Не нужны особые навыки. Чем отличается навык от умения и как они формируются

Введение

Глава 1. Знания, навыки и умения в процессе обучения

Глава 2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике

Глава 3. Практические аспекты усвоения знаний и умений

Заключение

Введение

Актуальность . Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству их формирования у обучающихся за заданное время.

До 80-х гг. ХХ столетия традиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только к этим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.

Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.

Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

Цель исследования – рассмотреть проблему формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.

Задачи исследования :

1. Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.

2. Проанализировать функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике.

3. Определить практические аспекты усвоения знаний и умений.

Объект исследования – основополагающие характеристики знаний и умений в процессе обучения. Предмет исследования - определение особенностей формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.

Гипотеза исследования : мы исходили из того, что усвоение знаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.

1. Знания, навыки и умения в процессе обучения

Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области .

Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.

Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально .

Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.

Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.

· хранятся (запоминаются);

· воспроизводятся;

· проверяются;

· обновляются, в том числе переструктурируются;

· преобразуются;

· интерпретируются.

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .

Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?

Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.

Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное .

Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.

Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.

Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.

Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.

Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.

Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.

Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

Повторение- возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. Повторение эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений; если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Закрепление знаний- деятельность, направленная на прочное усвоение учебного материала. Закрепление условно подразделяется на: воспроизводящее (вторичное осмысление пройденного), тренировочное, творческое (не только воспроизведение и совершенствование усвоенного, но и раскрытие новых сторон изучаемого).

Подлинное освоение- это умение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Этой цели служат различные виды практической и самостоятельной работы учащихся. Применение теоретических знаний, правил и т.п. к разнообразному материалу приводит с одной стороны, к выработке соответствующих умений, навыков, а с другой- и к более глубокому осмысливанию и усвоению применяемых таким образом знаний .

Способами проверки прочности усвоения знаний являются:

Отсроченный контроль. Проводится через какое-то время после завершения обучения по курсу (пол года, год или более) с целью измерения остаточных знаний. В реальном образовательном процессе проводится редко, обычно при проведении исследований.

Входной контроль. Одной из целей входного контроля является проверка остатка знаний по ранее изученному курсу и необходимых для текущего курса. По результатам выполнения тестовых заданий выявляются пробелы в знаниях обучаемых, которые необходимо компенсировать дообучением. При обучении с участием компьютера частота входного контроля может и должна быть существенно выше. Это обеспечит успешное обучение текущему предмету (теме).

2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике

Очень часто под знаниями понимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памяти информация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знания являются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емким представляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много внимания изучению природы креативности. Он полагал, что знание есть результат структурирования реальности, а не просто ее копия, и что развитие интеллекта есть процесс конструкции, осуществляемой субъектом, который привносит ее во внешнюю реальность, а не извлекает оттуда. С Ж. Пиаже солидарны современные отечественные педагоги. По их мнению, научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы, закономерности и теории, должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Следует иметь в виду, что понятия «учебная информация» и «знания» суть не одно и тоже. Учебная информация – это определенная знаковая система, которую должен воспринять и усвоить студент. Для понимания новой информации обучающийся, как известно, использует уже имеющиеся у него знания. Информация получается реципиентом в результате взаимодействия восприятия, мышления, кратковременной и долговременной памяти. Знание же, подчеркнем, не есть просто перекодированная на языке мозговых структур информация. Знание является подструктурой личности, включающей не только отражение предметов объективной действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного. …Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту необходимо совершить двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли – к действию, поступку.

Ж. Пиаже также выдвинул постулат о том, что знание есть действие.

Очевидно, что знание об объекте, в конечном счете, определяет действия, которые можно над ним совершить. Постепенно действия все более интериоризуются, становятся достоянием психики обучающегося в форме умений и навыков. Причем доведение действий до уровня сознательных по генезису умений и навыков наиболее эффективно осуществляется при их поэтапной интериоризации на основе непроизвольной памяти. В теории поэтапного формирования умственных действий дается обоснование механизма сознательного формирования умений и навыков, и последний, таким образом, перестает быть «черным ящиком» (метафора П. Я. Гальперина).

Как известно, в основе этой теории (П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека, согласно которой умственное развитие, как и усвоение навыков происходит путем поэтапного перехода от внешней деятельности во внутренний умственный план.

Практика показывает, что студенты предпочитают не получать готовую информацию, а исследовать область знания, выявляя определенные закономерности и «добывая» правила. Такие знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта студентов и служат мощным средством их мотивации .

Многие специалисты в области когнитивной психологии (Р. Стернберг, Р. Нисбет, К. Холлиак и др.) задавались вопросом о механизмах получения выводного знания. Исследования позволяют сделать вывод, что здесь имеет место сочетание стратегий двух типов: «снизу-вверх» (базирующихся на сенсорном опыте) и «сверху-вниз» (основывающихся на том, что уже известно или предварительно получено в качестве выводного знания).

Планируя процесс обучения, необходимо учитывать, что единичные знания приобретают значимость только при включении в систему существующих знаний, и именно эта система обеспечивает установление новых связей. «Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего».

Следует также учитывать, что единицы знаний не равны по значимости, и что хорошо усвоенное генеративное правило повышает потенциал для последующего учения, обеспечивая достижение высокого уровня компетенции.

Ряд авторов (Б Г. Ананьев, Л. С. Выготский и др.) рассматривают процесс усвоения профессиональных знаний как обеспечивающий своеобразный «иммунитет» к трудностям, когда даже отрицательный результат поиска только углубляет знание о предмете и означает, что одно направление поиска должно быть заменено другим .

Согласно теории оптимизации системы обучения А. Л. Бердичевского, продуктивность обучения определяется через уровни усвоения знаний (дидактическая характеристика) и уровни познавательной активности обучающихся (психологическая характеристика). Можно «развернуть» эту концепцию, добавив еще две характеристики – мотивационную и техническую.

Так, усвоение знаний (по А. Л. Бердичевскому) происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия, запоминания (воспроизведения), применения знаний по образцу (в знакомой ситуации) и в творческом применении знаний (в незнакомой ситуации). Четыре уровня усвоения (знакомство, репродукция, полноценное знание, трансформации) характеризуют достигнутые результаты, четыре уровня познавательной активности (информационный, репродуктивный, проблемный, эвристически-исследовательский) – пути их достижения. Обе характеристики взаимозависимы и дополняют друг друга.

Очевидно, специалисту нужны знания всех уровней, однако динамика процесса обучения проявляется в восхождении от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Причем знания должны все время активизироваться, использоваться, углубляться, поскольку игнорирование фактора непрерывности ведет к постепенной утрате некогда приобретенных знаний.

Те же уровни характерны и для формирования умений и навыков.

3. Практические аспекты усвоения знаний и умений

В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном.

Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвосхищение определенных результатов в развитии навыков и умений, которые должны быть сформированы в процессе работы над определенным материалом, на определенном занятии. Сюда также включается личная заинтересованность студента в запланированном результате. Осознанность предмета деятельности основывается на знаниях о качестве и признаках предмета изучения. Осознанность процесса учебной деятельности включает операционные знания о последовательности шагов для усвоения определенного учебного материала. Осознанность же результата стимулирует автоэвалюацию (самооценку) и самокоррекцию и способствует совершенствованию профессионально релевантных навыков.

Учебные умения и навыки представляют собой частично и полностью автоматизированные компоненты учебной деятельности и соответствующие операции, необходимые для развития содержательных навыков и умений.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации умений и навыков. Так, согласно одной из них, умения и навыки делятся на двигательные, познавательные, теоретические и практические. Первые составляют внешний, моторный аспект деятельности, вторые соотносятся с основными психическими процессами, третьи предполагают формирование знаний, связанных с абстрактным интеллектом, последние могут быть приравнены к учебным. Согласно другой классификации, выделяют навыки двигательные, перцептивные и интеллектуальные, причем последние две группы регулируют первую и включены в нее. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно-контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Заключение

Итак, в самом общем виде навык определяется как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля». Навык можно расценивать как уровень совершенства действия, его качество. Поэтому формирование навыков является одной из самых важных проблем педагогической психологии.

Процесс формирования навыка включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению. Образование навыков характеризуется переходом от сознательных актов к автоматическим, и этот период сознательного усвоения имеет решающее значение для правильности и быстроты образования навыка.

По П. Я. Гальперину, процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения.

Мы полагаем, что основными психолого-педагогическими предпосылками формирования прочного навыка являются следующие:

а) целенаправленность обучения;

б) наличие у субъекта деятельности внутренней мотивации;

в) автономность обучающегося;

г) внутренняя системность – понимание, осмысление обучающимся выполняемого действия, полнота уяснения содержания операции;

д) уровень развития субъекта, наличие фоновых знаний и умений;

е) аффективный фактор;

ж) знание и оценка качества результатов выполнения действия.

Целенаправленность обучения предполагает четкую организацию учебного процесса, селективный подбор упражнений, нацеленных на выполнение конкретного действия, и их правильное распределение во времени обучения.

Итак, этапами организации предметных действий являются следующие: формирование системы понятий (знания) – автоматизированные умственные операции (навыки) – сложные умственные действия (умения).

Дидактический принцип системности и последовательности требует непрерывности функционирования триады «знания-умения-навыки», а анализ ее составляющих помогает выявлять оптимальные методы усвоения содержания изучаемых дисциплин и реально формировать высокий уровень профессиональной компетенции будущего специалиста.

Список использованной литературы

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2009.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2009.

3. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4. Есина Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.

6. Косихина О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С. 79-80.

7. Потапова М.В., Шахматова В.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников // Физика в школе. - 2008. - № 8. - С. 35-42.

8. Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.


Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 72.

Есина Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 102.

Косихина О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. – с. 79.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 83.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 96.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – с. 125.

См.: Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.

Потапова М.В., Шахматова В.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников // Физика в школе. - 2008. - № 8. – с. 36.

Резюме – один из важнейших этапов приёма на работу. Именно по этому документу HR-менеджеры проводят начальную сортировку кандидатов, составляют первое впечатление и впоследствии приглашают на собеседование. Резюме необходимо составлять так, чтобы потенциальный работодатель имел полную картину ваших знаний, опыта и навыков. В то же время не нужно перегружать образ хорошего работника лишней информацией.

Найти баланс сложно, особенно когда хочется выделиться из массы кандидатов. Даже самый креативный подход требует логичного оформления. У аккуратно составленного резюме есть все шансы «зацепить» работодателя. Не последнюю роль в этом играет заполнение навыков кандидата.

Что такое ключевые, специальные и дополнительные навыки?

Ключевые навыки характеризуют то, каким работником вы будете в целом. В этот раздел часто вписывают «стандартный набор искателя» – целеустремлённость, стрессоустойчивость, самодисциплина, обучаемость… Данные фразы давно превратились в ничего не значащую формальность. Каждый соискатель желает показать себя с лучшей стороны, превращая резюме в описание суперчеловека.

Навыки необходимо выбирать и прописывать под конкретную вакансию. Определитесь, какая характеристика критически важна для работы на должности. Желательно выбирать не более трёх основных качеств. Например, работа аниматором предполагает наличие высокого уровня коммуникабельности. Не помешает указать данный навык в качестве ключевого. Подаваясь на должность руководителя отделения банка, готовьтесь справляться со сложными ситуациями. Соответственно, работодателю будет важно узнать, что вы стрессоустойчивы.

Описывая ключевые навыки, не ограничивайтесь одним словом. О каждом составьте по предложению, которое дополнит образ. К примеру, стандартный «аналитический склад ума» можно превратить в «умение находить оптимальный выход из сложных ситуаций и эффективное управление временем». Однако не увлекайтесь длинными описаниями: их можно включить в .

Навыки и умения в резюме - что написать?

Самый простой вариант – перефразировать требования, которые работодатель предоставил в описании вакансии. Таким образом не придётся думать, какое умение потенциальное начальство считает основным: всё уже указано за вас. Подумать следует лишь над подачей.

Можно выделить три группы навыков: управленческие, коммуникационные и исследовательские. В зависимости от типа вакансии, в резюме должен преобладать один из них. Эти качества часто дополнительно проверяют с помощью . Рассмотрим каждую группу подробнее.

Управленческие

Соискатель собирается работать с вверенными подчинёнными. Он знает, какие специалисты ему подходят, умеет организовывать работу отдела и лично приводит команду к цели. Требования к такому кандидату всегда особо строги, а внимание со стороны рекрутеров повышено.

В качестве основных навыков следует упомянуть:

  • Качественную организацию рабочего процесса. Можно привести короткий пример того, как вы справлялись с этой задачей в предыдущем месте;
  • Самостоятельное принятие решений и полную ответственность за них. От управленцев ожидают грамотных решений, а не постоянных консультаций с вышестоящим руководством. Умение же признавать ошибки подкрепляет честность и ответственность сотрудника;
  • Мастерство ведения переговоров важно для любого руководителя. В это понятие можно включить как урегулирование конфликтных ситуаций на работе, так и внешние сделки с партнёрами.

Хорошим бонусом к дополнительным навыкам станет опыт мотивирования подчинённых. Тимбилдинг – популярное средство укрепления отношений между сотрудниками. Если у вас был опыт проведения подобных мероприятий либо вы успешно внедрили систему поощрений – коротко опишите это.

Коммуникационные

Необходимы в очень широкой области должностей - от продавца-консультанта до преподавателя. Правильный подход к клиенту – залог успешного сотрудничества. А работник, умеющий располагать людей к себе, также хорошо сглаживает конфликты.

Хорошими основными навыками послужат:

  • Опыт продаж, если вакансия предполагает подобную работу;
  • Грамотная устная и письменная (если потребуется вести деловую переписку) речь. Поставленный голос – большое преимущество;
  • Навыки концентрации и удерживания внимания человека на длительное время;
  • Знание иностранных языков, если компания сотрудничает с зарубежными клиентами.

Помните, что навык общения проявляется не только в дружелюбии и активном общении. Важно также слушать и понимать клиента, проявлять в диалоге тактичность и терпение. Всё это можно указать в дополнительных умениях.

Совет: фразы по типу «умею найти подход к сложным клиентам» лучше конкретизировать. Вспомните самый примечательный такой случай и в двух словах опишите его для работодателя.

Исследовательские

Много работодателей ценят самостоятельность сотрудников. Если вы столкнулись с проблемой, которая напрямую не касается начальства, попытайтесь решить её самостоятельно, прежде чем спрашивать совета.

Исследовательские навыки демонстрируют работодателю, что соискатель знает, где искать данные, и на основе полученной информации он сам способен построить умозаключения и прийти к правильному решению. Такие умения чаще всего необходимы работникам технических специальностей.

Включите:

  • Качественную обработку больших объёмов новой информации;
  • Определение и решение задач первостепенной важности;
  • Знание профессиональных ресурсов. К примеру, программисты могут перечислить, куда они чаще всего обращаются за информацией;
  • Работа в разных направлениях. Такую многозадачность иногда предполагает специфика должности.

Если у вас хорошо развито воображение, поставьте себя на место работодателя. От какого претендента вы бы захотели получить ? Какие качества он должен показать в первую очередь? Ответы запишите, проанализируйте и сравните с требованиями. Это станет хорошим подспорьем при создании резюме.

Подводим итоги

Раздел навыков призван раскрыть соискателя как профессионала. Навыки делятся на ключевые, специальные и дополнительные. В первом пункте их должно быть не более трёх, а в остальных – не более пяти. Выбирайте только главное. Подстраивайтесь под конкретную вакансию и под специфику предприятия.

Не пишите слишком шаблонно и сухо, но не вдавайтесь в лишние подробности. Если есть чем подкрепить достижение – приведите пример в одном коротком предложении. При необходимости сверяйтесь с требованиями на аналогичных вакансиях. Не забудьте перефразировать и включить в резюме каждое условие той вакансии, на которую вы подаётесь.

Независимо от названия должности, все компании ожидают, что сотрудник обладает этим перечнем навыков. Кто-то может сказать, что это базовый список - и это так. Кое-кто может сказать, что уже обладает всеми этими качествами. Но довольно часто рекрутеры жалуются на то, что подходящих кандидатов довольно мало.

Фото Lisa F. Young (Essentials/iStock)

  1. Коммуникация (устная и письменная) - персонал не обязан писать книги или сыпать профессиональными терминами. Но сотрудники должны знать грамматику и правила построения предложения, а когда сомневаются - заглянуть в правила.
  2. Владение компьютером - компании ожидают, что соискатели могут откликнуться на вакансию онлайн. Кроме того, базовыми являются умение сделать вступительное слово, составить таблицу и сделать презентацию.
  1. Клиентоориентированность - большинство рабочих мест сегодня создаются в сфере услуг. Важно понимать ценности клиентов. Это подразумевает правильное приветствие, запоминание их имен и ответы на вопросы клиентов.
  1. Эмпатия - сейчас мы понимаем, что эмпатия не означает симпатию. Развить эмпатию может быть сложно. Это ключевой компонент для обслуживания клиентов, эффективной коммуникации и совместной работы.
  1. Обучаемость - быть учеником всю жизнь не пустой лозунг, а реальность. Работа требует, чтобы мы постоянно учились чему-то новому. Сотрудники должны быть открытыми для новых форм обучения, знать, как и чему они предпочитают учиться, и рассказывать об этом менеджменту.
  1. Математика - мы не говорим об алгебре или тригонометрии. Сотрудники должны знать основные арифметические операции. И может, даже основные правила статистики. Здравый смысл требует от нас научиться считать деньги. И не только для того, чтобы правильно дать сдачу, если сломается кассовый аппарат.
  1. Организованность - в этой категории планирование своего рабочего времени. У каждого человека есть приоритеты, поэтому нужно составлять списки, вести календарь или др. Забывать всё на свете - не вариант.
  1. Решение проблем - другие люди не могут решать ваши проблемы. Сотрудники должны мыслить критически, рассуждать и решать проблемы самостоятельно.
  1. Исследование и сбор информации - в современном мире мы должны изучать новое самостоятельно. Будь то поиск форумов, чтобы починить компьютер, или сбор данных, чтобы успокоить рассерженных клиентов.
  1. Работа в команде - независимо от того, кто мы и кем работаем, это невозможно сделать в одиночку. Сотрудники должны иметь возможность работать с другими. Это значит, эффективно общаться, сопереживать и учиться. Виртуальные работники - не исключение.

Это базовые навыки, которыми должен обладать каждый человек. Они важны и для продвижения в карьерной лестнице. Проверьте себя, оценив владение каждым навыком по шкале от 1 до 10 (1 - очень мало знаний, 10 - считаете себя экспертом). Каждый пункт, который вы оценили менее 5, может стать точкой роста.

Вы долго сражались, неделями осваивая тонкости конкретной машины. Провели немало времени, управляя ей, за это время члены вашего экипажа стали очень опытными, сработались, научились чётко взаимодействовать между собой. Поздравляем! Ваш экипаж достиг 100% мастерства владения этой бронетехникой. Теперь они готовы стать ещё лучше. С помощью навыков и умений!

Когда вы выбираете умение экипажа, он начинает прокачивать его так же, как и общее мастерство управления танком. Умение начинает действовать сразу, при этом его воздействие постепенно увеличивается по мере прокачки. Например, экипаж с 10%-м «Пожаротушением» может быстрее справиться с возгоранием, чем экипаж без этого умения, а после изучения «Пожаротушения» на 100% вы сразу же почувствуете его огромную пользу в случае пожара.

Когда уровень умения достигнет 100%, можно выбрать для экипажа следующий навык или умение. Всего у экипажа может быть до 25 различных навыков или умений. Описания всех умений можно найти в таблице ниже.

Изучение навыков и умений (xbox)

Умения (xbox)

Умение начинает действовать с самого начала обучения. Эффект его действия постепенно увеличивается от минимального до максимального.

Ремонт

Описание: Ускоряет ремонт повреждённых модулей. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Ящик с инструментами» и снаряжением «Большой ремкомплект».

Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к скорости ремонта

Ограничение: -

Резюме: Ремонт необходим в первую очередь тяжёлым и средним танкам, действующим под огнем противника, а также тяжёлым ПТ с высокой заметностью. Для них возможность быстро починиться под огнем противника весьма критична. Во вторую очередь ремонт нужен практически любой машине в игре, исключая разве что артиллерию.

Маскировка

Описание: Снижает общую заметность машины. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Маскировочная сеть».

Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к первоначальному показателю маскировки.

Резюме: Навык совершенно необходим лёгким танкам из-за классового бонуса (заметность в движении равна заметности стоя), а также большинству САУ и ПТ, за исключением наиболее громоздких.

Пожаротушение

Описание: Уменьшает получаемые повреждения от пожара и ускоряет его тушение.

Цифровое действие: Максимальное значение: +80% к скорости тушения пожара.

Резюме: Навык утратил свою важность - с одним пожаром огнетушитель вполне справляется, а два пожара в одном бою случаются редко.

Мастер на все руки

Описание: Позволяет командиру овладеть всеми специальностями и заменить выведенных из строя членов экипажа. Заменяются только основные специальности. Эффективность замены падает при выводе из строя очередного члена экипажа.

Цифровое действие: Уровень владения основной специальностью контуженного члена экипажа возрастает на 50% от потерянных в результате контузии процентов владения основной специальностью (при контузии владение основной специальностью снижается на 50% от изначального уровня). Другими словами, если навык "Мастер на все руки" прокачан до 100%, то при контузии члена экипажа с основной специальностью, прокачанной до 100%, владение ей упадёт до 75% (50% + (100% - 50%)/2).

Резюме: Полезное умение при частых критах экипажа, пригодится некоторым тяжёлым и средним танкам, а также французским танкам с автоматом заряжания. Умение бесполезно в случае, если сам командир выведен из строя.

Наставник

Описание: Предоставляет экипажу дополнительный опыт.

Цифровое действие: Коэффициент 0.001 на каждый процент навыка. Максимальное значение: +10% к получаемому опыту.

Резюме: Прибавка к опыту не велика, но умение можно использовать для форсированной прокачки экипажа. Позднее имеет смысл заменить умение на другое.

Орлиный глаз

Описание: Увеличивает максимальную дальность обзора. При неисправных приборах наблюдения эффективность умения выше. Эффект усиливается в сочетании с умением «Радиоперехват », оборудованием «Просветлённая оптика » и «Стереотруба ».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0002 для работающих устройств и 0.002 для сломанных на каждый процент. Максимальное значение: 2 % для работающих и 20 % для сломанных.

Резюме: Полезное умение для танков с хорошим обзором - особенно это касается лёгких танков, для которых критически важно заметить противника на максимальной дистанции.

Мастер-оружейник

Описание: Уменьшает разброс повреждённого орудия. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0.002 на каждый процент. Максимальное значение: −20% к разбросу поврежденного орудия.

Резюме: Имеет смысл брать только при частых критах орудия (характерно для танков, играющих от брони башни). В остальных случаях лучше взять что-то другое.

Плавный поворот башни

Описание: Уменьшает разброс при повороте башни. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0.00075 на каждый процент. Максимальное значение: −7.5% к разбросу при повороте башни.

Резюме: Хороший выбор для практически любого танка, кроме тех, у кого полное сведение занимает менее 2 секунд. Также может быть полезно для САУ и ПТ, особенно с большим углом горизонтальной наводки.

Виртуоз

Описание: Увеличивает скорость поворота машины. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы», снаряжением «Ленд-лизовское масло», «Качественное масло», «Подкрученный регулятор оборотов двигателя» и «100-/105-октановый бензин».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0005 на каждый процент. Максимальное значение: +5% к скорости поворота.

Резюме: Важное умение для тех, кто вынужден активно действовать в манёвренном бою - в первую очередь лёгким и средним танкам, хоть и всем остальным классам оно может пригодиться.

Король бездорожья

Описание: Снижает сопротивление слабых и средних грунтов при движении машины. Повышает манёвренность машины и уменьшает время набора максимальной скорости. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы».

Цифровое действие: Коэффициент 0.001 по мягкому грунту или 0.00025 по среднему на каждый процент. Максимальное значение: +10% к проходимости по мягкому и +2.5% по среднему грунту.

Резюме: Выбор для быстрых машин или танков с проблемной проходимостью, например PzKpfw S35 739 (f).

Плавный ход

Описание: Уменьшает разброс при стрельбе на ходу. Не влияет на разброс при повороте и на месте. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0004 на каждый процент. Максимальное значение: −4% к разбросу при стрельбе с хода.

Резюме: Вопреки распространённому мнению, умение полезно не только для машин, активно ведущих огонь с ходу. «Плавный ход» уменьшает круг сведения и, как следствие, после остановки нужно чуть меньше времени для полного сведения, что полезно почти для всех машин.

Мастер тарана

Описание: Уменьшает повреждения собственной машины и увеличивает повреждения машины противника при таране. Влияет только на движущиеся машины и не учитывается при столкновениях с машинами союзников.

Цифровое действие: Коэффициент 0.0015 на каждый процент. Максимальное значение: +15% к урону тараном для врага и −15% повреждений при таране для игрока.

Резюме: Отличный вариант для тяжёлых по массе, но подвижных машин.

Изобретатель

Описание: Увеличивает дальность связи радиостанции.

Цифровое действие: Коэффициент 0.002 на каждый процент. Максимальное значение: +20% к дальности связи.

Резюме: Это умение имеет смысл либо для танков со слабой рацией, да и то, в основном, на низких уровнях, либо для легких танков, которые уходят далеко в тыл противника.

Радиоперехват

Описание: Увеличивает дальность обзора. Эффект усиливается в сочетании с умением «Орлиный глаз», оборудованием «Просветлённая оптика» и «Стереотруба».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0003 на каждый процент. Максимальное значение: +3% к дальности обзора.

Резюме: Единственное по-настоящему полезное умение радиста, пригодится практически на любом танке.

Ретранслятор

Описание: Увеличивает дальность связи союзных танков в радиусе действия радиостанции игрока.

Цифровое действие: Коэффициент 0.001 на каждый процент. Максимальное значение: +10% к дальности связи союзных танков.

Резюме: Умение имеет смысл изучать только при игре на низких уровнях.

Навыки экипажа (xbox)

Навыки начинают действовать только при их изучении на 100%.

Боевое братство

Описание: Улучшает уровень владения основной специальностью и всеми умениями всех членов экипажа. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Улучшенная вентиляция», снаряжением «Доппаёк», «Шоколад», «Ящик колы», «Пудинг с чаем», «Крепкий кофе», «Улучшенный рацион».

Цифровое действие: Все члены экипажа получают +5% к своему основному умению и ко всем дополнительным навыкам. Навык не теряется при контузии членов экипажа.

Резюме: Довольно полезное умение, однако имеющее слишком много противопоказаний для его использования. Наиболее целесообразно использовать вместе с улучшенной вентиляцией и в сочетании с умениями, направленными на усиление конкретного параметра танка.

Шестое чувство

Описание: Позволяет командиру определять, обнаружена ли его машина противником.

Цифровое действие: Информация об обнаружении танка появляется с задержкой в три секунды.

Резюме: Отличный выбор для любого танка, поскольку знание о том, что противник раскрыл местоположение игрока - архиважно в любой ситуации. Зная об этом, можно с относительной легкостью уходить из-под ударов артиллерии и засадных снайперов.

Эксперт

Описание: Позволяет командиру в зоне видимости определять критические повреждения машин в прицеле. Действует как в режиме прямой наводки, так и в артиллерийском режиме прицеливания.

Цифровое действие: Начинает работать через 4 секунды после непрерывного наведения на танк противника.

Резюме: Хороший выбор для дальнего боя или скоординированной игры во взводе/роте. В других случаях реализация преимущества затруднительна. Бесполезный навык для САУ.

Снайпер

Описание: Увеличивает вероятность нанесения критического урона по модулям и экипажу танка противника. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Только для бронебойных, подкалиберных и кумулятивных снарядов.

Цифровое действие: Бонус в 3%.

Резюме: Один из наиболее полезных навыков наводчика, особенно хорош для скорострельных пушек, орудий с автоматом заряжания и орудий с относительно небольшим для своего уровня и класса калибром.

Злопамятный

Описание: Позволяет наводчику в зоне видимости видеть машину противника в прицеле в течение дополнительных двух секунд. Действует как в режиме прямой наводки, так и в артиллерийском режиме прицеливания.

Цифровое действие: Длительность эффекта: 2 сек в секторе 10 градусов.

Резюме: Навык имеет смысл изучать для засадных ПТ-САУ, либо для машин дальнего боя в сочетании с навыком Эксперт . Умеренно полезен для легких танков, использующих тактику пассивного засвета. Полностью бесполезен для артиллерии, поскольку она практически никогда не стреляет по собственному засвету.

Примечание : может использоваться активными разведчиками, для этого наиболее важные цели берутся на автоприцел, после чего внимание водителя концентрируется на дороге.

Чистота и порядок

Описание: Уменьшает вероятность возгорания двигателя, не допуская подтёков масла и горючего в моторном отсеке. Эффект усиливается в сочетании со снаряжением «Автоматический огнетушитель».

Цифровое действие: −25% к шансу возгорания двигателя танка.

Резюме: Хороший выбор для танков, в силу компоновки имеющих уязвимую трансмиссию в лобовой части машины (большинство немецких, часть американских и некоторые советские и французские машины), либо имеющих очень высокую пожароопасность двигателя и короткий корпус.

«Бесконтактная» боеукладка

Описание: Увеличивает прочность боеукладки: снаряды уложены так, что не касаются друг друга. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «“Мокрая” боеукладка».

Цифровое действие: +12.5% к прочности боеукладки.

Резюме: Для техники с риском частых критов боеукладки (Т-44, Тype 59), а также для танков с уязвимым расположением боеукладки (немецкие танки, АМХ 50 120 (вдоль левого борта), АМХ 50В (из-за частых попаданий в башню)).

Интуиция

Описание: Создаёт вероятность того, что заряжающий мгновенно сменит тип снарядов в заряженном орудии или во время перезарядки. Новый тип снаряда заряжается с той позиции, где прервался процесс заряжания предыдущего.

Цифровое действие: Вероятность равна 17%.

Резюме: Может быть полезно для САУ высоких уровней с медленной перезарядкой.

Отчаянный

Описание: Ускоряет перезарядку орудия, если у машины остаётся менее 10% прочности. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Орудийный досылатель».

Цифровое действие: Если прочность танка менее 10%, перезарядка занимает 90,9% от изначального значения времени.

Резюме: Имеет смысл прокачивать для машин с очень крепкой броней и большим запасом хитпоинтов (Maus, E-100), а также для ПТ-САУ и АРТ-САУ, которые ведут огонь из скрытых позиций (нанести себе урон можно об союзника или фугасом).

Из последних сил

Описание: Позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения машины, передавать позиции танка противника в течение ещё двух секунд.

Цифровое действие: Дополнительные 2 секунды «засвета».

Резюме: Очень полезное умение для лёгких танков - «светляков».



Онлайн калькуляторы