Созависимость. Или как выжить в семье с зависимым человеком. Как "вскрыть" проблему. Что такое созависимость

Созависимость - патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека.

Чаще этот термин применяют в отношении к родственникам алкоголиков, наркоманов и людей с другими зависимостями.

Жизнь с зависимым человеком - это бесконечное «сражение» за спасение своего родного человека, наперекор всем трудностям и неудачам. Победить получается не у многих. Остальные же превращаются в созависимого - няньку, даже не подозревая, что только вредят своей чрезмерной опекой. Понятно, что и полное бездействие совсем не поможет. Так что же делать?

Жизнь как на вулкане

Нет ничего более непредсказуемого, чем жизнь с зависимым. Никогда не знаешь, когда он придет, в каком состоянии и придет ли вообще. В случае, если он все же не явился, возникают мысли: где искать, куда звонить, все ли в порядке. Со временем весь мир исчезает. В маленьком мирке под названием «семья» поселяется только боль, страх и ожидание. Появляется основное правило: «не верь!»

Не будьте нянькой

Зависимость - это болезнь, которую трудно осознать и принять. Как ни странно, все становится еще труднее, если зависимого человека начинают опекать, нянчатся и заботятся о нем, берут ответственность на себя за его поступки, покрывают, тем самым создавая условия для дальнейшего развития его болезни. У няньки появляется цель в жизни - защищать, следить за состоянием своего «подопечного», вдруг его что-то расстроит и он снова бросится во все тяжкие.

Нужно понимать, что у зависимого человека, сколько бы вы ему времени не посвящали, на первом месте всегда будет его зависимость. И это не потому, что вы мало для него делаете или он вас не любит. Любит, конечно, но все равно отодвинет вас на второй план. Ваш родной, любимый человек будет манипулировать вами, лгать, давить на жалость, только бы получить желаемое. Он даже позволит вам думать, что вы его полностью контролируете, разрешая спасать себя вновь и вновь, только это будет всего лишь вашей иллюзией.

Остановитесь! Перестаньте строить из себя мученика, подумайте о себе, о своих потребностях и своих интересах. Не создавайте комфортные условия для его жизни. Пусть несет ответственность за себя сам. Если вы действительно хотите помочь своему близкому человеку, избавляйтесь от своей созависимости! Постарайтесь больше уделять внимания себе, детям, внукам… переключитесь на что-то и отпустите его в свободное плавание.

Чего делать нельзя:

1. Не обвиняйте зависимого в том, что он источник всех ваших бед, чтобы тем самым вызвать у него чувство вины.

2. Не говорите ему какой он «несчастный». Пусть понимает, что избавление от зависимости, прежде всего, нужно ему самому.

3. Не опекайте чрезмерно, а поддерживайте его.

4. Не подстраивайтесь под него, иначе он станет вашим кукловодом.

5. Не верьте всему, что он вам говорит: все осознал, готов меняться, лечиться, вернуться на работу, восстановиться на учебе, начать все с чистого листа - это совсем не значит, что он именно так и поступит. Ко всем обещаниям и клятвам относитесь спокойно.

Но как бы то ни было, даже соблюдая все правила, самостоятельно помочь зависимому не удастся. Как правило, требуется профессиональная помощь. Если человек готов изменить свою жизнь, если САМ просит о помощи, не бойтесь обратиться к врачам или в центры реабилитации, где создана специальная программа. Находясь рядом с такими же зависимыми, проходя все этапы реабилитации, люди иначе начинают смотреть на жизнь. У них меняются жизненные ценности, эмоциональное состояние, они начинают по-другому жить со своей зависимостью.

Я другой

Важно помнить, что бывших наркоманов и алкоголиков не бывает. Поэтому, поведение с выздоравливающим человеком должно быть особенное.

Понятное дело, что родители, муж (жена), мать (отец), пережив стресс, волнуясь, могут пытаться контролировать своего близкого человека, подозревать и не доверять. Но это может только ухудшить ситуацию. Не нужно возвращаться к вопросам причин зависимости, не нужно вести диалоги о том «что было», наставлять и применять строгие меры по распорядку дня. Ответом вам будет грубость, раздражительность, агрессия. В конце концов человек начнет избегать всяческих разговоров, и, что самое страшное, может вернуться к тому, от чего так долго пытался отказаться. Старайтесь не вести поучительные беседы и не читать нотации. Возвращайтесь вместе к нормальной жизни, болтая «по душам» ни о чем.

Теперь ваша цель - помочь ему найти себя и поддержать на пути к выздоровлению:

Не напоминайте ему о прошлом и совершенных ошибках;

Уважайте его, будьте с ним на равных, ведь у него тоже может быть свое мнение;

Не делайте вид, что вообще ничего не было, но и не заостряйте на этом постоянно внимание;

Продолжайте поддерживать контакты с врачами или Центром, где человек проходил курс реабилитации;

Помните о созависимости: попросите о помощи, посещайте занятия в группах, общайтесь с созовисимыми.

Еще в древности возникли виды игр, которые позже получили название азартных (от франц. hasard – случай, риск). Тогда они не имели такого губительного распространения, как в наше время. Занятия ими были в явном противоречии с теми нравственными ценностями, которыми люди руководствовались. В библейские времена люди старались жить по наставлениям мудрых. «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Прит. 28: 20). Пророки обличали израильтян на протяжении нескольких столетий во многих грехах, но ни у одного из них нет упоминаний об азартных играх.

Страсть к легкой наживе была чужда также и представителям древних языческих обществ. У римлян была пословица: fructus honos oneris, fructus honoris onus (уважение плод труда, плод уважения труд). Были и другие моральные принципы, которые служили противоядием этому диавольскому изобретению. Известно, что участник азартных игр сразу же становится пленником своего увлечения, а древние говорили: «Bene vincit, qui se vincit in victoria» (дважды побеждает тот, кто властвует над собой). Законодатели и правители сознавали свою ответственность за людей, над которыми они были поставлены. В Риме в III веке до Р. Х. был принят закон Lex aleatoria (от лат. alea – игральная кость), который запрещал азартные игры. Другие виды игр (общественные, спортивные) дозволялись. Согласно древнеримскому праву, проигранные в недозволенные игры (они назывались alea, в отличие от дозволенных ludi, qui virtutis causa piunt) деньги могли быть вытребованы обратно проигравшим. В христианские времена законодатели ясно сознавали деморализующее влияние азартных игр и со всею строгостью запрещали их. В России особенно энергично правительство боролось с азартными играми в начале царствования императора Александра I.

Святые отцы, которые глубоко проникали в тайны невидимого мира, считали азартные игры губительными сетями диавола. «Птица, – говорит преподобный Антоний Великий, – из страха быть пойманною на земле, летает по воздуху и строит себе гнездо для отдыха и сна в самых высоких местах; там она спит беззаботно, зная, что никто не может достать или поймать ее. Но известно, как ухитряется обмануть ее птицелов: приходит к тому месту, расстилает тенета и посыпает на виду семена; этой пищей сманивает он птицу с той высоты, она слетает и попадается в лов». О такой сети, которую расставляют духи злобы, говорится в 90-м псалме, который читается при бесовских напастях: «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна» (Пс. 90: 3).

Путь к погибели начинается с неверия. Имеющий веру знает, что подателем всех небесных и земных благ является Бог. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Участник азартных игр верит не в Бога, а в случай, «фортуну», «счастье». Этим пользуется диавол, чтобы взять человека в плен. Германн в повести А.С. Пушкина «Пиковой даме» был научен традиционным жизненным понятиям. Он не играет в карты, говоря: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Но он был «скрытен и честолюбив», а в душе «он имел сильные страсти».

Этим и воспользовался диавол. Один из друзей его рассказал о своей бабушке, графине, которой известный алхимик и оккультист К.-Л. де Сен-Жермен (1708–1778) открыл «тайну» трех карт. Она получила крупный выигрыш. В повести выведено реальное лицо – Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына, действительно жившая в молодости в Париже. Рассказ этот вызвал в душе Германна мучительную борьбу между разумной трезвостью и мечтаниями, демонический источник которых открылся только тогда, когда произошла трагедия. «Что, если старая графиня откроет мне свою тайну! Или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать своего счастия?..

Да и самый анекдот?.. Можно ли ему верить?.. Нет! расчет, умеренность и трудолюбие – вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!». Изумляет, насколько точно А.С. Пушкин показывает власть этой губительной силы, нашедшую путь к душе скупого и расчетливого человека. «Поздно воротился он в смиренный свой уголок; долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман. Проснувшись уже поздно, он вздохнул о потере своего фантастического богатства, пошел опять бродить по городу и опять очутился перед домом графини ***. Неведомая сила, казалось, привлекала его к нему». С помощью ее воспитанницы Лизаветы Ивановны Германн проникает в дом, грозит графине пистолетом, чтобы узнать тайну, но старая графиня вдруг умирает.

Через три дня он идет на отпевание. «Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь – и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения». Ночью было ему бесовское явление, которое окончательно привело его к гибели: «Он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним – и Германн узнал графиню!

– Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твердым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду». Германн проиграл и сошел с ума.

Ходячее мнение, что «новичку всегда везет», – это не просто один из игорных мифов, имеющий цель разрушить вполне естественную для человека психологическую защиту перед лицом опасности, которую он чувствует. В большинстве случаев так и происходит. Итог не всегда совпадает с математической вероятностью случайного результата. Эта игра имеет демоническую природу, а падшие духи могут воздействовать на события чувственного мира.

Человек, втянувшийся в азартные игры, становится одержимым. Алексей Иванович, от лица которого ведется повесть Ф.М. Достоевского «Игрок», говорит о себе: «Я, конечно, живу в постоянной тревоге, играю по самой маленькой и чего-то жду, рассчитываю, стою по целым дням у игорного стола и наблюдаю игру, даже во сне вижу игру, но при всем этом мне кажется, что я как будто одеревенел, точно загряз в какой-то тине» (Глава XVII).

Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Умоляю вас, братья, бодрствуйте против ухищрений диавола и, заботясь о своем спасении, как можно усерднее противодействуйте смертоносному обману… <Диавол> лжет, чтобы обольстить, – льстит, чтобы вредить, – предлагает блага, чтобы причинить зло, – обещает жизнь, чтобы умертвить».

Человека, уловленного этой сетью, духи злобы губят постепенно. Если он был верующим, то охладевает к духовной жизни. Она становится у него формальной, холодной. Молитвенный труд кажется ему тягостным и ненужным. Он перестает ходить в храм.

На работе появляются первые признаки неблагополучия: отсутствие интереса, небрежность.

Часто посещает уныние. Характер становится раздражительным и немирным. Начинаются вымогательство денег у близких, постоянные просьбы дать «взаймы». С появлением серьезных долгов, которые растут как снежный ком, начинает рушиться весь жизненный уклад.

Приходит чувство безысходности и отчаяния. Такие же настроения появляются и у близких. Однако при всей бедственности положения близкие родственники и друзья не должны проявлять маловерие, а должны помочь несчастному. Христианство – религия воскресения. «За одно слово, за одну веру вошел он [разбойник] в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько совершило человеколюбие Божие» (святитель Иоанн Златоуст).

Прежде всего нужна сугубая молитва тех, кого Господь поставил явить любовь к близкому человеку, оказавшемуся уловленным губительной сетью. В святом Евангелии Спаситель в притче о вдове и неправедном судье дал нам образ упорной и неутомимой молитвы: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 7).

Близкие должны помнить, что только искренняя любовь к страждущему может помочь ему обрести спасительную надежду, без которой не начнется его духовное исцеление. Озлобление против него лишь губит его. Он должен почувствовать, что в этом огромном, холодном мире, в котором он оказался погибающим, есть любовь и милосердие. «Когда диавол держит кого в рабстве греху, то преимущественно заботится о том, чтоб все более и более омрачать его духовным ослеплением, отгоняя от него всякий добрый помысл, могущий привести его в сознание пагубности своей жизни. И не только добрые отгоняет от него помыслы, которые могли бы подвигнуть его на покаяние и обратить на путь добродетели, но вместо их влагает помыслы злые и развращенные и тут же подстраивает подручные поводы к обычному ему греху и увлекает его часто падать в него или в другие более тяжкие грехи.

От этого бедный грешник делается все более и более омраченным и ослепленным. Ослепление это укореняет в нем навык и непреcтающий позыв все грешить и грешить, так что он, несчастный, влекомый от дела греховного к большему ослеплению и от ослепления в большие грехи, кружится как в водовороте, и прокружится так всю свою жизнь до самой смерти, если не привнидет особенная Божия благодать во спасение ему. Кто находится в таком бедственном состоянии, тому, если он пожелает от сего избавиться, надлежит немедля, как только придет ему благое помышление, или, лучше сказать, внушение, зовущее его из тьмы во свет и от греха к добродетели, тотчас принять его со всем вниманием и желанием; тотчас усердно приступить и к делу, взывая из глубины сердца к щедрому Подателю всякого блага: “Помоги мне, Господи Боже мой, скоро помоги, и не оставляй меня более в этой тьме греховной”.

Пусть не знает утомления, взывая таким или иным каким словом; но вместе с тем да взыщет и земной помощи, обратясь к знающим дело за советом и руководством, как бы успешнее освободиться от томящих его вражеских уз рабства греховного. Если этого невозможно сделать тотчас, пусть исполнит это, как только откроется возможность, не переставая прибегать к распеншемуся за нас Господу Иисусу и к Пречистой Матери Его, Богородице Приснодеве, благоутробно смилостивиться над ним и не лишить его скорой подобающей помощи. Да ведает он, что в этом неотлагании дела и скорой готовности последовать доброму внушению – его победа и преодоление врага» (преподобный Никодим Святогорец).

Наталья Лучина

1. Почему не работают кодирование и другие способы помощи зависимым?

Как помочь мужу (сыну, брату и т.д.) бросить пить, (или употреблять наркотики), как заставить остановиться и перестать разрушать себя и свою жизнь, мучить окружающих и семью? Миллионы родственников зависимых задаются этим вопросом. Множество женщин, стремящихся изменить поведение своих родных, помочь мужу или сыну бросить пить, везут кодировать, подшивать, лечить своих мужей (сыновей), в крайнем случае – несут хотя бы фотографии для кодирования и подливают в еду лекарства, желая наконец-то избавиться от ужаса в семье. Результаты, к сожалению, зачастую не оправдывают ожиданий. Все эти меры если и действуют на зависимость, то дают краткосрочный и неустойчивый эффект. Почему так происходит и чем действительно можно помочь зависимому человеку?

2. Зависимый не признает свою болезнь и не хочет лечиться.

Зависимость – это болезнь, но именно этот факт никогда не признается больным. Спросите у самого страшного, опустившегося алкоголика или наркомана – все они уверены, что контролируют ситуацию, и не признают свою болезнь. А раз болезни нет – значит, не нужно и лечиться! Для того, чтобы алкоголик\наркоман признал свою зависимость, он должен:

  • Увидеть и признать проблемы, которые приносит его зависимость
  • Признать, что он сам с этим ничего не может сделать, не контролирует свое желание «употребить», что его зависимость является болезнью. Только после этого возможно лечение.

Поэтому походы за кодированием так часто остаются пустой тратой денег – потому что зависимый сам не понимает, не хочет и не собирается лечиться.

А как при этом родственники помогают ему признать болезнь?

3. Родственники, к сожалению, зачастую сами того не подозревая, поддерживают нежелание зависимого лечиться.

  • На начальных этапах развития зависимости у родственников часто срабатывает защитная реакция отрицания болезни зависимого - проще не замечать проблемы, уменьшить ее значение. Часто при этом близкие пытаются оправдать зависимое поведение (стресс, плохая компания, у него сейчас проблемы на работе и т.п.) и простить его (не все так страшно, на это есть причины и т.д.).
  • В дальнейшем, когда закрывать глаза на проблему уже невозможно (часто это происходит благодаря какому-то событию, которое воспринимается уже как катастрофа), включается другая тактика – помощь в виде контроля, и навязывания лечения . Как отрицание, так и навязывание помощи никак не помогает зависимому признать свою болезнь. При отрицании мы поддерживаем позицию зависимого – нет болезни, не нужно лечиться. Когда мы начинаем контролировать и «заставлять» лечиться, в лучшем случае он может соглашаться с нами на время, но это не будет ЕГО признание своей болезни и неспособности с ней справиться - ведь это не ОН хочет вылечиться, а ВЫ этого хотите.

4. Иллюзия контроля.

Руководствуясь любовью, искренне желая спасти своего близкого и помочь ему, родственники впадают в «иллюзию контроля» - как будто, если они будут держать под контролем поведение зависимого, они спасут его от употребления. Невозможно спасти и «осчастливить» человека против его желания! Контроль со стороны часто не только не помогает зависимому признать свою болезнь, но и вызывает у него «протестное поведение», желание сделать наперекор, перехитрить «контролера» и сделать все по-своему.

5. Чувство вины вместо ответственности.

Как зависимый, так и его родственники, чаще всего не осознают и не понимают значения чувств, которыми руководствуются в своих действиях. Особую роль в развитии зависимости и в отношениях с зависимым играет чувство вины. Чувство вины зависимого настолько сильное, давящее и ведущее для его трезвого состояния, что не подталкивает его к тому, чтобы взять ответственность за свое поведение, а склоняет к употреблению очередной дозы, чтобы поскорее избавиться от гнетущих ощущений. Чувство вины у родственников вызывает непреодолимое желание выгораживать и покрывать зависимого (оправдывать перед начальством, оплачивать его долги, скрывать от окружающих проблему), брать на себя ответственность за его поведение. Таким образом, родственники, с одной стороны, часто пытаются надавить и усилить и так сильное чувство вины у зависимого, а с другой стороны - лишают зависимого возможности ясно увидеть и пережить все последствия его поведения, и, в конце концов, признать их, взять на себя ответственность за свое выздоровление и свою жизнь.

6. Нарушение личных границ и неуважение в семье.

Не только зависимый в состоянии опьянения, но и его родственники не уважают личные границы друг друга, и допускают нарушение как физических границ (посягательство на деньги, личное имущество друг друга), так и психологических, личностных границ (оскорбления и унижения в общении).

Кроме того, что унижая другого человека невозможно поддержать его и оказать помощь, но оскорбляя и укоряя своего близкого в том, что он делает под воздействием химических веществ, и в слабоволии, родственники опять-таки не признают факт зависимости как болезни.

Так можно ли вообще как-то помочь близкому зависимому? Или единственный выход, как часто советуют окружающие и в отчаянии думают родственники, – бросить его, забыть, уйти и не мучиться?

7. Помогите сначала себе - преодолейте свою созависимость.

Выход есть, но в первую очередь помочь вы можете и должны себе. Вы не меньше страдаете в данной ситуации и нуждаетесь в помощи, и именно себе, а не зависимому, вы действительно можете и обязаны помочь.

В результате жизни рядом с зависимым человеком у его близких развивается заболевание, называемое «созависимостью». Смысл созависимости в том, что фокус внимания созависимого со своей личности смещается на личность зависимого. Созависимый человек теряет свою собственную жизнь и начинает жить жизнью зависимого близкого, безуспешно пытаясь защитить его от употребления, контролируя и навязывая лечение, унижая его как личность, и теряя собственное самоуважение.

Только меняя себя, вы можете оказать реальную помощь зависимому – хотя бы потому, что перестанете своим созависимым поведением оберегать его от последствий его зависимости и он сможет признать свою болезнь.

Поэтому в первую очередь вам необходимо:

  1. снять с себя ответственность за поведение зависимого
  2. осознать свою ответственность перед собой за свою жизнь
  3. сосредоточится на себе (своих желаниях, чувствах и потребностях)
  4. позаботиться о своей безопасности

8. Отстраниться с любовью – вот главный принцип помощи зависимому.

Отстранение необходимо вам, для того, чтобы увидеть и восстановить себя и свои личные границы, восстановить уважение и понимание. При этом очень важно отстраняться не с ненавистью (наказать, бросить) – а с любовью и уважением, как бы странно это не звучало… Не обязательно физически расставаться, разводиться и разъезжаться, хотя возможно, только так вы и сможете установить безопасную дистанцию между вами и восстановить нормальные отношения. К сожалению, или на счастье, каждый человек имеет право сам выбирать, что ему делать со своей жизнью, даже если он настойчиво хочет превратить ее в ад, но это касается только его жизни, вы при этом не должны страдать. Разберитесь в том, кто за что отвечает, будьте разумны и последовательны в своих требованиях, перестаньте опекать больную, зависимую его часть, и поддерживайте здоровую, ответственную!

Так вы действительно поможете и себе и ему – не защищая его от последствий, а помогая признать и начать лечить зависимость.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

2 3 592 0

Созависимость – непростое заболевание, вылечить которое под силу не каждому психологу, психотерапевту. Что же это за болезнь? Об этом далее.

Что это такое

Зачастую, от этого страдают жены, матери, дети, сестры, подруги.

Более подвержены этому состоянию именно женщины, особенно те, у кого было тяжелое детство, неполная семья, насилие (сексуальное, психологическое, физическое), девушки со слабым характером, наивны и доверчивы.

Часто созависимыми становятся до беспамятства влюбленные женщины и слепо любящие своих сыновей, племянников, внуков дамы. Это состояние можно описать, как сладкая вера в то, что любимчик, отравляющий жизнь, на самом деле очень хороший, добрый и прекрасный.

Эта неприятность тяжело поддается лечению, больному придется преодолеть много трудностей, прежде чем жизнь снова станет нормальной. Созависимость может быть не просто психической, часто она проявляет себя и в физических аспектах.

  • Больной чувствует головные боли, имеет проблемы с сердцем, кишечником, желудком, постоянно уставший и злой.
  • Проявляет агрессию к окружающим. Особенно к тем, которые указывают на проблему человека от которого и зависим данный индивид.
  • Постоянное оправдание и покрывание больного, делает из такой личности загнанного зверька с потухшим, усталым взглядом.
  • Постоянно присутствует чувство вины, которое невозможно заглушить.

Он нуждается в помощи не меньше, чем алкоголик или наркоман. Многие специализированные клиники и центры предлагают лечение зависимых вместе с созависимыми, проводят специальные тренинги, учат, как вести себя в процессе реабилитации и потом.

Три главных роли созависимых людей

Чтобы детальнее понять, какие именно персонажи им предписаны, можно рассмотреть это с позиции треугольника Картмана. В 1968 году этот ученый впервые предложил идею треугольника межличностных отношений.

Есть три главных персонажа:

Жертва

Это человек, который играет жертву, по отношению к больному зависимостью человеку. Он плачет и кричит. Его могут быть и унижать. Но в реальности может за себя постоять.

Такая жертва очень демонстративно показывает чувство боли, может иметь кровоподтеки и синяки, показывать их всем. Но это скорее предмет гордости, он показывает и как бы этим говорит: «Смотрите, что он со мной сделал, но я же терплю. Я жертва».

Такая позиция довольно глупая. Она унижает гордость. Но бывает, что созависимый реально является жертвой. Например, старая женщина или очень хрупкая дама, не способная постоять за себя. Здесь нужно обращаться в правоохранительные органы или в специализированные центры.

Состояние жертвы очень часто и психологическое. Зачастую, оно касается девушек, переживших насилие. Им нужна психологическая помощь, причем обязательно.

Преследователь

Этот человек способен довести зависимого до сумасшествия. Он давит, заставляет, уговаривает. Это обычно достаточно сильная личность. Но справиться без специализированной помощи ему трудно. Это в данных ситуациях довольно неплохой вариант для человека созависимого, ведь таким образом он хоть как-то способен выплеснуть свои эмоции и переживания. Примером этого можно представить громоздких, тучных женщин, которые бьют своих пьяных мужей, несколько громоподобных матерей, способных ударить своих сыновей-наркоманов. Это часто физически сильные и уверенные в себе люди.

Спасатель

Пытается помочь зависимому. Здесь может быть и реальный спасатель: ходит по врачам, наркологическим диспансерам, бабкам и экстрасенсам. Пытается добром и лаской объяснить и помочь больному, достаточно доброжелателен и неагрессивен. Но спасатели бывают и другие: тот, кто нальет рюмку водки, принесет дозу наркотика, даст денег на похмелье. Они часто это делают тоже с хорошими помыслами, но последствия все равно плохие.

Такие три типа распространенные, но ни один из них не должен присутствовать в жизни здорового человека. Это неправильно, едва заметив у себя одну из этих ролей нужно бороться с этим самостоятельно или обратится к психотерапевту.

Как "вскрыть" проблему

Созависимый человек – несчастный и безвольный. Он находится полностью под контролем другого. Это априори не может быть нормальным. Признаки следующие:

  • Состояние непонимания того, что созависисмоть есть.
  • Самообман, проживание в «розовых» иллюзиях, в каком-то выдуманном мире.
  • Отрицание того, что человек, от которого есть зависимость, болен. Постоянное его оправдание.
  • Навязчивое, необъяснимое поведение.
  • Трудности с проявлением чувств, отсутствие эмоциональности.
  • Агрессия к окружающим (скрытая или явная).
  • Грусть. Печаль. Пессимизм, который может резко меняться на необъяснимую радость.
  • Проблемы с интимной жизнью, депрессии, мысли о самоубийстве. Невозможность поговорить, односложные ответы.
  • Отсутствие интереса к себе и своим потребностям.
  • Потухший взгляд. Возможна некая заброшенность внешнего вида, нежелание ухаживать за собой.
  • Нелюбовь к себе. Оценивание себя как несостоявшегося, ненужного, глупого человека. Крайне .
  • Гнев, который очень хочет выплеснуться наружу. Но его сдерживает чувство собственного достоинства, которое, в конце концов, может быть подавлено.
  • Физическое недомогание, похожее на похмельный синдром или «ломку».

Стадии

  • Первая : человек, который зависит от другого чувствует некую радость и удовлетворение.

Его раздражают и обижают некорректное поведение больного или того, от которого он зависит. Он пытается сделать все, чтобы этот делал все как хочет созависимый. Эту стадию возможно преодолеть самостоятельно. Она граничит с неким мазохизмом и пока не очень страшна. Да, неприятно, иногда больно, но все это можно пережить. И пока что это не трагедия.

  • Вторая : созависимый пытается изменить того человека, от которого зависит.

Если это наркоманы, алкоголики или другие больные люди, их возят по врачам, подсыпают в еду таблетки и микстуры, говорят с ними и делают все, чтобы человек изменился. Но нередко такие затраты сил впустую. Он чувствует, что ему тяжело и плохо. Но сделать он может с каждым днем все меньше. Его покидают силы и уверенность.

Хотя он радуется маленьким успехам больного, готов продолжать борьбу, но такое состояние делает созависимого уязвимым, грустным, ему уже очень больно от осознания собственного бессилия.

  • Третья : если вкратце, это беспомощность.

Он уже принял все как должное. Ему больно и тяжело. И хорошо если он поймет такую ситуацию и обратится к специалисту. Закричит о помощи.

Но бывает и другое: созависимый сам может начать быть зависимый от алкоголя, наркотиков или чего-то другого.

Он обессилен физически и морально. Это состояние – компетенция хороших врачей, психологов, психотерапевтов, а нередко и психиатров.

Как сделать самодиагностику

Понять, что нездоров другой человек легко. А вот разобраться, что вы сами попали в зависимость непросто.

Простое объяснение: если вы видите, что ваш муж просит вас пойти за очередной бутылкой алкоголя и вы идете, значит вы попались “в сети”. Вы не пьете с ним, но уже принесли ему «целебный эликсир» и становитесь неотъемлемым участником процесса.

Если вы курите «за компанию», пьете пиво и употребляете травку с кем-то «лишь бы ему меньше досталось» или «чтобы он увидел, как это плохо» – это заранее обречено на провал. Вы можете стать жертвой какой-то пагубной привычки.

Чтобы понять, что вы больны, присмотритесь к себе. Если вы:

  • Делаете все, что вам прикажет человек, от которого зависите.
  • Оправдываете его. Не видите недостатков.
  • Помогаете ему искать наркотики, покупаете алкоголь. Даете деньги на казино.
  • Перестали обращать внимание на себя и людей.
  • Жизнь стала безрадостной.
  • Вам грустно, кажется, что это вы виноваты в заболевании близкого. Вините себя, а не его.
  • Видео к материалу

    Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

"Интервенция" - это буквально «вторжение». Это вторжение чужого, по отношению к наркоману или алкоголику, но здорового (хотя бы относительно здорового) сознания близких - в сознание тяжело больного зависимого человека для того, чтобы спасти ему жизнь. Интервенция похожа на аппарат «искусственного дыхания» («искусственной вентиляции»): на нем нельзя долго жить, но можно с его помощью перенести пик болезни, и тогда уже собственные легкие начнут работать как надо. Это своего рода «протез» на короткое время.

Зачем нужна интервенция? От наркомании и алкоголизма умирают. Когда своего желания жить не хватает, человек доживает свой короткий век, никому, да и самому себе уже не нужный. Поэтому требуется вмешательство извне. Даже если пациент и ложится в больницу на короткое время, тут же после выхода из нее он вновь начинает употребление, выздоровление не начинается. Нужно больного положить в реабилитационный центр, и это спасет его жизнь. Но своей мотивации выздоравливать у него нет - и тогда мотивация близких становится таким «протезом». Ее хватит на несколько дней, и уже начнет работать среда выздоровления и специалисты центра - тогда, возможно, будет успех.

Кроме того, интервенция устроена так, что помимо желания самого зависимого человека, она все же производит некий переворот в его душе. Она «пробивает» стену защит, и правда становится ясной для него. Теперь он уже не сможет забыть ее, хотя бы и очень старался. Более того, и сама семья начинает понимать эту правду уже вся, как единый организм.

Какая же это правда? Вот какая: НАПРИМЕР, "Я тебя люблю. Ты для меня очень дорогой человек, и я очень ценю тебя. Но сегодня ты разрушаешь себя, и это разрушает мою жизнь. Тебе нужно выздоравливать.

Пример: дочь говорит папе: «Папа, я очень люблю тебя. Я всегда приходила к тебе, когда мне было трудно или плохо. И ты мне так помогал всегда. Но когда ты пьешь, я тебя боюсь. Недавно мы шли с Толей (ее парень) к дому, и ты шел навстречу, пьяный. Ты стал обнимать Толю, называть его «зятек », на нас все смотрели, и мне было так стыдно! Толя мне больше не звонит... Папа, тебе надо идти лечиться, чтобы перестать пить. »

В интервенции категорически нельзя: обвинять, сводить счеты, жалеть себя, жалеть его, "сливать» свои неприятные эмоции, поучать и стыдить. Надо: называть факты своим именем, выражать свою любовь и одновременно показывать, как эту любовь уничтожает зависимость. И потому вы с наркоманом и алкоголиком НА ОДНОЙ СТОРОНЕ - против болезни.

Кто может участвовать в интервенции? Все, кто знает этого человека, искренне хочет ему помочь, любит его - и пострадал от его зависимости, у кого есть ЛИЧНЫЙ опыт боли, связанный с наркоманией или алкоголизмом именно этого человека. В том числе и дети, конечно, старше 6 лет. Имеем ли мы право на это? Конечно, и даже обязаны: потому что мы его любим, и не хотим, чтобы он умер. Мы же вызываем к человеку «скорую», когда он без сознания, даже если он раньше отказывался от помощи врачей. Можно провести интервенцию под руководством специалиста, но если хорошо подготовиться, можно справиться и самим. Чем более правильно интервенция подготовлена и проведена, тем менее насильственно, мягко проходит она, и тем лучше результат.

Как это делается?

  • соберите команду значимых для алкоголика или наркомана людей, 6-8 человек (можно меньше): жена/муж, дети, родители, другие родственники, друзья (с которыми он не пьет), врач, консультант, священник (если зависимый человек верующий)...
  • соберите сведения о всех приемлемых для вас видах помощи, выберите оптимальные и сделайте так, чтобы все было готово; выздоровление должно не ограничиваться медицинской помощью, но включать более или менее продолжительную реабилитацию;
  • пусть каждый участник напишет факты, которые были их личным опытом, это будет их подготовка;
  • соберите команду, обсудите предложенные факты и нещадно отбросьте все то, что не является фактами любви или проявлениями зависимости;
  • расскажите команде основные факты о болезни, общие цели, проясните все недоумения, чтобы не делать это в процессе интервенции;
  • проведите репетицию интервенции, отрабатывая все детали и «сливая пену» эмоций;
  • проведите саму интервенцию.

Однажды, когда наркоман или алкоголик не ждет, и еще трезв (утром? в более приемлемое время?) он, выходя из спальни, обнаруживает всех в сборе, и ведущий просит его уделить им 30 мин., слушая и не перебивая, после чего все внимательно его выслушают, и он будет делать то, что захочет. Тот нехотя соглашается. Все по кругу начинают говорить, начиная с младших, причем ведущий прерывает каждого, кто, вопреки договоренности, начинает обвинять, стыдить, истерично плакать (просто плакать можно) и пр. Необходимо уложиться в указанный срок. Больше алкоголик или наркоман просто не сможет слушать! В конце ведущий высказывается сам и завершает так:

"Ты выслушал нас, спасибо. Ты видишь, мы все согласны в том, что тебе нужно идти лечиться. Мы нашли для тебя вот эти два варианта (кратко рассказывает). Мы будет очень рады, если ты согласишься на любой из них. Но если нет - «дальше следуетАЛЬТЕРНАТИВА: кто-то из особенно важных людей из команды говорит, как ОН поступит, если лечение не состоится. И это должно быть существенной потерей для зависимого человека».

Например, жена говорит: «мне придется увезти детей к маме, потому что больше я не могу позволить им в этом участвовать. Я останусь с тобой на какое-то время, но потом и я должна буду поехать к детям. Я не хочу с тобой расставаться, но это оказывается единственным способом сохранить здоровье наших детей ».

Альтернатива должна быть абсолютно реальной и точно осуществиться, если наркоман или алкоголик не идет лечиться. Альтернатива - это не манипуляция, не «рычаг», с помощью которого семья пытается «повернуть» зависимого, а ЕСТЕСТВЕННОЕ СЛЕДСТВИЕ его болезни для семьи.

Если зависимый человек нехотя соглашается, его НЕМЕДЛЕННО нужно везти на лечение, потому что его согласие крайне хрупко. Может быть, мы все сговорились за его спиной против него, и это предательство? Да, мы сговорились за его спиной - но сказали тут же все это ему; и мы сговорились не ПРОТИВ его - а ЗА него. Поэтому это не предательство.

Неудачных интервенций, если они проведены правильно, не бывает, и всегда есть их плоды, хотя бы и отсроченные.

Подробнее ознакомиться с техникой интервенции можно, пригласив специалиста, или по специальной литературе, например, есть хорошая популярная книга Вернона Джонсона «Как заставить алкоголика или наркомана лечиться: метод убеждения».

Интервенция не является магическим средством, чтобы заставить алкоголика или наркомана выздоравливать, это всего лишь акция, и зависимость - длительный процесс, и потому для выздоровления тоже требуется длительный процесс для всей семьи. Кроме того, «протез» «живет» недолго, и собственная мотивация может не успеть сформироваться достаточно серьезной, чтобы потом после центра алкоголик или наркоман продолжал поддерживать свое выздоровление. Стоит ещё познакомиться с темой « ».

"Интервенция" даёт шанс, что ещё раз показывает: нет безнадёжных ситуаций! Ваш близкий может выздоравливать.



Документы