Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста. признаков компьютерной зависимости у детей. Причины интернет-зависимости у детей

Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу жизнь. Но вместе с ним появились новые опасности и угрозы. В XXI веке компьютеры и Интернет стали неотъемлемыми спутниками нашей жизни - в совокупности они неиссякаемый источник информации, развлечений и общения. Но есть и другая сторона, она касается младшего поколения - детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу жизнь. Но вместе с ним появились новые опасности и угрозы. В XXI веке компьютеры и Интернет стали неотъемлемыми спутниками нашей жизни - в совокупности они неиссякаемый источник информации, развлечений и общения. Но есть и другая сторона, она касается младшего поколения - детей и подростков.

Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства Интернета и таят в себе реальную опасность: игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают ребенка, воздействуя на его неокрепшую психику и подсознание. Ему становится трудно оторваться от экрана монитора, но легко забыть про уроки, домашние обязанности, друзей и погрузиться в виртуальную реальность на длительное время. Так формируется Интернет-зависимость детей и подростков.

Интернет-зависимость или интернет-аддикция – это патологическое пристрастие человека к проведению как можно большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: - - зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

- "информационную перегрузку", т.е. компульсивную (от англ.: compulsive - непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных;

Компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете;

Зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

Для возникновения интернет-зависимости у детей и подростков существует множество причин: недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности обучения в школе, отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби. Но одним из важнейших факторов, конечно, является семья и отношения в семье. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. При этом родители на "компьютерных детишек" не нарадуются, дети растут тихими, замкнутыми. Неумение организовать детский досуг, нежелание родителей привлекать подростка в различного рода кружки или спортивные секции, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете, общаясь в чатах.

Специалисты называют ряд признаков, свидетельствующих о появлении такой зависимости:

Первый - так называемое компульсивное влечение к виртуальному миру, жажда самого процесса пребывания в нем;

Второй - потеря количественного контроля, когда пропадает чувство времени пребывания в виртуальном мире, а его малые дозы уже не приносят удовлетворения;

Третий - формирование синдрома вынужденной отмены контактов с компьютером. Человек уже утрачивает интерес к реальной жизни, и без возможности вернуться к компьютеру испытывает острую депрессию.

Работу по профилактике интернет-зависимости нужно начинать, прежде всего, с родителей. Чем больше времени ребенок проводит, общаясь в семье, тем меньше у него соблазна сесть за компьютер.

Мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми данными исследования, на признак выявления интернет-зависимых подростков. Учащимся 8-11-х классов предлагалось ответить на вопросы анонимного анкетирования. По данным исследования интернет-зависимыми подростками 8-11-х классов сегодня являются около 34 % пользователей. Например, на вопрос анкеты «Часто ли у вас возникает навязчивое желание проверить свой e-mail?» - «Да» ответили 78 % учащихся. На вопрос «Имеете ли вы желание постоянно находиться в Интернете?» - «Нет» ответили 83 %детей. Что очень нас радует. И на вопрос «Представляете ли вы свою дальнейшую жизнь без Интернета?» - «Нет» - ответили 47 % учащихся. Причем, большая часть Интернет-зависимых (81 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общение. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм. Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно патологическое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая так называемых аддиктов ощущением потока. Под последним исследователи понимают эмоции, появляющиеся у пользователей при нахождении в Сети.

Есть мнение, что если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием (в качестве, например, так называемого "киберрасстройства"), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. В расширении симптоматики на данный момент заинтересованы специалисты по психическому здоровью и исследователи этого феномена. За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо психические отклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.).

И так маленький человек постепенно уходит из социума. У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером. Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформированы навыки живого человеческого общения.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит, поскольку, как известно «запретный плод - сладок». Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Лучше установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз. Прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка. Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет-зависимости. Дело в том, что в сети можно не бояться быть осужденным, даже оступившись, можно начать все сначала. Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

Следует поощрять ребенка за общение с другими детьми на улице, принимать участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Стоит предложить посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

Необходимо осуществлять контроль за занятиями своих детей, но делать это ненавязчиво. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину.

Родителям необходимо следить, чтобы Интернет не подменял реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими, но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить. Но и родителям не стоит забывать о своих детях, они требуют внимания, заботы, участия в их жизни. Не стоит заменять общение со своим чадом на любимый сериал или спортивную передачу. Лишь в этом случае ребенок вырастет полноценной личностью физических или психических отклонений, порожденных опасностями нового времени.

Следите за соблюдением баланса между временем, проводимым в сети и вне ее. При борьбе с интернет зависимостью правильным будет комплексный подход.

1. Если интернет – средство общения с миром для застенчивого или закомплексованного ребенка, помогите ему завести интересные ему знакомства вне сети, поощряйте встречи с друзьями.

2. Разнообразьте детский досуг. Проводите с ребенком больше времени, беседуйте, играйте, гуляйте. Пусть ему будет интересней быть с семьей, чем с компьютером. Запишите его в кружок или секцию. Там он будет проводить время с пользой и удовольствием, общаясь с товарищами.

3. Подайте ребенку пример: сделайте ваш интернет-серфинг открытым для него. Пусть он на вашем примере поймет, что каким бы приятным времяпрепровождение в интернете не было, использование его должно быть рациональным и ограниченным во времени.

4. Структурируйте время, проводимое вашим ребенком за компьютером. Обговорите с ним, сколько минут выделяете ему на познавательную деятельность, а сколько на игры, как долго он может общаться в соцсетях и чатах. И конечно, контролируйте исполнение им договоренности.

5. Отслеживайте, какие ресурсы посещает ребенок в интернете. Поставьте защиту, регулярно проверяйте историю посещений. Ребенок должен посещать сайты, одобренные вами.

Регулярная профилактика позволит избежать зависимости от интернета у ребенка. Научите его рациональному подходу к пользованию глобальной сетью. Пусть интернет обогатит жизнь ребенка новыми знаниями, но не крадет у него драгоценное время для развития, отдыха и общения.


Интернет-зависимость у детей - это реальность (зарегистрирована как заболевание в справочнике DSM-V). По данным Центра социологии и психологии РФ, на 2016 год в России в зоне риска (под угрозой попасть в зависимость) уже находятся 78% детей в возрасте от 5 до 14 лет.

Суть проблемы: определение интернет-зависимости

Но строить свое отношение к ребенку на базе пугающей статистики или оценивать заболевание как «детскую чуму XXI века» нельзя. Зависимость при должном контроле - это естественное состояние.

Но она может перерасти в аддикцию. Этот термин был введен в психологию в 1995 году и означает опасное отклонение в поведении человека, которое сопровождается:

  • потерей чувства реальности;
  • нарастающей апатией;
  • сокращением числа интересов;
  • внезапными вспышками потери контроля;
  • потерей здоровой критики.

Дети и подростки в зоне риска

Дети с пяти лет более остальных подвержены аддикции и нуждаются в ее профилактике. Будучи эффективным развивающим каналом, интернет становится для их родителей спасением (способом отдохнуть, включив малышу мультик), так несформированная личность подпадает под влияние фактора риска.

Ребенок быстрее взрослого адаптируется к любым условиям - он быстро привыкает и втягивается в виртуальную структуру. У подростков ситуация складывается иначе, но угрозы это не снижает.

С 10–12 лет они переживают стадию переходного возраста (комплексы, сомнения, страхи - все это обостряется). На фоне усиленных эмоций дети уязвимы для интернет-зависимости, так как виртуальное пространство дает им иллюзию значимости и ощущение участия в социуме.

Причины интернет-зависимости у детей

Возрастные особенности поведения являются не основной причиной заболевания интернет-зависимостью у детей. Так же, как алкоголизм или наркомания, аддикция у ребенка более вероятна при условиях:

  • гипертрофированной заботы со стороны родителей;
  • дефицита внимания;
  • частых ссор в доме - очень характерные причины зависимости;
  • неблагополучных событий (потеря в семье, развод родителей, нападение на улице).

В состоянии стресса не до конца сформированная личность инстинктивно ищет пространство, в котором ей будет тепло и уютно. Мир социальных сетей или онлайн-игры становятся такой площадкой.

На первом шаге сам по себе «побег от реальности» неопасен, это естественная реакция. Проблема появляется, когда в своем «убежище» ребенок начинает получать эмоциональные бонусы. Это могут быть яркие победы в игре, признание в любви от анонима в Сети.

Такие положительные «метки» становятся тем же, чем являются наркотики для наркомана. Они меняют биохимию мозга - способствуют выделению эндорфинов, адреналина. Выбросы гормонов оказываются настолько сильными, что привычные радости из реальной жизни на их фоне меркнут.

Формы и степень заболевания

В международном сообществе психиатров существует единая классификация форм интернет-зависимости. Всего их шесть, но специалисты считают, что дети до 15 лет подвержены только трем:

  • увлечение социальными сетями;
  • веб-серфинг: беспричинное «блуждание» по раскрученным сайтам. Как правило, основной целью такого действия ребенка является отвлечение от текущих проблем (страх перед экзаменом, ссора с родителями). Это не что иное, как попытка убить как можно больше времени;
  • онлайн-игры - самая агрессивная по проявлению симптомов заболевания у ребенка форма зависимости.

Выделяют и четыре степени зависимости.

  1. Условная норма, естественное развитие личности. Дети проявляют естественный интерес к каналу информации. Они участвуют в известных социальных проектах, охотно делятся впечатлениями с родителями. В поведении нет очевидных изменений: успеваемость в школе на уровне, сон не нарушен (минимум 6–8 часов подряд), есть аппетит.
  2. На второй стадии ребенок может потерять счет времени, заигравшись за компьютером. Но явных признаков зависимости у него не наблюдается: есть нежелание отвлекаться от монитора, выключать компьютер, но поводом для скандала это не становится. Аппетит в норме, хотя учащаются случаи приема еды за компьютером. Успеваемость хорошая, учителя не жалуются на прогулы.
  3. На третьей стадии у людей формируется конкретное предпочтение, выбор в пользу виртуального мира. Ребенок неохотно ходит в школу, теряет интерес к друзьям и родным в реальной жизни, стремится каждую свободную минуту провести за дисплеем. Могут наблюдаться нарушения сна, повышенный или недостаточный аппетит.
  4. Сильная психологическая зависимость. Каждый разговор о компьютерах с родителями вызывает у ребенка истерику. На улице он проводит не больше 2–3 часов в неделю. За компьютером - от трех часов в день. Успеваемость ухудшается. Аппетита может не быть (или наоборот). Общих интересов с членами семьи нет.

Как избавиться от зависимости ребенка

Включаться в борьбу надо уже со второй стадии по всем видам зависимости. На третьей специалисты рекомендуют проводить полноценную терапию с посещением психотерапевта. Преодолеть негативное влияние «фактора удовольствия» на IV стадии без профессионального вмешательства нельзя.

Программа лечения интернет-зависимости у детей строится в индивидуальном порядке. Здесь родителям нужно четко понять три правила.

  1. Каждое позитивное решение должен принимать он сам. Дело мамы и папы - мотивировать и поощрять.
  2. Де-факто для того, чтобы выйти из-под влияния и вернуться в здоровое современное общество, ребенок должен отказаться от ценного для него стиля жизни. Ребенку необходимо дать альтернативу, которая компенсирует его личные потери.
  3. Собственный пример для детей до 7–8 лет действует эффективнее всего. Пока мама или папа остаются такими же зависимыми от интернета, их детям сложно избавиться от проблемы.

В программе лечения интернет-зависимости следует использовать комплексные решения. Варианты, на которых можно построить терапию:

  • семейные традиции: вылазки на пикник каждое второе воскресенье, рыбалка по субботам, поход в пиццерию по пятницам - ребенок на подсознательном уровне начнет переключаться;
  • формирование круга интересов: книги, лепка, танцы, спорт, музыка. Нужно найти то, чем ребенок так же «заболеет», и необязательно это должно быть одно направление;
  • вербальное общение: обсуждение интернета, его угроз и возможностей, интересных игр. Нужно переиграть сына или дочку в той игре, которой он или она увлечена, чтобы заговорить со своим чадом на одном языке.

Если заболевание проявляется физическими нарушениями (сон, аппетит, перепады настроения), задействовать необходимо и внутренние резервы, и внешние. Серия консультаций с психологом на первых порах обязательна.

Далее в рубрике Волонтер на чемпионат мира по футболу 2018: как стать участником

С каждым днем Всемирная паутина все больше затягивает детей и взрослых. И если взрослые в состоянии понять, что это настоящая зависимость, от которой необходимо избавляться, то ребенок этого не поймет, поэтому важно разобраться, как проявляется интернет-зависимость у детей, чтобы помочь им на ранних сроках избавиться от подобной проблемы.

Определение понятия

Интернет-зависимость с каждым годом набирает обороты. В некоторых развитых странах такая проблема перерастает в болезнь нервной системы. Для ликвидации патологии у было создано несколько клиник на территории США. Учреждения созданы для тех, кто чувствует тягу к компьютерным играм и социальным сетям. В большинстве случаев подобное наблюдается в подростковом возрасте.

Специалисты часто называют это явление аддикцией. Такой человек теряет чувство реальности, у него нарушается режим сна и бодрствования . Пропадает детская активность, любознательность, Эти признаки указывают на то, что ребенок находится в плену Всемирной паутины и не сможет выбраться оттуда без помощи профессионалов.

Формирование отклонения

Механизм формирования интернет-зависимости немного перекликается с процедурой формирования никотиновой зависимости. С каждым днем человек все больше времени проводит в сети, не видя в этом ничего плохого. Это начинается в подростковом возрасте, но нередко даже маленькие дети имеют доступ к устройствам, и с ранних лет у них формируется эта зависимость. Аддикция - это психическая проблема, которая лечится без лекарственных препаратов. Единственное, что можно принять – успокоительное средство.

Любой родитель обязан следить за поведением своего подростка, чтобы на ранних стадиях пресечь подобную проблему. Она может говорить о многом:

  • проблемы во взаимоотношениях с друзьями и одноклассниками;
  • неразделенная любовь (в подростковом возрасте и старшем);
  • проблемы на учебе;
  • недостаток общения с родителями и т. д.

Симптоматика

Если подросток любит проводить время в интернете, но хорошо учится в школе, имеет много друзей и проводит много времени на свежем воздухе, то причин для паники быть не должно. Это не зависимость.

Если же с вышеуказанным есть проблема, следует внимательнее присмотреться к поведению. Симптомы возникновения зависимости у детей:

  • Постепенно увеличивается временя, проводимое у компьютера.
  • Резкое снижается успеваемости в школе.
  • Теряется интерес прежним увлечениям.
  • Ухудшается сон.
  • Наблюдаются резкие перепады настроения.
  • подросток становится раздражительным.

Если вы наблюдаете эти признаки у своего ребенка, скорее обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут вылечить вашего ребенка.

Способы лечения

Возникает и проявляется интернет-зависимость в подростковом возрасте, т. к. в эти годы ребенок начинает тесно общаться со своими сверстниками в социальных сетях. У подростков сложнее всего вылечить такую зависимость.

  • Необходимо наладить контакт с ребенком. Он должен чувствовать, что рядом с ним лучший друг, от которого можно получить ответы на многие интересующие его вопросы.
  • Родитель должен стать проводником своего ребенка. Он обязан показать, что лучше владеет интернетом и отлично знает, как все там работает. Взрослый человек обязан наглядно демонстрировать главное назначение сети, чтобы детская психика воспринимала интернет, как источник информации, а не как среду для общения и удачного места для проведения досуга.
  • Родители должны знать, чем занимается подросток в сети. Естественно, читать переписки не нужно, но следить за социальными сетями, поведением в них ребенка нужно.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у подростка оставалось минимальное количество времени для интернета. Заинтересуйте его каким-то занятием, запищите в музыкальную школу, на танцы или на спортивные секции. Это помогает оторвать дитя от монитора компьютера. Очень важно делать все это с самого начала, а не тогда, когда ему уже необходима врачебная помощь.

К лечению обычно прибегают родители детей в подростковом возрасте. Эти способы помогут на ранних этапах развития аддикции. На запущенных стадиях этого недостаточно. В таких случаях обращаются в специальные учреждения, где психотерапевты проводят специальный курс, после которого ребенок ставит виртуальную жизнь на второй план.

Заключение

Зависимость от интернета - проблема, с которой сталкивается каждый пятый современный родитель. Проанализируйте ситуацию, выявите причину такого поведения, затем приступайте к ликвидации проблемы. Отыскав правильный подход, можно вернуть ребенка к нормальной жизни.

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист - психиатр Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».

Официально

В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет.

В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.

Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

Тем более, в России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Какая бывает зависимость?

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:

Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.

- Игровая зависимость - разнообразные онлайн-игры и игры по сети.

Как формируется?

В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества . Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же.

«Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, - говорит Макушкин, - однако это не химическая, а чисто психическая зависимость ».

Факторы риска

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Признаки зависимости

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», - говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

Увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,

Снижение успеваемости в школе,

Потеря интереса к происходящему вокруг,

Нарушения сна ,

Часты резкие перепады настроения ,

- неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Профилактика

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», - говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.

3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», - отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Важный момент : эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

Самое важное

Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.

Июн 14, 2016 tigress…s

(17 голосов : 4.18 из 5 )

Кажется, компьютеры заполонили все свободное пространство в нашем окружении. Мало того, они еще и покушаются на целостность нашего мира, втягивая в себя целые поколения.

Это явление получило название компьютерной зависимости. Сродни наркотической. Человек не может обойтись без того, чтобы не включить компьютер, и делает он это не ради своих деловых задач или познавательных — просто ради того, чтобы сидеть за ним.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

— Игровую, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

— Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества. Такой человек шныряет из одной сети в другую, постит в своем блоге бесконечных котиков и демотиваторы, ставит лайки и повышает репутацию — в этом вся его жизнь.

— Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места природы.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами. Компьютер это удобно. Более того, без него сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: будильник, навигатор, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи. Человек, не дружащий с компьютером, не сможет устроиться на хорошую работу. Если раньше в школах дети писали свои доклады на альбомных листочках и от руки, то сейчас такую работу даже не примет учитель: она должна быть распечатана на компьютере. Поэтому вполне понятно стремление родителей как можно раньше познакомить детей с этим чудом техники. Однако благое желание родителей порой приносит чудовищные плоды.

Небольшое отступление

Для того чтобы вы поняли, что такое компьютерная зависимость в ее крайнем проявлении, я хочу рассказать об одной семье.

Недавно мне пришлось разговаривать с женщиной, вдовой. Ее муж погиб, когда старшему сыну было 17 лет, а младшему 10. Именно тогда кто-то из знакомых сделал детям подарок — компьютер. Начиналось все с обычного любопытства, но затем старший сын с головой ушел в игры. Он бросил учебу в медицинском институте, устроился работать санитаром в психиатрическую больницу, но потом бросил и эту работу. Сейчас ему 27 лет и он полностью на шее матери. Он не спит, не ест, не ходит гулять, у него нет девушки. Все его питание — несколько чашек кофе или бутылка кока-колы в день, которые он выпивает, не выходя из-за компьютера. Он может отбежать на пару минут в туалет, но иной раз может справить нужду и в пустую бутылку от газировки. Мать пыталась прятать шнуры, отключать компьютер — он уходил к каким-то друзьям и играл у них. «Несколько его друзей уже умерло прямо за компьютером. Я боюсь, что и он скоро умрет. Сколько он так протянет на кофе? И ведь самое страшное в том, что он считает, что ничего такого не происходит, что у него все под контролем», — завершила свой горестный рассказ мать.

Этот тяжелый рассказ — классическое описание компьютерной зависимости. Такой путь ожидает любого, кто не сможет совладать с собой и преклонит голову перед электронным монстром. Бороться с владычеством компьютера очень тяжело!

В сети компьютерной зависимости чаще всего попадают несчастные дети. Или у них нет взаимопонимания с родителями, или их терроризируют одноклассники, или они чувствуют себя ущербными из-за своей внешности, либо у них нет возможности реализовать свои способности в жизни. Компьютер это побег из гнетущей реальности в другой мир, где слабак и ботаник, затравленный однокашниками, превращается во всесильного космического владыку, а одинокий Малыш встречает своего Карлсона. В виртуальном мире дети находят то, чего их лишил мир реальный. Но это не единственная причина зависимости. Нередко родители, сами того не желая, толкают детей на гибельный путь.

Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда — она с обеда еще не заходила на «вконтакте», у нее самой свербит глянуть — ну что там ей ответили на ее сногсшибательный рассказ о вчерашнем походе по магазинам. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

Ребенок лет четырех достал отца нытьем, но тому жизненно необходимо досмотреть футбольный матч. И после пятой или шестой атаки раздраженный отец сунет ему планшет: На, поиграй! И свершилось чудо: ребенок умолк. У папы появились заветные полтора часа свободы. И ему в голову не приходит, что эти полтора часа сидения за планшетом украли у них друг друга и продвинули ребенка еще ближе к зависимости.

В этом раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Между прочим, все обстоит гораздо серьезнее. Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Такие игры как «Сорока-ворона» или «Этот пальчик в лес пошел» не просто бестолковое подергивание ребенка за пальчики. Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при «помощи» родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, сует ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки — выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми — интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. Пик переживаний — это «Вау!», произнесенное совершенно равнодушным тоном. Все наши «Ух, ты!», «Здорово!», в конце концов «Потрясно!» канули в Лету. Зато в повседневную речь стремительно проникает компьютерно-сетевой жаргон, лексикон молодежи сокращается до лексикона Элочки-людоедки, происходит взаимная интеграция виртуальной и реальной жизни, когда люди перестают понимать, где они находятся. Как в той шутке — зашел в лифт и ищу кнопку «Enter».

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу. Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

Но было бы несправедливо возлагать всю вину на отцов и матерей. Родители, правильно понимающие суть проблемы и стремящиеся ограничить своих детей, неизменно сталкиваются с другой проблемой: влиянием общества. Это влияние нельзя недооценивать, поскольку общественное мнение имеет очень большой вес и обычно оказывается более значимым, чем мнение близких. Не все родители понимают губительность компьютерной зависимости. Не все родители горят желанием заниматься своими детьми. Эта категория отцов и матерей поступает по схеме, описанной в первой части статьи. В отношении детей они следуют принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не доставало». Надо сказать, что число таких родителей растет из года в год. Гораздо легче зарабатывать, чем воспитывать своего ребенка. У их детей своевременно появляются все технические новинки. Последняя модель айфона, самый крутой планшетник, самая новая версия игры. Эти дети в школах кучкуются в свои компании, обсуждают понятные только им вопросы. А те мальчики и девочки, у которых этого нет, чувствую себя ущербными, принадлежащими ко второму сорту, выброшенными из круга общения. Естественно, они хотят войти в этот круг и начинают атаковать родителей просьбами купить заветный планшет. Для них это не каприз, а вопрос престижа и самоуважения, и родителям придется считаться с этим, такова реальность наших дней.

Чувства детей, конечно, надо уважать, но так, чтобы вопрос приобретения игры или телефона не стал вопросом жизни и смерти. Ведь далеко не каждая семья способна сделать ребенку подарок стоимостью в 35 тысяч рублей. А если в семье трое, четверо, пятеро детей? В таких случаях очень многое зависит от того, какие понятия морали привили родители своим детям. Смогли ли они донести до них мысль, что не в деньгах и не в вещах счастье, научили ли жертвовать своим «хочу» ради папы, мамы, братишек и сестренок? Другими словами — христианский ли дух царит в этой семье. Детям, воспитанным в евангельской традиции, проще понять, почему родители прямо сейчас не могут купить айфон и почему они его вообще не могут купить.

Как выходить из положения? Детям надо предоставлять возможность знакомиться с играми, но для этого необязательно покупать дорогие айфоны и планшеты. Все эти же игры могут быть установлены на обычном компьютере. В большинстве случаев детям важнее знать игру, а не владеть техникой, поэтому пусть ребенок поиграет в популярную в классе игру на обычном компьютере. Теперь ему будет, о чем поговорить с товарищами, он, что называется, будет «в теме».

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Азбука воспитания



Онлайн калькуляторы