Содержание сказки островского снегурочка. Снегурочка в царстве берендеев. Губительные лучи солнца

Александр Николаевич Островский

«Снегурочка»

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме — леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди — свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка — Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье — хоры птиц и их пляски, — как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья — проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошёл Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приёмной дочкой.

Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своём счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков — выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядёт перед домом, и зовёт её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в неё и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясённая Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорблённая Купава просит защиты у берендеев и шлёт проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближённым Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все своё горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать берендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста — Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылём и Бобылихой Снегурочку, царь поражён её красотой и нежностью, хочет найти для неё достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, — Лель. Лель зовёт Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснётся любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре — Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищённый пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живёт не любовь, а только гордость за то, что именно её поведёт Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовёт Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увёртывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на неё волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», — говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

Близится конец суровой и холодной зимы, на смену которой приходит долгожданная весна с её тёплыми лучами солнца и первыми проталинами в лесу, где леший прячется в дупло. На Красную горку приходит Весна, и возвращаются птицы. Холодом встречает Весну страна Берендеев, а всё из-за заигрываний Весны с Морозом. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом и всё терпит ради дочери.

Зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают люди в холодную погоду, но с весельем поднимается вьюга. Мороз выходит из лесу и напоминает Весне, что пришло время позаботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы она жила среди послушных зверей в лесном тереме. Но Весна желает другое будущее для дочки, чтобы жила она среди людей и весёлых подруг, играющих и пляшущих до полуночи. Бог Солнца берендеев, горячий Ярило хочет погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её.

После ссоры Мороз предлагает отдать Снегурочку на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать на неё внимание. Весна соглашается. Снегурочка признаётся, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, очень нравятся ей песни молоденького пастушка Леля. Это очень пугает заботливого отца, и он наказывает Снегурочке остерегаться Леля, и поручает заботу о ней своим лешуткам - лесным. Вот и весна вступила в свои права. Начались народные гуляния.

Пошёл как-то Бобыль в лес за дровами и увидел Снегурочку, одетую как боярышня. Согласилась она остаться жить у них в доме приёмной дочкой. Названные родители сердятся, что она своей стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов, а им не удаётся разбогатеть. К Бобылям приходит Лель. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, и о подарке цветка. Лель, спев песню увидел других девушек и побежал к ним. Девушки ссорятся с парнями, которые увлекаются красотой Снегурочки.

К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого купца Мураша. Она делится своей радостной новостью со Снегурочкой, говорит, что к ней посватался богатый торговый гость Мизгирь. Вот появляется Мизгирь с двумя мешками подарков - выкуп за невесту для девушек и парней. Мизгирь, увидев Снегурочку, страстно влюбляется в неё и приказывает нести казну в дом Бобыля. Снегурочка не желает зла Купаве, сопротивляется переменой Мизгиря. Оскорблённая от горя Купава просит защиты у Берендеев. Купава решила утопиться, но Лель остановил её.

Пятнадцать лет Ярило немилостив к Берендеям. Чтобы угасить гнев солнца, нужно умилостивить его жертвой. Но Бермята сообщают, что из-за Снегурочки, которая появилась в слободке, все девушки перессорились. Тут вбегает брошенная Купава и рассказывает о своём горе царю. Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь отчаянно борется за свои права. На вечерней зоре девушки и парни водят хороводы. Лель ищет Купаву и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её. Снегурочка отвергает любовь Мизгиря, зовя Леля. Лешутки уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, где он плутает всю ночь. Снегурочка просит совета у матери весны, научить её любить. Мать одевает на голову Снегурочке волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит юношу, которого она встретит. Счастливый Мизгирь приводит Снегурочку на гору, где собрались Берендеи. Снегурочка тает при первых лучах солнца, благословляя любовь, которая принесла ей смерть. Мизгирь, который думает, что Снегурочка его обманула, в отчаянии бросается с горы в озеро. Теперь все Берендеи надеются, что гнев Ярилы погаснет, ведь он дарит силу, урожай и жизнь.

Сочинения

ФОЛЬКЛОРНАЯ ОСНОВА ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «СНЕГУРОЧКА» А.Н. Островский "Снегурочка" Сказка Островского "Снегурочка" Поэтическая сказка А. Н. Островского "Снегурочка" Опера "Снегурочка" на сюжет пьесы А. Н. Островского

В основе сюжета пьесы «Снегурочка» Островского, написанной в 1873 году, лежит русская народная сказка. Это стилизованный под русский фольклор поэтический рассказ, в котором действующими лицами являются низшие и высшие славянские божества: Весна, Ярило, Мороз, Леший.

Главные герои

Мороз – суровый старик, повелитель стужи и метелей.

Весна – молодая красавица, что приносит с собой тепло и радость.

Снегурочка – юная дочка Мороза и Весны.

Лель – беззаботный пастух, способный очаровать кого угодно своим пением.

Мизгирь – молодой купец, страстно влюбленный в Снегурочку.

Другие персонажи

Царь Берендей – добрый и справедливый правитель волшебного царства.

Бобыль и Бобылиха – приемные родители Снегурочки.

Купава – подружка Снегурочки, отвергнутая невеста Мизгиря.

Бермята – ближний боярин царя.

Елена Прекрасная – супруга Бермяты.

Ярило – могущественное божество, солнце, которому поклоняются все берендеи.

Пролог

Явление первое

« Весна-Красна спускается на землю », вот только « угрюмая страна » совсем нерадостно встречает ее – поля покрыты снегом, а ручьи скованы льдом.

Весна признается, что шестнадцать лет назад она проявила свой « непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый» , и обольстила Мороза. Теперь у них есть общая дочь – красавица Снегурочка.

Явление второе

При встрече Весна просит старика поскорее отправиться на север, « к сибирским тундрам ». Узнав, что Мороз оставляет дочь в глухом лесу, она протестует – повзрослевшей Снегурочке нужны « веселые да игры до полночи, весенние гулянки да горелки ».

Мороз признается, что его главный противник – Ярило – « поклялся страшной клятвой губить » его, и растопить Снегурочку, как только та по-настоящему полюбит.

Явление третье

Девушка признается родителям, что давно мечтает с подружками ходит в лес по грибы да ягоды, водить с ними хороводы под звонкие трели молодого пастуха Леля.

Мороз покидает царство берендеев, и Весна вступает в свои законные владения.

Явление четвертое

На радостях берендеи сжигают чучело зимы и празднуют Масленицу.

Бобыль и Бобылиха замечают на дороге боярышню « в тулупчике, в сапожках, в рукавичках » – Снегурочку, которая становится их названной дочерью.

Действие I

Явление первое

Жители царства получают указ – собраться всем « на гульбище, на игрище, на позорище » и поклоняться светлому Яриле.

Тем временем Бобыль с супругой кручинится – за Снегурочкой « оравами, стадами » ходят женихи, но никто не нравится красавице. Старики мечтают о сытой жизни у будущего зятя, но Снегурочка хочет выйти замуж только по любви. Вот только что такое любовь она еще не знает.

Явление второе

Жители слободки предлагают плату Бобылю, чтобы тот приютил у себя молодого пастуха Леля. Многие из них опасаются, что молодой красивый парень может вскружить головы их женам и дочкам, а у Бобыля Снегурочка совсем не похожа на слобожанок.

Явление третье

Снегурочка просит Леля спеть для нее песню. В качестве платы пастух просит поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда Лель готов взять в качестве платы цветок.

Пастушок начинает петь, но его зовут другие девушки, и парень без раздумий выбрасывает увядший цветок и убегает.

Явление четвертое

Снегурочку обижает равнодушие Леля – « досада сжимает грудь ». Девушка обижена на отца за то, что сотворил ее такой холодной, и решает взять у матери-Весны « немножечко сердечного тепла ».

Явление пятое

Подруга Снегурочки по имени Купава делится с ней своей радостью – она познакомилась с богатым пригожим молодцем Мизгирем. Девушка с нетерпением ожидает праздника, поскольку « в Ярилин день, на солнечном восходе » избранник пообещал перед царем взять ее в жены.

Явление шестое

Завидев вдали Мизгиря, Купава просит своих подруженек спрятать ее, и выдавать суженому только за большой выкуп. Девушки весело торгуются с женихом, и тот одаривает их богатыми подарками. Купава зовет Снегурочку « в последний раз, в останешний » поводить вместе хороводы, да спеть песни.

Явление седьмое

Увидев Снегурочку, Мизгирь без памяти влюбляется в нее. Ради нее он готов бросить свою невесту Купаву, и « дарами бесценными » осыпать красавицу. Бобыль с супругой уговаривают Снегурочку быть благосклонной к такому завидному жениху.

Явление восьмое

Униженная Купава приходит с друзьями к крыльцу Бобыля и требует ответ от Мизгиря. Богатый купец объясняет, что ему « всего дороже скромность » Снегурочки. Купава же « любила без оглядки, обеими руками обнимала », и Мизгирь посчитал девушку излишне ветреной.

В отчаянии Купава решает утопиться в реке, но ее вовремя останавливает Лель. Слобожане советуют ей обратиться за помощью к царю Берендею.

Действие II

Явление первое

Царь Берендей восседает на своем золотом троне, и под песни слепых гусляров лично расписывает один из столбов. Два скомороха шуточно спорят промеж собой, что там изображено.

Явление второе

Правитель переживает, что в сердцах берендеев нет былой « горячности любовной ». Он предлагает в Ярилин день соединить брачным союзом всех собравшихся девушек и парней. На что Бермята сообщает, что « невесты рассорились до драки с женихами », и причина тому – неприступная красавица Снегурочка.

Явление третье

К царю приходит Купава и жалуется на недостойное поведение Мизгиря, опозорившего ее перед всеми слобожанами. Берендей приказывает привести к нему юношу « на суд царев ».

Явление четвертое

Берендей предлагает юноше « загладить грех » и взять в жены Купаву, но тот не согласен – он любит только Снегурочку. Да и Купава отказывается от такого брака, поскольку « обижено, разбито сердце ».

Берендей хочет навечно изгнать Мизгиря из своего царства, но тот просит царя только взглянуть на Снегурочку, а потом уж выносить приговор.

Явление пятое

В царских покоях появляется Снегурочка, и царь не может оторвать от нее глаз. Берендей не верит, что сердце Снегурочки до сих пор молчит, и никто из юношей не смог очаровать ее.

Царь обращается за советом к Елене Прекрасной, и та говорит, что « один лишь только может внушить любовь девице » – молодой пастух Лель. Мизгирь просит царя дать ему еще один шанс завоевать любовь Снегурочки.

Действие третье

Явление первое

На вечерней заре юноши и девушки начинают водить хороводы. Царь с умилением глядит на веселье, и советует позабыть обо всех проблемах, ведь « для заботы своя пора ».

Берендей предлагает Лелю выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка просит пастуха выбрать ее, но тот предпочитает ей Купаву. В слезах Снегурочка убегает.

Явление второе

Снегурочка обвиняет Леля в том, что он выбрал Купаву, а не ее. Самолюбие девушки уязвлено, ведь она гораздо красивее соперницы. Лель обещает, что в следующий раз выберет непременно ее.

Явление третье

Снегурочку находит Мизгирь и рассказывает ей о то, « как ноет сердце, какой тоской душа больна ». Он пугает девушку своей исступленной страстью. За согласие Снегурочки стать его женой он готов на все. В страхе красавица убегает.

Явление четвертое

Своим чарующим пением Лель сводит с ума не только Снегурочку и Купаву, но и Елену Прекрасную. Она признается пастуху в любви, но не « не зажигает огня в груди у Леля ».

Явление пятое

Елену Прекрасную ревнует к Лелю ее муж – боярин Бермята. Однако красавица успокаивает его тем, « что юноши все нагло-бессердечны, зато мужья и милы и добры ».

Явление шестое

Снегурочка находит Леля, и просит у него защиты от настойчивого Мизгиря. Однако пастух, завидев бегущую Купаву, под благовидным предлогом удаляется.

Явление седьмое

Купава признается в любви Лелю, который « спас девическую гордость ». Пастушок согласен объявить Купаву своей женой, как только взойдет солнце.

Этот разговор слышит Снегурочка, и в гневе называет Леля изменником, а Купаву – разлучницей. Девушка отвечает, что для Снегурочки любовь – это лишь игра, забава, а пастушок признается, что ему « не детская любовь нужна» .

Действие четвертое

Явление первое

Мизгирь следует за призраком Снегурочку вглубь леса – это Леший постарался, чтобы уберечь дочку Мороза от настойчивого поклонника.

Явление второе

Снегурочка прибегает к матери и жалуется, что хочет « любить - но слов любви » совсем не знает. Она устала быть холодной, и хочет открыть свое сердечко навстречу сильному чувству.

Однако Весна напоминает Снегурочке « отцовы опасенья » – любовь станет причиной ее гибели. Девушка готова умереть, лишь испытать « любви одно мгновенье ».

Весна надевает дочери волшебный венок, и говорит, что она всем сердцем полюбит первого, кого встретит.

Явление третье

Снегурочка встречает Мизгиря и признается ему в любви. Он не верит своему счастью и с нетерпением ожидает восхода солнца, чтобы объявить царю Берендею свою суженую.

Явление четвертое

На рассвете парни и девушки запевают песни. Царь благословляет брачные союзы, желает молодым счастья и благополучия.

С появлением ярких солнечных лучей Снегурочка начинает таять. Она счастлива, ведь впервые в жизни « в очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь ».

С горя Мизгирь бросается в озеро, а царь Берендей говорит, что гибель влюбленных неслучайна, поскольку « солнце знает, кого карать и миловать ». Лель запевает хвалебную песню Яриле.

Заключение

Произведение Островского построено на противостоянии противоположностей: Мороза и Ярила, холода и тепла, равнодушия и чувственности. Главная тема пьесы – жизнь без любви бессмысленна.

Краткий пересказ «Снегурочки» будет полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 167.

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

3.7 (73.33%) 3 votes

Пьеса «Снегурочка» была написана А.Н.Островским «по случаю» и очень выделяется на фоне характерных для него сатирических произведений. Предыстория ее создания такова: в 1873 году Малый театр переехал в Большой из-за ремонта, и комиссия, которая занималась всеми императорскими театрами в Москве, решила поставить особый спектакль, который задействовал бы одновременно балетную, оперную и драматургическую труппы. Взяться за воплощение этой идеи попросили не только Островского, но и Чайковского, который отвечал за музыкальную часть. Оба увлеклись своей работой настолько, что феерия была готова очень быстро.

В основе «Снегурочки» Островского лежит народная сказка, в которой сочетаются славянские обряды и песни, а также добавлена мифологическая составляющая. Благодаря этому произведение, которое долго считали легкомысленным для такого серьезного драматурга, становится многослойным и многозначным. Так, природа у него напоминает не столько пейзаж, сколько портрет. Если скачать бесплатно это произведение или прочесть его онлайн, то можно легко заметить, что природное и человеческое начала в нем смешаны. Двоякость пьесы легко заметить, если «Снегурочку» читать полностью для урока литературы. С одной стороны перед зрителем предстает утопическое берендеево царство, где даже царь считает, что все живое нужно любить, с другой же выступает человеческая жадность Бобыля и Бобылихи, которые видят в приемной дочке только средство для собственного обогащения. Любовь, которую так жаждет сердце Снегурочки, она находит в Мизгире, который, даже будучи женихом Купавы, все же не смог устоять и тоже полюбил красавицу. Рассказ об этом оканчивается печально – Снегурочка тает, поддавшись человеческим чувствам, а ее жених топится в озере.

Вместе с тем автор хоть и грустит, но грустит светло. Он показывает зрителю, что на самом деле его произведение рассказывает о бесстрашии и свободе, которые есть в каждом человеке, о любви и настоящем свете, которые побеждают страх смерти. Пьеса показывает, что верность, любовь и красота души важнее материальных ценностей, стремление к которым воплощено в образах приемных родителей Снегурочки и которые все равно не получают своего сомнительного «счастья». Таким образом, драматург демонстрирует победу духовного начала над физическим, торжество истинных чувств.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Александр Николаевич Островский
Снегурочка
Весенняя сказка в четырех действиях с прологом

Весенняя сказка «Снегурочка»

1

В лесном краю Костромской области среди чудесной природы расположено «Щелыково», бывшая усадьба, а теперь музей-заповедник великого русского драматурга А. Н. Островского.

Островский впервые попал в эти места еще молодым человеком. Ему было двадцать пять лет.

С тех пор у писателя появилась заветная мечта – поселиться в Щелыкове. Эту мечту он смог осуществить только спустя 19 лет, когда вместе с братом выкупил имение у своей мачехи. Став совладельцем усадьбы, Островский каждый год приезжал туда в начале мая и уезжал только поздней осенью.

Природа представала перед ним в ярком разнообразии, меняя свои одежды. Он наблюдал ее возрождение, пышное цветение и увядание.

Были у него здесь и свои излюбленные места.

Островский с ранних лет отличался страстью к рыбной ловле. На плотине извилистой речушки Куекши он проводил долгие часы с удочками. Около крутых берегов реки Сендеги его можно было видеть с острогой1
Острога – рыболовное орудие в виде вил.

На широкую реку Меру, впадающую в Волгу, он выезжал с неводом.

Большое удовольствие составляли для писателя прогулки по окрестным деревушкам, лесным урочищам и полянам.

Он часто ходил в рощу со странным названием «Свинкин лес». В этой роще росли вековые березы.

Александр Николаевич спускался с горы, на которой расположена усадьба, к старому руслу реки Куекши и расхаживал по широкой долине, служившей для окрестной молодежи местом праздничных игр и развлечений. В верхней части этой покатой долины бьет ключик. Во времена Островского здесь каждой весной устраивалась ярмарка, которая собирала толпы народа.

Писатель посещал и круглую поляну около деревни Лобаново. Окруженная лесом, она также являлась местом воскресного отдыха крестьянской молодежи. Тут драматург наблюдал хороводы и слушал песни.

Островский нередко бывал в селении Бережки у своего приятеля И. В. Соболева, искусного резчика по дереву. Необычайная тишина этого лесного уголка, малолюдность (там было всего несколько домов) и своеобразная северная архитектура высоких, с острым верхом амбаров, принадлежавших жителям этого селения, создавали впечатление какой-то отрешенности от мира, сказочности.

Были у Островского и другие нравившиеся ему места.

Его привязанность к Щелыкову с годами лишь крепла. Свое восхищение красотами щелыковской природы он не раз высказывал в письмах к друзьям. Так, 29 апреля 1876 года он писал художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне; подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».

2

Наблюдения Островского за людьми и природой щелыковских окрестностей отразились во многих его произведениях.

Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла, насытил произведение тонким юмором и вставил образы своей сказки в раму живописной щелыковской природы.

«Снегурочка» – сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, его стремлениях и мечтах.

В этом жизнеутверждающем произведении Островский рисует свой идеал общественной жизни, определяющий справедливые красивые человеческие взаимоотношения.

Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке.

Строитель ледяных дворцов, хозяин и повелитель вьюг и метелей Мороз – поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, – это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение все оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.

Девочка Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод – суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью Весной.

Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада, столицы царя Берендея. И вот Островский рисует перед нами царство счастливых берендеев.

Что натолкнуло поэта на мысль создать образ сказочного Берендеева царства?

Островский слышал, очевидно, о том, что во Владимирской губернии существует Берендеево болото. С ним связывали предание о древнем граде берендеев. Это предание и могло подсказать Островскому фантастический образ Берендеева царства.

Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которыми Островский любовался в Щелыкове, помогли ему воссоздать облик веселых берендеев.

Замечательная особенность сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, что в ее условных, причудливых образах явственно видится глубокая правда человеческих чувств.

Островский воплотил в Берендеевом царстве народную мечту о сказочной стране, где властвуют мирный труд, справедливость, искусство и красота, где люди свободны, счастливы и веселы.

Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира», уверенный, что свет «правдой и совестью только и держится». Берендею чужды кровавые дела войны. Держава его славна своей трудовой, мирной и радостной жизнью. Он – философ, труженик и художник. Искусной кистью расписывает Берендей свои палаты, наслаждается роскошными красками природы.

Берендей и веселье любит. Его ближний боярин Бермята – шутник и остроумец, которому царь поручает устройство народных забав и игрищ.

Островский восхищается в своей сказке простым народом – благородным, гуманным, жизнерадостным, неутомимым в труде и веселье.

Царь Берендей, обращаясь к поющим и пляшущим берендеям, говорит:


Народ великодушный
Во всем велик: мешать с бездельем дело
Не станет он – трудиться так трудиться,
Плясать и петь – так вдоволь, до упаду.
Взглянув на вас разумным оком, скажешь,
Что вы народ честной и добрый, ибо
Лишь добрые и честные способны
Так громко петь и так плясать отважно.

Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой.

Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь – выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте.

В их понимании любовь – влечение свободных чувств, независимых от корыстных побуждений. Как закон звучат слова Берендея:


Не терпит принужденья
Свободный брак.

Для берендеев любовь неотделима от верности. Слобожанин Мураш утверждает:


Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас – порука их любви
И верности до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Верность данному слову ценится у берендеев превыше всего.

Мизгирь, купец из царского посада, еще не вступил в брак с Купавой, но, пообещав обменяться венками в Ярилин день, он тем самым навсегда связал с ней свою судьбу. И когда, увлеченный красотой Снегурочки, он нарушил свое слово, то в глазах берендеев стал ужасным, неслыханным преступником.

У берендеев отсутствуют кровавые законы. Смертная казнь заменена здесь вечным изгнанием. Эту меру высшего наказания они и применяют к Мизгирю.

Осуждая Мизгиря, царь Берендей произносит:


Иди от нас, преступник, поругатель
Горячности доверчивой любви,
Внушенной нам природой и богами.
Гоните прочь его от каждой двери,
От каждого жилья, где свято чтутся
Обычаи честные старины!
В пустыню, в лес его гоните!

Снегурочка, порождение Мороза, не могла оставаться среди людей, славящих Солнце, живущих теплом его жарких лучей. Солнце растопило ее и превратило в ручей.

Мизгирь, увидевший в изящной прелести внешнего облика, в скромности, в простодушной наивности, в непосредственности характера Снегурочки свою мечту, оказался обманутым в надеждах на счастье с ней.

Он жалуется:


Обманут я богами; это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Обманщики, не стоит жить на свете!


Убегает на Ярилину гору и бросается в озеро.


Снегурочка и Мизгирь погибли. Но их гибель не прошла бесследно. Она подтвердила правоту быта и нравов берендеев. Она растопила между ними холод и отчуждение, вернула присущие им любовь и верность.

Обращаясь к народу, на глазах которого погибли Снегурочка и Мизгирь, премудрый Берендей говорит:


Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье -
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось
Солнце. Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Бог Солнца Ярило вернулся на землю, и она ожила, обещая обильные всходы.

Хор веселых берендеев приветствует Ярилу, несущего тепло и изобилие:


Даруй, бог света,
Теплое лето!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Краснопогодное,
Лето хлебородное
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!

Этим жизнеутверждающим гимном и заканчивается сказка.

Мы знаем Островского – автора пьес, освещающих все стороны современной ему русской жизни, сурово критикующих «темное царство» стяжателей и самодуров. И в этих пьесах драматург показывал красоту русского народного характера, поэзию русской природы.

В «Снегурочке» Островский – проникновенный лирик, певец человека и природы. Здесь красота характеров, их неповторимое своеобразие воплощены в удивительно поэтичном языке и мелодических стихах. Прислушайтесь к тому, как звучит и поет его стих, то чинный и торжественный, то бойкий и по-народному задорный, к тому, как гибок этот стих, как покорно подчиняется он мысли поэта.

Величаво льется монолог Весны, описывающей страну под властью Мороза:



Весну свою угрюмая страна.


Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах

Не слышно их стеклянного журчанья

С песней народной схожа песня птиц:


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.

И совсем иначе, чинно и торжественно, прославляет Берендея народ:


Да здравствует премудрый,
Великий Берендей,
Владыка среброкудрый,
Отец земли своей!

Островский – чародей языка и стиха, поэт, как и Пушкин, владеющий всеми ладами, всеми тонами его.

«Снегурочка» – подлинно многоголосое произведение. По-разному звучат голоса фантастических Мороза и Весны, веселые песни птиц и монологи людей. Торжественная песня слепых гусляров сменяется дурашливыми запевками бобыля Бакулы, мудрая размеренная речь царя Берендея – страстными гимнами Леля, обращенными к Солнцу.

«Снегурочка» радует нас и переливами своего народного юмора. Мы от души смеемся над храбрым на словах и трусливым на деле Брусилой, недалекими Бобылем и Бобылихой, этими ленивыми и дурашливыми жителями заречной слободы.

3

Образы «Снегурочки» так чудесны, ее поэтический склад так музыкален, что она очаровала и увлекла многих художников.

Известные живописцы В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, А. А. Арапов воспроизводили ее образы своей кистью.

Н. А. Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка», в которой сохранил слова Островского.

Эту замечательную сказку писатель не случайно воплотил в драматической форме. Он предназначал ее для постановки на сцене. Островский создал особый тип пьесы, полной фантастических превращений, феерических картин, безудержного народного веселья.

Эта первая в русской драматургии сказка отличается редкой зрелищностью, яркой театральностью.

Впервые «Снегурочка» была поставлена на сцене Большого театра 11 мая 1873 года. В 1900 году «Снегурочку» почти одновременно поставили два знаменитых русских режиссера: А. П. Ленский на сцене Малого театра и К. С. Станиславский на сцене Художественного театра.

Для постановки «Снегурочки» в Художественном театре композитором А. Т. Гречаниновым написана замечательная музыка.

К. С. Станиславский так говорил о весенней сказке Островского: «„Снегурочка" – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Сказка Островского в постановке Художественного театра произвела огромное впечатление на А. М. Горького. В письме к А. П. Чехову он отмечал: «А вот „Снегурочка" – это событие. Огромное событие – поверьте!.. Я, знаете, преисполнен какой-то радостью от „Снегурочки", и хотя видел в Москве вещи ужасно грустные, но уехал из нее – точно в живой воде выкупался».


Если судьба приведет вас весной в «Щелыково», вы не усидите на месте. Вас потянет в парк, раскинувшийся на территории музея-заповедника, где вы услышите пение соловьев. И вы скажете словами поэта:


Полна чудес могучая природа!
Дары свои обильно рассыпая,
Причудливо она играет: бросит
В болотинке, в забытом уголке
Под кустиком, цветок весны жемчужный,
Задумчиво склоненный ландыш, брызнет
На белизну его холодной пылью
Серебряной росы, – и дышит цветик
Неуловимым запахом весны,
Прельщая взор и обонянье

Вы почувствуете и поймете, что источник образов сказки Островского в этой живой, неиссякающей жизни природы, богатой поэзией красок, звуков, движения…

Б. Никольский

Снегурочка

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог – на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие – в заречной слободе Берендеевке. Второе действие – во дворце царя Берендея. Третье действие – в заповедном лесу. Четвертое действие – в Ярилиной долине.

Пролог
Лица:

Весна-Красна .

Дед Мороз .

Девушка Снегурочка .

Леший .

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль 2
Бобы́ль – бедный безземельный крестьянин.

Бакула.

Бобылиха – его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы : журавли, лебеди, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие .


Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой – Берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи .

Явление первое


Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна -Красна на журавлях , лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц .


Леший


Конец зиме, пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

Проваливается в дупло.


Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.


Весна-Красна


В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою,
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, – в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами, стеснились
Холодные потемки, ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе
Как жар горит луна, и звезды блещут
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы
С вершин дерев и гор, с полей пологих,
Из выбоин дороги прилощенной.
И в воздухе повисли те же искры,
Колеблются, не падая, мерцают.
И всё лишь свет, и всё лишь блеск холодный,
И нет тепла. Не так меня встречают
Счастливые долины юга – там
Ковры лугов, акаций ароматы,
И теплый пар возделанных садов,
И млечное, ленивое сиянье
От матовой луны на минаретах,
На тополях и кипарисах черных.
Но я люблю полунощные3
Полýнощный – северный.

Страны,
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр земных
Родящую таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых. Любо
Обогревать для радостей любви,
Для частых игр и празднеств убирать
Укромные кустарники и рощи
Шелкóвыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)


Товарищи: сороки-белобоки,
Веселые болтушки-щекотуньи,
Угрюмые грачи, и жаворонки,
Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы лебедушки, и гуси
Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, – вы озябли?
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю возьмет; уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лядинах4
Ляди́на – низкое сырое место, поросшее лесом или кустарником.

Возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому: знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце,
Ревнивое, на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите -
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилёт на новоселье.


Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.


Хор птиц


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньши́е, меньши́е?
Орел – воевода,
Перепел – подьячий5
Подья́чий – делопроизводитель, писец в приказной канцелярии.

,
Подьячий, подьячий.
Сова – воеводша,
Желтые сапожки,
Сапожки, сапожки.
Гуси – бояре,
Утята – дворяне,
Дворяне, дворяне.
Чирята – крестьяне,
Воробьи – холопы,
Холопы, холопы.
Журавль у нас – сотник6
Сóтник – начальник сотни воинов.


С долгими ногами,
Ногами, ногами.
Петух – целовальник7
Целовáльник – собиратель подати. При вступлении на должность приносил присягу целованием креста.

,
Чечет – гость торговый,
Торговый, торговый.
Ласточки-молодки -
Касатки девицы,
Девицы, девицы.
Дятел у нас – плотник,
Рыболов – харчевник,
Харчевник, харчевник.
Блинница – цапля,
Кукушка – кликушка,
Кликушка, кликушка.
Красная рожа -
Ворона пригожа,
Пригожа, пригожа.
Зимой – по дорогам,
Летом – по застрехам,
Застрехам, застрехам.
Ворона в рогоже,
Нет ее дороже,
Дороже, дороже.


Из леса на пляшущих птиц опускается иней, потом сыпятся хлопья снега; подымается ветер, набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне .



Весна-Красна (птицам)


В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного
И гнездышки начнете завивать.


Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна , Дед Мороз , Снегурочка .


Мороз


Весна-Красна, здорóво ли вернулась?

Весна


И ты здоров ли, Дед Мороз?

Мороз


Спасибо.
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор!
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями8
Верея́ – столб, на который навешиваются створки ворот.

Скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне,
Любо, любо, любо!
Из леску по дорожке за возом воз,
На ночлег поспешает скрипучий обоз.
Я обоз стерегу,
Я вперед забегу,
По край-поля, вдали,
На морозной пыли
Лягу маревом9
Мáрево – мираж, сухой туман, порождающий зрительные обманы.

,
Средь полночных небес встану заревом.
Разольюсь я, Мороз,
В девяносто полос,
Разбегутся столбами, лучами несметными,
Разноцветными.
И толкутся столбы и спираются,
А под ними снега загораются.
Море свету-огня, яркого,
Жаркого,
Пышного;
Там синё, там краснó, а там вишнево.
Любо мне,
Любо, любо, любо!
Еще злей я о ранней поре,
На румяной заре.
Потянуся к жильям из оврагов полянами,
Подкрадусь, подползу я туманами.
Над деревней дымок завивается,
В одну сторону погибается;
Я туманом седым
Заморожу дым.
Как он тянется,
Так останется,
По-над полем, по-над лесом,
Перевесом,
Любо мне,
Любо, любо, любо!

Весна


Недурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.

Мороз


Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скорéнько забываешь.
Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна


У всякого свой норов и обычай.

Мороз


Уйду, уйду на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
Я соболий треух на уши,
Я оленью доху10
Дохá – шуба мехом внутрь и наружу.

На плечи,
Побрякушками пояс увешаю;
По чýмам, по юртам кочевников,
По зимовкам зверовщиков
Захожу, заброжу, зашаманствую.
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество мое в Сибири вечно,
Конца ему не будет. Здесь Ярило11
Яри́ло – древнеславянский бог Солнца и плодородия.


Мешает мне, и ты меня меняешь
На глупую породу празднолюбцев.
Лишь праздники считать, да браги парить
Корчажные, да вáри вёдер в сорок
Заваривать медовые умеют.
Весеннего тепла у Солнца просят.
Зачем? – спроси. Не вдруг пахать возьмется,
Не лажена соха. Кануны править12
Канýны править – в предшествующие празднику дни варить мед, пиво.


Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари, -
Одна у них забота.

Весна


На кого же
Снегурочку оставишь?

Мороз


Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи-
Овсянники и волки матёрые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

Весна


Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.

Мороз


А теремная челядь?
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка13
Сиводýшка – лисица с темно-серой шерстью на шее и брюхе и коричневато-бурой спинкой.

;
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

Весна


А там полюбится один.

Мороз


Вот то-то мне и не любо.

Весна


Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.

Мороз


Вот то-то ты некстати горяча,
Без разума болтлива. Ты послушай!
Возьми на миг рассудка! Злой Ярило,
Палящий бог ленивых берендеев,
В угоду им поклялся страшной клятвой
Губить меня, где встретит. Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймет. Трудись, корпи, художник,
Над лепкою едва заметных звезд -
И прахом все пойдет. А вот вчера
Из-за моря вернулась птица баба14
Птица баба – серо-бурый пеликан.

,
Уселася на полынье широкой
И плачется на холод диким уткам,
Ругательски бранит меня. А разве
Моя вина, что больно тороплива,
Что с теплых вод, не заглянувши в святцы15
Свя́тцы – церковная книга, содержащая календарь с полным перечнем святых по дням, в которые отмечается их память, а также с указанием праздников.

,
Без времени пускается на север?
Плела-плела, а утки гоготали,
Ни дать ни взять в торговых банях бабы;
И что же я подслушал! Между сплетен
Такую речь сболтнула птица баба, -
Что, плавая в заливе Ленкоранском16
Залив Ленкорáнский – залив в южной части Каспийского моря.

,
В гилянских ли озерах17
Гиля́нские озера – озера в остане Гилян, административной области Ирана, расположенной на юго-западном берегу Каспийского моря.
Для девушки присмотр всего нужнее
И строгий глаз, да не один, а десять.
И некогда тебе, и неохота
За дочерью приглядывать, так лучше
Отдать ее в слободку Бобылю
Бездетному, наместо дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на Бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна


Согласна, пусть живет в семье бобыльской,
Лишь только бы на воле.

Мороз


Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;
И знать любви не будет, если ты
Весеннего тепла томящей неги,
Ласкающей, разымчивой18
Разы́мчивая – возбуждающая.

Весна


Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку.

Мороз


Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!

Снегурочка (выглядывает из лесу)


Подходит к отцу.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".



Доверенности