Время возрождать флот. VI. Перевозка животных. Понятие международных речных перевозок

Перевозка пассажиров морским транспортом регулируется Кодексом торгового мореплавания Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 г. N 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Ст. 177 КТМ устанавливает, что по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.

Как видно, определение понятия договора перевозки пассажира, по сути, повторяет правило ч. 1 ст. 786 ГК. Почти полное текстуальное совпадение ч. 1 ст. 177 КТМ и ч. 1 ст. 786 ГК означает, что основные права и обязанности сторон по договору морской перевозки пассажира аналогичны правам и обязанностям сторон при перевозке пассажира другими видами транспорта. Наличие в названных случаях общих черт и большого сходства договоров не исключает известной специфики, присущей пассажирской перевозке морем.

Г.Г. Иванов справедливо отмечает, что «при современном уровне развития транспортной сети деловые и бытовые перевозки эффективнее (с точки зрения скорости) совершать воздушным, железнодорожным либо автомобильным транспортом. Морские суда все чаще используются для выполнения туристических, прогулочных рейсов и превращения в «плавучий отель», выполняющий наряду с транспортной, имеющей целью перемещение пассажира из одного порта в другой, также круизную функцию. Морские пассажирские суда нередко чередуют морские переходы с длительными стоянками в портовых пунктах. Услуги по транспортировке пассажира дополняются экскурсиями, культурно - развлекательными мероприятиями, предоставлением бытового обслуживания и повышенным сервисом мест проживания и развлечений на судне». Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г. Иванова. - М.: Спарк, 2000. С. 219.

Субъектный состав договора морской перевозки пассажира представлен перевозчиком и пассажиром.

Термином «перевозчик» обозначается любое морское пароходство или порт, которым или от имени которого заключен договор перевозки. В роли перевозчика может также выступать как собственник судна, так и фрахтователь, арендующий судно с экипажем (тайм - чартерный владелец) или без экипажа (бербоут - чартер).

В договоре морской перевозки пассажира проводятся различия между перевозчиком и фактическим перевозчиком. Фактический перевозчик - иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет перевозку пассажира или ее часть (ч. 2 ст. 177 КТМ).

В отличие от железнодорожного транспорта, перевозки на котором выполняются государственным публичным перевозчиком, на морском транспорте перевозки осуществляются перевозчиками различных организационно - правовых форм.

Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется перевозка перевозчиком или фактическим перевозчиком. Из приведенного в п. 2 ст. 177 КТМ правила следует, по крайней мере, два признака, характерные для перевозчика:

1) он должен быть обозначен в качестве стороны в документе, оформляющем отношения по перевозке,

2) осуществлять перевозку на судне, принадлежащем ему на определенном правовом титуле (праве собственности, праве хозяйственного ведения) с использованием услуг экипажа.

Если судно не выбывает из владения собственника (иного законного владельца) так, как это происходит при тайм - чартерном фрахтовании, наряду с перевозчиком, указанным в перевозочном документе, пассажир может находиться в отношениях и с фактическим перевозчиком, фактически осуществляющим перевозку на всем пути следования или на каком-то его отрезке. Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

Пассажир - это лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в качестве такового в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд.

Круизные перевозки производятся обычно на судах, арендованных туристическими организациями на условиях, согласованных перевозчиком с туристической фирмой. Проезд участников круиза в этих случаях осуществляется по туристическим путевкам; находящееся на борту судна лицо может именоваться пассажиром, туристом, экскурсантом. Туристы и экскурсанты совершают экскурсии по линии туристско - экскурсионных организаций, пользуясь услугами которых, они вступают в отношения по перевозке с морским перевозчиком. Если туристско - экскурсионная организация оформляет отношения с перевозчиком от собственного имени, то для туриста и экскурсанта морской перевозчик может оказаться фактическим, а не договорным перевозчиком. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г. Иванова. - М.: Спарк, 2000. С. 220.

Пассажир обязан соблюдать порядок, действующий на морском транспорте, правила пользования судами и пассажирскими помещениями и бережно относиться к имуществу морского транспорта. Ущерб, нанесенный имуществу морского транспорта по вине пассажира, должен быть возмещен. Пассажир, если его поведение на судне угрожает безопасности других пассажиров (туристов), экипажу, судовладельцу, имуществу и судну, может быть высажен в ближайшем порту захода судна без выплаты ему разницы в стоимости билета от места высадки до конечного порта, указанного в билете.

Основной обязанностью перевозчика является обязанность доставить пассажира и сданный им багаж в пункт назначения.

Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на судне. В случае непредоставления пассажиру места указанной в билете категории пассажир вправе по своему выбору либо отказаться от поездки и считать договор несостоявшимся, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом. При помещении пассажира с его согласия на нижеоплачиваемое место составляется акт, в соответствии с которым пассажиру должна быть выплачена разница в стоимости проезда.

КТМ в ст. 184 устанавливает обстоятельства, при которых перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;

2) блокада пункта отправления или пункта назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) гибель судна или его захват;

6) признание судна непригодным к плаванию.

В таких случаях при отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса - их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

Перевозчик должен обеспечить соблюдение объявленного расписания и заходы в указанные пункты в определенные сроки. В тех случаях, когда опоздание прихода судна в пункт пересадки повлечет за собой перерыв в поездке транзитного пассажира, срок годности билета должен быть продлен на все время его задержки до предоставления ему возможности продлить поездку.

Таковы общие нормы, предусмотренные в отношении договора перевозки пассажиров морским транспортом. В основном они используются при перевозке пассажиров на туристических судах, споры по таким делам редки в судебной практике.

Средства морских перевозок можно классифицировать следующим образом:

Пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания – в пределах прибрежных территориальных вод государства

Пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами различных государств или между портами одного государства

Пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий

Круизные суда, совершающие 5-15-дневные и более продолжительные рейсы с заходом в несколько портов различных государств и с кратковременной (1-2 дня) стоянкой

Паромы, совершающие регулярные грузопассажирские перевозки

Суда для перевозки специальных категорий пассажиров (паломников). Их оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями

Высокоскоростные суда для пассажирских паромных перевозок – на воздушной подушке, катамараны, суда на подводных крыльях

Парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные; яхты (парусные, парусно-моторные и др. типов)

Круизеры и моторные лодки всех типов

Специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном, и туристские подводные лодки

Морские плавучие отели (ботели).

Линейные перевозки

Исходя из наличия платежеспособного спроса на пассажирские перевозки судоходные компании на наиболее оживленных трассах организуют регулярные рейсы морских пассажирских судов между портами в различных морских бассейнах. Регулярные морские перевозки осуществляются:

Между портами, расположенными на берегах одного континента в случаях, если нет наземных путей сообщения или таковые не эффективны

Для сообщения между портами территорий, разделенных водными пространствами, при отсутствии наземных (подземных) путей сообщения и при условиях невозможности или нерациональности использования воздушных средств сообщения (для островных государств, государств архипелагов и др)



Услугами линейных перевозок пользуются индивидуальные путешественники, например, следующие в путешествие с личными автомобилями, лица, следующие с большим количеством багажа, значительно реже туристские группы. Следуя цели перевозки, а не организации отдыха, на этих судах значительно реже уделяется внимание развлекательности путешествия, хотя такие программы могут иметь место.

Суда линейных перевозок следуют по сезонному расписанию, билеты бронируются и продаются заранее. В настоящее время большая часть пассажиро- и грузопотоков на таких маршрутах приходится на паромные перевозки.

Грузовые перевозки превышают пассажирские. Любое грузовое судно может перевозить до 12 пассажиров, не включенных в судовую роль. Такого рода услуги предлагаются в любом порту и удобны для определенной категории путешественников (когда регулярное пассажирское сообщение в порт назначения отсутствует). В данном случае комфорт меньший и развлечения отсутствуют, но стоимость адекватно снижается.

Круизный туризм

Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рынке в начале 70-х годов и продолжает развиваться в настоящее время.

Маршруты круизов проходят по всем возможным приморским местам. Существуют круизы, которые подойдут любым запросам, практически с любой продолжительностью путешествия.

Круизные корабли имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80-90% заполнения корабля.

Начальная стадия организации круизной деятельности – заключение специального договора – фрахт-контракта между туроператором и владельцем судна. Приложения к договору: - расписание движения судна, которое будет зависеть от правильно составленного маршрута и очередности захода в порт для посещения достопримечательностей, экскурсионных объектов

План-карта судна – практически паспорт любого судна, которое определяет общее количество мест, расположение и комфортабельность кают на судне (душ, ванна, наличие санузла, раковины). Основной документ, по которому производят расчеты итогового коэффициента комфортности.

Все маршруты круизов предлагают гибкие цены, скидки. Цену круиза устанавливают 4 основных фактора: продолжительность круиза, сезон, расположение и размер каюты, тип корабля.

Туристы размещаются в каютах:

Полулюкс

Одноместных

Двухместных и т.д.

Важными факторами комфорта являются:

Количество мест в каюте (вместимость)

Расположение мест (1-2-х ярусные)

Размещение кают по длине судна (нос, середина, корма) и по высоте судна (надстройка, корпус, главная палуба)

Кубатура, площадь, форма каюты

Вид освещения (искусственное, естественное)

Санитарные условия (умывальник, душ, туалет – где расположены)

Расчет платы за аренду

Договоры с поставщиками (принимающее бюро, страхование0

Составление программы обслуживания – особое внимание (каждая минута должна быть заполнена, учесть технологические особенности – подбор и разработка путевой и экскурсионной информации)

Подбор, подготовка дирекции круиза

Каналы распространения: раньше билеты на круизы продавали круизные компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические агентства.

Круиз – уникальный продукт, который сочетает транспортировку и программу.

Программа круиза содержит 4 главных элемента:

Еда, деятельность, спорт и т. д.; развлечения; время на берегу.

Важная особенность круизных судов – большое количество обслуживающего персонала. На многих судах приходится один служащий на двух пассажиров, т.е. соотношение ½. Две основные категории служащих на борту – команда корабля, отвечающая за действия корабля, и персонал отеля – их обязанности похожи на обязанности персонала курортного отеля. Также имеется директор круиза, который организует и контролирует общественные мероприятия и отдых пассажиров. Каждый корабль, если на борту больше 12 пассажиров, должен иметь доктора.

Круизное судно служит местом отдыха и развлечения пассажиров. Для них предусмотрено огромное количество палубных пространств для отдыха, фитнес-центры, салоны, библиотеки, игровые залы, рестораны, бары, плавательные бассейны, концертные площадки, дискотеки, все, вплоть до игры в гольф. А также предусмотрены детские игровые комнаты, пошивочные, различные салоны, магазина duty-free, специальные бюро, где пассажиры могут обменять валюту, заказать такси, экскурсию, получить кредитную карту для обслуживания на судне.

Круизные пассажиры туристами не считаются. Они пользуются возможностью статуса транзитных посетителей и без визы находятся на берегу не более 72 часов.

Услуги наземного обслуживания:

Обзорные автобусные экскурсии по туристским центрам

Автобусные экскурсии по побережью и во внутренние районы

Местные водные экскурсии вдоль побережья

Траснфер в аэропорт или к терминалу другого средства передвижения

Бронирование проката автомашин

Заказ билетов на различные мероприятия

Круизное дело регулируется специальными региональными и международными соглашениями и конвенциями. Созданы международные ассоциации, регулирующие организацию круизов и агентской сети по реализации круизных туров. Международными нормами и корпоративными соглашениями регламентируются общие принципы и требования к оснащению судов, методологии, стандарты обслуживания, нормы безопасности.

Перспективы развития

По оценкам ВТО, круизы – один из самых бурно развивающихся и перспективных видов туризма. За последнее десятилетие в мире темпы роста числа круизных путешественников почти в два раза превысили прирост «наземного» турпотока. Если в начале 80-х годов морские вояжи предпочитали около 1,5 млн. туристов в год, то в 1999 в них приняли участие 8,7 млн. человек. Предполагается, что к концу 2010 г. спрос на круизы превысит 12 млн. человек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международная морская перевозка пассажиров

Брюссельская конвенция 1961 года

Международная перевозка пассажиров морским транспортом регулируется тремя конвенциями. Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем была принята в Брюсселе 29 апреля 1961 года. В ней урегулированы в основном вопросы ответственности перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения.

Поскольку в Конвенции не нашла регламентации перевозка ручной клади и багажа, 27 мая 1967 года в Брюсселе была подписана Международная конвенция об унификации некоторых правил, о перевозке морем багажа пассажиров, в которой эти вопросы частично урегулированы.

Наконец, 13 мая 1974 года в Афинах принимается подготовленная в рамках ИМКО Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа. Как следует из наименования, в ней охвачены вопросы перевозки как пассажиров, так и багажа.

Следует отметить, что основные положения Конвенций восприняты национальным законодательством ряда стран, в том числе и Российской Федерации. В частности, глава IX (Кодекс Торгового Мореплавания РФ) "Договор морской перевозки пассажира" содержит основные положения Афинской конвенции.

Первый из перечисленных международных источников - Брюссельская конвенция 1961г. - дает определения употребляемых терминов, закрепляет обязанности перевозчика, устанавливает его ответственность. Важное правовое значение имеет определение понятия "перевозка", увязанного с периодом времени, которым она охватывается. Срок перевозки пассажира в соответствии с Брюссельской конвенцией 1961 г. - период, в течение которого пассажир находится на борту судна, периоды посадки и высадки, а также перевозки пассажира водным путем с берега на судно или наоборот, если стоимость этой перевозки входит в стоимость билета, либо судно, используемое для этой вспомогательной перевозки, предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком. Именно в пределах этих временных рамок перевозчик отвечает по своим обязательствам перед пассажиром.

Брюссельская конвенция закрепляет обязательства перевозчика. В соответствии со ст. 3 одна из основных его обязанностей заключается в проявлении должной заботливости, касающейся приведения судна в мореходное состояние, поддержания его в таком состоянии. Он должен укомплектовывать судно экипажем, снаряжением и снабжением к началу и в течение всей перевозки. И, наконец, важнейшая его обязанность заключается в обеспечении безопасности пассажиров.

Вопрос об ответственности перевозчика регулируется следующим образом. Она наступает при наличии вины перевозчика. Согласно Конвенции, его вина презюмируется, если смерть или телесные повреждения пассажира явились следствием кораблекрушения, столкновения, посадки на мель, взрыва или пожара. В этих случаях бремя доказывания невиновности возлагается на перевозчика. Во всех остальных случаях бремя доказывания вины перевозчика лежит на истце.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что смерть пассажира или причиненные ему телесные повреждения явились следствием вины самого пассажира.

Ответственность перевозчика носит ограниченный характер. Предел установленной Конвенцией ответственности не должен превышать 250.000 франков. Вместе с тем национальное законодательство может установить более высокий предел ответственности перевозчика.

Согласно Конвенции, на перевозчика не распространяется установленное ограничение ответственности, если ущерб возник в результате его действий и упущений, совершенных умышленно или вследствие самонадеянности.

Процедура реализации требований к перевозчику в случае причинения им ущерба включает подачу ему письменного уведомления в течение 15 дней со дня высадки. Правом подачи уведомления пользуется сам пассажир либо оно может быть подано от его имени. В случае смерти пассажира требование о возмещении ущерба предъявляют только его наследники или другие лица, имеющие право предъявлять такие требования.

Срок исковой давности ограничен двумя годами. В том случае, когда вследствие причиненных пассажиру во время перевозки телесных повреждений смерть наступила после высадки на берег, срок исковой давности исчисляется тремя годами. Приостановление и перерыв сроков исковой давности регулируются законом суда, рассматривающего дело, но в любом случае этот срок не должен превышать установленных трех лет.

Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке морем багажа пассажиров 1967 года

Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке морем багажа пассажиров 1967 года регулирует вопросы ответственности перевозчика за несохранность багажа и ручной клади, которые не нашли регламентации в Конвенции 1961 года.

Ее основные положения ориентированы на нормы Конвенции 1961 года. В частности, закреп­лен принцип ответственности за вину, которая презюмируется, установлено ограничение ответственности перевозчика, совпадает типовой срок исковой давности.

Вместе с тем Конвенция содержит специфические нормы. Так, ответственность перевозчика при перевозке транспортных средств исключается в случае навигационной ошибки. Кроме того, он не несет ответственности при несохранности особо ценного имущества, если по этому поводу с грузоотправителем не было заключено специальное соглашение. К такому имуществу отнесены ценные бумаги, золото, драгоценности, произведения искусства.

Конвенцией установлены следующие пределы ответственности. В случае несохранности транспортных средств установлен предел в 30 тысяч франков за одно транспортное средство. При несохранности других предметов сумма равна 16 тысячам франков на пассажира, а при несохранности ручной клади она составляет 10 тысяч франков.

Как и в Конвенции 1961 года, в ней содержится важная оговорка о том, что установленный предел ответственности не применяется при наличии грубой вины перевозчика.

Если ущерб причинен виновными действиями пассажира, в соответствии с законом страны суда, рассматривающего спор, перевозчик может быть освобожден от ответственности полностью или частично.

Что касается срока исковой давности, то он равен двум годам.

Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года

Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа отличается от двух рассмотренных Брюссельских конвенций тем, что она регулирует перевозку, как пассажиров, так и багажа. Она вводит новые понятия, такие как, "заменяющий перевозчик", "каютный багаж", "организация", устанавливает повышенные пределы ответственности перевозчика, определяет подсудность исков.

В Афинской конвенции термин "заменяющий перевозчик" применен в значении используемого в Гамбургских правилах понятия "фактический перевозчик". Это лицо, которое, являясь собственником, фрахтователем или оператором судна, фактически осуществляет всю перевозку или ее часть. Характер отношений между перевозчиком и заменяющим перевозчиком таков, как и установленный Гамбургскими правилами между перевозчиком и фактическим перевозчиком. правовой международный перевозка ущерб

"Каютный багаж" по Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. - багаж, который находится в каюте пассажира или иным образом находится в его владе­нии, под его охраной или его контролем, а также багаж, который пассажир имеет в своей автомашине или на ней. Введение этого понятия имеет значение для установления предела ответственности в случае утраты или повреждения каютного багажа.

Под термином "организация" Афинская конвенция понимает Межправительственную морскую консультативную организацию. В соответствии со ст. 26 эта организация может созвать конференцию для пересмотра Конвенции или внесения в нее поправок.

Основное внимание в Афинской конвенции уделено вопросам ответственности. Ответственность перевозчика основана на вине, которая по общему правилу презюмируется. Новым в Конвенции является возложение на истца бремени доказывания того, что происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки, а также доказывания размера ущерба.

Афинская конвенция установила более высокие пределы ответственности перевозчика по сравнению с закрепленными в Брюссельских конвенциях. В частности, предел ответственности перевозчика в случае смерти пассажира или причинения ему телесного повреждения составляет сумму 700 тысяч франков. Предел ответственности за утрату или повреждение автомашины, включая весь перевозимый в ней или на ней багаж, повышен до 50 тысяч франков. Ответственность за утрату или повреждение багажа, за исключением автомашины, ограничена 18 тысячами франков на пассажира. Наконец, предел ответственности перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа составляет 12 тысяч 500 франков на пассажира.

По соглашению сторон, которое должно быть закреплено в письменной форме, могут быть установлены более высокие пределы ответственности.

В соответствии с Конвенцией срок исковой давности составляет два года. Иск предъявляется в один из судов, указанных Конвенцией по выбору истца. Так, он вправе подать иск в суд постоянного места пребывания или места нахождения главной конторы ответчика, в суд места отправления или места назначения согласно договору перевозки. Кроме того, истец может обратиться в суд своего постоянного места жительства, если ответчик имеет свою контору в государстве истца и подпадает под его юрисдикцию. Последний вариант - это суд государства, где был заключен договор перевозки, если ответчик имеет свою контору в этом государстве и подпадает под его юрисдикцию.

Юридическим комитетом Международной морской организации (ИМО) подготовлен Протокол к Афинской конвенции, в соответствии с которым закреплено обязательное страхование пассажиров и багажа. Для придания этому документу юридической силы он должен быть принят компетентной конференцией.

Международные речные перевозки

Понятие международных речных перевозок

Среди магистральных видов транспорта речной транспорт занимает достойное место относительно объемов перевозимых грузов и пассажиров в международном сообщении.

Он имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта, которые сказываются на объемах перевозок речным транспортом, их интенсивности и стоимости. К таким преимуществам относятся: большая грузоподъемность по сравнению, например, с автомобильным транспортом; высокая пропускная способность речного пути; относительно незначительные затраты на обору­дование и содержание речного пути, нежели на содержание и эксплуатацию железных дорог и автострад, и некоторые другие.

Сдерживающим же фактором интенсификации международных речных перевозок являются их сезонность и географические особенности - преобладание меридиональных направлений пере­возок.

Международные речные перевозки с участием России в зависимости от характера используемых путей сообщения подразделяются на две группы. Первую составляют перевозки с использованием только речных путей. Это так называемые "чисто международные речные перевозки".

К ним относятся перевозки Северо-Западного района. Они представлены перевозками между:

Россией и Финляндией;

Россией и Литвой;

Россией и Эстонией.

Эта группа включает также перевозки в Дальневосточном регионе между Россией и Китаем.

Для перевозок данной группы характерным является то, что они регулируются двусторонними соглашениями на уровне, как правило, транспортных министерств стран-участниц. Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области речного транспорта от 18 ноября 1993, которое заключено между Министерством транспорта РФ и Министерством путей сообщения Литвы.

Такие соглашения закрепляют порядок использования сторонами речного транспорта при осуществлении перевозок между государствами, условия перевозок пассажиров, багажа и грузов, правила транзитных перевозок. В них устанавливается режим наибольшего благоприятствования для судов сторон. Этот режим касается следующих вопросов:

Свободного доступа в порты;

Предоставления мест у причала;

Использование портов для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров;

Снабжения судов водой и продовольствием;

Уплаты корабельных, портовых, канальных и других сборов;

Использования других услуг.

Что касается вопросов таможенного, пограничного и визового режима при осуществлении этих перевозок, то они регламентируются межправительственными соглашениями.

Ко второй группе международных речных перевозок с участием России относятся перевозки по речным путям с заходом в иностранные морские порты. Эти перевозки именуются международными речными перевозками смешанного типа. Данная группа включает:

перевозки с использованием Беломоро-Балтийского канала с выходом в Балтийское, Белое и Баренцево моря;

перевозки с использованием речных маршрутов на базе Калининградского, Санкт-Петербургского и Советского речных портов и с выходом в Балтийское море;

перевозки по рекам, впадающим в Черное, Азовское и Каспийское моря (реки: Волга, Дон, Кубань).

Применительно к этим перевозкам действует положение п. 1 ст. 3 КТМ РФ о том, что суда внутреннего водного плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт подпадают под правила, установленные КТМ.

Вместе с тем, по вполне понятным причинам заходы речных судов в иностранные морские порты подпадают под действие морских соглашений. На практике применяются положения Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 г. Этот международный правовой источник содержит упрощенные требования к документам, предъявляемым при заходе в иностранные порты. Конвенция содержит два важных приложения, содержащие стандарты, - документы и резолюции о принятии стандартов, создании национальных и региональных комитетов, учреждении специальных рабочих групп и решении некоторых других вопросов.

К таким документам, предъявляемым в международных морских портах, относятся следующие.

1) Общая декларация. Она содержит сведения о судне (название, описание, национальную принадлежность, данные о регистрации, тоннаже), данные о капитане и экипаже, включает описание груза, сведения о количестве пассажиров, данные о дате прихода или отхода, порте прихода или отхода судна.

2) Декларация о грузе. Помимо сведений о судне и капитане этот документ включает данные о грузе: количество груза и его описание, марка, серийный номер, количество и тип упаковки; сведения о коносаменте; а также о порте отправления груза и порте назначения.

4) Декларация о личных вещах экипажа. Обычно государственные власти требуют сведения только о таких личных вещах, которые подлежат обложению пошлиной, запрещениям или ограничениям.

5) Судовая роль. Она содержит сведения о количестве и составе экипажа.

6) Список пассажиров. Этот документ содержит следующие сведения о каждом пассажире: фамилию, имя, национальность, дату рождения, место рождения, порт посадки, порт высадки.

Таковы основные положения, характеризующие международные речные перевозки с участием России. Вместе с тем, существуют ряд конвенций и соглашений пароходств и компаний придунайских государств, регулирующих условия перевозки пассажиров, багажа, грузов внутренними водными путями. Это, например, Соглашение между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов (г. Братислава 26 сентября 1956 г.), Соглашение об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай (г. Шпофок 23 сентября 1989 г.), Договор о сотрудничестве Дунайских пароходств-участников Братиславских соглашений (г. Братислава 6 ноября 1992 г.), Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (Женева 1 мая 1976 г.).

Международная перевозка пассажиров и багажа речным транспортом

Международная перевозка пассажиров речным транспортом регулируется Конвенцией о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ), принятой в Женеве 1 мая 1976 г. Этот международный правовой источник содержит определения таких понятий, как: "перевозка", "пассажир", "багаж". В нем дается перечень транспортных документов, оформляемых при перевозке пассажиров и багажа, регулируется ответственность перевозчика за ущерб, причиненный лицам и за ущерб, связанный с полной или частичной утратой багажа и с его повреждением, устанавливается исковая процедура споров в связи с перевозкой.

В Конвенции перевозчик определяется как любое лицо, которое в качестве профессионального перевозчика обязуется во исполнение индивидуального или коллективного договора перевозки перевезти одно или несколько лиц и, в соответствующих случаях, их багаж, независимо от того, само ли оно выполняет эту перевозку или нет.

При международной перевозке пассажира речным транспортом ему выдается индивидуальный билет. Возможна выдача пассажирам коллективного билета. Отсутствие, неправильность оформления или потеря билета не затрагивают существования или действительности договора перевозки пассажира. Билет пассажира служит доказательством содержащихся в нем сведений.

Если пассажир перевозит багаж, перевозчик может выдать ему при предъявлении билета багажную квитанцию или другой аналогичный документ, в котором указывается количество или характер багажа. По просьбе пассажира перевозчик обязан выдать ему багажную квитанцию.

Багаж выдается пассажиру по предъявлении багажной квитанции. Если квитанция отсутст­вует, то перевозчик обязан выдать багаж, на который была выписана квитанция, только при усло­вии, что лицо, претендующее на багаж, докажет на него свое право. При недостаточности доказательств перевозчик может потребовать внесения соответствующего залога, который возвращается по истечении одного года со дня внесения. Невостребованный багаж сдается на хранение. Он хранится за счет пассажира.

Вопросы ответственности при международной перевозке пассажиров речным транспортом решается следующим образом. Перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда физическому или психическому здоровью пассажира, если происшествие, повлекшее за собой этот ущерб, связано с пере­возкой и имело место либо во время нахождения пассажира на судне, либо во время его посадки или высадки, либо в связи с погрузкой или выгрузкой и выдачей багажа и обусловлено виной перевозчика.

Общая сумма возмещения, которая должна быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же событием, не может превышать 200.000 франков на одного пострадавшего. Стороны могут договориться об установлении более высокого предела возмещения.

Что касается ответственности перевозчика за ущерб, связанный с полной или частичной утратой багажа и с его повреждением, если происшествие, вызвавшее такой ущерб, имело место во время перевозки, то она также строится на началах его вины. Багаж считается утерянным, если он не доставлен в течение четырнадцати дней с даты предъявления требования о его выдаче. В случае обнаружения багажа в течение года со дня требования о его выдаче, пассажир вправе потребовать доставки багажа либо в пункт отправления, либо в предусмотренный для доставки пункт. Получив багаж, он должен возвратить любое полученное возмещение за ущерб, связанный с его утратой.

Сумма выплаты за ущерб, причиненный полной или частичной утратой багажа или за его повреждение, должна быть равна размеру ущерба, но не может превышать 5.000 франков на пассажира. В случае возмещения ущерба за утрату или повреждение перевозимого транспортного средства выплачиваемая сумма не может превышать 15.000 франков на транспортное средство.

Конвенция допускает возможность установления сторонами договора более высоких пределов возмещаемых сумм.

В Конвенции урегулированы вопросы подсудности споров сторон договора перевозки, а также закреплены сроки исковой давности по этим спорам. По всем спорам, возникающим в связи с перевозкой, истец может обратиться по своему выбору в один из компетентных судов как участвующих в Конвенции государств, так и государства, на территории которого находится, во-первых, главная контора ответчика, его обычное местожительство или контора, при посредстве которой был заключен договор перевозки, или, во-вторых, место отправления или назначения.

Что касается сроков исковой давности, то они зависят от характера неисполнения стороной договора перевозки обязательства и причиненного ущерба. Срок исковой давности в связи со смертью или телесными повреждениями пассажира, установленный Конвенцией о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г., составляет три года. Он исчисляется со дня, когда лицо, которому был причинен ущерб, узнало об этом. Однако срок давности не может превышать пяти лет, считая со дня происшествия. Во всех остальных случаях право на предъявление иска погашается по истечении одного года.

Следует иметь в виду, что течение срока давности приостанавливается предъявлением претензии в письменном виде до того дня, когда перевозчик в письменном виде отклоняет претензию и возвращает приложенные к ней документы. В случае частичного признания предъявленной претензии течение давности возобновляется только в отношении той части претензии, которая остается предметом спора.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие международных морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок. Международные соглашения как основной источник правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Договор "смешанной" перевозки грузов.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Основной нормативный акт, который регулирует отношения сторон при международных автоперевозках. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. Пределы ответственности перевозчика. Презумпция вины перевозчика.

    реферат , добавлен 01.07.2015

    Понятие вины как основного признака субъективной стороны преступления. Характеристика преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности. Логические основания вины в уголовном праве. Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2013

    Рассмотрение понятия и правового регулирования международных перевозок. Характеристика видов и форм договора перевозки в линейном судоходстве. Правила составления коносамента по проформе. Ответственность судовладельца за утрату или повреждение груза.

    реферат , добавлен 04.02.2012

    Особенности международных перевозок. Характеристика видов международных перевозок. Формы перевозочных документов, применяемые авиакомпаниями мира. Основы правового режима торгового судоходства. Ответственность за причинение вреда здоровью пассажира.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Гражданско-правовое значение исковой давности. Сроки исковой давности и течение срока исковой давности. Анализ особенностей правового регулирования порядка применения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Рассмотрение основных особенностей организационного регулирования международных воздушных перевозок. Знакомство с порядком допуска к эксплуатации арендованных иностранных судов в России. Анализ правового регулирования лизинга гражданских воздушных судов.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2014

    Понятие исковой давности и особенности ее правового регулирования. Основные источники правового регулирования сроков исковой давности. Начало, приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности. Виды сроков исковой давности и их значение.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Формы договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, его стороны и существенные условия. Порядок заключения, изменения и расторжения договора перевозки, ответственность перевозчика и пассажира за нарушение обязательств договора.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Понятие, особенности и обязанности сторон договора перевозки пассажиров. Ответственность перевозчика и пассажира за нарушение порядка оплаты транспортных услуг. Рассмотрение в судах дел, связанных с перевозками пассажиров транспортом общего пользования.

Дети в возрасте до двух лет перевозятся в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Дети в возрасте от двух до четырнадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

Несопровождаемые дети в возрасте от двух до четырнадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления о перевозке несопровождаемого ребенка. По письменной просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.

Дети в возрасте старше четырнадцати лет могут перевозиться без сопровождения дееспособного совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации объявлен полностью дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

15. Возраст ребенка определяется на дату начала его перевозки от порта отправления, указанную в билете.

16. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы*(5) (далее - норма бесплатного провоза каютного багажа).

Норма бесплатного провоза каютного багажа устанавливается перевозчиком в зависимости от типа судна и не может быть менее 10 килограммов на одного пассажира.

17. Каютный багаж, превышающий норму бесплатного провоза каютного багажа, должен быть оплачен по тарифу за провоз багажа.

18. Если пассажиры следуют группой, то по желанию пассажиров перевозчик применяет к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза каютного багажа каждого из пассажиров.

19. При заключении договора морской перевозки пассажира перевозчик обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе:

о названии судна;

о нормах бесплатного провоза каютного багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа;

о тарифах за перевозку;

о настоящих Правилах;

о правилах перевозчика;

о фактическом перевозчике;

о месте и времени начала и окончания посадки пассажиров на судно;

о требованиях законодательства Российской Федерации, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля по маршруту перевозки;

о договоре страхования ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также информацию о страховщике (его наименование, местонахождение, почтовый адрес, номер телефона);

об условиях обслуживания на судне.

20. Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо билет неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора морской перевозки.

Если факт заключения договора морской перевозки будет установлен, то перевозчик осуществляет перевозку в соответствии с условиями заключенного договора морской перевозки и оформляет дубликат билета.

III. Посадка (высадка) и нахождение на судне пассажиров

21. Пассажир должен заблаговременно не позднее установленного перевозчиком времени и по указанному перевозчиком адресу прибыть для оформления багажа в случае необходимости выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля, а также к месту посадки на судно.

22. В порту перевозчик обеспечивает:

посадку (высадку) пассажиров на судно, доставку пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости;

оформление багажа, доставку багажа к месту стоянки судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту судна, а также выгрузку, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

Перевозчик обязан обеспечить организованное и безопасное осуществление посадки (высадки) пассажиров, а также контроль за выходом пассажиров на берег и возвращением их на судно в портах по маршруту перевозки.

23. Очередность посадки и высадки пассажиров, а также возможность нахождения на судне провожающих/встречающих устанавливается перевозчиком.

24. Начинать посадку и высадку пассажиров у причала разрешатся только после полной ошвартовки судна и установки трапа. При этом посадка пассажиров на судно осуществляется после высадки пассажиров.

25. Доставка пассажиров и багажа на берег с судна, стоящего на рейде, а также с берега на судно, стоящее на рейде, обеспечивается в соответствии с требованиями по безопасности мореплавания, установленными Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним*(6) . Стоимость такой доставки входит в стоимость перевозки.

26. После посадки на судно пассажиры должны быть проинформированы:

о порядке пользования пассажирскими помещениями;

о схеме расположения помещений судна, предназначенных для использования пассажирами;

о правилах поведения пассажира на борту судна;

о порядке использования и местонахождении спасательных индивидуальных и коллективных средств, порядке эвакуации пассажиров;

о времени работы судовых пунктов обслуживания пассажиров;

о месте выдачи багажа в порту назначения.

27. Информация на судне должна передаваться на русском языке. Дополнительно по усмотрению перевозчика информация может передаваться и на других языках.

28. Пассажир обязан иметь при себе:

перевозочные документы, а при наличии права на приобретение перевозочных документов по специальным или льготным тарифам и документы, подтверждающие такое право;

документы, удостоверяющие личность пассажира.

При осуществлении перевозки с пересечением государственной границы Российской Федерации пассажир предъявляет перевозчику визу или иные документы, определенные Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

29. Перевозчик обязан заблаговременно объявить пассажирам о подходе судна к причалу для высадки с указанием продолжительности стоянки в случае остановки в промежуточном порту.

30. О прибытии судна в порт с опозданием и сокращении продолжительности стоянки перевозчик обязан заблаговременно оповестить пассажиров посредством звуковой и/или визуальной информации.

IV. Перевозка багажа и каютного багажа

36. При оформлении багажа пассажир обязан предъявить перевозчику для взвешивания багаж и каютный багаж, предназначенный для перевозки.

37. Каютный багаж пассажира должен размещаться на отведенных местах или у пассажира, не создавая неудобств для других пассажиров.

38. Забота о сохранности каютного багажа лежит на пассажире. Перевозчик несет ответственность за повреждение или утрату каютного багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Багаж перевозится на том судне и тем рейсом, на котором осуществляется перевозка. По соглашению пассажира с перевозчиком багаж может быть перевезен на другом судне, имеющем остановку в пункте назначения пассажира.

40. Не допускаются к перевозке в качестве багажа и каютного багажа предметы, которые могут причинить вред судну, лицам или имуществу, находящимся на судне, а также предметы и вещества, перевозка которых в качестве багажа и каютного багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

41. Багаж должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

42. Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить судно, багаж других пассажиров или иное имущество может быть принят к перевозке с согласия перевозчика.

43. На каждое место багажа перевозчик или уполномоченная перевозчиком организация прикрепляет наклейку или навешивает бирку с указанием на ней фамилии, имени и адреса владельца багажа, порта отправления, порта назначения, информации о перевозчике, наименовании судна.

44. Для обозначения особых условий перевозки к багажу дополнительно прикрепляется багажная бирка со знаками специальной маркировки: "Верх", "Не кантовать", "Осторожно", "Не бросать", "Боится сырости".

45. Багаж со стеклом должен иметь внутреннюю упаковку, гарантирующую целостность стекла при погрузке и выгрузке, а также специальную маркировку: "Стекло".

46. Багаж со скоропортящимися продуктами (мясные, рыбные, молочные, овощи, фрукты, сыворотки и другие виды скоропортящихся продуктов) принимается для перевозки при условии, что срок их годности превышает срок доставки в пункт назначения.

47. Пассажир производит оплату стоимости перевозки багажа при его оформлении исходя из фактического веса багажа. После оплаты и в подтверждение приема багажа пассажиру выдается багажная квитанция, а в билете делается отметка "Багаж".

За порчу сданных в багаж скоропортящихся продуктов в результате естественных микробиологических процессов перевозчик ответственности не несет.

48. Багаж выдается пассажиру при предъявлении багажной квитанции.

49. В случае утраты багажной квитанции багаж выдается пассажиру на основании письменного заявления и предъявления доказательств, что багаж принадлежит ему.

50. Пассажир обязан в порту назначения, указанном в билете, забрать с собой размещенные на судне багаж и каютный багаж. Выдача багажа производится в порту, до которого багаж был принят к перевозке.

51. С момента сдачи багажа к перевозке и до момента его выдачи доступ пассажира к багажу запрещается.

52. При необходимости получить багаж в промежуточном пункте маршрута пассажир должен заблаговременно проинформировать об этом представителя перевозчика на судне.

53. Багаж, не полученный пассажиром по прибытии судна в порт назначения, хранится перевозчиком или уполномоченным перевозчиком лицом. Расходы за хранение багажа возмещаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

54. Во всех случаях обнаружения забытых или утерянных вещей пассажира на судне составляется опись таких вещей.

По указанию капитана судна забытые или утерянные вещи передаются лицу, уполномоченному для этих целей перевозчиком, в ближайшем по маршруту следования судна порту. Передача осуществляется по составленной описи.

55. Если перевозчик не выдал пассажиру багаж в порту назначения, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору морской перевозки пассажира, на предъявленной пассажиром багажной квитанции лицом, уполномоченным перевозчиком, делается отметка "Багаж не прибыл", заверяемая его подписью с указанием даты.

По письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочных документов, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску багажа.

Если багаж найден, то перевозчик уведомляет пассажира и обеспечивает доставку его багажа в порт назначения согласно договору морской перевозки пассажира или по требованию пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

V. Порядок оформления документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах

56. Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах (далее - документ о произошедшем событии) составляется для получения страхового возмещения (части страхового возмещения) по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров (далее - договор обязательного страхования).

57. Документ о произошедшем событии составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком.

58. Для получения документа о произошедшем событии выгодоприобретатель*(8) , его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности (далее - представитель), представляет перевозчику или лицу, уполномоченному перевозчиком, следующие документы:

1) письменное заявление, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:

фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;

фамилия, имя, отчество (при наличии) выгодоприобретателя (если он не потерпевший), его представителя;

характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);

дата, время и место наступления произошедшего события;

2) документ, удостоверяющий личность выгодоприобретателя;

3) документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;

4) перевозочные документы пассажира (при наличии). Если перевозочные документы были объявлены утраченными либо повреждены, то перевозчик обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора перевозки.

Если будет установлено, что договор морской перевозки пассажира был заключен, то перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, составляет документ о произошедшем событии.

59. Документ о произошедшем событии оформляется в отношении каждого потерпевшего. По заявлениям нескольких выгодоприобретателей (представителей) в отношении одного потерпевшего может быть выдано несколько документов о произошедшем событии.

60. Документ о произошедшем событии содержит следующую информацию:

дата, время, место составления;

вид транспорта, название судна и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (при наличии);

полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

фамилия, имя, отчество потерпевшего (при возможности установления);

место и время произошедшего события;

описание произошедшего события и его обстоятельств;

характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;

информация о свидетелях (при наличии) с указанием контактной информации;

подпись, фамилия, инициалы лица, уполномоченного перевозчиком, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком.

61. Выгодоприобретатель (его представитель) представляет перевозчику оригиналы или копии документов, указанных в пункте 58 главы V настоящих Правил.

В случае представления копий документов перевозчик вправе запросить подлинники этих документов для подтверждения верности представленных копий. При представлении оригиналов документов перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, в случае необходимости за свой счет снимает с них копии и незамедлительно возвращает оригиналы документов представившему их лицу, за исключением заявления.

62. Перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком, не вправе требовать от выгодоприобретателя (представителя) представления документов, не предусмотренных пунктом 58 настоящих Правил.

63. Факт получения документа о произошедшем событии удостоверяется подписью выгодоприобретателя (представителя).

VI. Отказ от договора морской перевозки пассажира

64. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира*(9) .

65. В случае, если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее чем за 24 часа до отхода судна, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращается вся плата за проезд и плата за провоз багажа.

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) гибель судна или его захват;

6) признание судна непригодным к плаванию.

При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращается вся плата за провоз пассажира и плата за провоз багажа, после начала рейса - их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка не была осуществлена.

Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.

69. Возврат платы производится на основании неиспользованных (частично использованных) перевозочных документов пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или уполномоченному представителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих право на получение платы. В случаях, если возврат платы связан с болезнью пассажира, дополнительно предъявляется медицинский документ, подтверждающий факт болезни пассажира.

_____________________________

*(1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1983 г. N 9064-Х "О присоединении СССР к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года" (Ведомости Верховного Совета СССР от 13 апреля 1983 г., N 15, ст. 222).

*(2) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425; N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534; N 30 (ч. I), ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. I), ст. 89; N 13, ст. 1810).

*(3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч. I), ст. 5140; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 19, ст. 2293; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3626; N 48, ст. 5711; 2010, N 1, ст. 5, 6; N 40, ст. 4969; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4603; N 49 (ч. I), ст. 7025; N 50, ст. 7351; 2012, N 31, ст. 4322; N 50 (ч. V), ст. 6959; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4071; N 52 (ч. I), ст. 6961; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366).

*(4) Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5735, 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52 (ч. I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, 28, 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 50, ст. 7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6398; N 53 (ч. I), ст. 7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст. 2866, 2868; N 27, ст. 3470, 3477; N 30 (ч. I), ст. 4036, 4040, 4057; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6694; N 52 (ч. I), ст. 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; N 19, ст. 2311; N 49 (ч. IV), ст. 6921; N 52 (ч. I), ст. 7557; 2015, N 1 (ч. I), ст. 36, 57, 75, 77, N 21, ст. 2984).

*(5) Пункт 2 статьи 181

*(6) Приказ Минтранса России от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним" (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14863) с изменениями , внесенными приказом Минтранса России от 22 марта 2010 г. N 69 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17054).

*(7) В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".

*(8) В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" выгодоприобретателем является потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения - граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3257; 2013, ст. 30 (ч. I), ст. 4084, N 49 (ч. I), ст. 6333; 2014, N 45, ст. 6154).

*(9) Пункт 1 статьи 183 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".

*(10) В соответствии с пунктом 2 статьи 185 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".



Доверенности