Open Library - открытая библиотека учебной информации. Правовое положение финансово-промышленных групп

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.

Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.

Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн - объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Причины возникновения ФПГ вскрыл ещё Рудольф Гильфердинг (австрийский и немецкий марксист, лидер социал-демократии и политический деятель Германии), описывая процесс слияния банковского и промышленного капитала, и образования финансового капитала.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) могут организовываться в виде:
- объединения основного и дочернего обществ;

Совокупности юридических лиц, подписавших договор о создании соответствующего объединения и учрежденной ими центральной компании.

Требованиями к ФПГ являются:
- над фирменное образование, имеющее в составе юридически самостоятельных субъектов;
- наличие финансовой составляющей;
- реальный контроль центрального субъекта и проведение единой стратегии.

Состав участников ФПГ определяется принятой ею стратегий. Последние могут быть предприятиями любой формы собственности, имеющими организационно-правовую форму ОАО, ЗАО, ООО и пр., а также холдинги, материальные активы которых более 50%. Большинство участников ФПГ в России - частные предприятия, объединившиеся на основе вертикальной интеграции разной отраслевой принадлежности.

Договор о создании ФПГ должен содержать следующие условия:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения ФПГ,

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

Ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией , которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.



Основными функциями центральной компании ФПГ являются:

Представительство от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

Ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;

Подготовка ежегодного отчета о деятельности ФПГ;

Выполнение в интересах участников ФПГ отдельных банковских операций в соответствии с законом о банках и банковской деятельности и т. д.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Исходя из сущности ФПГ обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование ее создания (в т. ч. государственная регистрация), деятельности и ликвидации ФПГ осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ. Для регистрации ФПГ в частности представляются:

Заявление;

Договор о создании ФПГ;

Копии свидетельств о регистрации, учредительных документов;

Согласие собственника имущества государственного и муниципального унитарных предприятий;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Организационный проект (пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.)



Разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения разного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция банковского и промышленного капитала - характерная особенность и объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения. Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы "Дойче Банк", "Дрезднер Банк", "Коммерц Банк"). Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах. Во Франции - это мощная нефтяная группа "Компани франсэз де петроль", нефтяная компания "Эльф-Акитен", в автомобилестроении -частная "Пежо" и государственная "Рено".

В Японии выделяют два уровня группирования: киге сюдан (сюданы) и киге гуруппу (или кэйрэцу). Основное их отличие заключается прежде всего в характере деятельности финансово-промышленных объединений и системе связей. Сюданы - это универсальные межотраслевые комплексы, объединяющиеся вокруг соответствующего банка и торговой фирмы. Связи между участниками сюдана скрепляются системой перекрестного владения акциями, перекрестным директоратом и т.д.. В числе первого уровня необходимо в первую очередь назвать такие финансово-промышленные объединения Японии, как "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Фуе" ("Ясуда").

Киге гуруппу (кэйрэцу) представляют собой объединения преимущественно вертикального типа. В структуре кэйрэцу между головной (материнской) компанией и входящими в состав объединения предприятиями существуют различные виды связей, основа которых -производственный профиль материнской фирмы.

В современной России процесс формирования финансово-промышленных объединений, в том числе ФПГ, находится в стадии своего становления. Можно говорить о создании в Российской Федерации крупнейших холдингов, ФПГ и альянсов коммерческих банков. Например, в состав нефтегазового конгломерата входят Национальный резервный банк, Газпромбанк, КБ "Империал", РАО "Газпром", нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", внешнеторговое объединение "Газэкспорт" и т.д.

По оценкам президента ассоциации финансово-промышленных групп России О.Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, но за ней скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.

На банковском рынке происходит также концентрация и централизация банковского капитала. Быстрый рост группы банков, занимающих сильные позиции, наблюдается в Москве. Такое положение сохранится. Так, исторически Лондон является важнейшим финансовым центром.

Рост капиталов московских банков привел к расширению сферы их интересов как внутри России, так и за ее пределами. Например, КБ "Российский кредит" имеет дочерние банки в Киргизии, Туркмении, Грузии, Азербайджане. В обозримом будущем формирование финансовых объединений в России может завершиться и в виде семейных групп. Пока для этого завершения не наступил благоприятный момент.

В литературе (преимущественно экономической) отмечается положительный опыт становления и развития ФПГ в Южной Корее. В частности, на этапе становления рыночной экономики Южная Корея жестко закрыла свой рынок, создавая крупные структуры, с помощью которых завоевывала место на внешнем рынке. Что касается России, то здесь, напротив, наблюдается ничем не обоснованная открытость отечественной экономики для иностранных поставщиков (изготовителей).

Кроме того, используемые в Южной Корее авторитарный стиль руководства, патронаж государства, система государственных льгот близки и понятны российской экономике и политическому истеблишменту. Характерные черты восточной модели управления в большей степени соответствуют не только природе нашего общества, но и русскому менталитету. Весьма интересная и продуктивная мысль!

Законодательство о ФПГ. Вместе с тем проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон "О финансово-промышленных группах", который устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Сейчас в данной сфере действуют и другие подзаконные акты. Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 48 утверждена специальная Программа содействия формированию финансово-промышленных групп, подписан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" <3>. Ряд важных постановлений Правительства РФ был принят по тем или иным вопросам создания и организации деятельности ФПГ. К их числу относятся: Постановления от 23 мая 1994 г. N 508 "О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации" <4>, от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации" <5>, от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленных групп" <6>. Данный перечень ограничен.

В числе ведомственных актов надо назвать письмо Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 "О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний". В нем определяется статус ФПГ, взаимоотношение групп и холдингов, концернов, союзов, ассоциаций и других объединений.

Закон о ФПГ, несмотря на свою "молодость", уже стал предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В.Д. Рудашевский, автор замечательной статьи по рассматриваемой проблеме, справедливо отмечает, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов РФ и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имеются и конкретные пробелы и недостатки Закона, а это служит основанием для продолжения работы над совершенствованием и самого Закона, и принятых во исполнение отдельных правовых актов.

Мы согласны с мнением о том, что в условиях переходного периода такой Закон о ФПГ необходим. Российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится "зарегулировать" статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. На наш взгляд, надо продолжить работу над совершенствованием Закона о ФПГ с определением его места в системе российского законодательства. Пока что Закон о ФПГ (равно как и законодательство о финансово-промышленных группах) стоит изолированно в действующем законодательстве. Ни ГК РФ, ни законы о хозяйственных обществах не называют ФПГ в качестве субъектов права.

Понятие и виды ФПГ. В Законе (ст. 2) дается определение понятия ФПГ, которое существенно отличается от определения, содержавшегося ранее в Указе Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096. ФПГ определяется как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих намерений.

Идея создания ФПГ не нова. ФПГ формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала и т.д. Иначе говоря, в рамках ФПГ происходит объединение финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала региона, отрасли, страны. ФПГ - это финансово-промышленная олигархия, которую в свое время критиковали известные классики.

Из легального определения ФПГ следует, что группы организуются либо в виде холдинга (основная компания и дочерние общества), либо через систему участия, при которой участники ФПГ на основе договора объединяют свои материальные и нематериальные активы полностью и частично. Такой вывод заслуживает внимания в контексте сравнения ФПГ с холдингом. ФПГ может быть смоделирована по типу холдинга.

ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц. Юридическими лицами являются участники ФПГ, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками (ст. 11 Закона о ФПГ).

На наш взгляд, использование в Законе о ФПГ словосочетания "совокупность юридических лиц" нельзя рассматривать как некую ошибку законодателя. ГК РФ не содержит каких-либо положений, регулирующих статус ФПГ. Вопреки мнению А.Г. Мовсесяна, разрешенная ГК РФ форма ассоциаций и союзов не дает возможности для интеграции банковского и промышленного капитала. С точки зрения ГК РФ (ст. 121) коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Причем ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями со статусом юридического лица. По этой причине ряд ученых-юристов справедливо считают, что ФПГ не вписывается в действующую систему юридических лиц.

Статус ФПГ весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории "юридическое лицо". Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица. Прорыв в этом направлении сделан. В силу п. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду (в случаях, предусмотренных федеральными законами) подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами. В частности, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд, обладают процессуальными правами и обязанностями лиц, участвующих в деле (ст. 40, 41 АПК РФ).

Гражданский кодекс не признает ФПГ в статусе юридического лица, т.е. субъекта гражданского права. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере действия норм других отраслей права. Закон о ФПГ (ст. 13) предусматривает возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса для участников ФПГ в случаях и порядке, установленных законодательством РФ. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ определяется Правительством РФ. Как отмечалось ранее, по этому вопросу было принято Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24. Кроме того, Закон не исключает признания в дальнейшем налоговой правосубъектности за финансово-промышленными группами. Однако Налоговый кодекс РФ не рассматривает ФПГ в качестве консолидированного налогоплательщика, хотя группы обладают необходимой организационной и имущественной обособленностью. Причины здесь разные.

Одна из основных причин - поступление налоговых платежей по месту регистрации налогоплательщика, т.е. головного предприятия ФПГ. Это повлечет за собой неравенство долей налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, в которых расположены другие члены ФПГ. Чтобы не допустить межтерриториальной усобицы по поводу присвоения налоговых сборов, уплачиваемых ФПГ, Правительство РФ должно или ограничить перечень консолидированных налоговых взносов только взносами федерального назначения, или же прибегнуть к перераспределению налоговых поступлений.

Данная проблема - не только экономическая, но и в значительной степени носит политический характер. Обычно головной офис (центральная компания) размещается в центре, т. е. в Москве. Отсюда еще один аспект противопоставления между центром и регионами страны.

Закон о ФПГ очертил в известной мере экономические и формально-юридические признаки финансово-промышленной группы. Это - особый порядок регистрации и ликвидации ФПГ, круг ее участников, цели создания и предмет деятельности, государственная поддержка формирования ФПГ. Более подробно эти признаки будут рассмотрены ниже.

Финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные. Закон о ФПГ (ст. 4) выделяет транснациональные ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств -участников СНГ. В случае создания транснациональной ФПГ межправительственного соглашения ей (группе) присваивается статус межгосударственной (международной). Особенности создания, деятельности и ликвидации такой группы устанавливаются указанными соглашениями. В литературе верно отмечалось, что Закон о ФПГ вносит путаницу в устоявшееся понятие "транснациональность". Непонятно, почему к транснациональным группам отнесены ФПГ, состоящие из юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - участников СНГ? Напротив, для ФПГ с участниками из дальнего зарубежья отводится графа межгосударственных групп, причем лишь тем, которые образуются на основе межправительственных соглашений.

Что касается национальных и региональных ФПГ, то они прямо не названы в Законе (хотя, безусловно, являются объектом регулирования). Причина такого положения одна - Закон о ФПГ ориентируется на создание в первую очередь транснациональных и межгосударственных групп. Гигантомания в экономике преследует Россию до сих пор.

Надо развивать законодательство в области национальных и региональных ФПГ. В данной сфере надо принимать серьезные решения организационного, финансового и юридического характера. Нужна государственная программа развития ФПГ, транснациональных корпораций, других крупных финансово-промышленных объединений с учетом имеющегося мирового и отечественного опыта.

Наряду с этой (основной) классификацией ФПГ могут быть подразделены на другие виды. Используя различные критерии, различают следующие группы: а) банковские ФПГ и группы, сформированные одной компанией, во главе которой может быть промышленная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания; б) вертикальные ФПГ, в которых предприятия, входящие в их состав, участвуют в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства; горизонтальные ФПГ, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию; в) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала). Предлагается классифицировать группы на: ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ <3>.

Научно обоснованная классификация групп - самостоятельная проблема теории и практики правового регулирования отношений с участием бизнес-групп. С точки зрения закона такая классификация лишь тогда полезна, когда она приобретает юридическое значение. Например, вряд ли уместно в Законе о ФПГ деление групп на крупные, средние и малые. Тем более что финансово-промышленные группы - это крупные, по своей экономической природе, предпринимательские образования.

Другое деление ФПГ - на банковские группы и группы, образованные одной компанией. Даже на первый взгляд видно, что указанная классификация является порочной: в ее основе лежат разные критерии. Ведь банковские группы выделяются по такому критерию, как сфера применения, а потому в данном классификационном ряду следует назвать, например, промышленные ФПГ, строительные ФПГ и др.

В России наибольшее развитие ФПГ получили в машиностроительных отраслях, в которых функционирует около 15% групп. Среди официально зарегистрированных ФПГ преобладают региональные группы.

Мы считаем также, что принципиальное значение для понимания правовой природы ФПГ имеет классификация групп на два вида: а) участники которой действуют как основное и дочерние общества - ФПГ холдингового типа; б) участники которой подписали договор о создании ФПГ, объединили свои имущественные активы и учредили центральную компанию. ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на "системе участия", экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование.

Порядок регистрации и организации деятельности ФПГ. Закон о ФПГ различает регистрацию ФПГ и центральной компании. Порядок регистрации финансово-промышленных групп (гл. II Закона) содержит новые нормы. ГК РФ в части регистрации юридических лиц не распространяется на регистрацию ФПГ. В Законе дан перечень документов, необходимых для государственной регистрации ФПГ (заявка на создание ФПГ, договор о создании ФПГ, организационный проект и др.). Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца и включением в Госреестр ФПГ.

С позиции закона обязательным признаком ФПГ является государственная регистрация группы. В то же время, по мнению ряда ученых, существуют неформальные (незарегистрированные) группы. Сошлемся на высказанное в литературе мнение о том, что ФПГ могут функционировать и без регистрации. Отмечается, что ФПГ де-факто - это, как правило, бывшие министерства или крупные гособъединения; большинство фактических ФПГ - естественные монополии; многие из незарегистрированных ФПГ организованы по типу холдингов. В качестве примера служит группа Альфа-банка в цементной промышленности, объединившая акционерные общества "Альфа-Цемент", "Топкинский цемент", "Сухоложскцемент", "Нижнетагильский цементный завод" и др.

Резонно возникает вопрос: разве Закон о ФПГ допускает возможность создания финансово-промышленных групп без соответствующей регистрации? Нет, не допускает. Если встать на позицию о существовании ФПГ де-факто, тогда логично предположить о наличии юридических лиц без государственной регистрации. На наш взгляд, здесь не может быть неопределенности: либо регистрация нужна (обязательный признак), либо она факультативно присутствует в законе.

Центральная компания ФПГ регистрируется в порядке, установленном ГК для регистрации юридических лиц (ст. 11 Закона). Она (компания) является, как правило, инвестиционным институтом. Допускается ее создание в форме хозяйственного общества, ассоциации, союза. По обязательствам центральной компании ФПГ ее участники несут солидарную ответственность (ст. 14 Закона). Чаще всего в качестве инвестиционного института выступает кредитная банковская организация.

Участниками ФПГ являются коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные (за исключением общественных и религиозных организаций). В числе обязательных участников ФПГ Закон называет банки или иные кредитные организации и организации, действующие в сфере производства товаров и услуг. В состав ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации.

Среди участников ФПГ первостепенное значение придается кредитной банковской организации. Вот что пишет по этому поводу Е. Торкановский: "Роль банка в структуре ФПГ трудно переоценить. Будет банк - будет ФПГ, не будет банка - даже крупная корпорация не может претендовать на этот статус". Причем в составе ФПГ может быть так называемый свой банк, т. е. кредитная банковская организация, специально созданная в качестве основного звена группы. Так, ФПГ "Интеррос" является типичной банковской группой, основными участниками и структурообразующим звеном которой выступили ОНЭКСИМ-банк и МФК. По такому же принципу были образованы ФПГ, сформированные Инкомбанком, банком "Российский кредит", консорциумом "Альфа-групп", банком "МЕНАТЕП". Однако кризис финансового рынка 1998 г. заметно повлиял на позиции коммерческих банков и, соответственно, отразился на сформированных ими корпоративных группах.

Сейчас, по оценкам специалистов, на финансовом рынке действуют 7 устойчивых банков-лидеров (Сбербанк Российской Федерации, Внешторгбанк, Газпромбанк, ММБ - Международный московский банк, МПБ - Международный промышленный банк, Альфа-банк, РОСБАНК). Что касается ОНЭКСИМ-банка, Инкомбанка, банка "Российский кредит", банка МЕНАТЕП, то они продолжают входить в состав ФПГ, но уже не в роли лидера. В результате на первое место стали выходить крупные предприятия (например, в ФПГ "Интеррос" крупнейшим членом является компания "Норильский никель"). Более того, появились группы, сформированные одной компанией (например, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в ФПГ "Магнитогорская сталь").

Независимо от места и роли банка в составе ФПГ кредитная организация реализует следующие функции: сберегательную, кредиторскую, информационную, расчетно-обслуживающую, гарантирующую. В любом случае (даже тогда, когда лидером в группе является крупное предприятие) банк по-прежнему остается финансовым центром ФПГ. В ФПГ "Магнитогорская сталь" таким банком является "Кредит Урал Банк".

Статья 12 Закона определяет понятие деятельности ФПГ. Под деятельностью ФПГ понимается деятельность ее участников, ведущаяся в соответствии с договором о создании ФПГ и/или с ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Данное определение, как справедливо отмечалось в литературе, страдает рядом недостатков. Во-первых, резонно спросить: как соотносится деятельность ФПГ с предпринимательской и иной экономической деятельностью? Во-вторых, надо различать деятельность ФПГ и деятельность центральной компании ФПГ в интересах последней. В-третьих, нуждается в расшифровке понятие "обособленные активы" в контексте с осуществляемой участниками группы деятельностью. Это позволяет рассматривать правила ст. 12 Закона о ФПГ неудачными и подлежащими уточнению.

Интересна природа договора о создании ФПГ. На наш взгляд, он несколько тяготеет к учредительному договору. Однако поскольку ФПГ не вписывается в структуру ГК РФ, постольку использование конструкции учредительного договора (как вида учредительных документов юридических лиц) некорректно. Договор о создании ФПГ представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества).

Организационный проект (ст. 8 Закона) - пакет документов, представленный центральной компанией ФПГ и содержащий необходимые сведения о ее целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. Объем требований к организационному проекту определяется Правительством РФ. Как видно, организационный проект играет значительную роль на стадии формирования ФПГ.

Поэтому резонно возникает вопрос: какова юридическая природа организационного проекта? Ведь данный проект - не только необходимый пакет документов. Слово "пакет" не несет юридической нагрузки.

Статья 15 Закона предусматривает меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Правительством РФ, исполнительными органами субъектов РФ могут быть предоставлены иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.

В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.

Главные причины такого положения - отсутствие у государства достаточных средств, необходимых для финансирования деятельности отечественных ФПГ, а также ясно выраженных приоритетов и принципов в действиях государства по поддержке ФПГ.

Система льгот и государственной поддержки ФПГ должна быть прозрачной и заранее известной всем участникам ФПГ. Причем указанная система должна быть общей (универсальной) для всех финансово-промышленных групп. Вместе с тем это не исключает возможности предоставления конкретным ФПГ индивидуальных льгот и преимуществ.

Действительно, сочетание общих и индивидуальных льгот, реально способствующих эффективной деятельности ФПГ, может послужить достаточным стимулом для образования конкурентоспособных групп.

Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т.е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как и субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Далее, ФПГ нельзя, строго говоря, называть предпринимательскими объединениями, поскольку ст. 121 ГК РФ говорит об объединении юридических лиц в форме ассоциации и союза. Не случайно поэтому ряд авторов используют нейтральные словосочетания "предпринимательские многосубъектные образования". Конечно, на наш взгляд, сказанное не означает, что для обозначения ФПГ, холдингов запрещается использовать понятие "предпринимательские объединения". Напротив, мы считаем, что использование данного понятия целесообразно и логично в контексте общих рассуждений о статусе так называемых корпоративных структур, интегрированных бизнес-групп, неправосубъектных образований.

Правовое положение данных субъектов определяется Федеральным законом от 30 ноября 199S г. «О финансово-промышленных группах». Финансово - промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом, По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем водной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.


Полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере корпоративного регулирования

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Руководство ФСФР осуществляет Правительство РФ.ФСФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. вносит в Прав-во РФ проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. принимает участие в разработке проектов основных направлений развития финансовых рынков, проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам сферы деятельности Службы

3. на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия в сфере корпоративного регулирования

4. ведет:единый гос реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела; реестр аттестованных лиц, прошедших аттестацию в соответствии с законодательством РФ; реестр профессиональных участников рынка ц.б.; госреестр кредитных потребительских кооперативов;госреестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов; гос реестр микрофинансовых организаций; гос реестр саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций;реестр паевых инвестиционных фондов; и пр.

5. контролирует:соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела; выполнение иными физ и юр лицами требований страхового законодательства в пределах своей компетенции;исполнение плана восстановления платежеспособности финансовой организации; представление субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности; и пр

6. проводит проверки: профессиональных участников рынка ц б, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, а также специализированных депозитариев; деятельности жилищных накопительных кооперативов; деятельности субъектов страхового дела (страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и страховых актуариев);ипр

7. принимает решения:о назначении временной администрации финансовой организации или нецелесообразности такого назначения, о продлении срока деятельности временной администрации финансовой организации, о досрочном прекращении деятельности временной администрации финансовой организации и назначении новой временной администрации; об отстранении руководителя временной администрации финансовой организации от исполнения возложенных на него обязанностей; о проведении выездной проверки деятельности финансовой организации по результатам анализа плана восстановления ее платежеспособности;об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительного органа финансовой организации; и пр

8.согласовывает: решения совета негосударственного пенсионного фонда о его реорганизации и состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда; продажу, передачу страхового портфеля страховой организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; программы подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве в соответствующих финансовых организациях;

9. запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов гос статистики, федерального органа исп власти, осуществляющего госрегистрацию юр лиц, и иных органов гос контроля и надзора;

10. запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из Единого государственного реестра юридических лиц;

11. обеспечивает соответствие сведений о микрофинансовой организации в госреестре микрофинансовых организаций сведениям об указанной организации в ЕГРЮЛ

12. требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений;

13. публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

14. обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;

15. размещает на сайте в сети Интернет и публикует в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

19. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке; и др.

Правовое положение финансово-промышленных групп определя­ется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансо­во-промышленных группах» 1 .

Финансово-промышленная группа (далее - ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематери­альные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

(Ст. 2 Федерального закона «О финансово-промышленных группах»)

Целью создания ФПГ является технологическая или экономиче­ская интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффектив­ности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово- промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учреж­денное всеми участниками договора о создании ФПГ или являюще­еся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в по­рядке, установленном договором. В качестве высшего органа управ­ления ФПГ выступает совет управляющих, включающий предста­вителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить ком­мерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностран­ные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Если в составе ФПГ есть юридические лица, находя­щиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения, такая ФПГ регистрируется как транснациональная. Если ФПГ создается

СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 4697

на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной) 1 .

Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности ФПГ среди ее участников обяза­тельно должны быть организации, действующие в сфере производст­ва товаров и услуг, а также банки и другие кредитные организации.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в ре­зультате ее государственной регистрации.

Для государственной регистрации центральная компания ФПГ представляет следующие документы:

Заявку на создание ФПГ;

Договор о создании ФПГ, за исключением групп, образуемых основными и дочерними обществами. Договор о создании ФПГ опре­деляет ее наименование, порядок и условия учреждения централь­ной компании, порядок образования, объем полномочий, условия де­ятельности совета управляющих, порядок внесения изменений в состав участников, объем, порядок и условия объединения активов, цель объединения участников, срок действия договора;

Нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учре­дительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

Организационный проект, т.е.

Пакет документов, содержащих не­обходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других про­ектах и программах, предполагаемых экономических, социальных и иных результатах деятельности ФПГ, а также дополнительные сведе­ния, необходимые для принятия решения о регистрации ФПГ;

Заключение (согласие) собственника имущества государствен­ных или муниципальных унитарных предприятий на внесение ими имущественных вкладов при вхождении в ФПГ;

Нотариально заверенные и легализованные учредительные до­кументы иностранных участников;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Межправительственное соглашение (для межгосударственных, международных ФПГ).

Действующим законодательством предусмотрен разрешитель­ный порядок регистрации ФПГ. Соответствующие отраслевые и функциональные департаменты Минэкономразвития России, дру­гие органы и специалисты проводят экспертизу проектов создания

1 В качестве примера можно привести соглашение между Правительством РФ и Пра­вительством Республики Беларусь осоздании межгосударственной ФПГ«Формаш» (от 16 октября 1998 г.), ФПГ «Электронные технологии» (от 28 октября 1998 г.), «Аэ­рокосмическое оборудование» (от2апреля 2001 г.).

Государственная регистрация ФПГ осуществляется Министерством промышленнос­ти и энергетики РФ.

ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. Порядок проведения экспертизы проектов создания финансово-промышлен­ных групп, представляемых на рассмотрение Правительства РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 508 1 . Он распространяется на создание ФПГ, формируемых толь­ко из государственных федеральных предприятий, а также на осно­ве межправительственных соглашений. В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп РФ 2 .

Деятельность ФПГ - это деятельность ее участников, осуществля­емая ими в соответствии с договором о создании ФПГ и (или) ее орга­низационным проектом при использовании обособленных активов. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден Постановлением Правительства РФ от 9 ян­варя 1997 г. № 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной групп» 3 .

Государством предусмотрены различные меры поддержки деятель­ности ФПГ 4 , в частности возможность предоставления государственных гарантий для привлечения инвестиций, передача в доверительное уп­равление центральной компании временно закрепленных за государст­вом пакетов акций участников и др. 5 В настоящее время ФПГ действуют в тяжелом и энергетическом машиностроении, авиационной, химической и металлургической промышленности, агропромышленном комплексе.

Еще по теме 4. Правовое положение финансово-промышленных групп:

  1. 3.2 Приоритеты развития и государственная поддержка финансово-промышленных групп
  2. 13.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЗДАНИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИИ
  3. 29.4. Финансово-промышленные группы как новая форма предпринимательской деятельности
  4. Глава 13. Транснациональные монополии и финансово-промышленные группы в системе мирохозяйственных связей
  5. Глава 20МЕСТО И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФИНАНСОВО- ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ
  6. Стратегические преимущества финансово­промышленных групп
  7. Родин А. Ю.. Правовые основы оценочной деятельности / М., Московская финансово-промышленная академия. - 265 с., 2005
  8. Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предвари­тельному сговору или организованной группой.
  9. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А.. Финансовый менеджмент. / Под ред. доц. Т.С. Новашиной. – М.: Московская финансово-промышленная академия, – 255 c., 2005
  10. Формирование квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, руководителя группы.
  11. Тема 4. Финансовая отчетность и оценка финансового положения предприятия

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

Правовое положение фондов и финансово-промышленных групп

К субъектам предпринимательского права, занимающим особое положение, относят фонды. Они осуществляют хозяйственную деятельность специальных видов, не связанную с выпуском продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Главная сфера их деятельности заключается в выполнении организационно-имущественных задач, управление собственностью или иными, главным образом, финансовыми фондами на предпринимательской основе. Эту деятельность называют или предпринимательской или тесно связанной с нею.

Так, например, в Российской Федерации существуют: Фонд федерального имущества, являющийся неправительственным органом, распоряжающийся и управляющий собственностью РФ, находящийся в его ведении; Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ, создаваемые для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Источниками средств таких фондов являются целевые внебюджетные поступления от налогов. В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продаж акций, штрафных санкций, добровольных взносов и т.д.

Эти источники распределяются между фондами в соответствии с законом и расходуются по утвержденному соответствующими органами власти порядку.

Субъектами предпринимательского права, созданные на основе договорно-организационной формы предпринимательской деятельности, являются финансово-промышленные группы.

Правовой статус финансово-промышленных групп определяется Федеральным законом от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

Понятие «финансово-промышленная группа» определено в статье 2 данного Закона. Согласно которой финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочернее общество, образующее финансово-промышленную группу

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Правовое положение консорциумов, синдикатов, пулов

Общим признаком, характеризующим данные субъекты, является то, что действующее российское законодательство не содержит правового определения этих субъектов, а также их правовой регламентации. Существуют лишь рекомендательные акты некоторых международных организаций.

Консорциум определяют как временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивидуальных, так и коллективных), сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьи лицом. Консорциум не является юридическим лицом, следовательно, он не подлежит государственной регистрации в качестве такового.

В практике выделяются два основных вида консорциумов:

· простой, который основан на обязательственных отношениях партнеров по консорциуму и каждого из них с третьим лицом - заказчиком. Партнеры отдельно друг от друга несут риски выполнения работ перед заказчиком и получают от него вознаграждение;

· ассоциация в форме простого товарищества - партнеры совместно несут риски и получают прибыль.

Наряду с консорциумом, в российском законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие положение такой формы объединения предпринимателей как синдикаты.

Синдикат - это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую контору по продаже, организованную в форме особого товарищества, с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор на сбыт своих изделий. Участники синдиката сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность.

Российское законодательство также не содержит определение пула. В общем смысле под пулом понимается форма монополистического объединения, имеющего обычно временный характер. Существуют торговые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции.



Кадры