Что нужно знать экспедитору в первую очередь. Кто такой экспедитор? Должностная инструкция экспедитора. Смотреть что такое "экспедитор" в других словарях

Кто такой экспедитор? Чем занимается человек, в трудовой книжке которого указана эта должность? На эти вопросы чаще всего отвечают так: «Это тот, кто развозит грузы». А вот и неправильно, потому что, тот, кто развозит грузы, это либо водитель, либо курьер. Обязанности экспедитора намного сложнее, а полномочия шире.

Настоящий экспедитор – это человек, обладающий множеством как скрытых, так и явных талантов. Только представьте себе, сколько у него обязанностей. Первая, она же самая важная – это организация доставки груза. А для того, чтобы выполнить подобный заказ, нужно хорошо знать все нормативно-правовые документы. Уметь отлично разбираться во всех нюансах международных соглашений и различных конвенций по транспорту. Основы трудового законодательства и нормативные документы, регламентирующие правила транспортных перевозок, – это те документы, не зная которые сегодня вряд ли можно довезти груз из точки А в точку В.

Суть работы экспедитора заключается в предоставлении полного пакета услуг по перевозке грузов любых габаритов и грузоподъемности. Наверное, поэтому при найме на работу предпочтение отдается тем претендентам, которые обладают знаниями основ логистики и экономики. Заполнение объемистого пакета сопроводительных документов тоже входит в обязанности каждого экспедитора, а их правильность напрямую зависит от юридической грамотности человека. Наконец, без знания иностранных языков сегодня невозможно претендовать на эту должность в престижной транспортной экспедиции.

Вот и получается, что человек, решивший стать экспедитором, должен быть многоголовым драконом. Одна голова получает высшее экономическое образование, вторая изучает языки, третья – юриспруденцию. К тому же, понадобятся терпение и усидчивость. Без этих качеств вдумчивой работы с документами не получится.

Экспедитор должен проложить наиболее короткий путь провозки груза. Он сам договаривается с транспортными фирмами. А это авиационные, автомобильные, морские и железнодорожные предприятия, с каждым нужно заключить договор о фрахте транспортного средства. А еще на пути следования груза существуют таможни. На каждой свои правила, свои тарифы.

Учесть все это, вычертить самый короткий маршрут, определить стоимость и выбрать путь, который обойдется грузоотправителю дешевле, учесть все сложности… А склады, на которых груз может оказаться во время транспортировки? А сохранность, гарантия которой прописана в договоре? Все это тоже входит в обязанности экспедитора. Представляете, сколько всего он держит в голове?!

Грузоотправители нынче - люди недоверчивые и на слово не верят, поэтому постоянно требуют отчета о прохождении груза. Спасибо техническим новинкам! Благодаря им можно онлайн следить за своим грузом, а если он вдруг где-нибудь застрял, то быстро выяснить у экспедитора, в чем дело. Исправление ситуации зачастую требует присутствия этого специалиста, поэтому работа экспедитора связана с постоянными командировками.

Очень важный вопрос: «А сколько зарабатывает такой специалист?» По-разному. Все зависит от уровня той организации, в которой вы предполагаете работать. Чем шире география, чем больше у вас знаний и умений, тем выше вознаграждение за труд.

Одним словом, экспедитор – очень востребованная профессия. Масштабы, правда, разные. Экспедитор на мелькомбинате и экспедитор из агентства по международным перевозкам, в принципе занимаются одним и тем же. Только один чаще всего ездит по области и только иногда бывает в соседней. А вот второй, скорее всего, не вылезает из заграничных командировок. Что ж, большому кораблю – большое плавание!

Если профессия востребована, значит, должны быть и учебные заведения, в которых можно получить базовое образование. Но пока таковых на территории России нет, да и в сопредельных государствах тоже. Экспедиторами работают юристы и экономисты, бывшие военные и учителя. Все, как один, самоучки. Коммуникабельные и улыбчивые, ответственные и вдумчивые, они выполняют очень нужную работу.

Кстати, важность этой профессии осознавали еще в древности. В исторических документах 11 века упоминаются сопроводители грузов, а с 15 века в Европе официально начинают действовать Товарищества по перевозкам.

Несмотря на то, что объявления с вакансиями на должность не пестрят особыми требованиями к образованию, справиться с этой работой может далеко не каждый. Вместо вузовского диплома здесь понадобятся довольно специфические навыки и способности. К примеру, запоминать новые маршруты, оперативно определять кратчайший путь следования, контролировать разгрузку-погрузку, и даже — взвешивать или пересчитывать товар. И если для «внутренних» экспедиторов (осуществляющих передвижение грузов в черте города, области или страны) этого может быть вполне достаточно, то специалисту-международнику, курсирующему за пределы государственной границы, не обойтись без более серьезной подготовки.

На месте штурмана

Если говорить о «внутренних» экспедиторах, то, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий, таким работникам достаточно иметь базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки («транспорт» или «логистика»). Знать основы делопроизводства, способы и методы обработки корреспонденции, адреса постоянных корреспондентов, структуру предприятия и его подразделений. Зачастую работодатели не обращают внимания на наличие дипломов, интересуясь навыками управления и техобслуживания, знанием города и опытом вождения. Кстати, о водительских «корочках». В принципе, экспедитор принимает на себя лишь «штурманские» обязанности, сопровождая груз и планируя оптимальные маршруты передвижения, поэтому его рабочее место — справа от . Но в последнее время растет спрос на экспедиторов-водителей с солидным водительским опытом.

Работать экспедитором невозможно без знания города и основных торговых точек. Кроме этого, нужно знать абсолютно весь ассортимент развозимого товара, сроки его реализации и качество, действующие маркировки и штрих-коды. Помнить распорядок работы каждой торговой точки и время приема продукции. Не успеешь — могут возникнуть серьезные проблемы, особенно если имеешь дело с продуктами питания. Существует негласное правило: скоропортящиеся колбасы, молочную, мясную и рыбную продукцию принимают первым делом, а вот, к примеру, сыпучие продукты — строго в порядке очереди. А в супер- и мегамаркеты ежедневно прибывает порядка 150 машин от разных поставщиков, и каждый стремится быстрее сдать свой товар! Экспедитор должен уметь заполнять накладные и другую документацию по товарообороту. Научиться этому не так уж сложно, главное — запомнить и довести до автоматизма последовательность простановки необходимых штампов, печатей и подписей.

Но работа экспедитора — не просто механическая: здесь не обойтись без умения общаться с людьми, проявлять гибкость характера и нестандартность мышления. Часто возникают ситуации, выход из которых под силу найти только настоящим дипломатам. Однажды экспедитор привез на заказ в магазин партию колбасы, но напрочь отказалась ее принимать. Что же делать? Возвращаться на склад — поздно, а в машине продукты за ночь обязательно испортились бы! Как ни пытался уговорить «приютить» товар хотя бы на ночь, она ни в какую не соглашалась. Тогда решил схитрить, сказав, что иначе покупаю эту колбасу (так как она очень-очень вкусная!), и прямо сейчас устрою вечернюю трапезу. Представьте: злополучный груз сразу же приобрел новых хозяев!

Пункт назначения

Международным экспедиторам, отправляющимся в загранкомандировки, не обойтись лишь смекалкой и дипломатичностью. Во-первых, потребуются знания основных транспортных маршрутов, во-вторых, придется туговато без знания иностранного языка. В-третьих, пригодится солидный водительский стаж, ведь зачастую перевозить грузы из одной точки земного шара в другую берется грузоперевозчик (экспедитор и водитель в одном лице), который возлагает на себя полную ответственность за сохранность груза.

Международные грузовые перевозки — дело не из легких. Чтобы отправить груз из одной страны в другую, нужно «вычислить» оптимальный вид транспорта (в зависимости от характеристик и параметров груза), учесть правила, законы и традиции разных государств, составить наиболее выгодный с экономической точки зрения путь следования. В результате складывается целая логистическая цепочка, грамотно составить которую под силу только настоящим профессионалам. Все эти нюансы отнюдь не должны волновать владельца груза, так как полная ответственность за него ложится на плечи перевозчика. Быть экспедитором — не означает погрузить груз, сесть в автомобиль и забыть обо всем на свете. Помните: с этой минуты вы отвечаете за сохранность и транспорта, и перевозимого товара! Для осуществления международных перевозок обязательно нужно пройти специальное обучение, которое включает в себя короткий курс таможенного права, страховой деятельности и навыки работы со всеми необходимыми документами. И, конечно же, не обойтись без знания основ транспортной логистики.

Безусловно, в штате каждого транспортного предприятия трудятся , составляющие оптимальные маршруты перевозок. Но знания логистики на высшем уровне не помешают и профессиональному экспедитору. «Транспортный» диплом можно получить, к примеру, в Национальном транспортном университете, студенты которого изучают основы правоведения, транспортное, гражданское, трудовое и криминальное право, правила перевозок грузов и пассажиров, государственное регулирование деятельности на автомобильном транспорте. Кроме этого, учатся организовывать перевозки и управлять ими, знакомятся с транспортной системой городов. Эффективны семинары и тренинги по логистической тематике, на которых можно ознакомиться с последними новинками отрасли, научиться качественно организовывать работу и завести нужные связи.

Заметим, что подготовка и формирование профессиональных кадров в области международной транспортно-экспедиторской деятельности — одно из основных направлений деятельности Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ). Сегодня это пока единственная организация, занимающаяся профподготовкой в области международного транспортного экспедирования с выдачей диплома Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). Учебная программа составлена в соответствии с международными требованиями к данной профессии и включает минимальные стандарты требований к экспедиторам-международникам при перевозке грузов всеми возможными видами транспорта.

Слушатели курсов знакомятся с правовыми аспектами деятельности международного экспедитора, организацией деятельности украинских транспортно-экспедиторских компаний на мировом транспортном рынке, документами и формами стандарта FIATA. Уделяют внимание финансовым требованиям к экспедиторской деятельности, организации складирования и хранения грузов. Также изучают особенности международных перевозок разными видами транспорта: морским, авиационным, автомобильным, железнодорожным и речным. Не обойтись и без знания таможенных процедур и тарифов, обязанностей экспедитора по отношению к таможенной службе, различных международных конвенций и соглашений. Отдельная графа — страхование грузов и ответственности сторон. Ну и как можно осваивать транспортные магистрали мира без знания хотя бы общих сведений по географии!? Успешно прошедшие курс подготовки и сдавшие экзамены получают диплом FIATA, подтверждающий профкомпетентность экспедитора в любом из 150 государств-членов федерации.

Как видим, экспедирование грузов — одна из тех сфер деятельности, где вопреки расхожему мнению найдется место только для профессионалов. Деловые навыки, коммуникабельность и разносторонние знания — вот те качества, без которых невозможна эффективная работа современного профи по доставкам.

Экспедитор-международник должен знать…

  • общие сведения по географии;
  • правовые аспекты деятельности;
  • финансовые требования к деятельности;
  • особенности перевозки разными видами транспорта;
  • таможенные процедуры и тарифы;
  • международные конвенции и соглашения;
  • страхование грузов и ответственность сторон;
  • организацию складирования и хранения грузов.

Какими способами можно доставить груз из одного города в другой? Он может быть доставлен по воздуху, по морю и по автомобильной дороге. Однако доставка груза по воздуху может оказаться очень дорогой, по морю - слишком долгой, а автомобильная доставка - рискованной. На каком же маршруте остановиться и как сделать правильный выбор? В это вопросе поможет опытный экспедитор.

Сначала рассмотрим, кто такой экспедитор .

Проще говоря, экспедирование – это, по сути, организация грузоперевозок. Многие полагают, экспедиторы - это люди, сопровождающие груз. Однако это не верно. Если человек только сопровождает груз, то это скорее курьер, а не экспедитор. Также есть такая специализация как экспедитор-торговый представитель, который занимается доставкой груза в конкретные точки. Торговый представитель, как правило, имеет договор с несколькими фирмами и реализует их товар. Специалист, который сам организует и проводит транспортировку груза, называется экспедитором-перевозчиком.

В этой статье рассмотрим вопросы о транспорт но экспедиционных компаниях, то есть об организациях, доставляющий грузы из точки А в точку Б, на каком бы расстоянии они не находились.

Работники экспедиционных компаний являются специалистами широкого профиля. В их распоряжении либо собственный автопарк, либо договоренность с несколькими транспортными компаниями. Экспедиторы ориентируются в положительных и отрицательных сторонах грузоперевозок разными видами транспортами. И перевозки планируются исходя из этого. И все-таки что же делает экспедитор? Выбирает наиболее оптимальный вид транспортного средства.

На сегодня довольно большой популярностью пользуются мультимодальные перевозки, которые предполагают использовать разные виды транспорта. К примеру, сначала груз отправляется по морю, затем по железной дороге. И как раз работа по растамаживанию груза, поиску подходящих грузовых вагонов и организации перевалки груза на поезд должна выполняться экспедитором. При этом должны быть соблюдены сроки перевозки. Экспедитор ориентируется во временных рамках перевозки груза разными видами транспорта по разным маршрутам. Поэтому он может оптимально распланировать передвижение груза.

Одной из самых важных обязанностей экспедитора является контролирование состояния груза. Пока груз находится в пути, за него несет ответственность транспортно-экспедиционная компания. И если с ним что-либо случиться, то спрашивать заказчик будет именно с компании. Транспортно-экспедиционная компания заинтересована в том, чтобы доставить груз в назначенное место в целости и сохранности. Поэтому и страхование, разгрузку и погрузку груза также осуществляет экспедиционная фирма.

Вы можете отслеживать местонахождение своего груза, экспедиционная компания предоставляет эту информацию клиентам. Вы всегда будете в курсе, где и в каком состоянии находится ваш груз.

Кроме организации и контроля над перевозкой груза, экспедитор оформляет все сопроводительные документы. Накладные, путевые листы и многие другие документы ложатся на плечи сотрудников компании-перевозчика, которые компетентны в вопросах налогового и нормативного законодательства. Документацией для таможни занимаются специалисты, ориентирующиеся в юридическом оформлении внешнеэкономической деятельности. И если в каком-либо документе будет допущена ошибка, исправлять ее будет экспедитор. Это также является экспедитора обязанностями. И благодаря опытности и профессионализму, экспедитор сможет сделать это так, что эти моменты не отразятся на перевозке груза ни коим образом. Поэтому все эти документы должны оформляться только специалистами, иначе вы рискуете понести убытки.

Отличительными чертами хорошей экспедиционной компании является не только оперативная доставка груза из одной точки в другую. Лидирующие компании на рыке грузоперевозок всегда изучают существующую среду и делают соответствующие выводы. Экспедиторы могут помочь клиентам в решении стратегических вопросов. К примеру, клиент желает какими-либо путями снизить таможенные платежи. И экспедиционная компания сделает анализ всех возможных способов сократить издержки и выберет наиболее оптимальный, который будет устраивать и заказчика, и компанию. И сделать это под силу только опытному экспедитору.

Подведем итоги

Итак, что же входит в экспедиторские должностные обязанности :

  • выбор наиболее оптимального маршрута и способа перевозки груза;
  • поиск и фрахтование транспортных средств;
  • обеспечение своевременной подачи транспортного средства на место погрузки и разгрузки груза;
  • оформление документации, сопровождающей товар, и таможенных документов;
  • погрузка, разгрузка, дробление, консолидация и хранение грузов;
  • занимаются оформлением согласований для перевозок опасных и малогабаритных грузов и их сопровождение;
  • полностью контролируют перевозку груза.
Экспедитор должен четко соблюдать должностную инструкцию. Ознакомиться с ней можно, вбив в поиск: «экспедитор должностная инструкция».

Собственно, почему же является выгодным обратиться к экспедитору? Ведь он по сути является посредником в международных грузоперевозках. В большинстве случаев экспедиторы имеют договоренности с разными компаниями-перевозчиками и заказчиками. Это дает возможность оптимизировать транспортный процесс. При этом предпринимаются все усилия во избежание невыгодных для перевозчиков пробегов вхолостую или простоев транспортных средств. У экспедитора имеется большое количество информации, которой он оперирует. Он фрахтует тот транспорт, который расположен как можно ближе к месту загрузки. Благодаря этому снижаются транспортные затраты. У экспедиторов имеются весьма привлекательные скидки от транспортных предприятий, потому что они являются самыми крупными заказчиками компаний-перевозчиков. Это позволяет клиентам заказать перевозку груза по сниженной цене.

Кто такой экспедитор? Если обратиться к толковому словарю, то экспедитор - это специалист, в обязанности которого входит организация, планирование и сопровождение перевозки груза. Должность же человека, который не только занимается организацией грузоперевозки, но и сам ее осуществляет, называется "экспедитор-перевозчик". Транспортно-экспедиционная компания - которая занимается доставкой различного вида грузов по всему земному шару.

Руководители многих компаний, желая сэкономить, самостоятельно занимаются планированием и организацией перевозок грузов. Данная экономия подходит в тех случаях, если расстояние транспортировки груза не превышает пару сотен километров, но когда речь идет о доставке товара, например, из Европы в Сибирь, то это работа экспедитора. Экспедитор - это специалист, который должен распланировать перевозку так, чтобы не было срыва сроков, отведенных на нее. Он должен составить план транспортировки груза и выбрать оптимальный ее способ. Ведь экспедитор - это работник транспортно-экспедиционной компании, который знает как положительные, так и отрицательные стороны перевозки грузов определенным видом транспорта в конкретном регионе.

На сегодняшний день особо популярны которые совмещают в себе использование различных средств. Например, из Америки в Европу груз идет по морю, а затем попадает на железную дорогу и далее по складам развозится автомобильным транспортом.

Экспедитор - это специалист компании, контролирующий текущее состояние доверенного ему груза. Здесь следует сказать, что во время перевозки товара лежит на транспортно-экспедиционной компании. Поэтому экспедитор должен приложить все возможные и невозможные усилия для того, чтобы груз был доставлен в первоначальном состоянии. Также экспедитор - компании, следящий за этапами погрузки и разгрузки.

Для того чтобы стать лидером на рынке транспортно-экспедиционных услуг, компании нужно не только быть в курсе всех событий в сфере грузоперевозок, но и делать соответствующие выводы. Хороший экспедитор всегда найдет возможность минимизировать таможенные платежи. Он проанализирует возможные способы сокращения расходов и, конечно же, подберет оптимальный вариант доставки. Из всего сказанного можно сделать вывод, что стать хорошим, высококвалифицированным экспедитором можно лишь в случае достаточного уровня профессиональных знаний.

В данной статье мы разобрали основные тонкости и нюансы работы экспедитора. Доверяя груз транспортно-экспедиционной компании, заказчику не придется тратить свое время на решение вопросов растаможки, фрахтовки и транспортировки различных тяжеловесных грузов. Это все сделать под силу квалифицированному специалисту, а заказчик тем временем получит в минимальный промежуток времени свой груз и, конечно же, сэкономит драгоценное время для выполнения не менее важных дел.



Кадры