Что такое грузооборот? Как определяется для разных видов транспорта. Что такое грузооборот, виды и особенности морских перевозок Годовой грузооборот

Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.

Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).

Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ , где

lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.

Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной,структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности .

1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:

отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д);

групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);

по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия).

2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: = Qmax / Q ср.

4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.

Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.

Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.



Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Задача 4.1

Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 4.1. Рассчитать грузооборот и грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.

L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км

Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)

Прямое направление Обратное направление

Qб-в = 17600 т Qд-г = 8300т

Qв-г = 26700 т Qг-в = 11900т

Qг-д = 25000т Qв-б = 12400т

Qобщ. = 35600т Qобщ. = 25700т

Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км

Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км

Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км

Задача 4.2

На основании данных, приведённых в таблицах, рассчитать грузооборот, грузопотоки, коэффициент неравномерности грузооборота, коэффициент неравномерности грузопотока , построить эпюры грузопотоков и структуру грузов.

Задание 1

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 2

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 3

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 4

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 5

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 6

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 7

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 8

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 9

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 10

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 11

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 12

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 13

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Грузооборот

Грузооборот - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Виды транспорта

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;

перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;

вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;

перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),

внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

рельсовый (железнодорожный узкоколейный);

безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);

водный (морской, речной);

трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);

специальный (технологический) транспорт;

подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);

транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов различают транспорт:

горизонтальный;

вертикальный (лифты, подъемники);

горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);

наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Определение грузооборота и грузопотоков

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.

Грузооборот (см рис. 2) представляет собой количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту. В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Грузооборот равен сумме грузопотоков.

Грузопоток - (Рис.3) это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве.

Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие "грузонапряженности" отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

видов перемещаемых грузов;

пунктов отправления и доставки;

расстояний между пунктами;

объемов перемещаемых грузов;

частоты и регулярности перевозок.

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (рис2). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Рисунок 2. Шахматная ведомость грузооборота

Базой для организаций межцеховых и внешних грузопотоков завода и планирования работы заводского транспорта является диаграмма грузопотоков, т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе данных ведомости на схеме генерального плана завода. На диаграмме грузопотоки изображаются в виде отдельных полос, ширина которых пропорциональна их величине, а конфигурация соответствует трассе перемещения грузов. Диаграмма дает наглядное представление о величине и протяженности грузопотоков и позволяет рационально организовать внутризаводское перемещение грузов. Цифры в кружках показывают месячный грузопоток в тоннах.

Планово-экономические расчеты во внутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточного грузооборота по формуле:

где Q r - годовой грузооборот, т/год; D - число рабочих дней в году; К н - коэффициент неравномерности перевозок.

Расчету общего грузооборота за год предшествует вычисление величины грузооборотов цехов и общезаводских складов.

Рис.3 Схема грузопотоков завода

Необходимое количество транспортных средств, задействованных на регулярных грузопотоках, определяется по формуле


где Г - грузопоток за расчетный период, т; П ч - часовая производительность транспортных средств, т/час; Ф п - полезный фонд времени работы транспортных средств за расчетный период, ч.

При организации межцеховых перевозок выбор и расчет потребности в транспортных средствах производятся одновременно с маршрутизацией. Исходными материалами при разработке маршрутов являются шахматная ведомость грузооборота, схемы межцеховых грузопотоков, генеральный план предприятия.

Внутризаводские перевозки по характеру организации их выполнения подразделяются на разовые (по отдельным случайным заявкам) и маршрутные (по заранее установленным направлениям). Маршрутные перевозки бывают маятниковые и кольцевые.


Рис.4.

Маятниковыми называют маршруты, при которых движение транспортных средств между двумя пунктами многократно повторяется. Они могут быть односторонними, когда транспорт в одну сторону идет загруженным, а обратно - порожняком, двусторонними - транспорт загружен в обоих направлениях, смешанными - при движении с грузом или без груза в обоих направлениях.

Рис.5.

Кольцевая система предусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядом пунктов. Она бывает раМзШ (с одного пункта груз развозится по ряду цехов), сборочной - из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место, смешанной.

При выборе маршрута межцеховых перевозок необходимо обеспечить: кратчайшие пути движения транспортных средств, рациональное использование грузоподъемности или емкости транспортных средств, максимальный коэффициент пробега (отношение длины пробега транспорта с грузом к общей длине пробега).

Внутрицеховые перевозки включают: межоперационное перемещение предметов труда в соответствии с последовательностью и ритмом производственного процесса; транспортировку грузов по установленным маршрутам и расписаниям; перемещение грузов по сменно-суточным планам или разовым заданиям. Виды используемых транспортных средств для перевозок грузов в зависимости от типа производства приведены в табл.1

Таблица1. Виды транспортных средств, используемых при различных

типах производства

Тип перевозок

Тип производства

Единичный

Серийный

Массовый

Преимущественно

Преимущественно

Преимущественно

автомобильный, для

крупногабаритных грузов - железнодорожный, речной, воздушный

автомобильный, реже

железнодорожный

автомобильный и же-

лезнодорожный

Межцеховые

Автомобильный,

Автомобильный,

Железнодорожный,

электрокары, автока-

электрокары, автока-

автомобильный

Внутрицехо-

Мостовые краны,

кран-балки

Кран-балки, автока-

ры, электрокары

Конвейеры, транс-

портеры, рольганги, спуски, скаты

Межопераци-

Кран-балки, автока-

ры, электрокары

Автокары, электро-

кары, транспортеры,

конвейеры распределительные

Конвейеры рабо-

чие, транспортеры,

скаты, спуски, лотки

Маршрут дви-

Маятниковый

Маятниковый дву-

сторонний, кольцевой (в зависимости от

уровня серийности)

Кольцевой по твер-

дому расписанию

В гибких автоматизированных производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы, которые включают: автоматические стеллажи и мостовые краны-штабелеры, транспортные и перегрузочные работы, конвейерные устройства, устройства ориентации, питатели, накопители, автоматические склады, транспортно-складскую тару.

При выборе типа и количества транспортных средств учитываются: величина грузового потока, габариты перевозимых грузов, расстояние и пути перемещения, масса груза. Транспортные средства должны соответствовать технологическим и организационным требованиям обслуживаемых производственных процессов, обеспечивать максимальную производительность и благоприятные условия труда. Параметры транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы между собой с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при перемещении грузов с одного транспортного устройства на другое. Для этого на предприятиях разрабатывают единые транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования.

Число транспортных средств циклического действия (Wтр,) можно определить по формуле

w Tp = Q c / Wтрс,

где Q c - суточный грузооборот, т; Wтрс - суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность единицы транспортного оборудования I прямо пропорциональна числу рабочих циклов ш ц и производительности I за один цикл (W u), т.е. "

Wtp C = W u m u ; m u = Fдс / Тцт,

где F дс - суточный фонд времени работы транспортного оборудования, I мин; Тц т - транспортный цикл, мин (в общем случае Тцт = Тпр, + Т п + Т р, I где Т пр - время пробега, мин; Т п - время погрузки, мин; Т р - время I разгрузки, мин).

Число средств непрерывного транспорта (wтрн), необходимых для данного грузопотока, например транспортеров:

Wтрн„ = Qч / W ч,

где Q ч - часовой грузооборот, т; W ч - часовая производительность транспортера, т.

Транспортная логистика

Условие задачи

Грузооборот;

Фондоотдачу;

Рентабельность;

Прибыль;

Производительность труда;

Численность работников;

Себестоимость перевозок.

Таблица 4.1 Исходные данные для решения

№ п/п Показатель ж/д А/Т В/Т ТК
84 ()
Численность работников
26 060 10 400 29 000 8700 11700 2340 66 700 21440
%
% ?0
6,0 12,0 22,0 16,0
Финансовые инвестиции, усл.

млн руб., в основные производственные фонды, в оборотные средства

108 20

Алгоритм решения задачи

Шаг 1, Расчет грузооборота

Грузооборот - это произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования; выражается в тонно-кило­метрах, исходя из которого в дальнейшем определяется общий до­ход от перевозок, так как доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов. Иначе говоря, предприятие, до­пустим, во временных рамках получает доход от каждой рабочей единицы времени, а если взять по перевозкам в частности - то от каждого километра (либо от другой, присущей конкретному региону единице, например США применяет единицу расстояния к милям).

Грузооборот рассчитывается по формуле 1:

Гp = W nep xl (1)

где W ne р - общий объем перевозок; l - средняя дальность перевозок.

Примечание : среднюю дальность из условия деловой игры мы понимаем под средней дальностью перевозок в оба конца, т.

Как правильно рассчитать тонно-километры

е. пере­возка грузов с учетом возвращения транспорта в исходное место назначения. А в случае если дана дальность перевозок только в одно направление, то этот показатель дальности надо умножить на два.

Определим, какой грузооборот имеет место в транспортном комплексе:

По железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

Гр = 2,8 х 240 = 672 млн ткм;

после инвестирования:

Гр инвест = 3,12 х 240 = 748,8 млн ткм;

По автотранспорту до инвестирования капитала:

Гр = 2 х 260 = 520 млн ткм;

Гр инвест = 2,12 х 260 = 551,2 млн ткм;

По воздушному транспорту до инвестирования капитала:

Гр = 0,2 х 390 = 78 млн ткм;

после инвестирования капитала:

Гр инвест = 0,32 х 390 = 124,8 млн ткм;

По всему ТК до инвестирования:

Гр = 5 х 250 = 1250 млн ткм;

после инвестирования в Ж/Д:

Гр инвест = 5,32 х 250 = 1330 млн ткм;

после инвестирования в А/Т:

ГР инвест = 5,12 х 250 = 1280 млн ткм;

после инвестирования в В/Т:

Гр инвест = 5,12 х 250 = 1280 млн ткм.

Читайте в этой же книге:Шаг 4. Расчет прибыли транспортной компании | Шаг 5. Определение рентабельности | Шаг 7. Изменение уровня производительности труда | Шаг 9. Оценка экономической эффективности | Индивидуальные задания для самостоятельного решения | mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.1 сек.)

Как посчитать грузооборот

Советы Эксперта — Бизнес-консультанта

Грузооборот – это работа транспорта по перевозке грузов для предприятия, отрасли, государства, исчисляется в тонно-километрах, иногда применяют показатель тоннаж.

Для характеристики грузооборота у государства, какой- либо территории, конкретного направления, реки и т.д. применяют ту и другую единицу измерения.

Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашем бизнесе.

Краткое пошаговое Бизнес-руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг — 1

Помните, что для характеристики грузооборота какой-либо станции, транспортного объекта, транспортного узла в качестве измерителя применяют только тоннаж.

Грузооборот показывает объем экономической связи между государствами, районами, предприятиями, хозяйственными образованиями, также он указывает на пропускные возможности у транспортных объектов.

Грузооборот Транспорта — Экономический словарь 12.11.2010 Грузооборот Транспорта Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре параметр работы транспорта, рассчитываемый как произведение веса перевозимого за определенное время груза

По грузообороту можно определить, как развиты связи, торговля, экономическая активность в определенный период и т.п. Рост грузооборота указывает на рост торговли и развитие экономики, а падение грузооборота наоборот указывает на уменьшение экономической активности. Значительное падение грузооборотов обычно наблюдаются в периоды кризисов. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг — 2

Допустим, в течение года автомобили перевезли 6 млн. тонн груза на среднее расстояние 160 км, то годовой грузооборот этого предприятия равен 960 млн. тонно-километров.

Грузооборот — Экономический словарь 12.11.2010 Грузооборот Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре — основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза и расстояния пер

Показатели грузооборота применяют при распределении доходов, в планировании, в изменении затрат материалов, труда, оборудования и др. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг — 3

Знайте, что весь грузооборот разделяют на 5 составляющих, учитывая вид транспорта:

1. Грузооборот железных дорог. Железнодорожный транспорт считается самым массовым и дешевым видом транспорта.

2. Грузооборот водного транспорта. Тоже дешевый вид транспорта, но есть недостаток, это сезонность работы.

3. Грузооборот автомобильного транспорта.

Грузооборот воздушного транспорта. Это самый дорогой вид перевозок, но он незаменим, когда нужно доставить грузы в труднодоступные места.

Грузооборот Порта — Экономический словарь 12.11.2010 Грузооборот Порта Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре количество грузов в тоннах, прошедших через порт за определенный промежуток времени. Экономическое определение

5. Грузооборот трубопроводного транспорта. Сегодня это самый перспективный вид транспорта для транспортировки газообразных и жидких грузов.

По характеру связей грузооборот бывает внутренний (районы, дороги, узлы, станции и т.п.; внутри их ввоз, вывоз, транзит, внутренние перевозки), внешний (импорт, экспорт, международный транзит) .

Надеемся ответ на вопрос — содержал полезные для Вас сведения. Удачи!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой — Поиск по сайту.

Ключевые теги: Бизнес

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е.

партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест - на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная - на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт.

2.9 Расчет грузооборота

Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

1. Железнодорожный транспорт, грузооборот

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки - большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

2. Грузооборот автомобильного транспорта

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые - для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи - для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.

3. Морской грузооборот

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

4. Воздушный транспорт, грузооборот

Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка - позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

7. Виды услуг, включаемых в систему транспортного обслуживания

Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели - именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост - это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

Относительные показатели.

Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru - Экономический словарь

academic.ru - Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru - Статьи

bank24.ru - Словарь экономических терминов

kgau.ru - Учебно-методический комплекс

5. Грузооборот контейнерного терминала НУТЭП

6. Порт РФ

8. Грузооборот терминала сухих грузов за 2001-2011 гг. (тыс. тонн)

9. Грузооборот в отдельных странах мира

10. Грузооборот в %

Шаг 1, Расчет грузооборота

Транспортная логистика

Условие задачи

Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции по­требителям в среднем количестве 5000 тыс. т, в том числе:

Железнодорожным транспортом - 2800 тыс. т;

Автомобильным транспортом - 2000 тыс. т;

Воздушным транспортом - 200 тыс. т.

Требуется определить изменение основных показателей рабо­ты различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:

Грузооборот;

Фондоотдачу;

Рентабельность;

Прибыль;

Производительность труда;

Численность работников;

Себестоимость перевозок.

Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования - за плановый.

Исходные данные показателей предприятия по видам транс­порта представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1 Исходные данные для решения

№ п/п Показатель ж/д А/Т В/Т ТК
Средняя дальность перевозок, км
Основные производственные фонды, усл. млн руб.
(Оборотные фонды, усл. млн руб. 84 ()
Численность работников
Эксплуатационные расходы, в том числе накладные, усл. тыс. руб. 26 060 10 400 29 000 8700 11700 2340 66 700 21440
Удельный вес условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов
Доля работников, зависящих от объема работ, % ?0
Доходная ставка, усл. коп. на 1 ткм 6,0 12,0 22,0 16,0
Финансовые инвестиции, усл. млн руб., в основные производственные фонды, в оборотные средства 108 20
Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т

Алгоритм решения задачи

Для определения эффективности любого предприятия, экономической отрасли, потребуется посчитать множество показателей. Один из них грузооборот.

Что такое грузооборот? А это количество перевезенного груза на отдельном виде транспорта или на конкретном предприятии. Показатель может рассчитываться в рамках одной отрасли или государства.

Единица измерения

Основная единица измерения грузоперевозок - это тонно-километры. Суммарный тоннаж выполненных перевозок может определяться просто в тоннах. Для определения грузоперевозок в рамках страны или отдельного района применяются обе единицы. Такой показатель отражает развитие страны или отдельной отрасли, административной единицы.

Если же показатель определяется для отдельной транспортной единицы или узла, то рассчитывается только суммарный вес в тоннах или килограммах, для более мелких партий.

Масса транспортируемого газа определяется в кубических метрах с последующим перерасчетом на тонны.

Объем груза определяется по формуле - количество груза за определенный промежуток времени. Этот показатель отражает эффективность отдельно взятого транспорта или пропускного пункта.

Виды

Что такое грузооборот и его виды? Рассмотрим этот момент. Виды грузооборота разделяют по видам транспорта. Показатель «раскрывает» возможности определенной транспортной отрасли.

Железнодорожный грузооборот . Самый доступный и распространенный вид транспорта в большинстве стран - железнодорожный. Несмотря на экономический спад, даже в нашей стране продолжается прокладка железнодорожных путей. Именно на железнодорожный транспорт приходится 4/5 всех перевозок нашей страны.

Водный грузооборот. Водный транспорт самый дешевый в любой стране, но производить перевозки этим транспортом можно только при наличии речек и морей. Речная навигация в большинстве стран возможна только в летний период, тем более, если речь идет о нашей стране. Поэтому в России перевозится лишь 15% всех грузов, а речным около 7%.

Виды грузооборотов включают автомобильный транспорт. Несмотря на дороговизну, именно эти перевозки обеспечивают сообщение между предприятиями внутри страны, позволяют обеспечить доставку в труднодоступные регионы. По сравнению с ж/д груз автомобилем намного быстрее.

Воздушные грузоперевозки. Пожалуй, это самый дорогой вид транспорта, поэтому используется только при крайней необходимости. позволяет доставить груз в те места, где нет железнодорожных и автотранспортных веток. Для РФ авиагрузооборот значительный, так как территория страны огромная, с наличием труднодоступных регионов.

Трубопроводный грузооборот . Это вид транспорта применим исключительно для газообразных и жидких грузов. Традиционно это газ и нефть, также по трубам могут транспортироваться химические вещества, аммиак. Прирост грузооборота таким видом транспорта определяется исключительно монтажом новых веток.

Портовый грузооборот

Что такое грузооборот для порта? Этот показатель отображает количество груза, проходящего через конкретный порт за определенный промежуток времени.

Грузооборот - это основной показатель, отображающий технико-экономическое значение инфраструктуры порта. Полученные данные используются для проведения анализа и дальнейшего планирования производственной деятельности.

По структуре грузооборот характеризуют:

  • по роду груза;
  • по направлению (импортные и экспортные операции);
  • по виду плавания (малый и большой каботаж, заграничные перевозки);
  • сезонные показатели;
  • равномерность поступления и отгрузки грузов за определенный промежуток времени.

В отличие от грузопереработки, грузооборот выражается всегда в тоннах. При учитывается только один раз, по факту завершения производственного процесса в порту. Грузопереработка включает в себя весь объем перегрузочных работ и может выражаться не только в тоннах, но и в тонно-операциях. В расчет берутся абсолютно все перегрузочные работы, даже не связанные с морским грузооборотом, к примеру, хранение и перегрузка товара из порта не морским транспортом. Поэтому именно этот показатель отображает полную картину производственного процесса в порту.

Что такое грузооборот и что в него не включается? При определении показателя, в расчет не берутся грузы, подлежащие дальнейшей отправке автомобильным или другим транспортом, и те, которые прибыли в порт ж/д или автотранспортом.

Последние статистические данные морских портов

В целом, за период с января по июль 2017 года, грузооборот России в морских портах увеличился на 10,5%, если сравнивать с тем же периодом за предыдущий год.

Ситуация по регионам:

Грузооборот порта в основном формируется за счет грузов, доставка которых не ограничена по времени. В зависимости от расстояния до конечного пункта назначения, доставка по воде в среднем длится 30-40 суток, при условии, что за это время не будет ураганов и шторма. В то же время, морской транспорт - это возможность перевозить практически любые товары, а выход к морю имеют 120 стран. Помимо этого, в сфере международных морских перевозок действуют единые стандарты и единое правое поле.



Доверенности