Конспект занятия городецкая роспись подготовительная группа. Рисование городецкая роспись. Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи

Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.

Задачи.

  1. Продолжать учить детей рисовать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.
  2. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.
  3. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность.

Тип занятия: творческий.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 30 минут

Участники: дети подготовительной группы.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Материалы.

Иллюстрации изделий, расписанные городецкими узорами; образцы разделочных досок с разными узорами; шаблоны разделочных досок; гуашь, кисти, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа. Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон.

Методы и приемы: наглядный (показ образца), словесный (рассказ, объяснение), практический.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Воспитатель: - Дети, у нас сегодня в гостях воспитатели нашего детского сада. Давайте их поприветствуем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот у нас какое хорошее настроение!

Ребята, когда я утром пришла в детский сад и заглянула на нашу кухню, чтобы поздороваться с поварами, то увидела там, что разделочные доски совсем некрасивые. Я предлагаю сегодня сделать подарок нашим замечательным поварам. Ведь они так вкусно для вас готовят! Давайте им подарим доски, расписанные красивым узором. Вы согласны?

  1. Основной этап.
  2. Рассматривание иллюстраций городецкой росписи.

Ребята мы уже с вами немного знакомы с разными видами росписей. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-загадку, а вы вспомните какая это роспись.

Желтый вечер, черный конь

И купавки, как огонь

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись Городца!

Сегодня мы будем расписывать доску городецким узором.

Сейчас я вам предлагаю рассмотреть иллюстрации изделий, расписанные городецкими мастерами и вспомнить историю возникновения городецкой росписи.

Городецкая роспись очень известна. На каких предметах использовалась роспись? (на игрушках, посуде, разделочных досках).

Где она возникла? (В селах Нижегородской области).

Да, вблизи Городца было очень много леса, и этот материал был очень дешевый. Из него стали одни вырезали ложки, другие - точили миски и чашки, третьи - изготавливали прялки. Прялка - это орудие труда, на котором пряли нитки. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Во время работы это донце было не видно. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, как картину, и оно становилось украшением скромного быта.

Потом стали уже расписывать предметы посуды, игрушки, а также разделочные доски.

  1. Показ последовательности выполнения узора.

Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:

  1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
  2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
  3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
  4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух).

Мы сегодня научимся рисовать вот такие узоры, которые вы видите на образцах. Посмотрите внимательно на образец. Сейчас я вам расскажу, из каких элементов состоит узор.

Например, здесь узор розового цвета расположен в прямую линию, рисовать его нужно с центрального бутона. Надо нарисовать розовый круг, он называется бутон. Затем надо нарисовать еще два бутона розового цвета, глазки-маленькие кружочки красного цвета, дужку и листочки.

И также мы рисуем узор голубого цвета, но только узор расположен дугой. Боковые бутоны подняты повыше.

Сейчас я вам покажу, как нужно рисовать такие узоры.

Для этого нам понадобиться гуашь. Сначала я добавляю красную в белую. Какой у нас получился цвет? (розовый ). Бутон начинаем рисовать с середины листа. Круговыми движениями кисти наносим розовое цветовое пятно. Теперь нужно нарисовать еще два бутона по сторонам. Надо немного отступить от центрального бутона. Рисуем аналогично первому с одной и другой стороны.

Пока бутоны подсохнут, мы в это время нарисуем зеленые листочки. Сначала набираем зеленую краску на кончик кисти и аккуратно рисуем контур листика, а потом закрашиваем.

Пока мы рисовали листики, наши бутончики подсохли.

Какие еще элементы нам нужно нарисовать? (глазок и дугу ).

Соня выходи, дорисуй, пожалуйста, глазок.

Какой нам нужно взять цвет? (красный ) Правильно. Набирай на кончик краску.

Куда смотрит глазок центрального бутона? (вверх ). Правильно. Обрати внимание глазок заходит половина на бутончик, половина вверх.

А два боковых глазочка куда смотрят? (в стороны ). Дорисовывай.

Ребята все видели, как нужно рисовать? Берем красную краску, рисуем небольшой кружочек, а называется он глазок.

Теперь нам надо дорисовать дуги. Дуги смотрят туда, куда смотрит глазок. Дугу начинаем рисовать кончиком кисти, в середине на кисть нажимаем, а затем опять концом кисти.

Теперь нам нужно нарисовать голубой узор. Он расположен дугой. Также сначала начинаем рисовать с середины центральный бутон голубого цвета, затем рисуем боковые бутоны, но немного выше, чем центральный.

Даша иди, нарисуй голубой узор. С чего ты начнешь рисовать узор? (с голубого бутона )

Какой следующий элемент ты нарисуешь? (листочки ).

Что осталось дорисовать?(глазок и дуги ).

Какого цвета у нас будет глазок и дуга? (синего )

Куда у нас смотрит глазок? (вверх ). Половина глазка заходит на бутончик, а половина смотрит вверх.

Молодец Даша. Отлично справилась с заданием.

Вот ребята я вам показала, как надо рисовать узор городецкой росписи.

Какой узор вам понравиться голубой или розовый вы выберете сами.

А перед работой нам надо отдохнуть. Встали, поставили руки на пояс.

  1. Физкультминутка.

Раз - нагнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

  1. Практическая работа. Рисование узора.

Ребята у вас на столах есть краски. Какие вы видите цвета? (красный, синий, белый, зеленый).

Как вы думаете каких цветов вам не хватает для рисования узоров? (розового и голубого).

Как нам получить эти цвета? (ответы детей).

Правильно, нам надо взять немного красной краски и добавить в белую. Какой цвет получиться? (розовый).

А как нам получить голубой цвет? (ответы детей).

Правильно. Немного синего добавить в белую.

Сейчас вы можете приступать к смешиванию красок. Как только вы их смешаете, можете начинать рисовать узор. Узор выбирайте любой, какой вам больше понравился.

Дети работают.

Воспитатель ходит по рядам и помогает тем, у кого не получается. Напоминает, что надо начинать рисовать с центрального бутона, что бутоны одного размера и т.д.

  1. Заключительный этап.

Итог занятия.

О какой росписи мы сегодня говорили? (городецкой)

Чем она вам понравилась?

Нескольким детям поочередно предлагается выбрать понравившиеся работы и обосновать свой выбор.

Ребята вы молодцы. У вас получились очень красивые расписные доски. Я думаю, что нашим поварам будет очень приятно получить от вас такие замечательные подарки. Давайте покажем ваши работы нашим гостям.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»

Программные задачи:

1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творческие способности.

Материал.

Образцы предметов с разной композицией узоров; книга – альбом «Городецкая роспись»; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; бумага, акварельные краски, кисти № 2, №6, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия.

Дети, обратите внимание какие красивые расписные предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась

Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?

Дети: Конь, птица, петух.

Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?

Дети: оживки.

Да это белая и чёрная оживки. Обратите свое внимание на то, как

по – разному, можно расположить гирлянды.

Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.

А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?

Дети: розовый с красным, голубой с синим.

Цветов немного, но смешенные между собой они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие цвета, положенные на желтый фон, создают радостное настроение, а силуэты коней, всадников, птиц, цветов, отделанные обильными мазками, делают изображение как бы объемным. Это замечательно, что есть русские умельцы, в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья. Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами, поднимают нам настроение, украшают быт.

А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?

Дети: Белый и черный.

Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.

Показ:

Оживку рисуем кончиком кисти.

А дугу - начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.

А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе и изобразить свою гирлянду.

Звучит спокойная русская народная музыка.

Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети выставляют свои работы. Рассматривают.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Может быть и среди нас.

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.


Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.


Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Программные задачи:

1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте досок.

2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

Материал.

Три образца досок с разной композицией узоров; элементы городецкой росписи на магнитах; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.

(В начале занятия звучит народная мелодия).

На столе стоит сундук.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в изостудии. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте ) « Для ребят подготовительной группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят

И точки чёрно - белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

Правильно (воспитатель достаёт три доски расписанные (разные композицией узоров), а одну без узоров))

Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).

Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка ).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.

На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим ). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).

Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти ). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.

Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.

Дети читают стихотворение о Городце.

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.



Кадры