Смена профессии: победит тот, кто не дрогнет?  профессиональный инструмент для выбора професси - профикс - профессиональная позиция

Кризисы профессионального развития личности

Таблица 21

Факторы, обусловливающие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)

Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

Кризис профессионального выбора (16-18 лет)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности

Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей

Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя в сложившейся профессиональной ситуации. оррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. сихофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи

Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет)

Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность

Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет)

Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью

Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности

Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления создают условия для прогрессивного целенаправленного профессионального становления, способствуют профессиональной самоактуализации работников. Кризисы профессионального развития могут также стать следствием внедрения новой организации труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п. Но они не являются предметом нашего анализа, как и кризисы, вызванные крупными жизненными неудачами и провалами.

Выводы

1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают: возрастные психофизиологические изменения; изменение социально-профессиональной ситуации; качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности; тотальная погруженность в социально-профессиональную среду; социально-экономические условия жизнедеятельности; служебные и жизненно важные события. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой. Часто кризисы протекают без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к изменению профессиональной биографии. 2. Кризисы в профессиональном развитии - явление нормативное. Они являются судьбоносными моментами в жизнедеятельности человека. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии. 3. Кризисные явления - неотъемлемый атрибут динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис. Количество выделяемых кризисов во многом зависит от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии. 4. Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерминирующего возникновение кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная активность. Именно чувство постоянной неудовлетворенности собой, поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде, центрация на вопросах профессионального развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают конфликт с собой. 5. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Большинство обследуемых не указало на деструктивную функцию кризисных явлений. Видимо, это связано с особенностями контингента исследуемых. Человек, находящийся в постоянном поиске новых способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризисов. К деструктивному выходу из кризиса относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т.п.), а также появление профессионально нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными. 6. Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Не всякая личность может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Высокая психическая напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная самооценка часто приводят к деструктивному профессиональному поведению. Личность, находящаяся в ситуации кризиса, нуждается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут оказать практические психологи. Действенным средством преодоления кризисов являются тренинги личностного и профессионального роста, семинары по выработке альтернативных сценариев профессионального становления, составление психобиографии и траектории профессионального становления личности.

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.

УДК 159.9:37.0

Горбунова Галина Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент профессор кафедры общей и возрастной психологии Самарского института НОУ ВПО Академии ВЭГУ (Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия). [email protected], Самара

АНАЛИЗ ПРИЧИН СМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ВЗРОСЛЫМИ людьми

Gorb un ova Gal in а Л lekseyevn а

Candidate of pedagogy, senior lecturer, professor at the chair of general psychology of the Samara East academy of humanities, Economics and law. [email protected], Samara

REASONS OF CHANGE OF PROFESSION BY ADULTS

С переходом России к свободному рынку труда, связанному с отказом от планового ведения хозяйства и гарантированной занятости населения, проблема смены профиля деятельности взрослыми людьми становится широко распространенной в современном обществе. Однако психологические детерминанты смены деятельности людьми, занятыми длительное время в одной сфере труда, причины переориентации и обучения другой профессии не достаточно исследованы в современной теоретической и прикладной науке. Чтобы определить экономическую и личностную целесообразность перехода от одной профессии к другой людьми зрелого возраста, необходимо проанализировать личностные факторы, мотивы смены профессии и сложившиеся жизненные условия к моменту возрастного и профессионального развития людей.

Несмотря на то, что в последние десятилетия профессиональное развитие личности в зрелом возрасте, занимает важное место в научно-прикладных исследованиях, в основном речь идет о начальных этапах становления специалиста. Если и допускается возможность выбора новой профессии на более поздних возрастных этапах, то без явных ее отличий от профессионального самоопределения в период юности. По мнению В. П. Петрова , переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуации первичного профессионального самоопределения юноши. Важной особенностью смены профессионального профиля является наличие у человека уже сформированных и закрепленных в предшествующей деятельности знаний, навыков, опыта и профессионально важных личностных качеств. Другой важной особенностью ситуации перехода зрелого человека к новой деятельности является снижение с возрастом" объективных возможностей развития, качественного изменения личности, образования у нее новых психологических: структур, отвечающих требованиям деятельности.

Как показывает практика, качественные изменения в личности взрослого человека если и возможны, то через внутренние переживания, смену жизненных целей, глубокие кризисные явления, стрессовые состояния, переосмысления прожитой жизни.

Анализ состояния проблемы смены профессионального профиля людей зрелого возраста позволяет говорить об отсутствии системного научного рассмотрения всего комплекса ее психологических детерминант. Современная российская реальность массового переобучения состоявшихся специалистов, большие материальные государственные и личные затраты диктуют необходимость выявления закономерностей, механизмов и латентной структуры процесса перехода взрослого человека к новой деятельности, создания теоретической основы для разработки алгоритма самостоятельной деятельности личности со сменой профессионального профиля.

Психологическое содержание переживаний личности в среднем возрасте связано с оценкой себя, своего места в жизни, переосмыслением своего предназначения. Поэтому, многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новый путь и средства самоактуализации. Середина жизни часто сопровождается личностными и профессиональными кризисами, психологическим содержанием которых является обесценивание мечты, переоценка ценностей, исчерпанность одних жизненных смыслов и поиск других. Именно в этом возрасте нередко наступает разочарование в работе, ощущение ошибочного профессионального самоопределения. Мотиваторами в этом случае выступают измененные жизненные цели и ценности, большое значение приобретают семейная жизнь и здоровье.

В целом смена профессии затрагивает тех людей, которых к этому вынуждают жизненные обстоятельства: вынужденное изменение места работы, острая нехватка денег, смена социального статуса. Однако меняют профессию и те, кто чувствует, что их способности не используются в полной мере на той работе, которая у них есть.

Проведенное нами в российских городах (Самаре, Сочи) и Башкортостане (Уфе) исследование позволяет предварительно определить психологические аспекты данной сферы. Смена профиля деятельности, как правило, длительный и сложный процесс перехода личности от одной профессии к другой. Целью проведенного исследования явилось изучение мотивов переоценки зрелой личностью профессиональной карьеры с намерением выбора нового вида деятельности иного профиля для дальнейшего профессионального развития.

При изучении процесса развития мотивации профессиональной деятельности с учетом влияния на нее внешних и внутренних факторов были исследованы те стороны, которые повлекли за собой разрушение положительной профессиональной мотивации в одном виде деятельности, так называемое «разочарование» в выбранной в молодые годы профессии, и мотивы, побудившие сменить профиль трудовой деятельности, т. е. мотивы профессионального переобучения. Разработанная и апробированная налги на практике программа эксперименталь-

но-психологического исследования включала в себя анкетирование, выявление проявляющихся в деятельности и поведении СВОЙС"ГВ личности, диагностику мотивационной структуры личности и структуры мотивов трудовой деятельности, а также изучение смысложизненных и ценностных ориентаций личности. Реципиентами выступили люди зрелого периода жизни, возрастной диапазон составил от 25 до 45 года. Непременным условием участия в эксперименте было наличие первого профессионального образования и получение второго профессионального образования иного профиля взрослыми людьми. Вид деятельности не играл особой роли, профессии могли бьпъ как экономической направленности, так и гуманитарной. Первоначальные профессии составляли довольно широкий диапазон всевозможных специальностей (технических, гуманитарных, медицинских и т. д.), получаемые профессии на момент проведения исследования - экономист, юрист и психолог.

Экспериментальное исследование было осуществлено в два этапа в 2005- 2008 гг. на базе высших учебных заведений с выборкой в 918 человек и позволило выявить некоторые причины смены профессионального профиля взрослыми людьми. Задачей первого предварительного этапа исследования явилось изучение удовлетворенности осуществляемой испытуемыми работой и в целом трудовой деятельности в рамках выбранной в юности профессии. Другая задача состояла в выяснении причин изменения профессиональной ориентации на основе анализа полученных методом анкетирования результатов. Анализ данных анкеты, разработанной нами, показал, что мотивы смены профессионального профиля и получения иного образования в городах, где осуществлялись исследования, несколько отличаются друг от друга. Данные представлены в табл.

Результаты анкетирования (%)

№ п/п Факторы, влияющие на смену профессии Самара Сочи Уфа

1. Получение более высокого социального статуса 62,7 61 74

2. Смена жизненных целей 53 38,4 30

3. Переосмысление своего места в жизни, своего предназначения 51 15,4 54

4. Профессиональная деформация 14 11,4 6

Мотивы получения второй профессии

1. Стремление к самосовершенствованию 68,6 52 66

2. Желание расширить свой кругозор, повысить эрудицию 60,8 44 58

3. Интерес к новой структуре деятельности 55 48 38

4. Развитие личности 50 36,5 40

5. Намерение работать в выбранной сфере деятельности 53 70 48

6. Желание добиться успеха в новой сфере деятельности 40 25 28

Среди главных причин отмечены получение более высокого социального статуса и стремление к самосовершенствованию, развитию личности. Менее значимы - переосмысление своего места в жизни, слабая реализация своих способностей на уровне прежней профессии, интерес к новой структуре деятельности и желание добиться успеха в выбранной сфере деятельности. Получение новой профессии в зрелом возрасте связывается не только с желанием работать в другой сфере деятельности, важным является возможность личностного самосовершенствования. Анализируя результаты анкетирования, можно предположить, что прежняя профессия и место работы исчерпали возможности для самореализации личности как в профессиональном плане, так и в личностном. Появилась потребность расширить свой кругозор, повысить эрудицию, получить новые знания и попробовать себя на ином поприще деятельности.

Оценка отношения к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом в прежней профессии и на предыдущем месте работы была осуществлена с помощью диагностики структуры мотивов трудовой деятельности Т. Л. Бадоева. Испытуемые отметили в первую очередь неудовлетворенность размером заработной платы и отношением администрации к работникам, отмечалась низкая престижность прежней профессии и слабая реализация индивидуальных особенностей, не удовлетворял вид трудовой деятельности и в целом работа, отсутствовала возможность творчества в процессе работы. Как показал корреляционный анализ значимые различия удовлетворенностью трудом наблюдаются только у испытуемых г, Сочи, при 1=2.17 получающие профессию «Экономика» значительно больше неудовлетворенны своей первой профессией, чем будущие юристы. Коэффициент корреляции не выявил различий в удовлетворенности трудовой деятельностью у самарских и уфимских реципиентов, он не превышал отметки 0,42. На втором этапе исследования были выявлены объективные и субъективные условия смены деятельности, личностные особенности, изменение смысложизненных ориентаций и профессиональной самоактуализации, мотивационной структуры и ценностей личности.

Итак, непрестижность прежней работы и желание повысить свой социальный статус, смена жизненных приоритетов и целей, стремление к самосовершенствованию вынуждают профессионально сформировавшихся людей в корне менять свою профессию.

Библиографический список

1. Горбунова, Г. А. Мотивы переоценки профессиональной карьеры на ступени средней взрослости [Текст] / Г. А. Горбунова - Самара: Изд-во «Новая техника», 2005.

2. Горбунова, Г. А. Смена деятельности как осознанный выбор личности [Текст] / Г. А. Горбунова - Самара: Изд-во «НТЦ», 2007.

3. Горбунова, Г. А. Мотивация смены профессионального профиля [Текст] / Г. А. Горбунова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия. Психология. - 2007. - № 2. - С. 74-78.

4. Горбунова, Г. А. Психологические детерминанты смены профессии зрелыми людьми [Текст] / Г. А. Горбунова - М., - Ростов/Дон: Изд-во «КРЕДО», 2007. - Т. 1.

5. Горбунова, Г. А. Потенциальные возможности самореализации личности и профессионального самоопределения [Текст] / Г, А. Горбунова - Самара: СаГА, 2008.

6. Петров, В. П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых [Текст] / В. П Петров // Психологический журнал. - 1993. - № 3. - Том 14. - С. 79-89.

УДК 37.01:007

Дочкин Сергей Александрович

Кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», пом 1к2001@тail.ru, Кемерово

ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Dochkin Sergey Alexandrovich

Master of pedagogics, docent, corresponding member of Pedagogical and Social Sciences Academy, docent of sub-faculty Pedagogy and Psychology of Vocational Education State Educational Institution «Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development», [email protected], Kemerovo

ICT-COMPETENCES OF TEACHERS AS BASIS OF MODERNIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL

Современное информационное общество характеризуется широким использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства повышения эффективности профессиональной, в том числе и образовательной, деятельности. При этом средства ИКТ обновляют методы и средства осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия и между людьми, и между отдельными социальными группами, учреждениями, предприятиями, организациями. Тем самым, предъявляя новые требования к каждой личности и, тем более, к педагогическим кадрам, осуществляющим подготовку человека к про-50

«Человек, который непрерывно учится,
найдет нечто такое, что ему по душе,
и добьется того, что оно станет на него работать.
Не стоит всю жизнь работать на одном месте ради того,
чтобы вас наградили золотыми часами при выходе на пенсию»
Харви Маккей (американский предприниматель)

Очень много людей работают на нелюбимой работе, и поэтому частенько чувствуют себя несчастливыми. По словам психологов, человек способен достичь успеха, если будет менять свою специальность раз в 6-7 лет.

Если Вам не нравится то, чем Вы занимаетесь, то пришло время что-то поменять в жизни. Чтобы обрести профессиональную гармонию специалисты советуют сменить направление своей карьеры и устроиться на работу, на которой Вы будете забывать о времени и чувствовать максимальный подъем энергии и вдохновения.

Решение о смене направления деятельности

На протяжении всей жизни немало людей решаются сменить сферу своей деятельности, несмотря на потраченные силы и деньги на получение образования. И причины на то самые разные. Смена отрасли деятельности является серьезным шагом. Такое решение человек может принять как в молодом, так и в зрелом возрасте.

Задумываются о смене направления своей карьеры люди, которые считают, что заслуживают на более высокую заработную плату и желающие улучшить качество своей жизни. Нестабильность финансового положения заставляет в корне менять род занятий. Если Вы убеждены в том, что Ваша работа не даст Вам возможности получать высокую зарплату, то смело ищите другое место.

Потеря интереса к работе и симптомы профессионального выгорания также способны подвигнуть человека к принятию решения о смене отрасли своей деятельности. Прежде чем принять радикальное решение, Вам стоит отдохнуть и взять отпуск. Вы сможете обдумать все и понять, что именно Вас не устраивает. Возможно, Вы устали или же разочаровались в коллективе либо в руководстве.

Невозможность карьерного и профессионального роста является одной из наиболее веских и частых причин, по которым человек решается сменить род своей деятельности. Бывает так, что новая отрасль способна обеспечить продвижение по карьерной лестнице и хорошие перспективы. Не стоит сразу же кардинально менять свою специализацию, возможно, смежные отрасли помогут Вам полностью раскрыться и достичь максимальных высот на карьерном поприще.

Новая профессия зачастую позволяет кандидату раскрыться, реализовать творческий потенциал и получить моральное удовлетворение.

При поиске новой профессии необходимо психологически подготовиться. При смене сфере деятельности необходимо освоить новые знания и навыки.

Поиск новой сферы деятельности

Прежде, чем сменить профессию, необходимо проанализировать ситуацию на рынке труда. Новая работа должна не только вызывать интерес, но и по возможности пересекаться с уже имеющимся профессиональным опытом. Необходимо оценить вероятность трудоустройства, определить перспективы новой работы, уровень зарплаты и конкуренцию среди кандидатов.

Как правило, новая профессия нуждается в получении новых знаний и самосовершенствовании. В зависимости от возраста, возможностей и выбора, Вам придется получить высшее образование, переквалифицироваться или пройти курсы профессиональной подготовки. Получение дополнительного образования повышает востребованность специалиста на рынке труда.

Приняв решение о смене направления своей карьеры, непременно заявите об этом своему работодателю и как можно тактичней аргументируйте причину ухода. Будет хорошо, если о смене профессии Ваш бывший работодатель узнает от вас, а не со слов коллег. Постарайтесь сохранить хорошие отношения с руководством, возможно, придется вернуться на старое место работы.

Реакция работодателя на кандидата, решившего сменить отрасль деятельности

Как свидетельствует статистика, работодатели с некоторой настороженностью относятся к людям, которые решили сменить род своей деятельности. Особенно это касается кандидатов среднего возраста. Как правило, работодатель хочет узнать, какие причины смены отрасли карьеры и почему кандидату не удалось реализоваться на прошлом месте работы. Чаще всего работодатели отдают предпочтение молодым и энергичным кандидатам, которые способны предложить новые интересные идеи, способные внести вклад в развитие компании.

Если Вы хотите устроиться на новую работу, то должны своими словами и действия доказать работодателю, что именно Вы подходите для новых карьерных подвигов и сможете справиться с новыми функциональными обязанностями.

При смене профессии кандидату стоит приготовиться к более низким должностям и небольшой заработной плате. Часто люди не выдерживают таких перемен и со временем решаются вернуться в свою прежнюю профессиональную среду. Согласитесь, что тяжело бывшему руководителю работать на должности подчинённого или помощника.

Горбунова Галина Алексеевна 2007

МОТИВАЦИЯ СМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

© Г. А. Горбунова

Горбунова Галина Алексеевна

кандидат

педагогических наук, доцент декан психологического факультета Самарский филиал Восточного института экономики,

гуманитарных наук, управления и права

Развитие профессиональной мотивации зависит от внешних факторов. Неуловлетворенность материальных и жизненных потребностей работника приволят к изменению профессиональной леятельности. Исслелование показало, что чаше социальные причины являются летер-минантами профессиональной переполтотовки.

Ключевые слова: работа и профессиональная мотивация, факторы развития профессиональной мотивации, смена профессиональной деятельности, причины профессиональной переподготовки, неудовлетворенность материальных и жизненных потребностей.

Вопросы профессиональной специфики мотивации труда, ее структурные характеристики, адекватность мотивов и целей содержанию и условиям деятельности рассматривались в психологии В. А. Бодровым, В. Я. Орловым, В.

A. Ядовым, А. Г. Здравомысловым и др. . Учеными выявлены существенные отличия мотивации в разных видах деятельности.

В рамках теории деятельности А. Н. Леонтьев и

B. И. Ковалев обосновали необходимость разграничения понятий «общетрудовая мотивациям «профессиональная мотивация». Первая обусловливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности, вторая определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность. Таким образом, различие общетрудовой и профессиональной мотивации состоит в том, что мотивация конкретной трудовой деятельности обусловлена ее задачами и особенностями профессиональных целей .

С. Рубинштейн, В. Асеев, М. Магомед-Эминов рассматривают мотивацию как многомерную по содержанию подсистему личности, единство соподчиненных компонетов. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть сущность мотивационной сферы специалиста с учетом особенностей отдельных компонентов внутри подсистемы. Ведущие мотивы побуждают к деятельности, в которой возникают новые мотивы и цели в процессе развития мотивации. Т. Л. Бадоев, В. А. Толочек, Ю. К. Стрелков, рассматривая данные о динамике мотивов у представителей разных профессий, подчеркивают, что различия в изменении отдельных мотивов обусловлены спецификой содержания трудовой деятельности. Условия и способы развития трудовой мотивации могут быть различными: усиление структурированности мотивов, увеличение количества ведущих побуждений, изменение силы отдельных мотивов, повышение адекватности мотивации профессиональной деятельности . А. Маслоу выделял следующие основные мотивы деятельности: стремление к профессиональному успеху, к обеспечению безопасности и сохранения здоровья, к материальному благополучию, к познанию, к общению, к социальным достижениям, к самоопределению.

По мнению С. В. Бажановой, проблема формирования профессиональной деятельности не может решаться без учета акмеологических факторов, способствующих успешному становлению профессионализма. Автор предлагает рассматривать развитие профессиональной мотивации в системе двух групп факторов: внешних и внутренних. К внешним факторам относятся макросредовые (факторы социально-экономического развития общества; факторы, характеризующие современное состояние системы той или иной отрасли экономики, народного хозяйства, образования и т. д.), микросредовые (факторы функционирования трудового коллектива). Внутренние факторы включают в себя относительно постоянные факторы: характерологические и индивидуально-типологические особенности личности, а также динамические особенности: удовлетворенность профессией, профессиональная направленность, социально-психологические установки на саморазвитие и самосовершенствование, профессионально важные качества. Как показывает практика, влияние данных факторов на развитие профессиональной деятельности возможно в двух направлениях: положительном и отрицательном .

Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение процесса развития мотивации профессиональной деятельности с учетом влияния на нее внешних и внутренних факторов. Были изучены те стороны, которые повлекли за собой разрушение положительной профессиональной мотивации в одном виде деятельности, так называемое «разочарование» в выбранной в молодые годы профессии, и мотивы, побудившие сменить профиль трудовой деятельности, т. е. мотивы профессионального переобучения. Разработанная и апробированная на практике программа экспериментальнопсихологического исследования включала в себя анкетирование, диагностику мотивационной структуры личности и структуры мотивов трудовой деятельности, а также выявление смысложизненных и ценностных ориентаций личности. Реципиентами выступили люди зрелого периода жизни, возрастной диапазон составил от 25 до 45 лет. Непременным условием

явилось наличие у испытуемых первого профессионального образования и получение ими второго профессионального образования иного профиля. Вид деятельности не играл особой роли, профессии могли быть как технической направленности, так и гуманитарной. Последнее условие связано с тем (здесь мы солидарны с мнением В. А. Бодрова и Ю. В. Бессоновой), что методический аппарат исследования мотивации, имеющийся сегодня в психологии, не позволяет изучить особенности мотивации профессиональной деятельности. Существующие методики предназначены лишь для определения общей направленности личности или уровня выраженности отдельных мотивов, потребностей. Они не предусматривают возможность оценки специфики мотивации конкретной деятельности (в качестве примера можно привести только оценку мотивации деятельности педагогов). Довольно часто методы исследования не выявляют развития профессиональной мотивации, проявления качеств субъекта в связи с профессионализацией деятельности, становлением личности профессионала, изменением самой деятельности, ее содержания и требований к личности на различных этапах профессионального пути. Слабая разработка оценки специфики конкретных видов деятельности в психологической практике побудила нас не акцентировать внимание на какой-либо конкретной профессии .

Для изучения смены профессионального профиля взрослыми людьми в городах Самара, Уфа было осуществлено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 232 человека - медицинскиех работники, техники, учителя начальных классов, бухгалтеры, менеджеры, коренным образом меняющие свой профессиональный профиль. Изучение структуры мотивов трудовой деятельности в период осуществления работы по первоначальной профессии показало, что большинство людей, меняющих в зрелом возрасте вид деятельности, недовольны размерами своей заработной платы (81%), примерно половина (44%) не удовлетворена отношением администрации к труду, отдыху и быту работников. Однако у 38% опрошенных смена профессии связана с потребностью реализации своих индивидуальных особенностей, причем 50% респондентов в основном удовлетворяют эту потребность в своей первой профессии. 74% испытуемых стремятся с помощью новой профессии получить более высокий социальный статус, самосовершенствоваться в развитии личности хотят 68% людей, немало и тех, которые желают расширить свой кругозор и повысить эрудицию.

Все участники исследования отметили достаточно большую общественную полезность своего труда. 51% определили свое стремление к продвижению по службе очень большим, 33% - средним, 16% не стремятся занять руководящую должность в своей организации. В целом потребность в реализации индивидуальных особенностей не удовлетворяется у одной трети испытуемых, занятых в сфере медицинского обслуживания; у воспитателей и учителей удовлетворенность либо средняя, либо высокая. Возможности творчества в работе лишены одна треть медсестер и одна треть воспитателей, учителя имеют высокие или средние возможности развития творчества в работе. Удовлетворенности работой в целом не испытывают 33% медицинских сестер и воспитателей, однако вид трудовой деятельности удовлетворяет практически всех участников эксперимента. Совершенно

справедливо возникает вопрос, какова же причина смены вида деятельности? Определяющими в этом вопросе оказались социальные мотивы: непрестижной свою профессию назвали 45% участников, средний престиж - 15%, высоким престижем обладает профессия для 40% испытуемых. Вывод: неудовлетворенность материальных и жизненных потребностей работника приводят к изменению профессиональной деятельности .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бажанова£. В. Акмеологические факторы развития мотивации профессиональнопедагогической деятельности преподавателей высшей школы // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. М., 2004.

2. Бодров, В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М. : ИП РАН, 1998.

3. Бодров Д. А. Развитие профессиональной мотивации спасателей / В. А. Бодров, Ю. В. Бессонова // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 45-56.

4. Горбунова, Г. А. Мотивы переоценки профессиональной карьеры личностью на ступени зрелого возраста // Акмеология: развитие личности и профессионала. Самара: Новая техника, 2005. С. 69-76.

5. Горбунова, Г. А. Когнитивная теория мотивации в учебном процессе // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара: СамИИТ, 2000. С. 40-48.

6. Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М. : МААА, 1998.

7. Ядов,В. А. Человек и его работа / В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов. М. : Наука,

The Motivation of Professional Profile Shift

The development of professional motivation depends on both exterior and interior factors. Unsatisfaction in material and life demands of a working person leads to the change of the sphere of working activity. The research showed that most social motives frequently serve as determiners for professional retraining.

Key words: worki ng and professional motivation, interior and exterior factors of development of professional motivation, the change of professional activity, the motives for professional retraining, unsatisfaction in material and life demands.



Онлайн калькуляторы