Что такое пинхол. Спичечный коробок в роли камеры. Принцип действия камеры-обскуры

Что такое пинхол фотография и что такое Всемирный день пинхол фотографии

Камера Киев 60 с пинхолом. 28.04.2013г. Музей Дом И.А. Гончарова

(Worldwide Pinhole Photography Day)? Про пинхол – чуть ниже, а сейчас немного о самих приверженцах этого способа фотосъемки и мотивах необычного явления. Некоторым может показаться, что просто наиболее экстравагантная часть фотографов решила как-то выделиться, отказавшись от современных технологий фотографирования, но это не так. У меня есть некоторые соображения по этому поводу.

В человеке глубоко заложено чувство стремления к природе. Мы время от времени с невероятной силой и изобретательностью стремимся вырваться из нашей повседневности, из наших каменных джунглей города к реке, озеру, в горы. Вернуться к первозданной природе, ощутить ее дыхание. Подставить свое лицо суровому морскому ветру, а не легкому дуновению кондиционера. Это общение освежает мысли, очищает душу.

Нечто подобное происходит с фотографами, когда они, отказавшись от современных «умных» камер, пытаются получить фотографию простейшими природными средствами.

Одно из таких средств представляет собой пинхол фотография. Собственно слово «pinhole» получилось из двух английских слов: pin – булавка, hole – отверстие. Камера для фотосъемки представляет собой светонепроницаемый контейнер (коробку, банку, спичечный коробок) с маленьким отверстием на одной из стенок и светочувствительным материалом внутри.

Для таких «фотокамер» характерна огромная глубина резкости, необычное изображение перспективы, длительная экспозиция. Вы становитесь избирательнее в выборе объекта съемки. Это заставляет Вас подходить к процессу фотографирования творчески, а также позволяет понять, что чувствовал фотограф на заре рождения фотографии.

Уже достаточно много лет существует Всемирный день пинхол фотографии. Это последнее воскресенье апреля. В 2013 году он прошел 28 числа. В фотоцентре «Белый формат» специально для этого дня были изготовлены пинхол камеры и пинхолы на обычные пленочные камеры. С этим необычным оборудованием фотографы вышли на улицы города и провели съемку. Пленки были обработаны в фотолаборатории фотоцентра «Белый формат». Там же выполнено сканирование для отправки на сайт, посвященный этому событию, а также отпечатаны фотографии.

Вот что получилось снять безлинзовыми фотоаппаратами:

Фото: 1 и 2 – Г. Иванов (Киев 60 с пинхолом), 3 – А. Лунев (самодельная камера с пинхолом), 4-7 – А.Дурнов (кадры 4 и 6 сделаны с помощью пинхол-камеры, сделанной из банки от растворимого кофе), 8 – Юлия, 9 и 10 – В.Павлинов, 11 и 12 – А. Слетков.

Еще пару слов о пинхол-камере, сделанной из банки. Мы привыкли, что объектив в фотоаппатах располагается перед пленкой так, чтобы свет падал на пленку под прямым углом. В камере, которой сняты кадры 4 и 6, пленка была расположена кольцом по окружности банки, а отверстие для экспонирования было сделано в дне банки. Так что световая ось этого “объектива” была параллельна пленке, что и дало такой неожиданный результат! Мне лично кадр 6, где снята колоннада внутри Ленинского Мемориала, очень понравился. А Вам? Напишите в комментариях.

Пинхол - это принцип получения изображения на плёнке или цифровом датчике без использования линз и стандартных объективов. Для проецирования изображения на датчик используется маленькое отверстие, расположенное перед ним. Диаметр отверстия не превышает 1мм. Чем меньше диаметр, тем чётче будет картинка. Получить чёткое изображение при помощи данной техники не получится, но на снимке вполне можно различать объекты и даже лица людей.

Если отверстие будет слишком большим, то в камеру будет проникать слишком много света и он будет рассеиваться по поверхности датчика изображения, создавая размытие.

Пинхол отлично подходит для создания креативных и необычных фотографий. Это отличный способ удивить своих друзей и зрителей. Сделать такой объектив для современной цифровой камеры очень просто, но об этом поговорим потом.

Первые камеры не имели привычных для нас объективов. Они базировались на технологии Пинхол. Первая фотография, о которой известно истории была сделана на пинхол-камеру в 1545 году. Её автор - астрономом Геммой Фрисиусом. С XIX века началось производство и повсеместное использование таких камер. В XX веке их заменили более продвинутые устройства с новым типом объектива. В 1960 году техника получения изображения пинхол снова начала становиться модной, но только в качестве креативного инструмента.

Как работает пинхол-камера

Через маленькое отверстие проходит небольшое количество света. Благодаря ровным краям рассеивание минимальное. Количество света небольшое, что позволяет использовать стандартные выдержки. Первоначально для получения снимков использовались специально сконструированные коробки, в передней части которых было отверстие, а у задней стенки устанавливался светочувствительный элемент. Из-за отсутствия фокусировочного элемента получить чёткое изображение невозможно, качество вполне нормальное для того, чтобы люди могли узнавать друг друга.

Размер отверстия и ровность краёв играет большую роль. Чем меньше отверстие, тем чётче изображение. С увеличением размера отверстия будет увеличиваться размытие. Так же ведёт себя диафрагма в современных объективах. Обычно размер отверстия составляет не больше 1 миллиметра. Не ровный край приведёт к неравномерному проникновению света и на снимке появятся искажения и неприятные размытия. Сейчас для изготовления пинхол-объективов используют лазер.

Пинхол-камера своими руками

Как было описано выше, конструкция камеры очень проста. Её можно сделать буквально из подручных материалов. Для корпуса можно использовать не прозрачную банку или коробку. Подойдёт даже коробок от спичек. Именно из него можно сделать амый удобный и качественный вариант камеры.

Спичечный коробок в роли камеры

Чтобы сделать камеру из спичечного коробка нужно совсем немного материалов:

  • Спичечный коробок
  • Картон
  • Изолента
  • Фольга
  • Нож или ножницы
  • Тонкая игла

На одной широкой стороне коробка делаем большое отверстие диаметром около 1см. Далее заклеиваем его фольгой. Именно фольга позволяет сделать маленькое отверстие с ровными краями. Для крепления фольги можно использовать любой способ: клей, скотч, изолента. Важно добиться максимально плотного прилегания фольги, чтобы вовнутрь не проникал свет. Используем тонкую иглу и самым кончиком протыкаем в середине небольшое отверстие. Диаметр не более 1мм. Желательно добиться диаметра 0,5мм.

Далее необходимо реализовать затвор. Он позволит начать и закончить экспонирование в определённый момент. Делаем простейшую заглушку из картона, которая будет плотно закрывать отверстие в фольге и легко сниматься и надеваться обратно.

Далее нам понадобится плёнка. Вырезаем из неё один кадр. Делаем это в тёмной комнате, чтобы она не засветилась. Помещаем плёнку в коробок и закрываем его. Края проклеиваем изолентой, чтобы сбоку не проникал свет. В камере будет только один кадр. После его создания придётся перезаряжать камеру.

Для создания кадра необходимо прочно закрепить нашу камеру на любой устойчивой поверхности. Затем открываем затвор и ждём некоторое время. Время экспонирования зависит от освещённости вокруг, размера отверстия и светочувствительности плёнки. Чаще всего на экспонирование уходит около 3-10 секунд. Придётс экспериментировать, подбирая оптимальное время.

Существует несколько приложений для смартфонов, облегчающих съёмку с камерами пинхол:

  • Pinhole Calculator
  • Пинхол камера калькулятор

Пинхол на цифровой камере

С плёнкой работать сложно, так как нужно соблюдать множество условий для получения качественного снимка, затем проявлять отработанные материалы и выполнять трудоёмкую печать или сканирование для переведения снимка в цифровой вид.

Если у вас есть цифровая камера со сменными объективами, то вы можете сделать пинхол-камеру, которая не будет иметь ни каких ограничений. Вы сможете создавать столько снимков, сколько захотите, менять настройки камеры и тут же видеть результат своей работы.

Корпус фотокамеры будет выступать в роли коробка, датчик в роли плёнки, затвор сохранит свою функциональность, а заглушку с маленьким отверстием нам придётся сделать самостоятельно.

Взяв плотный картон, мы делаем большое отверстие и наклеиваем фольгу, как в случае с коробком. Закрепить эту конструкцию можно в байонете камеры, если вы вырезали точного диаметра круг, который подойдёт для крепления.

Также можно пожертвовать крышкой байонета. Принцип изготовления тот же.

При создании пинхол-объектива можно изменять угол обзора, аналогично изменению фокусного расстояния на объективе. Чем больше вовнутрь корпуса будет утоплен наш объектив, тем шире угол обзора и, соответственно, чем больше объектив выступает вперёд, тем уже угол обзора.

Современные пинхол-камеры

В продаже можно найти необычные и интересные предложения. Различные маленькие мастерские предлагают камеры из дерева необычного вида. Они могут работать с целой, не обрезанной плёнкой, подобно плёночным камерам. Вы просто заряжаете плёнку и после каждого кадра перематываете её.

Также можно найти специальные крышки для байонетов с отверстиями различной величины. Компания Rising такую продукцию. В ассортименте есть крышки с отверстием, эквивалентным диафрагме от F/41 до F/222. Можно найти крышки как для зеркальных, так и беззеркальных камер.

Сегодня расскажем и покажем как сделать простую пинхол камеру из спичечной коробки. Это - самое простое, что можно сделать в домашних условиях. В этой статье процесс изготовления такой камеры расписан по шагам, так что трудностей возникнуть не должно...

Для этого вам понадобится:

Спичечный коробок!
- Новая 35-мм пленка. Подойдет пленка любой чувствительности, но рекомендуем пленку чувствительностью 100 или 200;
- Пустая катушка 35-мм пленки, с торчащим куском обработанной пленки (спросите в вашей местной фотолаборатории, у них этого добра много и они обычно их выбрасывают);
- Немного тонкого картона (коробка из под пленки прекрасно подойдет);
- Пустая жестяная банка;
- Черная изоляционная лента;
- Пластиковая спираль, или небольшой кусок тонкого, изогнутого пластика;
- Тонкая швейная игла или булавка;
- Ножницы;
- Острый нож, резак;
- Черный маркер.

Удалите внутреннюю часть лотка спичечного коробка. Отметьте квадрат размером 24mm точно в центре лотка. Если вы снимать на стандартный формат, то вырежьте прямоугольник размером 36мм х 24мм. Аккуратно вырежьте рамку острым ножом, следя за тем чтобы края оставались ровными. Имейте ввиду что любые острые углы и остатки волокон отпечатаются по краям каждой фотографии.

Для уменьшения внутреннего отражения в камере (бликов), закрасьте лоток маркером в черный цвет.

Попробуйте закрасить коробку также изнутри.

Точно в центре коробки, отметьте квадрат размером 6мм. Вырежьте эту площадь и края как можно более аккуратно, чтобы не осталось остатков волокна.

Вырежьте из куска алюминия, квадрат размером около 15мм. Положите алюминивый квадрат на кусочек толстого картона. Тонкой швейной иголкой или булавкой, плавно нажмите на центр алюминия. Медленно прокручивая иглу между пальцами, аккуратно проделайте дыру в металле. Не надавите слишком сильно, нужно сделать так чтобы игла пробила очень маленькое отверстие с чистыми и аккуратными краями.

Идеальный диаметр отверстия составляет около 0,2 мм. Меньше этого тоже допустимо, но больше 0,2 мм приведет к ухудшению резкости изображения.

Покрасьте внутреннюю сторону металлического квадрата также в черный цвет.

Поместите кусочек алюминия на коробке так, чтобы отверстие приходилось точно по центру квадратного отверстия в верхней части коробки.

Приклейте алюминий к коробке иcпользуя изоляционную ленту.

Делаем затвор. Вырезаем два куска тонкого картона, площадью около 32мм, и прямоугольник размером примерно 25 х 40 мм. В центре квадратного куска картона вырезаем квадрат площадью 6мм.

Приклейте кусочек ленты к прямоугольному картону, чтобы изолировать свет.

Поместите квадратный отрезок над отверстием и заклейте лентой с трех сторон, оставляя щель в верхней части, чтобы прямоугольный затвор мог свободно скользить.

Убедитесь в том, что затвор можно свободно сдвигать вниз.

Делаем кликер. Кликер нужен для того, чтобы знать насколько прокручивать пленку для следующего кадра. Вам нужен достаточно жесткий, упругий и изогнутый пластик. Отрежьте одну петлю из спирали.

Возьмите новую катушку пленки. Разместите кликер так, чтобы он свободно входил в перфорацию пленки.

Надежно заклейте катушку. Проверьте кликер, осторожно потянув немного пленки. Кликер должны плавно скользить по задней части пленки и издавать щелчок вовремя попадания в перфорацию пленки. Если этого не происходит то стоит удалить ленту и попробовать заного немного передвинув кликер.

Загружаем пленку. Во-первых стоит отрезать лидер от пленки.

Вытяните немного пленки и протяните его через спичечный коробок эмульсионной стороной (не блестящей) вверх.

Используя клейкую ленту соедините край пленки с краем пленки пустой катушки. Постарайтесь убедиться, что края стыкуются вместе и что пленка может легко переходить в пустую катушку. Убедитесь в прочности соединения.

Вставьте лоток обратно в коробку.

Соберите пленку в катушку так, чтобы края плотно прилегали к коробке. Убедитесь в том что, катушка и коробка прижаты наглухо и не видно пленки и зазоров.

Теперь следует сделать коробку светонепроницаемым.

Заклейте все края черной изолентой как показано на фотографиях. Обратите внимание на концы каждого из барабанов. Желательно наложить два слоя ленты.

Вот и все! Камера готова к использованию. Убедитесь, что затвор закрыт. Чтобы перемотать пленку (перейти на новый кадр), прокручивайте приемную катушку против часовой стрелки. Следите за щелчками. Сосчитайте 6 щелчков для каждой фотографии при использовании рамки 24мм и 8 щелчков при использовании размера кадра 36х24 мм. НЕ пытайтесь перемотать пленку обратно в катушку при вставленном кликере, можете порвать пленку.

Как снимать? Пинхол камера "Спичечный коробок" (Matchbox) имеет число диафрагмы равная f90. Нет необходимости в точном замере экспозиции. Можете использовать следующие параметры в качестве приблизительного ориентира при пленке ISO 100 или 200.

На улице солнечную погоду: 1 или 2 секунды
На улице в облачную погоду: 5 секунд
В помещении, нормальное освещение комнаты: 5 - 10 минут

Продолжает свою напряжённую работу. На этот раз мы расскажем о том, как сделать своими руками пинхол - простую фотокамеру без линз, где роль объектива играет небольшое отверстие в корпусе.

В сети существует бесчисленное количество инструкций, как сделать пинхол из банки, спичечного коробка и практически чего угодно. Изготовление такого пинхола, как правило, не отнимает много времени и сил, но служить он будет, скорее всего, недолго. Поэтому сразу оговоримся: мы выбрали более сложный и трудоёмкий способ и сделали многоразовый пинхол. Впрочем, как сделать первый, более доступный вариант, мы показали в конце статьи.

Оборудование

ШАГ № 1




Вырезаем необходимые детали для корпуса из пенокартона. Нужно использовать чёрный матовый пенокартон либо покрасить его чёрной акриловой краской, чтобы внутренние стенки пинхола не отражали свет.

ШАГ № 2




Склеиваем две части корпуса. Одна будет вставляться в другую, поэтому необходимо склеить всё точно, с минимальным количеством зазоров, чтобы одна часть входила в другую достаточно плотно.

ШАГ № 3



Из кусочка жести вырезаем квадрат, красим его чёрной акриловой краской, затем иголкой ровно посередине проделываем отверстие.

Внимание: за неимением достаточного количества времени мы не стали пользоваться программой, рассчитывающей размер отверстия относительно размеров корпуса камеры (она нужна для того, чтобы на плёнку попадало достаточное количество света), и решили положиться на случай. Вам же советуем воспользоваться.

ШАГ № 4



Тщательно, не оставляя просветов, приклеиваем пластину с внутренней стороны чёрной изолентой.

ШАГ № 5



К использованной катушке с помощью изоленты приклеиваем край плёнки и пробуем прокрутить катушку. Она должна прокручиваться без торможения и трения.

ШАГ № 6





Из оставшейся жести скручиваем трубочку и фиксируем её изолентой. Она будет выполнять роль рычажка для перемотки.

Внимание: изначально мы собирались использовать для этого обычные канцелярские скрепки, но они не прокручивали катушку и гнулись.

ШАГ № 7




Пинхол № 2

Второй пинхол мы сделали гораздо более лёгким способом, используя коробку от плёнки в качестве корпуса. Такой пинхол собирается гораздо быстрее, но по сути является одноразовым, в отличие от предыдущего, корпус которого может служить вам достаточно долго.



Пример снимка. Плёнка Ilford Pan 400

Фотограф: Саша Тихонов


Пинхол (от англ. pinhole), cтеноп — это простейший безлинзовый фотоаппарат, представляющий из себя коробку из светонепроницаемого материала с отверстием диаметра менее миллиметра. Практически это камера-обскура с плёнкой.

Принцип работы пинхола парадоксально прост и основан на законе прямолинейного распространения света. Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через крохотное отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на чувствительном к свету носителе. в качестве носителя может выступать обыкновенная фотопленка, фотобумага, и даже цифровая матрица. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет полученное изображение (размер отверстия фактически соответствует размеру пятна нерезкости на носителе). Однако при слишком маленьких отверстиях свет, согласно законам дифракции, будет огибать отверстие и резкость снова понизится. Оптимальный размер отверстия, в зависимости от размеров носителя - от миллиметра до нескольких десятков микрон. Исторически отверстие проделывалось тонкой иглой в металлической фольге (отсюда и название камеры: "pin" - острие, "hole" - отверстие). В современных пинхолах отверстие обычно прожигается лазером, что позволяет точно контролировать диаметр и получать абсолютно ровные края.

Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от отверстия, дает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Поэтому для пинхола формально не существует фокусного расстояния - фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием. Более того, носитель не обязан быть плоским - он может быть цилиндрическим, сферическим, и т.п. Вогнутый в сторону от отверстия носитель даже обладает преимуществом - уменьшается падение освещенности по краям кадра, так как свет в этом случае проходит одинаковое расстояние и до центра и до края кадра. Чтобы привязать параметры изображения пинхола к параметрам обычных линзовых камер, за фокусное расстояние обычно принимается расстояние от отверстия до носителя. Т.е пинхол с расстоянием до носителя 50 мм и размером носителя 6x6 см будет формировать изображение с примерно такими же перспективой и углом обзора, как широкоугольный 50мм объектив на среднеформатной камере. Простым удалением или приближением носителя изображения к отверстию можно получить сверхширокоугольную камеру, можно - "штатник", а можно и "телеобъектив".

Техническая простота пинхола дает простор для экспериментов по самостоятельному конструированию камер из самых неожиданных материалов. Известны пинхол-камеры, созданные из банок от пепси-колы, кассет от 35-миллиметровой пленки, обувных коробок, бочек, холодильников, фургонов… Поскольку никаких технических ограничений на размер камеры не существует, пинхол может занимать целую комнату. В одной стене комнаты создается отверстие, на противоположную стену проецируется изображение. Такие гигантские камеры неоднократно создавались в ходе художественных выставок, будучи одновременно и средством фиксации изображения, и арт-инсталляцией и наглядным пособием. Зрители могли находиться как снаружи такой камеры, так и заходить внутрь нее. Для проявки изображений размером 2x32 метра, созданного одной из таких невероятных камер на рулоне фотобумаги (Simon Read, Roundhouse, London, конец семидесятых), была создана специальная бригада рабочих, вооруженная ведрами с проявителем и губками!
Изображение, формируемое пинхолом, обладает уникальными особенностями, отличающими его от линзовых камер. Первая, из них, наиболее бросающаяся в глаза - отсутсвие понятия "глубина резкости". Как уже упоминалось выше, пинхол дает сфокусированное изображение на любом расстоянии от отверстия. Но это правило распространяется не только на изображение за отверстием, на и на изображение перед ним. Объекты, расположенные в нескольких сантиметрах от пинхола и объекты на линии горизонта будут переданы одинаково резко! Эта особенность открывает перед фотографом совершенно неожиданные творческие возможности, недоступные для линзовых камер. Понятия "далеко" и "близко" исчезают, сливаясь в одну цельную картину. Больше нет разделения по планам, муравей под ногами и дерево на вершине горы живут в кадре на равных правах. Такое изображение с бесконечной глубиной резкости соответствует тому, как мы смотрим на мир глазами, постоянно перефокусироваясь на объекте внимания.

Другая особенность пинхола - отсутствие каких бы то ни было искажений. Хроматические и сферические аберрации, астигматизм, все эти болезни линзовых камер, с которыми уже второе столетие борются конструкторы, пинхолу просто не присущи. Да, как это ни парадоксально, для получения совершенного изображения не нужны ни десятки оптических элементов, ни стекла с аномальным рассеянием, ни асферические линзы. Надо всего лишь... упростить конструкцию до абсолютного минимума. Особенно ярко эта особенность проявляется при съемке сверширокоугольным пинхолом. Можно получить неискаженное изображение с охватом, который достижим только для "фишай" объективов.

Последняя, но визуально самая важная особенность - рисунок изображения. Говорить о рисунке изображения пинхола не совсем правильно, поскольку пинхол передает реальность как она есть, не привнося ничего от себя. Любые, даже самые совершенные объективы, искажают реальность, преломляя ее через многочисленные линзы. Объектив активно "рисует" изображение, делая его таким, каким хотел конструктор, привнося в результат собственное "Я". Пинхол просто отсекает лишние рассеянные лучи, никак не вмешиваясь в формирование изображения. Пинхол дает настоящую, истинную картину мира, какой ее наверное видит только сам Творец...
Изображение, формируемое пинхолом, не похоже на рисунок ни одного из современных объективов. Если попытаться отыскать аналогии, то ближе всего к пинхолу окажется рисунок монокля, еще одного образца оптической простоты. Рисунок пинхола такой же мягкий, но более строгий, без того буйства светов, которым славится монокль. У пинхола получается как бы немного отстраненное изображение, лишенное излишней конкретики и бьющей по глазам резкости современной оптики. Примерно таким же мы видим изображения в наших воспоминаниях, поэтому рисунок пинхола у многих подсознательно ассоциируется c понятием "вечность".
Техника съемки пинхолом сильно отличается от техники съемки современными камерами. Всей своей сущностью он противостоит методике "увидел, нащелкал, и пошел дальше", так распространившейся после появления цифровых камер. Через крохотное отверстие не может пройти много света. У пинхола очень маленькое эквивалентное значение диафрагмы. На практике это означает, что с выдержками короче секунды придется попрощаться раз и навсегда. Отсюда - непременное использование штатива, съемка с рук даже не обсуждается. В пасмурные дни или вечером выдержка может доходить до получаса и больше. Съемки в вечернее время требую особого внимания, поскольку за время экспозиции освещенность может упасть в несколько раз. Можно попасть в ситуацию, когда затвор надо открыть днем, а закрыть уже ночью, это надо учитывать при расчете экспозиции. Движущиеся люди и машины при таких выдержках совершенно не мешают, их просто не будет видно. При съемке в условиях искусственного освещения можно открывать затвор, оставлять свет включенным и идти спать. К рассвету кадр будет проэкспонирован.
Взаимоотношения пинхола и времени вообще очень интересны. Человек визуально воспринимает мир короткими отрезками, в течение которых удерживается взгляд на одном объекте. Пинхол никуда не переводит взгляд и честно фиксирует все, что происходило в кадре за время экспозиции. Более того, события накапливаться в кадре и суммируются друг с другом. На пинхол-фотографиях можно увидеть как плывут облака, как поворачиваются вслед за солнцем растения, как движутся звезды на небе. Перед фотографом открывается новое неисследованное измерение, совершенно не замечаемое в обычной жизни - измерение времени. Время становится осязаемым, оно начинает жить в каждой фотографии. Это не те доли секунд, которые обычно эксплуатируются при спортивных съемках или съемках с проводкой. Работая с пинхолом, фотограф имеет дело с настоящим временем, с минутами и часами, переходящими в вечность.

Пинхол как инструмент познания мира.
В ускоряющемся современном мире у фотографа остается все меньше возможностей для диалога с объектом съемки. Цифровые камеры дарят оперативность и технические преимущества, одновременно отодвигая объект все дальше от фотографа. Фотограф часто смотрит уже не на оптическое изображение объекта, а обработанную и пикселизированную его копию. Процесс съемки сводится к выбору той или иной встроенной возможности камеры и ее механистической активации, взаимодействие с объектом вне рамок интерфейса камеры практически исключено. Таинство, волшебство фотографии исчезают, исчезают и связанные с ними удивительные открытия и творческие прозрения. Работа с пинхолом позволяет вернуться к истокам фотографии, временам прямых и честных взаимоотношений фотографа с реальностью. Пинхол, с его правдивой и неспешной фиксацией изображения, убирает барьеры между фотографом и объектом съемки и заставляет поддерживать тесный, даже немного мистический контакт с действительностью. С пинхолом фотограф остается практически один на один с Творцом, между ним и окружающим миром нет ничего лишнего, ни линз, ни видоискателей, ни сложной механики, ни интеллектуальной электроники. В руках фотографа только заслонка затвора и рукоятка перемотки пленки. Так мало и одновременно так много...

И ещё очень полезный и познавательный



Справочники