Что должен знать каждый пассажир такси? Пассажиров такси хотят застраховать

Станут ли после этого поездки безопаснее и дороже

Группа депутатов Госдумы от разных фракций внесла на рассмотрение коллег инициативу, которая предусматривает ответственность агрегаторов за причинение вреда здоровью и имуществу пассажиров, пользующихся услугами такси. Сейчас действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» не распространяется только на этот вид транспорта.

Что предлагают депутаты

Изначальную версию законопроекта об обязательном страховании пассажиров перевозчиками легкового такси на рассмотрение палаты внёс в октябре 2017 года глава Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев . Но Правительство документ не поддержало, так как в нём не было чётко прописано, кто является ответственным - агрегатор такси или водитель и, соответственно, с кого пассажиру требовать страховку.

Вместе с тем в феврале 2018 года замглавы Минфина Алексей Моисеев рассказал, что в ведомстве тоже думают о формате страхования пассажиров такси. «С учётом широкого распространения агрегаторов появилась общественная потребность, чтобы эти услуги были застрахованы, она есть», - сказал тогда чиновник. Он отметил, что в Москве количество ДТП с участием такси за 2017 год выросло на 32 процента. При этом, по мнению Моисеева, если заставлять таксистов покупать обязательное страхование перевозчика, то это может привести к тому, что легальные перевозчики станут неконкурентны.

К марту 2018 года инициативу Жигарева доработали уже при участии Комитета палаты по бюджету и финрынкам. Члены структуры устранили все неточности и переработали пункты, вызвавшие вопросы у кабмина. Глава комитета Анатолий Аксаков также подписался под документом.

В доработанной версии чётко прописано, что ответственность несёт именно агрегатор такси. «Мы поменяли законопроект - внесли ясность», - сказал Аксаков «Парламентской газете», уточнив, что поправки, как и в версии Жигарева, будут вноситься в закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП).

Проблема - не страхование, а теневой бизнес

«У меня сложилось опущение, что авторы этого документа вообще плохо себе представляют, что такое перевозки пассажиров. Переносить ответственность на организации, которые являются посредниками, нельзя. Кроме того, предложения, указанные в инициативе, никак не согласуются с существующим Федеральным уставом автотранспорта, где перечислены основные принципы осуществления грузовых и пассажирских перевозок», - прокомментировал «Парламентской газете» концепцию законопроекта первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков .

Он считает, что даже если проект будет принят, то коснётся он легальных перевозчиков, а их меньшинство. «В некоторых регионах процент легальных перевозок доходит только до 30 процентов, в лучшем случае, что редкость, - до 50 процентов», - объяснил депутат. Также он не сомневается, что при обязательном страховании пассажиров именно они и будут нести главный ущерб от происходящего - цена поездки станет гораздо выше, и такси перестанет быть так популярно, как сейчас. «Но, повторюсь, лучше бороться с «бомбилами». Тогда аварий будет меньше», - добавил Лысаков.

Он напомнил, что в Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, среди авторов которого он сам и глава Комитета палаты по транспорту Евгений Москвичёв. «Мы предлагаем государственное регулирование таксомоторных перевозок и конкретные решения ряда важнейших в этой области проблем. Например, прописываем штраф для нелегальных водителей вместо существующих сегодня пяти тысяч рублей - 30 тысяч рублей, а при повторном нарушении - лишение прав», - уточнил парламентарий. Он добавил, что в документе также прописана обязательность каждому такси-агрегатору иметь своё представительство в России.

С недоверием отнёсся к законопроекту о страховании и глава Союза пассажиров Кирилл Янков . Он не сомневается, что для пассажиров, в случае прохождения инициативы в парламенте, резко вырастет стоимость поездок - на 5-10 рублей. «Это много», - констатировал эксперт

Страховое возмещение за причинение вреда здоровью пассажира в этом случае составляет 500 тысяч рублей. Так надо довести его до двух миллионов, как выплаты для пострадавших пассажиров общественного транспорта, и не городить отдельный закон.

Специалист вообще считает, что отдельные законы по страхованию жизни пассажиров такси не нужны, вместо этого лучше просто повысить выплаты по ОСАГО. «Такси, как и любые другие транспортные средства, застрахованы по системе ОСАГО. Страховое возмещение за причинение вреда здоровью пассажира в этом случае составляет 500 тысяч рублей. Так надо довести его до двух миллионов, как выплаты для пострадавших пассажиров общественного транспорта, и не городить отдельный закон», - заявил Янков «Парламентской газете».

А вот исполнительный директор одной из известных таксомоторных компаний сказал «Парламентской газете», что дело даже не в теневом бизнесе - это отдельный вопрос и бороться с ним нужно иными методами. Что же касается страхования жизни пассажиров такси, то для них это нововведение хорошего принесёт мало. «Поездка может подорожать на 20 процентов, а если, не дай Бог, что-то случится, будет сложно разбираться с агрегатором кто и в чём был виноват», - считает эксперт.

Кстати, с декабря 2017 года один из крупнейших российских такси-агрегаторов уже начал страховать своих пассажиров с максимальной компенсацией как для водителей, так и для пассажиров до двух миллионов рублей.



Дмитрий Валентинович, в особо загруженные дни на дорогах ваш департамент нередко рекомендует москвичам пересаживаться на общественный транспорт, в том числе и на такси… Что, такси теперь приравнено к автобусу и троллейбусу?

Надеемся, что аэропорты что-то на этот раз услышали, мы долго пытались до них «достучаться». Считаем, что возможность оказывать услуги пассажирам должны иметь все такси-компании, а не одна, назначенная аэропортом. Именно по этому поводу мы обращались в ФАС. Оптимальную картину, как это должно быть устроено, мы уже представили, разработали типовые правила и стандарты работы такси в аэропортах. Это и зоны отстоя с допуском всех на равных условиях по реестрам выданных разрешений Москвы и Московской области на первую линию. И организация линии, когда человек выходит, и в зоне прилета, нажав кнопку, получает чек, а выйдя на улицу, садится в поданный автомобиль.

Уже объявлено, что такси, которые хотят работать на чемпионате мира, должны пройти аккредитацию. Сколько вообще нужно такси на ЧМ?

Дмитрий Пронин: Считаем, что 4,5-5 тысяч автомобилей. При проведении Кубка Конфедераций тоже действовала аккредитация для такси, к ЧМ мы несколько меняем условия допуска. По-прежнему обязательны разрешение, фонарь, таксометр, информация о водителе в салоне, шашечный пояс, отсутствие неоплаченных штрафов, машина не старше четырех лет, детское кресло. Кроме того, к ЧМ мы добавили возможность оплаты банковской картой, единый подход к ценообразованию - только на период чемпионата. Разрешим на этих же условиях работать и машинам компаний Московской области, только с учетом их цвета - в Подмосковье официальный цвет такси белый. Мы за свой счет планируем обучить всех таксистов базовым знаниям английского, у них будет разговорник с основными элементарными 30-40 выражениями. Пока все крупные московские компании выразили свою заинтересованность в получении аккредитации.

На такси можно будет подъехать прямо к стадиону?

Дмитрий Пронин: Нет, есть ограничения в периметре транспортной безопасности. На стадион сможет въезжать только тщательно досмотренная, проверенная машина. Но такси сможет подъехать ближе, чем будет останавливаться автобус-шаттл или нужно идти от станции метро.

В последнее время оплата за услуги такси стала большой проблемой. У водителя практически нет никаких мер воздействия на нерадивого пассажира. Самым большим, чем может пользоваться сотрудник компании по индивидуальным перевозкам – это сообщить о факте неоплаты диспетчеру. Диспетчер в свою очередь занесет телефон данного пассажира в «черный список» и данная фирма не будет выполнять заказы этого человека. Но, на рынке множество таксомоторных предприятий и всегда можно воспользоваться услугами конкурента. В результате обслуживает определенный процент нерадивых заказчиков. Правда, в большинстве случаев, сами заказчики услуг становятся жертвами угроз водителя.

Известны случаи, когда приходилось платить за такси Куркино по повышенному тарифу. Таксисты прибегают к различным видам уловок, включая различные махинации со счетчиком. При подаче машины, еще до появления заказчика на счетчике уже установлена определенная сумма. Даже при отсутствии пробок по ходу движения, стоимость простоя учитывается, и взимаются дополнительные денежные средства. Некоторые, вообще не включают счетчик в пути и требуют сумму на глазок. Диспетчеру в такой ситуации дозвонится очень сложно, а бывают моменты, когда диспетчер в курсе событий. Жалоб такого рода поступает огромное множество. При обращении в отдел претензий службы такси Куркино. Вряд ли возможно добиться положительных результатов, будет сказано, что таксометры работают исправно и считают по установленному тарифу. Что же делать, если приходится платить большую сумму, чем объявлялась перед поездкой. Достаточно оплатить по тарифу оговоренным с диспетчером и выйти из машины. Водитель не имеет право препятствовать выходу, а тем более применять силовые методы. А как же «черный список»? После обсчета, необходимо обратиться с письменной претензией к руководству компании, изложив свои доводы. Как правило, Вам не ответят ничего сильно положительного, но и зачислять Вас к плохим пассажирам не будут.

Самое главное – потребовать документ подтверждающий оплату, данный момент снимет массу вопросов, а может быть даже и все. Единственное, стоит обратить особое внимание на содержание документа по оплате. Он должен содержать Ваши имя и фамилию, начальный и конечный пункт назначения, количество километров пути, время простоя и ожидания. При предъявлении такой бумаги вполне возможно получить назад разницу, на которую Вас обсчитали.

Вообще, в такси Куркино такие случаи бывают очень редко, водители имеют возможность много зарабатывать совершенно прозрачными способами.

Новые возможности заказа услуг такси повысили качество работы таксомоторных перевозчиков, таковы данные опроса ВЦИОМ. А это, в свою очередь, привело к увеличению частоты пользования такси среди жителей крупных городов. Так, 79 процентов опрошенных совершали поездки чаще раза в месяц, 50 - несколько раз в месяц, 22 - несколько раз в неделю, 7 процентов - практически ежедневно.

Появление интернет-агрегаторов такси (сервисов по заказу официального такси разных компаний или частных перевозчиков через интернет-сайт, мобильное приложение или звонок оператору) повлияло на увеличение частоты пользования услугами таксомоторных перевозчиков половиной опрошенных жителей крупных городов (51 процент).

Большинство пользователей отмечают повышение качества услуг таксомоторных компаний в последние несколько лет по таким позициям, как удобство и простота процесса заказа такси (72 процента) и срок ожидания подачи машины (52). Также около половины респондентов считают, что машина теперь чаще приезжает в назначенное время (47 процентов), цены на проезд стали более доступными (46), а также появилась возможность выбора способа оплаты поездки: наличными или по банковской карте (45 процентов).

Основными критериями выбора такси для пользователей являются стоимость и время ожидания подачи автомобиля. Куда менее важен класс авто, опрятность водителя и прочее. Наконец, в последнюю очередь городских пассажиров волнует, окрашена ли машина (а в Москве и регистрационные номера) в традиционный желтый цвет.

В целом интернет-агрегаторы такси стали востребованным сервисом среди пассажиров. Так, три четверти опрошенных пользователей такси выступают за развитие сервиса, и прежде всего потому, что высоко оценивают его удобство.

"Благодаря появлению интернет-агрегаторов скорость подачи автомобиля увеличилась: пассажир стал получать машину за 3 минуты в центре города и за 7 минут - на окраине, - говорит гендиректор компании "Формула такси" и председатель комитета Московской Торгово-промышленной палаты по вопросам таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. - Кроме того, короткие поездки стали дешевле. Для самих водителей тоже есть плюсы. Несмотря на то что средний чек одной поездки уменьшился, стало больше коротких поездок, что гораздо важнее. Теперь водителю не нужно ехать через весь город за клиентом, он находит его поблизости. Холостые пробеги также сократились".

Конечно, у тех, кто и так чувствовал себя хорошо на рынке, а это компании с тысячей заказов в сутки и больше, интернет-агрегаторы забрали часть прибыли, но они дали и много положительных моментов.

Диктовать тарифы должен тот, кто непосредственно предоставляет услугу перевозки, считают эксперты

"Яндекс.Такси" - это единственный интернет-агрегатор, который предъявляет требования к своим партнерам и проверяет исполнение этих требований на линии, - говорит председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин. - Он проверяет путевые листы, внешний вид машины и т.д. Это работа на повышение качества услуг перевозки для пассажиров, но это накладывает и определенные трудности для бизнеса, который вынужден неукоснительно соблюдать законодательные требования. И это ставит добросовестных предпринимателей в неравные условия с теми игроками рынка, которые работают с другими интернет-агрегаторами и которые смотрят сквозь пальцы на все требования и нормы. Более того, такие агрегаторы демпингуют, и "Яндекс.Такси" вынужденно снижает стоимость своих услуг, что также негативно сказывается на всем рынке таксомоторных перевозок и прежде всего на безопасности поездки в целом. Поэтому, на мой взгляд, первоочередной задачей является заставить недобросовестных агрегаторов соблюдать закон, особенно в части организации предрейсовых медосмотров, соблюдать режим труда и отдыха водителей. Тогда все участники рынка будут поставлены в одинаковые условия".

Недобросовестные агрегаторы, нацеленные лишь на быстрое получение прибыли, внесли смуту и усложнили положение вещей на рынке таксомоторных перевозок.

"Никто не следит за тем, как работает водитель: сколько часов он работает, сколько у него выходных дней, прошел ли он в действительности медосмотр или выписал себе сам путевой лист, - сетует председатель межрегионального Транспортного профсоюза Роман Круглов. - А ведь это напрямую отражается на качестве перевозки, на безопасности пассажиров. Давно известно, что, например, более десяти часов, проведенных за рулем, приравнивается к алкогольному опьянению. Но в условиях неравной конкурентной борьбы, когда цены на услуги неоправданно уменьшаются, водителю приходится перерабатывать, чтобы заработать хоть какую-то копейку".

Участники рынка говорят о том, что необходимо на законодательном уровне решить вопрос о тарифном регулировании таксомоторных перевозок. Например, установить минимальную сумму оплаты поездки. Такая мера не отпугнет большинство пассажиров, но поможет таксистам перейти черту, находящуюся на грани убыточности.

"На мой взгляд, неправильно, что интернет-агрегаторы, которые, по сути, являются электронными досками объявлений, устанавливают тарифы, - считает Роман Круглов. - Ведь они понятия не имеют, во что, например, обходится содержание автомобиля и какие затраты в целом несет водитель. Тарифообразованием должен заниматься тот, кто непосредственно предоставляет услугу, или же необходимо прийти к какому-то консенсусу и закрепить это на законодательном уровне".

"Интернет-агрегаторы, сражаясь друг с другом за долю на рынке, не должны забывать про перевозчиков, наш голос должен быть услышан", - подтверждает Богдан Коношенко.

По мнению экспертов, рынок таксомоторных перевозок уже не будет таким как раньше, он продолжит изменяться. Жесткая конкуренция между автопарками, перетягивание пассажиров от одной компании к другой уходит в прошлое. На смену приходят инновации, которые заставляют участников рынка сотрудничать друг с другом. А борьба за пассажира останется разве что между таксопарками и общественным транспортом.

Инфографика "РГ"/Михаил Шипов/Евгения Мамонова

Некоторым жителям городов, нередко приходится пользоваться услугами вызова такси. Также бывают ситуации, когда на счету каждая драгоценная минута, а оплошности водителя заканчиваются большими финансовыми потерями или выговором.

Наша компания ориентирована не только на пожелания клиентов, но и старается сделать все возможное, чтобы обслуживание прошло на высоком уровне. Работники несут ответственность за каждый выполняемый заказ. Подача машины происходит в указанное время, без задержек. К тому же, пассажирам предоставляется возможность прочувствовать на себе комфортабельные салоны и преимущества того, что воспользовались услугами нашей службы такси Санкт-Петербурга . К сожалению, не все таксомоторные компании готовы предложить аналогичные условия и безопасность, в таком случае необходимо четко знать о своих правах пассажира.

Самый острый вопрос, который возникает вследствие непрофессиональных действий таксиста, касается того, имеют ли клиенты право на компенсацию в той либо иной мере. Для того чтобы обезопасит себя и в случае необходимости доказать правоту, обязательно следуйте некоторым советам.

При оформлении заявки, поинтересуйтесь номером заказа, который присваивается диспетчером во время регистрации в специальном журнале. Тут же указывается время, на которое было заказано такси. В случае происхождения любой неприятности, выписка из журнала регистрации станет весомым аргументом в суде.

Зачастую, происходят ситуации, когда водитель такси намерено, доставляет пассажира до места назначения самым длинным путем. Соответственно, это сказывается на стоимости услуги, повышая ее на определенную сумму. Внимательно изучив Правила перевозок, можно найти пункт 109, согласно которого, такси должно ехать по маршруту который выбрал пассажир или по самой короткой дороге. Расчет происходит по тарифу или фиксированной сумме, без права увеличивать самовольно стоимости перевозки. Если такого нет, то в машине должен быть таксометр, по показаниям которого и происходит оплата. Доказать нарушение можно при помощи чека или квитанции, которую выдает водитель в обязательном порядке. Если он категорически отказывается, позвоните диспетчеру компании и вопрос будет разрешен.

Немаловажный нюанс касается и опоздания такси. «Закон о правах потребителей» понятно разъясняет ваши права и доказывает возможность выплаты неустойки, произошедшей вследствие непунктуальности водителя или плохой работы всей компании. Также и за багаж оплата должна быть регламентирована в компании, поэтому в случае наличия большого количества сумок, лучше уточнить цену.

Наша компания готова предложить своим пассажирам высокий профессионализм, лояльные тарифы и высокий уровень оказания услуг. Звоните, всегда рады будем помочь.



Кадры