Значение слова фельетон. Фельетоны - это что? Краткая история и особенности жанра

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille – лист, листок)

жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы – актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей. Своеобразие Ф. связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.

Рождение Ф. относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф. стали называть её «подвал». Под рубрикой Ф. печатались даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), давшие начало «роману-фельетону», ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали официальную серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекательной нравоописательности.

Истоки Ф., пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политического Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне (См. Бёрне), Г. Гейне , В. А. Рошфор а, Г. Веерт а, Ф. Фрейлиграт а.

В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. «русифицировалась» в 20-е гг. 19 в. в газете «Северная пчела» Ф. В. Булгарин а, Ф. которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского (См. Сенковский)) в журнале «Библиотека для чтения» высмеивали бездарность и пошлость в литературе; вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность.

Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й половины 19 в. представлены сатирически заострёнными литературно-критическими статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А. С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин).

В середине 19 в. этапным явлением в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы (См. Натуральная школа), В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конце 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова); питаясь фактами из литературы и периодики, они вели к глубоким социально-политическими обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политический Ф. стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины 19 в. («Искра», «Гудок», «Будильник»), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус. Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты в «Колоколе»). В традициях революционно-демократической журналистики вёл политические Ф. в 1895–96 на страницах «Самарской газеты» М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида). Политической остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900–10-е гг.).

Видные фельетонисты конца 19 – начала 20 вв. – А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористическому рассказу, актуальное публицистическое звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество сотрудников «Сатирикон а» и «Нового сатирикона» – А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В «Новом сатириконе» были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского («Гимн судье», «Гимн взятке» и др.), который вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении советского Ф.

Сов. Ф. 20 – начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой рус. фельетонной литературы (Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М. Е. Кольцова. В 40–50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни, С. И. Олейника. В 60–70-е гг. выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И. Лиходеева, И. М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны.

Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. обличительно-тенденциозный Ф. на международные политические темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан).

Став достоянием дореволюционной большевистской прессы (газета «Правда»), Ф. остаётся живым и актуальным жанром советской печати.

Лит.: Фельетон. Сб. статей, Л., 1927; Фельетоны сороковых годов, М. – Л., 1930; Заславский Д., Истоки и пути фельетона. fM.], 1931; его же, фельетон, в сборнике: Газетные жанры, М., 1955; Русский фельетон, М., 1958; Советский фельетон, М., 1959; Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961; Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров, М., 1969.

И. А. Дедков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фельетон" в других словарях:

    Малая художественно публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. История термина. Слово Ф. французское (feuilleton листок,… … Литературная энциклопедия

    Фельетон - ФЕЛЬЕТОН. Фельетон мыслится ныне, как особый жанр газетной статьи. Как показывает самый термин, взятый с французского, фельетон появился впервые во Франции, явившись производным образованием от feuille (лист газета); фельетон «листочек» был… … Словарь литературных терминов

    фельетон - а, м. feuilleton m. 1. устар. Отдел газеты (первоначально листок приложение, а затем нижняя часть газетной страницы под поперечной чертой), в которой помещались статьи на бытовые темы об искусстве, литературе, а также художественные произведения … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр., от feuille лист). Литературная статья, беллетристического или популярно научного содержания, помещаемая большею частью внизу газетного листа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФЕЛЬЕТОН в газете… … Словарь иностранных слов русского языка

    ФЕЛЬЕТОН, фельетона, муж. (франц. feuilleton, букв. листок). Статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, помещаемая в особом, для этого предназначенном отделе газеты. Литературный фельетон (критическая или… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    - (франц. feuilleton от feuille листок), художественно публицистический газетно журнальный жанр, основная особенность которого острокритическое отношение к описываемому явлению, лицу. Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках… … Большой Энциклопедический словарь

    ФЕЛЬЕТОН, а, муж. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения. | прил. фельетонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Франц. листок, отдел россказней в газете. Фельетонист, газетный сотрудник, пишущий отдел этот. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (фр. feuille – листок) – художественно публицистический, газетно журнальный жанр, основная особенность которого – остро критическое отношение к описываемому явлению, лицу. Содержит элементы сатиры и юмора. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

    - (фр. feuilleton, от feuille «лист», «листок») сатирический жанр художественно публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Термин фельетон возник в начале XIX векa. В 1800 во Франции издатель… … Википедия

Книги

  • Z о D чий против. Продолжение следует..: роман-фельетон , Валентайн, Рэйчел. Бизнес и власть в Загорске утопают в коррупции, архитекторы в невежестве, город в безликости. Архитектурный вуз города превратился в отстойник лодырей и бездарей. Вал квадратных метров и…

Когда-то газеты читали с последней страницы, на которой печатались фельетоны. Эстрадные куплетисты говорили про себя: «Что утром в газете, то вечером в куплете». Новости обсуждались, эффектные словечки запоминались. А что такое фельетон?

Кто-то скажет: «Это смешной рассказ». Другой добавит: «На злободневную тему». Третий скажет: «Это сатира». И все будут правы.

Что говорят словари

Значение слова "фельетон" в словарях определяется как публицистическое произведение малой формы сатирической направленности для газеты или журнала. Нередко он имеет иллюстрацию художника-карикатуриста. Его предок - памфлет.

Фельетон пережил несколько этапов: во времена Французской революции это была злая сатира, высмеивающая монархию и короля. Позже фельетон стал мягким юмором и подавался в виде путевых заметок. С возникновением в России юмористических журналов он принял современную форму. Из-за талантливо написанных фельетонов журналы закрывали, но выходили новые под другим названием. Эта форма литературы показала, что перо писателя может быть оружием.

Отличие от юмористического рассказа

Журналисты, пишущие в информационном стиле, хорошо знают, что означает фельетон. Они должны избегать этого жанра в своей работе. Потому что их дело - факты. Юмористы тоже знают и убирают из своих произведений фамилии, названия организаций и даты. Как в песне: «кто-то кое-где у нас порой». И только писатель с твердой гражданской позицией не станет потакать никому, бояться, как бы чего не вышло. Он работает пером, как пикой. Его проза колет и без ножа режет недостатки общества. Его цель - не вызвать смех, а высмеять. И не просто, а на основании фактов, которые приводятся в фельетоне.

Не случайно эмблемой сатирического журнала «Крокодил» выбрана фигурка крокодила с вилами. Крокодил, как известно, зубастый. Он может укусить. А если не достанет зубами, воткнет вилы в бок. Была и такая рубрика в журнале, где печатали срочный материал.

Но есть такие проблемы общества, которые настолько часто встречаются, что простым указанием одного-двух фактов не обойтись. Их тысячи, «легион имя им». Тогда применяется гротеск. Преувеличение, усиление преувеличения и полный нонсенс.

Фельетоны Ильфа и Петрова

Ильф и Петров боролись с бездушием, бюрократизмом, ханжеством. Когда такой человек получает власть, он склонен так сглаживать острые углы, что ничего не остается. Авторы пользовались приемом гротеска. Что такое фельетон, покажет их рассказ «Саванарыло». Как всегда в произведениях этого жанра, действие идет по нарастающей.

Сначала редактор долго намеками пытается убедить художника в неприличности женской груди. Художник вяло защищается. Редактор настаивает. Художник согласен уменьшить грудь, но редактор требует: «Молоденькую, без признаков!» Отвоевать бедра тоже не удалось, и, пристыженный за то, что женат, художник плетется домой.

Далее следует разговор артистки и режиссера Люцифера Марковича, недовольного ее красотой, грудью, цветущим цветом лица, стройностью и жемчужным набором зубов. Он называет это «изъянами». Впрочем, он признает за актрисой талант и советует ей сгорбиться. Для этого ассистент Сатанинский притаскивает подковы и вешает на шею несчастной. Один глаз ей завязывают черной тряпкой (очень уж глаза симметричные) и предлагает сыграть роль. Венчает действие отчет о реквизите для выступления балетных девушек: их обрядили, как Чарли Чаплина. Даже усы выдали.

Теперь авторы говорят все, что думают о таких администраторах, называя их… нет, не Саванарыло. Они сравниваются с глупой гувернанткой, что никогда не выходила на улицу - ведь там мужчины, это неприлично - под одеждой-то они голые!

Фельетоны Зощенко

Михаил Зощенко применял в своих произведениях интересный прием: его персонажи говорили живой простонародной речью. Этим они сами себя обличали, бичевали и выставляли в смешном свете. Внешне человек может казаться культурным и интеллигентным, пока не заговорит. Или пока не сделает какую-нибудь глупость, или до тех пор, пока не допустит грубость, бестактность.

Что такое фельетон, ярко показывает рассказ «Аристократка» Зощенко. Мужчина пригласил даму в театр, и в мыслях не имея угостить ее в буфете чем-нибудь вкусненьким. И когда аристократка, оттопырив пальчик, скушала три пирожных и потянулась за четвертым, кавалер закричал: «Ложи взад!» Далее следует выяснение, платить или нет за смятое пирожное. Очередь разделилась на два лагеря. Мужчина выворачивает карманы, полные барахла, при этом чувствует себя обиженным. И дает зарок никогда не встречаться с аристократками.

Действие ускоряло темп к концу рассказа. Писатель намеренно ввел в очередь таких же людей, не имеющих понятия о манерах. В результате оплаченное, но помятое пирожное съедено «каким-то дядей». Но на этом фельетон не кончается. М. Зощенко показывает читателю мысли незадачливого кавалера: «И докушал. За мои-то деньги!»

Все, кто читал или видел исполнение этого фельетона со сцены, навсегда запомнили, пережили это неловкое положение. И дама, и кавалер, и каждый человек в очереди - все хороши. И читатель не допустит это в своей жизни. Потому что фельетон учит.

Вот что значит фельетон!

Есть понятие "действенность фельетона". Это та реакция, которая последовала за его выпуском. В идеале все плохое должно быть немедленно исправлено. И так иногда бывает. Все зависит от таланта писателя и остроты темы. Если налицо настоящее безобразие - действенность должна быть высокой.

Примером того, как перо писателя-сатирика способно вносить изменения в окружающую реальность, служит фельетон А. Аграновского «Труба». Он написал его по собственным наблюдениям и на основании реальных фактов в 1967 году, и его опубликовала газета «Известия».

Сюжет сводился к тому, что десять человек почти месяц укладывали трубы. Они отказались от выходных, чтобы не тормозить работу на важной для страны стройке. Но только работа была сделана, им приказали разрезать трубы на куски и утилизовать. Вину списали на проектировщиков. Автор лично разведал все обстоятельства и выяснил, что проект три раза менялся. Пока шли работы по устаревшим планам, готовились новые, противоположные. В результате по всей стройке набралось неликвидов на миллион. Воистину сизифов труд!

После в редакцию пришло письмо - ответ на критику. Виновные были наказаны, а по вопросу увеличении стоимости объекта провели расследование. Более того, правительством был принят закон о материальной ответственности организаций.

Вот что такое фельетон!

Фельетон это художественно-публицистическое произведение сатирической направленности. Занимает промежуточное положение между газетной или журнальной статьей и малыми жанрами художественной прозы (рассказ, новелла, очерк) и поэзии (стихотворный фельетон). С публицистическими жанрами фельетон роднит острая злободневность: конкретность образов и фактов, социальная или политическая направленность; с жанрами художественной литературы - приемы художественной изобразительности. Фельетон возник во Франции, когда парижская газета «Journal des debats» в 1800 изменила свой формат за счет дополнительного листка (feuille; отсюда и название жанра), в котором первоначально печаталась разнообразная пестрая смесь, а позже - литературно-критические статьи и рецензии, часто с элементами сатиры, юмора, публицистичности. Фельетон социально-политической направленности восходит к журналистике эпохи Французской революции и связан с именами Л.Бёрне, Г.Гейне, А.Рошфора, Г.Веерта, Ф.Фрейлигарта. Чисто развлекательную функцию имел тип «маленького фельетона», созданного во Франции Ж.Жанненом, писавшим свои произведения в форме легкой беседы, бессодержательной болтовни. Возникло понятие «роман-фельетон» (Э.Сю, А.Дюма, Ч.Диккенс), когда роман печатался в газете или журнале отдельными выпусками.

Фельетон в России

В России фельетон генетически восходит к русской сатире 18 века (сатирические журналы Н.И.Новикова и И.А.Крылова, письма А.Н.Радищева, публицистика декабристов). Формирование фельетонного жанра в 19 веке связано с деятельностью Ф.В.Булгарина в газете «Северная пчела» и О.И.Сенковского (Барон Брамбеус) в журнале «Библиотека для чтения». Лучшие образцы фельетонного жанра первой половины 19 века созданы А.А.Бестужевым и А.С.Пушкиным. социально-политического фельетона с остросоциальной проблематикой был одним из ведущих в публицистике В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина; в жанре стихотворного фельетона писали Н.А.Некрасов, И.И.Панаев, Козьма Прутков (псевдоним А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых). Отчетливую политическую окрашенность фельетонный жанр приобрел в изданиях второй половины 19 века («Искра», «Гуцок», «Будильник»), в которых печатались Д.Д.Минаев, Н.С.Курочкин, Г.И.Успенский, В.П.Буренин. В 1910-е русский фельетон достиг расцвета у В.В.Розанова, В.М.Дорошевича, А.В.Амфитеатрова, А.А.Яблоновского. Существенную роль в развитии русского фельетонного жанра сыграло творчество писателей «Сатирикона» (А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи, Саша Черный) и «Нового сатирикона» (фельетонные стихи В.В.Маяковского). Русская фельетонистика 1920-х - 30-х представлена произведениями Ю.К.Олеши, М.А.Булгакова, М.М.Зощенко, В.П.Катаева, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Е.Кольцова.

Слово фельетон произошло от французского feuilleton от feuille, что в переводе означает - листок.

Фельетоны - это произведения, которые объединяют в себе художественную литературу, журналистику и сатиру. Из небольших они переросли в отдельный жанр. Как это произошло? Какие черты характеризуют фельетоны? Об этом мы и поговорим.

Возникновение понятия

Понятие «фельетон» зародилось во Франции в XIX веке и относилось к журналистике. С французского языка оно переводится как «лист», ведь именно с листа и началась история этого термина. В 1800 году газета под названием «Журналь де Деба» (Journal des débats) стала дополнять стандартные выпуски небольшими вкладышами, которые впоследствии назвали фельетонами.

Главной темой газеты была политика. Она открылась в начале Французской революции и публиковала государственные отчеты, решения, распоряжения, заявления депутатов и другие новости в этом русле. Добавочные вкладыши, наоборот, были чисты от политики. Они писались живым стилем и носили неофициальный оттенок.

Газетные фельетоны - это был способ развлечь публику, а заодно и привлечь её внимание к изданию. На вкладышах размещались объявления, загадки, стихи, рецензии на книги и театральные постановки, шарады, головоломки и ребусы.

Развитие жанра

Несмотря на то что термин «фельетон» возник после Французской революции, считается, что сам жанр зародился на век раньше. Его основателями являются и Вольтер - авторы сатирических произведений, критикующих религию и политику.

Фельетоны во французских газетах быстро перешли к подобному тону. Появившись в качестве шарад и рецензий, они быстро развились в отдельный литературно-публицистический жанр, близкий по духу Вольтеру и Дидро.

Сперва в газетных вкладышах начали появляться отрывки литературных произведений, например «Трёх мушкетёров» А. Дюма. Отсюда берет свое начало новый жанр - роман-фельетон. Он относился к беллетристике и ориентировался на массового читателя, не имея особой эстетичности и художественности.

Одновременно с этим европейские поэты и публицисты способствуют становлению политического фельетона. Он характеризуется яркой иронией и даже сатирой на тему политики и социальных проблем. Жанр укрепился благодаря Виктору Рошфору-Люсе, Генриху Гейне, Георгу Верте, Людвигу Бёрне и т. д.

Фельетон - что это? Особенности жанра

Сейчас он относится к малым произведениям и может быть представлен новеллой, очерком, стихом или рассказом. Фельетон - это жанр на границе между литературой и публицистикой. С художественным произведением его объединяет форма изложения и приемы, в то время как острота содержания отсылает к журналистике.

Для такого произведения характерна конкретика в образах и фактах, критика, ироничность. В качестве основной темы выступают злободневные проблемы общества и политика. Фельетоны - это произведения, которые обличают человеческие пороки, такие как мелочность, алчность или, например, глупость.

Фельетон иногда связывают с комическим жанром. Однако он не ставит задачи вызвать смех. Главной его целью является показать конкретное явление через высмеивание, подшучивание над ним и, быть может, заставить читателя задуматься.

Фельетоны в России

Со временем и в России появились фельетоны - это были произведения низкого уровня. В самом начале они воспринимались с негативом, сравнивались с желтой прессой и некачественными дешёвыми изданиями. К 20-м годам XIX века отношение к ним стало меняться. Так, появились фельетоны Барона Брамбеуса с критическими высказываниями о бездарной и пошлой литературе.

Острыми заметками отличились Александр Пушкин, Добролюбов, Бестужев, Салтыков-Щедрин, Панаев, Некрасов. Жанр постепенно приобретал популярность. Фельетоны размещались в журнале «Крокодил», «Искра», «Будильник». Особую идейность и остроту они приобрели во время революции.

В начале XX века с этим жанром работали Дорошевич, Яблоновский. Борис Егоров и Семен Нариньяни даже выпустили отдельные книжные издания. В «Новом сатириконе» Маяковский опубликовал свои фельетоны-гимны («Гимн взятке», «Гимн ученому и др.).

Урок литературы «Фельетон как литературный жанр» - это проблемно-диалогический урок открытия нового знания.

В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, решение которой приводит к задуманному результату: ученики самостоятельно формулируют проблему урока в виде вопроса, намечают цели и задачи своей деятельности.

После этапа актуализации ранее полученных знаний, выполнения ряда заданий по изученному материалу обучающиеся, распределённые по группам, начинают работать с разными источниками информации с целью поиска необходимых новых сведений для решения проблемы. Каждая группа получает задание проблемного характера, которое нацеливает учеников на частично поисковую, исследовательскую деятельность.

Первая группа (историки) изучает происхождение и историю фельетона, 2 группа (литераторы) осваивает признаки и виды фельетона как жанра, 3 группа (стилисты) отыскивает в тексте примеры создания комического в фельетоне, 4 группа (биографы) готовит рассказ об авторах фельетона И.Ильфе и Е.Петрове, 5 группа (писатели) сочиняет фельетон по данному началу.

Учитель организовывает работу с текстом, таблицами, схемами, рисунками, используя возможности мобильного компьютерного класса с Wi-Fi. На уроке обучающиеся с помощью персональных компьютеров – нетбуков, работая в паре и индивидуально с шаблонами, материалами словарей и энциклопедий, готовят и презентуют новый учебный материал.

Реализация на уроке технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей способствовала развитию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных УДД обучающихся.

Сценарий урока литературы в 6 классе

Форма: изучение нового понятия «фельетон».

Тема урока «Что такое фельетон?» записана на доске, но закрыта от обучающихся.

I. Мотивация к уроку. Оргмомент.

Сегодня у нас много гостей, и это неудивительно, ведь мы находимся в лаборатории открытий. Для работы нам понадобятся рабочие листы, которые мы будем заполнять в течение урока. Расширенную информацию нам помогут узнать группы экспертов, у которых на партах стоят нетбуки.

Эпиграф к уроку:

Это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги на воде.
Михаил Кольцов

Какой камень, дающий широкие круги по воде, имеет в виду автор эпиграфа Михаил Кольцов?

Можете предположить, что это за слово? (Пока нет.)

II. Актуализация знаний. Проверка выполнения индивидуального домашнего задания.

Великая сила - спорт! Он дарит радость и удовольствие, помогает справиться с трудностями, обрести веру в себя. Интерес к спорту объединяет всех ребят в классе, есть у нас и любимые виды спорта, и достижения. Об этом расскажут те ребята, кто готовил индивидуальное домашнее задание.

2 учащихся предъявляют мини-презентации и рассказывают о любимых видах спорта и об участии класса в президентских соревнованиях в прошлом учебном году.

III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений. Словарная работа.

Запишите слова:

бадминтон, биатлон, клеветон, скелетон, триатлон, фельетон.

Что общего у этих слов? Чем они различаются? Кратко объясните значение этих слов.

(На доске прикрепляются фотографии видов спорта (бадминтон, триатлон, биатлон, скелетон.)

Это виды спорта: бадминтон - англ. яз., от имени собств. - игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток, стремясь, чтобы он упал на поле противника. Соперничают два игрока или две пары игроков. Входит в программу летних Олимпийских игр с 1992 года.

Биатлон - от латинского bis - дважды и греческого ’άθλον - состязание, борьба - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

Скелетон - англ. skeleton, букв. - скелет, каркас - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух заездов.

Триатло́н - вид спорта, зародившийся во Франции в 30-х годах 20 века, включает в себя три вида спортивных состязаний: плавание, велогонку и бег по шоссе. Стандартная «Олимпийская дистанция» 1.5 км/40 км/10 км. Это вид летних олимпийских игр.

(Слово «клеветон» образовано от слова клевета - авторское слово писателя Николая Лескова.)

(Слово «фельетон» пока неизвестно!)

IV. Формулирование цели, темы урока. Выбор пути решения проблемы.

Какой возникает вопрос?

(Что такое фельетон?)

Какая тема урока?

(Фельетон как литературный жанр.)

Запишем тему в рабочем листе. Фельетон - это и есть тот самый камень, о котором так образно сказал писатель Михаил Кольцов.

Литература

1. Журбина Е. И. Искусство фельетона. – М., 1965.

2. Заславский Д.И. Газетные жанры. – М., 1955.

3. Развивайте дар слова: факультатив. курс "Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 кл.)": пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение. 1990.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - 4-е изд., испр. – М., 1977.

5. Русская советская сатирико-юмористическая проза: рассказы и фельетоны 20-30-х годов. – Л., 1989.

6. Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. ЧАСТЬ III фельетон/ http://www.textfighter.org/text3/88_feleton_tolko_zhanr_40.php

7. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.

8. Суконцев А. А. До и после фельетона. – М., 1989.

9. Цыганов О. В. Режиссура газетного номера. – М., 1968.

10. http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2637

11. http://www.kakprosto.ru/kak-41582-kak-napisat-feleton



Кадры