Ракетные крейсеры класса «Ticonderoga. Крейсера типа тикондерога крейсеры класса «Ticonderoga»

Военно-морских сил Соединенных Штатов являются ракетные крейсера типа Ticonderoga. Корабли этого проекта, способные нести большое количество ракетного, артиллерийского и минно-торпедного вооружения, служат с начала восьмидесятых годов и решают широкий круг боевых задач. Тем не менее, часть этих крейсеров уже отличается достаточно большим возрастом, и потому в скором будущем должна завершить свою службу. Списание боевых кораблей может привести к определенным потерям в контексте общей боеспособности флота.

Головной крейсер USS Ticonderoga (CG-47), по имени которого была названа вся серия, заложили в 1980 году и передали ВМС в начале 1983-го. Летом 1994 года флот получил последний 27-й корабль проекта. Интересной особенностью проекта «Тикондерога» стала переработка комплекса вооружения. Так, первые пять крейсеров имели специализированные пусковые установки для ракет разных типов. Все последующие корабли, начиная с USS Bunker Hill (CG-52), оснащались универсальными вертикальными пусковыми установками Mk 41.

Крейсер USS Bunker Hill (CG-52) - один из первых кораблей, подлежащих выводу из состава ВМС

В 2004-2005 годах первые пять кораблей серии, отличавшиеся менее совершенными средствами хранения и запуска ракет, были выведены из боевого состава флота. Прочие, оснащенные универсальными пусковыми установками, продолжили службу. Тем не менее, в обозримом будущем флоту придется отказаться и от них. Сроки службы крейсеров приближаются к максимально допустимым значениям, что соответствующим образом сказывается на их перспективах.

В 2020 году корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53), принятые в состав ВМС США в 1985 году, отметят 35-летие службы. При этом максимальный срок службы крейсеров типа «Тикондерога» определен именно на уровне 35 лет. Таким образом, американскому флоту придется списать их и затем отправить на разделку. Кроме того, темпы поставок кораблей в восьмидесятых годах прошлого века должны привести к постепенному отказу от части оставшихся кораблей.

Американское издание Defense News не так давно смогло получить доступ к ряду документов, оговаривающих дальнейшее развитие надводного флота ВМС Соединенных Штатов. Согласно этим бумагам, командование намерено до 2026 года включительно списать 11 ракетных крейсеров Ticonderoga. Прочие корабли, однако, должны будут пройти ремонт и модернизацию, по результатам которых смогут продолжать службу в течение нескольких следующих десятилетий.

По данным Defense News, в 2020 году «на иголки» отправят корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53). В следующем 2021-м из состава флота выведут USS Antietam (CG-54) и USS Leyte Gulf (CG-55). В 2022 году завершится служба крейсеров USS San Jacinto (CG-56) и USS Lake Champlain (CG-57). 2023-й пройдет без сокращений, но уже в следующем году флот останется без кораблей USS Philippine Sea (CG-58) и USS Princeton (CG-59). В 2025 году службу закончат USS Normandy (CG-60) и USS Monterey (CG-61). Предлагаемая программа списания «Тикондерог» завершится в 2026 году вместе с выведением из боевого состава корабля USS Chancellorville (CG-62).

В результате подобного сокращения в составе военно-морских сил останется лишь 11 крейсеров из 27 построенных. По мере необходимости они будут проходить ремонт и модернизацию, которые позволят продлить сроки службы сверх 35 лет, установленных для первых кораблей серии. Согласно текущим планам, оставшиеся корабли, начиная с USS Cowpens (CG-63), будут оставаться в строю, как минимум, до середины тридцатых годов. Последние корабли могут быть списаны только в середине сороковых или позже.

По целому ряду причин, текущие планы по выведению части крейсеров из состава флота стали причиной споров на разных уровнях. Подобные планы, прямо связанные с состоянием техники, могут иметь серьезные последствия в области национальной безопасности. Существуют определенные риски в контексте количества и качества вооружения. Кроме того, возможны проблемы экономического характера. Очевидным выходом из подобной ситуации, позволяющим избавиться от возможных проблем, является сохранение имеющихся крейсеров в строю.

Бывший офицер ВМС США и ныне аналитик Center for a New American Security Джерри Хендрикс прокомментировал сложившуюся ситуацию и имеющиеся планы следующим образом. Правильным вариантом развития событий он считает включение самых старых крейсеров Ticonderoga в программу ремонта и модернизации Service Life Extension Program. Это, как минимум, будет дешевле, чем строительство новых кораблей с требуемыми характеристиками.


USS Mobile Bay (CG-53)

Кроме того, Дж. Хендрикс отметил определенные сложности, связанные с боекомплектом современных кораблей. Вертикальные пусковые установки крейсеров Ticonderoga могут одновременно нести до 122 ракет разных типов. Единственной реальной заменой подобным кораблям в настоящее время являются эсминцы типа Arleigh Bukre, так же оснащаемые установками Mk 41. Тем не менее, боекомплект эсминцев состоит лишь из 96 ракет.

Это означает, что при замене крейсера эсминцем флот теряет четверть доступных ячеек для ракет. По словам Дж. Хендрикса, военно-морские силы действительно нуждаются в этих ячейках. «Нам нужна массовость – нам нужна емкость».

Издание Defense News цитирует Брайана Макграта – специалиста по безопасности из аналитической организации The FerryBridge Group. Он тоже считает, что списание старых ракетных крейсеров может ударить по боеспособности надводных сил ВМС США. Он согласен с тем, что включение 11 кораблей в программу ремонта Service Life Extension Program является наилучшим решением имеющихся проблем.

Также Б. Макграт затронул тему финансов. Он отмечает, что текущие планы по сокращению надводных сил явно говорят об экономических проблемах флота. Для составления сбалансированной программы модернизации, обслуживания, закупок и т.д. необходимы серьезные суммы. При этом, однако, командование, образно выражаясь, теперь урезает не кожу и не жир, но кости флота. Причины этого кроются в неоднозначной политике властей. Новые хозяева Белого дома говорят о необходимости строительства флота из 350 надводных кораблей, но при этом не выделяют должного финансирования. Б. Макграт назвал такие действия властей печальными и безответственными, а также призвал остановить их.

В соответствии с имеющимися планами, все остающиеся в строю 22 ракетных крейсера типа Ticonderoga будут продолжать службу до 2020 года, после чего начнется постепенное списание самых старых представителей этой группировки. До 2026 года из боевого состава выведут 11 кораблей, прослуживших отведенные им 35 лет. Параллельно будет проводиться модернизация прочих крейсеров, по результатам которой они смогут продолжать службу до середины сороковых годов.

Главной проблемой планируемой программы сокращения крейсеров является уменьшение общего боекомплекта надводного флота с соответствующими последствиями в контексте его боеспособности. Корабли типа Ticonderoga отличаются наличием нескольких пусковых установок с 122 ячейками для ракет различных типов – на 26 больше, чем у эсминцев Arleigh Burke. Нетрудно подсчитать, что при выводе из эксплуатации 11 крейсеров флот в целом потеряет 1342 пусковые ячейки. При строительстве 11 новых эсминцев «Арли Берк» большая часть этих потерь удастся компенсировать, но суммарный боекомплект сократится на две с половиной сотни условных ракет.

Потери такого рода в некоторой мере могут быть компенсированы при помощи новых многоцелевых атомных подводных лодок, несущих крылатые ракеты семейства Tomahawk. Тем не менее, потенциал такой «компенсации» не слишком велик. АПЛ типа Virginia, строящиеся серийно, вне зависимости от модификации несут всего по 12 крылатых ракет. Кроме того, подлодки, по очевидным причинам, не могут нести зенитные ракеты разных типов, входящие в боекомплект надводных кораблей. Как следствие, эсминцы и субмарины – при всех их преимуществах – не смогут полноценно заменить списываемые корабли типа «Тикондерога».

Универсальная пусковая установка Mk 41 может использоваться для стрельбы ракетами разных типов. Среди прочих, в боекомплект такой системы могут входить ракеты-перехватчики, используемые в составе противоракетной обороны. Любопытно, что грядущее сокращение ракетных крейсеров не окажет негативного влияния на развитие американской флотской ПРО стратегического назначения.


Корабль USS Chancellorville (CG-62); его служба завершится в 2026 году

В прошлом, еще на стадии разработки необходимых проектов, командование приняло принципиальное решение: несмотря на определенную унификацию бортовых систем крейсеров Ticonderoga и эсминцев Arleigh Burke, основными носителями противоракетного комплекса Aegis BMD (Ballistic Missile Defense) станут последние. Впрочем, несколько крейсеров тоже получили подобную аппаратуру. Пять кораблей «Тикондерога», оснащенных средствами ПРО, пока не подпадают под действие программы сокращения и смогут продолжать службу в дальнейшем.

Еще на стадии проектирования срок службы ракетных крейсеров Ticonderoga был ограничен 35 годами. Первые корабли серии были выведены из эксплуатации задолго до выработки назначенного ресурса, тогда как оставшиеся уже приближаются к указанным датам. В соответствии с новыми планами Пентагона, половина имеющихся крейсеров пройдет модернизацию и продолжит службу, а остальным предстоит выйти из состава флота и в дальнейшем отправиться на утилизацию.

Намерение отказаться от устаревающих кораблей с завершающимися сроками службы не выглядит неожиданным или удивительным. При этом, однако, подобные логичные шаги могут иметь серьезные последствия для боеспособности надводного флота. Как именно предлагается их решать – пока до конца не ясно. Очевидно, что недостаток развернутых ракет придется компенсировать за счет новых кораблей.

Еще одним интересным последствием текущих планов станут определенные затруднения в ходе желаемого развития ВМС. В соответствии с указаниями властей, в обозримом будущем надводная группировка военно-морских сил США должна иметь в своем составе более трех с половиной сотен боевых кораблей. Реализация подобных планов связана с определенными трудностями, а сокращение числа наличных кораблей дополнительно усложнит решение поставленной задачи.

Очевидно, что имеющаяся группировка ракетных крейсеров типа Ticonderoga имеет заметные проблемы, а часть подобных кораблей может нуждаться в замене. Равноценная замена крейсерам, однако, отсутствует. Таким образом, перед американским командованием сейчас стоит несколько специфических проблем и вызовов, от решения которых зависит дальнейшее развитие военно-морских сил. До старта вывода крейсеров из боевого состава остается несколько лет. За это время Пентагон может найти оптимальные методы решения имеющихся проблем, способные сократить негативные последствия и привести к желаемым результатам. Тем не менее, пока нельзя исключать и негативные сценарии. Как именно будут развиваться события – покажет время.

По материалам сайтов:
https://defensenews.com/
https://executivegov.com/
http://naval-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://navy.mil/
https://news.usni.org/

Огромная ударная мощь при минимальных затратах. Крейсер «Тикондерога» - абсолютный рекордсмен, среди кораблей, имеющих водоизмещение менее 10 тыс. тонн :

— 11 радаров.
— 80 антенных устройств.
— 122 ракетные шахты.
— боевая информационно-управляющая .

Выбор названий кораблей - в честь мест, где происходили битвы и сражения прошлого.

Среди достижений и рекордов:

Участие в военных конфликтах в Ливии (1986), Ираке (1991, 2003) и Югославии. «Тикондероги» обеспечивали прикрытие морских группировок и наносили удары по наземным целям;

Уничтожение космического спутника, двигавшегося на высоте 247 км со скоростью 27 000 км/ч (операция «Обжигающий холод», 2008 г.)

Крейсер «Филиппин Си» ведет обстрел позиций ИГИЛ (сентябрь 2014, выпущено 47 «Томагавков»)

Ракетный крейсер, созданный на платформе эсминца. Изначально причисленный к семейству эсминцев с управляемым ракетным оружием (DDG), однако впоследствии «повышенный в звании» до уровня крейсера (CG). В сравнении с другими крейсерами-ровесниками «Тикондерога» короче атомного «Орлана» на 80 метров, её ширина на миделе меньше в 1,5 раза, а полное водоизмещение уступает в 2,6 раза. В таком масштабе становится отчетливо заметна разница в значениях слова «крейсер» и различия в подходах к проектированию кораблей по обеим сторонам океана.

Справка. О том, чего не видно с берега

Размерения и обводы корпуса, силовая установка, а также значительная часть механизмов и вооружений унифицированы с эсминцами типа «Спрюэнс».

Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Две палубы и восемь платформ крейсера (пять из которых - уровни надстройки) параллельны конструктивной ватерлинии для упрощения сборки корабля и монтажа оборудования.

Силовая установка газотурбинная, в составе 4 турбин General Electric LM2500. Табун из 80 тыс. «лошадей» способен разогнать корабль с места до макс. скорости (~32 узла) всего за 15 минут.

Слева - крейсер, справа - эсминец

«Тикондерога» превосходит по количеству вооружений даже более крупный и современный . Причина парадокса заложена непосредственно в конструкции «Бёрка» - он полностью стальной. В то время как надстройка «Тикондероги» выполнена из алюминиево-магниевого сплава марки «5456» и в буквальном смысле разваливается под тяжестью собственного веса.

…В ходе эксплуатации в надстройках 27 крейсеров было выявлено свыше 3000 трещин - www.navytimes.com, «Эпидемия растрескиваний на «Тикондерогах».

Данный недостаток не помешал крейсерам прослужить по 30 с лишним лет. Но выводы были сделаны. Все последующие американские корабли выполнены целиком из стали.

Основное назначение «Тикондерог» - противовоздушное и противолодочное охранение авианосных и многоцелевых корабельных групп, соединений и конвоев в открытых морских районах.

Крейсера обладают высокой автономностью и способны преодолеть 6000 морских миль на оперативной скорости 20 узлов. Что эквивалентно расстоянию от ВМБ Норфолк до Персидского залива.

Первые пять «Тикондерог» оснащались пусковыми установками балочного типа MK.26, с ограниченным арсеналом зенитных и противолодочных ракет. Возможность запуска «Томагавков» приоритетом не считалась; арсенал крейсеров пополнился КРМБ лишь с появлением ПУ шахтного типа MK.41 на крейсере «Банкер Хилл».

Главной идеей, смыслом существования и целевым назначением Иджис-крейсеров по-прежнему остаётся ПВО/ПРО.

Система ПВО

Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.

Основной компонент «Эгиды» - многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы - дециметровый (S). Пиковая мощность излучения - 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.

SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.

Единственная проблема SPY-1 - радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.

Система управления огнём - архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).

Главный неисправимый недостаток SPG-62 - механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное - не более двух с каждого борта).

Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.

В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).

БПК «Маршал Шапошников» на фоне неуклюжего с виду USS Chosin (CG-65)

Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет - таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».

Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет . Надо полагать, что кое-чему они научились.

Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» - проблему обнаружения низколетящих целей.

Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).

Видна носовая группа УВП

В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:

- ЗУР семейства «Стандарт» . Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;

- экзотическая RIM-161 «Стандарт-3» , чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) - радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;

- зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.

Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.

В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».

Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.

Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.

Противолодочная оборона

Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:

Активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;
- буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
- два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
- противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL - макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть - малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
- два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение - борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.

ПЛО - задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.

Ударное вооружение

В пусковых шахтах MK.41 могут быть размещены . Как и в случае с зенитным боекомплектом, установить точное количество КРМБ на борту крейсера невозможно, оно меняется, в зависимости от поставленных задач.

В ходе боевого применения были зафиксированы случаи, когда крейсеры выпускали за одну ночь по 40…50 крылатых ракет. Очевидно, их количество может стать еще больше за счет сокращения или полного отказа от зенитного боезапаса.

Также на борту присутствуют восемь противокорабельных ракет «Гарпун» (размещены в кормовой части, запуск - с наклонной установки Mk.141). Масштабы, выделенные под данное вооружение, указывают на его второстепенное значение. «Тикондероги» не собираются вступать в бой с надводным противником, всецело полагаясь на авиацию и подлодки. Крейсер «Йорктаун» применил свои ПКР лишь однажды - против ливийского скоростного катера, и, как обычно, с неясным результатом.

В настоящее время, с изменением тактики применения флота и переходу к формированию многоцелевых боевых групп, возникла необходимость в вооружении крейсеров полноценным противокорабельным оружием. Этим оружием станет перспективная AGM-158 LRASM. Малозаметная ПКР нового поколения, сочетающая новые технологии, умеренные размеры и универсальность «Гарпуна» с дальностью полета и мощностью БЧ тяжелых советских ракет.

Авиационное вооружение

В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля - там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.

Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.

Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».

В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.

Артиллерийское и вспомогательное вооружение

Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».

Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.

После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.

Средства РЭБ

На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).

Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.

Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.

Окончание

В настоящий момент в составе ВМС США имеются 22 крейсера данного типа . Несмотря на очевидную ветхость, янки не спешат отказываться от «Тикондерог». Крейсер превосходит современные эсминцы во всех, наиболее значимых аспектах, на 25% (число радаров, боекомплект, автономность, наличие флагманского командного поста).

«Тикондероги» по-прежнему выполняют роль лидеров в ПВО-охранении корабельных соединений и авианосных групп. Полное списание кораблей данного типа намечено лишь на конец 2020-х гг. При этом, по мнению военных, адекватной замены им не видно, и сроки могут быть сдвинуты «вправо» еще на целое десятилетие.

Затопление в качестве мишени списанного крейсера «Вэлли Форж»

Вооружение

Артиллерия:

  • 2 (1×1) - 127-мм АУ MK-45 Mod. 1.

Зенитная артиллерия:

  • 12 (2×6) - 20-мм ЗАУ «Фаланкс»,;
  • 2 (1×1) - 25-мм ЗАУ «Бушмастер»,;
  • от 2 до 4 - 12,7 мм Browning M2.

Ракетное вооружение:

  • 8 (2×4) - ПКРК «Гарпун» MK-141;
  • 8 (2×4) - ПУ MK-26;
  • 16 (2×8) - УВП MK-41.

Минно-торпедное вооружение:

  • 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата MK-32.

Авиагруппа:

  • 2 вертолёта - SH60B или SH60R.

Построенные корабли

Ticonderoga, Yorktown, Vincennes, Valley Forge, Thomas S. Gates, Bunker Hill, Mobile Bay, Antietam, Leyte Gulf, San Jacinto, Lake Champlain, Philippine Sea, Princeton, Normandy, Monterey, Chancellorsville, Cowpens, Gettysburg, Chosin, Hué City, Shiloh, Anzio, Vicksburg, Lake Erie, Cape St. George, Vella Gulf, Port Royal.

Ракетные крейсера типа «Тиконде́рога» (англ. Ticonderoga-class of guided-missile cruisers) - тип ракетных крейсеров, стоящих на службе Военно-Морских Сил США c 1981 года. Крейсера этого типа обладает невероятной огневой мощью и с легкостью справится с воздушными, надводными и подводными целями. Первоначально задумывалось создать универсальный недорогой корабль который смог бы выполнять операции разного предназначения, но в результате получился возможно самый совершенный боевой корабль.

История создания

Заказ на строительство первых шести крейсеров типа Тикондерога был выдан в сентябре 1978 года. Планами предусматривалось построить 28 таких кораблей, затем администрация Рейгана увеличила это число до 30, но позднее уменьшила до 27. Крейсер «Тикондерога» вошел в боевой состав флота в 1983 году, а последний корабль типа, «Порт Ройал», - в 1994-м. Строительство новых крейсеров осуществлялось на верфи фирмы "Ingalls Shipbuilding"(Паскалуга, штат Миссисипи), и на верфи "Bath Iron Works"(Бат, штат Мэн).

Предшественники

Эскадренные миноносцы типа «Спрюэнс»

В процессе создания кораблей типа Тикондерога за основу были взяты корпус и механизмы эскадренного миноносца«Спрюэнс» , что позволило ускорить и удешевить производство нового крейсера.Также это решило вопрос с обеспечением запасными частями, и облегчило подготовку личного состава. При этом получили дальнейшее развитие методы проектирования корабля как комплексной системы оружия, включающей его корпус, вооружение, боевые и технические средства, личный состав.

Предпосылки к созданию

Основной целью конструкторов было создать современный корабль которой бы боролся с воздушными, и подводными целями при действии в составе авианосной многоцелевой и корабельной ударной групп. Многоцелевое применение крейсера позволяло бы осуществлять сопровождение гражданских кораблей и авианосцев. А также выполнять огневую поддержку при высадке десанта или ведения разведки. Также задачей было автоматизировать управление движения и маневренности корабля, системы вооружения и энергетические установки.

Проектирование

Задача проектировщиков корабля, являлась разработка такой конструкции корпуса, при которой можно было без больших материальных затрат и в сравнительно короткое время проводить их модернизацию. Также их задачей было размещение и условия функционирования различных систем. Одной из главных задач было оптимальное размещение радиоэлектронных средств,так как большое количество антенных устройств создавали взаимные помехи при работе.

При проектировании ставилась задача повысить ударо- и взрывостойкость корпусных конструкций и оборудования. Полуавтоматическая аварийная система с помощью специальных датчиков информирует командование о характере и объеме повреждений и позволяет дистанционно закрывать люки и двери для предотвращения распространения огня и воды.

Введен в строй

В январе 1983 года вступил встрой крейсер УРО "Тикондерога" - головной корабль из серии в 27 единиц. Как сообщают журналисты что в состав ВМС США вошел самый современный надводный корабль, в котором воплощены последние достижения в области кораблестроения.«Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» - «Берегись адмирал Горшков: «Иджис» - в море!» - именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога».

Описание конструкции

Материалы и покрытия

В конструкции корабля широко применимы также новые долговечные материалы (алюминиевые сплавы, пластмассы, износостойкие покрытие и т.д). Погреба боеприпасов защищены 25-мм стальными плитами. Наиболее важные части надстройки дополнительно защищены сотовыми панелями. Верхняя палуба имеет виниловое покрытие. Для поглощения звука двигателя и других модулей использовались звукопоглощающие покрытие разработанное по специальным технологиям. Кевларовой бронёй защищены основные боевые посты, находящиеся в надстройке.

Корпус

Разрез крейсера УРО типа Тикондерога.

Корпус крейсера типа «Тикондерога» строился на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секций.

Корабль имел вытянутый нос с полубаками, составляющий 85% всей длины носа, также клиперский нос и транцевую корму. При проектировании корпуса была задача защитить ракетные установки которые расположены в носовой части корабля от воздействия волн в штормовую погоду. С той же целью был спроектирован корпус с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля. Так же для защиты от волн был установлен фальш борт длиной 40 и высотой около 1,4 м за счет удлинения носовой части базовая длина эсминца типа «Спрюэнс» увеличилась приблизительно на 1,1 м.

Требовалось уделить большое количество внимания оптимальному размещению большого количества антенных устройств, создающие взаимные помехи при работе.

Благодаря конструкции корпуса и надстроек в которых полностью отсутствуют иллюминаторы, а также все внутренние помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха корабль способен продолжать выполнение боевых действий в условиях применения оружия массового поражения. Например: химического или бактериологического.

Боевой информационный пост

Размещение функциональных зон в боевом информационном посту.

Боевой информационный пост (БИП) крейсера размещен на платформе 01 в носовой части надстройки. Он разделен на шесть функциональных зон, в которых установлено оборудования (пульты, индикаторы) подсистем, обеспечивающих сбор, анализ, обобщение и отображение информации для принятия решения на применение оружия против подводных лодок, воздушных целей, надводных кораблей, а также для контроля тактической обстановки, управления действиями как одного корабля, так и всего соединения.

Ремонт

Модульная конструкция оборудования дает возможность использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки силами личного состава корабля и обслуживающей его плавбазы.

Энергетическая установка и ходовые качества

Крейсеры типа "Тикондерога" стали первыми крупными кораблями ВМС США, имеющими в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) агрегат из четырёх газотурбинных двигателей General Electric LM2500 общей мощностью 80 000 л. с. (60 МВт). ГЭУ занимает четыре отсека и размещена эшелонированно в двух машинных отделениях, разделённых двумя отсеками вспомогательных механизмов. Так как газотурбинные двигатели General Electric LM2500 имеют одностороннее вращение, для обеспечения противоположного вращения гребных винтов было выбрано обратное расположение установок правого и левого бортов. Двигатели и редуктор каждого эшелона установлены на общей фундаментной плите на амортизирующих опорах. Двигатели оборудованы защитными звукоизолирующими кожухами, внутрь которых подаётся воздух для охлаждения двигателей. Воздухозаборники находятся в верхней части надстройки, через воздуховоды может осуществляться погрузка и выгрузка двигателей. Замерзанию воздуховодов препятствует предварительное нагревание воздушного потока путём смешивания его с нагретым воздухом системы охлаждения силовых блоков. В целях снижения расхода топлива предусматривается возможность работы каждой турбины в отдельности.

General Electric LM2500.

В общекорабельной сети используется переменный ток (частота 60 Гц), вырабатываемый тремя газотурбогенераторами мощностью по 2.500 кВт, каждый из которых выполнен в едином блоке (газовая турбина, электрогенератор, редуктор) и размещается в первом и четвертом энергетических отсеках, а также в кормовой части корабля. Обслуживают главную энергетическую установку 54 человека, а несут вахту пятеро.

Вспомогательное оборудование

На корабле смонтированы ленточные транспортёры и элеваторы для передачи грузов с верхней палубы на нижние и перемещения их по отсекам. Один из транспортеров обеспечивает горизонтальное перемещение грузов по всей длине корабля - с носа до кормы. В носовой и кормовой частях оборудованы два поста приема грузов, доставляемых вертолетами.

Вооружение

Иджис

Крейсера типа «Тикондерога» стали первыми кораблями ВМС США на которых появилась базовая информационно управляющая система "Иджис" ее основной элемент это мощнейшая радиолокационная станция AN/SPY-1A, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать до 1000 подводных, надводных и воздушных целей в радиусе 300 км. При чем машина способна самостоятельно определять какая из захваченных целей представляет наибольшую угрозу для корабля и атаковать ее. Перехват производится зенитным управляемым боеприпасом RIM-161 семейства "Стандарт" с его помощью можно уничтожить не только самолет или вражеский снаряд ну и баллистическую ракету и даже боеголовку на заатмосферных высотах, причем для выполнения задания RIM-161 потребуется всего несколько минут. К числу других ключевых элементов системы "Иджис" относятся следующие подсистемы: управления и контроля, обеспечивающая командование корабля и корабельной ударной группы, необходимыми данными по тактической обстановке, управлением оружия.

Расположения вооружения на корабле типа «Тикондерога»

Артиллерия

Mark-42

Артиллерийское вооружение корабля представлено двумя башенными 127 артустановками Mark 42 , которые расположены в носовой и кормовой части корабля. Артиллерийских установки модели Mark-45, по сравнению с его предшественником АУ Mark-42 он был легче на 20 тонн и обладал лучшей надежностью и ремонтопригодностью. Для того чтобы достичь легкостью конструкции пришлось пожертвовать скорострельностью. Средний вес снаряда 30 кг., длина 66 см. Установка данного типа состоит на вооружении кораблей ВМС США с 1971 г.

Характеристика Значение
Полная длина ствола 6858 мм
Скорострельность 20 выстрелов/мин
Максимальная дальность стрельбы 23,130 м
Дальность эффективной стрельбы 15000 м
Досягаемость по высоте 8000 м
Угол вертикального наведения от - 15 до +65°
±170°
20°/с
30°/с
Вес орудия 21,6 тонн
Боекомплект 600 снарядов
Жизненный цикл - 7000 выстрелов 7000 выстрелов
Численность обслуживающего персонала 6 человек

Зенитная артиллерия

Mark 15 Vulcan Phalanx

На вооружении корабля находились две автоматические зенитные установки типа Mark 15 Vulcan Phalanx CIWS которые способны поражать крылатые ракеты и самолеты с близкого расстоянии. CIWS расшифровывается как Close-In Weapon System - система оружия ближнего боя. В отличии от других CIWS она занимает меньше места на палубе. Производство установок данного типа было начато в 1978, а поступил на вооружение в 1980 г.

Характеристика Значение
Калибр 20×102 мм
Длина ствола 7752 мм
Количество стволов 6
Скорострельность 3000 выстрелов/мин
Масса снаряда 0,102 кг
Начальная скорость снаряда 1036 м/с
Максимальный угол возвышения от - -28 до +85°
Угол горизонтального наведения ±170°
Скорость вертикального наведения 92°/с
Скорость горизонтального наведения 126°/с
Время реакции 2-3 с
Эффективная дальность стрельбы 1,47 км
Досягаемость по высоте 1470 м
Тип снаряда ОФЗ, З-Т, БПС-Т
Боезапас до 1470
Масса установки 5,42 т

Mark 38 Bushmaster

25-мм артиллерийская установка Mark 38 - одноствольная автоматическая корабельная установка на основе 25-мм пушки M242 Bushmaster, разработанной компанией McDonnell Douglas и выпускаемой компанией Alliant Techsystems. Охлаждение - воздушное, стабилизация отсутствует, наведение ручное. Стрельба в полуавтоматическом (одиночные выстрелы) и автоматическом режимах.

Browning M2

M2 Browning - американский крупнокалиберный пулемёт является наиболее широко используемым во всех странах мира. Предназначен для введения огня на небольшом расстоянии и по небольшим кораблям. Пулемет данного типа состоит на вооружении кораблей ВМС США с 1933 г.

Ракетное вооружение

Mark 141

Mk 141 (Mark 141) – американская корабельная пусковая установка для противокорабельных ракет «Гарпун». Применяется на кораблях ВМС США и других стран. Установка представляет собой станину, на которой с фиксированным углом подъёма устанавливаются от 1 до 4 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами.

  • Масса установки - 5900 кг.
  • Угол установки контейнеров - 35°.
  • Состоит на вооружении с 1978 года.

Mark 26

На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались две универсальные пусковые установки MK-26 для запуска противокарабельных ракет «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Они размещенные в носовой части и на кормовой части надстройки. Но с 1986 года на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска ракет MK-41 с ячейками-контейнерами.

Mark 41

Mk 41 (Mark 41) – унифицированная корабельная американская установка вертикального пуска для управляемых ракет. Применяется на кораблях ВМС США и других странах мира.

Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Тикондерога» - 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2» - всего 122 ракеты в двух модулях.

Минно-торпедное вооружение

Mark 32

Mark 32 - американский торпедный аппарат. Стоит на вооружение кораблей ВМС США с 1960 года и по настоящие время. Аппарат представляет собой трубу из стеклопластика, либо стеклопластиковый лейнер в металлическом кожухе. Корпус аппарата водонепроницаемый, при регулярном техническом обслуживании возможно длительное хранение торпеды внутри аппарата. Трёхтрубный аппарат весит около 1010 кг. Предназначен для запуска торпед Mark 44, Mark 46, Mark 50 (начиная с Mod 17), и Mark 54. Аппататы предназначены для дистанционного пуска торпед, однако возможность ручного пуска сохранена для всех аппаратов, кроме Mod 15, устанавливавшихся на эсминцах типа «Спрюэнс». Выброс торпеды осуществляется сжатым воздухом из напорной ёмкости в задней части аппарата.

РЛС навигационной и обнаружения надводных целей SPS-55

  • РЛС SPQ-9
  • комплект радиоразведки SLQ-32
  • Авиагруппа

    Сикорский SH-60 «Си Хок» (англ. Sikorsky SH-60 Sea Hawk) - американский многоцелевой вертолёт. SН-60 разработан на основе вертолёта UH-60 в соответствии с конкурсной программой ВМС США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - лёгкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с военных кораблей. Первый полёт вертолёта состоялся в 1979 году и был принят на вооружение ВМС США в 1984 году.

    Недостатки и достоинства

    Недостатки:

    • недостаток 1 ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;;
    • недостаток 2 широкое применение алюминия в конструкции крейсера. ​.

    Достоинства:

    • достоинство 1 невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;;
    • достоинство 2 огромная ударная мощь;;
    • достоинство 3 возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах. ​.

    Построенные корабли

    Номер Название фирма-строитель заложен спущен вошёл в строй Списан
    CG-47 Ticonderoga Ingalls 21.01.1980 25.04.1981 22.01.1983 30.09.2004
    CG-48 Yorktown Ingalls 19.10.1981 17.01.1983 04.07.1984 10.12.2004
    CG-49 Vincennes Ingalls 19.10.1982 14.04.1984 16.07.1985 29.06.2005
    CG-50 Valley Forge Ingalls 14.04.1983 23.06.1984 18.01.1986 30.08.2004
    CG-51 Thomas S. Gates Bath 31.08.1984 14.12.1985 22.08.1987 15.12.2005
    CG-52 Bunker Hill Ingalls 11.01.1984 11.03.1985 20.09.1986 2021 (план)
    CG-53 Mobile Bay Ingalls 06.06.1984 22.08.1985 21.02.1987 2022 (план)
    CG-54 Antietam Ingalls 15.11.1984 14.02.1986 06.06.1987 2022 (план)
    CG-55 Leyte Gulf Ingalls 18.03.1985 20.06.1986 26.09.1987 2022 (план)
    CG-56 San Jacinto Ingalls 24.07.1985 14.11.1986 23.01.1988 2023 (план)
    CG-57 Lake Champlain Ingalls 03.03.1986 03.04.1987 01.06.1988 2023 (план)
    CG-58 Philippine Sea Bath 08.04.1986 12.07.1987 18.03.1989 2024 (план)
    CG-59 Princeton Ingalls 15.10.1986 02.10.1987 11.02.1989 2024 (план)
    CG-60 Normandy Bath 07.04.1987 19.03.1988 09.12.1989 2024 (план)
    CG-61 Monterey Bath 19.08.1987 23.10.1988 16.06.1990 2025 (план)
    CG-62 Chancellorsville Ingalls 24.06.1987 15.07.1988 14.11.1989 2024 (план)
    CG-63 Cowpens Bath 23.12.1987 11.03.1989 09.03.1991 2026 (план)
    CG-64 Gettysburg Bath 17.08.1988 02.07.1989 22.06.1991 2026 (план)
    CG-65 Chosin Ingalls 02.07.1988 01.09.1989 12.01.1991 2026 (план)
    CG-66 Hué City Ingalls 20.02.1989 01.06.1990 14.09.1991 2026 (план)
    CG-67 Shiloh Bath 01.08.1989 08.09.1990 24.04.1992 2027 (план)
    CG-68 Anzio Ingalls 21.08.1989 02.11.1990 02.05.1992 2027 (план)
    CG-69 Vicksburg Ingalls 30.05.1990 07.09.1991 21.09.1992 2027 (план)
    CG-70 Lake Erie Bath 06.03.1990 13.07.1991 24.07.1993 2028 (план)
    CG-71 Cape St. George Ingalls 19.11.1990 10.01.1992 13.04.1993 2028 (план)
    CG-72 Vella Gulf Ingalls 22.04.1991 13.06.1992 12.07.1993 2028 (план)
    CG-73 Port Royal Ingalls 18.10.1991 20.11.1992 09.07.1994 2029 (план)

    См. также

    Литература и источники информации

    • Википедия
    • Зарубежное военное обозрение 1984г. №1


    Доверенности