2.3. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации
В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания устанавливаемых к нему требований (аспекта стандартизации) в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты трех основных видов:
на конкретные производственные процессы или работы (или группы однородных конкретных производственных процессов или работ) и (или) стандарты на их отдельные элементы (аспекты стандартизации, производственных процессов), в том числе стандарты на методы контроля; на конкретную продукцию определенного вида (или группу однородной конкретной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продукции);
на конкретную услугу определенного вида (или группу однородных конкретных услуг общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации услуг).
основополагающие организационно-технические положения и правила процедуры выполнения работ в определенной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также по метрологии, аккредитации, сертификации);
основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие, во-первых, взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции (или оказания услуг), а во-вторых,
охрану окружающей природной среды, безопасность продукции, услуг и производственных процессов (работ) для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования;
основные требования к методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода типовых работ в технологической (исполнительной) части производственных процессов исследований, разработки, производства (изготовления, строительства, выращивания), хранения, транспортирования, потребления (эксплуатации или использования), ремонта, утилизации (захоронения либо уничтожения) продукции;
требования к методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) контроля (испытаний, измерений, анализа) регламентируемых параметров и показателей качества продукции при ее создании, сертификации и использовании.
термины и определения продукции (при необходимости);
условные обозначения конкретной продукции и ее элементов (при наличии);
классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно);
требования к основным показателям уровня качества продукции (обязательно);
требования к основным показателям уровня экономичности продукции (обязательно);
требования к комплектности поставляемой продукции
(при наличии);
требования к методам и средствам хранения и транспортирования продукции (обязательно);
требования к методам и средствам ремонта (при возможности);
требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении (обязательно);
требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обязательно);
требования к правилам и средствам приемки продукции (обязательно);
требования к методам, методикам и средствам контроля продукции (обязательно);
требования к маркировке продукции (обязательно);
требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре (при наличии и необходимости);
требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции (обязательно);
требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации (захоронения или уничтожения) продукции (обязательно).
^ В стандартах на услуга могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее актуальны для практики. Вот наиболее характерные, типовые аспекты:
термины и определения услуг (при необходимости);
условные обозначения конкретных услуг (при наличии);
классификация и требования к главным параметрам (показателям назначения) услуг (обязательно);
требования к основным показателям уровня качества услуг
(обязательно);
требования к основным показателям уровня экономичности и времени оказания услуг (обязательно);
требования к комплексности и условиям (режиму, гигиене, комфорту, культуре) оказания услуг (как правило);
требования к условиям повторного (в том числе бесплатного или льготного) оказания услуг (при наличии);
требования безопасности оказания услуг для жизни, здоровья и имущества (обязательно);
требования охраны окружающей природной среды при оказании услуг (обязательно);
требования к правилам и средствам приемки результатов оказания услуг (обязательно);
требования к методам, методикам и средствам контроля регламентированных параметров и показателей качества услуг (обязательно);
требования к методам и методикам оценки уровня качества и подтверждения соответствия результатов оказанных услуг регламентированным требованиям.
^ 2.4. Состав обязательных требований государственных межгосударственных стандартов, применяемых
в Российской Федерации
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. (ст. 7, п. 2), Федеральным законом «Об энергосбережении» 1996 г., рядом других законов РФ для государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ), применяемых на территории Российской Федерации, во всех случаях обязательными являются следующие требования:
для обеспечения безопасности продукции, услуг и работ (производственных процессов) для жизни, здоровья и имущества;
к продукции, услугам и работам (производственным процессам), устанавливаемые с целью охраны окружающей природной среды;
к продукции и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения всех видов совместимости и взаимозаменяемости продукции;
к продукции, услугам и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения единства методов (способов) и методик контроля (испытаний, измерений, анализа) за соблюдением обязательных требований к этим объектам;
к продукции с целью обеспечения единства ее маркировки для потребителей;
к продукции, услугам и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения их экономичности при производстве, обращении (хранении и транспортировании) и потреблении (эксплуатации или использовании), оказании услуг, выполнении работ (при функционировании производственных процессов);
иные, установленные законодательством Российской Федерации и относящиеся к продукции, услугам и работам (производственным процессам).
^ Обязательными требованиями для обеспечения их безопасности для жизни, здоровья, сохранения генетического фонда человека и его имущества и подлежащими проверке, являются следующие:
по обеспечению механической безопасности;
по обеспечению электробезопасности, а также электромагнитной безопасности;
по обеспечению пожарной безопасности;
по обеспечению взрывобезопасности;
по обеспечению радиационной безопасности, в том числе безопасности ионизирующих излучений;
по обеспечению химической безопасности, т.е. защиты от недопустимого уровня воздействия вредных химических и ядовитых загрязняющих веществ (в том числе предельно-допустимые выбросы и сбросы вредных химических веществ или входящих в них загрязняющих компонентов в воздух и сточные воды);
по обеспечению биологической безопасности, т.е. защиты от недопустимого уровня воздействия вредных микробиологических, токсичных веществ, болезнетворных для человека микробов и бактерий.
защищающие при ошибочных действиях обслуживающего персонала и самопроизвольном нарушении функционирования машин и оборудования;
по устройству специальных защитных ограждений, ограничений хода, блокировок, концевых выключателей подвижных элементов, креплений и фиксаторов подвижных частей, а также по оснащению рабочих мест;
к органам управления и приборам контроля, аварийным системам сигнализации, к нанесению сигнальных цветов и знаков механической безопасности и др.
физической безопасности природных экологических систем от недопустимого уровня физического (механического, электромагнитного, пожарного, взрывного, радиационного) воздействия на них производства, обращения, потребления,
утилизации (или захоронения или уничтожения) продукции, оказания услуг и осуществления производственных процессов;
химической безопасности природных экологических систем от недопустимого уровня химического (выбросы и сбросы вредных химических и ядовитых веществ или входящих в них загрязняющих компонентов) воздействия на них производства, обращения, потребления, утилизации (или захоронения или уничтожения) продукции, оказания услуг и осуществления производственных процессов;
биологической безопасности природных экологических систем от недопустимого уровня биологического (выбросы и сбросы токсичных веществ болезнетворных микробов, бактерий, вирусов, грибков) воздействия на них производства, обращения, потребления, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг и осуществления производственных процессов.
по максимально-допустимой нагрузке на почву (гумус) сельскохозяйственной техники;
по максимально-допустимому содержанию СО, окислов азота, углеродов и других вредных веществ в выхлопных газах автомототехники;
к местам и условиям уничтожения биологически опасных отходов биотехнологических производств и др.
функциональной совместимости и взаимозаменяемости;
геометрической совместимости (стыкуемости, соразмерности) и взаимозаменяемости;
электрической совместимости;
электромагнитной совместимости;
прочностной совместимости;
надежностной совместимости;
метрологической совместимости и взаимозаменяемости;
информационной совместимости;
технологической совместимости;
диагностической совместимости;
программной совместимости;
организационно-технической совместимости.
обязательные требования к средствам инструментального
контроля и вспомогательным устройствам, с использованием которых возможно использование данного метода(способа) контроля;
обязательные требования к порядку (правилам, методике)
подготовки к проведению контроля;
обязательные требования к методике (порядку, режиму, правилам) проведения собственно контроля всех обязательных требований к качеству продукции (услуги), установленных в технических регламентах и стандартах на нее;
обязательные правила (методика) обработки результатов
инструментального, то есть объективного контроля;
обязательные правила (методика) документального оформления результатов инструментального контроля;
допустимая погрешность инструментального контроля с
использованием данного метода (способа) и данной методики контроля (испытаний, измерений, анализа).
Обязательные методы и методики контроля в практике стандартизации регламентируются в двух формах:
самостоятельного подвида стандарта на метод и методику
контроля (испытаний, измерений, анализа);
раздела стандарта на продукцию (услугу, работу).
наименование товара;
наименование страны-изготовителя;
наименование фирмы-изготовителя (может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита);
основное целевое (или функциональное) предназначение товара и область его применения;
дата изготовления товара;
обязательные правила и условия безопасного хранения, транспортирования товара, его безопасного и технически эффективного применения (потребления), ремонта (восстановления - при возможности), утилизации или захоронения, или уничтожения (при необходимости).
^ Обязательными требованиями на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми для обеспечения оптимальной экономичности , могут быть следующие конкретные виды требований в стандартах:
абсолютная и (или) удельная материалоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг, выполнения работ;
абсолютная и (или) удельная энергоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг, выполнения работ;
абсолютная и (или) удельная топливоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ;
абсолютная и (или) удельная фондоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ;
абсолютная и (или) удельная трудоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ.
удельный расход электромагнитной стали определенной марки на 1 кВт мощности электрогенератора;
показатели энергоэффективности - абсолютные и (или) удельные величины потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения (в том числе КПД трансформаторов и стабилизаторов и др.);
предельно допустимый расход топлива определенной марки на 100 км пути автомототранспортного средства определенного вида;
удельный расход (норма физического износа) основных фондов (специализированное оборудование и т. п.) на производство одного изделия;
удельный расход живого конкретного труда определенного разряда на предполетное и послеполетное техническое обслуживание летательного аппарата определенного вида и модели в расчете на 1 ч полета этого летательного аппарата в воздухе.
^ 2.5. Применение стандартов в Российской Федерации
Применение стандартов - это стадия их нормоприменения, т.е. использования и соблюдения установленных в них императивных (обязательных во всех случаях) и диспозитивных (обязательных для конкретных случаев) требований в процессах производственно-хозяйственной и иной жизнедеятельности общества.
Отечественные стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, СТП, СТО) в соответствии с областью их распространения и сферой действия применяются на территории Российской Федерации с помощью следующих трех основных методов (способов):
непосредственное (прямое) применение и соблюдение требований стандартов , в процессах научно-исследовательской, опытно-конструкторской, опытно технологической,проектной,испытательной,сертификационной,производственной, коммерческой, а также управленческой деятельности;
опосредованное применение стандартов путем разработки и соблюдения технической документации (конструкторской, технологической, проектной) на конкретные продукцию, услуги и работы (производственные процессы);
ссылки на стандарты в технической, коммерческой и управленческой документации (в том числе на стандарты в техническом законодательстве страны).
Субъекты хозяйственной деятельности пользуются, как правило, одновременно тремя указанными выше методами (способами) на стадиях исследований и разработки, подготовки новой продукции к производству, испытаний и сертификации, производства (изготовления, строительства, выращивания), обращения и реализации (хранения, транспортирования, поставки, продажи), потребления (эксплуатации или использования), восстановления (ремонта), утилизации (или захоронения, или уничтожения), при оказании услуг и выполнении работ, в том числе при разработке технической документации на поставляемую товарную продукцию, оказываемые товарные услуги, производимые товарные работы.
На территории России стандарты ГОСТ Р и ГОСТ в соответствии с областью их распространения действуют в качестве нормативных документов по стандартизации без каких-либо ограничений, а ОСТ - только в случаях, если их требования не противоречат законодательству Российской Федерации или специализированным техническим регламентам, установленным компетентными государственными контрольно-надзорными органами.
Стандарты предприятий (СТП) в России могут разрабатываться, утверждаться и применяться предприятиями, т.е. субъектами хозяйственной деятельности, в качестве нормативных документов полностью самостоятельно в следующих случаях:
для обеспечения использования на предприятии технических регламентов
Российской Федерации, ГОСТ Р, ГОСТ,ОСТ, международных стандартов, региональных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран, стандартов научно-технических, инженерных объектов и других общественных объединений, СТП других предприятий;
на создаваемые на данном предприятии продукцию, услуги и производственные процессы (работы).
Принятые научно-техническими, инженерными обществами или другими общественными объединениями СТО субъекты хозяйственной деятельности применяют на территории России в качестве нормативных документов по стандартизации на добровольной основе, т.е. по их собственному решению (в том числе на договорной основе с соответствующими общественными объединениями).
Новые и пересмотренные ГОСТ Р, ГОСТ и ОСТ допускается не распространять на продукцию или услуги, выпуск или оказание которых были освоены до их введения в действие, если это предусмотрено в данных стандартах. Новые межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Российская Федерация, применяются на территории России без какого-либо переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя) России и опубликованием этой информации в информационном указателе государственных стандартов (ИУС).
В тех случаях, когда ГОСТ Р принят в качестве ГОСТ, ссылки на первый в ранее разработанной нормативной технической и коммерческой документации сохраняются на продукцию или услуги, выпуск или оказание которых были освоены до введения в действие соответствующего ГОСТ на территории Российской Федерации. При этом в ГОСТ Р вносится изменение, содержащее указание о том, что он продолжает действовать только на ранее разработанную продукцию (услуги) до снятия ее (их) с производства (оказания), а в новых разработках применяться не должен.
Отечественные стандарты могут применять юридические и физические лица других государств на основе соответствующих договоров (соглашений) о научно-техническом сотрудничестве или с разрешения соответствующих государственных органов управления, субъектов хозяйственной деятельности, принявших (утвердивших) эти документы.
Товаропотребители (товаропокупатели) и товаропроизводители (товаропоставщики, исполнители), заключая договоры (контракты), в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» (ст. 9, п. 2) обязаны включать в них условия о соответствии поставляемой товарной продукции, оказываемых товарных услуг и выполняемых товарных работ всем обязательным требованиям соответствующих ГОСТ Р, ГОСТ, а также технических регламентов Российской Федерации.
Необходимость применения именно отечественных стандартов в отношении поставляемой товарной продукции и оказываемых товарных услуг на территории Российской Федерации с вывозом ее (их) с территории России определяется договорами (контрактами), заключаемыми российскими субъектами хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами, за исключением специальных случаев, установленных законодательством РФ.
Возможность применения непосредственно и в полном объеме требований стандартов зарубежных фирм, международных стандартов, (международных) региональных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран в отношении поставляемой товарной продукции и оказываемых товарных услуг с территории Российской Федерации имеет место в случаях полного вывоза ее (их) с российской территории, что также определяется договорами (контрактами), заключенными российскими субъектами хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами.
Импортируемая продукция и импортируемые услуги, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, должны соответствовать всем обязательным требованиям по безопасности и экологии действующих в стране технических регламентов, ГОСТ Р и ГОСТ, что следует подтверждать соответствующими сертификатами, признаваемыми уполномоченными на то органами российской стороны.
Региональные стандарты и национальные стандарты зарубежных стран применяют в России на основе договоров о сотрудничестве или с разрешения соответствующих (международных) региональных организаций, а также национальных органов зарубежных стран, если их требования удовлетворяют потребностям народного хозяйства России.
Международные стандарты, (международные) региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты зарубежных стран (при наличии соответствующих соглашений с этими сторонами) применяют на территории России преимущественно опосредованно, т.е. в качестве ГОСТ Р и ГОСТ. При этом принимаемый, а затем и применяемый в России ГОСТ Р или ГОСТ представляет собой либо технически аутентичный текст оформленного на русском языке соответствующего нероссийского документа, либо технически аутентичный текст оформленного на русском языке соответствующего нероссийского документа с дополнительными и (или) более высокими требованиями, отражающими специфику потребностей народного хозяйства России.
В первом случае обозначение ГОСТ Р или ГОСТ состоит из индекса (ГОСТ Р или ГОСТ), обозначения соответствующего международного стандарта, (международного) регионального стандарта, национального стандарта зарубежной страны без указания года его принятия и отделенных тире двух последних цифр года принятия ГОСТ Р или ГОСТ. Например, ГОСТ Р, оформленный на основе применения технически аутентичного текста международного стандарта ИСО 9597:1992, обозначается как ГОСТ Р ИСО 9591-95.
Во втором случае под обозначением ГОСТ Р или ГОСТ в скобках приводится обозначение международного стандарта, (международного) регионального стандарта, национального стандарта зарубежной страны. Например, ИСО 7173:1989 обозначается как ГОСТ Р 50231-92. Если ГОСТ Р или ГОСТ разработаны на основе применения технически аутентичных текстов сразу нескольких международных стандартов, (международных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран, то в их обозначение региональных включается обозначение только основного из них, а об остальных информация приводится в предисловии к ним. Если в международном стандарте, (международном) региональном стандарте или национальном стандарте зарубежной страны, подлежащей применению в РФ, имеются ссылки на другие нероссийские стандарты, уже применявшиеся в России ранее или по своим требованиям аналогичные действующим ГОСТ Р или ГОСТ, в оформляемом на его основе ГОСТ Р или ГОСТ приводятся ссылки на соответствующие ГОСТ Р и (или) ГОСТ.
Если международный стандарт, (международный) региональный стандарт, национальный стандарт зарубежной страны, подлежащий применению в России, содержит ссылки на нероссийские стандарты, еще не применявшиеся там, и при этом отсутствуют эквивалентные им ГОСТ Р и ГОСТ, необходимо оперативно решить вопрос о возможности применения в России этих нероссийских стандартов, на которые сделаны ссылки. Для этого, например, можно использовать метод придания этим нероссийским стандартам, на которые сделаны ссылки, добровольного (рекомендуемого) статуса.
Кроме того, до принятия в РФ международных стандартов, (международных) региональных стандартов, национальных стандартов зарубежных стран в качестве ГОСТ Р и ГОСТ допускается их применение в качестве ОСТ, СТО и СТО, что существенно облегчает решение проблемы гармонизации требований отечественных стандартов и международно-признанных стандартов на аналогичные объекты стандартизации.
Контрольные вопросы
Назовите основные цели стандартизации.
Какие органы осуществляют деятельность по стандартизации?
Какие категории стандартов вы знаете?
Перечислите методы применения стандартов.
Работа многих предприятий связана с необходимостью соответствия стандартам. При производстве продукции, в ходе осуществления процедур приемки, доставки клиентам, реализации релевантные бизнес-процессы обычно нормируются посредством различных документов. Какова специфика стандартов как самостоятельного источника норм? Какими категориями они представлены в российской практике? Что отличает их от иных источников норм?
Что такое стандартизация?
Прежде чем исследовать категории стандартов, действующих в РФ, полезно будет рассмотреть аспект, отражающий сущность процесса, в ходе которого соответствующие нормы формируются. Речь идет о стандартизации. Что это такое?
Согласно распространенному определению, под стандартизацией следует понимать активности тех или иных компетентных учреждений, в рамках которых устанавливаются правила, или же характеристики в отношении каких-либо объектов или процессов с целью последующего их многократного задействования. Основная цель внедрения стандартов - повышение качества выпускаемой на предприятиях продукции (оказываемых услуг) через упорядочивание критериев ее производства.
Стандартизация - важное условие успешного развития любой национальной экономики. Строгие нормы, издаваемые компетентными государственными органами в отношении предприятий, стимулируют их работать эффективнее, выпускать безопасную и качественную продукцию.
Стандартизация - один из значимых факторов технического прогресса, как на уровне отдельно взятой национальной хозяйственной системы, так и в аспекте развития мирового сообщества.
Поэтому важным аспектом технологического движения современной цивилизации вперед некоторые эксперты называют международные интеграционные процессы на уровне стандартов.
Задачи стандартизации
Рассмотрим ключевые задачи стандартизации. Эксперты выделяют следующий их перечень:
- налаживание взаимопонимания между субъектами производственных процессов (разработчиками, промышленниками, продавцами, покупателями товаров и услуг);
- выработка оптимальных критериев стандартизации, наилучшим образом отражающих особенности развития тех или иных отраслей или экономики в целом;
- содействие выработке предприятиями оптимальных схем доступа к необходимым ресурсам посредством внедрения стандартов, отражающих применение тех или иных видов сырья, материалов, компонентов;
- унификация производственных процессов с целью повышения динамики масштабирования бизнесов (как результат - позитивный эффект в аспекте роста экономики);
- установление оптимальных норм в области метрологии (с целью оптимизации производственных цепочек как на национальном, так и на международном уровне);
- нормативное обеспечение процедур контроля, испытаний, измерений, исследования продукции на предмет качества;
- оптимизация технологических процессов с точки зрения трудоемкости, потребности в материалах, электроэнергии;
- содействие инвестиционной привлекательности национальных предприятий в аспекте повышения эффективности производства за счет оптимизации стандартов.
В процессе стандартизации, как правило, разрабатываются нормативные документы, в которых содержатся те самые правила и характеристики объектов и процессов на производстве (или в сфере предоставления услуг). В числе самых распространенных разновидностей данного типа бумаг - собственно стандарты. Каковы ключевые их признаки? Что обособляет стандарты от иных источников норм? Давайте разбираться!
Стандарты, как правило, нацелены на регулирование какой-либо конкретной части производственного процесса (предоставления услуг). В них также могут указываться критерии, имеющие, к примеру, отношение к терминологии каких-либо товаров или услуг. Данные документы разрабатываются на основе обобщенных научных исследований, инженерных работ, они аккумулируют в себе результаты практики производства (оказания услуг) в различных сферах экономики.
Стандарты и технические условия
Стандарты, согласно распространенной точке зрения, не следует отождествлять с такой категорией, как технические условия (или ТУ). Дело в том, что ТУ - это источники, которые в большей степени коррелируют в основном с эксплуатационной документацией. То есть они представляют собой сопроводительные документы. Вместе с тем, ТУ и различные категории стандартов имеют сопоставимую степень востребованности. Оба источника норм, таким образом, важны с точки зрения организации производственных процессов. Как правило, производитель, осуществляя выпуск того или иного товара, должен обеспечить соответствие бизнес-процессов не только, к примеру, ГОСТам, но также и ТУ и иным, релевантным конкретной отрасли или предприятию, нормативам. Таким образом, правомерно говорить о важности комплексного подхода в практике обеспечения соответствия промышленных схем тем или иным стандартам.
Особенности российской системы стандартизации
Некоторые эксперты выделяют систему, о которой идет речь, в отдельный общественный институт. Дело в том, что в ее рамках деятельность субъектов издания стандартов регулируется, как правило, на уровне федеральных органов власти, имеющих соответствующий уровень компетенции. Собственно, цель создания данной системы во многом сводится к решению задач политического характера - защите прав потребителей, повышению конкурентоспособности национальных производств, развитию международного сотрудничества.
Основной российский источник права, который, в частности, включает в себя критерии, в соответствии с которыми определяются те или иные категории стандартов, - ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с данным законом, все стандарты, применяемые в российской практике, имеют единообразный формат обозначения. Что это значит? В любой категории стандартов РФ структура соответствующих норм представлена в виде индекса, номера регистрации, а также года принятия. Например, ГОСТ Р 50597-93.
Классификация стандартов
Существует большое количество критериев, в рамках которых можно выделить те или иные категории стандартов. Какова традиционная для российской практики схема? Экспертами и инженерами, работающими в РФ, выделяются следующие основные категории стандартов:
- международные;
- государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);
- межгосударственные (ГОСТ);
- корпоративные (стандарты предприятий);
- отраслевые;
- издаваемые общественными объединениями.
Есть в мировой практике и иные категории. Так, например, некоторые эксперты выделяют региональные стандарты, применимые одновременно в нескольких странах, которые объединены по культурным или географическим признакам. Однако в России основные категории стандартов, так или иначе, представлены в данном перечне. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Государственные стандарты (или ГОСТы) всех типов - российские, или межгосударственные - характеризуются обязательностью в аспекте применения предприятиями и организациями, деятельность которых попадает под положения соответствующих норм. Можно отметить, что ГОСТы в ряде случаев могут быть одним из критериев проведения сертификации предприятия.
Что касается отраслевых стандартов (или ОСТов), данные нормы действуют в отношении конкретного сегмента экономики. Можно отметить, что они также могут использоваться в качестве критериев при проведении сертификации.
Интересны также стандарты предприятий (или СТП). С их помощью устанавливаются требования в отношении методов (или же процессов), которые характерны для тех или иных участков производства. В ряде случаев могут иметь схожесть в отдельных положениях с ГОСТами и ОСТами, однако, как правило, отражают частные особенности производственных процессов на конкретных предприятиях.
Можно отметить, что, вне зависимости от конкретной категории стандартов, обозначения стандартов, если говорить о российской модели, выстраиваются, как правило, по схожим схемам. То есть, если говорить об ОСТ, то название нормы выглядит так же, как и в случае с ГОСТ, т. е. в виде последовательного обозначения индекса, регистрационного номера и года принятия. Конечно, такого элемента, как «номер категории», стандарт в своем наименовании не содержит, однако по аббревиатуре понятно, к какому типу норматив принадлежит - к государственному, или, например, к отраслевому.
Рассмотрев, какими могут быть стандарты в аспекте отнесения к той или иной категории, изучим, каким образом классифицируются источники права, имеющие отношения к стандартизации.
Классификация источников норм в стандартизации
Сейчас в России принята четырехуровневая схема организации национального фонда источников права в сфере стандартизации.
На первой ступени располагается техническое законодательство. Главный источник права здесь, как мы уже отметили выше, - ФЗ «О техническом регулировании». На данном уровне присутствуют иные законы и подзаконные правовые акты (постановления российского Правительства, приказы различных ведомств и т. д.).
Компетентные государственные органы участвуют в регулировании широкого спектра отраслей, формируя различные категории и виды стандартов.
На втором уровне располагаются, собственно, те самые документы, в которых содержатся нормы, регулирующие производственные объекты и процессы. Это национальные и межгосударственные стандарты, различные классификаторы, рекомендации.
На третьем уровне - источники, содержащие в себе отраслевые стандарты и те, что создаются научно-техническими обществами.
На четвертом - источники, включающие стандарты предприятий, а также дополняющие и сопровождающие их нормы.
Общая характеристика стандартов разных категорий, которая отмечается многими экспертами, - это преимущественная императивность норм. Разумеется, на том уровне, которому соответствует тот или иной норматив. В отдельных пунктах стандартов может присутствовать также и диспозитивность, однако в целом в них преобладают, как полагают эксперты, предписывающие, императивные положения.
Виды стандартов
Каким образом соотносятся категории и виды стандартов? Что общего между этими двумя терминами и что отличает их? Все очень просто. Выше нами была рассмотрена характеристика стандартов разных категорий в зависимости от уровня того или иного документа. То есть главный критерий в отношении термина «категория» - уровень. В свою очередь, какими ключевыми признаками характеризуется такое явление, как «вид» стандарта?
Основной фактор отнесения нормы к тому или иному виду (при этом он наблюдается не только в российской, но также и в мировой практике) - наличие некоторой специфики объекта нормирования. Эксперты выделяют несколько основных классов, в рамках которых можно ее определить. Так, в зависимости от специфики объекта нормирования, стандарты могут быть:
- основополагающими;
- ориентированными на продукцию (услуги);
- ориентированными на работу (процессы);
- адаптированными для методов контроля (в отношении испытаний, измерений или же, например, анализа).
Что касается основополагающих стандартов, то можно отметить, что они регламентируют, прежде всего, ключевые организационные аспекты, положения и нормы, которые могут быть общими в отношении разных сегментов производства, областей науки и техники. Если вести речь, скажем, о стандартах, ориентированных на продукцию или услуги, то данные документы устанавливают критерии для конкретных видов активностей на производстве (или в сервисах): выпуск, эксплуатация, перевозка, ремонт и т. д.
На что нужно обратить особое внимание, изучая стандарты? Понятие "категории и виды" следует осторожно использовать в контексте обоих критериев. В связи с чем? Дело в том, что та или иная "категория" не коррелирует с каким-либо конкретным "видом" стандарта. То есть принадлежность того или иного источника норм к конкретной группе не предопределяет отнесение его к определенному виду. В рамках ГОСТов, таким образом, могут присутствовать стандарты любых видов. В свою очередь, нормативные документы, объект стандартизации которых - выпуск, могут принадлежать как к государственным источникам, так и к отраслевым, корпоративным или же международным.
Стандартизация как политический фактор
Что такое категории стандартов и их характеристика, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, отражающий практическую значимость норм, о которых идет речь, в отношении развития национальной экономики. В начале статьи мы отметили, что внедрение ГОСТов и иных стандартов во много обусловлено политическими причинами, и потому исследовать данный аспект полезно. В числе популярных в научной среде предметов для дискуссий - вопрос о том, какие нормы и стандарты должны быть основополагающими для национальных российских предприятий: внутренние или же международные?
Мнения экспертов на этот счет заметно разнятся. Есть специалисты, которые уверены, что экономика государства должна развиваться как можно более независимо, особенно в стратегических отраслях. И потому основы стандартизации в этом случае должны быть национальными. Другие эксперты полагают, что в современном мире проблематично развивать экономику в полной изоляции, и потому считают целесообразным приближать национальные стандарты к мировым.
Международный уровень стандартизации
Каким образом определяются категории стандартов в метрологии и иных отраслях (если говорить о международном уровне формирования соответствующих норм)? Рассмотрим ключевые структуры, которые вовлечены в этот процесс.
Прежде всего, это Международная организация по стандартизации, или ИСО, которая была образована в 1947 году. В ее активностях участвует большинство современных государств. Другая важнейшая структура - МЭК, или Международная комиссия по электротехнике. Можно отметить, что она была основана раньше, чем ИСО, - в 1906 году. Правда, количество участников МЭК меньше - 76 стран. Другие важнейшие международные структуры, участвующие в процессах, связанных, так или иначе, со стандартизацией, - ЕЭК ООН, а также Международная торговая палата (или МТП).
Региональный уровень стандартизации
Выше мы отметили, что некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию региональные стандарты. За их формирование также отвечают международные структуры. Так, например, собственные региональные организации, отвечающие за стандартизацию, образованы странами Скандинавии, ЕС, Африки, Латинской Америки, Арабского региона. В числе значимых европейских структур - Комитет по стандартизации (СЕН). Страны ЕС, как отмечают некоторые эксперты, достигли исключительно высокого уровня интеграции различных производственных стандартов, предписаний и норм.
Межгосударственный стандарт - ГОСТ - региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемый. Действующие, а также вновь вводимые ГОСТы, к которым присоединится Россия, будут применять на ее территории без переоформления и без изменения их обозначения.
Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России. Они устанавливают требования к продукции массового и крупносерийного производства.
Отраслевые стандарты (ОСТы) - обязательны к применению для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, использующих продукцию данной отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера, обязательны только для предприятий и организаций министерства (ведомства) их утвердившего.
Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. В частности, объектами отраслевой стандартизации могут быть: изделия серийного и мелкосерийного производства; конкретные виды продукции, общие технические характеристики для которой установлены государственными стандартами; детали и сборочные единицы, технологическая оснастка и инструменты, сырье, материалы, полуфабрикаты, технологические нормы и типовые технологические процессы внутриотраслевого применения; нормы точности и методики проведения измерений.
Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО) - разрабатывают для динамичного отражения и распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований. СТО не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.
Стандарты предприятия (СТП) - обязательны только для предприятия, утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий; внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерения и контроля.
Технические условия (ТУ) - нормативный документ на конкретную продукцию, утвержденный предприятием разработчиком, как правило, по согласованию с предприятием заказчиком.
В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарты всех категорий следующих видов:
Общих технических условий;
Общих технических требований (технических требований);
Параметров и (или) размеров;
Типов, основных параметров и (или) размеров;
Конструкции и размеров;
Сортамента;
Правил приемки;
Методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
Правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
Правил эксплуатации и ремонта;
Типовых технологических процессов.
Общетехнические и организационно-методические стандарты (на общие нормы, показатели качества, методы расчета и проектирования, термины и определения, единицы физических величин; системы классификации и кодирования, требования к поставке, требования к изготовлению и др.) на виды не подразделяются.
Условные обозначения.
ГОСТ Р 6636 – 69
Здесь буква Р – Россия, 6636 – регистрационный номер (Р. Н.), 69 – год регистрации стандарта.
Рязань – 2010 г.
Методические указания обсуждены на заседании кафедры «Технология общественного питания» протокол № « » 2010 года
Заведующий кафедрой___________ О.В. Черкасов
Одобрено советом (методической комиссией) технологического факультета
«_____» _____________ 2010 года.
Председатель ____________ Е.Н. Бондаренко
Цель работы – изучение категорий нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и видов стандартов, применяемых в Российской Федерации.
В результате выполнения лабораторной работы студенты должны изучить существующиекатегории нормативных документов стандартизации (согласно ГСС РФ) и виды стандартов, применяемых в Российской Федерации.
Нормативный документ по стандартизации - это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.
Объектами стандартизации являются продукция производственно-технического назначения, товары широкого потребления, технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ, требования к оформлению документации, правила транспортирования и хранения продукции, бытовые услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
К нормативным документам по стандартизации согласно ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации. С определенной оговоркой к нормативным документам относятся технические условия .
Наиболее массовым нормативным документом по стандартизации является стандарт.
Стандарт согласно ГОСТ Р 1.0-92 - это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый признанным органом (организацией, предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа стандарты различаются по категориям:
· международный;
· региональный;
· государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);
· межгосударственный (ГОСТ);
· стандарт отрасли (ОСТ);
· стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);
· стандарт предприятия (СТП).
Международный стандарт - стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO) и 1 МЭК (IEC). Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК, - рекомендательный,добровольный.
Региональный международный стандарт - стандарт, принятый международной межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Такими стандартами в Европе являются стандарты CEN Европейского комитета по стандартам, ENSI Европейского института телекоммуникационных стандартов и др. Статус подобных стандартов для стран, входящих в региональные объединения (например, ЕС), - обязательный.
ГОСТ - государственные стандарты бывшего СССР , действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран - бывших республик, входивших в свое время в состав СССР. Применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера. По состоянию на 1 января 2001 г. в России и странах СНГ действуют свыше 20 тыс. ГОСТ.
ГОСТ Р - стандарт, принимаемый Госстандартом России или Госстроем России. К объектам ГОСТ Р относятся организационно-методические и общетехнические объекты, продукция, работы, и услуги, имеющие межотраслевое, общенародное хозяйственное значение.
ОСТ - отраслевые стандарты, устанавливаются на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему федеральному органу исполнительной власти, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предприятия и организации, применяющие (потребляющие) продукцию данной отрасли. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры, типоразмеров, требований, не снижая при этом качественных и эксплуатационных показателей, установленных государственными стандартами. Такие стандарты называют ограничительными.
Фонд отраслевых стандартов составляет около 40 тыс. наименований.
СТО - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством и т. п.
СТП - стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП могут устанавливать ограничения ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ без ухудшения показателей качества соответствующей продукцией или услуги.
Кроме того существуют:
Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей. К нему можно отнести Государственные стандарты и стандарты отрасли.
Стандарт административно-территориальной единицы - стандарт, принятый на уровне одного субъекта - Российской Федерации и доступный широкому кругу потребителей.
Предварительный стандарт - временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей; информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия и введения в действие стандарта.
Стандарт на совместимость - стандарт, устанавливающий требования касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.
Стандарт с открытыми значениями - стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть установлены значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.
Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать СТП для освоения государственных, международных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т. п., закупаемым у других организаций и предприятий. СТП обязателен, для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукции или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности - участников договора.
Относительно новым для российской стандартизации является введение в перечень нормативных документов технического регламента.
К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты РФ в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством РФ входит установление обязательных требований.
Технический регламент содержит технические требования или непосредственно (например, обязательные требования государственных стандартов), или путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.
К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).
ОКТЭИ - это систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, документацию, производственные процессы и их составные элементы, имеющие общегосударственное хозяйственное применение. Примером ОКТЭИ могут служить такие, как Общероссийский классификатор продукции ОКП; предприятий и организаций - ОКПО; управленческой документации ОКУД и др., свыше 30 наименований.
Правила по стандартизации (ПР) - нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.
ПР разрабатывается на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.
Норма - нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.
Технические условия (ТУ) - документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, выпускаемая небольшой партией, а также произведения художественных промыслов и т. п.
В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. ТУ разрабатывают в соответствии с ГОСТ 2.114-95". Фонд ТУ насчитывает около 150 тыс. наименований.
Доверенности