Хочу открыть азс. Как открыть заправку? Что в себя включает франшиза

Автопаркам, имеющим большое количество подвижного состава, ежедневно приходится решать проблему, каким топливом, где заправлять технику и как при этом сэкономить. Централизованная заправка на обычных АЗС, пусть даже и по топливным картам, невыгодна: сговоры, хищения и недоливы в данном случае в порядке вещей. Это понимают все, тем не менее большинство крупных автохозяйств считают договор с топливными сетями решением оптимальным. «Много нестыковок получается. Например, уехал автопоезд из Центральной России в отдаленный регион, и даже на брендированных заправках по картам мы наблюдаем стабильный недолив, - рассказывает Кирилл Водин, заместитель генерального директора ООО «Транспортная компания «Веста». - В итоге нам даже пришлось из-за этого сменить топливную компанию, плюс организовать собственную АЗС на территории автопарка».

Можно ли организовать топливораздачу непосредственно на территории предприятия? До недавнего времени этот путь был весьма сложным. Для того чтобы построить собственную АЗС на территории автопарка и владеть этим объектом на законных основаниях, требовалось пройти множество инстанций, получить не один десяток страниц разрешительной документации. Позволить такое себе могли только крупные автокомбинаты.

Все изменилось в 2012 году, когда автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС. «В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой: если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 года», - рассказывает Юрий Колесников, генеральный директор объединения «Пензаспецавтомаш» (торговая марка Benza).

КОНТЕЙНЕРНЫЕ И МОДУЛЬНЫЕ АЗС

Сегодня на российском рынке множество изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковы. К ним относят контейнерные и мобильные АЗС, топливные и топливозаправочные модули. Модульная АЗС - это станция, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуара и разнесением топливораздаточной колонки (ТРК) и контейнера для хранения топлива. Контейнерная АЗС (КАЗС) отличается от модульной только тем, что ТРК размещена в контейнере для хранения топлива.

На самом деле, с точки зрения соответствия НПБ 111-98 абсолютно неважно как изделия называются, главное чтобы они были выполнены как единое изделие. «Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому, - говорит Юрий Колесников. - Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть - зашиваться в контейнер или оставаться с открытым резервуаром, нормы это не регламентируют».

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если автопредприятие устанавливает КАЗС для собственных нужд на своей территории и установка не требует капитального строительства, собственник не должен получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС. Во-первых, нужно выдержать расстояние до различных категорий объектов и подготовить площадку с зоной въезда и выезда и установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта. Во-вторых, требуется изготовить основание для АЗС в виде дорожной плиты определенных размеров и установить его. Наконец, в-третьих, назначить ответственных за выполнение противопожарных мероприятий.

Основные требования для размещения контейнерной заправки: 25 метров удаления от зданий и сооружений и чтобы под оборудованием не проходил водопровод

Кроме этого, нужно и выполнение специальных технических требований. Например, на КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа. Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в контейнер, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС.

Собственную традиционную АЗС может позволить себе разве что ГУП МО «Мострансавто»

Из других специфических требований к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС отметим необходимость выполнения резервуаров для хранения топлива двустенными. При этом общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

Очень важный момент - это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация Таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Кроме этого, нужны экологический и санитарный сертификаты. В случае если КАЗС устанавливается на опасном производственном объекте, могут потребоваться и иные разрешительные документы.

По документам и сертификатам это должна быть именно станция для раздачи, заправки топливом - единое изделие, а не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, отмечают эксперты. Иначе такого рода проект будет классифицироваться как склад горючего или как традиционная АЗС. Тогда предприятие обязано поставить эти объекты на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасное производство. Не решают вопрос законной эксплуатации заправки и так называемые мини-АЗС с одностенным резервуаром и одной ТРК. Их можно использовать только как мобильный передвижной резервуар, там, где необходимо заправлять технику, часто меняя место установки АЗС. Например, при сельскохозяйственных или дорожных работах.

Автоматическая раздача топлива водителям по смарт-картам возможна как опция

БЕЗ ОПЕРАТОРА

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт-картам или чип-ключам. «Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать в офис, - комментирует Светлана Быкова, начальник автоколонны ООО «Транспортная компания «Веста». - Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС».

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Электронасос со счетчиком учета в закрытом корпусе удобен для заправки техники в полевых условиях

Если говорить о полной автоматизации снабжения транспортных предприятий топливом, то следует упомянуть проект, который разработала компания «Волгаресурс». Схема включает в себя установку на предприятие автоматической мобильной топливозаправочной станции (АМТЗС), доставку топлива транспортом поставщика, проверку качества топлива на всех этапах в аккредитованной лаборатории, обслуживание единым центром управления, прозрачное ценообразование. Водителям, которые самостоятельно заправляют свои грузовики, выдаются топливные карты. Они могут быть как общими - обезличенными, так и именными. Примечательно, что топливные карты могут быть лимитированы по количеству отпускаемого горючего. Лимит устанавливает либо компания, предоставляющая услуги по заправке машин, либо непосредственно заказчик услуги - автоперевозчик. Доступа к горючему, кроме как через лимитированную топливную карту, нет. При этом АМТЗС может быть дополнительно оснащена терминалом, который выдает чек, прикрепляемый к путевому листу. Поскольку вся система полностью автоматизирована, то руководитель транспортной организации или ответственный человек из финансовой группы каждый день получает детализированный отчет о движении топлива в строго определенной форме. В сводке содержится информация о том, какая машина была заправлена, какое количество топлива было отпущено, в какое время была произведена заправка и так далее вплоть до фотографии водителя, который пользовался топливной картой. Данные из отчета бухгалтерия автопредприятия сверяет с внутренней документацией.

Основные требования для размещения АМТЗС: 25 метров удаления от зданий и сооружений, и чтобы под оборудованием не проходил водопровод. Основание должно быть выложено плитами, а для обеспечения безопасности должны присутствовать отбойники. Для подключения электрической мощности необходимо организовать подвод кабеля, рассчитанного на мощность не менее 10 кВт. Время нахождения автозаправочного модуля на территории заказчика регламентируется исключительно договором на аренду АМТЗС и покупку топлива. Стандартный срок изготовления и установки станции около 2,5 месяцев. Предварительно составив техническое задание, заказчик имеет возможность указать все необходимые ему опции. Например, при наличии смешанного парка техники поставщик может предложить емкости с разным количеством секций. По согласованию с заказчиком емкость может быть разбита на отсеки нужного объема. Например, в одном будет храниться дизельное топливо, в другом - бензин.

Может ли перевозчик заработать на автозаправочной станции, которая установлена на его территории? Да, такая возможность имеется. Например, недалеко друг от друга базируются две автоколонны. Если на территории одной из них имеется АМТЗС, то сосед может заправлять там свои машины по привлекательной цене, но при этом владелец АМТЗС будет иметь свою прибыль с реализации нефтепродуктов. При этом по невысокой цене топливом могут заправляться не только служебные автомобили, но и личные машины сотрудников, что сделает работодателя еще привлекательнее.

При такой схеме затраты перевозчика на установку оборудования близки к нулю, так как он приобретает услугу по заправке транспортных средств. При этом все операции по обслуживанию, ремонту оборудования, чистки емкости и так далее выполняет поставщик услуг. Вся ответственность за качество топлива также ложится на поставщика. Все, что платит транспортная компания, - это стоимость отпускаемого топлива. При этом расходы по оборудованию заложены в стоимость литра, и он дешевле, чем на сетевых АЗС. Единственный недостаток этого решения - долгосрочная привязка к одной топливной компании, а это устраивает не всех перевозчиков.

Розничный топливный рынок очень привлекательный, так как в России на одну АЗС приходится гораздо больше клиентов, чем в Европе, её маржинальный доход достигает 15-20%. Этот рынок интересен и тем, что, помимо вертикально интегрированных нефтяных компаний, на нём есть место и независимым участникам. Здесь мы рассмотрим вопрос о том, как открыть АЗС, что нужно для этого, какие документы, сколько стоит открыть и бизнес-план для неё.

Типы АЗС

Если вы решили заняться данным видом очень выгодного предпринимательства, то сначала вам нужно выбрать тип АЗС, а их два: КАЗС — контейнерного типа — и такие, где резервуары для хранения топлива располагаются под землей и на поверхности.

Во многих случаях КАЗС используются временно. Жесткие требования безопасности, выдвигаемые к ним, существенно увеличивают затраты на документацию и монтаж оборудования, поэтому розничная продажа ГСМ становится нерентабельной. Потому рассмотрим АЗС второго типа.

Согласование документации в среднем занимает от трех месяцев до полугода, строительство — полгода-год. Открытие бюджетной АЗС обойдется примерно в 12-15 млн, окупится она за 3-5 лет.

Бизнес-план

Представляем вам готовый пример бизнес-плана для строительства АЗС. Скачать вы его можете бесплатно.

Не забывайте о франчайзинге в данной сфере. Полезную информацию об этом вы можете прочитать в приведенных ссылках внизу статьи.

Тем более, что малые и средние предприниматели, занимающиеся торговлей автомобильного топлива, очень часто идут на покупку франшизы у крупной компании. А в некоторых регионах, где основную часть рынка занимает одна из крупных таких компаний, франчайзинг становится чуть ли не единственным способом выживания для независимых автозаправок.

Инструкция как открыть

Итак, вы решили начать свой бизнес в данной сфере, но не знаете о том, как открыть АЗС, что нужно для неё и какие документы. Разберем данный вопрос поэтапно.

Регистрация данного вида бизнеса

Лицензировать деятельность АЗС на данный момент не требуется.

Большую роль в достижении успеха на этом поприще играет выбор системы налогообложения открываемой АЗС. Почти все организации, работающие в этой отрасли, выбирают общую систему, предполагающую уплату НДС. Поставщики в большинстве случаев не заключают договора с предприятиями АЗС, работающими без НДС. Кроме того, как поставщики, так и корпоративные клиенты в первую очередь сотрудничают с «ООО» — при такой форме ведения хозяйственной деятельности решение возникающих в процессе сотрудничества юридических и финансовых вопросов происходит на более глубоком уровне.

Земельный участок под строительство автозаправки

Один из главных критериев успеха заключается в выборе земельного участка для строительства АЗС. Самыми оптимальными являются участки, расположенные вблизи автомобильной развязки, автостоянки или крупной автомагистрали. Немаловажной также является близость АЗС к населенным пунктам. Желательно размещать АЗС на территории, свободной от разрекламированных автозаправочных комплексов. Найти участок, который будет соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, достаточно трудно, однако хотя бы одно из них должно выполняться.

Не стоит забывать и о том, что АЗС должна иметь удобные подъезды. Их разметка, как и организация движения по самой АЗС, должна быть согласована с дорожными службами и органами ГИБДД.

Перед выбором проекта нужно проанализировать место, где будет расположена АЗС, чтобы определить необходимое количество и комплектацию топливораздаточных колонок (ТРК).

Документы

Подготовка документов для АЗС по оформлению земельного участка — процесс очень ответственный. Обязательным условием является выполнение всех требований к условиям размещения станции, ее проектированию и последующему строительству и организации территории АЗС. Решение этих вопросов лучше доверить специалистам.

В настоящее время большое количество организаций предлагают свои услуги по оформлению проектной документации, сдачи объекта в эксплуатацию, предоставлению необходимых бумаг и множеству других промежуточных вопросов. Прием всех необходимых документов для АЗС осуществляется на региональном уровне, поэтому требования по ним могут иметь существенные различия.

Требования

Основные требования для строительства АЗС разделяются на четыре группы:

  1. к размещению станции;
  2. к проектированию и строительству;
  3. к зданиям и сооружениям, а также оборудованию;
  4. санитарно-гигиенические и природоохранные.

АЗС относят к объектам повышенной опасности, а потому малейшее несоблюдение любого пункта может привести к проблемам, связанным с финансовыми, временными и моральными потерями.

Обязательно для изучения:

  • НПБ 111-98 — Требования пожарной безопасности к автозаправочным станциям

Оборудование, необходимое для АЗС

Рынок изобилует большим количеством отечественных и зарубежных моделей для АЗС, при выборе которых необходимо придерживаться оптимального соотношения цены и качества.

Почти все комплектующие, необходимые для ремонта и обслуживания ТРК, можно найти в специализированных магазинах. Минимальный набор оборудования АЗС, где с каждой колонки будет подаваться два вида топлива, включает в себя:

  • резервуар объемом 15м3 — для хранения и отпуска ГСМ — 4шт.;
  • резервуар объемом 15м3 — для перекачки топлива в случае аварии — 1шт.;
  • резервуар объемом 10м3 (возможно б/у) — для ливневой системы — 1шт.;
  • ТРК с 2 рукавами — 2шт.

Комплектация ТРК включает в себя пульты управления, запорную арматуру и кабеля, а на стоимость влияет модель и производитель.

Процесс отпуска топлива — от слива в резервуар до сдачи суточного отчета — полностью автоматизирован благодаря надежному программному обеспечению (ПО). Это снижает вероятность неприятностей на АЗС, вызванных человеческим фактором, до нуля. Установка такого оборудования занимает несколько часов.

Рабочий персонал

В первую очередь необходимо нанять следующих сотрудников:

  • начальника АЗС, контролирующего работу станции и операторов и обладающего абсолютными знаниями программного обеспечения;
  • ремонтника, ответственного за помещения и оборудование; желательно, чтобы он также разбирался в ПО;
  • операторов АЗС, ответственных за отпуск топлива, работу с выручкой, в т.ч. сдачу ее инкассаторам — 4 человека.

Обязательно нужно нанять на АЗС, которую вы решили открыть, электрика, которого можно оформить по договору. В первое время можно обойтись без заправщиков.

Полезные ссылки

  • Как я открывал заправку // KP.RU – история эксперимента журналиста «Комсомолки» Валерия Бутаева
  • Автозаправочное партнерство. Часть 1 . Часть 2 // BUYBRAND Inform – о франчайзинге в данной сфере

Принимая все расчеты, приведенные в данном бизнес-плане, учредитель берет на себя всю ответственность за их соблюдение.

Резюме проекта

Бизнес-план АЗС с расчетами направлен на практическую реализацию идеи открыть автозаправочную станцию с двухгодичным оборотом. При этом проект предусматривает решение следующих социальных и экономических задач:

  • Создание новых рабочих мест на открывающемся предприятии.
  • Удовлетворение спроса автомобилистов в обеспечении топливом и другими потребительскими товарами.
  • Извлечение прибыли.

Финансирование строительства автозаправочного комплекса осуществляется за счет средств банковского коммерческого кредита в сумме 45 млн рублей. Процентные выплаты и возврат займа начинаются с 1-го месяца с начала осуществления проекта. Это условие существенно упрощает понимание методики регулирования потоков финансовых средств и методики расчета дисконтирования.

Заемные вложения поступают от банка под процентную ставку в 17,5%. Предусматривается возможность пересмотра ставки в сторону уменьшения в соответствии с имеющимися тенденциями на банковском рынке финансовых услуг.

За время инвестирования общая величина начисленных процентов кредитору – 3 млн 066 тыс. рублей.

Сроки окупаемости:

  • От момента начала работы по проекту – не более 4 месяцев.
  • С учетом дисконтирования – 2 года.

Жизненный цикл проекта при существующих условиях хозяйствования и экономической ситуации в стране составляет 2 года. За это время общий экономический эффект от его осуществления составит 208 млн 339 тыс. 791,2 рубля.

Основные этапы

Приведенные в бизнес-плане сроки реализации проекта, а также иные сведения по его осуществлению являются актуальными и для форс-мажорных обстоятельств.

Краткий анализ рынка

Отечественный рынок автомобильного топлива находится на стадии постепенного насыщения. В таких условиях главным становится не столько его количественные характеристики, сколько качественные.

По мнению экспертов, открытие успешного бизнеса в данной отрасли возможно только при условии выстраивания вертикально интегрированной структуры: НПЗ – нефтебаза – АЗС. Доставка топлива непосредственно с нефтеперерабатывающих предприятий не всегда выгодна по причине удаленности НПЗ. Наиболее приемлемым вариантом является подписание договора с близлежащей нефтебазой о периодических поставках топлива в объемах, обеспечивающих непрерывную работу автозаправочного комплекса в соответствии с заявленным графиком.

В настоящее время, после кризисных явлений 2008-2010 годов, в стране активно ведется работа по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, что позволит насытить рынок высокооктановыми бензинами. К этому процессу подключены все крупнейшие нефтедобывающие компании России, что позволило за последние 5 лет увеличить выручку от реализации топлива на 30% и более, в зависимости от региона.

Таким образом, снабжение АЗС бензином и дизельным топливом больше не является фактором, сдерживающим развитие сети АЗС.

Резюме объекта

Количество автозаправочных станций, возводимых важнейшими игроками на рынке топлива, постоянно возрастает. Так, только «Газпромнефть» довела количество своих АЗС, возведенных в России и государствах СНГ, почти до полутора тысяч.

Автозаправочная станция представляет собой комплекс объектов, интегрированных в рамках единой хозяйствующей структуры, создаваемой с целью оказания услуг по заправке автомобилей топливом. Перечень категорий потребителей весьма широк, ими являются все автолюбители, работники служебного и общественного транспорта, одним словом – все автовладельцы.

Наиболее важными мероприятиями по созданию АЗС являются поиск места расположения автозаправочного комплекса, возведение объектов его инфраструктуры, подбор персонала.

Помимо собственно заправки, проект предусматривает строительство:

  • Магазина автозапчастей и автомобильных технических жидкостей.
  • Пункта мойки транспортных средств.
  • Пункта шиномонтажа.
  • Торгового объекта по реализации сопутствующих товаров и продуктов питания (на его площадях размещается помещение для работы кассиров-операторов АЗС).

Возводимые строения должны быть обеспечены современными инженерными системами, приточно-вытяжной вентиляцией, автоматизированными комплексами управления работой оборудования, электроснабжением, системами противопожарной защиты и сигнализации, кондиционирования и отопления.

Для бесперебойной работы АЗС необходимо обеспечить возможность получения и хранения непосредственно на объекте не менее 8 тонн нефтепродуктов для суточной реализации.

Особенности администрирования

Открыть в России АЗС – довольно хлопотное мероприятие с точки зрения администрирования бизнеса. Государством установлены жесткие нормы по возведению объектов и сложные процедуры согласования и получения разрешений. По этой причине в стране практически отсутствуют возможности по созданию контейнерной автозаправки, которая также может приносить ощутимую прибыль, особенно в условиях стесненных городских застроек. Действующие СНиПы позволяют строить объекты АЗС не ближе 30 метров от домов.

Администрирование создания АЗС включает в себя также необходимость получения разного рода разрешений и проведения множества согласований по отводу земельного участка, строительству объектов инфраструктуры, прокладки коммуникаций.

Подбор персонала

Кадры – одна из основных проблем, которую придется решать в процессе создания предприятия. Это особенно важно для АЗС, находящихся на удалении от населенных пунктов. В соответствии с установленными правилами, сотрудники АЗС должны иметь специальные сертификаты, свидетельствующие о профессиональной подготовке. Поэтому подбор персонала для станции осуществляется с условием проведения обучения сотрудников на специальных курсах, организуемых нефтеинспекцией.

Курс обучения должны проходить кассиры, заправщики и водители. В среднем стоимость таких курсов составляет около 2 000 рублей за одного работника. После окончания обучения производится сертификация специалистов.

Отбор кандидатов на трудоустройство осуществляется на конкурсной основе. Он будет также применяться и для сотрудников, представляющих иные области деятельности. Срок проведения конкурса – 1 месяц.

Фонд оплаты труда специалистов отражен в таблице расходов по проекту.

В некоторых случаях потребуется принять на работу охранников или заключить договор на охрану объекта с ЧОП. Стоит такая услуга в среднем:

  • 1500 руб. в месяц (при нахождении объекта вне населенного пункта).
  • 7500 руб. в месяц (при расположении АЗС в городе).

Количество операторов рассчитывается исходя из планируемых объемов реализации услуг и режимом работы предприятия.

Маркетинг и реклама

При увеличении числа АЗС число потенциальных потребителей топлива растет медленно. Это порождает все большую конкуренцию на рынке и, в свою очередь, требует все более значительных вложений в проведение эффективной маркетинговой и рекламной деятельности.

Для этого рассматриваемый бизнес-план предусматривает необходимость формирования у потребителей убеждения, что на данной станции можно приобрести топливо непосредственно от производителя. Затраты на рекламу направляются на проведение следующих мероприятий:

  • Публикация статей в специализированных и местных изданиях.
  • Разработка собственного сайта.
  • Реклама в местных средствах массовой информации.
  • Реклама на телевидении и радио.
  • Проведение акций и разработка специальных предложений отдельным категориям потребителей.

По мнению специалистов, услуга приобретает статус значимой, когда количество ее пользователей превышает 1% экономически активного населения. Таким образом, в рамках даже среднего по величине города АЗС вполне может стать прибыльным объектом и выполнять возложенные на нее функции.

Следует также учитывать, что среди некоторых слоев населения продолжает бытовать мнение о криминальном характере данного бизнеса. Поэтому все усилия в маркетинге следует направлять на создание позитивного имиджа предприятия и повышение качества обслуживания потребителей.

Перечень необходимого оборудования

Для эффективного выполнения своих задач и обеспечения бесперебойного функционирования заправки необходимо приобрести следующее оборудование:

  • Топливо- и газораздаточные колонки.
  • Комплекс оборудования для управления системами АЗС.
  • Систему измерения давления.
  • Модульный топливозаправочный пункт.
  • Автогазозаправочные станции (АГЗС).
  • Топливозаправщик на базе автомобиля КамАЗ с объемом цистерны 10,7 куб. м.

Точное количество единиц оборудования указано в таблице планируемых расходов по проекту.

Общая оснастка АЗС должна способствовать росту производительности оказания услуг, полностью соответствовать предъявляемым требованиям в области безопасности, содействовать повышению репутации предприятия и компенсировать вложения, предусмотренные данным бизнес-планом.

Финансовый план

Финансовый план работы предприятия рассчитан исходя из того, что в течение 2017 года розничные цены на различные виды моторного топлива в стране вырастут на 8-12% по сравнению с прошлым годом и достигнут уровня 41,5-43 рублей за литр.

Финансовый год для предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности начинается в январе. Основные виды налогообложения:

Наименование налога Используемая база для налогообложения Период уплаты Ставка
На величину прибыли Величина прибыли м-ц 20%
НДС Величина добавленной стоимости м-ц 18%
На имущество Сумма стоимости приобретенного имущества согласно графику 22%
Подходный ФОТ м-ц 13%
Социальные платежи ФОТ м-ц 34%

При имеющихся тенденциях на отечественном рынке автомобильного топлива прогнозируемая структура доходов выглядит следующим образом:

Период Услуги (реализация моторного топлива по видам) Количество Выручка
Аи-95 55 1 млн 385 тыс. 918 руб.
1-12 м-ц (инвестиционный период) Аи-92 291 6 млн 800 тыс. 320 руб.
1-12 м-ц (инвестиционный период) Аи-80 290 5 млн 914 тыс. 318 руб.
1-12 м-ц
(инвестиционный период)
ДТ 750 13 млн
634 тыс. 475 руб.
13 м-ц
(период функционирования)
Аи-95 60 1 млн 582 тыс. 560 руб.
Аи-92 380 9 млн 295 тыс. 104 руб.
13-24 м-ц (период функционирования) Аи-80 380 8 млн 111 тыс. 936 руб.
14-24 м-ц (период функционирования) ДТ 1100 20 млн 931 тыс. 680 руб.

Цена топлива за 1 литр принята на основе среднего показателя прогноза на 2017 год, который основан на:

  • Анализе спроса на конкретные виды топлива.
  • Усредненных данных о количестве предоставляемых услуг на АЗС.
  • Предоставлении услуг предприятиями АЗС.
  • Обобщенных данных о состоянии отечественного рынка услуг АЗС.

В расчетах принимается минимальная рентабельность услуг предприятия.

Потенциальные риски

Наиболее значимыми рисками в данном бизнесе являются:

  • Сложность администрирования проекта, особенно на стадии открытия предприятия.
  • Высокий уровень конкуренции.
  • Необходимость получения заемных средств в большом размере.
  • Изначально низкая квалификация персонала, необходимость обучения.

Выводы

Приведенный пример бизнес-плана АЗС показывает, что открытие автозаправочной станции является сверхприбыльным видом деятельности. Доходность предприятия во многом определяется высокой степенью потенциальных рисков объективного и субъективного характера. Перспективы развития бизнеса определяются местом расположения заправочного комплекса, уровнем автомобильного трафика, эффективным управлением предприятием и грамотной маркетинговой политикой.

На начальном этапе реализации проекта от учредителя потребуется значительная концентрация своего интеллектуального и психологического потенциала на решении сложных задач по организации предприятия.

Торговля топливом — достаточно прибыльный и перспективный бизнес, который при минимуме временных затрат приносит до 20% маржинального дохода. Бензин и солярка всегда будут покупаться, несмотря на кризисы и застой на рынке, поэтому АЗС — вполне интересное средство для заработка.

Общие понятия

Для начала немного вводной информации. Вложения в автозаправочную станцию достаточно крупные — их практически невозможно потянуть начинающему бизнесмену без опыта и стартового капитала.

Открытие АЗС может стать хорошим бизнесом или способом сохранения денег

Окупаемость одной автозаправочной станции, открытой в удачном месте, составляет примерно три года. С одной стороны неплохо, с другой — есть более интересные и рентабельные способы заработка. Чаще всего АЗС рассматривают как способ сохранения денег, а не их приумножения. Но если заняться данным бизнесом серьезно, то с одной заправки можно сделать целую сеть всего за 5-7 лет. АЗС — безрисковый вид бизнеса. Бензин у вас гарантировано купят, но для стабильного заработка необходимо хорошее место.

Виды заправок

Существует два типа заправочных станций:

  1. Наземные (контейнерные КАЗС).
  2. Стационарные (резервуары закопаны в землю).

Обычно контейнерные заправки используются как временные: для них необходимы специальные условия безопасности. Владельцы таких АЗС проходят в 2-3 раза больше экспертиз, к ним регулярно наведываются проверяющие, пожарные и прочие чиновники. Это делает продажу топлива нерентабельной. Поэтому если вы решили заниматься бизнесом по продаже топлива серьезно, то оборудуйте полноценную стационарную АЗС с подземными резервуарами.

Как зарегистрироваться

Для нормальной работы вам необходимо будет открыть ООО и зарегистрироваться в налоговой службе на общей системе как плательщику НДС. Это обязательное условие, поскольку 98 из 100 поставщиков топлива работает только с теми заправками, которые платят НДС. Можно открыть и ИП, но тогда вы лишитесь большой части корпоративных клиентов и различных компаний, поскольку они предпочитают работать именно с ООО, а не частниками. Это также откроет вам дорогу на тендерный рынок — подписанные контракты будут приносить вам серьезную постоянную прибыль.

Необходимо торговать несколькими видами топлива, чтобы увеличить количество клиентов

Выбираем землю

Самое сложное — найти подходящий участок. Он должен быть в месте, где проходит плотный автомобильный трафик. Это может быть крупная трасса, развязка, автобан, крупная заправка. В идеале участок должен располагаться в населенном пункте или на выезде из него.

Если вы не имеете опыта в опыте продажи топлива, то проведите независимую экспертизу, которая определит успешность сделанного выбора. Вам необходимо узнать, можно ли разместить на заданном участке объект дорожного сервиса — заправочную станцию.

Обратите внимание: к выбранному месту должны подходить удобные подъезды. Не стоит выбирать участок в 30-50 метрах от трассы — оборудование съезда съест достаточно много денег.

Какие разрешения нужны

После того как вы определились с формой деятельности, необходимо:

  1. Получить в налоговой службе коды ОКВЭД.
  2. Создать проектную документацию на АЗС. Правильнее будет заказать разработку проекта у профильной организации, если у вас нет соответствующего опыта.
  3. Согласовать созданный проект в Роспотребнадзоре.
  4. Разработать и согласовать положение о производственном контроле.
  5. Заключить договора с компанией, которая будет осуществлять вывоз ТБО с вашего объекта.
  6. Заключить договора на проведение периодической дератизации объекта.
  7. Передать пакет документов в экологическую службу и получить от них соответствующее разрешение.
  8. Получить разрешение на открытие в санэпидемстанции.
  9. Направить запрос в Минэнерго и оформить разрешение на хранение топлива.
  10. Подобрать персонал и провести аттестацию сотрудников.

Обратите внимание: все документы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями законодательства. Чтобы сэкономить время и нервы, лучше заказывать их у профильных фирм.

Лизинг поможет сэкономить до 80% от суммы вложений, но окупаться он будет намного дольше

Примечательно, что в различных регионах России требования к открытию заправочной станции разные, поэтому следует заранее обсудить со специалистами все вопросы.

Требования к АЗС

Все основные требования к заправке можно разделить на:

  1. Территориальные.
  2. Строительные.
  3. Природоохранные и санитарно-гигиенические.
  4. Технологические.

Следует понимать, что заправочные станции являются объектами повышенной опасности. К ним выдвигаются повышенные требования, а любые нарушения могут привести к трагедии. Поэтому обязательно изучите требования “Правила к технической эксплуатации АЗС” РД 153-39.2-080-01 и “Требования к пожарной безопасности АЗС” НБП 111-98.

Необходимое оборудование

Все закупленное оборудование должно отвечать соответствующим нормам и иметь сертификаты качества. Продажами оборудования для заправок занимается достаточно много компаний. Вы можете приобрести его или взять в лизинг.

Торговать необходимо минимум четырмя видами топлива: АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизтопливо. Можно расширить ассортимент на сорта Euro.

Вам понадобится:

  1. Резервуар для хранения каждого вида топлива 4 шт по 15 кубов.
  2. Запасной резервуар на 15 кубов для откачивания топлива при аварии.
  3. Бак объемом в 10 кубов для создания ливневки.
  4. Колонки для разлива топлива (минимум 2 штуки) с 2-3 рукавами.

В состав ТРК входит не только сама колонка, но и все необходимые кабеля, запорная арматура, пульты управления и др. Единственное, что вам еще понадобится — компьютер с программным обеспечением для контроля продаж.

ПО контролирует весь процесс от залива топлива в резервуары до его продажи водителям. Это позволяет избежать спорных ситуаций и проконтролировать своих сотрудников на предмет честности.

На первых порах можно обойтись и без заправщиков

Персонал

Рассматривая вопрос, сколько стоит открыть заправку, следует вплотную остановиться на проблеме персонала. Вам понадобится:

  1. Руководитель. На нем будет лежать вся ответственность за работу наемных сотрудников, вопросы контроля производственного процесса и техники безопасности. Он должен разбираться в ПО автостанции и решать любые вопросы.
  2. Минимум два оператора (лучше всего 4, работающих посменно). Они отвечают за разлив топлива в баки и сдачу выручки.
  3. Ремонтник-сторож. Этот человек будет следить за безопасностью в ночное время, убирать мусор, снег, проводить текущий ремонт здания, принимать топливо и пр.

Также можно нанять двоих заправщиков, что повысит привлекательность АЗС в глазах клиентов, но на первых порах можно обойтись и без них.

Рентабельность

Для того чтобы получить все необходимые документы на открытие, вам понадобится 4-6 месяцев (в зависимости от региона и выбранного участка). На строительные работы обычно тратится порядка 6 месяцев. Всего в полноценную заправку на 4 вида топлива, с современным зданием и колонками необходимо вложить порядка 12 миллионов рублей. Сумма немаленькая, но при правильной работе и рекламе она окупится за 3 года. Уже через 10-12 месяцев, найдя себе постоянных клиентов, вы сможете заняться постройкой второй АЗС за счет доходов, получаемых с первой. Одноклассники



Справочники