Проект проанализированный методом 6 шляп. Кому подойдет черная шляпа? Кому подходит данный метод

Метод «6 шляп мышления Эдварда Де Боно» позволяет рассмотреть задачу под разными плоскостями, с разных точек зрения. Также, за счет практики переключения между разными типами восприятия, тренируется гибкость мышления, способность организовывать свою мыслительную деятельность и преодолевать творческий кризис описанным нестандартным способом!

План действий

Вариант 1. Один или несколько человек
1. Сформулировать задачу, проблему.
2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Описание шляп дано ниже по тексту. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы.
3. Подвести итог проделанной работы.

Вариант 2. Участвуют несколько человек
В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.

Замечания (описание)

Этот метод предложен доктором Эдвардом Де Боно , известным исследователем в области особенностей человеческого мышления. Эдвард Де Боно внёс значительный вклад в разработку и систематизацию креативных методик мышления. Метод «шесть шляп» является, по сути, модифицированной техникой мозгового штурма. В то же время очень удачной и продуктивной модификацией.

В чём заключается метод «6 шляп мышления»?

В методе дано описание шести способов (или особенностей) мышления . Каждый способ мышления характеризуется своим восприятием.

Человек поочередно примеряет на себя шляпы и старается мыслить таким способом, который описан для этой шляпы. Разумеется, вам не обязательно иметь под рукой настоящие шляпы разного цвета – достаточно использовать 6 маленьких кружочков бумаги, раскрашенных в соответствующие цвета . Пусть эти кружочки и символизируют 6 шляп, а соответственно и шесть способом мышления.

Итак, какие это шляпы (способы мышления)?
Белая шляпа – рациональный способ мышления. Вы сосредотачиваетесь на информации, которая есть у вас относительно вашей задачи. Если у вас на голове эта шляпа – спросите себя: «А какая информация нам еще нужна для решения задачи?»

Красная шляпа

— это шляпа эмоций и чувств. Надевая эту шляпу вам надо почувствовать те эмоции, которые возникают у вас при соприкосновении с задачей. Что у вас пробуждается внутри, когда вы слышите о задаче: страх, гнев, беспокойство, лень, смех, возбуждение, стыд? Если вы сможете быть предельно искренними на этом этапе, то вы сможете включить интуитивный компонент своего мышления.

Желтая шляпа

– шляпа хорошего, позитивного настроения. Для того чтобы решить задачу, а главное найти эффективное и полезное решение, нужен энергетический заряд. Вам необходимо настроиться на позитив. Даже если задача вызывает у вас негативные, пессимистические ощущения – постарайтесь найти позитивную сторону в происходящем. Итак, решаем задачу в этой шляпе бодро, весело и с энтузиазмом.

Зеленая шляпа

– самая весёлая из всех шляп!. Это шляпа шута, человека который умеет развеселить всю компанию. Также эта шляпа выдает самые оригинальные, нелепые, смешные и творческие идеи. Здесь вы можете совершенно освободить ваш поток фантазии!

Черная шляпа

– шляпа критика. Находясь в позиции черной шляпы вы надеваете на себя маску пессимиста. Такой человек способен критически оценивать предлагаемые решения. Только он сможет отсеять из горы мусора и обнаружить в этой горе золотой слиток! Критически оценивать решения черной шляпе помогают ум, обширные знания, скрупулезность в оценке и, разумеется, соответствующий критический настрой. Обратите внимание, что черной шляпы (если в обсуждении принимают участие несколько человек) достаточно одной. Также черную шляпу желательно «выпускать в бой» ближе к завершению обсуждения, чтобы успело накопиться достаточно вариантов решения задачи, среди которых ей и придется искать самое ценное.

Синяя шляпа

– это человек, который организует процесс обсуждения задачи. То есть – это организатор (координатор) сессии мозгового штурма. Он – раздаёт шляпы участникам, выбирая кому- какую шляпу надеть. Выбирает последовательность «появления» шляп на сцене. Начинает и подводит итоги в конце обсуждения.

Как применять технику креативности

Использовать метод вы можете в любой ситуации, где для поиска решения надо хорошенько поразмыслить. Области применения могут быть совершенно любые – наука, обучение, творчество, бизнес, программирование. Уверяем вас, что рассмотрение ситуации с разных сторон в любом случае улучшит ваши шансы на то, что задачу вы сможете решить максимально эффективно.

Ссылки, библиография

Литература по методу «6 шляп мышления»

Давайте поговорим о креативе в fashion-индустрии и наоборот. Каждому креативному человеку нужны вещи, как минимум - шляпа (а не трусы, как вы возможно подумали). А лучше, когда шляп 6, 7 или 8. Смотрим клип, проникаемся, читаем и действуем.

Креативный мир с шляпами связывает очень многое. Это и головной убор креативщика, и хранилище магических предметов, и червоточина , если надо сгонять туда-обратно, и много ещё чего. Вспомните хотя бы кролика, которого фокусник достаёт из своего цилиндра - уверен, вы никогда не думали, что цилиндр - это постоянный домик кролика… и голубя?!

Сегодня хочу рассказать про метод шести творческих шляп Эдварда де Боно , но подумал, что тему шляп расширю двумя ранее неизвестными, де Бонусными. Их можно рассматривать как обособленные методы развития креативности, а можно и в составе метода де Боно.

Введение

Эдвард де Боно предложил использовать разделение процесса мышления на 6 ролей: учёный-аналитик, художник, оптимист, критик, креативщик, руководитель . Решение в методе рождается в столкновении мнений, в дискуссии и здравой полемике.

Белая шляпа учёного-аналитика - режим фокусировки внимания на всей информации: – которой мы обладаем: факты и цифры; – которой у нас нет: где и как её раздобыть.

Красная шляпа художника - режим эмоций, чувств и интуиции. Высказывает все интуитивные догадки, делится эмоциями. Важно быть честным с собой и другими шляпами.

Желтая шляпа оптимиста - режим позитива. Думает только над преимуществами, выгодами и перспективами идеи, какой бы «никакой» она не казалась. Важно выявить все скрытые положительные возможности.

Черная шляпа критика - только критика, только хардкор: максимальная осторожность, кругом риски и тайные угрозы, везде подводные камни. В этой шляпе родился параноидальный пессимист.

Зеленая шляпа креативщика - режим творчества и креативности. Генерируйте новые идеи, модифицируйте старые, воруйте и улучшайте чужие наработки, не брезгуйте абсурдом и провокациями, ищите альтернативы.

Синяя шляпа руководителя - в руках только процесс: модерируйте, формулируйте цели и аудитории, определяйте KPIs, выявляйте «боли», ведите документацию, подводите итоги, делайте выводы, управляйте проектом.

Правила и как это работает

Самый главный - модератор, он же - синяя шляпа. Рассказывает про метод, знакомит с задачей, не допускает, чтобы участники скатывались в треш-шапито или булщит-бинго. Записывает всё сказанное, суммирует полученные результаты, подводит итоги.

Например, вы арт-директор «ММАМ», на вас синяя шляпа, вы ставите задачу: «Через дорогу от нас открылся конкурирующий музей современного искусства «ППАП», на открытие они привезли все работы Дамьена Хёрста и его самого голого в стеклянном кубе, поставили на входе, сделали бесплатный вход по вторникам и четвергам с 8 до 9 часов утра… Что же нам теперь делать?!».

Есть два варианта этого метода:

1. последовательный (все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди высказываются, затем цвет шляпы меняется);
2. параллельный (каждый участник надевает случайную шляпу, или шляпу - противоположную своему темпераменту, и проблема запускается в обсуждение со всеми ролями).

В последовательном варианте порядок примерки шляп не играет особой роли, однако, есть логичные последовательности, а есть абсурдные. Я - за логику:

В параллельном варианте лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они НЕ соответствовали типажу человека. Чёрную отдайте оптимисту, жёлтую - критику, красную - тихоне, а потом всем по-очереди, зелёную ни за что НЕ отдавайте вашему креативщику! Миксуйте, но не взбалтывайте. Такой подход откроет новые возможности.

Инструменты, обстановка

  • Шесть шляп (можно и больше, см. «альтернативы»)
  • Тихая комната с маркерной доской, печеньками и чаем
  • Время, достаточное для проведения одной сессии (2 часа минимум)
  • Выключенные телефоны
  • Хорошее настроение, даже если задача про «всё плохо, срочно надо что-то делать!»

Кого пригласить с собой?

Как минимум ещё 5 человек, таких же модников, как и вы.

Плюсы

  • Делает умственную деятельность красочной и интересной
  • Разносторонний! Уделяет внимание всем аспектам: факты, эмоции, генерация свежих идей, критика
  • Возможность прийти к согласию с собеседником
  • Вовлечение разных темпераментов без дискомфорта, говорит от имени цветной шляпы
  • Концентрация мышления
  • В итоге - неординарные и инновационные мысли и идеи

Минусы

  • Главный минус - сложность технологии, для освоения необходимо время. С первого раза можно и не получить удивительных результатов
  • Внедрение на предприятии проблематично, большинство отечественных предприятий не готовы внедрять коллективные методики, требующие личной вовлеченности
  • Серьезность восприятия непосредственно коллективом. Зачастую этот метод считают «детским», отказываясь примерять цветные шляпы. «Ну не клоун я!».

Ещё две шляпы и одна игра

Седьмая шляпа, прозрачная - человека-скотч для параллельного режима. Должен выбрать одного человека, который будет молчать в ходе одного цикла обсуждения, как будто у него заклеен скотчем рот. Зачем это нужно? Человек, речь которого заблокировали на один цикл может высказываться альтернативно: в танце, в пантомиме, рисунком, телепатически - это наводит на новые мысли.

Восьмая шляпа, самобранка - это не режим, а реквизит. Накануне креативной сессии, участники получают задание принести от 3 до 5 небольших предметов из дома, гаража, дачи, магазина. Предметы передаются модератору до начала сессии. Он складывает их в непрозрачную ёмкость с широким горлом, например в шляпу. Каждый цикл обсуждения модератор вправе вытащить один случайный предмет и передать его любому участнику. Получивший предмет должен начать/продолжить свою речь с названия этого предмета и способа его использования при решении обсуждаемой задачи.

В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Принцип метода шести шляп

Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

Что влияет на принятие решения

Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

  1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
  2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
  3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

Шляпы, которые думают

Кому подходит данный метод?

В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

Примеры ситуаций:

  • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
  • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
  • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
  • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
  • Далее следует примерить шляпу черного цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
  • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
  • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
  • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
  • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

Применение метода в школьной программе

Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

  1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
  2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
  3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
  4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.


Книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — уникальная работа одного из самых ярких специалистов в области творчества. Она рассказывает об эффективном способе , которым могут пользоваться и взрослые и дети. Под шестью шляпами понимаются разные способы мышления: критический, оптимистичный и другие. Суть изложенного в книге метода заключается в «примерке» каждого из головных уборов и обучению размышлению с разных позиций. Кроме того, приводятся практические рекомендации на тему того, когда какое мышление эффективно и где его можно применять, чтобы выходить победителем из любой интеллектуальной схватки.

Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.

Об Эдварде де Боно

Эдвард де Боно – известный специалист по и философии, человек, имеющий несколько докторских степеней по медицине. Работал в университетах Гарварда, Лондона, Кембриджа и Оксфорда.

Наибольшую известность Эдвард де Боно приобрёл после того как сумел доказать, что творчество представляет собой одну из необходимых характеристик в самоорганизующихся информационных системах. В своей работе 1969 года «Принцип действия ума» показал, что нейронные сети мозга оказывают формирующее воздействие на ассиметричные паттерны, которые являются основой восприятия. Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов .

Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»

Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.

Введение

Синяя шляпа

Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.

Четыре типа использования шляп

Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь , произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.

При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности . Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.

Не будет лишним заметить, что метод «Шесть шляп мышления» используют в своей работе такие компании как «DuPont», «Pepsico», «IBM», «British Airways» и другие.

Четыре типа применения шести шляп:

  • Надеть шляпу
  • Снять шляпу
  • Сменить шляпу
  • Обозначить мышление

Правила метода

В условиях коллективного применения метод «Шесть шляп мышления» основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и обозначает требуемую решения задачу, к примеру: «Наши конкуренты предложили нам партнёрство в сфере… Что делать?».

Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.

Можно, к примеру, попробовать сделать так:

Обсуждение темы начинается с белой шляпы, т.к. собирается вся имеющаяся информация, цифры, условия, данные и т.п. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе (чёрная шляпа), и а даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки тоже могут существовать – их-то и требуется отыскать. После этого требуется найти все положительные особенности (жёлтая шляпа).

Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.

Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.

В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.

Метод «Шесть шляп мышления» может быть применён и несколько иначе: каждый из участников может быть в разной шляпе, в процессе. Но в такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы не подходили под типаж участников. К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – генератор идей и т.п. Это позволяет участникам максимально раскрыть свой потенциал.

Естественно, метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции.

В заключение

Более подробно узнать о том, как используется методика Эдварда де Боно, а также изучить все без исключения её особенности вы сможете, прочитав замечательную книгу «Шесть шляп мышления». Будьте уверены, что после её прочтения ваша личная продуктивность максимально возрастёт.

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам- членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Эдвард де Боно

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

В позе мыслителя и думать сподручней

Что до меня, я совершенно убежден в том, что один из двух подлинников роденовского «Мыслителя» находится в Буэнос-Айресе, на площади, расположенной перед зданием парламента. По крайней мере, в этом нас заверял экскурсовод, рассказывая о навсегда замершем в задумчивой позе творении, отлитом в бессмертной бронзе.

Но в качестве факта подобное утверждение можно считать ложным сразу по нескольким соображениям. Данная скульптура не может быть подлинником уже потому, что двух подлинников не бывает. Наверное, экскурсовод просто ошибся. И значит, подлинник не мог находиться напротив здания парламента. Экскурсовод ввел меня в заблуждение. Так для чего мне понадобилось останавливаться на том, что вовсе не заслуживает



Кадры