать, переворачиваться на животик, ползать, сидеть, ходить...

"На данный момент стандарты развития ребёнка разных специалистов очень отличаются. Но лично я считаю, что оценивать нужно индивидуальное развитие каждого ребёнка, поэтому ни в коем случае детей нельзя сравнивать, так как в одной ситуации допустимы одни нормы, а в другой другие", - говорит физиотерапевт Кристина Сталидзане.

У каждого малыша есть свои внутренние часы, определяющие, когда он готов ползти или делать первые шаги. Когда нервная система, кости, связки, мускулы и суставы готовы держать тело, только тогда ребенок предпримет первые попытки ходить, словно зная, что настала пора.

И все же, как же понять, что он готов начать ходить? Как правило, определяющий фактор - собственная инициатива ребенка. В возрасте от восьми до десяти месяцев малыш настолько любознателен, что начинает самостоятельно вставать на ноги, поначалу используя для опоры мебель.

Тем не менее, на этом этапе развития ребенка родителям не следует рассчитывать, что он сразу начнет ходить. Пока малыш только исследует свои возможности и физически, и эмоционально готовится к настоящей ходьбе.

Поэтому ни в коем случае не нужно помогать малышу ходить, водя его за ручку, держа за подмышки или участвуя в ходьбе каким-либо другим способом. "Это действительно может навредить, так как может повлиять на дальнейшее физическое развитие, если ребёнок не готов этого делать, могут возникнуть проблемы спины и осанки", - объясняет физиотерапевт.

Когда ребёнок будет готов, он встанет на ножки и сам пойдёт без посторонней помощи.

Также на этом этапе требуется и дополнительная осторожность. Не забывайте, что острый угол стола, спинка стула, висящий край скатерти или неустойчивая вешалка могут представлять для малыша угрозу, если он будет хвататься за эти предметы в попытках встать на ноги.

Чтобы научиться как следует ходить, ребенок должен преодолеть немало трудностей. Сначала ему надо научиться держать равновесие, что очень непросто. Ему предстоит пережить немало падений и ушибов, но рано или поздно ходьба будет стабильно освоена, и малыш начнет бегать, прыгать и скакать на одной ноге.

Кристина Сталидзане призывает внимательно следить за развитием малыша и помнить, что пути развития разные, не привязываясь к конкретным месяцам, числам и нормам: "Учитесь замечать то, что умеет Ваш ребенок и не акцентируйте внимание на том, что не умеет!".

: Время прочтения:

Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?

Подготовка к школе — это научиться смирно сидеть за столом или что-то еще?

Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.

Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:

  • готовность физическая,
  • готовность психологическая.

Физическая готовность к школе

С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:

  • выносливость — от нее напрямую зависит работоспособность, а, следовательно, и успеваемость школьника;
  • ловкость, скорость и сила важные качества для групповых занятий, подвижных игр, досуга после уроков;
  • хорошее здоровье — ребенок без хронических заболеваний, травм, особенностей физического развития лучше адаптируется к школьным нагрузкам.

Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.

Психологическая готовность

Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.

К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

1 Мотивация: знать, что такое школа

Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.

Как проверить. Задайте ребенку вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Почему хочешь (почему не хочешь)?
  • Что тебя там ждет?

Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.

Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9-11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.

Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.

У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:

  • понимает правила поведения в школе, о которых вы рассказываете;
  • говорит о готовности выполнять домашние задания и не опаздывать на уроки,
  • позитивно и с энтузиазмом отзывается о новом статусе.

2 Коммуникация: уметь дружить

Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.

После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.

У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:

  • стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
  • принимают точку зрения другого;
  • не повышают голос.

Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.

3 Интеллект: уметь учиться

На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.

1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.

2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6-8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.

4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.

5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4-8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6-7 простых картинок из показанных 9-ти.

6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.

7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.

Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.

4 Эмоции и воля: контролировать себя

Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:

  • слушать и концентрировать внимание;
  • сдерживать свои эмоциональные порывы;
  • пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
  • соблюдать принятые в классе нормы.

Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».

Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.

Тесты на готовность к школе

Скачайте и распечатайте тесты «Степень психосоциальной зрелости» (С. А. Банков), «Лабиринт» и «Чего не хватает?».

Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!

Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год , вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:

  • Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
  • Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
  • Учите несложные стихи.
  • Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
  • Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).

Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.

Если ребенку уже исполнилось 7 лет , идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).

Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!

Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.

Журнал «Алвиан»

Оставьте имейл, и мы сразу отправим на него три теста по готовности ребенка к школе.



Справочники