Работа в крыму на судостроительном заводе. Судостроение в Крыму: От яхт до крейсеров ВМФ

Одна из самых крупных отраслей машиностроения Крыма - судостроение. Оно представлено крупными предприятиями в Севастополе (производство плавкранов), Керчи, Феодосии.


Судостроительный завод «Залив» является крупнейшим отраслевым предприятием полуострова Крым. В 2014 г. он перешел под контроль управляющих, связанных с «Зеленодольским заводом им. Горького».

Сухой док возможно разделить на две части, что позволяет проводить параллельно ремонт и постройку нескольких судов одновременно.

Завод загружен не полностью (30-40%) и ожидает крупные государственные заказы на строительство военных и гражданских судов. В сентябре 2014 г. на судостроительном заводе «Залив» состоялась торжественная церемония закладки двух пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта SPS-150, предназначенных для перевозок пассажиров по морской прибрежной зоне на регулярных и туристических маршрутах.


«Севастопольский морской завод» (СМЗ) - в прошлом градообразующее предприятие, сегодня находится в собственности Петра Порошенко. Из более 15000 сотрудников, работавших на заводе в конце 80-х, сейчас в штате работает порядка 350 чел.

На заводе неполная рабочая неделя, нет заказов, мощности изношены на 80% и требуют капитального ремонта и модернизации.

До марта 2014 г. «Севастопольский морской завод» активно использовал практику аутсорсинга при выполнении крупных заказов. В настоящее время в одном из доков завода стоит небольшой сухогруз с минимальным объемом ремонтных работ. Рабочие завода ждут перехода завода под юрисдикцию МО РФ. Предприятие на сегодняшний день не переоформлено по российскому законодательству, поэтому неясно, что с ним будет.

Мощности загружены примерно на 5%.


В 2014 г. Совет министров Крыма создал государственное унитарное предприятие РК «Судостроительный завод «МОРЕ» вместо ОАО «Феодосийская судостроительная компания «МОРЕ». По словам министра промышленной политики РК Андрея Скрынника, главная цель этого решения - создать благоприятные социально-экономические условия на предприятии, полностью загрузить его мощности и увеличить налоговые отчисления в бюджет республики.


«Морской индустриальный комплекс» (МИК), входивший в состав холдинга «Портинвест», расположен на северной стороне города и обладает крупнейшим доком в Севастополе.

В прошлом это была северная площадка СМЗ.

В 2000-х гг. на ее территории построили крупный перевалочный зерновой терминал и терминал по перевалке металлопроката металлургических предприятий Украины «Авлита». Компания «Авлита» и МИК принадлежат группе «СКМ», подконтрольной Ринату Ахметову. Ходят слухи, что Ахметов перерегистрировал «Авлиту» и МИК на свою московскую компанию.

Работы нет ни у «Авлиты», ни у МИКа. Мощности простаивают, персонал увольняется.

Ранее при выполнении крупных судоремонтных заказов на МИКе использовался аутсорсинг.


СРЗ «Южный Севастополь» расположен в южной части города в районе Камышовой бухты и бывшего рыбного порта.

Завод находится в частной собственности и перерегистрирован по российскому законодательству. Часть завода перепрофилирована под зерновой терминал.

Завод является основной ремонтной площадкой по ремонту судов Керченской переправы компании «Аншип».

Мощности завода загружены примерно на 40%. Активно используется аутсорсинг.


«13 СРЗ» МО РФ - основная площадка для ремонта судов и кораблей ЧФ РФ. Завод на данный момент является основным профильным работодателем Севастополя.

Мощности завода загружены полностью , часть работ завод перепоручает инжиниринговым компаниям, имеющим лицензию Рособоронзаказа и ФСБ, а также «корни» в Москве.


Компании «Сориус» и «Персей» находятся на одной площадке, которая раньше являлась частью СМЗ, но имеют разных частных владельцев. Заводы расположены в Южной бухте города.

«Сориус» объединяет в себе предприятия «Наутилус-Сев» и «Сориус-Судосервис», которые занимаются судоремонтом и поставками сменно-запасных частей, изделий и механизмов, радио и электроаппаратуры.

Мощности загружены примерно на 30%.


Группа «ТехФлот» включает в себя инжиниринговую компанию «ТехФлот», конструкторское бюро и завод «Крымская судоремонтно-строительная компания». Центральный офис предприятия и производственные мощности расположены на корабельной стороне города. Завод не имеет своей причальной стенки и дока, а арендует их у вышеперечисленных владельцев. На заводе расположены стапеля для строительства судов и изготовления судовых секций, цеха и участки для ремонта/проверки судового оборудования и механизмов, изготовления судовой мебели и т.п.

Группа находится в частных руках.

Мощности загружены на 30%.


Как видно, развитие морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне предопределило становление в Крыму судоремонтной базы. Судоремонтные заводы представлены в городах Керчь, Феодосия, Севастополь. Они обслуживают торговый, рыболовный и военный флот. В этих же городах осуществляется подготовка трудовых ресурсов для работы в соответствующих отраслях.

ВПК Крыма включал в себя около 30 предприятий, в том числе научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации. В валовой промышленной продукции доля продукции ВПК составляла около 30%. Предприятия ВПК, кроме специальной военной продукции выпускали и гражданскую. Она производилась на 9 судостроительных заводах, где было занято свыше 70% промышленно-производственного персонала комплекса.

Для обслуживания Черноморского флота на полуострове был создан ряд крупных производств, выпускавших как военную технику, так и продукцию двойного назначения. Однако после распада СССР спрос на продукцию отрасли значительно снизился, и до сих пор остается на достаточно низких уровнях. Часть судостроительных производств переориентировалась на экспорт, часть начала выпускать яхты и гражданские суда, заниматься ремонтом, однако большинство производств имеют загрузку лишь на уровне 5-15%.

Одним из крупнейших судостроительных производств полуострова является керченский завод «Залив», контролируемый бизнесменом К. Жеваго (являющийся также совладельцем заводов Bergen Group в Норвегии). Завод был основан в 1938 г., в 1940-1950-х гг. завод специализировался на строительстве малых торпедных катеров, морских тральщиков, барж, а также рыболовных ботов. В 1960-х гг. завод приступил к строительству танкеров (в 1964 г. на воду был спущен танкер водоизмещением в 22 тыс. т.), позднее завод перешел к серийному строительству танкеров типа «Крым» и Рапатах (дедвейт 65 тыс. т.). Кроме того, предприятие специализировалось на строительстве военных судов (морские фрегаты), а также техники для нефтегазового комплекса (был построен ряд морских нефтедобывающих платформ для Вьетнама).

Начиная с 1992 г. завод переориентировался на экспортные заказы — сейчас суда поставляются в Норвегию, Грецию и ряд других стран. Ежегодно строится до 3-4 корпусов сухогрузов контейнеровозов дедевейтом до 8 тыс. т., ремонтируется до 35 судов различных классов. Завод также имеет наработки в строительстве морских нефте- и газодобывающих платформ. В середине 2013 г. финансовое положение предприятия резко ухудшилось — в июле был выполнен последний заказ (поставка судно снабжения оффшорных платформ для голландской Damen Shipyards Bergum B.V.), новые заказы получить заводу не удалось, сейчас он фактически простаивает, лишь выполняя ремонтные работы. После возникновения проблем на заводе «Залив» К. Жеваго подписал соглашение о покупке норвежских верфей Fosen и BMV, что, впрочем, не привело к улучшению ситуации на предприятии.

Другим крупным судостроительным предприятием Крыма является Севастопольский морской завод (Севморзавод), основанный ещё в 1783 г. для обслуживания Черноморского флота России и вплоть до начала 1990-х гг. остававшийся базовым предприятием ЧФ. В 1990-х гг. объемы выпуска резко сократились из-за отсутствия военных заказов, завод был вынужден переориентироваться на ремонт коммерческих судов. Сейчас завод ремонтирует суда для российских, украинских, греческих, болгарских компаний. Кроме того, предприятие сохраняет позиции на рынке ремонта военных судов, обслуживая ВМС (так, в 2012 г. «Севморзавод» выиграл тендер на ремонт флагмана украинского флота «Гетман Сагайдачный»), в то же время значимых заказов от Черноморского флота России заводу в последние годы получить не удавалось.

В 2010 г. после корпоративного конфликта контроль над заводом перешел к украинскому бизнесмену П. Порошенко (принадлежит 60% акций), однако это не привело к улучшению финансового положения предприятия. За 2011-2012 гг. объем капиталовложений в развитие завода составил лишь 0,5 млрд руб. (на ремонт основных фондов было направлено 0,02 млрд руб.), на заводе работает всего 350 чел. (в советское время было занято 15 тыс. работников), а средняя зарплата составляет лишь 12 тыс. руб. Кроме того, в Крыму расположен ряд других крупных судостроительных заводов, включая феодосийское ПО «Море», специализирующееся на производстве быстроходных пассажирских газотурбоходов на подводных крыльях типа «Циклон» и «Ракета».

По мнению Главы Республики Крым Сергея Аксёнова, в Крыму происходит возрождение судостроительной промышленности, и флагманами этой отрасли станут судостроительные заводы «Море» и «Залив».


Об этом Глава республики заявил во время закладки малого ракетного корабля нового поколения «Шторм» проекта 22800 в корпусно-сборочном цехе судостроительного предприятия «Море» в Феодосии, передает корреспондент 3652.ru.


Почётное право установить памятную закладную доску нового корабля было предоставлено Министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Мантурову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Олегу Белавенцеву, Главе Республики Крым Сергею Аксёнову, командующему Черноморским флотом России Александру Витко, директору судостроительного завода «Море» Олегу Зачиняеву.


Выступая перед присутствующими на торжественной церемонии, Мантуров отметил, что заводу «Море» за короткий промежуток времени удалось интегрироваться в общую систему оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. «Это предприятие в состоянии выполнять масштабные заказы. Сегодня благодаря инвестору – а в дальнейшем акционеру (компания «Пелла», Санкт-Петербург) – идёт интенсивный процесс его модернизации. В этом году мы должны завершить первый этап реконструкции, второй этап будет обеспечен до 2020 года», – сказал министр.


Аксёнов подчеркнул, что промышленные предприятия региона получили возможность восстановиться только благодаря воссоединению республики с Российской Федерацией. «Украинское руководство планировало на месте этого завода всё что угодно, от овощебазы до лодочной станции, но только не возрождение. Сегодня возрождается промышленность в целом, а судостроительная – в особенности. Проделана колоссальная работа Министерством промышленной политики Российской Федерации, Министерством обороны, местными властями. Заводы «Залив» и «Море» станут основными предприятиями, которые будут выполнять оборонные и гражданские госзаказы. Они модернизируются, за счёт их загрузки получит работу ещё ряд крымских предприятий, которые задействованы в различных технологических цепочках. Так что для нас это знаковое событие», – сказал Глава Крыма.


В комментарии журналистам Аксёнов добавил, что со временем планируется вернуть в штат тех специалистов завода, которые уехали работать в другие регионы страны. «Мы разговаривали с директором предприятия – у многих специалистов, которые ранее уехали на материковую часть России, есть планы по возвращению. Однако они все граждане Российской Федерации и имеют право выбирать работу на просторах всей страны. Но мы будем рады возвращению хороших специалистов, крымчан, на родную землю. Лично буду благодарен всем, кто вернётся», – пояснил Глава республики.


По информации директора завода Олега Зачиняева, срок строительства корабля составит около двух лет. На сегодняшний день на заводе работает 676 человек. С нового года штат пополнился 117 специалистами, 92 из которых рабочие. До конца года планируется выйти на плановые показатели в 700 работников.

В Феодосии 10 мая на судостроительном заводе «Море» прошла торжественная церемония закладки корпуса первого малого ракетного корабля нового поколения «Шторм». Это событие означает возобновление военного производства кораблей на заводе в Крыму, которое было остановлено с середины 2000-х годов. Ожидается, что после модернизации завод будет выполнять как гражданские, так и военные заказы.

В церемонии приняли участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, руководство ВМФ России и Крыма. На церемонии закладки корпуса Мантуров отметил, что это знаковый день для судостроения Крыма, а также выразил уверенность, что завод, проходящий масштабную модернизацию, ждут еще новые заказы как от ВМФ России, так и от иностранных заказчиков. Как пишет Российская газета, уже есть планы строительства на «Море» морского водолазного катера А-160, а также многофункционального аварийно-спасательного судна на другом заводе — «Залив».

Завод «Море» в Феодосии работает с 1938 года. Его основной продукцией всегда были суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке. Так, именно на этом заводе строились легендарные «Ракеты», «Кометы» и «Восходы-2». В то же время на заводе был и оборонный сектор – выпускались торпедные и пограничные катера, а также десантные суда на воздушной подушке «Зубр». По сути, в 2000-е годы производство на заводе было остановлено.

Завод будут продолжать модернизировать: первый этап завершится в этом году, второй пройдет с 2017 по 2020 год. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин посетил «Море» и назвал состояние завода плачевным. Директор верфи тогда сообщил, что у оборонного завода не было даже полноценного ограждения по периметру. «Мы рассчитываем на то, что и «Море» (Феодосия), и «Залив» (Керчь), у которого тоже обеспечена загрузка, и другие предприятия Крымского федерального округа будут обеспечены работой», – сказал Мантуров.

Строящийся сейчас на верфи малый ракетный корабль (МРК) нового поколения проекта 22800 «Шторм» для ВМФ России оснащен высокоточным ракетным оружием и современными артиллерийскими комплексами. Корабль может выполнять задачи на расстоянии около 3 тыс. миль от баз постоянной дислокации, скорость около 30 узлов. Первые два корабля этого проекта сейчас строят на санкт-петербургском судостроительном заводе «ПЕЛЛА». Среди преимуществ — высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям «стелс».

Денис Мантуров в ходе мероприятия осветил и вопросы развития гражданского судостроения. Так, по его словам, в этом году будут сформированы заказы на более чем 150 граждански судов – это существенный рост по сравнению с предыдущим годом: тогда было построено всего 70 судов, спад по сравнению с 2014-м годом составил около 50%. Вопрос развития гражданского судостроения – один из самых болезненных: как отмечал глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов 10 мая в интервью газете Ведомости, износ отечественных гражданских судов в настоящий момент превышает 70%, а средний возраст техники давно превысил установленные сроки эксплуатации. Другая сторона медали – отсутствие инвестиционных ресурсов для обновления гражданского флота в требуемых объемах. «Отечественные судостроители строят ровно столько, сколько у них заказывают отечественные судовладельцы, — сказал Ведомостям Рахманов. — Причины не самого большого спроса – стоимость и настороженное отношение к качеству продукции».

После 2020 года программа вооружений в России начнет сокращаться. И предприятия, заточенные на обслуживание оборонной промышленности, должны уже сегодня думать о расширении "гражданского" производства. Об этом заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, находясь в Крыму и рассматривая остатки некогда мощного и перспективного судостроительного завода "Море", что в Феодосии.


Судостроительный завод "Залив" (Крым, г.Керчь)

Судостроение в Крыму

По его словам, специализация завода "Море" и феодосийского кораблестроения в целом позволит разместить в Крыму гражданские заказы, прежде всего, для туристической сферы.

О том, в каком состоянии на сегодняшний день находится судостроительная отрасль в Крыму и в каком направлении будет развивать ее Россия, "Правда.Ру" спросила председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева.

Эксперт отметил, что за годы, пока полуостров находился в составе Украины, судостроительная отрасль была основательно запущена: не производились текущие ремонты, не обновлялась техника. "Украинский период привел к окончательной остановке судостроения и судоремонта в Крыму", — констатирует Михаил Ненашев.

Поэтому сегодня задача номер один для России — восстановить разрушенные предприятия. Как известно, большинство крымских заводов были взяты под опеку предприятиями из других регионов России. Сегодня они все будут инвестировать в реконструкцию и модернизацию крымских заводов, возможно, где-то производство будет расширяться. И только после этого речь уже пойдет о непосредственном строительстве и ремонте кораблей на этих заводах.



Онлайн калькуляторы