Когда труд — радость. Радость труда - это красота бытия

В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины. Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить. И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая...

Психологи уже давно рассказали нам, что человек живет по принципу удовольствия. Делает то, что приятно и старается избегать того, что неприятно. Отдыхать, валяться на солнышке – приятно. Работать – не очень. Но кушать очень уж хочется, поэтому приходится вставать, чтобы добыть пропитание.

Голод всегда был главной причиной активности человека и главной причиной прогресса. Все больше осваивая окружающий мир, человек практически избавился не только от голода, но и от тяжелого физического труда. В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины. Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить.

И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая. А работают пусть лишь те, кто не может купить себе право на отдых. Так ли это? Давайте разберемся с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Танцуй, пока молодой!

Действительно, у нас в голове сложилась стойкая ассоциация о том, что отдых – это хорошо, а работа – плохо. Современная молодежь на вопрос о мечте отвечает просто: «Были бы деньги, остальное купим!» Вопрос: «А если бы у вас уже был миллион долларов, что бы вы делали?» Самый распространенный ответ: «Отдыхал бы!»

Вот мы и отдыхаем. Пенная вечеринка, пижамная вечеринка, вино, пиво, девочки, мальчики… Все в принципе одно и то же, разница лишь в цене напитков и заведений. А утром головная боль, пустота и смутное чувство неудовлетворенности. Одни развлечения сменяют другие, новые, более изощренные, за ними следующие, еще круче. Требуется разнообразие и повышение градуса. Иначе – скука безысходная и тоска смертная.

Почему же нам плохо, когда вроде бы все хорошо?

Получается, что принцип удовольствия не работает? Работает. Но по-другому. Для начала давайте разберемся, что такое отдых и что такое удовольствие.

Отдых – это восстановление сил после РАБОТЫ. Любая мышца в теле человека функционирует по принципу напряжение-расслабление. Если мышцу долго не напрягать, она атрофируется. Полежать на диване после трудового дня – это приятно. Но лежать на диване сутками это плохой признак. Погулять по магазинам, поглазеть на витрины – неплохой способ расслабиться для многих женщин. Но бродить по магазинам днями напролет – это уже диагноз.

Вечно отдыхающему-путешествующему-расслабляющемуся становится так же невыносимо скучно и пресно, как и вечно живущему Бессмертному, который ради того, чтобы почувствовать вкус жизни, готов от этого бессмертия отказаться.

Удовольствие: хочу всегда больше, чем могу вместить

Когда вы испытываете жажду, стакан воды сможет доставить вам несказанное удовольствие. А еще один? А третий? А может еще стаканчик? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТСЯ.

Когда вы голодный приходите домой, кажется, что вы можете съесть слона! Вкусная еда доставляет огромное удовольствие (хотя опыт показывает, что после нескольких дней голода любая еда будет вкусной). Вы кушаете один кусочек, второй, третий… Через какое-то время происходит насыщение, аппетит пропадает, а вместе с ним и удовольствие от еды. Как, а вот этот прекрасный кусочек волшебного шоколадного торта? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ПОМЕЩАЕТСЯ.

Когда нет большого чувства голода, удовольствие от еды мы получаем через ощущение разнообразия вкусов и красоты оформления блюд. Но и ресторанная еда рано или поздно становится обыденной. Железное правило «вкусно, когда голодно» работает и здесь.

Удовольствие от удовлетворения потребности мы получаем только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Как только потребность удовлетворяется, организм сигнализирует нам прекращением удовольствия вплоть до отвращения.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что объем нашего тела ограничен и все удовольствия, направленные на потребление В СЕБЯ всегда конечны. Вопреки распространенному мнению, увеличение объема потребления не делает человека счастливее. Пресыщенные своим богатством праздные толстосумы нисколько не счастливее обычных людей.

Дураков работа любит?

С другой стороны, мы встречаем людей, которые трудятся день и ночь, получая от своей работы настоящее удовольствие. Хирург, который проводит в больнице большую часть своей жизни, спасая людей и делая сложнейшие операции, тем не менее, чувствует себя нужным и счастливым. Программист, который не может отойти от компьютера, пока не придумает тот самый нужный код, полностью поглощен своей новой идеей и слышать не хочет об отдыхе. Автолюбитель, все вечера и отпуска проводит у себя в гараже, так как собирает из двух старых машин одну, но принципиально новую.

И много, много других людей, настолько увлеченных своей работой, что готовы отдавать ей все свое время, забывая не только о развлечениях, но и об отдыхе. Почему же так происходит?

Не кочегары мы, не плотники, или Счастье в труде!

Объяснение дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она утверждает, что человечество – это вид, а каждый человек – представитель вида, имеющий свою видовую роль. Его природная задача – не получение удовольствий исключительно для себя, а выполнение своей индивидуальной задачи в общем деле развития человечества.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек рождается с определенными заданными от природы наборами психических свойств – векторами, которых всего существует восемь. В одном человеке может сочетаться несколько векторов, которые не только определяют его желания по выполнению видовой роли, но и обеспечивают возможность их выполнения.

Если человек делает то, для чего его предназначила природа, то выравнивается биохимия его головного мозга, он получает «награду» в виде наслаждения и ощущения счастья. Если нет – то он не чувствует удовлетворения от жизни, от своего труда и страдает.

Отдых и развлечения принципиально не могут давать ощущения счастья для человека, так как они направлены на получение индивидуального удовлетворения «вовнутрь». Тогда как труд на благо общества, то есть «наружу», в соответствии со своим предназначением естественным образом наполняет человека радостью.

Потребление вовнутрь ограничено, отдача – бесконечна!

Когда человек выполняет свою программу, реализовывает себя в социуме, живет «на отдачу», то он не устает, а, наоборот, в нем как бы открывается новый, дополнительный источник энергии. Он успевает сделать намного больше, его не мучают болезни и напасти и, самое главное, он чувствует себя счастливым. Такие люди долго живут и сохраняют активность до глубокой старости.

Когда же человек не чувствует себя востребованным, не может реализовать себя, найти себе дело по душе, то ощущение радости жизни постепенно пропадает, накапливается усталость от жизни, и не помогают ни отдых, ни развлечения. И человек постепенно, посредством болезней, уходит из жизни. Мы наблюдаем это на примере пенсионеров. Вышел на пенсию, кажется, отдыхай, расслабляйся, радуйся жизни. Но нет, человек без работы начинает скучать, страдать и болеть.

Как это работает?

Что это за таинственное предназначение и как его найти? Как на самом деле работает принцип удовольствия? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает исчерпывающий ответ для каждого. Для ясности приведем некоторые примеры.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир. (10, 209)

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота - не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда - это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. (10,210)

Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. (10, 210)

Если в старшем возрасте... большой побуждающей силой является нравственное сознание... то для ребенка младшего возраста творческая сторона самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят то же, чем влечет их и сказка и игра: яркое проявление самых сильных ин­теллектуальных и эмоциональных качеств человека. (6, 85)

Нельзя ожидать, что с первых же шагов трудовой деятельности труд будет привлекательным для ребенка и он сразу полюбит его. Наоборот, в настоящем труде на первых порах разочарование приходит гораздо раньше усталости. Подлинная любовь к труду воспитывается благодаря осознанию ребенком созидательной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда. Без этого элемента сознательности принуждение наталкивается на упорство учащихся, которое возрастает по мере усиления принуждения.

Дети есть дети, и удовлетворение им приносит прежде всего интересная деятельность. Кое-кто из педагогов считает, что интерес не может быть надежным стимулом к труду. Этот вопрос нуждается в уточнении. Надо различать, что вызывает интерес у детей - деятельность, к которой они имеют наклонность, или желаемый результат деятельности. Есть интересные занятия, в которых, по существу, нет труда. Если все усилия, вся энергия детей расходуются только на такие интересные занятия, это развращает их. Иногда дело доходит до смешных, курьезных случаев: явному лодырю, бездельнику стремятся подобрать «интересное занятие», которое, дескать, увлечет его и вылечит от всех пороков. Опыт убеждает, что лодыри там и появляются, где есть интересное времяпрепровождение, но нет интересного труда.

В чем же должен заключаться для детей интерес в труде? Труд сам по себе для детей интереса не представляет, нельзя себе представить, чтобы дети, направляясь, например, на волейбольную площадку и увидев невскопанные грядки и лежащие рядом лопаты, с радостными возгласами взялись бы за лопаты, вскопали грядки, забыв об игре в волейбол. Таких вещей не бывает. А ведь, играя в волейбол, дети расходуют значительно больше энергии, чем вскапывая небольшую грядку. Но игра приносит удовлетворение, вскапывание грядок само по себе удовлетворения не дает. Интерес к труду и чувство удовлетворения от труда приобретаются, развиваются. Для детей интерес в труде должен заключаться в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять растение давать урожай больше, инструмент - придавать дереву или металлу желаемую форму. Чем сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь воспитанников. (3, 16)

Притягательную силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это и предвкушение удовлетворения от осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и осознание выполненного долга перед коллективом, и чувство ответственности за выполнение необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовую деятельность, в трудовой процесс что-то новое. Максимально усиливая все эти побуждения, мы в практике воспитания стремились к тому, чтобы самым сильным из них был замысел. Без замысла не может быть и речи об активных усилиях. При этом надо учитывать, что чем меньше у ребенка жизненный опыт, чем ограниченнее его физические силы, тем больше в этом замысле должно быть чисто детского, идущего от игры. Результат труда должен быть как можно нагляднее, вещественнее, ощутимее. (3, 17)

Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника. (3, 18)

Общественная значимость производительного труда определяется еще и тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»... Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим. Педагогический коллектив Павлышской школы стремится, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса - от осознания цели... до глубокого удовлетворения его результатами. (3, 19)

Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение. Это неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Внутреннее побуждение к труду является могучей дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. (3, 20)

Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения.

Как можно меньше случайного, непредусмотренного, «аварийного» труда - таково непреложное правило воспитания трудолюбия. (3, 21)

Чем больше осознает воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступает в качестве побуждающего стимула его собственная совесть. (6, 99)

Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт. (11, 358)

Мы глубоко верим в облагораживающую силу труда. Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком.

Я беру за руку самого трудного, «неисправимого» ребенка, привожу его на виноградный питомник и говорю: «Давай трудиться вместе со мной, со всем коллективом». И когда мы работаем вместе, каким бы он «безнадежным» ни казался, у него пробуждается желание работать. Подлинная трудность заключается не в том, что ребенок труден сам по себе, а в том, что много раз приходится брать его за руку, помогать разобраться в сложностях жизни, предостерегать от неправильных шагов. Но для этого необходимо воспитать у него любовь к труду. Приходит день, когда трудный и «неисправимый» передает плоды своего труда людям и переживает радость этого. С этого мгновения в нем родился настоящий человек. (9, 76)

Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда - это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, отрочестве и юности, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества. (8, 14)

Педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Опыт убеждает, что нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд. Если мы видим, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, мы начинаем раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. С этого начинается индивидуальный подход к ребенку. У каждого учителя, у директора, у завуча есть свои питомцы - двое-трое трудных детей, которым приходится жить в неблагоприятной семейной обстановке, которые не знают любви и ласки родителей. Мы находим дорожку к сердцам этих детей прежде всего потому, что мы их друзья в труде, нас и их волнуют одни и те же замыслы, цели, планы. (11, 354)

Неотразимое, исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. Наши учителя начальных классов в первую осень школьной жизни закладывают с детьми маленькие питомники для выращивания цветов. Весной мы вместе с детьми пересаживаем эти цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья, любуемся их красотой. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева к дичку, пересадить дерево, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми - это самые радостные часы нашего педагогического труда. (11, 367)

Как бы хорошо ни был организован учебный труд, в нем всегда есть известное однообразие. Возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем, что перед учениками ставится далекая, увлекательная цель... Для этого надо выделить из учебного труда какой-то законченный этап, совершенно ясный для учащихся. Ведь одной из причин, порождающих равнодушие и отвращение к учению, является то, что учение представляется учащимся скучнейшим делом, которому нет конца. Особенно опасно подобное отношение к учебному труду в средних и старших классах. Подросткам, юношам и девушкам надо обязательно показывать перспективу труда при изучении отдельных предметов и разделов. Без этой перспективы ученик может превратиться в автомат, выполняющий домашние задания «от такой-то до такой-то страницы», (3, 145, 147)

Учащихся влечет труд, в котором открываются возможности для постоянного совершенствования, движения вперед. Попытка построить производительный труд на простейших операциях, усвоенных на первом этапе производственного обучения, вызывает разочарование, а потом и равнодушие к профессии. (3, 372)

Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Если единственной целью труда является выполнение как можно большего объема работы (чаще всего не требующей серьезных знаний, умений и навыков), ослабляются воспитательные стороны производительности труда. Это может... приостановить развитие наклонности, ослабить интерес к результатам работы, привить равнодушие к качеству труда. (3, 329)

Можно услышать такие рассуждения: «Загрузите его (подростка) работой, чтобы не оставалось слишком много времени - и никаких трудностей переходного периода не будет». Это примитивное, упрощенное и вредное для практики представление как о деятельности, так и о духовной жизни вообще. Во-первых, неумная «загрузка» рук может вылиться в перегрузку, что крайне вредно для растущего организма подростка. Во-вторых, физический труд не играет решающей роли в духовной жизни человека, а тем более формирующейся, развивающейся личности, если этот труд не является средством закалки духовных сил. Больше того, если физический труд поглощает все время и силы человека, его духовная жизнь становится убогой и бесперспективной... Одностороннее понимание деятельности на практике приводит иногда к таким результатам: у учащихся в возрасте от 12 до 15-16 лет может возникнуть пренебрежительное отношение к труду. Если же деятельность имеет богатую идейную основу и доставляет им ощущение полноты; насыщенности духовной жизни, то подростки могут выполнить физический труд значительно больший, чем они выполняют обычно. (6, 88)

Воспитание дисциплинированности вообще должно строиться на основе дисциплины труд а... Труд в коллективе является естественным состоянием чело­века, и уже это одно состояние дисциплинирует. Но труд дисциплинирует вовсе не тем, что он не оставляет времени для безделья, а самой своей сущностью. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других. Эти качества возникают тогда, когда вовлечение в труд начинается после нескольких лет безделья. (3, 426)

Боязнь труда рождается в том случае, если условия [окружающей жизни] противоречат требованиям: на словах одно, а на деле другое, в классе разговоры о творческом физическом и созидательном умственном труде, а за стенами школы - нарушение агротехники, стремление восполнить низкий уровень культуры производства чрезмерными физическими усилиями. Молодежь вообще очень чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом, а несоответствие, относящееся к вопросам труда, приносит особенно большой вред... (3, 119)

В трудовой деятельности подрастающего поколения имеют место два вида труда - безвозмездный и оплачиваемый. Планируя соотношения этих двух видов труда, мы ориентируемся на глубокие изменения, которые происходят в нашем обществе. Трудящиеся получают все больше жизненных благ из общественных фондов потребления и независимо от их личного труда. Удельный вес благ такого рода в жизни детей несравненно больше, чем в жизни взрослых, и это возлагает на нас, воспитателей, большую ответственность. Ученики должны понимать трудовую ценность благ, которые они получают от общества бесплатно. Для этого мы и вовлекаем их в безвозмездный труд для общества. Чем больше получает молодое поколение благ, стоимость которых оно не оплачивает своим личным трудом, тем более необходим его безвозмездный труд. (11, 322)

Чем выше уровень материальной обеспеченности детей на данном этапе развития нашего общества, тем важнее участие их в безвозмездном труде для общества... Воспитанники создают свои коллективные фонды, на которые приобретаются не только предметы культурно-бытового назначения, но и станки, инструменты для рабочих комнат и мастерских, электромоторы для действующих моделей, батареи для радиоприемников, мотоциклы, швейные машины, (8, 135)

Коммунистический труд - труд по способности - не может ограничиться индивидуальной нормой. К труду без нормы мы должны готовить наших воспитанников уже сейчас, сегодня. Чтобы каждый воспитанник испытывал потребность давать как можно больше обществу, мы утверждаем новые, коммунистические взаимоотношения в коллективе. (7, 24)

Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир. (10, 209)

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она немыслима без чувствования красоты, но здесь красота - не только то, что получает ребенок, но прежде всего то, что он создает. Радость труда - это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. (10,210)

Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. (10,210)

Если в старшем возрасте... большой побуждающей силой является нравственное сознание... то для ребенка младшего возраста творческая сторона самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят то же, чем влечет их и сказка и игра: яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека. (6, 85)

Нельзя ожидать, что с первых же шагов трудовой деятельности труд будет привлекательным для ребенка и он сразу полюбит его. Наоборот, в настоящем труде на первых порах разочарование приходит гораздо раньше усталости. Подлинная любовь к труду воспитывается благодаря осознанию ребенком созидательной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда. Без этого элемента сознательности принуждение наталкивается на упорство учащихся, которое возрастает по мере усиления принуждения.
Дети есть дети, и удовлетворение им приносит прежде всего интересная деятельность. Кое-кто из педагогов считает, что интерес не может быть надежным стимулом к труду. Этот вопрос нуждается в уточнении. Надо различать, что вызывает интерес у детей - деятельность, к которой они имеют наклонность, или желаемый результат деятельности. Есть интересные занятия, в которых, по существу, нет труда. Если все усилия, вся энергия детей расходуются только на такие интересные занятия, это развращает их. Иногда дело доходит до смешных, курьезных случаев: явному лодырю, бездельнику стремятся подобрать «интересное занятие», которое, дескать, увлечет его и вылечит от всех пороков. Опыт убеждает, что лодыри там и появляются, где есть интересное времяпрепровождение, но нет интересного труда.
В чем же должен заключаться для детей интерес в труде? Труд сам по себе для детей интереса не представляет, нельзя себе представить, чтобы дети, направляясь, например, на волейбольную площадку и увидев невскопанные грядки и лежащие рядом лопаты, с радостными возгласами взялись бы за лопаты, вскопали грядки, забыв об игре в волейбол. Таких вещей не бывает. А ведь, играя в волейбол, дети расходуют значительно больше энергии, чем вскапывая небольшую грядку. Но игра приносит удовлетворение, вскапывание грядок само по себе удовлетворения не дает. Интерес к труду и чувство удовлетворения от труда приобретаются, развиваются. Для детей интерес в труде должен заключаться в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять растение давать урожай больше, инструмент - придавать дереву или металлу желаемую форму. Чем сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь воспитанников. (3, 16)

Притягательную силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это и предвкушение удовлетворения от осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и осознание выполненного долга перед коллективом, и чувство ответственности за выполнение необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовую деятельность, в трудовой процесс что-то новое. Максимально усиливая все эти побуждения, мы в практике воспитания стремились к тому, чтобы самым сильным из них был замысел. Без замысла не может быть и речи об активных усилиях. При этом надо учитывать, что чем меньше у ребенка жизненный опыт, чем ограниченнее его физические силы, тем больше в этом замысле должно быть чисто детского, идущего от игры. Результат труда должен быть как можно нагляднее, вещественнее, ощутимее. (3, 17)

Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника. (3,18)

Общественная значимость производительного труда определяется еще и тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»... Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим. Педагогический коллектив Павлышской школы стремится, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса - от осознания цели... до глубокого удовлетворения его результатами. (3, 19)

Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение. Это неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Внутреннее побуждение к труду является могучей дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. (3,20)

Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения.
Как можно меньше случайного, непредусмотренного, «аварийного» труда - таково непреложное правило воспитания трудолюбия. (3, 21)

Чем больше осознает воспитанник возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле и тем ярче для него выступает в качестве побуждающего стимула его собственная совесть. (6,99)

Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт. (11,358)

Мы глубоко верим в облагораживающую силу труда. Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком. Я беру, за руку самого трудного, «неисправимого» ребенка, привожу его на виноградный питомник и говорю: «Давай трудиться вместе со мной, со всем коллективом». И когда мы работаем вместе, каким бы он «безнадежным» ни казался, у него пробуждается желание работать. Подлинная трудность заключается не в том, что ребенок труден сам по себе, а в том, что много раз приходится брать его за руку, помогать разобраться в сложностях жизни, предостерегать от неправильных шагов. Но для этого необходимо воспитать у него любовь к труду. Приходит день, когда трудный и «неисправимый» передает плоды своего труда людям и переживает радость этого. С этого мгновения в нем родился настоящий человек. (9,76)

Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда - это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, отрочестве и юности, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества. (8,14)

Педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Опыт убеждает, что нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд. Если мы видим, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, мы начинаем раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. С этого начинается индивидуальный подход к ребенку. У каждого учителя, у директора, у завуча есть свои питомцы - двое-трое трудных детей, которым приходится жить в неблагоприятной семейной обстановке, которые не знают любви и ласки родителей. Мы находим дорожку к сердцам этих детей прежде всего потому, что мы их друзья в труде, нас и их волнуют одни и те же замыслы, цели, планы. (11,354)

Неотразимое, исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. Наши учителя начальных классов в первую осень школьной жизни закладывают с детьми маленькие питомники для выращивания цветов. Весной мы вместе с детьми пересаживаем эти цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья, любуемся их красотой. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева к дичку, пересадить дерево, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми - это самые радостные часы нашего педагогического труда. (11, 367)

Как бы хорошо ни был организован учебный труд, в нем всегда есть известное однообразие. Возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем, что перед учениками ставится далекая, увлекательная цель... Для этого надо выделить из учебного труда какой-то законченный этап, совершенно ясный для учащихся. Ведь одной из причин, порождающих равнодушие и отвращение к учению, является то, что учение представляется учащимся скучнейшим делом, которому нет конца. Особенно опасно подобное отношение к учебному труду в средних и старших классах. Подросткам, юношам и девушкам надо обязательно показывать перспективу труда при изучении отдельных предметов и разделов. Без этой перспективы ученик может превратиться в автомат, выполняющий домашние задания «от такой-то до такой-то страницы». (3, 145, 147)

Учащихся влечет труд, в котором открываются возможности для постоянного совершенствования, движения вперед. Попытка построить производительный труд на простейших операциях, усвоенных на первом этапе производственного обучения, вызывает разочарование, а потом и равнодушие к профессии. (3,372)

Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Если единственной целью труда является выполнение как можно большего объема работы (чаще всего не требующей серьезных знаний, умений и навыков), ослабляются воспитательные стороны производительности труда. Это может... приостановить развитие наклонности, ослабить интерес к результатам работы, привить равнодушие к качеству труда. (3, 329)

Можно услышать такие рассуждения: «Загрузите его (подростка) работой, чтобы не оставалось слишком много времени - и никаких трудностей переходного периода не будет». Это примитивное, упрощенное и вредное для практики представление как о деятельности, так и о духовной жизни вообще. Во-первых, неумная «загрузка» рук может вылиться в перегрузку, что крайне вредно для растущего организма подростка. Во-вторых, физический труд не играет решающей роли в духовной жизни человека, а тем более формирующейся, развивающейся личности, если этот труд не является средством закалки духовных сил. Больше того, если физический труд поглощает все время и силы человека, его духовная жизнь становится убогой и бесперспективной... Одностороннее понимание деятельности на практике приводит иногда к таким результатам: у учащихся в возрасте от 12 до 15-16 лет может возникнуть пренебрежительное отношение к труду. Если же деятельность имеет богатую идейную основу и доставляет им ощущение полноты, насыщенности духовной жизни, то подростки могут выполнить физический труд значительно больший, чем они выполняют обычно. (6, 88)

Воспитание дисциплинированности вообще должно строиться на основе дисциплины труда... Труд в коллективе является естественным состоянием человека, и уже это одно состояние дисциплинирует. Но труд дисциплинирует вовсе не тем, что он не оставляет времени для безделья, а самой своей сущностью. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других. Эти качества возникают тогда, когда вовлечение в труд начинается после нескольких лет безделия. (3,426)

Боязнь труда рождается в том случае, если условия [окружающей жизни] противоречат требованиям: на словах одно, а на деле другое, в классе разговоры о творческом физическом и созидательном умственном труде, а за стенами школы - нарушение агротехники, стремление восполнить низкий уровень культуры производства чрезмерными физическими усилиями. Молодежь вообще очень чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом, а несоответствие, относящееся к вопросам труда, приносит особенно большой вред... (3, 119)

В трудовой деятельности подрастающего поколения имеют место два вида труда - безвозмездный и оплачиваемый. Планируя соотношения этих двух видов труда, мы ориентируемся на глубокие изменения, которые происходят в нашем обществе. Трудящиеся получают все больше жизненных благ из общественных фондов потребления и независимо от их личного труда. Удельный вес благ такого рода в жизни детей несравненно больше, чем в жизни взрослых, и возлагает на нас, воспитателей, большую ответственность. Ученики должны понимать трудовую ценность благ, которые они получают от общества бесплатно. Для этого мы и вовлекаем их в безвозмездный труд для общества. Чем больше получает молодое поколение благ, стоимость которых оно не оплачивает своим личным трудом, тем более необходим его безвозмездный труд. (11, 322)

Чем выше уровень материальной обеспеченности детей на данном этапе развития нашего общества, тем важнее участие их в безвозмездном труде для общества... Воспитанники создают свои коллективные фонды, на которые приобретаются не только предметы культурно-бытового назначения, но и станки, инструменты для рабочих комнат и мастерских, электромоторы для действующих моделей, батареи для радиоприемников, мотоциклы, швейные машины. (8, 135)

Коммунистический труд - труд по способности - не может ограничиться индивидуальной нормой. К труду без нормы мы должны готовить наших воспитанников уже сейчас, сегодня. Чтобы каждый воспитанник испытывал потребность давать как можно больше обществу, мы утверждаем новые, коммунистические взаимоотношения в коллективе. (7, 24)

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Трудовое воспитание предполагает разрешение двух основных задач, неразрывно связанных между собой, воспитание у детей трудолюбия и вооружение их необходимыми умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.

Ошибочно думать, что трудолюбие можно воспитать вне труда. Оно скорее представляет собой результат систематической и правильно организованной трудовой деятельности, чем ее предпосылку. У ребенка не может развиться любовь к труду до тех пор, пока он на опыте не узнает, в чем радость труда, в чем его смысл и значение. Поэтому одних разговоров о труде, как бы ни были они занимательны и красочны, недостаточно для того, чтобы возбудить у детей любовь к труду.

Трудолюбие – драгоценное качество человека, которое во многом определяет собой его поведение. Все лучшие моральные качества вырастают на этой основе: упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициативность – качества, которые нужны для трудовой жизни и которые делают труд человека делом чести, делом славы, делом доблести и геройства.

Поэтому трудовое воспитание не может сводиться только к тому, чтобы привить детям некоторые трудовые навыки. Главное – воспитать людей, для которых труд является высшим общественным долгом, источником творческой радости и наслаждения, дающим глубокое моральное удовлетворение.

Поскольку свободный и творческий труд является основой развития общества, воспитание подрастающего поколения немыслимо без воспитания прогрессивного отношения к труду, которое включает в себя «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».

К труду должна привлекать не награда, а сознание его общественной ценности и значимости, радость преодоления трудностей, радость победы – это и будет началом воспитания прогрессивного отношения к труду, Естественное стремление ребенка к деятельности надо направлять на выполнение таких работ, которые ему интересны и посильны, которые постепенно усложняются и развивают убеждение в радости труда.

Если работа интересная, она увлекает и дает возможность проявить инициативу, полностью использовать свою силу и энергию – тем самым развивается трудолюбие.

Конечно, нельзя ограничиваться только приятной для детей работой. Надо учить их видеть радость в любом труде, которая дается ценой преодоления препятствий в процессе труда.

Успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, влечет вновь взяться за дело. Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим и переходя от одного успеха к другому, начинает чувствовать потребность в труде.

Представление о труде как о высшей награде и почетном праве должно воспитываться с ранних лет у наших детей.

Одна мать так приучала к самообслуживанию свою четырехлетнюю дочь:

– Светлана, когда ты научишься делать это хорошо, я разрешу тебе самой одеваться, умываться и причесываться. Вот так же, как это делаем я и папа.

Для Светланы настал, наконец, долгожданный день, когда мать объявила:

– Вот теперь ты умеешь это делать очень хорошо, аккуратно и быстро. Поэтому я тебе позволяю всегда одеваться и раздеваться самой. Конечно, кроме тех дней, когда ты плохо себя будешь вести.

И девочка огорчалась, если такие дни случались. Было стыдно: она умеет это делать не хуже, чем мать, а ее, «как маленькую», раздевают и умывают.

Она плакала и просила:

– Мамочка, не надо! Лучше ты меня целый день не пускай гулять.

В один из дней, когда Светлана очень хорошо себя вела, мать сказала:

– Ты сегодня была такая замечательная, что я тебе даже разрешаю помочь мне вымыть посуду.

До сих пор ее вряд ли интересовало это занятие. Но волшебная фраза «я тебе разрешаю» сразу сделала для нее необычайно привлекательным несложный процесс мытья чайной посуды. Светлана приступила к нему с истинным вдохновением.

По мере того как Светлана вырастала, этих «прав» у нее становилось все больше. Она начинала их выпрашивать сама:

– Мамочка, ну позволь мне вымыть пол.

Вот увидишь, я это сделаю хорошо.

И, когда разрешение давалось, Света так старалась, что выходило действительно хорошо. Она получала постоянное право участвовать в тех хозяйственных делах, которые умела выполнить отлично.



Кадры