Роспись по дереву акриловыми красками тагильская. Рисование листа за один проход. Упадок и возрождение

Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств № 2»

Отделение народного декоративно – прикладного искусства

Выполнение декоративных элементов по мотивам Тагильской росписи

Учебно-методическое пособие

преподаватель росписи

по дереву МОУ ДОД «Школа искусств №2»

Усть-Илимск

2010 г.

Введение

Данное методическое пособие предназначено для всех, кто обучается росписи по дереву. Возраст не ограничен. Основное требование – владение элементарными навыками росписи.

В пособии приведены теоретические сведения о истории Тагильской и Урало-Сибирской росписи, показаны приемы владения кистью, которые можно использовать в работе. Описанные и проиллюстрированные фотографиями методы позволят учащимся самостоятельно освоить навыки написания декоративных цветочных элементов или закрепить их дома после занятия.

Преподаватели могут использовать данное пособие в качестве учебного и дидактического материала при подготовке и проведении занятия по росписи.

Описание этапов работы и фотографии, иллюстрирующие их, выполнены таким образом, что будут понятны всем учащимся – взрослым и детям.

Кроме практических советов по технике выполнения «одним мазком», в пособии подробно рассказано о красках и кистях, необходимых для работы, а так же напечатаны замечательные фотографии расписных изделий, композиции которых можно копировать.

Все фотографии показов техники мазка выполнены автором. В качестве примеров расписных изделий большинство – изделия, расписанные автором.

Уважаемый читатель!

У вас в руках учебно-методическое пособие для изучения азов Урало-Сибирской и Тагильской росписи. Это пособие поможет значительно расширить круг людей (детей с 10-11 лет и взрослых - без ограничений по возрасту), которые желают проникнуть в мир художественной росписи.

Для освоения приемов росписи вам потребуются краски, кисти, палитра, бумага (в тексте более подробно описаны все необходимые материалы), терпение и усидчивость. Данное пособие могут использовать не только учителя и преподаватели школ искусств и учителя изобразительного искусства в школах, но и любой человек, имеющий желание научится художественной росписи по дереву.

Советы преподавателям:

Перед тем как предлагать на уроке учащимся освоить приемы Тагильской росписи по дереву, необходимо самому в совершенстве овладеть написанием мотивов. В процессе обучения преподаватель помогает ученикам: наглядно и доходчиво показывает особенности написания отдельных элементов, следит за правильностью выполнения заданий, корректирует (если есть необходимость) написание элементов и мотивов учениками. Желательно показать ученикам не только фото с изображением изделий, расписанных в данной технике, но и заранее приготовить готовое изделие (поднос, расписная доска, шкатулка, тарелка), т. к. на примере изделия, ученикам легче проследить выполнение отдельных элементов росписи (движение руки мастера.)

DIV_ADBLOCK177">

1. История происхождения

живописных росписей России

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья. А в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но и деревянную посуду, металлические орудия труда. Самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, у Далматона изготавливали прялки. В 40-х годах XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи. Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в.

Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали - видимой частью плоскости. В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому. После росписи изделие покрывали лаком.

Бутон" href="/text/category/buton/" rel="bookmark">бутонов , листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей, XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном. Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны; это и цветочные орнаменты и изображения птиц и зверей. Во второй половине XIX века особенно популярным стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.

Народное искусство - явление духовной культуры и как таковое участвует в важных моментах жизни, утверждая отношение к нему, выработанное народным общественным сознанием. Красота скромных и простых предметов будничного обихода связана с пониманием народом самой жизни как проявления прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с верой в то, что хорошая вещь приносит в дом благополучие. Мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явления природы, её естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Лёгкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном красоты. Наблюдения за природой способствовали возникновению образов-метафор, общих для многих народов. Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни.

Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы, увидеть нечто большее, чем животное и птицу - человеческий мир. Поэтический язык растительного орнамента, метафорические изображения птиц, много говорящие посвященному, не могли отразить сущности изменяющегося мира. В замкнутое пространство сельской жизни входили новые явления. Растительные композиции стенописей пополнялись новыми мотивами, включаемыми народными мастерами в ещё целостную систему, полную иносказаний. Фигурки людей стали свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. Но сама суть миропонимания продолжала оставаться цельной и новое, входившее в традиционную структуру, не изменяло её. Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Изображались свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Костюмы персонажей походили на городские: женщины в длинных юбках с непокрытой головой, мужчины в сапогах пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным сюжетам подтверждает большое значение для крестьянства этого события и говорит о стойком сохранении в его сознании их положительного содержания, обещающего благополучия в семье.

В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла – роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. В этот период строились не только крупные заводы, возникали и многочисленные кустарные мастерские, которые изготавливали подносы, шкатулки и даже столики. Чтобы придать изделиям товарный вид и уберечь от коррозии, их покрывали особым лаком. От простой лакировки изделий постепенно перешли к их росписи. Заводовладельцы поощряли инициативу крепостных мастеров, которые создавали подлинно художественные произведения.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image006_35.jpg" width="437" height="81">

Наибольшей известностью и популярностью не только в России, но и в Европе и Азии пользовались расписные подносы – «подносные доски», как их тогда называли. Пластичность и мягкость тагильского железа позволяла делать подносы самой разнообразной формы: прямоугольные, овальные, круглые, многогранные, гитарообразные и фигурные. Откованные готовые формы попадали в мастерскую живописца, который в ХVIII веке был универсалом: и грунтовщиком, и художником, и орнаменталистом, и лакировщиком. Разделение труда окончательно произошло только во 2-й половине ХIХ века. Готовые изделия лакировались знаменитым хрустальным лаком, изобретение которого приписывается семейству тагильских крепостных художников Худояровых.

DIV_ADBLOCK182">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image009_25.jpg" width="197" height="257 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image011_40.gif" width="206" height="170 src=">.jpg" width="255" height="228 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image015_18.jpg" width="241" height="251 src=">

DIV_ADBLOCK183">

Выдавите или выложите на палитру две краски различных цветов. Затем, если необходимо разведите их водой до нужной консистенции, опустите уголок кисти по краю лужицы краски одного цвета.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image018_16.jpg" width="231" height="228 src=">

Как видно на фотографии, два цвета на кисточке образуют букву «V». Прижмите кисточку к палитре и сделайте дорожку из краски, для того, чтобы краска равномерно распределилась на кисти. Дорожку делаем движением назад и вперед, два - три раза.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image020_24.gif" width="397 height=272" height="272">

При выполнении волнообразного движения, необходимо следить за движением кисти: сначала кисть прижимается к листу, делая фестончик, затем кисть немного приподнимаем от поверхности листа (полностью кисть не отнимаем), затем опять делаем нажим.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image022_12.jpg" width="378" height="283 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image024_10.jpg" width="433" height="265 src=">

Для написания второй половинки листа, развернем кисть и начнем двигать ею в противоположном направлении.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image026_11.jpg" width="321" height="279 src=">

Вот наш лист с фестончатым краем и готов.

Рисование листа за один проход

Берем плоскую кисть, набираем на нее две краски. Кисть ставим на лист бумаги, прижимаем, ведем, а затем аккуратно ставим кисть на ребро, необходимо немного потренироваться, чтобы это движение получалось быстро.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image030_7.jpg" width="368" height="240 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image032_4.jpg" width="376" height="281 src=">

Вот небольшой пример использование таких листиков, из них можно сделать замечательные веточки-приписки.

Также с помощью таких листиков можно сделать лепестки у подсолнуха, или можно придумать свой цветок с использованием этих листиков - лепестков.

Фото из Интернета

На следующих картинках приведены примеры различных листьев, выполненных в нашей технике.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image035_6.jpg" width="439" height="545 src=">

Фото из Интернета

Написание цветка розы

Для рисования розы нам понадобятся акриловые или гуашевые краски примерно таких оттенков: малиновый и белый или оранжево-желтый и красный. Если мы будем писать розу с белым краем, то необходимо подобрать лист для работы отличного от белого цвета, например, можно использовать цветную бумагу (желтую, фиолетовую, зеленую…)

Итак, набираем на кисть две краски различных оттенков. И выполняем мазок «ракушка», для этого устанавливаем кисть на ребро и плотно прижимаем ее к поверхности листа и начинаем вести ее, при этом выполняя волнообразное движение напоминающее букву «m».

https://pandia.ru/text/78/395/images/image037_6.jpg" width="350" height="296 src=">

После того, как мы выполнили первый лепесток, начинаем по кругу вписывать остальные. Прошу обратить внимание, что лучше всего смотрится цветок с пятью и более лепестками.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image039_4.jpg" width="345" height="250 src=">

Вот у нас готова первая юбочка. Если цветок большого размера, то можно, таким же образом написать внутри вторую юбочку лепестков, от этого роза будет выглядеть более полной и пышной.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image041_4.gif" width="445" height="292 src=">

При этом у нас получается некая «колбочка» или воронка из нераспустившихся лепестков. Теперь ребром кисти выполняем следующее движение – «запятая». Ставим кисть, слегка ее прижимам к рабочему листу, немного ведем, а затем ставим на ребро, как в случае прописки кончика листика.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image043_3.jpg" width="325" height="314">

«Запятая», выполненная в другую сторону.

Итак, теперь, когда мы научились делать элементы «колбочка» и «запятая», приступаем к прорисовки серединки цветка.

Выполнили «колбочку», для ее выполнения я немного высветлила внешний край, добавив немного белой краски на кисть.

Тагильский поднос
Народные промыслы и ремёсла России

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивается и сейчас.


Промысел этот возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия - подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Сейчас, насколько мне известно, в Нижнем Тагиле всего 4 небольших предприятия, занимающихся этим старинным промыслом. Про одно из них и поговорим. Найти это предприятие оказалось не самым простым делом - находится почти на выезде из города и представляется собой пару комнат, где расписываются и обжигаются подносы. Небольшую экскурсию по нему нам провела Наталья Зарубина, художник по декоративной лаковой росписи, которая пишет больше 10 лет, а точнее с 1993 года.

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.



2.


Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.

Как я уже сказал, сейчас это небольшие предприятия, которые производят все выпускаемые в России тагильские подносы, но с каждым годом спроси на них растет. Способствует этому и постоянные выставки изделий, созданный музей тагильского подноса.

Заготовки для подносов.



3.


Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью.



4.


5.


После этого художник расписывает поднос.



6.


7.


Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту.



8.


9.


Полируется.



10.


Узоры и цельные рисунки сначала создаются на бумаге.



11.


Только потом переносятся с эскизов на подносы.



12.


13.


А вот то самое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку. В нашем случае оранжевый и желтый.


14.


15.


Цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.


16.


Готовые подносы. Стоимость из начинается от 400-500 рублей и может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

У истоков нижнетагильскойросписи находится урало-сибирская роспись.

Подобную роспись можно обнаружить в с. Верхняя Синячиха Свердловской области,где таким образом украшали дома.

С развитием железоделательного производства на Урале металлические орудия все шире начинают применяться в быту простых людей. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками.Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию. Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии). Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей.Путешествуя по Европе Никита Акинфиевич, "подглядел" идею расписных лакированных металлических изделий. Подглядел - и решил основать собственную лакировальную фабрику.

В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Один из сказов П.П. Бажова посвящен этому лаку.

Зарождение нижнетагильской лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале 18 века «железного» военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для «военных нужд государства», закупал новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Активно развивались частных «лакерных» мастерские. Авладельцы завода были, заинтересованны в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.

Еще одной из причин появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай. Мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов - плоского широкого блюда с высоким бортиком. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве и подносы стали расписывать. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (красный, синий, зеленый, черный), затем с помощью мягкой беличьей кисти выполнялась размашистая роспись - букет из разнообразных цветов.Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте. Но ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство подносов. На рубеже XVIII- XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Среди сюжетов, украшавших подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городские и сельские пейзажи. Подносы различали двух типов: подносы-картины и собственно подносы. Они различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные»…Тагильские подносы, называемые также уральскими или сибирскими, увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки.

Первоначально мастерами росписи были мужчины. Была даже создана школа живописи, в которую принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Но постепенно мужчин-живописцев вытеснили женщины.Уже к середине 19 века нижнетагильский поднос имел не только свой собственный язык, к тому времени сложились семейные мастерские Перезоловых, Кайгородовых, Худояровых и другие. Был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; Двойной мазок - это метод когда одновременно на кисточку набираются две краски, затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции. Цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, "черепаховый" или зеленый. Цветок - тагильская роза выполнен достаточно абстрактно. Перед нанесением рисунка подносы "воронили" - вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.

В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего рассвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила.Произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами. Это отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла, традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты и промысел пришел в упадок. Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века. За этим следовало возрождение подносного промысла. В советское время известны артели "Пролетарий" (просуществовала до 1930-хх г.г.) и "Металлист" (работала до 1950-хх г.г.), а с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе "Эмальпосуда". Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы - похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым. Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС"О народных промыслах". Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И. А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели "Пролетарий". Агриппина Васильевна Афанасьеваa сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала свои умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т.д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.

Тагильский поднос сложныйв исполнении, он требует не просто классического образования, а именно изучения данной техники.

Нижнетагильский лаковый поднос являетсяпрекрасным сувениром, как для зарубежных гостей, так и для жителей нашей страны. Сегодня мастера по росписи подносов продолжают традиции тех, демидовских мастеров, стараются сохранить сложившиеся приемы. Нижнетагильская роспись давно доказала свою красоту и уникальность, художественную ценность, работы уральских мастеров выставляются не только в крупнейших музеях страны, но и заграницей.

Вконтакте

Народное ремесло по художественной лаковой росписи металлических подносов, зародилось и существует в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

Путеводитель по Русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Начало

Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых - Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии.

Мастера его во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.


Protonnt , CC BY-SA 3.0

Развитие

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым.

В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В.И. Албычев. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.

Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва) .

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса.

В это время все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.

«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму, — подчёркивает Ольга Силонова. — Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти - яркое, броское, нарядное» .

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма.

Существенный толчок к возрождению предало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение.

Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Барадулин.

Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена - мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала .

Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех.

Современность

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 4 фирмы: «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа» и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург),

Подносной росписью занимаются в художественной школе Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.

Фотогалерея



Полезная информация

Тагильская ро́спись

Прообраз Жостово

Считается, что Тагильская роспись - это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.

Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Ранняя история

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла.

Школа В.И. Алабычева

В период руководства Алабычева, появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер.

Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Женская роспись

Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой.

Завод

В начале XX в. артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. В 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.

А.В. Афанасьева

Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление.

Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того - значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном).

Училище

В 1944 году, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагильского Педагогического института (ныне академия).

Музей

Важнейшей частью возрождения Тагильского подносного промысла стало создание в городе в 1991 году Нижнетагильского музея истории подносного промысла, который позже стал составной частью нижнетагильского музейного объединения "Горнозаводской Урал".

Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Экспозиция музея включает уникальные образцы творчества мастеров тагильской лаковой росписи по металлу за 265 лет.

Детище горнозаводской цивилизации

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.
Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год , к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой "Старый соболь" стал известен во всем мире.
Картина на железе "Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника". Металл, ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.

Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.

Музей истории подносного промысла

Кроме того, XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Как пишет известны исследователь их творчества Ольга Силонова: "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приемы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам".
Поднос "Галантная сцена" фигурной формы, с просечными ручками. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1870-е гг. 76 х 101 см.

Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие, нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность. В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Поднос гитарообразной формы с трафаретным растительным орнаментом. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1 пол. 1880-е годы 49 х 34 см.

Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы при-няли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.



Доверенности