Гений плагиата, или Как Стив Джобс создал бизнес из «плохих идей


В среду, 5 октября 2011 года флаги у штаб-квартиры компании Apple в городе Купертино, штат Калифорния, были приспущены. На асфальте около здания люди оставляли свечи, цветы и яблоки - главный символ компьютерного гения .

Клик - раздался звук пришедшего по электронной почте письма. На часах 07:30 утра. Мужчина замер на мгновенье, будто решая, читать его или нет. Любопытство взяло верх.

На экране высветился отсканированный документ. Среди множества строчек он без труда нашел диагноз - рак. В горле пересохло. Он не любил оглядываться назад, но почему-то сейчас прошлое замаячило перед глазами.

Стив Джобс - история жизни

Стив не обижался на мать за то, что она отдала его на усыновление. Понимал - у нее не было другого выбора. Ее строгие родители ни за что не приняли бы ребенка, рожденного не в браке, да еще от сирийца. Перед тем, как написать отказ от малыша, Джоан взяла с приемных родителей обещание, что они дадут ему хорошее образование.

Чета Джобсов сдержала свое слово: спустя 17 лет Стив поехал учиться в Портленд, в колледж Рид. Обучение там было дорогим удовольствием. За полгода родители потратили на него почти все накопленные деньги. Когда молодой человек узнал об этом, тут же решил: учеба того не стоит.

Куда интереснее скучных занятий было проводить время со Стивом. Его тезка, Стив Возняк, считался настоящим компьютерным гением. Самым впечатляющим его изобретением стал BlueBox - устройство, позволяющее бесплатно совершать международные звонки. Незаконно, зато гениально! Да, он, Стив, вряд ли создаст что-то подобное, но он может помочь своему другу сделать так, чтобы о его изобретении узнали все.

Следующие несколько месяцев Возняк только и успевал множить свое устройство, которое разлеталось как горячие пирожки. А Стив Джобc понял: его талант не в том, чтобы создавать технику, а в том, чтобы продавать.

В 1970-х годах не было понятия «персональный компьютер». Некоторые счастливчики были обладателями громоздких вычислительных машин, но не более того. Поэтому, когда два Стива в гараже Джобсов начали работу над первым компьютером, у них была только одна цель: изобрести устройство, которое могло бы быть в каждом доме.

Получилось даже лучше, чем Стив мог себе представить! Но все смотрели на чудо-технику с недоумением - не понимали, для чего она. Джобс взялся за титанический труд - продавать покупателю то, в чем он не нуждается. Непостижимо, как ему это удавалось делать, но факт остается фактом. Стив получил свой первый крупный заказ - партию в 50 штук - под большую ответственность.

Детали пришлось покупать в кредит, мастерить компьютеры в несколько рук. Зато когда устройства ушли к заказчику, появилось приятное чувство удовлетворения. Нерешенным оставался один вопрос - как назвать свое детище. Джобс, увлекшийся на тот момент фруктоедением, предложил: «Давайте "яблоко"!» (по-английски -apple). На следующий день компания со странным фруктовым названием вышла на рынок.

В 25 лет Стив Джобс уже стал миллионером, но он никогда не был зациклен на деньгах. Черная водолазка, синие потертые джинсы и кроссовки - его было легко принять за рядового служащего.

Пока остальные в Apple трудились над «начинкой» компьютера, Стив думал о том, как устройство должно выглядеть, какими функциями обладать. Он не признавал опросов покупателей: «Они сами не знают, чего хотят. Мы им должны это показать».

Руководителем Стив Джобсон был жестким, но от этого, как ни странно, не менее любимым. Сотрудники боялись и боготворили его одновременно. Он любил устраивать им проверки, мог повысить голос, выразиться крепким словцом, но «работать у Джобса» было престижно. Его бывший коллега однажды сказал: «Демократы не делают отличных продуктов. Нужен тиран».

Должности для Стива значения не имели. Какая разница, кем он значится, главное, чтобы была возможность продвигать свой продукт. Руководствуясь этим принципом, он опрометчиво назначил управляющим компанией Джона Скалли. Раньше тот возглавлял подразделение «Пепси-колы», и Стив был уверен, что выбрал хорошего специалиста. Он не учел, что власть бывает губительна для человека. Когда Джобсу стукнуло 30, Скалли... уволил его из компании.

Первые дни Стив думал, что это конец. А потом понял, что это самое правильное, что могло случиться. «Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего. Я освободился и вошел в один из самых креативных периодов своей жизни», - признавался он. Уже тогда Джобе как будто знал, что будет дальше. Догадывался, что обязательно вернется. Просто нужно время.

В отсутствие Джобса рейтинг компании и продажи стали стремительно падать, да и «яблочные» новинки оставляли желать лучшего. Перед возвращением в Apple в 1997 году Стив Джобе заявил: «Современные продукты Apple - отстой. Они не сексуальны».

Он вернулся посвежевший, с богатым опытом за плечами и семьей, о которой так мечтал. Свою будущую жену Лорен Стив увидел на автостоянке. Ему нужно было срочно ехать на встречу. Времени хватило только на то, чтобы задать себе вопрос: «Что, если бы этот день был последним, провел бы я его на деловой встрече или с этой женщиной?» Он выбрал последний вариант - и ни разу не пожалел об этом. В браке с Лорен у Джобса родились две дочери и сын...

Лорен Пауэлл была рядом в то утро, когда он узнал о своем диагнозе. Она молилась во время операции и после, каждый день, прося о том, чтобы не было рецидива. Она не на шутку разозлилась, когда в сентябре 2008-го в одном из изданий ошибочно вышел некролог на Стива Джобса. Сам он только посмеялся и процитировал Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Джобс, не привыкший проигрывать ни в чем, до последнего надеялся, что и в самой главной борьбе - за жизнь - он останется победителем...

«Я всегда говорил, что если наступит тот день, когда я больше не смогу исполнять свои обязанности как глава Apple, я стану первым, кто сообщит вам об этом. К сожалению, этот день наступил»,

Такими словами начиналось открытое письмо Стива, обращенное к своим коллегам и покупателям. Он отправил его 24 августа 2011 года.

В один из сентябрьских дней к нему в гости приехал старый знакомый -журналист Уолтер Моссберг. Его встретил глубоко больной человек. Только улыбка на исхудавшем лице и круглые очки говорили о том, что перед ним Стив Джобе собственной персоной.

Пойдем прогуляемся до парка, - предложил Стив. - Сегодня это моя цель. Я, видишь ли, теперь каждый день ставлю себе цель - дойти до того или иного места, все более и более отдаленного.

Уолтер кивнул. Медленным шагом они пошли по дорожке. Пройдя почти половину, Стив внезапно остановился.

Эй, дружище, тебе плохо? Может, вызвать скорую помощь? - разволновался Уолтер.

В ответ тот рассмеялся. Моссбергу не о чем было беспокоиться. В тот вечер Джобс не собирался умирать. Он ушел из жизни через несколько недель, теплым осенним днем 5 октября 2011 года.

Мы расскажем о том, как учиться на опыте других, используя информацию об их успешных и неудачных попытках для принятия собственных решений, а затем сформировать и протестировать гипотезы и создать свой бизнес. Прелесть этого метода в том, что, опираясь на опыт других людей при принятии своих решений, вы пользуетесь преимуществами их ошибок, крови, пота и слез. Они уже бросились в воду, чтобы проверить, нет ли там медуз, в то время как вы наблюдаете за этим с берега с бокалом джин-тоника в руке.

Таким образом, что бы вы ни собирались предпринимать, не начинайте с нуля. Существует огромное количество примеров, способных пролить свет на ключевые неизвестные, и риски, с которыми вам предстоит справиться. ... Ну что ж, начнем учиться.

Apple идет дальше

Если спросить у человека, появившегося на свет после 1990 года, чем известна компания Apple, скорее всего, он ответит: « ». Учитывая факт, что половина выручки Apple 2006 года пришлась на продажи iPod и других связанных с музыкой товаров, этот ответ будет не таким уж неверным. Но рожденные до 1990 года помнят, что когда-то Apple была . Apple создала первый в мире компьютер с клавиатурой. Apple разработала элегантные компьютеры с инновационным дизайном и интуитивным интерфейсом. Постоянно предлагая миру новый и лучший компьютерный опыт, Apple вырастила поколение своих активных сторонников, которые жили и молились на продукты Apple, которые были готовы встать в очередь, лишь бы одним глазком взглянуть на новое творение Apple.

iPod стремительно перенес Apple с компьютерной родины в мир потребительской электроники. Пользующееся огромным успехом портативное музыкальное устройство и связанный с ним музыкальный магазин вовсе не волшебным образом появились в недрах эппловского ДНК — музыкальная политика Apple восходит к ряду ключевых аналогов и антиподов .

В 2000 году Apple находилась в поиске своего очередного прорывного продукта. В течение нескольких лет компания отчаянно боролась на высококонкурентном рынке персональных компьютеров, и ей необходимо было во что бы то ни стало укрепить свои позиции — найти что-то не менее революционное, чем Apple II для компьютерного мира 1977 года. Итак, вместо того чтобы искать средства к существованию, легендарный лидер Apple Стив Джобс решил, что настало время сделать ставку на новое музыкальное явление. Музыка и потребительская электроника не были отраслями, в которых Apple могла похвастаться каким-либо преимуществом. Необходимо было придумать что-то кардинально новое .

В 2000 году музыкальная индустрия переживала эпоху активности и перемен. Napster, новая пиринговая сеть по обмену музыкой, лишала звукозаписывающие компании какой-либо прибыли. В рамках того, что можно назвать лишь массовой воровской операцией, пользователи Napster — незаконно, как позже признал суд, — скачивали пиратским образом миллионы песен на свои компьютеры. Неудивительно, что звукозаписывающие бренды с каждым днем все враждебнее относились к цифровой музыке и в итоге решили подать на Napster в суд за нарушение авторских прав.

К концу 2000 года потребности в цифровой музыке еще явно не были удовлетворены. Обнаружилось, что каждый молодой человек в возрасте до двадцати пяти загружал из сети мелодии. Процветало пиратство. Казалось, не было иного способа заставить людей покупать, а не воровать музыку, кроме как обращаться в суд. К тому же, по мнению Джобса, на рынке не существовало продуктов с хорошим дизайном для проигрывания цифровой музыки. Это был идеальный момент для того, чтобы ворваться на рынок с новым продуктом. Что Apple и сделала.

Аналоги и антиподы Apple

Решение начать атаку на абсолютно новую для сложившегося бизнеса индустрию требует не только мужества — необходимо соображать, что работает, а что нет. К счастью для Apple, путь освещали несколько аналогов, и одним из главных был Walkman от Sony. Этот революционный продукт, появившийся в 1979 году, был первым по-настоящему портативным персональным музыкальным . Генеральный директор Sony Акио Морита как-то сказал:

— Хотя изначально мне казалось, что прослушивание музыки одним человеком в отдельности будет расценено как невоспитанность, покупатели стали воспринимать свои маленькие портативные стереоустройства как нечто очень личное. Мы обнаружили, что каждому хотелось иметь свой плеер.

Неудивительно, что спустя двадцать пять лет после выхода на рынок Sony продала более 330 миллионов Walkman’ов. Плеер доказал, что людям в любой стране нравится слушать музыку самим по себе и они готовы за это платить. Более того, он доказал, что такое персональное прослушивание музыки в пути является социально допустимой деятельностью.

Далее. Примерно 26 миллионов пользователей Napster по всему миру, сидя перед компьютерами в джинсах и футболках и обмениваясь музыкальными файлами, продемонстрировали, что отдельные песни настолько же, если не более, интересны для потребителей музыки, как и целые альбомы. Napster доказал всему миру, и Apple в том числе, что скачивание музыки из Интернета было более привлекательным, чем поход в местный музыкальный магазин. Он также доказал, что пользователей не пугают трудности, связанные со скачиванием цифровой музыки, если она бесплатна. Согласятся ли они за это платить, это был другой вопрос.

На этот вопрос кое-какие ответы уже дали звукозаписывающие компании. Еще до того, как Napster открыл шлюзы, музыкальная индустрия экспериментировала с продажами цифровой музыки, которую можно было загружать онлайн. Несколько музыкальных брендов запустили сайты, с которых можно было скачивать музыку (за определенную плату, разумеется). Первые такие сайты, MusicNet и Pressplay, действовали по системе подписки, собирая с пользователей ежемесячные взносы за доступ к песням.

В случае с MusicNet пользователи могли загружать песни на один компьютер, а по мере истечения срока подписки или из-за просрочки платежа эти песни удалялись. MusicNet не предоставлял пользователям возможности загружать песни на портативные устройства: они либо могли прослушивать свою музыку с компьютера, либо никак. Сайт Pressplay позволял пользователям записывать небольшое количество песен на компакт-диск для прослушивания в пути, но пользователи обоих сервисов не владели по-настоящему музыкой, которую покупали. Плюс каждая из звукозаписывающих компаний предоставляла только те песни, которые сама записывала. В результате ни на одном сайте не было полного собрания музыки, и пользователям приходилось переходить от сайта к сайту в поисках интересующих их исполнителей и композиций. Потребительский интерес к этим сайтам был в лучшем случае прохладным.

Apple могла извлечь уроки из опыта еще одного антипода. В 1998 году компания Diamond Media Systems выпустила на рынок Rio — первый массовый MP3-плеер. Но его неуклюжий интерфейс затруднял пользователям поиск и организацию песен. Места хватало лишь для хранения шестидесяти минут музыки, а ее передача с компьютера на Rio была мучительно медленной.

— Эти продукты никуда не годились, — вспоминает Грег Джозвиак, вице-президент Apple по маркетингу . — Невыгодные позиции Rio на рынке убедили Джобса в том, что там нет места слабым или сложным портативным цифровым плеерам. Если Apple хотела выйти на рынок MP3-плееров, ей нужно было решить проблему хранения и пользовательского интерфейса, с которыми столкнулся Rio.

Внутренние убеждения Apple

Перед Джобсом и командой Apple стояли провокационные вопросы, которые привели к возникновению их внутренних убеждений. Существовала ли другая работающая бизнес-модель? Джобс был уверен, что существовала. Получит ли покупательский отклик сайт, предлагающий огромный выбор музыки за небольшую плату? То, что любители музыки станут платить за мелодии, было настоящим внутренним убеждением. А что если Apple предложит рынку одновременно и устройство, и программу (MP3-плеер и мелодии для проигрывания), да так, что заставит плясать под свою дудку звукозаписывающие компании? Вступят ли они в игру? Джобс был уверен, что вступят.

Первый шаг компания Apple сделала в начале 2001 года. Медиаплеер iTunes Jukebox, выпущенный на рынок в январе 2001 года, позволял пользователям Apple хранить, контролировать и сортировать (иначе это называется «создавать плейлисты») на своих компьютерах Macintosh музыку, полученную из любых источников. Незадолго до этого Джобс также решил, что для Apple пришло время создать свое собственное портативное музыкальное устройство, чтобы пользователи могли носить организованные плейлисты с собой. Он дал своей команде разработчиков восемь месяцев на то, чтобы те придумали и выпустили новое устройство.

Это устройство — для его названия специально придумали слово iPod — появилось на рынке в октябре 2001 года, как раз перед осенними праздниками. С самого первого дня плеер стал бестселлером, принеся Apple 143 миллиона долларов в течение первого года на рынке. Apple официально вошла на рынок потребительской электроники. Но для полноты картины Джобсу еще не хватало способа продавать музыку. Если назвать Gillette аналогом, то можно сказать, что Apple уже начала продавать бритвы (iPod), а Джобсу были нужны и бритвенные лезвия (музыка).

Примерно в это же время, согласно предписанию суда, прекратил свое существование сайт Napster. Опыт Napster показал, что музыкальный интернет-магазин с большим выбором бесплатной музыки может быть успешным . Джобс знал, что Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) готова была уничтожить каждого, кто рискнул бы нарушить авторские права. То есть сайт с пиратской музыкой, подобный сервису Napster, не сработал бы. Однако покупателям нужен был легкий — и законный — способ получать цифровую музыку. Решение Apple было гениальным.

Джобс лично позвонил каждому артисту, в том числе вокалисту и барабанщику Eagles Дону Хенли, чтобы убедить их предоставить свою музыку для размещения на сайте. Apple стала первой компанией, которая провела переговоры и подписала контракты с пятью звукозаписывающими компаниями, что позволило ей продать сотни тысяч песен артистов, представленных пятью основными брендами. На этом революция не закончилась. Apple удалось сделать так, что каждая песня продавалась (а не сдавалась в аренду) за 99 центов. Как только покупатель раскошеливался, он мог хранить свои песни в течение неограниченного периода времени, передавать их на любое количество компьютеров Macintosh, записывать их на бесчисленное множество компакт-дисков и сколько угодно перекидывать их на портативные музыкальные проигрыватели.

Онлайн-магазин iTunes Store появился на свет в апреле 2003 года. В первый же день было оплачено миллион скачиваний. К концу июля эта цифра достигла 7,5 миллиона треков. Журнал Time назвал iTunes самым крутым изобретением 2003 года . Предложение от iTunes было простым. Не требовалось никакой подписки, не было разницы в ценах, любой трек стоил 99 центов. Это было просто и понятно, пользователь с легкостью мог приобрести, загрузить, организовать музыку — и завладеть ею.

Уроки от Apple

Стив Джобс развернул свой хорошо организованный бизнес в принципиально новом направлении — с новыми прибыльными горизонтами, — основываясь на внутреннем убеждении, что люди будут платить за модное портативное музыкальное устройство и купят хотя бы некоторую часть из того, что они раньше просто воровали. Опыт аналогов и антиподов предполагал — как оказалось, верно, — что его тезисы окажутся правильными. Джобс охарактеризовал стратегию своей компании совершенно беззастенчиво: «Пикассо говорил, что хорошие художники копируют, великие — крадут. Мы всегда бесстыдно воровали великие идеи».

сайт благодарит издательство «Манн, Иванов и Фербер» за предоставленный материал.

Гений плагиата, или Как Стив Джобс создал бизнес из «плохих идей»

Об этом в книге «Поиск бизнес-модели», выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер», рассказывают предприниматели и профессиональные консультанты Рэнди Комиссар и Джон Маллинс

Мы расскажем о том, как учиться на опыте других, используя информацию об их успешных и неудачных попытках для принятия собственных решений, а затем сформировать и протестировать гипотезы и создать свой бизнес. Прелесть этого метода в том, что, опираясь на опыт других людей при принятии своих решений, вы пользуетесь преимуществами их ошибок, крови, пота и слез. Они уже бросились в воду, чтобы проверить, нет ли там медуз, в то время как вы наблюдаете за этим с берега с бокалом джин-тоника в руке.

Таким образом, что бы вы ни собирались предпринимать, не начинайте с нуля. Существует огромное количество примеров, способных пролить свет на ключевые неизвестные, и риски, с которыми вам предстоит справиться. ... Ну что ж, начнем учиться.

Если спросить у человека, появившегося на свет после 1990 года, чем известна компания Apple, скорее всего, он ответит: «iPod». Учитывая факт, что половина выручки Apple 2006 года пришлась на продажи iPod и других связанных с музыкой товаров, этот ответ будет не таким уж неверным. Но рожденные до 1990 года помнят, что когда-то Apple была компьютерной компанией. Apple создала первый в мире компьютер с клавиатурой. Apple разработала элегантные компьютеры с инновационным дизайном и интуитивным интерфейсом. Постоянно предлагая миру новый и лучший компьютерный опыт, Apple вырастила поколение своих активных сторонников, которые жили и молились на продукты Apple, которые были готовы встать в очередь, лишь бы одним глазком взглянуть на новое творение Apple.

iPod стремительно перенес Apple с компьютерной родины в мир потребительской электроники. Пользующееся огромным успехом портативное музыкальное устройство и связанный с ним музыкальный магазин вовсе не волшебным образом появились в недрах эппловского ДНК — музыкальная политика Apple восходит к ряду ключевых аналогов и антиподов.

В 2000 году Apple находилась в поиске своего очередного прорывного продукта. В течение нескольких лет компания отчаянно боролась на высококонкурентном рынке персональных компьютеров, и ей необходимо было во что бы то ни стало укрепить свои позиции — найти что-то не менее революционное, чем Apple II для компьютерного мира 1977 года. Итак, вместо того чтобы искать средства к существованию, легендарный лидер Apple Стив Джобс решил, что настало время сделать ставку на новое музыкальное явление. Музыка и потребительская электроника не были отраслями, в которых Apple могла похвастаться каким-либо преимуществом. Необходимо было придумать что-то кардинально новое.

В 2000 году музыкальная индустрия переживала эпоху активности и перемен. Napster, новая пиринговая сеть по обмену музыкой, лишала звукозаписывающие компании какой-либо прибыли. В рамках того, что можно назвать лишь массовой воровской операцией, пользователи Napster — незаконно, как позже признал суд, — скачивали пиратским образом миллионы песен на свои компьютеры. Неудивительно, что звукозаписывающие бренды с каждым днем все враждебнее относились к цифровой музыке и в итоге решили подать на Napster в суд за нарушение авторских прав.

К концу 2000 года потребности в цифровой музыке еще явно не были удовлетворены. Обнаружилось, что каждый молодой человек в возрасте до двадцати пяти загружал из сети мелодии. Процветало пиратство. Казалось, не было иного способа заставить людей покупать, а не воровать музыку, кроме как обращаться в суд. К тому же, по мнению Джобса, на рынке не существовало продуктов с хорошим дизайном для проигрывания цифровой музыки. Это был идеальный момент для того, чтобы ворваться на рынок с новым продуктом. Что Apple и сделала.

Аналоги и антиподы Apple

Решение начать атаку на абсолютно новую для сложившегося бизнеса индустрию требует не только мужества — необходимо соображать, что работает, а что нет. К счастью для Apple, путь освещали несколько аналогов, и одним из главных был Walkman от Sony. Этот революционный продукт, появившийся в 1979 году, был первым по-настоящему портативным персональным музыкальным плеером. Генеральный директор Sony Акио Морита как-то сказал:

— Хотя изначально мне казалось, что прослушивание музыки одним человеком в отдельности будет расценено как невоспитанность, покупатели стали воспринимать свои маленькие портативные стереоустройства как нечто очень личное. Мы обнаружили, что каждому хотелось иметь свой плеер.

Неудивительно, что спустя двадцать пять лет после выхода на рынок Sony продала более 330 миллионов Walkman’ов. Плеер доказал, что людям в любой стране нравится слушать музыку самим по себе и они готовы за это платить. Более того, он доказал, что такое персональное прослушивание музыки в пути является социально допустимой деятельностью.

Далее. Примерно 26 миллионов пользователей Napster по всему миру, сидя перед компьютерами в джинсах и футболках и обмениваясь музыкальными файлами, продемонстрировали, что отдельные песни настолько же, если не более, интересны для потребителей музыки, как и целые альбомы. Napster доказал всему миру, и Apple в том числе, что скачивание музыки из Интернета было более

привлекательным, чем поход в местный музыкальный магазин. Он также доказал, что пользователей не пугают трудности, связанные со скачиванием цифровой музыки, если она бесплатна. Согласятся ли они за это платить, это был другой вопрос.

На этот вопрос кое-какие ответы уже дали звукозаписывающие компании. Еще до того, как Napster открыл шлюзы, музыкальная индустрия экспериментировала с продажами цифровой музыки, которую можно было загружать онлайн. Несколько музыкальных брендов запустили сайты, с которых можно было скачивать музыку (за определенную плату, разумеется). Первые такие сайты, MusicNet и Pressplay, действовали по системе подписки, собирая с пользователей ежемесячные взносы за доступ к песням.

Из опыта платных музыкальных сервисов MusicNet и Pressplay Джобсу и его команде стало ясно, что пользователи хотят иметь доступ к музыке в одном месте. И если они вообще готовы платить, то именно за владение, а не за аренду и за возможность прослушивать музыку на своих портативных устройствах, а не только на компьютерах. Более того, пользователей интересовали отдельные песни, а не альбомы.

В случае с MusicNet пользователи могли загружать песни на один компьютер, а по мере истечения срока подписки или из-за просрочки платежа эти песни удалялись. MusicNet не предоставлял пользователям возможности загружать песни на портативные устройства: они либо могли прослушивать свою музыку с компьютера, либо никак. Сайт Pressplay позволял пользователям записывать небольшое количество песен на компакт-диск для прослушивания в пути, но пользователи обоих сервисов не владели по-настоящему музыкой, которую покупали. Плюс каждая из звукозаписывающих компаний предоставляла только те песни, которые сама записывала. В результате ни на одном сайте не было полного собрания музыки, и пользователям приходилось переходить от сайта к сайту в поисках интересующих их исполнителей и композиций. Потребительский интерес к этим сайтам был в лучшем случае прохладным.

Apple могла извлечь уроки из опыта еще одного антипода. В 1998 году компания Diamond Media Systems выпустила на рынок Rio — первый массовый MP3-плеер. Но его неуклюжий интерфейс затруднял пользователям поиск и организацию песен. Места хватало лишь для хранения шестидесяти минут музыки, а ее передача с компьютера на Rio была мучительно медленной.

— Эти продукты никуда не годились, — вспоминает Грег Джозвиак, вице-президент Apple по маркетингу. — Невыгодные позиции Rio на рынке убедили Джобса в том, что там нет места слабым или сложным портативным цифровым плеерам. Если Apple хотела выйти на рынок MP3-плееров, ей нужно было решить проблему хранения и пользовательского интерфейса, с которыми столкнулся Rio.

Внутренние убеждения Apple

Перед Джобсом и командой Apple стояли провокационные вопросы, которые привели к возникновению их внутренних убеждений. Существовала ли другая работающая бизнес-модель? Джобс был уверен, что существовала. Получит ли покупательский отклик сайт, предлагающий огромный выбор музыки за небольшую плату? То, что любители музыки станут платить за мелодии, было настоящим внутренним убеждением. А что если Apple предложит рынку одновременно и устройство, и программу (MP3-плеер и мелодии для проигрывания), да так, что заставит плясать под свою дудку звукозаписывающие компании? Вступят ли они в игру? Джобс был уверен, что вступят.

Первый шаг компания Apple сделала в начале 2001 года. Медиаплеер iTunes Jukebox, выпущенный на рынок в январе 2001 года, позволял пользователям Apple хранить, контролировать и сортировать (иначе это называется «создавать плейлисты») на своих компьютерах Macintosh музыку, полученную из любых источников. Незадолго до этого Джобс также решил, что для Apple пришло время создать свое собственное портативное музыкальное устройство, чтобы пользователи могли носить организованные плейлисты с собой. Он дал своей команде разработчиков восемь месяцев на то, чтобы те придумали и выпустили новое устройство.

Это устройство — для его названия специально придумали слово iPod — появилось на рынке в октябре 2001 года, как раз перед осенними праздниками. С самого первого дня плеер стал бестселлером, принеся Apple 143 миллиона долларов в течение первого года на рынке. Apple официально вошла на рынок потребительской электроники. Но для полноты картины Джобсу еще не хватало способа продавать музыку. Если назвать Gillette аналогом, то можно сказать, что Apple уже начала продавать бритвы (iPod), а Джобсу были нужны и бритвенные лезвия (музыка).

Примерно в это же время, согласно предписанию суда, прекратил свое существование сайт Napster. Опыт Napster показал, что музыкальный интернет-магазин с большим выбором бесплатной музыки может быть успешным. Джобс знал, что Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) готова была уничтожить каждого, кто рискнул бы нарушить авторские права. То есть сайт с пиратской музыкой, подобный сервису Napster, не сработал бы. Однако покупателям нужен был легкий — и законный — способ получать цифровую музыку. Решение Apple было гениальным.

Джобс лично позвонил каждому артисту, в том числе вокалисту и барабанщику Eagles Дону Хенли, чтобы убедить их предоставить свою музыку для размещения на сайте. Apple стала первой компанией, которая провела переговоры и подписала контракты с пятью звукозаписывающими компаниями, что позволило ей продать сотни тысяч песен артистов, представленных пятью основными брендами. На этом революция не закончилась. Apple удалось сделать так, что каждая песня продавалась (а не сдавалась в аренду) за 99 центов. Как только покупатель раскошеливался, он мог хранить свои песни в течение неограниченного периода времени, передавать их на любое количество компьютеров Macintosh, записывать их на бесчисленное множество компакт-дисков и сколько угодно перекидывать их на портативные музыкальные проигрыватели.

Музыкант Seal описал магазин iTunes следующими словами: «Пиратство невозможно уничтожить, поэтому необходимо работать с технологией, попасть в ее ритм. Это как раз то, что сделала Apple».

Онлайн-магазин iTunes Store появился на свет в апреле 2003 года. В первый же день было оплачено миллион скачиваний. К концу июля эта цифра достигла 7,5 миллиона треков. Журнал Time назвал iTunes самым крутым изобретением 2003 года. Предложение от iTunes было простым. Не требовалось никакой подписки, не было разницы в ценах, любой трек стоил 99 центов. Это было просто и понятно, пользователь с легкостью мог приобрести, загрузить, организовать музыку — и завладеть ею.

Уроки от Apple

Стив Джобс развернул свой хорошо организованный бизнес в принципиально новом направлении — с новыми прибыльными горизонтами, — основываясь на внутреннем убеждении, что люди будут платить за модное портативное музыкальное устройство и купят хотя бы некоторую часть из того, что они раньше просто воровали. Опыт аналогов и антиподов предполагал — как оказалось, верно, — что его тезисы окажутся правильными. Джобс охарактеризовал стратегию своей компании совершенно беззастенчиво: «Пикассо говорил, что хорошие художники копируют, великие — крадут. Мы всегда бесстыдно воровали великие идеи».

Стив Джобс — человек, чья жизнь невероятный пример стойкости, уверенности и сильного духа. Это гений, который претворил в жизнь наилучшие технологии нашего времени, которые изменили жизнь всех и каждого. Глава «Apple» и его история.

Этот легендарный человек родился 24 февраля 1955 в Сан-Франциско, штат Калифорния. Усыновленный Полом и Кларой Джобс, парой среднего класса, он большую часть детства прожил в Маунтин-Вью, Санта-Клара. Место, которое стало в начале 50-х известным как «Силиконовая Долина», положило начало для успешной карьеры Стива.

Детство и юность Стив собирал разные электронные штуки, которые брал у соседей-инженеров.

Он поступил в коллежд «Reeds», однако позже бросил его, так как понял, что больше заинтересован в диетах фруктоедов и философии. Он переехал в сообщество хиппи в Орегоне, где все его время занимало выращивание яблок.

Хотя Джобс был невероятно толковым парнем, он испытывал недостаток в «учителе». В школьные годы он сдружился со Стивом Уозняком, компьютерным инжинером. Тогда он еще не знал, что эта дружба изменит всю его жизнь. Некоторое время Стив работал в «Atari» проектировщиком видеоигр.

И уже в 21 год он создал компанию со Стивом Уозняком. Их компьютеры были легкими в использовании, маленького размера, дешевле и доступнее простым людям. Первая модель, Apple 1, была продана на сумму 774.000 долларов. Это число увеличилось до 700% — 139.000 миллионов долларов.

В начале 1980-х начались спады в продажах и уменьшение прибыли, несмотря на уникальные маркетинговые ходы «Macintosh». В результате генеральные директора «Apple» обвинили в потерях Джобса. И он ушел с поста президента компании, но только для того, чтобы начать новую компанию известную как «NeXT».

В следующем году он купил другую компанию, которую позже была названа «Pixar Animation Studios». Стив так верил в свое новое предприятие, что инвестировал в него 50 миллионов долларов из своих собственных денег. Эта компания — производитель таких мультфильмов как «История Игрушек», «В поисках Немо» и «СуперСемейка». В 2006 студию купил Уолт Дисней, но Джобс остался самым крупным держателем акций.

«NeXT» так и не стала такой успешной, как надеялся Джобс. Он купил ее в 1997, когда вернулся на пост президента в компанию «Apple». Тот человек, который был обвинен в крушении империи «Apple», вернулся на пост, чтобы вернуть компании былую славу и больше никогда не покинуть ее. Стив стал старше, мудрее и опытнее. Была запущена продукция-новинка «iMac» — и чудо свершилось! В компанию вернулись бывшие покупатели и клиенты.

В 2003 году у Стива обнаружили рак поджелудочной железы, после хирургического вмешательства опухоль была успешно удалена. Стив был очень скрытным человеком и мало кто знал о его здоровье, но казалось это не мешало его великим открытиям. В следующие годы компания представила такие новинки как «MacBook Air», «iPhone» и «iPod».

5 октября 2011 Стив Джобс умер. Мы благодарим Стиву за его прекрасные открытия и вклад в нашу жизнь. Его история — воплощение великолепия и стойкости человеческого духа.

24 февраля 1955 года родился Стив Джобс - человек, чье имя сегодня знает, наверное, каждый. И не только благодаря его заслугам в IT и продвижению корпорации Apple. Рассказов о деспотичном характере этого человека не меньше, чем о гениальности. Diletant.media вспомнил причуды и выходки Джобса.

1. Авто без номеров

На серебристом Mercedes-Benz SL55 AMG Джобса не было номерных знаков. Как, спросите вы? Он тщательно проанализировал правила дорожного движения, действовавшие в Калифорнии, и обнаружил, что владелец нового автомобиля обязан прикрепить на него номерные знаки в течение 6 месяцев с момента покупки. Тогда Джобс договорился с лизинговой компанией и каждые полгода менял свой Mercedes на точно такой же новый.

А причина этой причуды вполне в стиле Джобса: он считал, что шрифт номерных знаков уродливый. Кстати, Стив мог смело занять парковочное место для инвалидов возле офиса Apple .

2. Одежда как униформа

Изо дня в день один из богатейших людей мира носил одно и то же: синие джинсы Levi’s, кроссовки New Balance и черную водолазку. По одной из версий, делал он это для того, чтобы не тратить время на выбор одежды.

Однако Джобс был более гибким, чем принято считать. Там, где его рабочая униформа была явно неуместна, он появлялся одетым, как подобает. На 2001 MacWorld Expo в Токио он был замечен в черном костюме и надел смокинг на церемонию вручения Оскара .

3. Дьявол в деталях

Джобс был перфекционистом. Если что-то выполнялось без его личного согласия, он был безжалостным - мог даже остановить работу, утвержденную им же изначально.

Известна история: когда Стиву не понравились заголовки в командной строке первых Macintosh, он заставил разработчиков придумывать один вариант за другим. Когда же сотрудники возразили, что есть дела и поважнее, Джобс вышел из себя: «Вы представляете, каково смотреть на это убожество изо дня в день! Это не просто мелочь! Это то, что нам нужно сделать на отлично».

4. Восемь лет на выбор мебели

Джобсу всегда было трудно обставить собственное жилье. Ещё холостяком он жил в доме с одним матрацем, столом и парой стульев. И даже когда у него появилась семья, изменилось немногое. «Восемь долгих лет мы обсуждали нашу будущую мебель в теории, - рассказывает жена Джобса Лоурен Пауэлл. - Например, Стив долгое время задавался вопросом, зачем нужен диван».

Станки и автоматы на его фабрике NeXT перекрашивались многократно. В итоге там были белоснежные стены, черные кожаные кресла за 20 тыс. долларов и изготовленная на заказ лестница.

По инициативе Джобса оборудование на линии сборки iPhone было установлено неестественно и неудобно для рабочих. Но зато каждый посетитель фабрики мог наблюдать за процессом.

5. Люди как источник разрушения

В офисе Apple он потребовал сделать окна закрытыми. Джобс был убежден, что простым людям нельзя давать возможность открывать что-либо, иначе они могут все сломать. Этот же принцип заложен в структуру программного обеспечения Apple. По мнению Джобса, его творения были совершенны, и не профессионалам не стоило их портить.



Доверенности