Конкуренция в политике = конкуренции в бизнесе? Порядок деятельности по созданию закона называется. Главные функции конкуренции

Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии у нее соответствующих, специфицирующих черт и характеристик. В своей совокупности они позволяют отличить политику от иных сфер общества, увидеть границы ее существования. Прежде всего, следует отметить онтологические, морфологические и процессуальные свойства политики.

Так, к онтологическим (раскрывающим сущностные черты данного типа человеческой активности) относится свойство конкурентности, демонстрирующее, что политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций, одним словом, самых разных компонентов властного противоборства. Важным свойством политики является и ее асимметричность, которая выражает не столько временный характер достигнутого между участниками политической игры баланса сил, сколько невозможность его постоянного поддержания, а следовательно, и подвижность отношений за политическую власть. В силу этого политика предстает как внутренне обратимое, принципиально неравновесное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, баланс и дисбаланс, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. На практике часто можно наблюдать, как тот или иной режим быстро переориентируется с защиты одних интересов и ценностей на поддержку и защиту противоположных, переходит от методов убеждения и внушения к использованию силовых, принудительных средств, утрачивает и вновь обретает легитимность.

Ш Свойство проникновения.

Политика, как уже говорилось, способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Иными словами, наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия государства в регулировании социальных процессов (обеспечение безопасности общества, поддержание международных связей и др.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, вследствие чего ее границы имеют в определенной степени условный характер и зависят от исторического контекста, а также умения государства увидеть те групповые конфликты, которые требует его непременного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического пространства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а, следовательно, и объем политической сферы.

Ш Пространственные свойства политики.

Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни. Иными словами, с этой точки зрения политика представляет собой разновидность физического пространства, в одних частях которого складываются, предположим, интенсивные политические отношения, а в других конкуренция за власть существенно ослаблена. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государственные решения.

Ш Темпоральные свойства политики

Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций.

Ш Морфологические свойства политики

Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных инеэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни. Каждая из указанных групп населения выполняет специализированные функции: элиты -- по представлению интересов населения и осуществлению управления государством и обществом; неэлитарные группы -- по влиянию на отбор элит, контролю за их деятельностью, по воздействию на коррекцию проводимого государством курса. В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как плод соучастия управляющих и управляемых, итог контактирования профессионалов и непрофессионалов. Причем на разных стадиях и фазах политического процесса (например, при принятии решений или смене политического режима посредством выборов) может меняться характер и степень согласования их действий, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.

Ш Процессуальные свойства политики

Данная группа свойств характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий рационально предпринимаемых действий, наличие разнонаправленных движений и многие другие аналогичные факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, -- все эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, возбуждение и депрессия. Подобные переломы создают возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъектов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений.

С процессуальной точки зрения политика представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий; курса властей, не пользующегося поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политических культур и идеологий и т.д.

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 1

А. В. Макарин

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ VS ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена исследованию понятий «политическая конкуренция», «политический рынок», «олигополистическая конкуренция», «межпартийная конкуренция», «демократия», «бюрократия» - основам, генезису и составляющим этих явлений. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: политическая конкуренция, власть, политика, политическая партия, демократия, государство.

POLITICAL COMPETITION AND POLITICAL STABILITY IN CONTEMPORARY RUSSIA

The article is devoted to the study of the concepts of "political competition", the "political market", "oligopolistic competition", "inter-party competition", "democracy", "bureaucracy" - the basics, the genesis and components of these phenomena. Refs 14.

Keywords: political competition, power, policy, political parties, democracy, state.

Политическая конкуренция является одной из характеристик политических систем и режимов. Наличие политической конкуренции давно стало важным показателем степени развития политических систем. Нельзя назвать ни одной политической системы - существовавшей в прошлом или существующей в настоящем, - в рамках которой не проявлялась бы властная конкуренция (например, в форме административного рынка).

Термин «политическая конкуренция» «можно определить как соперничество в сфере политики за обладание властью, когда результаты соперничества определяет некто третий» . С политической конкуренцией непосредственно связан политический рынок, проявляющийся в предвыборной борьбе политических идей и программ политиков.

Политическая конкуренция в России также является важной составляющей содержания социума. В настоящем основной механизм политической конкуренции - избирательные процедуры, основанные на всеобщем равном и прямом избирательном праве и тайном голосовании - свободные выборы представителей граждан в избираемые органы центральной и местной власти. Чаще всего политическая конкуренция и ее постоянная динамика могут обеспечить социально-политическую стабильность и долговременную устойчивость политической системы, наделяют ее способностью к саморегулированию и самосовершенствованию. Характер и динамика политической конкуренции напрямую связаны и определяются тем, как соблюдаются и защищаются политические свободы и права граждан, их права во взаимоотношении с государственными институтами на формирование

Макарин Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Makarin A. V. - Doctor of Sociological Sciences, Professor, St.Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

государственной и местной власти, на контроль и участие в деятельности этих органов в управлении делами общества и государства .

Институциональные изменения в России конца XX - начала XXI в. оказали существенное воздействие на структуру политических возможностей акторов участвовать в политической конкуренции. По сути, конкуренция приняла форму так называемой недобросовестной конкуренции, когда один из акторов имеет преимущества перед другими. В российской политической системе доминирует одна политическая партия, а оппозиционные партии имитируют конкурентную борьбу и не желают договориться о взаимовыгодном сотрудничестве .

Политический рынок и его аналог, экономический рынок, не могут эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Как известно, в зависимости от соотношения количества производителей и количества потребителей различают два вида конкурентных структур: свободная (чистая) конкуренция и несовершенная конкуренция.

В современных условиях рынки в виде «чистых» конкурентных отношений занимают небольшое место. Большинство рынков представляют собой ту или иную форму «несовершенной» конкуренции. Одним из видов несовершенной конкуренции является олигополия. Она представляет собой такое состояние рынка, при котором на нем присутствуют значительное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить большую часть общего спроса. Олигополия складывается не сама по себе, а при условии согласия на нее правящего класса. В этом плане современный российский политический рынок с одним доминирующим актором «Единой Россией» представляет собой идеальный тип олигополии, который имеет поддержку как со стороны властвующей элиты, так и большей части граждан в сравнении с другими политическими силами.

Олигополистическая конкуренция, конечно, отличается от свободной конкуренции. Главные ее отличительные черты состоят в том, что в ней принимают участие несколько акторов, каждый из которых обладает довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги; акторы предлагают стандартизированные товары; для новых акторов вход на рынок затруднен. Перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в рынок встают серьезные институциональные ограничения и политические проблемы. Это и формирование большого стартового капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим ресурсам, и большие возможности «ветеранов» разными способами препятствовать появлению на рынке «новичков» и т. д.; наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. В условиях олигополии конкуренты стремятся избегать прямого соперничества друг с другом, разделяя между собой сферы влияния .

Анализ развития политической конкуренции в России последних примерно 25 лет свидетельствует о том, что она под влиянием институциональных факторов в широком понимании (формальных и неформальных норм, организационных структур, групп интересов и др.) прошла сложный путь от дезорганизации к стабилизации.

Обратной стороной процесса стабилизации политической системы конца 90-х годов ХХ - начала XXI в. и повышения уровня ее эффективности стало не только

усиление роли государства в социально-политическом процессе, но и установление бюрократического контроля над политическими и иными процессами и снижение уровня политической конкуренции. Произошло сокращение количества акторов, принимающих участие в межпартийной конкуренции, т. е. превращения конкуренции в форму олигополии, ослабление влияния граждан на формирование властных структур, а соответственно и общее снижение интереса граждан не столько к институту выборов, сколько к их результатам.

В 2000-2012 гг. в российском обществе сложился доминирующий участник в лице государства и его части - бюрократии (включая силовое чиновничество), которые вносят дополнение в действия известных закономерностей и взаимозависимостей, присущих политическим системам ряда других государств. Такой порядок распределения ресурсов в политической системе устанавливает определенные ограничения на развитие политической конкуренции. И если брать за критерий демократии в нашей стране только один показатель - политическую конкуренцию, то можно прийти к выводу что система носила скорее автократический или бюрократический, нежели демократический характер.

Демократию, конечно, нельзя сводить только к конкурентной борьбе. Варианты развития поставторитарных политических систем с позиции содержательной, а не только формальной исследуются при помощи различных понятий. В виде «фасадной демократии», «непрочной демократии», «неутвердившейся демократии», «нестабильной популистской демократии», «отчасти нелиберальной демократии», «конкурентной полудемократии», «полудемократии с ограниченным плюрализмом», «полуконкурентныой, частично плюралистической автократии», «делегированной демократии» и др.

Поэтому конкуренция есть часть формы власти народа, средство или метод достижения политической стабильности в повышении эффективности принятия политико-управленческих решений. Искусственно созданная конкуренция не решает ни одной из выше указанных задач. Кроме того, следует иметь в виду тот факт, что все теории демократии включают в себя показатель политического участия, который в России имеет относительно высокий уровень.

В 90-х годах XX в. «свободные» выборы в СССР и части СССР - РСФСР в 1989-1991 гг. стали своеобразной точкой отсчета институциональной трансформации электоральных институтов и первым опытом участия акторов в конкурентной политической борьбе. Правда, эта конкурентная борьба носила во многом административный характер. Между собой конкурировали отдельные политики и известные граждане, обладающие разным объемом административно-номенклатурного капитала. В процессе выборов кандидаты и поддерживающие их силы начали использовать столь популярный ныне «административный ресурс» - преимущества должностного или служебного положения. Ранее использование каких-либо преимуществ между кандидатами в депутаты народных представительных собраний различных уровней было невозможно ввиду отсутствия конкурентной борьбы между ними, ибо всегда выбор складывался в пользу одного кандидата, так как иные кандидаты в депутаты отсутствовали.

В ходе выборов появились конкурентная среда и содержательная борьба, что дало почву для использования административных рычагов. Разумеется, реальные политические события не говорили о межпартийной конкуренции, это была скорее

персональная конкуренция, конкуренция организаций и отдельных групп людей в рамках радикально видоизмененной социалистической избирательной системы.

Главные политические результаты выборов были предсказуемы. Альтернативы правящей коммунистической партии - КПСС не было. Непредсказуемыми были, как правило, персональные результаты участия в выборах части претендентов в депутаты представительных собраний. Возникло подобие либеральной политической конкуренции и политического рынка на фоне резкого повышения уровня политического участия. Акторы приобрели первый опыт участия в конкурентной борьбе за право участия в осуществлении политической власти. Но политическое участие граждан в процессах советской либеральной демократизации, по сути, предшествовало политической конкуренции.

Распад советской политической системы повлек за собой разнонаправленные тенденции. С одной стороны, правящая коммунистическая партия была лишена монополии на производство «высокой» политики, но, с другой стороны, партийная и иная номенклатура в целом сохранила за собой политико-административное управление. Одновременно партийно-бюрократические структуры быстрее других социальных групп адаптировалась к новым условиям и превратилась в «альянс политических предпринимателей», вступивших в борьбу за собственность и государственную власть. Таким образом, политическая конкуренция имела место быть, но проявлялась в специфической форме борьбы за собственность на политическом поле.

В политической науке существуют различные подходы и методики исследования политической конкуренции. Нередко используется предложенная В. Гельманом методика количественных оценок, согласно которой, если результат «кандида-та-инкумбента» на выборах меньше двух третей, тогда можно говорить о том, что конкурентность и состязательность присутствуют, и считать выборы демократическими. Данный подход базируется на методе разделения выборов на «демократические» и «недемократические», предложенном профессором Хельсинского университета Т. Ванханеном. В основе метода Ванханена - распределение голосов между «инкумбентом» и другими кандидатами. Если другие кандидаты получили менее 30% от числа проголосовавших избирателей, выборы, по мнению Ванханена, являются недемократическими, ибо в условиях свободной конкуренции и состязательности достижение такого результата невозможно. Относительно предложенного подхода в российской политической науке нет единой позиции . Методика, предложенная В. Я. Гельманом, подходит скорее для стабильного сложившегося социума и его политической системы, чем для трансформирующегося общества.

В России 90-х годов ХХ в., в условиях неконсолидированного общества и слабого государства политическая конкуренция имела специфические черты. На первый план выходили корпоративные интересы новых финансово-промышленных групп, которые принимали самое активное участие в формировании государственной политики. При отсутствии четких правил экономической конкуренции поддержка государством тех или иных корпоративных интересов превращалась, по сути, в важнейший ресурс конкурентной борьбы, поэтому практически все ведущие финансово-промышленные группы в той или иной мере принимали участие в создании политических партий и избирательных объединений. Слабость государства как центрального института политической системы российского общества

не позволяла ему оказывать сильное противодействие группам интересов, стремящимся приватизировать социалистическую собственность, государство и государственную политику.

Следует признать, что демократические политические институты должны выдержать историческую конкуренцию с авторитарными институтами, доказать обществу свою эффективность и дееспособность, добиться поддержки со стороны народа и элитных структур общества. Мировой опыт перехода от авторитаризма к демократии свидетельствует о том, что эта конкурентная борьба не может носить краткосрочный характер. Она занимает исторически длительный период, на протяжении которого возможны определенные отклонения от демократических форм осуществления политики.

Для предотвращения распада российской государственности нужен был политический лидер, способный поставить под политический контроль узкогрупповые интересы, консолидировать как саму бюрократию, так и правящую элиту общества, придать процессу трансформации определенный смысл.

Таким лидером стал В. В. Путин, который вместе со своей командой воплотил в жизнь конкретный план действий. Какие политические силы считались альтернативными центрами власти? Губернаторы, часть олигархов, оппозиционные партии и независимые средства массовой информации .

По нашему мнению, альтернативные центры власти занимали разные позиции в процессе демократизации российского общества и государства. Если региональные бароны и олигархи несли в себе реальные угрозы целостности российской государственности, то партии и независимые СМИ представляли и представляют собой те политические институты, без которых невозможно представить ни современное государство, ни демократическую систему.

Но, несмотря на эти очевидные различия, против них - всех вместе и каждого в отдельности - была направлена определенная программа действий. Летом 2000 г. был принят пакет законов, по которым создавались семь федеральных округов. Была создана «прослойка» между губернаторами и верховной властью: полпреды как «смотрящие». Аппараты федеральных округов наполнились представителями силовых структур. Губернаторы были «изгнаны» из Совета Федерации, а в 2004 г. они лишились права избираться населением, что, конечно, повлияло на всю политическую систему. В итоге главы субъектов федерации утратили независимость, были возвращены в «номенклатуру» Кремля, стали обычными (хотя и высокопоставленными) чиновниками, которых можно без труда отправить в отставку.

Одновременно с властью губернаторов была существенно ограничена власть некоторых олигархов. Наиболее известные из них эмигрировали за границу, а вместе с ними из страны были «изгнаны» более сотни богатейших людей. Против них, как правило, возбуждались уголовные дела или начинались какие-то навязчивые проверки, которые сигнализировали: грядут серьезные неприятности. Поэтому эти люди, чтобы сохранить свои деньги, свою свободу, а иногда - и свою жизнь, вынуждены были уезжать.

Закон «О политических партиях» поднял планку требований к деятельности партий и значительно усложнил порядок их создания и функционирования. Кроме того, ряд политических партий лишились финансовой поддержки со стороны олигархов, что поставило под вопрос сам факт их дальнейшего существования.

Наконец, власть достаточно умело взяла под свой контроль СМИ, прежде всего телевидение и прессу. Но самое важное - действия властей встретили поддержку значительной части населения и «вялый» протест тех, против кого были направлены. Эта пассивная, молчаливая поддержка населения придала уверенность власти и одновременно свидетельствовала о верно выбранном пути, о том, что приобретается легитимность иного, высшего порядка. Легитимность, замешанная на искренней поддержке, на доверии.

В результате, по мнению О. Крыштановской, решалась внутренняя для власти задача - восстановление иерархии и субординации в политическом классе. Нормальная ситуация для западного общества, когда парламент спорит с правительством, в нашем обществе оказалась неприемлемой и невозможной. Поэтому делалось все, чтобы восстановить единоначалие. Эта система единоначалия «царила» у нас в советский период, и вся номенклатура хорошо понимала, как надо жить и как надо действовать в этой системе.

В итоге по факту сложилась новая нелиберальная модель политического устройства, которая своими чертами достаточно близко соприкасается с моделью Й. Шумпетера. В противовес классическим трактовкам Шумпетер формулирует собственный подход к пониманию демократии следующим образом: «Демократия - это всего лишь метод, так сказать, определенный тип институционального устройства для достижения законодательных и административных политических решений. Отсюда - она не способна быть целью сама по себе, безотносительно к тем решениям, которые будут приниматься в конкретных обстоятельствах при ее посредстве» .

В соответствии с его взглядами на демократию свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Преимущества данного подхода, как считает Шумпетер, состоят в том, что, во-первых, он акцентирует внимание на такой ценности демократии, как политическая конкуренция. Во-вторых, отнимает большую роль у феномена политического лидерства. И, наконец, в-третьих, если исходить из того, что индивидуальной свободы не существует вообще, то сформулированный метод в большей степени приближает к свободе.

Таким образом, институциональные изменения первого - начала второго десятилетия XXI в. можно рассматривать как практическое воплощение в жизнь модели демократии Шумпетера. Ориентация на эту модель позволила повысить уровень стабильности и эффективности всей политической системы, принудить к консолидации элиты и закрепить доминирующую роль одного участника - государства (и его части - бюрократии) в политическом процессе в условиях процессов глобализации и присущих им вызовов.

К практическим последствиям реформ начала XXI в. можно относится по-разному: отрицать существование в России свободной конкуренции или признавать ее наличие - это зависит от занимаемой позиции. Но можно попытаться взглянуть на проблему более широко и системно.

Возникает вопрос, что лучше: политическая конкуренция, сочетающаяся с сильной политической фрагментацией при отсутствии стабильности и консолидации элиты и общества, или достижение стабильности и консолидации общества при условии уменьшения уровня политической конкуренции? Используя понятийный аппарат Р. Даля, можно сформулировать проблему иначе: что лучше - «включающая гегемония» или «конкурентная олигархия»? Первая отличается низкой конкуренцией, но значительным процентом «включенных» граждан. Вторая - высокой конкуренцией олигархических структур и низкой включенностью граждан. Какой выбор исторически оправдан в ситуации провала радикально-элитарной либерализации и разрушения основ государственной власти и управления?

Обращаясь к основам неоинституционализма, можно сказать, что абсолютно правильного решения нет. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки. В этом плане логично, что побеждает тот вариант, который, во-первых, отвечает интересам большинства и, во-вторых, в поддержку которого активно выступают участники, обладающие большим объемом ресурсов. Российский вариант решения дилеммы был решен в пользу модели «включающей гегемонии». Одним из решающих факторов выбора стала позиция второго президента РФ В. В. Путина. Благодаря своей популярности среди широких масс населения он сумел обеспечить принудительную консолидацию элит, создав для них новые правила игры, исключающие самостоятельное, активное и непосредственное участие корпоративных интересов крупного бизнеса в политических процессах и гарантирующие ему государственную защиту от иностранных конкурентов.

В настоящее время различные элитные группировки вынуждены ограничить свои претензии на монопольное обладание властью и бесконтрольное управление собственностью. Как в свое время заметили В. В. Лапкин и В. И. Пантин, «золотой век» российских олигархов уходит в прошлое; на смену ему идет «золотой век» чиновничества и высшей бюрократии, контролирующих основные финансовые потоки и регулирующих отношения собственности. «Пакт элит» по-российски установил доминирование бюрократии и силовых структур как над крупным бизнесом, так и над рядовыми предпринимателями, оставляя массам лишь роль «статиста» в публичных играх, имитирующих функционирование демократии. Оборотная сторона такого «пакта элит» - фактическое отсутствие в России организованной и ответственной оппозиции, влиятельных политических партий. Несмотря на серьезный раскол и размежевание в массовом сознании, реальная дифференциация интересов в российском обществе до сих пор весьма слаба. Отсюда - поразительная индифферентность россиян по отношению к существующей в стране системе политических институтов. Это относится и к политическим партиям, и к институту региональных выборов, и ко многим другим элементам активно реформируемой в настоящее время политической системы России .

Демократический метод, по мнению Шумпетера, обеспечивает отбор кандидатов из тех людей, для которых доступна профессия политика. И, наконец, чтобы успешно контролировать все сферы государственной деятельности, демократическое правительство должно иметь хорошо подготовленную бюрократию, имеющую высокий статус и исторические традиции; при этом продвижение бюрократии должно зависеть не от политиков, а происходить в соответствии с правилами государственной службы. «Демократия процветает тогда, когда модель общества

обладает определенными характеристиками, и бессмысленно спрашивать, как она будет существовать при других социальных моделях, не обладающих этими характеристиками, или как будут жить люди в таких обществах в условиях демократии» .

Минималистская концепция демократии Шумпетера, конечно, может вызывать негативную реакцию, особенно если придерживаться «ценностного» подхода в понимании демократии, иными словами - если рассматривать демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность совершенно определенных идеалов и принципов, т. е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение.

Российское общество последовательно отвергло первоначально социалистическую модель демократии, затем либеральную форму и остановилось в настоящий период на модели «демократического элитизма». Естественно, что в сравнении с предшествующим периодом политическая конкуренция в рамках складывающейся практики принимает особые формы, сочетающиеся с российскими традициями (местничеством, поместной системой и вотчиностью - патримониальным господством) и новациями (либеральным правом).

Не секрет, что политический успех «Единой России» на думских выборах 2003 г. был достигнут не столько за счет поддержки избирателей, которые отдали ее списку всего 37,6% голосов, сколько в результате конверсии голосов в места, позволившей создать в Государственной Думе фракцию подавляющего большинства. Парламентское большинство партии «Единая Россия» было сфабриковано, но это не означает, что оно было сфальсифицировано.

Понятие «сфабрикованное большинство» имеет политический, а не правовой смысл. Оно было введено одним из пионеров в области изучения политических последствий избирательных систем - Д. Рэ еще в 1967 г. для отображения ситуаций, когда партия, за которую проголосовало меньше половины избирателей, получает большинство мест в легислатуре. Как показали дальнейшие исследования, сфабрикованное большинство есть отнюдь не редкость в современной политике .

На выборах 2003 г. 37,6% голосов избирателей были конвертированы в 66,8% мест в Государственной Думе. По пропорциональной системе 37,6% превратились в 53,2% - в качестве бонусов были засчитаны голоса электората проигравших партий, голоса «против всех» и «недействительные бюллетени». Свой бонус получили и 3 другие партии. КПРФ свои 12,6% конвертировала в 17,85%, ЛДПР свои 11,45% - в 16,2% и «Родина» 9% - в 12,8%. В результате «Единая Россия» получила 120 мандатов. По мажоритарной системе партия получила еще 103 мандата, а после распределения мест по фракциям она пополнилась еще 78 депутатами, получив в сумме 301 голос.

Таким образом, под воздействием институциональных и политических механизмов, включающих в себя высокий уровень общесистемной фрагментации в сочетании с голосованием «против всех» в пропорциональной части избирательной системы и отсутствие территориальных баз поддержки у оппозиционных партий в одномандатных округах, а также латентные коалиционные стратегии, послужившие стимулом для вступления многих одномандатников во фракцию «Единой России», партия получила квалифицированное большинство мест в Государственной Думе. Относительно умеренные электоральные преимущества партии над своими

конкурентами обернулись для нее превосходством при распределении мест в парламенте. Как пишет Г. В. Голосов, «на выборах по партийным спискам рейтинг конверсии голосов в места составил 1,42, в одномандатных округах - 1,98, а рейтинг конверсии первоначально выигранного представительства в размер фракции - 1,35» . Это исключительный случай перепредставительности партии в парламенте в мировой практике, который породил много вопросов как по процедурам формирования большинства, так и по стратегиям поведения конкурентов. В частности, было не ясно, почему выдвиженец от одной партии после своей победы оказался в парламентской фракции другой партии.

Выборы в Государственную Думу 2007 г. были проведены по новой пропорциональной системе. На этих выборах барьер для партий, проходящих в Государственную Думу по партийным спискам, был повышен с 5 до 7%, законодательно были убраны нижний порог явки на избирательные участки и возможность голосовать против всех кандидатов, отменена мажоритарная система голосования по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединятся в выборные блоки. В выборах приняли участие 11 партий. За 4 партии, получившие места в Государственной Думе, проголосовало 91,75% избирателей. Это говорит о том, что большинство избирателей в условиях измененной нормативной базы выборов переориентировали свои предпочтения, отдавая голоса партиям, имеющим шансы преодолеть электоральный порог. Во многом поэтому «Единая Россия» одержала уверенную победу на выборах . Первоначально считалось, что реформа избирательной системы невыгодна «Единой России», так как на выборах 2003 г. она получила 37,57% голосов избирателей, и только из-за вступления в ее состав депутатов, избранных по одномандатным округам, она смогла получить квалифицированное большинство голосов в нижней палате нашего парламента. Но на выборах в 2007 г. эта партия заручилась поддержкой уже 64,3% избирателей, что с учетом эффекта мультипликатора (часть партий не преодолела избирательный барьер, и их голоса были перераспределены между партиями, которые прошли в Государственную Думу) позволило «партии власти» не только сохранить конституционное большинство, но и увеличить численность своей фракции.

Таким образом, усиление «партии власти» и повышение ее электоральной активности от одного избирательного цикла к другому происходило лишь тогда, когда правящий класс предоставлял ей новые функции и инвестировал в нее соответствующие средства .

Ситуация несколько видоизменилась в избирательном цикле 2011 г. Выборы в Государственную Думу в декабре 2011 г. были проведены на основе, по сути, прежней избирательной системы. Административный ресурс использовался, но в меньшей степени, нежели в 2007 г. Однако наличная система «вертикали власти» оставила все возможности для его использования. При этом «оппозиционные» партии получили большее количество депутатских мест.

На снижение электоральной эффективности «партии власти» повлиял экономический кризис, который окончательно не был преодолен в год выборов. Последствия кризиса отразились на повседневной жизни различных социальных слоев и групп российского общества, теряющих надежду на способность правящего класса и «партии власти» стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране.

В стратегической перспективе усиление роли государства в экономике и политике, скорее всего, будет иметь неоднозначные последствия. Сложившаяся в России модель власти таит в себе угрозы, связанные прежде всего с падением ее эффективности вследствие своеобразного блокирования механизмов политической конкуренции и активного вмешательства бюрократии в социально-политические процессы, создающие механизмы поддержки неэффективных институтов, адаптированных к условиям несовершенной конкуренции.

В то же время политические лидеры понимали, что полная блокировка механизмов политической конкуренции чревата усилением авторитаризма, еще большим снижением роли политических партий - не только находящейся у власти, но и тех, которые находятся в оппозиции к ней. Поэтому вполне объяснимы инициативы политических лидеров России по реформированию партийной системы. В какой мере эти новые инициативы смогут повысить уровень политической конкуренции, покажет реальная политическая практика развития российского общества.

Новый «этап в регламентации статуса политических партий в законодательстве Российской Федерации был положен в 2012 г., в результате принятия Федерального закона от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о политических партиях" и Федерального закона от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления". В соответствии с принятыми законами для регистрации политических партий вместо 50 тыс. человек необходимо 500 человек, а также наличие региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Принятие указанных законов свидетельствует о масштабной либерализации законодательства о политических партиях» .

Независимо от последствий либерализации законодательства, без политической конкуренции невозможно решить множество задач, стоящих перед Россией в XXI в. Но представительная власть в «который раз проявила непоследовательность в вопросе об оптимальной численности членов, необходимой для создания политической партии. Так, в разные годы минимальная численность членов для создания политической партии составляла 10 тыс. человек, затем она была увеличена до 50 тыс., а в 2012 г. она сокращается до 500 человек» . Подобная динамика говорит об отсутствии устойчивой конституционной стратегии развития института политических партий как неотъемлемого элемента механизма народовластия.

Появление на политическом рынке значительного числа партий способно привести не к усилению партийно-политической конкуренции, а к частичной деинсти-туционализации партий как политических институтов. «Чрезмерный рост числа политических партий рискует сработать против политической партии как важнейшего института представительной демократии».

По мнению Ю. Г. Коргунюк, «региональные выборы 2012-2014 гг. можно также считать опытным полем для обкатки новых (а точнее, подзабытых старых) подходов к обеспечению нужных для верхов результатов. Выборы показали, что этих результатов можно добиться не только "закручиванием гаек", но и их частичным

ослаблением, связанным с допуском к выборам новых "спойлеров" и понижением явки» .

Литература

1. Шилов В. Н. Демократическая политическая конкуренция и предпосылки ее эффективности // Научный результат. Сер. Социальные и гуманитарные исследования. 2014. Т. 1, № 1(1). С. 18-32.

2. Нисневич Ю. А. Роль конкуренции в обеспечении социально-политической стабильности и подавлении коррупции // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2009. № 3. С. 3-17.

3. Козырва П. М., Смирнов А. И. Кризис многопартийности в России // Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 76-95.

4. Кинзерская И. Л. Политическая конкуренция в контексте результатов выборов 2011-2012 гг. // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. 2012. Т. 8, № 2. С. 80-89.

5. Ашихмина Я. Г. Конкуренция элит на выборах как критерий современной демократии // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. 2007 № 2. С. 245-253.

6. Крыштановская О. Российская элита на переходе // Полит.ру. Публичные лекции. 2008. URL: http://polit.ru/article/2008/07/31/rus_elita/ (дата обращения: 22.09.2015).

7. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

8. Лапкин В. В., Пантин В. И. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием (Предварительные итоги) // Полис. Политические исследования. 2005. № 1. С. 50-62.

10. Кинзерская И. Л. Избирательная система как инструмент формирования общественного выбора: теоретические подходы и российская практика // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза. 2008. Т. 4, № 2. С. 137-150.

11. Макарин А. В. «Партии власти» в современной России // Политический анализ: доклады Центра эмпирических политических исследований кафедры политических институтов и прикладных политических исследований факультета политологии С.-Петерб. ун-та. Вып. 10. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 75-91.

12. Аминова Г. Г. Партии-спойлеры как угроза развитию политической конкуренции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Научные сообщения. Вып. 2. 2015. С. 127-132.

13. Володина С. В. Институциональные факторы влияния на политическую конкуренцию: основные подходы к изучению и современная российская практика // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 4 (101). С. 27-36.

14. Коргунюк Ю. Г. Партийная реформа 2012-2014 гг. и структура электоральных размежеваний в регионах России // Полис. Политические исследования. 2015. № 4. С. 97-113.

1. Shilov V. N. Demokraticheskaia politicheskaia konkurentsiia i predposylki ee effektivnosti . Nauchnyi rezul"tat. Ser. Sotsialnye i gumanitarnye issledovaniia , 2014, vol. 1, no. 1(1), pp. 18-32. (In Russian)

2. Nisnevich Iu. A. Rol" konkurentsii v obespechenii sotsial"no-politicheskoi stabil"nosti i podavlenii korruptsii . Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser. Politologiia , 2009, no. 3, pp. 3-17. (In Russian)

3. Kozyrva P. M., Smirnov A. I. Krizis mnogopartiinosti v Rossii . Polis. Politicheskie issledovaniia , 2014, no. 4, pp. 76-95. (In Russian)

4. Kinzerskaia I. L. Politicheskaia konkurentsiia v kontekste rezul"tatov vyborov 2011-2012 gg. . POLITEKS. Politicheskaia ekspertiza , 2012, vol. 8, no. 2, pp. 80-89. (In Russian)

5. Ashikhmina Ia. G. Konkurentsiia elit na vyborakh kak kriterii sovremennoi demokratii . POLITEKS. Politicheskaia ekspertiza , 2007, no. 2, pp. 245-253. (In Russian)

6. Kryshtanovskaia O. Rossiiskaia elita na perekhode . Polit.ru. Publichnye lektsii. 2008 . Available at: http://polit.ru/article/2008/07/31/ rus_elita/ (accessed 22.09.2015). (In Russian)

7. Shumpeter I. A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia. Kapitalizm, sotsializm i demokratiia . Moscow, Eksmo Publ., 2007. 864 p. (In Russian)

8. Lapkin V. V., Pantin V. I. Osvoenie institutov i tsennostei demokratii ukrainskim i rossiiskim massovym soznaniem (Predvaritel"nye itogi) . Polis. Politicheskie issledovaniia , 2005, no. 1, pp. 50-62. (In Russian)

9. Golosov G. V. Sfabrikovannoe bol"shinstvo: konversiia golosov v mesta na dumskikh vyborakh 2003 g. . Polis. Politicheskie issledovaniia , 2005, no. 1, pp. 108-119. (In Russian)

10. Kinzerskaia I. L. Izbiratel"naia sistema kak instrument formirovaniia obshchestvennogo vybora: teoreticheskie podkhody i rossiiskaia praktika . POLITEKS. Politicheskaia ekspertiza , 2008, vol. 4, no. 2, pp. 137-150. (In Russian)

11. Makarin A. V. «Partii vlasti» v sovremennoi Rossii ["Party of power" in modern Russia]. Politicheskii analiz: Doklady Tsentra empiricheskikh politicheskikh issledovanii kafedry politicheskikh institutov i prikladnykh politicheskikh issledovanii fakul"teta politologii S.-Peterb. un-ta . Vyp. 10. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2010, pp. 75-91. (In Russian)

12. Aminova G. G. Partii-spoilery kak ugroza razvitiiu politicheskoi konkurentsii . Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. Nauchnye soobshcheniia . Vyp. 2. 2015, pp. 127-132. (In Russian)

13. Volodina S. V. Institutsional"nye faktory vliianiia na politicheskuiu konkurentsiiu: osnovnye podkhody k izucheniiu i sovremennaia rossiiskaia praktika . Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie , 2014, no. 4 (101), pp. 27-36. (In Russian)

14. Korguniuk Iu. G. Partiinaia reforma 2012-2014 gg. i struktura elektoral"nykh razmezhevanii v regionakh Rossii . Polis. Politicheskie issledovaniia , 2015, no. 4, pp. 97-113. (In Russian)

Конкуренция представляет собой механизм соперничества между участниками рынка за право найти своего покупателя с целью реализации продукции фирмы и получения соответствующей прибыли.

Конкуренция является основой экономического развития любой организации, она заставляет предпринимателя изучать запросы потребителей, обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгового и послепродажного обслуживания.

Анализ конкурентной борьбы между участниками рынка и выявление конкурентных преимуществ организации являются важнейшими функциями маркетинга. Если фирма не борется со своими конкурентами и не реализует свои конкурентные преимущества, она обречена на поражение и уход с рынка.

Основными принципами конкурентной борьбы организации с целью реализации своих целей и конкурентных преимуществ являются:

  • нацеленность персонала фирмы на достижение поставленных задач;
  • создание творческой атмосферы и совершенствование механизма управления;
  • эффективное использование ресурсов и обеспечение роста производительности труда;
  • умение выявлять и удовлетворять запросы потребителей и общества в целом;
  • организация жесткого контроля в реализации стратегических целей фирмы.

Существуют различные формы и методы конкуренции и конкурентной борьбы.

С позиций маркетинга различают три основных вида конкуренции:

  • 1. Функциональная (межотраслевая) конкуренция. Она возникает из-за того, что товары, имеющие одинаковое функциональное назначение, могут удовлетворить различными способами любую потребность покупателей. Например, для туризма – это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, байдарки и т. п. Поэтому спортивные товары в одном магазине могут конкурировать друг с другом.
  • 2. Видовая конкуренция. Она основана на удовлетворении потребителя товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-то существенными параметрами. Например, аудиоаппаратура различается уровнем входной мощности, а также другими важными характеристиками.
  • 3. Предметная (товарная) конкуренция. Такая конкуренция возникает между предприятиями, которые выпускают одинаковые товары, но отличающиеся друг от друга качеством изготовления, упаковкой или другими параметрами. Это самый распространенный вид конкуренции между товарами одного вида, т. е. между товарами, выполняющими одинаковые функции. Товарная конкуренция может быть совершенной и несовершенной.

Совершенная (чистая) конкуренция – конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.

Несовершенная конкуренция является более распространенной и имеет свои особенности, которые характеризуются монополизацией рынка и требуют государственного вмешательства и регулирования.

Основными методами несовершенной конкуренции являются: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция:

  • а) монополия – характеризуется наличием единственного участника (монополиста) на рынке, который имеет возможность диктовать цены и условия поставки товаров потребителям;
  • б) олигополия – характеризуется наличием ограниченного количества участников на рынке и возможностью сговора между ними в формировании ценовой политики и условий поставки товаров;
  • в) монополистическая конкуренция – характеризуется наличием достаточного количества участников рынка, свободным входом на рынок и свободным выходом из него. Этот метод конкуренции является более эффективным и требует государственной поддержки.

На предметном (товарном) рынке между предприятиями, которые производят одинаковые товары или оказывают одинаковые услуги, существует два основных метода конкурентной борьбы:

Ценовая конкуренция ведется методом снижения цены на свой товар. Она бывает прямая и скрытая. При прямой ценовой конкуренции фирмы информируют общественность о снижении цен на выпускаемые товары, а при скрытой – фирмы выводят на рынок новый товар со значительно улучшенными потребительскими свойствами и незначительным повышением цен на него.

Этот метод конкурентной борьбы является малоэффективным, так как конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Он применяется в основном при выходе фирмы на новые рынки. Вначале она практикует снижение цен, а затем после укрепления своих позиций на рынке и устранения конкурентов повышает цены с учетом покрытия полученных ранее убытков;

Неценовая конкуренция предполагает выделение своего товара из ряда товаров-аналогов, придание ему уникальных свойств, повышение его качества и послепродажного обслуживания. Этот метод конкурентной борьбы является более эффективным, поскольку конкуренты не могут так быстро среагировать и предпринять ответные шаги. В этом случае требуется больше усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовым методом конкурентной борьбы.

Каждая фирма имеет определенные возможности и ресурсы для достижения своих целей и реализации поставленных задач. В зависимости от имеющихся ресурсов организация может выбрать один из трех возможных вариантов конкурентного поведения:

  • создание новых товаров, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
  • копирование товаров других компаний с минимальными затратами;
  • сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и иных мер.

Кроме того, для достижения поставленных целей и исходя из своих возможностей каждая фирма выбирает определенную стратегию конкурентной борьбы. Основными из них являются:

  • силовая стратегия. Эта стратегия делает ставку на снижение издержек и увеличение объемов производства недорогих, но качественных товаров;
  • ограниченная конкурентная стратегия. Эта стратегия основана на выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества;
  • локальная конкурентная стратегия. Эта стратегия предполагает максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка.

Для достижения рыночного успеха и укрепления своих позиций на рынке товаров и услуг маркетинговые службы организаций должны выявить и проанализировать:

  • основные факторы конкурентоспособности товаров и услуг других фирм;
  • деятельность в области рекламы и стимулирования сбыта;
  • существующую практику в области разработки торговых марок;
  • новые технологии в сфере производства и упаковки товаров;
  • механизм организации гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  • основные и наиболее эффективные каналы товародвижения и организации сбыта.

Анализ этих основных направлений маркетинговой стратегии позволит фирме максимально эффективно реализовать свои ресурсы и возможности по достижению своих целей и задач.

Структура политики:

1. политическая организация – совокупность институтов, транслирующих властные групповые интересы в сферу полномочий гос-ва и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть (партии, лобби, политические движения, СМИ, профсоюзы, представительные и исполнительные органы гос-ва),

2. политическое сознание – зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. Политика выступает как механизм реализации разнообразных идейных проектов.

3. политические отношения – раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками борьбы за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в общ-ве прочного консенсуса по основным целям общественного развития.

Уровни организации политики:

1. мегаполитика – регулирует межгосударственные отношения или связи нац. Гос-в с международными институтами (ООН, Евросоюз, НАТО и др.)

2. макрополитика – регулирует конфликтные взаимоотношения внутри отдельных гос-в

3. мезополитика - регулирует конфликтные взаимоотношения на уровне регионов, локальных структур, институтов и организаций

4. микрополитика - регулирует конфликтные межличностные или групповые отношения на каждом уровне свои специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализации конфликтов и регулирования споров.

Функции политики:

· выражения властно значимых интересов групп и слоев общ-ва

· рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны

· распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общ-ва в целом

· управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития

· интеграции общ-ва и обеспечения целостности общественной системы

· социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного гос-ва и общ-ва

· обеспечение коммуникаций с помощью специальных институтов (СМИ),способов поддержания контактов между властью и населением (политическая реклама), стратегий информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганда, агитация, политический public relations).

· создания действительности (проективная функция).

Свойства политики

Политика обладает онтологическими, морфологическими и процессуальными свойствами.

1) онтологические раскрывают сущностные черты политической активности:

a) свойство конкурентности – политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и сопутствующих им норм, правил, ценностей и традиций. В ряде случаев методы политического урегулирования могут быть направлены не на примирение, а на разжигание конфликтов.

b)Асимметричность политики – невозможность постоянного поддержания баланса сил, подвижность отношений за политическую власть. Политика формируется и осуществляет свои функции преимущественно в рациональной форме. Представляет собой крайне венчурный (рисковый) вид соц. деятельности.

c) Свойство инклюзивности (проникновения) – наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия гос-ва в регулировании соц. процессов (обеспечение безопасности общ-ва, поддерживание международных связей и т.д.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, ее границы зависят от исторического контекста и умения гос-ва увидеть те групповые конфликты, которые требуют его немедленного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического про­странства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а следовательно, и объем политической сферы. Если несколько перефразировать М. Вебера, то можно сказать, что каче­ство явления, позволяющее считать его «политическим», «обуслов­лено направленностью интереса», которую придает государство «тому или иному событию в каждом отдельном случае».* В придании событиям политического значения заложена принци­пиальная возможность произвола субъекта в оценке характера груп­повых интересов и конфликтов. По мнению Р. Даля, политика пред­ставляет собой обширное поле для ошибок, преувеличения одних интересов и преуменьшения других, для принятия одних решений и непринятия других.

d) Пространственность (топологичность) – Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в оп­ределенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следователь­но, складываются свои практики, конкретные политические инсти­туты и структуры, способы их функционирования и другие парамет­ры организации политической жизни. Реальное взаимодействие этих территориально разделенных очагов политической жизни и состав­ляет политическую сферу. Политика представляет со­бой разновидность физического пространства, в одних частях кото­рого складываются, предположим, интенсивные политические от­ношения, а в других конкуренция за власть существенно ослаблена. То есть политика будет представлять собой совокупность конкретных местосвершений, формирующихся там и тогда, где и когда люди и их объединения предпринимают действия, направленные на захват и использование государственной власти. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пре­делы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные про­цессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официаль­ными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государствен­ные решения. В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то поли­тическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подвер­женным воздействию других государств и центров политического вли­яния. Пространственная характеристика политики показывает и то, что люди, находясь в отдалении или вблизи от центра власти, как прави­ло, формируют и вполне определенный угол зрения на власть.

e) Свойство темпоральности – Особый тип про­тяженности существования ее институтов, взаимоотношений правя­щей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в по­литике не только в более жестком, регламентированном режиме жиз­недеятельности. Помимо своей функциональной «жесткости» политическое время обладает способностью внезапно за­канчиваться, «умирать моментальной смертью». (крах правящего ре­жима, внезапная отставка министра, политическое убийство лиде­ра). С другой стороны, время в политике поистине многолико. Реаль­ные политические процессы осуществляются сразу в нескольких вре­менных диапазонах:

Ø в рамкахреального времени (в них политические события вос­принимаются непосредственно с точки зрения их актуальной завер­шенности);

Ø в рамкахисторического времени (предполагающего более ук­рупненную оценку происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, т.е. требующего обобщения фактов, определенной логи­ки истолкования эволюции группы политических фактов);

Ø в рамкахэпохального времени (оперирующего значительно бо­лее масштабными критериями оценки событий, приспособленными для оценки больших этапов политической истории не только отдель­ных государств, но и континентов).

Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновения­ми, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Каждый временной диапазон имеет свои точки отсчета, обладает своими возможностями «сжатия» и «переноса» событий. Так, в кри­зисных процессах, в истории тех или иных государств (организаций) можно выделять различные этапы их формирования и развития. «Судь­боносные» события в масштабе повседневности, будучи помещены в иное измерение, меняют свое значение. Самый эффективный прием рациональной трактовки временных противоречий – укрупнение масштабов видения, которое дает воз­можность точнее оценить значение и смысл перемен. Максимально обобщенное видение дает возможность теоретического конструиро­вания политических изменений, выявления целостной планетарной логики, позволяющей точнее оценивать мелкомасштабные явления.

2) Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики.

a) Наличие элитарных и неэлитарных кругов. Функции элиты: представление интересов населения и осуществление управления гос-вом и общ-вом. Функции неэлитарных групп: влияние на отбор элит, контроль за их деятельностью, воздействие на коррекцию проводимого гос-вом курса. В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных.

b) Система представительства соц. интересов – реализация групповых интересов специализированными ассоциациями (партии, группы давления и пр.). Реальносложившиеся технологические приемы и способы представления групповых интересов нередко влияют на степень их реализации больше, чем сами конкретные требования людей.

3) процессуальные свойства показывают характер изменения свойств для политического объекта. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняю­щуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где по­стоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, воз­буждение и депрессия. Подобные переломы создают возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъек­тов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений.

Характер изменения политики определяется идейно-ориентированными действиями ее субъектов (столкновение целей и программ правящих и оппозиционных партий, курс властей, не поддерживаемый населением, противоположность поляризованных политических культур и т.д.) с процессуальной точки зрения полити­ка представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявля­ется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий; курса властей, не пользующегося поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политичес­ких культур и идеологий и т.д

Разделение власти: проблемы теории и практики

Тесты 1

1.Легальность – это …
законность
суверенность
антоним легитимности
справедливость решений власти
синоним легитимности
доверие к власти;

2. Термин “politics” подчеркивает такую сторону политики, как …
содержание
процесс
форму
эффективность;

3. Определение политики как концентрированного выражения экономики характерно для …
либертаризма
марксизма
институционализма
синергетики;

4. Отличительные признаки политической власти:
избрание всем народом
высокий рейтинг
моноцентричность
публичность
верховенство
авторитет

5. Является ли управление природными и общественными процессами функцией политики?
нет
да

6. Определение власти как обобщенного посредника свойственно ______________ теории власти.
реляционистской
ценностной
системной
бихевиоралистской

7. Установите соответствие между типами господства и используемыми качествами для властвования
традиционное – почтение
харизматическое – эмоции
рационально-легальное – разум

8. Представление о том, что власть легитимна, означает, что она …
обладает достаточным количеством ресурсов
поддерживается большинством граждан
действует в интересах влиятельных социальных слоев
является законной

9. Морфологическое свойство политики …
инклюзивность
темпоральность
наличие элитарных и неэлитарных кругов
ассиметричность
топологичность

10. По сферам проявления власть делится на:
олигархическую
автократическую
семейную
государственную
исполнительную

11. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти она делится на:
демократическую
партийную
социальную
авторитарную
законодательную

12. Власть в качестве межличностного отношения, позволяющему одному индивиду изменять поведение другого, рассматривают
телеологические концепции
сублимационные трактовки
реляционистские определения
структурно-функционалистские интерпретации

13. Кратология изучает …
клептоманию
коррупцию
бюрократию
власть
идеологии

14. Нормативные ресурсы власти, согласно типологии А. Этциони, это …
ценности общества
правоохранительные органы и суды
нормативно-правовые акты
средства воздействия на ценностные ориентации и нормы поведения человека

15. Ресурсы власти – это средства, с помощью которых …
субъект власти подчиняет объект власти
субъект власти управляет другим субъектом власти
эксплуатируются субъекты власти
объект власти подчиняет субъект власти

16. Представители теории сопротивления …
Н. Луман и К. Дойч
Дж. Кетлин и М. Крозье
Д. Картрайт и Дж. Френч
Д. Ронг и М. Роджерс

17. Структура власти состоит из:
механизма обратной связи
субъекта власти
льгот и привилегий чиновников
средств власти
объекта власти
категорий государственных должностей



18. Макрополитика формируется ______________ отношениями.
межличностными
внешнеполитическими
внутригосударственными отношениями
межгрупповыми

19. Универсальные свойства политической власти:
ассиметричность
кумулятивность
идеологичность
инверсионность

20. Является ли наличие единого центра принятия решений отличительным признаком политической власти?
да
нет

Тесты 2

1. С точки зрения теории социального обмена, власть основывается на ____________.
дефицитных ресурсах
силе
престиже и авторитете правителей
вере в необыкновенные качества руководителя
высоком обменном курсе валют

2. Может ли власть одновременно являться легитимной, но нелегальной?
нет
да

3. Верховенство политической власти – это …
всеобщность и безличность
независимость и самостоятельность
обязательность ее решений для всякой иной власти
наличие единого центра принятия решений
легальность

4. Основные методы властвования:
убеждение
проведение ежегодных пресс-конференций
принуждение
принятие законов
дипломатия
стимулирование

5. ____________ ресурсы – это способность повышения или понижения места в социальной стратификации.
социальные
административные
инструментальные
нормативные
должностные

6. Конкурентность является ______________ свойством политики.
процессуальным
морфологическим
онтологическим
гносеологическим

7. П. Блау и Д. Хиксон – основоположники …
силовой модели
игровой модели
теории сопротивления
теории обмена
рыночной модели

8. Теория __________________ не относится к группе реляционистских теорий власти.
сопротивления
коммуникации
обмена ресурсами
раздела зон влияния

9. ______________ определения характеризуют власть как устойчивую способность достижения поставленных целей.
системные
религиозные
реляционистские
телеологические

10. Утилитарные ресурсы, согласно типологии А. Этциони, это …
правоохранительные органы
материальные и социальные блага
законы
ценности и нормы общества

11. Специфическая черта политической власти …
моральность
полиресурсность
связь с экономикой и правом
божественность
теневой характер

12. Термин политика возник в _____________ и первоначально обозначал ____________.
Древнем Египте
вид древних городов
Древнем Риме
Древней Греции
выборную власть
формы государственного правления
правление профессиональных чиновников
Древнем Китае
правление, освященное Богами

13. Определение политики как соперничества общественных групп за реализацию своих интересов характерно для ____________ трактовок политики.
экономических
правовых
стратификационных
этических
институциональных
антропологических

14. Определение политики как действий, направленных на власть, характерно для ____________ трактовок политики.
деятельностных
конфликтно-консенсусных
системных
субстанциальных

15. В структуру политики входят:
политическое сознание
политические отношения
политические институты
политическая экономия
политическая транзитология
политические конфликты

16. Функции политики заключаются в реализации:
властно значимых интересов групп общества
целей социального развития, сформулированных политическими руководителями
концепций идеального устройства государства
справедливого перераспределения общественных благ
требований сексуальных меньшинств

17. Является ли народ только объектом политики?
да
нет

18. ____________ легитимность основана на вере в священность издревле существующих порядков.
религиозная
легальная
традиционная
харизматическая
историко-цивилизационная

19. Первичный субъект политики …
социальная группа
народ
государство
класс
индивид

20. Термин “policy” концентрирует внимание на __________ аспектах политики.
конфликтных
технологических
религиозных
моральных
идеологических

21. Утверждение Д. Ронга о том, что «Факторы постоянно меняются в ролях обладателей и подчиненных власти …», относится к теории …
бихевиорализма
сопротивления
обмена ресурсами
раздела зон влияния

22. Является ли дезинтеграция общества и обеспечение целостности общественной системы функцией политики?
да
нет

23. Главное внимание в ______________ трактовках власти уделяется мотивам поведения в борьбе за власть.
партократических
релиционистских
системных
бихевиоральных
телеологических

Механизм регионального законотворчества

1.Вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования, называются:

а) плебицитом;

б) всенародным опросом;

в) предметом референдума;

г) народным вето.

2. Порядок деятельности по созданию закона называется:

а) юрисдикционным процессом;

б) законодательным процессом;

в) референдуемым процессом;

г.) избирательным процессом.

3. Официальное внесение в компетентный орган парламента уполномоченным субъектом законопроекта или называется:

а) правовой инициативой;

б) общественной инициативой;

в) государственной инициативой;

г) законодательной инициативой.

4. Самой объеденной стадией законодательного процесса выступает:

а) обсуждение законопроекта;

б) предварительное рассмотрение законопроекта;

в) принятие закона;

г) внесение законопроекта.

а) обсуждение законопроекта;

б) промульгация закона;

в) принятие закона;

г) санкционирование закона.

6. Санкционирование закона осуществляется:

а) генеральным прокурором;

б) конституционным судом;

в) спикером парламента;

г) главой государства.

7. Отлагательное вето главы государства осуществляются в отношении:

в) принятого закона;

г) альтернативного законопроекта.

8. Правотворчество включает в себя:
а)законотворчество, законодательный процесс
б)нормотворчество, нормотворческий процесс
в)правообразование
г)преобразование права
9 Компонентами законотворчества являются:
а)познание, деятельность, результат
б)умозаключение, мышление, результат
в)познание, умозаключение, мышление
г)гипотеза, диспозиция, санкция
10. Итоговая цель законотворчества, это:
а)закон
б)законопроект
в)идея законопроекта
г)концепция законопроекта
11.Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества ее результатов, это:
а)законотворчество
б)законодательная система
в)юридическая техника
г)правотворчество
12. Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это:
а)законотворчество
б)законодательная система
в)нормотворчество
г)нигилизм

13. Юридическая терминология включает в себя термины:

а) обыденные;

б) технические;

в) специально юридические;

г) все ответы правильные.

14. Технические термины включаются в юридические тексты:

а) всегда;

б) никогда;

в) когда имеется соответствующий предмет регулирования;

г) все ответы неправильные.

15. Различие между общей и специальной терминологией объясняется:

а) предметом правового регулирования;

б) субъективными факторами;

г) все ответы правильные.

16. Права личности закрепляются:

а) в праве;

б) в законах;

в) в конституции.

17. По форме Конституция Российской Федерации являются:

а) кодифицированной;

б) некодифицированной;

в) смешанной;

18. Разновидностью конституции, характеризующейся особым порядком принятия и изменения, является :

а) гибкая;

б) реальная;

в) жесткая;

г) стабильная

19. В Конституции РФ имеют приоритетное значение:

а) конституционные нормы, расположенные в главе 1-й Конституции РФ;

б) конституционные нормы, расположенные в главе 2-й Конституции РФ;

в) конституционные нормы, расположенные в главах 1-й, 2-й и 9 Конституции РФ;

г) конституционные нормы, расположенные в главах 3- 8 Конституции

20. В Конституции РФ закреплен принцип:

а) полновластие Федерального Собрания РФ;

б) абсолютизация государственной власти;

в) разделение властей;

21. К юридическим свойствам Конституции РФ относятся:

а) верховенство, высшая юридическая сила, юридическая база для текущего законодательства, учредительный характер, стабильность;

б) верховенство, высшая юридическая сила, юридическая база для законодательства;

в) верховенство, высшая юридическая сила, учредительный характер, стабильность;

г) не подходит ни один из указанных вопросов.

22. Субъектами охраны Конституции могут выступать:

а) Президент и правительство;

б) конституционный суд и суды общей юрисдикции;

в) Уполномоченный по правам человека;

г) все субъекты, указанные в ответах.

23. Поправки в Конституцию РФ вносятся на основе:

а) федерального конституционного закона РФ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ;

б) специального федерального конституционного закона;

в) закона РФ о поправках к Конституции РФ, принятого на общероссийской референдуме;

г) закона РФ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

24. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти:

а) не менее 3/4 субъектов РФ;

б) не менее 2/3 субъектов РФ;

в) более половины субъектовРФ;

25. Конституция СССР 1977 года провозгласила построение « развитого социалистического общества» и закрепила в статье первой положение об общенародности Советского государства. Назовите сущность Советского государства отраженной в Конституции СССР 1977 года:

а) в конституции была отражена социально-классовая сущность Советского государства как органа выражения воли и интересов рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны;

б) Советское государство указанного периода на самом деле по своей сущности было организацией политической власти, выражающей волю и интересы номенклатурной бюрократии и партийной элиты;

в) по существу в указанный период Советское государство сохраняло основные черты государства диктатуры пролетариата;

г) все указанные ответы неправильные.

26. Высшей ценностью по Конституции РФ является:

а) право собственности и свобода экономического предпринимательства;

б) человек, его права и свободы;

в) гражданское общество и власть народа;

г) все ответы правильные.

27. Подберите категорию к данному определению: « …… такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический характер и в нем человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства»:

а) конституционализм;

б) государственный строй;

в) конституционный строй;

г) все указанные ответы неправильные.

28. Подберите категорию к следующему определению: « Особые принципы (основные начала), лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства и обеспечивающие конституционный характер данного государства»:

а) основы конституционного строя;

б) конституционализм;

в) народовластие;

г) основы общественного строя

29. Назовите свойство государства, выражающее верховенство государственной власти внутри страны и ее независимости вовне:

а) международная правосубъектность;

б) государственный суверенитет;

в) легитимность;

г) законность.

30. Следующие, из перечисленных ниже характеристик государства, наиболее полно отражает сущность России:

а) федеративное;

б) республиканское;

в) демократическое;

г) все перечисленные ответы.

31. Функции демократического государства:

а) политическая и экономическая;

б) социальная и идеологическая;

в) политическая, экономическая, социальная, идеологическая;

г) не подходит ни один из указанных ответов.

32. Российская Федерация по форме правления является:

а) парламентской республикой;

б) полупрезидентской республикой;

в) президентской республикой;

г) не подходит ни один из указанных ответов

33. Сущность правового государства- это:

а) правосудие осуществляется только судом, сформированным на основе демократических принципов;

б) утверждение правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвластными субъектами права, признание и надлежащее гарантирование формального правового равенства и свободы всех индивидов;

в) признание принципов и норм международного права во взаимоотношениях с другими государствами:

г) все указанные ответы неправильные

34. Назовите основные черты правового государства:

а) верховенство Конституции РФ, федеральных законов во всех сферах общественной жизни;

б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством, их приоритет;

в) организация и деятельность суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;

г) все указанные ответы правильные

35. Экономическую основу российского общества составляют:

а) поддержка конкуренции, свободное перемещение товаров и услуг;

б) рыночная экономика и регулирование отношений собственности;

в) свобода экономической деятельности;

г) все указанные ответы.

36. Захват власти или присвоение властных полномочий в РФ преследуются :

а) по федеральному конституционному закону;

б) по федеральному закону;

в) по Конституции РФ;

г) не подходит ни один из указанных ответов

37. Формой государственного устройства не является:

а) федерация;

б) конфедерация;

в) унитарное государство;

г) все указанные ответы неправильные

38. Статус автономной области, автономного округа в РФ определяется:

а) Конституцией РФ, Уставом автономной области, автономного округа, федеральным законом об автономной области, автономном округе;

б) Конституцией РФ, Уставом автономной области, автономного округа, федеральным конституционным законом об автономной области и автономном округе;

в) Конституцией РФ, Уставом автономной области, автономного округа;

г) Не подходит ни один из указанных ответов

39. Разграничение государственной собственности в РФ находится в ведении:

а) Российской Федерации;

б) в ведении субъектов РФ;

в) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

г) не подходит ни один из указанных ответов

40. В федерации формируются следующие уровни территориальной государственной власти:

а) федеральная государственная власть;

б) государственная власть в субъектах Федерации;

в) федеральная государственная власть и государственная власть в субъектах Федерации;

г) контрольно – надзорная власть.

41. Территория Российской Федерации включает в себя:

а) территориальное море;

б) континентальный шельф;

в) исключительная экономическая зона;

г) все ответы неправильные.

42. К исключительному ведению Российской Федерации относится:

а) правовое регулирование интеллектуальной собственности;

б) административное законодательство;

в) охрана памятников истории и культуры;

г) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

43. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:

а) амнистия и помилование;

б) защита прав национальных меньшинств;

в) геодезия и картография;

г) установление правил единого рынка

44. Основополагающими принципами российского федерализма является:

а) гласность заключения договоров и соглашений;

б) право республик устанавливать свои языки;

в) равноправие и самоопределение народов РФ;

г) не подходит не один из ответов.

45. Федерализм в России обусловлен:

а) этническим многообразием населения;

б) социокультурными различиями;

в) большой территорией;

г) всеми названными причинами.

46. Видами автономий являются:

а) территориальная;

б) национально – территориальная;

в) национально – культурная;

г) все перечисленные виды.

47. Систему органов государственной власти субъекты РФ устанавливают:

а) самостоятельно;

б) самостоятельно, но с оговорками ее соответствия основам конституционного строя и общим принципам организации органов государственной власти субъектов РФ;

в) по указанию федеральных органов

48. Как называется законодательный орган государственной власти Санкт – Петербурга:

а) Законодательное Собрание;

б) Городская Дума;

в) Городское Собрание;

г) Совет депутатов.

49. Споры между законодательной и исполнительной властью субъектов Федерации разрешаются путем:

а) согласительных процедур;

б) в судебном порядке;

в) согласительных процедур или судебном порядке

50. Назовите конституционный орган государственной власти с особым статусом:

а) Правительство РФ;

в) Верховный Суд РФ;

г) Совет Федерации Федерального Собрания РФ

51. Система федеральных органов исполнительной государственной власти состоит из:

а) федеральных министерств и федеральных служб;

б) федеральных министерств и федеральных агентств;

в) федеральных министерств, федеральных служб и государственных комитетов;

г) федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, государственных комитетов.

52. Избирательные участки за пределами РФ образуются:

а)из расчета три тысячи избирателей;

б) из расчета пяти тысяч избирателей;

в) норма о равной численности избирателей не применяется

53. Избирательный абсентеизм - это:

54. Политическая партия снимается с выборов, если из списка партии выбыло больше:

а) 20% кандидатов;

б) 25 % кандидатов;

в) 30 % кандидатов;

г) больше половины списка кандидатов.

55. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации осуществляются на основе:

а) мажоритарной избирательной системы;

б) пропорциональной избирательной системы;

в) смешанной избирательной системы.

56. Если уполномоченный орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки, то выборы назначаются:

а) соответствующей избирательной комиссией;

б) соответствующим судом;

в) законодательным (представительным) органом



Онлайн калькуляторы