Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга. В чем польза чтения и что читать для саморазвития

Буквально ещё до конца 20 века нам было интересно читать книги – мы читали сами, ходили в библиотеки, читали детям на ночь. Это говорило о культуре, об эрудированности и интеллектуальности личности. Развитие цифровых технологий во многом изменило наш быт и наши привычки. Россия перестала быть самой читающей страной, и большинство из наших граждан за год вообще не открывали книгу.

Сегодня в роли обычных бумажных книг выступают планшеты, компьютеры, телевизоры и прочие гаджеты. Мы смотрим фильмы и слушаем аудиокниги. Мы отдалились сами и отдалили наших детей от себя. Чтение сказок мы заменили на мультфильмы сомнительного содержания, иногда вовсе не соответствующие детскому возрасту, почему-то решив, что в современном мире всё должно быть по современному, в том числе и воспитание детей, и средства, используемые в этом процессе.

Развитие грамотности начинается с момента формирования в утробе матери и рождения ребёнка. Специалисты по детскому развитию утверждают, что дети учатся читать задолго до того, как они начинают говорить и формировать из слов предложения. А в дошкольные годы, дети осваивают навыки и знания, которые становятся базой для их дальнейшего развития.

И лучший способ – это чтение.

Детям в возрасте 3-5 лет становится доступна "теория сознания", другими словами, понимание мыслей, взглядов и желаний других людей, которые могут отличаться от их собственных. Примерно в этом же возрасте ребёнок начинает понимать, что думают и чувствуют персонажи книг. Наиболее эффективным способом является совместное чтение вместе с родителями. Проведённое вместе время благотворно влияет на эмоциональное состояние малыша.

Рекомендуется читать не только перед сном, а как можно чаще. Конечно огромное значение будет иметь качество выбранных книг и, что будет загружаться в сознание ребёнка. Раньше наши родители читали нам старые добрые сказки, незаслуженно забытые в наше время. А ведь именно они нужны ребёнку как воздух. Именно они дают почву для полета фантазии и развития речи. Более того, это ещё и программа действий, модель для выстраивания жизни, способы реагирования на жизненные ситуации. Любые сказки полезны и добрые и злые, а наша задача разъяснить в момент чтения, какие черты героев лучше «примерить» на себя.

Человеку нужны годы жизни, чтобы увидеть всю палитру людских эмоций и поступков. Сказка же помогает познавать всё это уже в первые годы жизни – что есть добро и зло, благородство и подлость. И даже, если в сказке главный герой совершает отрицательные поступки, необходимо выбирать ту сказку, где он перевоспитывается и у сказки хорошее завершение, где герой побеждает с помощью ума, смелости, а не подлости. Так же любую сказку необходимо обсуждать, оценивать поступки героев, задавать вопросы о прочитанном, просить высказать суждения о героях и сюжете. Позволить ребёнку воображать и мечтать. Уметь находить зерно мудрости и нравственности, заложенное в сказке нашими предками.

«Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Необходимость в чтении книг есть не только у детей, но и взрослых. Как и то, какую литературу выбирать, благотворно влияющую на развитие человеческого интеллекта. Исследование оксфордских ученых доказало, что чтение приносит для организма пользы не меньше, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В зависимости от способа чтения (читать ради удовольствия или анализируя текст) человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. При этом каждый вид неврологической нагрузки несёт свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, чтение «правильной литературы» учит высказывать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь. Поэтому прочтение художественной литературы хотя бы два часа в день лучше просмотренного фильма.

Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своём воображении совсем иную картину. Чем больше человек читает, анализируя и оценивая поведение и поступки героев произведения, тем больше и лучше формируется его характер и индивидуальность.

Стоит также отметить, прежде всего учёные рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. "Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий", - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Доктор Раймонд Мар из Йоркского Университета в Канаде говорит: “Мы воспринимаем рассказы с помощью базовых когнитивных функций. В мозге не существует специального модуля, позволяющего нам это делать, потому мы понимаем истории так же, как и реальный мир”. Новая теория ученого предполагает: чтение фантастики может улучшить способность понимать других людей. В процессе чтения люди часто думают о своем жизненном опыте. У них возникают мысли и эмоции, которые согласуются с тем, что происходит в истории. По словам Раймонда Мара, чтение фантастики может влиять на представления о социуме и вызывать размышления о прошлых и будущих социальных взаимодействиях. События, которые происходят с героем рассказа и резонируют в нашем опыте, помогают нам понять моменты из собственного прошлого. "Несмотря на то, что в фантастике много вымышленного, в ней есть и правда о человеческой психологии и отношениях", - считает Раймонд Мар.

Исследование, проведенное в 2006 году, показало: чтение фантастики влияет на способность личности угадывать психические состояния людей по фотографиям. Так же, фантастика может быть ключом к положительным изменениям в социальной жизни.

Нил Гейман в своих лекциях приводил пример: «В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: «Почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?» «Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google, и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками».

Многое, что было когда-то описано в литературе перенеслось в нашу повседневность. Нельзя не учитывать тот факт, что наши мысли могут материализовываться, а техника визуализации (именно это происходит при чтении книг) работает безупречно. Фантастическая литература демонстрирует нам другой мир, там где мы никогда не были и, возможно, никогда не узнали бы о нём. Он может быть отличным от нашего и в плохую и хорошую сторону. Посетив прекрасный мир из книги, мы можем ощутить негодование и недовольство тем, что мы имеем в реальности, и возможно у нас возникнет желание наш реальный мир изменить и улучшить. К сожалению, анализируя фантастическую литературу прошлого столетия, понимаешь, что она имеет свойство проецироваться с годами в нашей действительности. И эта проекция в большей степени разрушительна.

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что «сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит». При этом опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы "Мастера и Маргариту" Булгакова, а также все произведения Льва Толстого. Выходит, что в современном обществе всё меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, предпочитая телевидение, социальные сети и компьютерные игры. Хотя учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И это даже гораздо эффективнее, чем пешие прогулки.

Читайте хорошую художественную литературу. Развивайтесь сами и прививайте здоровую привычку к чтению книг своим детям. Не зря говорят учёные, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Наталия Комова.
Обзор научных статей.

Человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Развитие фантазии и образности

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

Развивает интеллект и язык

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг. Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти. Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями. Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных ошибок.

Повышает уровень осознанности и интуиции

Чтение учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической : сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это . А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если на иностранных , кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей. Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и каждого отдельного предложения.

Исследование, опубликованное в Journal of Business Administration, показало, что книги, которые студенты читают в колледже, непосредственно влияют на их уровень грамотности. Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли на письме. Причём правильный выбор литературы значит гораздо больше, чем постоянная письменная практика.

Студенты, которые читали научные журналы, классическую художественную и научно-популярную литературу, лучше справляются с построением синтаксически сложных предложений, чем те, кто читает незамысловатую беллетристику (детективы, фэнтези, научную фантастику) или исключительно веб-агрегаторы вроде Reddit, Tumblr и Buzzfeed. Самые высокие оценки получили студенты, которые читают серьёзные академические издания, самые низкие - те, кто читает только веб-контент.

Разница между глубоким и поверхностным чтением

Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами, которое отличается от поверхностного чтения не только узнаванием новых слов.

Глубокое чтение возможно, только если у вас есть текст, в котором много деталей, аллюзий, метафор. Тогда в мозге читающего активируются те же области, которые задействованы при переживании нового опыта.

Кроме того, глубокое чтение способствует увеличению эмпатии, умению сопереживать. Читатель, глубже погружаясь в прочитанное, начинает рефлексировать, анализировать и примерять прочитанное на себя и свой опыт. Также во время чтения человек подмечает, что именно - авторские приёмы, стилевые особенности, построение сюжета - делает книгу увлекательной и уникальной, а значит, учится писать на более серьёзном уровне.

Поверхностное чтение - это тексты, которые вы можете найти в онлайн-блогах или на развлекательных сайтах (особенно статьи со списками и жёлтыми заголовками). Таким текстам не хватает оригинального стиля, собственной точки зрения и анализа, которые могли бы стимулировать мысль. Это лёгкие короткие тексты, по которым вы быстро скользите глазами и забываете через несколько минут.

Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Глубокое чтение включает в работу отделы мозга, ответственные за зрение, слух и речь. При чтении и письме активизируются следующие мозговые центры:

  • Центр Брока: позволяет воспринимать ритм и синтаксис, помогает объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт.
  • Область Вернике: влияет на восприятие отдельных слов и смысла в общем.
  • Угловая извилина: ответственна за восприятие и использование языка.

Эти центры соединены между собой группой волокон, которые, по-видимому, помогают писателю связывать и синхронизировать язык с ритмом. При чтении ваш мозг чувствует интонацию, которая свойственна сложным текстам, и затем стремится подражать ей, когда вы пишете сами.

Существует два способа использовать глубокое чтение, чтобы научиться лучше писать.

1. Читайте стихотворения

Чем более эмоционально насыщенным был текст, тем чаще на написанное откликались области мозга (в основном в правом полушарии), которые обычно реагируют на музыку.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это значит, что перечитывание любимых стихотворений - своего рода хорошее воспоминание, которое вызывает сильные эмоции. А сильные эмоции всегда хороши для творческого письма.

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин →

2. Читайте классическую художественную литературу

Понимание психологического состояния других людей - важнейший навык для выстраивания сложных социальных отношений, свойственных человеческому обществу. И именно это помогает писателю создавать интересных персонажей и ситуации.

В теории сознания было проведено не так много исследований, позволяющих понять, чем наше сознание отличается от сознания других людей и как различаются наши эмоции. Но недавние эксперименты показали, что чтение классической художественной литературы помогает лучше понимать чужие эмоции, состояние, особенности мышления.

Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чтение в современном мире

Исследовательская (творческая) работа на Челябинский

молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"

Горбатов Глеб Дмитриевич ,

г.Челябинск, лицей № 35, класс 3-1

Руководитель:

Ишукова Юлия Анатольевна, учитель начальных классов, лицей № 35

Челябинск - 2016

План работы:

1. Введение

2. Цель работы

4. Методы исследования

5. Положительные стороны чтения

6. Влияние чтения на головной мозг человека

7. Исследовательская часть

Введение:

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20-30 лет назад. И все потому, что, во-первых, многие из читающих людей перешли на электронные книги, а, во-вторых, появилось множество других развлечений, в первую очередь, конечно же, интернет. Большинство современных людей, особенно молодежи, лучше проведут вечер, уставившись в монитор своего компьютера, чем откроют книгу. Если Вы ищете какую-либо интересующую Вас информацию в сети, вы в большинстве случаев ее найдете, но там она представлена в максимально сжатом виде, в виде цитат, тезисов, кратких изложений и субъективных мнений разных людей. Поэтому, если черпаете информацию только из интернета, Вы рискуете получить ее не только не в полном объеме, но и в редакции человека, который возможно посчитал, что часть информации не особо полезна. Помимо вышесказанного, книги обладают множеством других важных качеств.

Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.

Цель работы: Определить важность и значимость чтения в жизни современного человека

Задачи:

1) Заинтересовать чтением как можно больше детей

2) Определить положительные стороны чтения

Методы исследования: проведение эксперимента, анкетирование, изучение учебных журналов, получение информации у специалистов, использование компьютера для получения дополнительной информации. Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.

Положительные стороны чтения

1. Книга - источник знаний. Это самая главная причина, по которой рекомендуется регулярно читать. Ни один другой источник информации не даст нам такой объем качественных знаний. Книга помогает нам перенять опыт других людей и задействовать его в решении жизненных трудностей и проблем.

2. Чтение - это упражнение для ума, способствующее развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти.

3. Книги развивают в нас фантазию, творческий подход и способность к визуализации.

4. Книги обогащают наш словарный запас, повышают грамотность и качество нашей устной и письменной речи.

5. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей, но для этого нужно, чтобы книга была интересной и увлекательной. В связи с этим, многим людям книга помогает уснуть.

6. Почему всегда слышишь: «Книга намного интереснее, чем фильм»? Да потому, что читая книгу, мы сами выступаем режиссерами, а наше воображение рисует красочные сцены, которые, по нашему мнению, ни в какое сравнение не идут с тем, что мы видим в кино.

7. Чтение книг придает нам уверенности, так как читая литературу на различные темы, мы становимся более осведомленными, компетентными, получаем новые знания, которые используем в повседневной жизни, знаем ответы на те вопросы, которые раньше казались нам непонятными.

8. Чтение книг способствуют развитию коммуникативных навыков, начитанные люди могут с легкостью найти тему для разговора.

9. Чтение вслух улучшает дикцию, что способствует улучшению развитию навыка публичных выступлений.

10. Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей и мотивации.

Влияние чтения на головной мозг человека

Исследование ученых доказало, что чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин "Парк Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.

Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора. Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день.

Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина - что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. "Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий", - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда "Общественное мнение" взрослых людей - 81 процент - с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что "сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит". При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Мы" Замятина, "Котлован" Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Таким образом, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения худ. и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми. Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Исследовательская часть.

Мы решили узнать, а как обстоят дела с чтением и успеваемостью у детей, посещающих секцию «Водное поло» 2005-2007 г.р.?

Провели анкетирование среди учащихся 10-12 лет. В анкетировании приняли участие 12 человек. Результаты показали, что из 12 опрошенных 6 человек любят читать, 4человека не хотят, 2человека нет времени. Время для чтения в день 2 человека уделяют от 1,5 ч. до 3 ч., 4 человека – от 30 до 60 мин, 2 человека-от 15 до 30мин. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость школьника?» 8 ребят ответили положительно, 2 – отрицательно, 2- не знают. (Диаграмма в приложении)

Из анкетирования мы выяснили, что ребята, которые ежедневно читают, не менее 30 мин в день, успевают лучше, чем их менее трудолюбивые сверстники.

Многие психологи и педагоги выяснили, что хорошее чтение повышает умственные способности школьников, способность анализировать, сравнивать, повышает их самооценку. Хотим вас познакомить с высказываниями великих людей:

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель.

«Школа - это, прежде всего, книга,» - пишет В.А. Сухомлинский.

А вот что писал К.Г.Паустовский: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

Ещё несколько причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги:

· Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

· Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

· Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

· Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.

· Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

Много пословиц и поговорок о книге и чтении в устном народном творчестве. Вот некоторые их них:

· Кто много читает, тот много знает.

· Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

· Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

· Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Заключение

Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»

Приложение:

1. Интерес к чтению у детей 10-12 лет. (12 чел.)

2. Время, выделяемое на чтение в день

3. Влияние на успеваемость



Кадры