Как помочь зимующим птицам зимой? Маленький, но надежный дом - скворечник. Что можно сделать, если нет возможности изготовить кормушку

1 1 922 0

В то время, как большие стаи птиц улетели в южные страны блаженствовать в тепле, где изобилие корма, оседлым пернатым доводится бороться за жизнь, выискивая пищу. Если не предоставить им поддержку, то холодная зима для многих будет последней.

Орнитологи установили, что до 70% молодых птиц погибает в зимние холода.

Пернатые сами пытаются подружиться с людьми, сбиваясь в стайки и подлетая к человеческому жилью. Таким маневром они показывают, что нуждаются в подкормке и защите.

В действительности, они слишком требовательны к кормам, ведь зимой нет качественного пропитания. Они не выискивают корм возле контейнеров для мусора и в других окрестностях, он не слишком питательный и полезный. Поэтому, нужно оказывать птицам помощь.

Эта статья для неравнодушных. Прочитав ее, вы будете знать, как и чем можно помочь птицам в холодные времена.

Вам понадобятся:

Скворечник - надежный дом для птичек

Он может быть домом не только для скворцов, но для любых пернатых. Его нужно конструировать со съемной крышей и глухим днищем. Он должен иметь вытянутую к верху форму. Не забудьте о шестке для птицы и отверстии.

Для скворечника, который предполагается расположить на столбе или доме, желательно снабдить постройку специальными жердочками, чтобы пташки могли восседать на них. Если планируется разместить на стволе дерева, дополнительные перекладины не нужны, поскольку их роль будут выполнять ветки.

Типовые габариты скворечника:

  • Высота 20-40 см
  • Ширина 13-15 см
  • Отверстие 4-6 см

Съемная крыша в жилище для птичек нужна затем, чтобы была возможность почистить скворечник. Не все пернатые, поселившиеся в нем, убирают за собой. Такая чистоплотность свойственна лишь синицам, поползням, скворцам.

Для постройки скворечника предлагается использование дубовых или березовых досок. Дерево хвойных пород непригодно из-за значительного выделения смол.

  1. Птичий домик желательно делать из шероховатых досок, чтобы обитателям удобно было вылезать из него. В случае применения отшлифованного материала, рекомендуется изрезать его при помощи ножа или другого предмета хотя бы с внутренней стороны. Для сохранения тепла в скворечнике нужно применять толстые доски.
  2. Не желательно строить его из спрессованного или клееного дерева. Такое жилище не прослужит долго, к тому же оно будет токсичным. Фанерный скворечник не подойдет, потому что в нем невозможно сохранение тепла и проникновение звуков, что очень важно для птичек.

Набор материалов и инструментов для постройки скворечника:

  1. Доски;
  2. гвозди;
  3. карандаш;
  4. линейка;
  5. два деревянных бруска;
  6. стальная проволока;
  7. ножовка;
  8. стамеска;
  9. дрель;
  10. сверло;
  11. молоток;
  12. столярный клей.

Придерживайтесь мер безопасности, чтобы не повредиться острыми предметами. Аккуратно пользуйтесь клеем, его трудно . можете прочитать у нас.

Как делать

Заготавливание составляющих из дерева.

Берем доски, карандашом делаем разметки с размерами всех деталей, соблюдая определенные правила:

  • Для изготовления крыши требуется два элемента: один совпадает по размерам с днищем, другой имеет несколько большую длину для создания навеса;
  • Для изготовления дна вырезается квадрат с размером сторон – 13-15 см;
  • Крышу следует делать слегка покатой, поэтому передняя стенка должна быть выше, чем задняя. У боковых стен необходимо подрезать верх по наклонной;

Сделав все необходимые разметки, можно начинать выпиливать детали. Внимательно отнеситесь к изготовлению парных деталей, они должны быть одинаковых размеров.

В скворечнике всегда именно круглое отверстие, потому что такая форма имеет сходство с дуплом, в котором обычно в природе обитают пернатые. Делается оно на дистанции примерно 5 см от крыши.

Монтаж скворечника

Сначала скрепляем фронтальную часть домика с боковыми стенками. Проклеиваем их, потом фиксируем при помощи гвоздей. Таким образом прикрепляем днище. Последней крепим заднюю стенку. Детали следует подгонять плотно, чтобы не оставались щели.
Элементы крыши соединяем друг с другом. Чтобы ее можно было открыть, когда понадобится, прикрепляем крышу к скворечнику дверными шарнирами или резиной.

Размещение домика

Его можно прикрутить к избранному объекту при помощи проволоки или пригвоздить. Чтобы облегчить птицам выход, сооружение необходимо слегка наклонить вперед.

Главные принципы расположения:

  1. Проследите, чтобы рядом со скворечником не было больших веток, по которым могли бы взбираться коты.
  2. Домик должен быть развернут входным отверстием в ту сторону, откуда меньше всего дует ветер.
  3. Крепить скворечник лучше на высоте 10 м в городских условиях, не выше 5 м в сельской местности.

Кормушка для еды

Из пластиковых бутылок

Вам понадобится:

  • Пластиковый бутыль объемом 5 л;
  • Шнур обычный хозяйственный;
  • Изолента.
  1. В бутылке нужно вырезать четыре окошка, по одному с каждой стороны (хорошо, если найдете прямоугольную тару). Сделайте их достаточно большими, чтобы в кормушку одновременно могли попасть несколько пташек.
  2. Чтобы не травмировать пернатых, обклеиваем края окошек изолентой.
  3. Теперь делаем крепление, чтобы кормушка для птиц могла висеть, к примеру, на дереве. Если у бутыли есть ручка, нужно просто продеть под нее шнур и сделать петлю. Если бутыль без ручки, снимаем крышку, и с помощью раскаленного шила делаем в ней отверстие такого размера, чтобы мог пройти шнур, сложенный вдвое. Продеваем шнурок таким образом, чтобы сверху появилась петля, а под крышкой два свободных конца, которые нужно завязать узлом. Закручиваем крышку и кормушка готова.

Подобную можно сделать из пластиковых бутылок меньшего объема, но бутыль менее 1,5 л не годится.


Из пустых коробок

Принцип изготовления похож на предыдущий вариант.

  1. На сторонах коробки чертим наметки четырех окошек. С помощью маникюрных ножниц прокалываем картон в намеченных местах, далее используем обычные ножницы. Окошки готовы.
  2. Теперь вверху проделываем несколько дырочек, через которые пропускаем толстую нить.

Вот несколько идей, как можно сделать кормушку:

Какую еду класть в кормушку

Если в природных условиях пернатые питаются ягодами, насекомыми, неочищенным зерном, то человек их угощает пищей, содержащей сахар, соль, жир, дрожжи, которые негативно влияют на почки и печень птиц, вызывая авитаминоз, слабость, понос. Любое расстройство для птички зимой может быть смертельным.

Кормушку лучше наполнять той пищей, к которой пернатые привыкли и могут найти в природе. Им не подойдет еда с нашего стола. Но главное – не кормить, а подкармливать, чтобы птицы не разучились добывать себе пропитание.

Возьмите за правило наполнять кормушку один раз в день.

Зимние виды корма для птиц

  • Орехи без скорлупы, желуди, шишки.
  • Кукуруза, тыквенные семечки, а также арбузные и дынные.

Песок. Это важный элемент для пищеварительной системы птиц, а зимой его найти негде. Его нужно размещать в кормушке отдельно.

  • Яичная скорлупа, которую можно добавлять в песок.
  • Особый мел для пернатых, который продается в зоомагазинах.
  • Пшеница, овес, просо.
  • Яблоки, нарезанные кусочками.
  • Сушеные ягоды боярышника и рябины.
  • Семена сорной травы (крапива, репейник, чертополох, конопля, лебеда).
  • Семена таких деревьев, как вяз, клен, ясень.
  • Сырые семечки.

Несоленое сало или свежее мясо. Это еда для синичек-мясоедов.

Во многих промышленно развитых странах Европы под угрозой оказались даже достаточно многочисленные у нас и неприхотливые виды пернатых. Так, в Германии катастрофически снизилась численность вертишейки, варакушки, лугового чекана, черной и речной крачки, снеговой ласточки. Даже грач, и тот оказался в тяжелом положении. А обыкновенный пока еще у нас белый аист вообще на грани исчезновения. Многие из этих птиц уже наверняка остались бы лишь в книгах да зоопарках, если бы не своевременная помощь человека. Везде стали возникать общественные организации по охране животных. Они занимаются расселением редких видов там, где они уже исчезли, разведением животных в специальных питомниках и выпуском их в природу, практически ми мерами помощи животным, которые находятся под угрозой.

Каких успехов может достичь общественность в борьбе за сохранение богатства и разнообразия животного мира, может показать такой красноречивый пример. В Швейцарии в 1949 г. погиб последний белый аист. Так бы и осталась эта страна без прекрасных черно-белых птиц, если б не нашлись энтузиасты. Макс Блеш организовал группу орнитологов-любителей, которые и занялись возвращением птицы на его потерянную родину. Была создана целая сеть специальных станций, где аистов удерживали 4-5 лет до наступления половой зрелости, а потом выпускали в природу. Значительная часть селилась в окрестностях этих станций. В пригодных местах строились искусственные гнездовья. Новые гнезда, которых с каждым годом появлялось все больше, брались под строгую охрану. Люди желали, чтобы птицы вернулись к их жилищам, и аисты снова закружились над домами. Благодаря более чем тридцатилетней работа Макса Блеша и его друзей за будущее аистов в Швейцарии можно уже не волноваться.

Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц у нас является изменение среды их обитания. Те, которые не могут приспособиться к новым условиям, попадают в самое тяжелое положение. Вместе с остатками целинных степей почти исчезли степной орел, стрепет, кречетка, очень мало осталось дроф, степных журавлей. Вырубка старых лесов навредила в первую очередь большим птицам, которые устраивают свои гнезда на ветвях деревьев и в дуплах: дневным хищникам и совам, черному аисту, клинтуху и т.п. Осушение болот привело к значительному сокращению численности серого журавля. Когда-то он был широко распространен в лесостепи и даже в степи. Теперь же за пределами Полесья встречается очень редко. Для более многочисленных и менее ущемляемых птиц эти изменения не стали катастрофическими, но тоже имели негативное влияние. Везде в лесах проводятся санитарные рубки, изымается сухостой, расчищаются кустарниковые заросли и т.п. Из-за этого многим птицам, которые гнездятся в дуплах и зарослях, все труднее найти для себя жилище, уютное убежище, <кормушку> на ягодных кустах. Многочисленным видам пернатых изменение условий существования не угрожает исчезновением, но гнездится их меньше, чем могло бы. Наши леса и луга становятся беднее на разноголосое щебетание. Чаще случаются вспышки опасных вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем.

Эти неблагоприятные изменения возникли благодаря человеческой деятельности, человек же может в некоторой степени и исправить их. Многое зависит от нас с вами, дорогие юные читатели. Помощь пернатым - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. Прежде всего, это может быть постройка искусственных гнездовий, защита существующих мест гнездования, подкормка птиц и т.п.

Чуть ли не самый распространенный способ такой помощи птицам - искусственные гнездовья. Скворечники у нас стали развешивать еще много столетий назад. Нередко сельские мастера изготавливали их в виде человеческих фигур, домиков, украшали резными узорами. Такие гнездовья были настоящими произведе ниями искусства, сейчас их можно увидеть в некоторых музеях. С давних времен селяне на Украине привлекали к своим жилищам аистов, устанавливая на соломенных крышах старые колеса от телег. Эти народные традиции прошли через века. Во второй половине XIX столетия привлечение птиц становится на научную основу.

Что такое искусственное гнездовье? Это место, где находится гнездо птицы, изготовленное человеком для ее привлечения. Как правило, они имитируют природные места размещения гнезд: скворечники, синичники, дуплянки - дупла деревьев, полудуплян ки - различные ниши и пустоты в стволах, гнездовья для аистов - широкую основу для гнезда на сломанной верхушке дерева, строении. Устраивать искусственные гнездовья можно как с целью компенсации недостатка природных мест гнездования, так и для привлечения птиц в определенные места - к жилищам, на поля, на охраняемые территории. Можно и наоборот, при помощи гнездовий отвлекать птиц от гнездования в нежелательных местах, например, аистов на электрических столбах или памятниках. Как говорят ученые, это экологическая система управления поведением птиц.

Воробьиные птицы

Лучше всего разработаны и наиболее широко используются меры по привлечению мелких птиц-дуплогнездников. Нет необходимости рассказывать, как выглядит скворечник, ибо каждый его видел. Ученые проводили исследования численности скворцов в бывшем СССР путем анкетного опроса населения. Оказалось, что в сельской местности они занимали 22,5 миллиона скворечников! На 100 дворов на юге Европейской части страны приходилось в среднем 60 скворечни ков, а в Сибири - 91. Общая численность скворцов в Советском Союзе тогда оценивалась в 200 миллионов.

Простейший скворечник в развернутом виде.

Гнездовье из утиля для воробьев: слева - из цветочного горшка, справа - из обрезка водосточной трубы, внизу - из ящика.

Видно, какое важное значение для вида имеет развешивание искусственных гнездовий, если в них гнездится около десятой части всех птиц. Но скворец, как говорят ученые, вид пластичный, то есть может легко приспосабливаться к изменению условий проживания. Он устраивает гнезда и в дуплах, и в норках, и в щелях строений. А вот многие лесные птицы гнездятся только в дуплах, и если их не хватает, не могут выводить потомство. Поэтому так важно своевременное развешивание искусственных гнездовий в молодых лесных насаждениях. Интересно, что при их помощи можно даже <переселять> птиц на значительное расстояние. На биостанции Харьковского пединститута были проведены опыты по перемещению скворечников в глубь леса и из леса на поляну. Орнитологи предложили использовать приближение гнезд с птенцами к местам массового размножения вредителей леса для борьбы с ними.

Гнездовья для мелких птиц, которые устраивают гнезда в закрытых местах, можно разделить на два главных типа; такие, которые имитируют природное дупло - скворечник синичник, дуплянка, и различные пустоты в стволах, под корой, на строениях - полудуплянка, домики для стрижей, трясогузок и др.

Существует множество различных вариантов искусственных гнездовий для дуплогнездников. Некоторые наиболее распространен ные из них вы видите на рисунках. Конкретный вид домика зависит от возможностей, наличного материала и вашей фантазии. Мы не будем детально описывать каждое из гнездовий, остановимся лишь на некоторых общих принципах их построения и особенностях определенных видов птиц.

Кизячное гнездовье, форма для изготовления кизячного или саманного скворечника.


Синичник (а) и скворечник (б) из соломенных или камышовых матов (pазмеры в см).

Наилучший материал для гнездовья - деревянные доски. По толщине они должны быть не меньше 1,5 см, а лучше - 2-2,5 см, чтобы стенки домика хорошо удерживали тепло в холодную погоду.

При отсутствии больших досок гнездовье можно сделать и из тарного ящика, необходимо лишь плотно подгонять дощечки, чтобы не было щелей в стенках. Поверхность доски, которая пойдет внутрь, строгать нельзя ни в коем случае, потому что птицы вылезают из домика, цепляясь коготками за стенки жилища, кормят птенцов, повиснув на них. По гладкой же поверхности лапки скользят, и птицы избегают селиться в таких гнездовьях. Сколачивать домик необходимо так, чтобы не было щелей между стенками. Крышку лучше делать съемной для наблюдения и очистки гнездовья. Для этого к нижней части крышки прибивают втулку таких размеров как дно, на которой крышка будет держаться. Втулку можно делать и не сплошную, а из двух планок, размещенных либо параллельно возле противоположных стенок, либо под прямым углом возле соседних. Прибивая планки, необходимо разместить их так, чтобы крышка не смещалась туда-сюда. Желательно ее также прикрепить чем-нибудь к стенкам. Проще всего сделать это при помощи проволочных петель. Для этого сверху одной из боковых стенок и на соответствующем ребре крышки забиваются по два гвоздика. Их загибают, чтобы образовались ушки, и соединяют гибкой проволокой - медной или алюминиевой. Одна или две пары таких ушек делаются и на противоположной стороне. Дальше из плотной стальной проволоки делают крючки. Сверху их прикручивают к ушкам, а снизу загибают и вставляют в нижние ушки. Образуются своеобраз ные крючки, которые крепко удерживают крышку и легко открываются. Можно сделать и боковую стенку, которая открывается, но это сложнее, Да и труднее избежать щелей.

Домик, сделанный из свежих досок, будет висеть без капитального ремонта лет 10-15. Продлить его жизнь поможет покраска снаружи. Яркие цвета нежелательны, лучше красить в грязно-зеленый или буроватый цвет. Самих птиц яркая окраска может и не пугать, но в лесу такие гнездовья в первую очередь привлекут внимание различных хищников.

Содержание

Введение.

Наступила снежная и морозная зима. Некоторые птицы (перелетные) улетели в теплые края пережить холодное время года. А как же зимующие птицы? Как им согреться? Ведь у них нет теплого меха. Чем они зимой будут питаться? Ведь они не могут сами себе заготовить на зиму пищу, да и все покрыто толстым слоем снегом. Трудно птицам зимой. А люди - это первые помощники пернатым!

Цель данной работы - изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Для осуществления цели необходимо выполнить ряд задач:

    Узнать больше о птицах;

    Сделать кормушки;

    Привлечь больше людей к заботе о птицах

    Ухаживать и наблюдать за птицами;

Объект исследования: птицы нашего края (город Калуга).

Гипотеза: если каждый человек будет много знать о птицах нашего края, знать особенности их обитания, заботиться и охранять их, то:

    станем относиться не только к пернатым добрее и внимательнее, но и друг к другу;

Методы исследования:

    Сбор информации;

    Экскурсии;

    Обработка полученной информации;

    Наблюдение;

    Творческий процесс.

Этапы нашей работы:

    Собираем информацию;

    Делаем корму

    Наблюдаем и делаем выводы.

Глава 1. Узнаем о птицах

    1. Роль птиц в природе и жизни человека.

Птицы приносят большую пользу природе. Одна из задач пернатых - это уничтожение различных жучков и гусениц, которые наносят вред нашему урожаю и большинству деревьев. Зима в России очень морозная и снежная и эти вредители прячутся очень глубоко, и не все птицы могут их достать. Человеку птицы приносят много радости своим пением. Ведь весна начинается именно с пения пернатых. И чтобы не пришлось нам встречать весну без щебетания, мы должны помогать птицам.

Много рассказов написано про живой мир нашей природы такими писателями как Бианки Виталием Валентиновичем, Коваль Юрий Иосифович.

1.2 Людская забота.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и шиповника не хватает на всех. Многие птицы погибают от лютого холода и голода. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека, чтобы подкрепиться и не замерзнуть.

Также, хочется напомнить о парках и заповедниках. Там обитают не только дикие птицы наших краёв, но ещё домашние и экзотические виды.

Чтобы больше узнать, мы посетили Парк птиц «ВОРОБЬИ». Там можно увидеть действительно людскую заботу о пернатых и узнать много интересного.

Рисунок 1. В парке можно узнать - какие птицы занесены в КРАСНУЮ КНИГУ РОССИИ.

Они находятся под постоянным присмотром людей и их заботой. Специально созданные условия для жизни экзотических птиц поддерживаются на протяжении всего года. Это необходимо для того, чтобы в суровую зиму пернатые не погибли, а могли порадовать любознательных гостей заповедника.

Рисунок 3. Кеклик (каменная куропактка) обитает на территории от

Восточной Европы до Китая включительно. Селится она на каменистых

склонах, а гнездится на земле. Питается зелеными частями растений и

семенами.

А вот ещё!

Рисунок 4. Эму обитает в Австралии. Может питается сухой

травой, но предпочитает плоды, семена и насекомых. Это вторая

по величине птица после страуса.

Есть птицы, которые вьют гнезда, а есть те, которые селятся только в дуплах.

Рисунок 5. Скворечник в парке.

Многие птицы - синицы, скворцы, воробьи, малиновки, стрижи- живут в дуплянках. И этих дупел для всех не хватает! Весной, когда птицы возвращаются с теплых краев, люди помогают птицам устроить гнездо в городе- это скворечник.

Глава 2. Птичья столовая.

2.1. Делаем вместе.

В суровых условиях зимы подкормка птиц- основная людская забота! Для этого люди сооружают кормушки.

Кормушки всякие нужны,

Кормушки всякие важны!

При создании кормушки ВАЖНО учитывать, что для разных птиц необходимы разные кормушки! Это мы узнали из прочитанной литературы.

2.2 Меню для птиц.

Все птицы любят полакомиться! Мы изучили множество литературы о птицах и узнали, что семена арбуза, подсолнечника, дыни и тыквы, несолёное сало и размолотый арахис, свежее мясом, хлебные крошками, просо и овес – вот птичье лакомство зимой!

Ещё нам стало известно… ВАЖНО! Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Лесных птиц нельзя кормить чёрным хлебом. Также нельзя кормить пернатых зернами пшеницы, фасолью, горохом и сухим рисом.

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

    Во время подкормки не сорить.

    Очищать кормушку от снега.

    Подкармливать в одно и тоже время.

    Кормить регулярно - каждый день!

Если начал птиц кормит,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни- ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Также сама природа позаботилась о пернатых. К зиме на ветках деревьев и кустарников остаются плоды рябины, шиповника и калины, которые предпочитают снегири (Рисунок 17). Сосновыми или елевыми шишками питаются только клесты. Личинками насекомых в коре деревьев и веток любит полакомиться дятел. Семена репейника, крапивы, лебеды и щавеля, которые можно заранее заготовить в конце лета, очень любит практически все птицы.

Так что разнообразие у птиц может быть. Все зависит от нас!

Рисунок 17. Рябина в Парке птиц.

Глава 3. Наблюдаем.

Сделав кормушки и развесив их на разных территориях (у школы, в парке, у дома) мы увидели, что к разным кормушкам прилетают разные птицы. Некоторые любят «трудные» кормушки (маленькие), а некоторые и «легкие» (большие и открытые). Отобразили мы это в таблице 1 .

птица

кормушка

Синичка

«Трудные» кормушки- с глубоким дном, на леске или из гнущегося материала – из картонной коробки и из пластиковой бутылки.

Ворона

Основное питание находит и без кормушек- на земле. Но к кормушке подлетает из дощечек - более открытой.

Голубь

«Легкие» кормушки – из дощечек. Это видно как в парке, так и возле дома. Также на земле находит пищу.

Воробей

Подлетает к кормушке из пластиковой бутылки и из дощечек.

Снегирь

Встречается в парке у деревянной кормушки.

Таблица 1.

Также изучив литературу о птичьем меню, мы составили таблицу 2. В ней мы указали именно тот корм, который давали птицам.

птица

корм

Синичка

Семена подсолнечника, тыквы, сырое несоленое мясо, хлебные крошки.

Ворона

Ест все что увидит. Иногда отбрасывает пищу- видимо не «по зубам» ей.

Голубь

Хлебные крошки, овсяная крупа, геркулесовые хлопья, размолотый арахис.

Воробей

Сырое несоленое сало и мясо, размолотый арахис, хлебные крошки.

Снегирь

Кусочки яблок, рябина на ветке в парке, семена подсолнечника.

Таблица 2.

Ещё мы заметили, что в разную погоду, при разной температуре к кормушкам прилетает разное количество птиц. Мы наблюдали в течении одной с 25.01.16 по 31.01.16 недели за птицами у кормушек. Отобразили это в таблице 3.

Таблица 3.

Наша акция «Люди! Покормите птиц!» дала свои результаты (Рисунок 21).


Рисунок 21. Мамы с младшим поколением.

В школе ребята заинтересовались пернатыми. И в помощь птицам соорудили кормушки (Рисунок 22 и 23).

Рисунок 22. Новые кормушки для птиц!

Выводы.

Исследуя данный проект мы узнали много интересного о птицах, об их жизни в холодное время года. Посетили Парк птиц, узнали как ухаживают люди за птицами не нашего климата. Сделав кормушки и развесив их в разных местах мы увидели, что разным птицам удобны разные кормушки (Таблица 1 ). Например, для воробья, вороны, снегиря и голубя подойдут «легкие» кормушки- с открытыми стенками, чтобы легко добраться до корма. Им трудно залезать в раскачивающиеся и гнущиеся кормушки. А вот юрким и ловким синичкам подойдут «трудные»- с глубоким дном, на леске или из гнущегося материала. Да и с каждым днем к кормушкам птиц стало прилетать больше. Также заметили, что любимое лакомство для птиц- это хлебные крошки и семена подсолнечника (Таблица 2 ). Некоторые птицы, например, синички прилетают к тем кормушкам, где мы оставляли несоленое сало и мясо. А вот голуби и воробьи подлетают к ко всем кормушкам. В разную погоду прилетает к кормушкам разное количество птиц. Например, в сильный мороз при ясной погоде, прилетают больше птиц, чтобы подкрепиться и не замерзнуть. А вот, в погоду с ветром – меньше птиц (Таблица 3 ).

Проведя акция «Люди! Покормите птиц!» , мы увидели, что люди обращают внимание на яркие плакаты. Мамы объясняют детям- что это такое, рассказывают о птицах и заботе о них. Вместе с детьми подсыпают хлебные крошки в кормушки.

Проведя такое исследование, мы выяснили, что наша гипотеза подтверждается:

    меньше птиц погибают от морозов, если их постоянно подкармливать;

    люди бережнее относятся к природе и ко всему живому на Земле.

Список используемой литературы.

    Бианки В.В. Рассказы о птицах - «Мастера без топора», «Синичкин календарь» .

    Коваль Ю.И. Рассказ «Капитан клюквин».

    Малеев В. «Птицы России» - 2013;

    Алфимова Н. «Наши друзья - птицы» - Минводы 1993;

    Электронные ресурсы: , .

Если вы увидели травмированную дикую птицу, вам наверняка захочется ей помочь. Действовать в этой ситуации надо с большой осторожностью. Во-первых, чтобы не ранить птицу еще больше. Во-вторых, чтобы не пораниться самому. Ознакомьтесь с инструкцией, как ухаживать за раненным диким пернатым, которая станет для вас полезной в экстренной ситуации.

Как распознать, что дикой птице нужна ваша помощь?

  • Постарайтесь определить возраст пернатого. Понаблюдайте за птицей на расстоянии. Возможно, это птенец, выпавший из гнезда, или он просто учится летать. Если вы переживаете за судьбу птенца, верните его в гнездо или посадите на ветку дерева, чтобы другие животные не повредили ему;
  • Осмотрите птицу на наличие повреждений. Если у птицы кровотечение срочно отвезите ее к ветеринару, самостоятельно справиться с кровопотерей вам вряд ли удастся;
  • Убедитесь, что пичуга не может передвигаться самостоятельно. Отсутствие двигательной активности может свидетельствовать о травме или болезни пернатого;
  • Не спешите брать птичку в руки. Неприрученная напуганная птица может травмировать вас.

Как взять раненого пернатого в руки?

  • Подготовьте место. Возьмите деревянный ящик или картонную коробку подходящего размера, вырежьте отверстия для вентиляции, на дно положите старое полотенце;
  • Сделайте ящик или коробку теплыми. Налейте в пластиковую бутылку теплую воду, оберните ее салфеткой и положите в коробку;
  • Наденьте на руки плотные перчатки. Дикие пичуги могут оцарапать ваши руки. К тому же пернатые являются переносчиками различных заболеваний;
  • Накиньте на раненую птицу полотенце. Под полотенцем птица успокоится и вы спокойно сможете взять ее на руки;
  • Осторожно возьмите птичку на руки. Старайтесь не делать резких движений, чтобы не напугать раненого пернатого;
  • Аккуратно положите птицу в коробку и закройте ее. В закрытом пространстве раненая птица будет чувствовать себя спокойнее;
  • Тщательно вымойте руки;
  • Не кормите раненую птицу. Пока вы не узнаете породу пернатого, степень повреждения или заболевание, воздержитесь от того чтобы давать птице еду.

Как ухаживать за раненой дикой птицей?

  • Обратитесь к ветеринару. Специалист установит точный диагноз, окажет помощь раненной птице и даст вам рекомендации по ее уходу, исходя из породы, возраста, травмы или заболевания;
  • Решите дальнейшую судьбу раненого пернатого. У такой ситуации есть 5 решений:
    1. птица поправится и вы выпустите ее в природную среду обитания;
    2. пернатый поправится и вы оставите ее жить у себя дома;
    3. вы пристроите птичку в зоопарк;
    4. птица погибнет от травмы или заболевания;
    5. пернатого придется усыпить из-за критического состояния здоровья.
    ;
  • Если вы приняли решение оставить выздоровевшего пернатого у себя, соберите как можно больше информации об уходе и содержании породы.

МОУ «Розовская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока в 1-ом классе

DIV_ADBLOCK257">

ІІІ. Объявление темы урока.

(На фоне птичьего пения.) - Сегодня у нас необычный урок. На нем мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни из них живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Птицы – существа, которых мы знаем лучше других. И это не удивительно: их можно увидеть и услышать повсюду. Даже в большом городе и в деревне птицы живут рядом с нами, радуя своим красивым внешним видом и прекрасным пением. Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью.

ІV. Выявление отличительных признаков птиц.

Давайте вспомним отличительные признаки птиц. Проведем игру «Да – нет». Я перечисляю признаки животных, если этот признак характеризует птицу, вы хлопаете в ладоши. - Тело покрыто шерстью.- Тело покрыто перьями. - Есть зубы. - Есть клюв. - Крылья заменяют передние конечности. - Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. - Две пары ног. - Есть клыки. - Длинный пушистый хвост. - Перья на хвосте отличаются особой длиной. - Эти животные плавают, летают, издают звуки, бегают, зимуют с нами, улетают зимой в теплые края.

V. Беседа на основе уже имеющихся знаний ребят.

Ребята, а почему вы хлопали тогда, когда говорилось о том, что эти животные улетают от нас зимой в теплые края, и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами. (есть птицы, которые улетают в теплые края, и есть птицы, которые зимуют у нас)

Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Перелетные.

Назовите причины, по которым они улетают?

Дни становятся короче;

Остается мало кормов;

Становится очень холодно.

А как называют тех птиц, которым не страшны морозы?

Зимующие. Их еще называют оседлые.

VІ. Знакомство с новым словом. Постановка цели.

Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах. Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые изучают эту науку, называются орнитологами. Запомните, пожалуйста, это слово. Итак, мы с вами сегодня будем такими учёными – орнитологами: будем наблюдать за зимующими птицами, которые живут в нашем районе, прилетают к нашим кормушкам.

А вот и первая птица на горизонте появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку. Кстати, в названии этой птицы спряталось «снежное слово».

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

А за что птица получили такое название? (на доске висит картинка кормушки, к ней прикрепляем картинку снегиря). Дети заранее получили задание, подготовить небольшое сообщение о зимующих птицах.

VІІ. Сообщения ребят.

Ученик: «Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики».

Ученик: «В хрестоматии я прочитала интересный рассказ о том, как снегири разговаривают пятнышками. Если внимательно наблюдать за ними, то можно увидеть, как они необычно разговаривают. Когда снегири хотят перелететь с одного дерева на другое, дается сигнал: «Готовься к полету!». Сигналом служит белое пятнышко на пояснице у птичек, которое не увидишь, когда они просто сидят. Но перед тем как взлететь, эти пятна становятся хорошо видны, даже издалека. А чтобы их увидели все, снегири несколько раз поворачиваются в разные стороны».

Учитель: Народная примета гласит: «Снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет».

Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета. Вот бы и нам посмотреть! (имитация полета птицы).

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

А вот и следующий гость пожаловал. Звучит запись: стук дятла.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Ученик: «Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями, хвост, похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим».

А как еще называют дятла?

Санитаром леса.

Он лечит деревья, находит больное дерево и начинает искать в нем вредных насекомых.

Учитель: Действительно, дятел – полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Язык у птицы очень длинный: 10-15 см, покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых. Он может засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору.

Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица)

Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».

Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Дополнения учеников: Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками . В них птицы ночуют и укрываются от непогоды. Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого к ним отношения.

А эту птичку знают все.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых».

Учитель: Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

А это что за большая серая птица прилетела к кормушке? Она тоже любит зерно.

- «Вор она! Вор она!» - кричат ей люди вслед. Отсюда и – ворона.

Да, не повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете, ребята, нужно ли их считать ворами? Почему?

За горсточку зерна, похищенного у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Особенно интересно наблюдать за птицами в зимнем лесу. Глубокая зима. Снег метровым покровом нападал на почву и сравнял на ней ямки и канавки, бугорки и кочки. В густом лесу хлопья снега висят на стволах и пнях деревьев, пушистыми шапками опускаются с ветвей берез и тополей. Лес молчит. Проследите и прислушайтесь! Безмолвие леса только кажущееся. Временами в тишине слышится тихий щебет и легкие посвисты. Это стайки синиц, но здесь они не одни. Где – то слышен дробный стук дятла. На кустах рябины, калины кормятся стайки снегирей. Зимами эти птички образуют смешанные стаи, собираются они по нескольку видов вместе и так все сообща летают до наступления ранней весны. Физминутка.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.

И с дорожки – на плетень, тира-тира, тень-тень-тень!

Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке. А кормушка-то пустая?! Кто из вас хочет покормить птиц? Почему надо помогать птицам зимой?

Дело в том, что птицы могут иногда перенести больше холода, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. Какой корм будем подсыпать в кормушки? Подсказкой вам послужат картинки в учебнике на странице 38.

(составление «Меню для птичьей столовой»).

– Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей роще.

Вот в этот самый трудный час спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу, а то и манной каши…

И оживут бедняжки! По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья и пропоют, чирикая:

« Спасибо вам великое!».

А теперь внимательно посмотрите на разнообразие кормушек в учебнике. Оказывается, кормушки можно сделать из материала, который находится у нас под рукой. Это и пластмассовые бутылки, и пакеты из-под молочных продуктов. На уроках труда мы с вами сделаем посильные для нас кормушки для птиц.

У нас при школе открыт «Клуб помощи птицам ». Каждую суровую зиму ребята развешивают на деревьях простые и сложные кормушки из картона, с фанеры, молочных пакетов, пластмассовых бутылок, постоянно подкармливают птиц. Много налетает сюда синиц, дятлов и снегирей… Весной к прилету пернатых друзей развешивают скворечники, сажают деревья, кустарники, регулярно проводят субботники по очистке территорий. Я думаю, что мы с вами можем смело стать полноправными членами этого «Клуба» и будем оказывать посильную помощь в этом важном и благородном деле.

Многообразен мир птиц. И каждая – особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы прекрасны!

VІІІ. Релаксация. - А как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц. Каких птиц вы узнали?

Послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы. (стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Ребята, а я хочу раскрыть одну из «тайн» жизни птиц. Найдя крошку хлеба, воробьи начинают громко чирикать, созывая всю стаю. Люди долго не могли понять, почему воробей кричит о своей находке. Поведение воробьев на первый взгляд кажется неразумным. Но так уж повелось испокон веков. И возможно, поэтому они и существуют на земле. Птицам, как правило, очень трудно прокормиться. Аппетит у них огромный, а еды, особенно зимой, мало. От холода и голода из каждой сотни мелких птичек гибнет приблизительно девяносто. Возможно, их гибло бы и больше, если бы им не помогал «разговор о еде». Весь день птички шныряют в поисках еды. День зимний короткий. Но вот одной птичке повезло – нашла еду. Если она съест одна, остальным придется плохо. Но среди птиц нет «эгоистов». Нашла еду и сразу сообщает остальным. Ну, а если еды мало, она все равно позовет остальных, потому что птицы не могут сообразить, хватит тут еды или нет».

ІХ. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

Какие птицы остаются зимовать в наших краях?

Как люди помогают птицам зимой?

Почему они это делают?

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И, спасая их, мы спасаем самих себя.

На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир прекрасен!». Прочитав дополнительный материал в хрестоматии рассказ «Тайны рябинового пира», вы узнаете, почему рябину называют природной кладовой для птиц. На следующем уроке поговорим об этом. Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».



Справочники