3 государственное регулирование развития предприятий общественного питания. Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в рф. Порядок оказания услуг общественного питания, установленный Правилами

Государственное регулирование – совокупность принципов, методов воздействия государственных и местных органов власти на организацию и экономику торговли в целях решения задач экономического и социального развития страны и ее отдельных регионов.

Воздействие государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования спроса и предложения должны осуществляться в следующих направлениях:

    управление налоговой и денежно-кредитной политики;

    регулирование цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги;

    введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;

    установление социальных, гуманитарных и экологических норм;

    определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;

    разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программа поддержки малого бизнеса) и т.д.

Государственное регулирование основывается на двух группах методов:

а) прямых (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);

б) косвенных (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

Задача государственных органов - последовательно и систематически в пределах своих полномочий в области проводить следующую работу:

о создавать условия для эффективной деятельности субъектов общественного питания;

о поддерживать инвестиционную деятельность, включая приобретение новой техники и оборудования, проведение научных исследований и внедрение их результатов, а также новых технологических процессов;

о привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

о обеспечивать реализацию программ демонополизации торговли;

о поддерживать и развивать предпринимательство;

о формировать стабилизационные фонды товаров;

о содействовать приватизации объектов торговли;

о способствовать освоению экономически малоэффективных торговых зон, расположенных в отдаленных местах проживания граждан, труднодоступных пунктах, приложения их труда, экологически неблагоприятных районах;

о создавать и развивать отраслевые и территориальные ассоциации, союзы торговых

организаций;

о стимулировать торговлю посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иных экономических мер в соответствии с законодательством.

Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.

Основными полномочиями местных исполнительных и распорядительных органон и области государственного регулирования торговли являются:

Разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

Принятие (в пределах их компетенции) нормативных правовых актом регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

Формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц и целях обеспечения бесперебойной торговли;

Осуществление государственного контроля в области торговли;

Применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядку установленных законодательными актами;

Иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственное регулирование осуществляется прямым и косвенным воздействием.

Прямое государственное регулирование основывается на разработке и принятии соответствующих законов, подзаконных и нормативных актов.

Косвенное государственное регулирование осуществляется посредством экономических регуляторов: планового регулирования, бюджетно-налоговой политики, денежно-кредитной политики, ценовой политики, политики доходов, системы социальных гарантий.

Отдельно стоящим методом государственного регулирования выступает лицензирование , которое является переходным от прямого государственного регулирования к косвенному.

Плановое регулирование . В связи с тем, что рынок обостряет проблему социального неравенства и не очень восприимчив к социальным программам, связанным с образованием, медицинским обслуживанием, с функционированием соответствующей инфраструктуры, возникает необходимость осуществления планирования, прогнозирования и управления со стороны государства. Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы стимулировать развитие социальной инфраструктуры, разрабатывать и осуществлять целевые программы, имеющие общенациональное значение применительно ко всем отраслям экономики. Формами планового регулирования являются:

    прямое государственное управление предприятиями, находящимися в государственной собственности;

    формирование и реализация комплексных программ развития сферы обслуживания, имеющих региональное, межотраслевое и республиканское значение;

    установление общих правил экономической деятельности или экономического поведения предприятий в условиях рынка путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов;

    доведение до регионов экономических регуляторов хозяйственной деятельности, с учетом которых должны формироваться планы конкретных предприятий и организаций;

    информирование министерств и ведомств о результатах развития за прошлые периоды и доведение ориентирующих показателей на перспективу, не являющихся для них обязательными, но которые могут быть использованы при составлении соответствующих планов-прогнозов

Бюджетно-налоговая политика должна обеспечить условия для роста деловой активности предприятий, то есть устанавливаемые государством ставки налогов должны активизировать и стимулировать развитие предпринимательской деятельности. На стимулирование деятельности может также влиять система налоговых льгот и дотаций, хотя они являются не самыми оптимальными регуляторами.

Денежно-кредитная политика является также одним из методов регулирования и важнейшим условием стабилизации экономики. Она также определяет доступность кредитных ресурсов для всех структур.

Ценовая политика направлена на обеспечение спроса населения республики всеми необходимыми товарами и услугами. В целях недопущения роста уровня инфляции государственные органы регулируют цены на основные группы социально-значимых товаров.

Политика регулирования доходов должна обеспечить самостоятельность предприятиям, возможность работы на принципах хозяйственного расчета, но при соблюдении общенациональных интересов. Посредством ее проведения обеспечивается приоритетность развития тех или иных отраслей с задействованием политики ценообразования (для перераспределения доходов).

Политика социальных гарантий проявляется в обеспечении государством минимальных гарантий занятости, оплаты труда, социального обеспечения и страхования. Сегодня независимо от отрасли и предприятия, на котором работает человек, при полном отработанном месяце гарантировано получение им минимальной заработной платы.

Лицензирование отдельных видов деятельности.

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95.

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

по экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

по противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

по электробезопасности - СНиП 11-4.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Смотрите также

Разработка инновационного проекта ресторана
Введение Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу прогнозно-аналитического и технико-экономического характера...

Содержательные теории мотивации
Введение Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру...

Регистрация документов
Введение Регистрация документов - важная составляющая организации работы с документами. Основная цель регистрации - придание документу юридической силы. Помимо этого регистрация позво...

Государственное регулирование общественного питания осуществляется путем выработки мер административного воздействия и контроля за соблюдением основных государственных требований к предмету осуществляемой деятельности. Административные методы – это действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Органы государственной власти осуществляют государственное регулирование по следующим направлениям:

Разрабатывают новые, принимают и совершенствуют имеющиеся нормативные и законодательные акты, регулирующие торговую деятельность;

Определяют основные направления торговой политики, решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют государственный контроль за качеством продукции О.П.

Отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров потребительского назначения, и другое.

Деятельность любого предприятия общественного питания регламентируется нормативными документами, разработанными государственными структурами и утвержденными органами государственной власти.

В связи с переходом России на рыночные условия хозяйствования, разработаны и приняты нормативные документы: Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон «О защите прав потребителей», Закон «О стандартизации, сертификации, метрологии», Закон «О стандартизации продукции и услуг». Для регулирования отношений между посетителями и предприятием общественного питания разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.97. № 10-36 (с изменениями от 21.05.01г.) «Правила оказания услуг общественного питания». Разработаны государственные стандарты, такие как:

ГОСТ Р 50764-2008 «Услуги общественного питания. Общие требования»;

ГОСТ Р 50762-2007 «Общественное питаУслуги общественного питанияние. Классификация предприятий»;

ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению».

В них даны основные определения, сформулированы требования, которым должны соответствовать предприятия общественного питания.

Так, в соответствии с ГОСТ Р 50764-2009 услуга общественного питания – это результат деятельности предприятий и граждан - предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, как основа комфортности обслуживания. Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности, что характеризуется в комплексе архитектурно – планировочным решением торговых залов предприятия, условиями обслуживания, внешним видом официантов, оформлением и подачей кулинарной продукции и многим другим.

Контролирующими органами являются:

Управление внутренних дел МВД России, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба финансово – бюджетного надзора, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Центры санитарно – эпидемиологического надзора Минздравсоцразвития РФ, Управление противопожарной службы, .Федеральная служба по труду и занятости.

День 5. Организация работы производства на предприятиях общественного питания. Направления научно – технического прогресса. Рациональные формы организации производства

Научно –технический прогресс – это процесс непрерывного развития науки, создания и внедрения новой, более прогрессивной и высокоразвитой техники и технологии, научной организации труда и производства, экономичных видов сырья, материалов, энергии в интересах достижения наивысшего эффекта при наименьших затратах, облегчения и улучшения условий труда.

Задачи НТП в отрасли – повышение ее эффективности, совершенствование организации производства и управления предприятиями ОП. Основные направление НПТ:

Механизация процессов, применение современного оборудования;

Разработка прогрессивных технологий производства продукции;

Внедрение научной организации труда,

Обработка различных видов информации (автоматизация)

Рациональные формы организации производства:

Концентрация - сосредоточение средств производства, работников и самого процесса производства продукции на крупных предприятиях, в цехах или на производственных участках большой мощности.

Специализация – сосредоточение однородного производства на специализированных предприятиях, в цехах, на производственных участках, предназначенных для выпуска продукции определенного ассортимента.

Специализация может различаться: предметная и технологическая.

Предметная – организация питания отдельных контингентов питающихся школьники, рабочие вредных производства, диетическое питание, производство блюд национальной кухни, кулинарных изделий из одного вида сырья.

Технологическая – разделение процесса производства на две стадии – механическая обработки и выработка полуфабрикатов на заготовочных предприятиях; производство готовой продукции на доготовочных предприятиях.

Специализация предполагает установление прочных экономических связей между отдельными отраслями или предприятиями - кооперирование. Кооперирование может быть межотраслевое и внутриотраслевое.

День 6. Организация работы производства на предприятиях общественного питания. Основы организации складского хозяйства.

Своевременное снабжение предприятий питания товарами, сырьем, полуфабрикатами, предметами оснащения непосредственно влияет на конечный результат деятельности предприятия – его коммерческий успех.

Основные принципы снабжения – своевременность, ритмичность, бесперебойность и комплектность.

Снабжение должно быть технологичным (должны использоваться средства малой механизации, современные технологии доставки и пр).

Снабжение должно быть экономичным – оптимальные схемы товародвижения.

Снабжение должно быть оперативным (своевременным).

Виды снабжения:

Продовольственное – продукты, сырье. Объемы зависят от типа и класса предприятия, контингента потребителей, пропускной способности предприятия.

Материально – техническое снабжение призвано обеспечить все этапы хозяйственной деятельности предприятия необходимыми средствами труда и материалами.

Топливно – энергетическое снабжение должно обеспечить предприятия достаточными для хозяйственной деятельности объемами электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, твердого, жидкого и газообразного топлива.

Источники снабжения:

Пищевая промышленность, сельское хозяйство, оптово – посреднические структуры, оптовые и оптово – розничные склады.

По месту организации поставки могут быть централизованные и децентрализованные. По форме поставки они могут быть складские и транзитные. Если товар поступает непосредственно от производителя то это транзитная поставка.

День 7 и 8. Организация работы производства на предприятиях общественного питания. Организация производства на предприятиях питания. Организация работы заготовочных цехов

Заготовочные цехи

В заготовочных цехах производят механическую обработку мяса, рыбы, птицы, овощей и выработку полуфабрикатов для снабжения ими горячего цеха своего предприятий, а также доготовочных предприятий (филиалов), магазинов кулинарии, мелкорозничной сети.

На предприятиях со средней вместимостью залов обработку мяса, птицы и субпродуктов сосредоточивают в одном цехе, так же как и обработку всех овощей. На предприятиях с малой вместимостью залов (до 100 мест) организуют два цеха: мясо-рыбный и овощной.

При организации заготовочных цехов должны быть достигнуты На предприятиях, где мясные и рыбные полуфабрикаты приготовляют в одном цехе, организуют линии обработки мяса, птицы, субпродуктов, рыбы.

Режим работы заготовочных цехов от типа предприятия, объема производства и способа реализации полуфабрикатов. Заготовочные цехи, обслуживающие только свое предприятие, работают, как правило, в одну (дневную) смену. В вечернее время дежурный повар готовят порционные полуфабрикаты по заказам посетителей.

Овощной цех.

На предприятиях овощной цех располагают таким образом, чтобы он с одной стороны находился неподалеку от склада-овощехранилища, а с другой – имел удобное сообщение с холодным и горячим цехами. В этом случае создаются удобства для доставки в цех картофеля и овощей, а также технологическая цепочка: склад – овощной цех (предварительная обработка) – горячий цех (завершающая обработка).

Технологический процесс обработки овощей состоит из сортировки, мятья, очистки, дочистки после механической очистки, промывания, нарезки.

Оборудование для овощного цеха подбирают по Нормам оснащения в зависимости от типа и мощности предприятия. Основным оборудованием являются производственные столы, столы для дочистки картофеля, моечные ванны, подтоварники для овощей.

Рабочие места оснащаются инструментами, инвентарем для выполнения определенных операций.

В овощном цехе выделяют линию обработки картофеля и корнеплодов и линию обработки свежей капусты и других овощей и зелени. Оборудование ставится по ходу технологического процесса.

Работу овощного цеха организует заведующий производством.

Рыбный цех

В рыбных цехах выполняют следующие операции: оттаивание (дефростацию) мороженой рыбы или вымачивание соленой, очистку от чешуи, потрошение, промывание, изготовление полуфабрикатов

Мясной цех

На заготовочных предприятиях с каждым годом увеличивается выпуск полуфабрикатов. Многие рестораны, кафе и столовые снабжаются натуральными, панированными и рубленными мясными полуфабрикатами.

Для приготовления натуральных полуфабрикатов мясо нарезают на порционные куски без какой-либо дополнительной обработки. Панированные полуфабрикаты, в отличие от натуральных, после нарезки на порции слегка отбивают для разрыхления мяса и панируют в сухарях. Для приготовления рубленых полуфабрикатов используют мясной фарш, в который добавляют специи и хлеб.

На предприятиях, которые не снабжаются полуфабрикатами с заготовочных предприятий, организуют собственное из производство. С этой целью на участке обработки мяса устанавливают специальные резервуары, имеющие низкие бортики и облицовку в виде керамической плитки, трап, производственные столы, стул разрубочный, универсальный привод с о сменными механизмами (мясорубкой, косторезкой, рыхлителем, фаршемешалкой, размолочным механизмом). Используют также производственные столы для нарезки порционных и мелкокусочных полуфабрикатов.

Рабочие места в мясном цехе организуют для двух технологических линий:

обработки мяса крупного рогатого скота, поступающего в цех четвертинами или полутушами; свинины, поступающей полутушами или тушами; туш баранины и телятины;

обработки птицы, дичи и субпродуктов.

В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты, в частности предприятия питания, являются самостоятельными организациями. Государственные органы не вмешиваются в их оперативную хозяйственно-финансовую деятельность. Однако нормальное и стабильное функционирование социально-экономического комплекса страны предполагает государственное регулирование отдельных основополагающих аспектов отношений, обеспечивающих оптимальное и обоснованное сочетание интересов государства, предприятий и трудовых коллективов.

С другой стороны, хозяйственно-финансовая деятельность предприятия питания взаимодействует со многими организациями - поставщиками оборудования, сырья и материалов и потребителями. Она непосредственно зависит от состояния социально-экономической жизни страны и отдельных регионов, может успешно развиваться в условиях соблюдения всеми участниками общих законодательных и нормативных актов.

Основные задачи государственного регулирования деятельности предприятия питания:

  • - недопущение монопольных тенденций путем формирования цивилизованной конкурентной среды;
  • - создание законодательной базы для правовой защиты интересов, имущественных отношений предприятий;
  • - обеспечение контроля за исполнением законодательных и нормативных актов в сфере обслуживания и защиты прав потребителей (качество кулинарной продукции, санитарные условия и т. п.);
  • - соблюдение налогового, трудового законодательства и др.

Важными направлениями государственного экономического

регулирования рынка кулинарной продукции являются регулирование в области ценообразования, кредитно-финансового механизма функционирования предприятий питания, инвестиционной деятельности и т. п.

Основные методы государственного регулирования деятельности предприятий питания:

  • - правовые методы регулирования экономических отношений между партнерами путем принятия и осуществления законодательных и нормативных актов;
  • - экономические методы, нацеленные на обоснование налоговой, кредитной, ценовой, финансовой, инвестиционной политики и т. п.;
  • - социальные методы, ориентированные на защиту интересов потребителей, обеспечение высокого качества продукции и услуг предприятий питания.

Эти задачи обеспечиваются путем разработки государственных стандартов качества, лицензирования и сертификации продукции и услуг.

Основным законом, регулирующим все общие правовые отношения, закрепляющим права граждан всей страны, является Конституция РФ.

Экономические, имущественные отношения между поставщиками и покупателями, предприятиями питания и потребителями и т. п. определяются Гражданским кодексом РФ. На его основе утверждаются отдельные законодательные и нормативные акты, регулирующие основные сферы отношений предприятий питания. К таким законам в частности относятся: “О защите прав потребителей”, “О техническом регулировании”, “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, “О рекламе” и др.

Трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ. Задачи трудового законодательства:

  • - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • - создание благоприятных условий труда;
  • - защита прав и интересов работников и т. п.

Некоторые аспекты финансового механизма предприятий

питания регулируются Налоговым кодексом РФ. Он устанавливает виды налоговых платежей в бюджеты страны, состав затрат и формирование финансовых результатов предприятий, налогооблагаемую базу, ставки налогов, льготы и т. п.

На базе законов Президентом и Правительством утверждаются подзаконные нормативные акты в области финансовой, банковской, внешнеэкономической, таможенной, инвестиционной, ценовой политики. Они принимаются в виде указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Так, постановлением Правительства РФ утверждены “Правила оказания услуг общественного питания”. Нормативный характер имеют и отдельные решения министерств РФ, в частности промышленности и торговли, финансов, здравоохранения, труда и социальной защиты, а также Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной антимонопольной службы и других государственных органов.

Министерство промышленности и торговли имеет специальные территориальные органы контроля за деятельностью предприятий торговли и питания независимо от форм собственности. Они проверяют соблюдение норм и правил выпуска, реализации и качества кулинарной продукции, порядка применения цен и т. п.

Большое значение для развития предприятий питания имеют нормативные акты, разрабатываемые Госстандартом России, в частности ГОСТ Р 50762-2007 “Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания”, ГОСТ Р 50647-2010 “Общественное питание. Термины и определения”, санитарные правила, а также технические условия и др.

В деле повышения качества производимой кулинарной продукции особую роль играют санитарные нормы качества продовольственного сырья и продуктов, утверждаемые Министерством здравоохранения.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) определяет состав оборота предприятий питания, платных услуг, оказываемых населению, содержание показателей по труду и др.

Государственный контроль качества товаров народного потребления и соблюдения норм и правил реализации товаров, работ и услуг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На территориальном уровне (в областях, краях и республиках, районах и городах) регулирование и контроль за работой предприятий торговли и питания осуществляют управления потребительского рынка и услуг.

Особенности функционирования предприятий питания различных организационно-правовых форм регулируются их уставами.

Все хозяйствующие субъекты, в частности предприятия питания, подлежат государственной регистрации.

Правовое регулирование предполагает лицензирование деятельности предприятий питания. На базе лицензии, выдаваемые местными органами исполнительной власти, устанавливаются профиль, типы и классы предприятий питания.

Большое значение для развития предприятий массового питания, имеющих социальную направленность, имеет государственная политика по их поддержке. Как правило, это малые и средние предприятия. Для субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” определены основные цели государственной политики в этой области. В частности, установлены специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения бухгалтерской отчетности и налогового учета, формы деклараций. За счет региональных и местных бюджетов предусмотрено предоставление субсидии и инвестиции.

Формированию капитальных вложений для финансирования развития сети предприятий питания способствует введенный государством порядок ускоренной амортизации их основных средств.

Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.

Государственное регулирование общественного питания представляет собой вмешательство государственной системы в функционирование предприятий, воздействие на их экономику посредством административных и экономических методов.

Под административными методами понимаются действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Экономическое регулирование осуществляется через валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и другие рычаги управления.

В основу регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и государством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разработки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» разработаны и утверждены специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания.

Рыночная экономика предполагает государственное регулирование под которым понимают комплексные системы мер, осуществляемые государством по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.

Опыт мировой рыночной экономики свидетельствует о том, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. Пока невозможно полагаться только на рыночные структуры.

Государство для регулирования использует:

Хозяйственное законодательство (оценка интересов людей и страны от крупных сбоев и злоупотреблений в экономике). В то же время немыслимо пытаться с помощью законов регулировать неисчисляемое многообразие явлений и процессов, ежегодно протекающих в экономике страны.

Законодательство и органы его реализации обязаны ставить перед хозяйственным структурами отдельные ограничения в их действиях, наносящих урон стране и отдельным лицам.

Воздействие государства различается по методам, объектам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

1. Регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную и налоговую политику.

2. Регулир пропорций воспроизводства и структурного развития экономики.

3. Разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых приоритетов состояния эк-и или отдел её отраслей и направлений.

4. Установление социальных, гуманитарных, экономических норм

5. Нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги (ЖКХ)

6. Введение стандартов качества товаров и услуг

7. Определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации предоставляемой хозяйственными субъектами в государственные органы.

Методы государственного регулирования рынка:

1. Правовые. Применяются формы рыночных отношений – антимонопольное законодательство, порядок организации бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг.

2. Финансово-экономические. Налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы.

3. Социальные. Устанавливаются минимальные зарплаты, пенсии.

Перечисленные методы можно разделить на:

1. Прямые. Общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики – госзаказ, субсидии, субвенции.

2. Косвенные. Финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование.

Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни.

Помимо общих для всех предприятий законодательных актов для общественного питания имеет большое значение закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.6.93 №5151, который даёт правовые основы обязательного и добровольного сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Закон определил сертификацию, как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным нормативам.

Цели сертификации:

Создание условий для деятельности предприятия на едином товарном рынке

Содействие потребителям в компетентном выборе продукции

Защита потребителя от недобросовестного производителя

Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, имущества

Подтверждение показателей качества продукции, заявленного изготовителем

Все предприятия питания независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, граждане занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере питания должны руководствоваться в своей работе следующей нормативной и технической документацией:- Правила оказания услуг в ОП

ГОСТ 50763-95. Кулинарная продукция, реализация населению.

ГОСТ Классификация предприятий- ГОСТ Услуги ОП- СанПин

Условия хранения скоропортящейся продукции- Санитарные требования к ПОП- Санитарные правила к применению пищевых добавок

Сборники технологических нормативов (рецептуры блюд, кухонь народов мира, рецепты блюд диетического питания, рецепты хлебов и хлебобулочных изделий, рецептуры на пряники и печенья)

Стандарты предприятия- Технически условия ТУ- Технологические карты

Эти документы гарантируют соблюдение рецептур и технологических процессов. С правилами оказания услуг должны быть ознакомлены не только сотрудники – но и посетители

Субъектами общественного питания являются юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели).

Принимая на себя обязанности по оказанию услуг общественного питания, субъект торговой деятельности обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Ассортиментный перечень производимой продукции общественного питания, как и перечень оказываемых услуг, определяется исполнителем самостоятельно, но по согласованию с организациями, контролирующими условия предоставления услуг и их реализацию. В местах оказания услуг владелец вправе устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие действующему законодательству (ограничение или запрещение курения, нахождение в верхней одежде и т. д.).

При оказании услуг общественного питания исполнитель должен довести до сведения потребителя следующую информацию, размещенную в удобных для ознакомления местах:

· предприятие, где оказываются услуги, должно иметь вывеску с указанием полной информации о предприятии и собственнике;

· для индивидуальных предпринимателей обязательно наличие информации о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа;

· сведения о номере, сроке действия лицензии и органе, ее выдавшем;

· полные данные об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора (перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг и т. д.);

· сведения о сертификации услуг;

· информацию о продуктах и технологии производства продукции собственного производства, покупных товарах;

· Другую дополнительную информацию по просьбе потребителя, если она не является коммерческой тайной.

Потребителем услуг общественного питания является любой желающий, и условия оказания их, в том числе и цена, устанавливаются одинаковыми для всех. Однако Федеральными законами и правовыми актами государства допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными актами Российской Федерации и органами местной власти в границах своего влияния.

Особое внимание уделяется качеству покупных товаров и пищевых продуктов и товаров, используемых в общественном питании для приготовления продукции собственного производства и реализуемых потребителю.

Качество пищевых продуктов определяется как совокупностью их характеристик, способных удовлетворить потребности человека в еде при обычных условиях их использования.

Качество и безопасность пищевых продуктов регулируются специальным федеральным законом, государственными стандартами, санитарными и ветеринарными нормами и правилами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, перевозок, хранения и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Контроль качества и безопасности осуществляется в отношении следующих пищевых продуктов, используемых в общественном питании:

· пищевые продукты в целом (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу, вода и т. д.);

· продукты детского питания (предназначены для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечают физиологическим потребностям детского организма);

· продукты диетического питания (предназначены для лечебного и профилактического питания);

· продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов;

· пищевые добавки и их соединения, вводимые в пищевые продукты в процессе изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) для со-хранения качества пищевых продуктов;

· биологически активные добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введенные в состав пищевых продуктов;

· материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (упаковка, технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности).

Нарушение выполнения правил оказания услуг общественного питания в любой его части может повлечь серьезные последствия, вплоть до лишения права собственника на ведение коммерческой деятельности.



Кадры