О художественной фотографии в ссср. За эти снимки ссср без прикрас фотографов уволили с работы. Землетрясение в Армении

Вообще-то рейтинги – вещь не благодарная и очень субъективная. Подводя лучших из лучших в рейтинговые списки, мы все равно пользуемся каким-то своим внутренним камертоном. Мы тоже решили сделать свой собственный рейтинговый список 10 величайших советских фотографов, по версии сайта .

Сразу отметим, что в списке будут присутствовать несколько фотографов, которые работали задолго до образования Союза Советов, однако, их влияние на развитие фотографии, как советской, так и мировой, настолько велико, что ни сказать о них было просто нельзя. И еще, учитывая субъективность данного списка, мы постарались отразить в нем ярчайших представителей в каждом отдельном фотографическом жанре.

Первое место нашего рейтинга, бесспорно, принадлежит . Это величайший деятель культуры и искусства. Его влияние на развитие советского искусства невозможно переоценить. Он сконцентрировал на себе все изобразительное искусство молодой страны советов – был и скульптором, и художником, и графическим дизайнером, и фотографом. Считается одним из основателей конструктивизма. Родченко – фигура универсальная и многогранная. Он стал действенным импульсом для развития фотографии и дизайна. Его приемами конструктивного построения фотографии пользуются, как канонами.

На второй позиции разместился русский фотограф начала 20-го века – Георгий Гойнинген-Гюне. Не смотря на то, что всю свою профессиональную жизнь и деятельность Георгий провел во Франции, Англии и США, но все-таки, по происхождению он русский. И в данном случае он служит примером, того, как выходцы из России добивались признания и успеха за рубежом. Георгий является одним из величайших модных фотографов 20-30-х годов. К 1925 году становиться главным фотографом французского Vogue. В 1935 – американского Harper `s Bazaar. В 1943 – выходят две его книги, после чего все его фотографическое внимание концентрируется на Голливудских знаменитостях.

Вклад Сергея Прокудин-Горского в развитие фотографического искусства – велик. Прокудин-Горский был химиком и фотографом, и занятие одни помогало усовершенствовать – второе. Вошел в историю, как первый экспериментатор, предложивший возможность создания цветной фотографии в России. Метод обретения фотографии цвета, которым пользовался Прокудин-Горский, был не нов. Его еще в 1855 году предложил Джеймс Максвелл, он включал в себя наложение трех негативов, где каждый пропускается через фильтр определенного цвета – красный, зеленый и синий. Три эти негатива накладываясь друг на друга, в проекции дают цветное изображение. Сегодня, благодаря Прокудину-Горскому у нас есть возможность увидеть Россию начала 20-го века в цвете.



Продолжает нашу десятку великих – советский военный фотограф, автор двух величайших, знаковых фотографии Великой отечественной войны – «Первый день войны» и «Знамя над Рейхстагом» – Евгений Халдей. Как военный фотограф, Халдей прошел всю Великую отечественную, и наиболее значимые его работы были сделаны в период с 1941 по 1946 года. Фотографии Халдея переполнены чувством исторической важности. Не секрет, что многие работы фотографа, в том числе и работа «Знамя над Рейхстагом» были постановочными. Халдей считал, что фотография должна максимально полно передать дух времени и события, потому, спешка была ни к чему. К созданию каждый работы автор подходил ответственно и основательно.


Продолжает наш список классик фотографической публицистики – Борис Игнатович. Игнатович был близким другом и соратником Александра Родченко, вместе с которым в конце 20-х годов организовал фотографическое объединение Группа «Октябрь». Это было время стремлений и поиска новых форм. Творческие люди, как правило, плодотворно занимались в нескольких направлениях одновременно. Вот и Игнатович – был и фотографом, и фотокорреспондентом, и документалистом в кино, и журналистом, и иллюстратором.



Далее следует величайший советский фотопортретист – . Наппельбаум вошел в историю фотографии, как непревзойденный студийный фотограф-портретист. Наппельбаум – мастер композиционного решения, удивительно и самобытно подходил к световой композиции, при которой, всё внимание зрителя аккумулируется на портретируемом. Как и в случае с , через студию которого прошли все зарубежные знаменитости 20 века, так и сквозь объектив Наппельбаума прошли величайшие представители страны советов, вплоть до Владимира Ильича Ленина. Наппельбаум пользовался огромной успехом и популярностью хорошего фотографа. Примечательно, что именно его пригласи сфотографировать место смерти великого русского поэта – Сергея Есенина.

Продолжает нашу десятку великих советских фотографов первый русский фотограф-пейзажист – Василий Сокорнов. Один из первых пейзажистов, который на фотоаппарат запечатлел красоту Русской природы, и в первую очередь Крыма, был художник, по образования, и фотограф, по призванию – Василий Сокорнов. Работы Сокорнова пользовались огромной популярностью уже при жизни фотографа. Так же как и работы , который всю свою жизнь фотографировал природу Виржинии, работы Сокорнова, в основной своей массе, посвящены Крыму. Они печатались в журналах и открытками разлетались по всей России. Сегодня считается, основным летописцем Крымской природы первых десятилетий 20-го века.

Основоположник Русской, советской публицистической, социальной фотографии – Максим Дмитриев, занимает восьмую позицию нашего рейтинга. Жизнь и творчество Дмитриева – это история невероятного взлета и такого же невероятного падения. Выходец из Тамбовской губернии, ученик церковно-приходской школы, к началу 1900-х годов, Дмитриев становиться ведущим фотографом Москвы. Основатель фотоателье, через которое проходят ведущие люди времени – Иван Бунин, Федр Шаляпин, Максим Горький. Но мы любим и помним Дмитриева за его летописные фотографии Поволжья. В них сосредоточена самобытная и жизнь и уклад России, умело подмеченный гениальным фотографом. Падением Дмитриева стал приход к власти большевиков и повсеместное раскулачивание. К началу 30-х годов, фотоателье художника была отобрано, вместе с более чем семью тысячами великолепных краеведческих фотографий.




В своем рейтинге мы не могли не написать о единственном советском представителе в фотографическом агентстве – . Уже само нахождение Пинхасова в агентстве, говорит само за себя. Знаковый фотограф-документалист, Пинхасов в совершенстве владеет жанром репортажной уличной съемки, камерой, композицией, светом и цветом.




Завершает нашу десятку, если можно так сказать, гламурный советский фотограф – Валерий Плотников. Плотников – автор портретов советских икон 20-го века, таких как – Владимир Высоцкий, Анастасия Вертинская, Сергей Параджанов. Ни один советский журнал, не выходил без авторских работа Плотникова.



В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

Неожиданное увольнение главного редактора Lenta.Ru Галины Тимченко, закрытие блогов оппозиционного политика Алексея Навального Роскомнадзором, изъятие телеканала «Дождь» из пакетов кабельного телевидения, расформирование информационного агентства РИА «Новости» и назначение Дмитрия Киселёва руководителем нового новостного российского агентства на замену РИА - всё это заставило общественность всерьёз заговорить о наступлении «советского времени», по крайней мере в журналистике. Мы собрали пять историй, когда известных фотокорреспондентов несправедливо увольняли: «за порнографию», по национальному признаку или просто по ошибке.

Дмитрий Бальтерманц





Дмитрий Бальтерманц попал в «Известия» очень рано, в 14 лет. Прежде чем взяться за фотоаппарат, он успел поработать и шрифтовиком, и киномехаником, и ассистентом печатника. Параллельно Бальтерманц получал математическое образование в Московском университете, что, как отмечают историки фотографии, проявлялось в его умении строить композицию. Преподавателем математики ему, однако же, не суждено было проработать - после командировки в Западную Украину Бальтерманц наконец стал штатным фотографом «Известий», чтобы через некоторое время отправиться на фронт.


Именно военные фотографии Бальтерманца стали классическими , сделав его одним из самых известных советских фотографов, однако одна из них стала серьёзной угрозой как карьере, так и жизни. Редактор «Известий» в отсутствие Бальтерманца, который на несколько дней вернулся в столицу, с тем чтобы проявить и напечатать фотографии, перепутал сушившиеся снимки из Москвы и Сталинграда - и подписал английские танки, состоявшие на вооружении в Красной армии, немецкими. Несмотря на то что Бальтерманц никакого отношения к произошедшему не имел, последствия редакторской ошибки коснулись именно его - сотрудничество с «Известиями» было окончено, а сам фотограф в качестве рядового был отправлен в штрафной батальон (что было практически смертным приговором). Как ни парадоксально, но именно тяжёлое ранение, грозившее Бальтерманцу ампутацией ноги, спасло ему жизнь - и после войны он снова взялся за работу, на этот раз - в «Огоньке».


Впрочем, дальнейшая судьба фотографа сложилась вполне благополучно. Его военные фотографии, отложенные на полку из-за того, что недостаточно отвечали пропагандистским целям, наконец были напечатаны. Некоторые из них, как, например, знаменитый снимок «Горе», получили всемирное признание и высокую оценку мастеров фотографии уровня Анри Картье-Брессона. Бальтерманц до конца жизни проработал в «Огоньке» и стал одним из классиков соцреализма в фотографии, соединяя в своих работах фрагменты документального и постановочного.

Евгений Халдей


Снимок «Знамя победы над Рейхстагом» видели, кажется, все - а историю его создания долго и напряжённо выясняют до сих пор. Евгений Халдей не скрывает, что снимок был постановочным - тот самый флаг, водружённый над Рейхстагом, его знакомый сшил из обыкновенной красной простыни, но пришлось ли фотографу прибегать к ретуши, неизвестно до сих пор. Впрочем, это не столь важно - и не будь этой фотографии в принципе, Евгений Халдей остался бы одним из самых известных военных корреспондентов. Он снимал Парижскую и Постдамскую конференции, неоднократно фотографировал Сталина, а его снимки использовались в качестве доказательств в ходе Нюрнбергского процесса.




Впрочем, в глазах руководства «Известий» всё это оказалось менее важным , чем тот факт, что Халдей был евреем (единственную пулю он получил не на фронте, а во время погрома на Украине, будучи годовалым ребёнком), и почти сразу после войны фотограф потерял работу. Причина его увольнения была сформулирована крайне туманно - «за недостаточный образовательный уровень» и «недостаточную политическую грамотность», что было очень удобно: другие издания не брали его на работу уже из-за неясных причин увольнения с прошлой должности. Халдей даже написал письмо тогдашнему секретарю ЦК ВКП(б) Суслову, в котором пожаловался на положение вещей, однако это ничего не исправило. Несмотря на это, Халдей остался в истории фотографии как классик советского соцреализма того времени - некоторые его фотографии хранятся, например, в музее LACMA в Лос-Анджелесе.


Борис Михайлов


«В некотором смысле Михайлов работает скорее как художник, нежели фотожурналист», - отметил критик The New York Times Кен Джонсон в своей рецензии на Case Study, одну из самых известных фотосерий Бориса Михайлова; Джонсон сравнивает его в том числе с Джеффом Уоллом - канадским фотографом, известным, помимо прочего, благодаря способности с дьявольской точностью воссоздавать случайные уличные сценки на постановочных фотографиях.


Однако признание и статус важнейшего современного художника Михайлов получил уже в постсоветское время - в 2000 году он был удостоен премии фонда Хассельбладов, его работы хранятся в MoMA, Tate Modern и ещё десятке музеев и галерей, и именно с тех пор проходят его персональные выставки (одна из последних - ретроспектива в Sprengel Museum в Ганновере) .

Михайлову, в отличие от предыдущих фотографов, пришлось расстаться с работой именно из-за содержимого фотографий - сотрудники КГБ при обыске нашли у него снимки обнажённых женщин, которые сочли порнографическими. Сам Михайлов, впрочем, утверждает в интервью, что это были просто красивые снимки без явного порнографического содержания, что вполне справедливо, особенно если учитывать ханжескую природу советского мироустройства. Тем не менее ему пришлось расстаться с работой штатного фотографа на харьковском заводе - чтобы посвятить время собственному творчеству.

ТРИВА




«В ту же ночь на другом конце города я развёл другой костер - для целого чемодана выбракованных по разным причинам фотографий. Фотобумага горела плохо и воняла жжёной желатиной, я грустил - фотографии было жалко», - пишет Владимир Соколаев, один из участников первой в СССР официальной творческой группы фотографов ТРИВА. Просуществовала она совсем недолго - официально группе удалось проработать меньше года, не привлекая к себе внимание властей, однако сделать им удалось очень много.


В составе ТриВА работали всего три фотографа - Владимир Соколаев, Владимир Воробьёв и Александр Трофимов. Собственно, из их имён и было составлено название фотогруппы - два Владимира и один Александр, всего три. ТРИВА жили и работали в Новокузнецке, в трёх тысячах километрах от Москвы, что не помешало им развернуть совершенно сумасшедшую деятельность. Они участвовали в советских и зарубежных фотовыставках, изучали историю фотоискусства по редким книгам, найденных у коллекционеров (Соколаев пишет, что одно только издание Best of LIFE они изучали несколько лет), тестировали советскую фотоаппаратуру и пытались раздобыть импортную («Считаю, что второе рождение фотографа в каждом из нас произошло благодаря смене аппаратуры») и составляли свои принципы работы, в некоторых положениях напоминающие манифест «Догмы».




Каждая эпоха обладает собственным фотографическим наследием. Глядя на советское фотоискусство и снимки того исторического периода, люди старшего поколения испытывают ностальгические чувства, а молодые люди могут увидеть в деталях жизнь некогда исчезнувшей империи. В советский период истории нашей страны фотографы пытались создавать произведения, которые бы способствовали построению социалистического общества. Несмотря на влияние тоталитарного режима, в это время сформировалось несколько стилистических направлений в фотографии. По снимкам, сделанными различными фотографами, мы можем судить сегодня о жизни людей в Советском союзе, проникнуться духом той эпохи.

20-е годы прошлого столетия пришлись на смену общественного строя в России, вызванную октябрьским переворотом. После установления советской власти в стране огромное значение стало придаваться пропаганде идей социального равенства и справедливости. К мастерам культуры – кинематографистам, художникам, театральным режиссерам, литераторам и фотографам – теперь предъявлялись требования по созданию нового образа человека, нового быта и культуры. Перед фотографами не ставилась задача снять окружающую их действительность такой, какой она выглядела в реальности. Ведь в стране после гражданской войны царила полная разруха. Фотографы и другие деятели культуры должны были стать рупором советской власти, призывавшим молодежь к построению совершенно нового мира.

Для этого объективы фотографов должны были полностью преобразить реальный мир. Своими фотографиями они должны были показать людям зачатки светлого будущего и убедить их в величии советской власти. 20 – 30-е годы оказались на редкость продуктивными для развития фотографии в России. Один за одним в стране начали появляться специализированные фотографические издания, открываться клубы, где велись дискуссии о форме и стиле фотографического языка. Творческая молодежь стала активно вовлекаться в эти бурные процессы, пытаясь привнести фотографическое искусство в массы.

Пикториальная фотография

К 30-м годам в Советском союзе сформировались три отдельных направления фотоискусства, вступивших в жесткие противоречия друг с другом. Первое направление советского фотоискусства – это пикториальная или «салонная» фотография, которая пропагандировалась еще Русским фотографическим обществом в начале XX столетия. Данное направление основывалась на традициях европейской пикториальной школы.

Пикториальная фотография противопоставляла себя документальной фотосъемке, ее главной целью было стремление приблизить фотографию к классическим живописным произведениям. Для этого использовались мягкорисующие объективы и особые техники создания отпечатков. В снимках мастеров пикториальной фотографии основное внимание было приковано к эмоциональной окраске произведения, эстетической стороне. В Советском союзе самыми известными представителями этого направления фотоискусства считались Александр Гринберг, Николай Андреев, Василий Улитин и Юрий Еремин. Эти фотографы были желанными гостями на многих крупных международных фотовыставках и салонах, неизменно получая престижные награды.

А. Гринберг. Танец с платком, Царицыно, Москва, 1920-е

Пожалуй, самым ярким и талантливым представителем пикториальной школы фотографии был Александр Гринберг. Его работы в 20 – 30-е годы были представлены на многих крупных выставках в Европе и Америке. Гринберг виртуозно владел сложнейшими техниками обработки фотоизображений и прекрасно умел строить композицию снимка для того, чтобы передать зрителю эмоциональное состояние главного персонажа или окружающей среды. В своих творческих экспериментах фотограф овладел уникальной методикой масляной обработки отпечатков. На фотографиях Александра Гринберга можно увидеть съемки обнаженной натуры, незатейливые жанровые зарисовки и пейзажи.


А. Гринберг. Актриса МХАТ Софья Пилявская, 1920-е

С конца 20-х годов творчество русских фотографов-пикториалистов начало подвергаться постоянной обструкции со стороны советских критиков. Советские власти увидели в представителях старой фотографической школы «врагов народа», пропагандировавших, по их мнению, буржуазные, классовые ценности. О работах Александра Гринберга «Литературная газета» в 1935 году писала следующее: «Когда дешевую символику пытаются выдать за образ - ничего, кроме пошлости, не получается».

Со временем критика начала перерастать в физические репрессии. Не избежал их и Гринберг. В том же 1935 году он был обвинен в «распространении порнографии» и отправлен в сталинские лагеря. Такая же судьба постигла и некоторых других представителей русской пикториальной школы фотографии. Остальные же просто потеряли право заниматься своей профессиональной деятельностью и, тем более, выставлять свои фотоработы за рубежом.

«Пролетарская» фотография

Другое направление фотографии развивалось в соответствии с традиционными канонами советского искусства, основанными на пропаганде достижений государства в промышленности, сельском хозяйстве, науке и других областях. Это так называемая «пролетарская» фотография, в которой документальный фоторепортаж рассматривался как инструмент классовой борьбы. Главными представителями данного направления советского фотоискусства можно назвать Семена Фридлянда, и . Работы последнего многим хорошо знакомы, поскольку часто печатались в партийных журналах и газетах.


Снимки Шайхета в 30-е годы украшали обложки журналов «Огонек», «Московский пролетарий» и «Красная Нива». В своих работах он пытался отобразить стремительно меняющуюся Россию, раскрыть черты новой эпохи с помощью собственных новаторских приемов в области формы. Аркадий Шайхет снимал бодрые улыбающиеся лица рабочих, курсантов и комсомольцев, которые буквально заражали зрителя своим оптимизмом и верой в светлое будущее. Его фотографии воздействовали на людей и способствовали воспитанию нового человека, такого каким хотел его видеть советский режим.

Излюбленным приемом Аркадия Шайхета было диагональное построение кадра, с помощью которого достигались динамичность и передача движения, а также использование нижних ракурсов съемки для выделения персонажа крупным планом и возвышения его над окружающей действительностью. Для передачи размаха социалистического строительства он нередко применял и фотосъемку с высоких точек. Шайхета всегда выделяло умение выстроить идеальную композицию и скомпоновать кадр таким образом, чтобы уловить суть момента.

Он стал одним из основоположников формирования в Советском союзе жанра документального фоторепортажа, к которому впоследствии многократно обращались многие советские фотографы. В числе известных фоторабот советского мастера можно назвать такие снимки, как «Комсомолец за штурвалом», «Узбек под новым солнцем», «Экспресс», «Декхане идут на стройку Каракумского канала» и другие.

Авангард советского фотоискусства

Наконец, последнее направление фотоискусства, родившееся в 20 – 30-е годы прошлого столетия, можно назвать советским фотографическим авангардом. Это направление тесно связано с деятельность творческой группы «Октябрь» — фотообъединения «левых» фотографов, организованного в 1928 году в Москве. Представители группы «Октябрь» ставили перед собой задачу создания новых приемов динамичного видения и оригинальных форм фотографического языка. Объединение молодых фотографов воплощало в себе то новаторское начало и мощнейшую энергетику, которые наблюдались в первые послереволюционные годы. Главными идеологами советского авангарда в фотоискусстве стали , Павел Новицкий, Борис Кудояров и Елизар Лангман.

Александр Родченко являлся одним из руководителей группы «Октябрь». На своем творческом пути он долгое время занимался живописью и даже представлял свои абстрактные композиции на многих выставках. Но в 20-е годы он обратился к фотографии, причем сразу же попытался выработать собственные каноны, которые зачастую шли вразрез с традиционными приемами фотоискусства. Родченко принял участие в оформлении издания поэмы Маяковского «Про это», делал оригинальные снимки самого поэта, отбросив в сторону все традиции павильонной съемки. Его «Портрет матери», сделанный в 1924 году, стал классикой съемки крупным планом. Именно Александр Родченко впервые использовал в советской фотографии многократную съемку человека в действии.

Характерным подчерком этого новатора также стали фотографии, сделанные под непривычным углом или с необычного ракурса. Такие снимки искажали и одновременно «оживляли», казалось бы, привычные предметы. Талантливый фотограф снимал и архитектуру (серии «Дом на Мясницкой» и «Дом Моссельпрома»), и невиданные стройки социализма (например, фотографии, посвященные строительству Беломорканала), и даже волшебный мир цирка и спорта. Причем делал он это всегда нестандартно, снимая под странными углами и создавая захватывающие, интересные кадры.

К сожалению, группа «Октябрь» прекратила свое существование в начале 30-х годов из-за обвинений в формализме. Представители движения также не смогли избежать нападок со стороны советской критики. Творчество Александра Родченко и других советских фотографов-авангардистов всегда вызывало в официальных кругах определенные вопросы. Тем не менее, группа «Октябрь», безусловно, сыграла свою роль в развитии советского фотоискусства, на протяжении нескольких лет являясь апологетом движения «пролетарской» фотографии, лидерами которого были Аркадий Шайхет и Макс Альперт.

Советский военный фоторепортаж

В годы Великой Отечественной войны советские фотографы и фотокорреспонденты всецело посвятили себя делу борьбы с гитлеровской Германией. Призыву «Все для фронта, все для победы!» последовали и представители фотоискусства, направившиеся на передовую линию фронта, в самые «горячие» точки. Советские фотокорреспонденты сражались наравне с солдатами и одновременно фотографировали, создавая настоящую летопись Великой Отечественной войны. Мобильность фототехники позволяла фотографам сопровождать войсковые соединения, снимая эпизоды обороны городов и наступательные действия советской армии. Именно в этот период появился такой жанр, как советский военный фоторепортаж.

В числе тех, кто способствовал возникновению нового направления в фотографии, можно назвать имена Макса Альперта, Натальи Боде, Марка Маркова-Гринберга, Якова Рюмкина, Михаила Савина и Евгения Халдея. Талантливый фоторепортер Макс Альперт получил широкую известность еще в 30-е годы, создав документальный фотоочерк «24 часа из жизни рабочей семьи Филипповых». Он развивал индустриальную тему в фотографии, делая снимки с крупных социалистических строек и производств для иллюстрированного журнала «СССР на стройке», основанного Максимом Горьким. В годы Великой Отечественной войны Макс Альперт стал военным фотокорреспондентом, работавшим как в тылу, так и в боевой обстановке. Одним из самых ярких советских символов войны стал снимок Альперта под названием «Комбат». Его фотографии с фронта всегда обладали невероятной эмоциональной силой. Взять хотя бы его фотоработу «По дорогам войны», известную также как «Возвращение из неволи», или снимок «На передовой», представляющий собой настоящую документальную картину боя на Северо-Кавказском фронте.


Самым же ярким представителем советского военного фоторепортажа, безусловно, является , фотокорреспондент ТАСС на фронтах Великой Отечественной войны, Со своей камерой Leica он прошел все 1418 дней войны и огромное расстояние от Мурманска до Берлина. Две фотографии Евгения Халдея известны практически каждому человеку – это легендарный снимок «Знамя над Рейхстагом», сделанный в мае 1945 года и ставший символом победы, и фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года. Халдей стал настоящим классиком советского военного фоторепортажа, его снимки использовались в качестве иллюстраций для многочисленных учебников и документальных книг. Достаточно сказать, что фотографии советского мастера были представлены в числе вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе. Евгений Халдей прекрасно умел придать выразительности любому кадру, не чураясь при этом делать небольшие постановки.

Расцвет репортажной и художественной фотосъемки

После сталинских репрессий, Великой Отечественной войны и тяжелого послевоенного периода 60-е годы в Советском союзе стали временем надежды и возрождения духа свободы. С началом 60-х годов репортажная и художественная фотосъемка начала переживать небывалый расцвет. В фотоискусстве постановочные кадры стали заменяться «чистым» репортажем, когда в объектив камеры попадали простые люди с их неприкрытыми радостями и горестями жизни. Советские фотографы в период 60 – 80-х гг. начали проявлять все больший интерес к обычному человеку, его личным переживаниям и душевному состоянию.

Фотоискусство этого периода также характеризуется всплеском интереса к новаторским экспериментам и свободному творчеству. Молодые деятели искусства стремились к тому, чтобы отказаться в своих фотоработах от излишнего пафоса, инсценировок или декларативности, что было присуще жанру советского фоторепортажа в 30-е годы. Крупные планы, необычные ракурсы, репортажные съемки без фальшивого оптимизма – именно в этот период в Советском союзе рождалась настоящая художественная фотография, в которой находилось место романтике, чувствам, иронии и юмору.

С 1969 по 1975 годы по всему миру с большим успехом прошла выставка «СССР: страна и люди в художественных фотографиях», одним из организаторов которой выступил Николай Драчинский. На выставке были представлены сотни фоторабот от самых разных советских фотографов. Поздняя советская культура, позволившая гражданам СССР быть чуть свободнее, превратила классическую репортажную фотосъемку в художественную фотографию. Советские фотографы 60 – 70-х годов уже не боялись смелых творческих экспериментов и работали в разнообразных жанрах, начиная от фотожурналистики и заканчивая экспериментальной фотографией. Именно в эти годы в советском фотоискусстве стали появляться многочисленные технические новшества, актуальными стали жанры фотографики и фотоочерка. Основным лейтмотивом нового поколения фотографов, среди которых можно отметить, например, Александра Абазы, стало стремление отразить человека и окружающую действительность не в рамках общепринятых канонов, а на основе непосредственного впечатления и творческого замысла.

Воспоминания о советской фотографии постепенно затерялись в современной России, в этих двадцати с лишним годах глянцевых журналов и свободы творчества. Однако связь эпох никогда не прерывается. На протяжении всего советского периода истории фотоискусство продолжало развиваться, изобретались новые технические приемы, появлялись новые жанры и способы отображения действительности. Снимки Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Макса Альперта, Бориса Игнатовича и других мэтров советской фотографии дают нам сегодня уникальную возможность увидеть документальные свидетельства истории и оценить, как развивалось советское фотоискусство с течением времени.

Группа ТРИВА - это фотографы Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие в 70–80-х годах при Кузнецком металлургическом комбинате. Но хроники работы завода в их коллекции в меньшинстве, потому что они стремились запечатлеть жизнь вокруг них такой, какая она есть.

За это и выгнали фотографов с основного места работы. Ведь этими снимками они «очерняли» социалистический образ жизни. Им пришлось уничтожить часть архивов, и лишь после этого они стали беспрепятсвенно заниматься фотографией.

«Cнег на коксовой батарее», Коксохим КМК, 27 ноября 1979 года

«Мы брали в руки фотоаппарат и в свободном режиме шли по улице, называя это “свободной охотой” и не имея никакой конечной цели. Только в этом режиме я приходил с полной пленкой материала», - рассказывает Владимир Соколаев - один из участников группы.

«Праздник Масленицы у шахтеров», Новокузнецк, 1984 год

«Заливка льда на стадионе “Металлург”», Новокузнецк, 11 февраля 1984 года

Участники ТРИВА не расставались с камерами и за пределами завода и рабочего дня. В результате большая часть работ - это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов. Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, - отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное - полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

«Торжественная регистрация новорожденного», ЗАГС Центрального района, 1 октября 1983 года

«Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике», школа №62, Новокузнецк, Сибирь. 10 апреля 1983 года

Этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии, где часто даже известные исторические фото (например, «Знамя Победы над Рейхстагом») были разыграны перед камерой.

«В СССР 90% газетной фотографии снимались, как кино, начиная с подбора реквизита, - комментирует куратор Евгений Иванов. - Надо снять героя-тракториста? Переоденем его и поставим не возле трактора, на котором он работает, а возле нового трактора. От фотографа требовалась не реальная жизнь, а жизнь такая, какой она должна быть, отредактированная в идеологических целях».

Отказаться от постановки и снимать жизнь как есть, в том числе и в сложных условиях (например, заводских цехов), фотографы ТРИВА смогли в том числе и благодаря тому, что на рубеже 70–80-х годов у них завелись японские «Кэноны» и немецкие «Лейки». Отвечая на вопросы новосибирской публики, приехавший на открытие участник ТРИВА Владимир Соколаев рассказал, что «Зенитом» и другими советскими камерами многое из показанного снять бы не удалось, да и вообще обретение «Кэнона» стало для группы поворотным моментом.

«Электрослесарь на коксовой батарее», КМК, Новокузнецк, 1980 год

Это фото - слегка абсурдистское и сюрреалистичное - выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, - и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьев.

«Опала куриной тушки»

Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил официальное существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.

«Поход джентльменов в гости», Новокузнецк, 1980 год

ТРИВА не гнались за яркими внешними эффектами. Многие фотографы хорошо понимают, как сразу впечатлить зрителя, и превращают фотографию в цирк - кто выше залезет. У ТРИВА же простые истории простым языком. Но эта простота, как у Чехова, - внешняя простота, за которой скрывается глубина и чистота и емкость языка, которой нужно учиться годами.

«Счастье, проходящее мимо», Новокузнецк, 1 мая 1983 года

Эти фотографии - шедевры, потому что они не про эффекты, а про человеческую жизнь, про вопросы бытия. Вот, например, «Счастье, проходящее мимо» - рядовая ситуация на демонстрации оборачивается целой притчей. И чисто технически эта притча передана ясно и четко, тут нет ничего лишнего, все работает на одну идею.

«Коридор роддома. Кефир после родов», 1-й клинический роддом, Новокузнецк, Сибирь, 29 июня 1981 года

«Книжный магазин. Отдел букинистической литературы», улица Кирова, Новокузнецк, Сибирь. 21 января 1983 года

Кроме художественной значимости, датированные с точностью до дня, фото ТРИВА ценны и как исторический документ: «Для нас уличная фотография - это единственный способ свободно снимать. Мы фактически фиксировали историю своего города. Другого способа не было. Нас никуда не пускали, никуда не приглашали. Наша мотивация была - съемка нашей истории, что происходит, чем дышит город», - говорит В. Соколаев.

«Венок для собаки»

Дети пришли в школу и увидели собаку, которую решили одарить цветами. На фотографиях «Манифеста ТРИВА» действительно много того, что захлестывает социальные сети волной ностальгии под лозунгами «у нас было настоящее счастливое детство без айфонов, но с глубокими лужами, песочницами и совочками».

«Игры в «резинку», двор на улице в Тольятти, 9 мая 1985 года



Кадры