Тест на профориентацию джона холланда пройти онлайн. Тест Холланда на определение профессионального типа личности. Теперь ключ к тесту на профориентацию

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

Реалистический тип (Р)

Интеллектуальный тип (И)

Социальный тип (С)

Конвенциальный тип (К)

Предприимчивый тип (П)

Артистический тип (А)

Инструкция : "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

Ключ к тесту

Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.

Таблица «Типы профессиональной направленности личности»

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

Тест Д.Голланда

Фамилия, имя ____________________________________________________________ класс _____________

инженер-техник

инженер-контролер

гидролог

ревизор

вязальщик

санитарный врач

зоолог

зоотехник

повар

наборщик

математик

архитектор

фотограф

зав. магазином

работник ИДН

счетовод

чертежник

дизайнер

учитель

милиционер

философ

психиатр

воспитатель

художник по керамике

ученый-химик

бухгалтер

экономист

заведующий отделом

редактор научного журнала

адвокат

корректор

критик

лингвист

переводчик художественной литературы

завхоз

директор

педиатр

статистик

радиоинженер

специалист по ядерной физике

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

водопроводчик

наборщик

спортивный врач

фельетонист

агроном

председатель сельхозкооператива

нотариус

снабженец

закройщик-модельер

декоратор

перфоратор

карикатурист

археолог

эксперт

политический деятель

писатель

работник музея

консультант

садовник

метеоролог

ученый

актер

водитель

медсестра

логопед

стенографист

инженер-электрик

секретарь-машинистка

врач

дипломат

маляр

художник по металлу

главный бухгалтер

директор

биолог

главный врач

поэт

Психолог

телеоператор

режиссер

архивариус

скульптор


Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей ..

1 этап

Инструкция: Вам необходимо как бы "примерить" на себя шесть ут­ верждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.

Абсолютно верно

Скорее верно

Неверно

Не знаю

Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься кон­ кретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую кон­ кретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двига­ тельных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь рабо­ ту, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует ра­ бота, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интерес­ на эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.

Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютер­ ных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кру­ гом обязанностей. Она может быть связана с обработкой ин­ формации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.

Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочита­ ешь работу, дающую относительную свободу, самостоятель­ ность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, во­ ли, умения брать ответственность на себя.

Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческо­ го самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (ху­ дожественных, литературных, музыкальных).

2 этап.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей). Ря­ дом с названием профессии в скобках стоит код. В бланке отве­ тов, напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+". Подсчитай количество плюсов в каждой строке. Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия соци­ олога. Код этой профессии - 2. Значит, в бланке ответов в гра­ фе "код профессий" надо поставить "+" рядом с цифрой 2. Если содержание профессии не совсем понятно, пользуйся словарем профессий на с. 40-49.

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов


Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) - Священнослужытель(З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (з) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Макси­ мальное количество плюсов указывает на принадлежность к од­ ному из шести профессиональных типов.

/. Реалистический тип

Профессионалы данного типа склонны заниматься кон­ кретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый ре­ зультат деятельности. Способности к общению с людьми, фор­ мулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, эле­ктрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и дру­ гие профессии, которые предполагают решение конкретных за­ дач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Об­ щение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный тип

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склон­ ны ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими спо­собностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-иссле­ довательского направления: ботаник, физик, философ, про­ граммист и другие, в деятельности которых необходимы творче­ ские способности и нестандартное мышление. Общение не яв­ ляется ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, кор­ректор и другие, направленные на обработку информации, пре­доставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип лично­ сти. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ак­тивны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопе­ реживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способно­ стями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержа­ нием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведе­ ния и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обуче­ ние, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Артистический тип

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и уме­ ют общаться.

Таких методик очень много, особенно активно они разрабатывались и внедрялись в США, где профессиональному и карьерному консультированию издавна уделяется повышенное внимание. Рекомендую следующие тесты, имеющиеся в свободном сетевом доступе:

    Тест Дж. Голланда (или Холланда) на определение профессионального типа личности. Голланд полагал, что существует шесть типов людей, при этом каждому типу соответствует своя специфическая область профессиональной деятельности (например, реалистический тип личности склонен к действию, а не размышлению, обладает выраженной физической силой и ловкостью, предпочитает работу с "реальным", то есть видимым результатом - строительство, стоматология, ремонт, конструкторские работы и т.д.). Тест не большой и его можно пройти, например, здесь - jobs.ua

    Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (справка: доктор психологических наук, выдающийся отечественный специалист в области психологии труда). Опросник Климова широко используется для профориентации подростков и взрослых людей. Описание методики, сценарий её прохождения и интерпретация результатов здесь - vsetesti.ru

    Тест карьерных ориентаций Э. Шейна (справка: известный американский психолог, исследователь организационной культуры). Тест определяет не столько профессиональные наклонности, сколько личностную мотивацию и цели в трудовой деятельности. По мнению Шейна, существует девять основных профессиональных ориентаций (например, предпринимательская ориентация - создание новых рабочих мест, товаров, услуг и т.д.,то есть карьера бизнесмена). Тест успешно переведен и адаптирован российским психологом В.А. Чикер. Ловите здесь - psytests.org

    Проективные тесты - "EOF" ("E - Эксплуататор, O - трудяга, F - бездельник") и тест "Круги и линии". Очень любопытные, простые в прохождении и парадоксальные в интерпретации тесты. Не буду долго описывать суть и методику этих тестов, сразу направляю по ссылкам. Тест EOF (azps.ru) и тест "Круги и линии" (samorazvitie.net). Внимательно читайте инструкции, не торопитесь, заранее вооружитесь карандашом и листком бумаги - нужно будет рисовать!

    Соционический тест. Молодая наука соционика справедливо подвергается критике за спорность своих теоретических и методологических посылок, однако она может оказаться небесполезной в сфере профориентации. Вы можете достаточно быстро и легко определить индивидуальный соционический тип (всего их 16), что, в свою очередь, позволит уточнить собственные профессиональные наклонности (например, социотип "Есенин" - хорош в литературной и артистической деятельности, а "Робеспьер" - продуктивен в научно-исследовательской). Тест на определение соционического типа здесь - socionika.info

Помните, ни одна из перечисленных методик не может рассматриваться как абсолютно объективная, единственная и исчерпывающая. Пробуйте разнообразные подходы, варьируйте. Если возникнут трудности и сомнения - смело обращайтесь за помощью к профессиональным карьерным консультантам и психологам. Это очень здравое и современное решение!

В основе теста лежит теория профессионального выбора американского профессора Дж. Холланда (Голланда). По его мнению, успех в профессиональной деятельности прямо зависит от соответствия типа профессиональной среды и типа личности, а поведение человека обуславливается не только личностными особенностями, но его окружением. Соответственно люди стремятся найти такую профессиональную среду, которая наиболее подходит имеющемуся типу личности. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда, по задумке автора, позволяет соотнести склонности и способности с различными профессиями для выбора наиболее подходящей.

На основе интересов и ценностных ориентаций Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности:

Реалистический тип личности — направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов.

Интеллектуальный тип личности — все профессии, которые так или иначе задействуют умственный труд, аналитические способности, рационализм и оригинальность мышления.

Социальный тип личности — профессии, связанные с взаимодействием с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование.

Офисный (Конвенциальный) тип личности — обработка и систематизация информации в виде текста, чисел, формул, ведение документации.

Предпринимательский тип личности — активные профессии с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения, риском и отсутствием однообразия и монотонности. Часто требуют большого количества энергии, организаторских способностей и развитых коммуникативных навыков.

Артистический тип личности — оригинальные, независимые от общественного мнения люди с необычным взглядом на жизнь. Отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, предпочитают профессии из мира искусств: литература, театр, кино, изобразительное искусство.

В чистом виде профессиональные типы встречаются довольно редко и обычно можно диагностировать только преобладающие из них.

Тест на профессию Дж. Холланда подходит как для школьников, так и для взрослых людей.

Данный вариант теста на профориентацию Холланда представляет собой интерпретацию и адаптацию американского варианта психологом-профконсультантом Г.В. Резапкиной.

Инструкция к опроснику Холланда

Вам будет предложено 30 пар различных профессий, в каждой из которых необходимо выбрать одну наиболее подходящую. Старайтесь не думать долго над ответами, отмечайте ту профессию, которая показалась более интересной с первого взгляда.

Время прохождения теста : около 5 минут.

Результат теста будет доступен сразу после ответа на все вопросы и представляет собой описание наиболее подходящих типов личности по классификации автора с предлагаемыми профессиями и ссылками на их подробное описание в

С помощью данного тестирования вы сможете понять, к какому типу личности в большей степени относитесь, какими качествами обладаете и какие нужно развивать, поймете в какой сфере искать себя - какие профессии подходят именно Вам.


Инструкция: Выберите в каждой строке ОДНУ из 2х профессий, которая Вам больше нравится, на которой Вы бы с бОльшим интересом работали. Цифру рядом с профессией советуем выписывать себе на листок, чтобы было удобней подсчитывать итоговые результаты.


Теперь посчитайте, сколько раз Вы выбрали цифру 1, цифру 2, цифру 3, цифру 4, цифру 5 и цифру 6.


Под каждой цифрой имеется в виду особый профессиональный тип. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.


Однако помните, что в чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко - обычно можно говорить только о преобладающем типе личности.

  • Если Вы набрали большее количество цифры 1, то в Вас преобладает тип "Р"— реалистический тип.
  • Цифра 2 - "И" - интеллектуальный.
  • Цифра 3 - "А" - артистический.
  • Цифра 4 - "С" - социальный.
  • Цифра 5 "П" - предприимчивый.
  • Цифра 6 "О" - офисный.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Реалистический (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип - социальный.

Профессиональная среда: техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации.

Примеры конкретных профессий: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Профессиональная среда: наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.

Примеры конкретных профессий: физик, биолог, программист и др.

3. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Профессиональная среда: изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Примеры конкретных профессий: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

4. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Профессиональная среда: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Примеры конкретных профессий: врач, педагог, психолог и т.п.

5. Предприимчивый (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: интеллектуальный.

Профессиональная среда: решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Примеры конкретных профессий: бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

6. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Профессиональная среда: экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных. Примеры конкретных профессий: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.



Кадры