Сценарий внеклассного мероприятия по химии. Сценарий внекласного мероприятия по химии "химический квн"

Цели:

  • Популяризация предмета химии.
  • Привитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
  • Профориентационная работа среди младших школьников с целью привлечения в профильные химико-биологические классы.

На сцену выходит ученик 10 класса, он читает стихотворение «Химия»

Вот кажется будто недавно
Жил человек и не знал,
Что из серого камня
Выплавить можно металл
Что обычный песок под ногами
Огонь превращает в стекло.
Трудно сейчас и представить
Как это было давно
Назад убегают года за годами,
За веком проносится век.
И сколько практических знаний
Сумел накопить человек
Энергия атома нам покорилась
Что скрыто таилось в веках.
Ядер состав мы менять научились
Химия в наших руках.
Сказка ли то в самом деле –
Из смолы получают капрон.
Красивый каракуль из ели,
Из газа – нарядный нейлон
И тоньше, чем нить паутины.
Научились сейчас получать
Из еловой древесины
Шёлка красивую прядь
Вперёд ли посмотришь,
Назад ли оглянешься –
Пройдено столько пути
Русской науке звездой путеводной
Желаю я быть впереди.

На сцену выходит ведущая, она опрыскивает лист бумаги хлоридом железа (III). Появляется надпись «Волшебнику не под силу» (На листе эта надпись заранее написана жёлтой кровяной солью и была практически не видна)

Ведущяя 1. Дорогие ребята вечер назван не совсем обычно «Что волшебнику не под силу».

Ведущий 2. Сегодня пойдет разговор об одной из древнейших наук – науке о веществах и их превращениях – химии.

Ведущяя 1. Первые практические сведения по химии появились, как полагают в Древнем Египте. По цвету, почвы в долине Нила Египет называли «хель», что значит «темный» или «черный». Отсюда и появилось название «химия».

Ведущий 2. Другие исследователи связывают слово химия с древнегреческими «Хемейя» –искусство выплавки металлов. Ведь металлургия на протяжении веков была и остается по сей день обширной областью практических приложений химии.

Ведущая 1. Итак, что же волшебнику не под силу, то под силу...

Гаснет свет. Входит Хоттабыч держа в руке зажженный бенгальский огонь.

Хоттабыч. (перебивая) Прерви же на мгновение свои высокоученые речи, о достопочтейнейший.

Ведущий 2. Что случилось?

Ведущая 1. Почему вы нарушаете ход нашего вечера? Кто вы такой?

Хоттабыч. Я могучий джин Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч.

Ведущий 2. Что вы хотите уважаемый Хоттабыч?

Хоттабыч. Моих ушей, о достойнейшая, соскучилась одна дерзкая фраза.

Ведущая 1. Какая фраза?

Хоттабыч. «Что волшебнику не под сил».

Ведущий 2. Так называется сегодняшний вечер и посвящена она...

Хоттабыч. О, мудрая ведущая, прежде чем, ты произнесешь имя того, кому посвящен вечер, ответьте на несколько вопросов.

Ведущая 1. Пожалуйста.

Хоттабыч. Знаете ли вы, что Гасан Абдурахман может построить дворец из воздуха?

Ведущий 2. Конечно.

Хоттабыч. А то, что он летом сможет сделать снег, по которому вы, достойнейшие, будете кататься на замечательных дощечках, именуемых лыжами?

Ведущая 1. И это нам известно. И многое другое.

Хоттабыч. Тогда ответьте, о самонадеянные отроки, что же волшебнику не под силу?

Ведущий 2. Прежде чем ответить на вопрос, я тоже хочу спросить вас кое о чем.

Хоттабыч. Спрашивай, о ведущий. Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч ответит на любой вопрос, ибо в уголке его собрана мудрость веков и тысячелетий.

Ведущая 1. Скажите, вы могли бы наделить своей волшебной силой всех, сидящих в этом зале.

Хоттабыч. Это один из самых нелепых вопросов, которые мне приходилось слышать. Конечно, нет. Если я наделю всех волшебной силой, то все станут волшебниками, а волшебники будут обычными людьми. Нет, нет. Я этого не могу сделать.

Ведущий 2. Вот вы и ответили сами себе. Есть, значит то. что не под силу волшебнику. А та, кому посвящен наш вечер сможет любого наделить чудесной силой.

Ведущая 1. Садитесь, дорогой Хоттабыч и будьте гостем на нашем вечере.

Ведущий 2. Друзья, п родолжаем наш вечер. Ребята, а у нас новые гости, только что-то спорят они. Послушаем о чём они спорят.

1-й ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я его так люблю, что одной бутылки мне мало и я пью из двух сразу.

Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:

FeCl 3 + 4KCNS = K +

Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась. Я ее тоже очень люблю.

Показывает зрителям стакан с "пепси-колой".

Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.

Доливает в стакан с "водой" – раствором фенолфталеина немного "воды" из колбы – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем "фанту" малинового цвета.

Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.

Приливает к раствору карбоната натрия раствор хлорида кальция:

Na 2 CO 3 + CaCI 2 = CaCO 3 + 2HCI

Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.

Наливает в "пепси-колу" немного "воды" из одной колбы (раствор фторида натрия), в "молоко" и "фанту" добавляет "воду" из другой колбы (раствор соляной кислоты). Во всех стаканах образуется "вода":

NaOH + HCI = NaCl + H 2 0;
СаС0 3 + 2НС1 = СаС1 2 + Н 2 0 + С0 2

Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не вредна!

Первый ученик обиженно уходит. Фокусник демонстративно отходит в сторону.

Второй ученик (вредничая). А я, все-таки, предпочитаю фанту.

Доливает в свой стакан раствор гидроксида натрия, снова получает "фанту".

Третий ученик. Нет, вода – лучше!

Опять наливает в "фанту" соляную кислоту, малиновая окраска исчезает. Спор может продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.

Ведущий 2. Давайте, ребята, не будем спорить. Все напитки хороши, да и время рекламы истекло. Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в честь недели химии.

Опыт «извержение вулкана»

На керамическую плитку горкой насыпаем дихромат аммония, делаем углубление, в это углубление помещаем немного порошка магния, затем перманганат калия. Из пипетки капаем концентрированной серной кислотой. Через несколько секунд начинается «извержение вулкана».

На сцену поднимается королева ХИМИЯ, она украшена короной, на которой изображение знаков химических элементов.

Королева о химии: «Она подошла к нам и дружески протянула руку. Здравствуйте, сказала она, Я – химия. Пойдемте за мной и я поведу вас в свое царство. Я открою вам сотни тайн. Загадаю вам сотни загадок и помогу их разгадать. «Простите уважаемая кудесница» – удивились мы, а почему ваше лицо так знакомо. Химия улыбнулась и поправила прическу. Да ведь мы встречаемся с вами каждый день. Я – везде. Правда, вы, люди привыкли, чтобы я вам служила и не замечаете меня. Но я не обращаю внимания на такие пустяки и не сержусь на вас. Главное, что вы уважаете меня и доверяете мне. Вы выпустили меня на поля – и урожай быстро возрос, заглянули на завод и увидели множество машин и других механизмов. Из моих чудесных волокон делают прекрасные шерстяные костюмы и легкие непромокаемые плащи. Я помогаю лечить больных и выращивать хлеб. Я кормлю и одеваю людей. И недаром они так любят меня и называют волшебницей"

На сцене фокусник, он проводит опыт «Горящий снег»

В стакан насыпаем снег, уплотняем его, и незаметно помещаем в него карбид кальция. Поджигаем лучинкой. Горит выделяющийся ацетилен.

Сценка: «Страшный сон»

Стол покрыт скатертью, сидит ученик и монотонно заучивает произношение знаков, постепенно засыпает. Свет приглушен. Музыка вальса. На сцену входят фигуры в костюмах. Четко выступают металлы. Затем появляются в костюмах из марли газы, железо в доспехах средневекового рыцаря. С копьями и мечами в шлеме. На нем символ железа. Алюминий в шлеме, воротник, манжеты. Символ на груди. Золото одето в красную мантию, обшитую по краям ватой, на голове корона, в руках посох, увенчанный символом. Медь в длинно-зеленом сарафане, отделанный желтыми блестками, на голове кокошник с символом меди. Элементы медленно движутся по сцене. Особенно подвижны газы. Включается яркий свет.

Медь: Вы знаете кто я? Правильно, я медь. Уже много веков и верой и правдой служу людям. На смену каменным орудьям пришли орудья из бронзы, в которую входил я и мой старый друг олово.

Сера: А что сейчас из тебя делают?

Медь: Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет, изготавливают также части машин, примусы, самовары.

Железо: (подергивает плечами) Б-р-р я не за что не согласилась бы стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырость быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

Медь: Я не так капризна и сырости не боюсь, недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов и дверных ручек.

Железо: Подумаешь, важность: медные ручки, какие то там части машин. А из меня вот изготовляют целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего, оружие солдата? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл. Я всегда с людьми и в борьбе и в мирном труде.

Золото: Что правда, то правда. Железо с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть никто не хочет. Не то, что я! Как за мной гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как меня сейчас ценят и берегут. Еще бы. Ведь я не валяюсь под ногами. Я – редкий металл!

Железо: Подумаешь редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях (Гордо поднимает голову и отходит в сторону)

Кислород: И о чем они спорят, эти металлы! Кто важнее медь, золото или железо. Каждый ребенок знает, что важнее всех я! Ведь мною дышат все живые существа на земле. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим сварливым золотом (презрительно указывает в сторону золота)

Золото: (с возмущением) Как! Как ты смеешь, ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне! Да знаешь ли ты, кто я! Я царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев золотой звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу!? А не слышали ли вы как родитель хвалят своих детей? (он у меня золотой ребенок) Обратите внимание он золотой, а не какой-нибудь медный, железный. Я не боюсь даже вот этого (показывает) зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо (показывает) покрывается безобразной ржавой коркой... О! Я стою очень дорого, (выпрямив грудь, опираясь на посох, отходит в сторону)

Алюминий : (выходит на середину) Какое зазнайство! (показывает на Аи) Вот я, например каких-нибудь сто лет назад стоял очень дорого. Даже трудно было поверить что за 1 кг люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только мелкие вещи. Представьте себе небольшое колечко (показывает на палец) из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же так не зазнался. Наоборот, я дешевел и дешевел. И вот теперь очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бочки стоят и отлично служат людям.

Медь: (насмешливо) Да. Это правда. Недаром этот дешевый выскочка везде заменяет медь.

Железо: О, позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото, выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения всем надоело и более того валяюсь под ногами. Вы слышали? (пауза) Это очень обидно! Да знаете ли вы что было бы, если бы я совсем исчезло! Вот представьте себе, над землею пронесся гигантский магнит. Мгновенно срывается со всех мест и уносятся за ним все железные предметы: исчезают машины, самолёты, поезда и корабли. Рассыпаются по листочкам тетради и книги. Поднимаются в воздух крыши домов, разбиваются стены, т.к. они лишились бы гвоздей, крюков, болтов.

Водород: Интересно, а что было бы тогда с людьми?

Железо: Люди? Они бы умерли мгновенно, т.к. лишились бы того железа, которое входит в состав крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение.

Сера: Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышу, я важнее, я нежнее... Не люблю хвастунов. Я элемент скромный, металлического блеска не имею, но кое-что могу рассказать о себе. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

Водород: Огонь? Ну, конечно, чиркнуть спичкой и все.

Сера: Нет не все! Если я не буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она не загорится. (к железу) А вы не скажите, что нужно сделать, чтобы ружье выстрелило?

Железо: Ну, конечно, насколько я понимаю, нужен порох.

Сера: Совершенно верно. В состав пороха вхожу тоже я, правда не одна, а в почетной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить еще о том, что из меня готовят краски, лекарства. Я ещё вас вожу на машинах, так как без меня бы не было резины и не поехала бы ни одна машина.

Золото: (указывает на газы, которые медленно кружатся) Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну никакой солидности.

Водород и кислород: (хором) И мы тоже нужны людям.

Железо: He понимаю разве из вас можно сделать самолёт или машину? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

Медь: Даже маленький водопроводный кран из вас не получится.

Водород: Обидно слышать как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залететь в шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий на земле. Скажите, а сможет ли жить кто-нибудь без воды? Конечно, нет. А из чего состоит вода? Из меня и моего старого друга. Так что мы самые необходимые газы для людей. И назвать нас легкомысленными просто не мысленно ваше величество!

Золото: (выходит на середину) Хватит споров! Без сомнения элементы все нужны. И для пользы примененье люди каждому нашли. (Уходят)

Ведущая 1.

Вот вам еще развлечение:
Кто руку даст на отсеченье?
Жаль руку на отсеченье,
Тогда нужен больной на излеченье!

(Вызывает желающего)

Ведущий 2.

Оперируем без боли.
Правда будет много крови.

Ведущая 1.

При каждой операции
Нужна стерилизация,
Помогите, ассистент
Дайте спирт

Ведущий 2. Один момент.

Ведущая 1.

Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было всё стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!

Ведущий 2.

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От порезов ни следа.

Проводят опыт «Кровь из раны и исцеление». На руку ватным тампоном наносят раствор хлорида железа (III), скальпель смачивают в растворе роданида калия и скальпелем «делают надрез». Появляется «кровь». «Лечат» фторидом натрия».

Ученица читает стихотворение Степана Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ – легчайший водород.
Есть кислород, а вместе это воздух
Июньский дождь от всех своих щедрот
Сентябрьский туман на рассвете.
Кипит железо, серебро, сурьма,
И черно-бурые растворы брома.
И, кажется, вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут оптика едва ль поможет глазу,
Тут мысль пытливая всегда верней
Пылинку увидишь и то не сразу,
Глубины мирозданья открыть в ней.

На сцене выходят химики. Они демонстрируют опыты:

«Хамелеон»

В цилиндр помещаем жёлтый раствор хромата калия, приливает несколько капель серной кислоты, раствор изменяет цвет на оранжевый. В полученный раствор приливаем сульфид натрия, раствор становится зелёным.

«Огонь с неба»

На керамическую плитку насыпаем перманганат калия, добавляет несколько капель концентрированной серной кислоты. Горкой накладываем древесные стружки. Смачивает ватный тампон спиртом, зажимаем тампон в руке. Держим руку на горкой и незаметно капаем спирт.

Ведущий: Ребята, вы сегодня познакомились с некоторыми чудесами, которые можно осуществить, имея определенные знания и навыки по химии. Мы надеемся, что наш вечер приоткрыл завесу над такой удивительной наукой, как химия. И мы ждем, что со следующего года вы все с удовольствием, упорством и терпением будете изучать ее и придёте в химико-биологический класс.

Литература:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. Просвещение. 1996.
2. Интернет-ресурсы.

Сценарий химического вечера «Чудеса своими руками».

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики седьмого, восьмого, девятого классов. У каждого из вас своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса* и раскроют секрет каждого чуда». Девятиклассники, вы не просто зрители, будьте начеку, внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые восьмиклассники вам зададут. Ваша роль, семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно, да интересно - это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился, трудился и трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один-единственный вопрос, и вы на него ответите, А теперь приступаем к чудесам."

Выходят четыре ученика.

1-й ученик. Жарко здесь, Хочу я пить. У кого 6 воды спросить?

2-й ученик. Я бы выпил очень много га зировки без сиропа.

3-й ученик . Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й ученик. Братцы, мне нужна корова - молочка хочу парного!

Выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.

5-й ученик. Вы, ребята, пить хотите? В кол бе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-и ученик из колбы наливает каждому ТО, Что Он Просил.

5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5-й ученик . Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни си ропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

1, 2, 3 Мы знакомы, с чудесами, их умеем делать сами.

5-й ученик . Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

1-й ученик. А ответ совсем простой - был у меня стакан пустой.

2-й ученик . У меня в стакане сода.

3-й ученик . Вместе с ней метилоранж.

4-й ученик. В моем - бария хлорид.

5-й ученик. О чем это говорит? Угадай, девятый класс. Мы надеемся на вас! Не соста вит вам труда понять, что в колбе...

Все девятиклассники: Кислота!

5-й ученик . Знаете, наверное, вы ее на звание?

9-й класс. Серная!

Уходят. Выходит 6-й ученик.

6-й ученик. В чудесах химических я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. На ложу лучинок-дров и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костер им капну: гори, раз я хочу!

Проделывает все, о чем говорит, костер загорается.

6-й ученик. Я открою свой секрет, ника кой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!

Уходит. Появляется 1-й ученик,

7-й ученик. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Девя тый класс, внимание!

Проделывает опыт с фенолфталеином.

7-й ученик. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей станов люсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

9-й класс. Фенолфталеин!

Следующий опыт с метилоранжем.

7-й ученик. В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтраль ной - цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?

9-й класс. Метиловыйоранжевый.

Опыт, с бумажкой универсального индикатора.

7 - и ученик. Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет - в колбе щелочь, покрас неет - кислота. Коль нейтральная среда - не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовем ее?

9-й класс . Универсальная!

Уходит. Выходит 8-й ученик.

8-й ученик. Мы знакомы с чудесами, - делать их умеем сами. Девятый класс, внимание, будет вам задание. На обычную дощечку наливается вода, и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

Выходит 1-й ученик.

1-й ученик. Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты все палочкой крути.

Медленно считает, чтобы стакан успел примерзнуть.

8-й ученик. Примерз стакан химический, процесс...

9-й класс. Эндотермический

Уходят 8-й и 1-й ученики. Выходит 9-й ученик.

9-й ученик. Все вода, снег да раствор, надоевший разговор... У меня другие планы: разожгу на сетке пламя. Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.

Я еще не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть, а пока я их бужу, про другое расскажу.

Говорит и одновременно демонстрирует опыт,

Как-то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины полоскать фурациллином. Все-таки прошла ангина, хоть я долго с ней сражалась. А того фурациллина две бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от известки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекарство вылить. Удивилась я ужасно, даже вздрогнула, когда стала рыжевато-красной известковая вода. Принесла остаток в школу, и теперь фурациллин щелочь нам определяет, как и фенолфталеин. Не меняет цвет в воде, не меняет в кислоте, в щелочах фурациллин - яркий, будто апельсин.

Переходит вновь к опыту с «черными змеями».

Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар - вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи, отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.)

Уходит. Появляются 2-й и 10-й ученики.

10-й ученик. Улыбнитесь поскорее, улыб нитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фо тоателье.

2-й ученик. Мы готовы приступить к не простой работе. Моментально получить можем ваше фото.

Приглашает кого-либо из семиклассников.

10-й ученик. Вот на этот чистый лист по смотри внимательно. Веселее улыбнись - это обязательно.

2-й ученик. Этот снимок проявить мы суме ем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пуль веризатора.

Приглашает следующего.

10-й ученик. Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогла дим мы горячим утюгом.

Гладит лист утюгом, всем показывает снимок». Приглашает еще семиклассников.

2-й ученик. Есть еще и способ третий, это вы себе отметьте, что ничем к листу бумаги прикасаться мы не станем.

Эту фотографию проявляют под колоколом в атмосфере аммиака.

10-й ученик. Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем.

2-й ученик. Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор.

Показывает первый снимок.

Рисовали кислотой.

Показывает второй снимок.

Газом аммиаком.

Показывает снимок под колоколом.

2-й и 10-й ученики. Мы знакомы с чу десами, их умеем делать сами.

Уходят. Появляются 4-й и 3-й ученики.

3-й учен и к., Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсе чение, тогда нужен больной для лечения.

Приглашают семиклассника.

4-й ученик. Оперируем без боли, правда, будет много крови.

3-й ученик. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!

4-й ученик . Один момент! (Подает «йод»).

3-й ученик. «Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, па циент, нож подайте, ассистент!

Делает ножом «разрез», течет «кровь».

4-й ученик. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру ру ку - от разреза ни следа.

- 3-й ученик. Этот Опыт объяснить мы пока не можем, в класс девятый перейден - объяс нение найдем.

Уходят. Выходит 5-й ученик. Зачитывает несколько строф из сказки П. Ершова «Конек-горбунок» о жар-птице.

5-й ученик. Сказку вспомнили слегка,

про конька, про горбунка.

Там жарптицыно перо

Ване счастье принесло.

Пришло время подивиться,

как горит перо жар-птицы.

Зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворенные соли натрия, калия, кеда, стронции и т. д. Потом закрывает чашки плотным листом картона.

5-й ученик. Отвечай, девятый класс, по чему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен...

9-й класс. Кислород!

Уходит 5-й ученик. Появляется 11-й ученик, Готовую модель вулкана устанавливает на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку

11-й ученик. А сейчас, друзья, для вас из истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб го род славный. Покажу вам, как сумею, гибель го рода Помпеи.

Прикасается нагретой палочкой, начинается «извержение вулкана"".

11-й ученик. Вам запомнится, ребята, это извержение.

Тип реакции здесь, кстати - какой?

9-й класс . Разложения!

Выходят все участники.

1-Й ученик. Наше время истекло.

2-й ученик. Но мы вам показали не все, что умеем делать.

3-й ученик . Мы еще умеем изгибать стек лянные трубки и сверлить резиновые пробки.

4-й ученик. Говорить на химическом языке.

5-й ученик. Медные монеты превращать в «серебряные».

6-й ученик. Устраивать грозу в пробирке.

7-й ученик . Получать водород и кислород.

8-й ученик. Взрывать гремучий газ.

9-й ученик. Делать черный порох и еще многое другое.

10-й ученик. Этому и вы научитесь в бу дущем году.

11-й ученик. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку - химию.

Учитель. Вот и закончился наш занимательный час. Через год, седьмой класс, я вы все это будете уметь, если захотите. Вы заметили, что девятиклассникам часто приходилось заканчивать фразы, говорить в рифму. Это легко, если знаешь, что сказать. Так вот, сейчас у меня к вам тот самый вопрос, который я обещала задать в начале нашей встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне каждый скажет? Я...

7-й класс . Приду"

Учитель, Так приходите! Я вас жду!

Ведущий 1: Начинаем КСН(Клуб Сообразительных и Находчивых). Сегодня в нем участвуют
команды восьмых классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и
точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время,
дисциплинированными. Представляю вам членов жюри.
Представление жюри
Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А теперь – наши команды!
(Выход команд.)
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда "Золотая молодежь".!
Капитан 1 команды: Наш девиз – (хором)
"Наш девиз всего два слова –
химичишь сам – трави другого!"
Наша речевка:
Золотая молодежь! И не любим мы скучать! С удовольствием мы с вами в КСН будем играть! Но
,соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней,наша дружба
крепнет в ней!
Приветствие соперников:
Капитан "Золотой молодежи": Разрешите передать вам наш чистый, пламенный привет. От
всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде. А сейчас поприветствуем жюри!
О, судьи добрые! Не уроните вашу честь, судите правильно и честно,чтоб в КСНе все учесть!
Ведущий 2: Болельщики! Поаплодируйте команде "Золотая молодежь»" и дадим слово для
приветствия команде "Живая вода»".
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "Живая вода".
Наш девиз –
Мы ребята­просто класс! Не найдете лучше нас! Мы к победе только рвемся,никогда мы не
сдаемся.
Наша речевка­
Если у вас с утра нарушен кислотно­щелочной баланс, не надо бить друзья баклуши или впадать
от горя в транс. У вас проблемы с волосами? Вы пролили на скатерть жир? Вы убедитесь в этом
сами­без химии, друзья,не жить. Чтоб жить спокойно и без стрессов, чтоб фтор от хлора
отличить, мы не отстанем от прогресса и будем химию учить!
Приветствие соперников и жюри команды «Живая вода».
Наша команда приветствует всех участников сегодняшнего мероприятия. Крепкого здоровья всем
и успехов во всем.

Наше привнтствие жюри: Пусть ваша совесть будет чиста, как в этой колбе вода!
(Подносят жюри колбу с водой.)
Ведущий 1: Представление эмблемы команды «Золотая молодежь»
Команда «Живая вода»­ваша эмблема.
Ведущий 1: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибальной
системе. А мы проведем традиционный конкурс любого КСН – разминку, по 3 вопроса каждой
команде.
РАЗМИНКА на знание периодической системы элементов
(За каждый верный ответ – 1 балл.)
Ведущий 1: ("Живой воде") Какой элемент всегда рад? (Рад – он).
Ведущий 2: ("Золотой молодежи") Какие элементы утверждают, что "могут другие вещества
рождать"? (Углерод, водород, кислород).
Ведущий 1: ("Живой воде") Какие элементы утверждают,что соль рождают.(Галогены)
Ведущий 2: ("Золотой молодежи") Как называется положительно заряженная частица,
которая образуется при пропускании тока через раствор электролита? (Катион).
Ведущий 1: «Живой воде» Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое
вынужден был красить Том Сойер? (Бор – забор).
Ведущий 2: «Золотой молодежи» Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний
– маг).
Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости.
Объявляем 1 конкурс.
КОНКУРС­ Шарады
Ведущий 2: Корабли меня обходят, знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменишь, то металлом окажусь(мель­медь)
Ведущий 1: Мы первым слогом позовем кота,вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет, и целым станет слово…(кислота)
Ведущий 2: Жюри подведет первый итог – разминка и 1 конкурс.
(Слово жюри.)
Ведущий 2:
Итак, первая ступенька преодолена. Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2.
2 КОНКУРС. Подготовленное домашнее задание (Инсценировка)

Команда «Живая вода»
В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Водой. Она была
красива и умна. Она, без цвета, без запаха, без вкуса. Её плотность составляла 1 г/ см
в кубе. Она являлась хорошим полярным растворителем. Вода хотела быть
знаменитой в своём химическом королевстве и поэтому решила отправиться в
путешествие. Она шла уже 5 часов, и, наконец попала в страну щелочных металлов.
Стоило воде приблизиться к ним, как они сразу растворялись в ней. К удивлению,
некоторые металлы горели в воде. Мимо проходил бесцветный фенофталин и
плакал. Одна капля слезы упала в раствор и она стала малиновым цветом. Вода
воскликнула: Ооо с этими металлами я превращаюсь в щёлочь.
А кругом кричали: Едок, едок, не подходи к нам. – Они боялись щёлочь как огня.
Испуганная вода побежала дальше. Скоро она пришла в город и решила зайти в
магазин. Кислотных оксидов. А кислотные оксиды обрадовались, набросились на
воду и превратились в кислоты. Вода плакала
­ Как же это так! То металлы превращаю в щёлочь, то кислотные оксиды в кислоту!?
Потом посидев и подумав, успокоилась и сказала: Эти вещества, щёлочи и кислоты,
опасны, но нужны людям! Продолжая своё путешествие, вода попала в город солей.
Как же соли обрадовались, что произойдёт гидролиз. В какую бы сторону не
направлялась вода, она образовывала только полезные вещества для человечества!
В дневнике молодой путешественницы – воды, были найдены следующие записи,
которые вошли в учебники учащихся:
1 Вода взаимодействует с активными металлами, образуя щёлочь.
2 Вода взаимодействует с основными оксидами, тоже образуя щёлочь.
3 Вода взаимодействует с кислотными оксидами, образуя кислоты, но один кислотный
оксид отказался дружить с водой – Si O2
4 Под действием воды образуется гидролиз солей, т. е. вода совершает с ними чудо,
волшебное превращение.
5 При растворении кислот в воде, она нас предупреждает быть осторожными. Сильная
любовь кислот к воде при растворении приводит к вскипанию и выделению
большого количества кислоты.
Вот и всё. Об этой волшебнице ­ чуде можно говорить без конца, но этой сказке
конец. В 9 классе будем изучать другие чудеса красавицы воды.
Команда «Золотая молодёжь»(Сказка о кислотно­основном инстинкте.)
Хотите о любви повествование? Извольте: расскажу начистоту историю о том, как
основание однажды повстречало кислоту. Бесцветная, в пробирочке с бюреткою, Но
так чиста, беспримесна, светла, смотрела кислота на щёлочь едкую сквозь слой
лабораторного стекла. И прошептала щёлочь словно пьяная с крепышки не сводя
влюблённый взор
« Ах милая, какая вы соляная! О, этот водород! О, этот хлор! Клянусь, что никого не видел
краше я! Я, едкий натр, всю жизнь о вас мечтал! ОАШ мой так пленился вашей
АШею, Что раскалён мой щёлочной металл! Мне так соединиться с вами хочется!
Сольёмся же, любимая, в одно О, как нам в общей колбе заклокочется! А может

быть, в пробирке – всё равно!» И дрогнула соляночка прекрасная, Прониклась той
же радостной мечтой… И вот десница лаборанта властная соединила щёлочь с
кислотой!
Она была активная и сильная, был крепок он, являя свой задор. К АШ – плюсу льнула
группа гидроксильная, и к натрию притягивался хлор…
И слышалось шипение, бурление, вскипала страсть, искрились пузыри… И это длилось
целое мгновение. От силы – два. Не более чем три… И что осталось от былой
активности? Одна солоноватая вода. Да мокрый лакмус, бледный до противности.
(Чего краснеть?­Нейтральная среда…)
Конкурс № 3. (Конкурс капитанов)
Ведущий 1:
В периодической системе очень много элементов.
Вы найдите нам такие, начинались чтоб на "К".
А кто больше всех найдет, больше баллов наберет!
(За каждый элемент – 1 балл.)
Ведущий 2: Пока капитаны выполняют свои задания еще один конкурс между командами­
« Перестрелка»
Каждая команда задает соперникам вопрос по биографии Д.И.Менделеева и показывает свою
презентацию.
Команда «Живая вода»
1. Как называется семейство элементов первой группы главной подгруппы?
2. Как называется группа элементов, подобных лантану..(Лантаноиды)
3. В каком году Д.И. сформулировал периодический закон? (В 1869 году)
4. Известно,что однажды Менделеев совершил полет на воздушном шаре.С какой
целью? (Для наблюдения за солнечным затмением.)
5. Всякое открытие имеет свой день рождения.Назовите год рождения
периодической системы. (1869 год)
Команда «Золотая молодежь»
1. Дата рождения Д.И.Менделеева?(8 февраля 1834год.)
2. Как называется семейство элементов восьмой группы главной подгруппы?
3. У каждого человека есть свое хобби.Чем любил заниматься Менделеев в
свободное время?(Менделеев любил клеить из кожи различные вещицы,
мастерить чемоданы, наклеивать в альбом собственноручно выполненные
фотографии.)
4. Какой элемент назван в честь Д.И.Менделеева?(Менделевий)
5. Как называется группа элементов подобная актинию? (Актиноиды)

Ведущий1: Представление стенгазет.
Команда «Живая вода»
Команда «Золотая молодежь»
Ведущий 2: Ну, а теперь, наше жюри, Конкурс капитанов нам оцени!
А пока жюри решает,с вами, зрители, играем! Кто верный ответ дает,
Своей команде очко принесет!
Назовите нам сейчас Самый легкий в мире газ! (Водород)
Горизонтальный ряд химических элемнтов называется…(период)
Вертикальный столбец химических элементов называется…(группа)
На какие две группы делятся периоды?
Наше жюри подвело итоги!
(Слово жюри – подведение итогов КВН.)
Ведущий 1:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Что химия волщебница знают все на свете.
Ждут многого от химии и взрослые и дети
Но, чтоб волшебниками стать, нужно многое узнать.
Учитесь друзья, не ленитесь!
Ведущий 1:
На этом наш вечер заканчивается. Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!

Цель урока:

    Проверить усвоение материала о первоначальных химических понятиях.

    Выявить пробелы знаний и наметить пути их преодоления.

    Закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам,

    Закрепить и обобщить умение применять знания, полученные на уроках, на практике.

    Продолжить формировать навыки коллективной работы.

    Воспитывать потребность во взаимопомощи.

    Развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Групповая работа:

    Взаимопомощь – старших в группе.

    Монологическая речь.

    Самооценка – взаимный контроль.

    Письменная работа – оценка в тетради и в оценочном листе.

    Представитель – отвечает от группы (уточнение, дополнение, исправление).

Роль учителя:

    помощь;

    поощрение.

    создание творческой атмосферы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

II. КВН - работа команд.

(Но у каждого учащегося на парте листок бумаги и ручка. Они принимают участие, сами оценивая себя.)

III. Подведение итогов, заключительное слово учителя, выставление оценок. Вулкан в честь победителя.

Урок начинается музыкой: звучит 1-я часть “Богатырской симфонии” Бородина.

Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята!

Я вижу, все улыбаются, а это сейчас главное. Наш урок начался с Богатырской симфонии А. Бородина. Вы спросите, какое отношение имеет Бородин к нашему уроку? Cамое прямое. Это русский химик, выдающийся русский композитор. “Господин Бородин” - часто говорил студенту профессор Зинин - “поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю большие надежды.”

Занимайтесь музыкой” - призывал уже известного профессора-химика композитор Римский-Корсаков.

Но Бородин не мог жить ни без музыки, ни без химии. Приведу пример. 1872 год. Бородин открывает новый тип химических реакций: альдольная конденсация. В этом же 1872 году он написал отдельные сцены из оперы “Князь Игорь” и первую часть “Богатырской симфонии”. Вот так может работать человек. Пусть он будет для Вас хорошим примером.

Сегодня на уроке КВН мы проверим ваши знания первоначальных химических понятий, и пусть вы не станете в жизни великими химиками, но эти знания вам помогут плыть по морю химической науки. А те, кто забыл знаки, валентность, плохо решает задачи..., с таким грузом далеко не поплывешь. Но зато они узнают о своих проблемах, а мы поможем эти проблемы устранить.

Жюри (в жюри приглашаются родители,учителя, старшеклассники, они получают заранее приготовленные инструкции, правильные ответы и решения).

Каждый конкурс оценивается так: за правильный ответ 10 баллов, аукционы - по 5-балльной системе; весь класс-победитель получает по 5 баллов; побежденный класс в зависимости от участия и активности получает по 4 или 5 баллов.

КВН у нас идет 2 урока (урок + кружок или классный час, но идеально это все провести и закончить за 60 минут), поэтому одна графа будет заполнена, а другая - для индивидуальной оценки, работа каждого будет учитываться.

Ваша активность при работе, решении задачи, подсчет уравнений. И первая оценка выставляется жюри, а вторая жюри + учитель. Но если первую оценку вы получили сразу, то вторую можно получить на 2 уроке т. к. мне нужно проверить ваши записи.

КВН “Что мы знаем, что умеем”

УЧИТЕЛЬ: Открываем наш клуб веселых и находчивых химиков. Командам занять свои места! Познакомьтесь с нашим жюри! А теперь, команды, представьтесь друг другу

8 А класс

Мы пришли сюда сразиться, чтоб заслуженных побед побед добиться!
Напомним вам из уваженья, что тот не будет побежден
В большом химическом сражении, кто в химии силен.
Мы вам желаем в этой встрече активными как цезий быть!
Своими шутками и речью жюри и всех нас покорить.

8 Б класс Все на химии стоит.

Ты куда идешь? В химчистку! Ну а ты? – на химзавод.
На химическом заводе суета!
Мы из нефти шелк получим. Вот так будет красота.
Газ воды зашел напиться, хим. реакция идет.
Все на химии стоит.
Тот, кто лучше ее знает, тот сегодня победит!

Учитель-ведущий: Приступаем к разминке. Команды предлагаетсят по 5 вопросов (домашнее задание).

Спрашивает команда 8 А класса

    Какие простые вещества, находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром; ртуть)

    Кто подтвердил и в каком году закон Ломоносова? (Как сложилась судьба этого человека?)

    Что называется коэффициентом? Зачем он нужен?

    Что обозначают записи:-5С; 5Н; О; 2Нg; 5О 2 ; Н 2 О; Н?

    Написать правильно формулу - ВО; ZnО; SO (VI); ClO (VII) PO

Спрашивает команда 8 Б класса

    Какие 2 химические вещества мы встречаем дома каждый день (Н 2 О; NaCl)

    Кто придумал слово “ термометр”?

    Что такое молекула?

    Что обозначает запись 4Н; 3О 2 ; СuО; 8S; Р; Н 2 О; 3Мg?

    Написать правильно формулу - КS (S – II), FeO (Fe - III), CuO (Cu – I), NaO, AlO.

ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 20 ОЧКОВ - max 30 сек.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА (старшеклассники показывают опыты-фокусы несгораемый платок, змея из таблетки норсульфазола и др.)

Конкурс капитанов

8 А класс

    Откуда пошло слово “атом”, что оно обозначает?

    Кто такой Р. Бойль, в чем он ошибался?

    Какие способы разделения смесей вы знаете?

8 Б класс

1) Что такое валентность?

2) Какое теоретическое и практическое значение имел закон сохранения массы вещества?

3) Назовите важнейшие физические свойства веществ.

За каждый ответ 20 очков, мах 30 сек.

Капитаны получают по одинаковой задаче: кто быстрее и правильнее решит.

(Написать уравнение реакции и рассчитать, какое количество вещества, и какова масса, получившегося оксида магния, если сгорело 6 г магния. (При желании можно заменить более актуальной.)

Аукцион у доски

1 человек от команды болельщиков

Кто быстрее?

5 тел - 5 веществ

По 5-балльной системе (у доски мел)

Конкурс 1–2 человека

На доске таблица с предложениями и графами для фиксации.

Красные - элементы

Синие - вещества

    в составе чистой воды содержится кислород

    рыбы дышат кислородом растворенным в воде

    газометр заполнен кислородом

    при разложении оксида ртути выделяется кислород

    в состав оксида ртути входит кислород

    сухой лед состоит из углерода и кислорода

    кислород входит в состав воздуха

Участники начинают одновременно.

За каждый правильный ответ 10 баллов.

Аукцион №2. Кто быстрее.

Кто напишет больше названий химических элементов с окончанием –ий-

По 5-балльной системе (у доски – мел).

Конкурс №2

2 человека от каждой команды.

Изобразить, что происходит при неправильном обращении со спиртовкой; 10 мин пока они готовятся.

Аукцион №3

По одному человека от каждой команды. Расставить карточки с символами химических элементов в алфавитном порядке в соответствии с русским названием.

N Al H Fe Ca O Mg Cu Na Hg S C P Cl Zn

По 5-балльной системе.

Конкурс №3

Отличить чистое вещество от смеси.

Задание по 1 человеку от команды, время 1 минута

Синее – чистое.

Красные – смесь.

    Сахар

    Морская вода

    Почва

    кислород

    Воздух

    Молоко

    Гранит

За каждый правильный ответ - 10 баллов.

Кокурс №2

Показ нарушений техники безопасности при работе со спиртовкой.

По 10-балльной системе

Аукцион №4

Кто быстрее составит уравнение реакции (запись на доске 2 раза).

Fe + HCl = FeCl 2 + ?

Al + O 2 = ?

CaCO 3 = С aO + ?

Al + HCl = AlCl 3 + ?

Fe(III) +О 2 = ?

Болельщикам - определить тип химической реакции. Жюри определяет активность болельщиков по 5-балльной системе.

Экспериментальная пауза.

    Превращение воды в молоко

Растворы BaCl 2 и Na 2 SO 4

    Воды в кровь”
    2 стакана H 2 O
    1 + FeCl 3 (Cl 2) + 1 роданит аммония

Конкурс №4

Сахарf C 12 H 12 O 11

Соли NaCl

Соды Na 2 CO 3

Воды Н 2 О

Кислорода О 2

Считает весь класс, оценивают первого и последнего участника. Каждый правильный ответ 10 баллов, мах время 5 мин.

Аукцион №5 Назови химическую посуду и принадлежности.

По 5 предметов.

По 5-бальной системе

Конкурс №5 ВИКТОРИНА.

    Какой элемент назван в честь острова? Почему? (Cu)

    Какой элемент открыли в тазу с бельем? (Na)

    Жидкое серебро – о чем идет речь? (Ртуть)

    Найти в Периодической системе луну и землю? (Cелен и теллур)

    Какие элементы названы в честь стран, каких?

    Как называется фиолетовый элемент? (Иод)

    Какой химический элемент известен, как косметическое средство? (Сурьма)

    Какие жидкие химические элементы вы знаете? (Бром и ртуть)

    Кто ввел единые химические обозначения? (Берцелиус)

    Назовите основные правила поведения в кабинете химии.

Каждый правильный ответ 10 баллов,

Слово предоставляется жюри (жюри подводит итоги, считает набранное количество баллов, высказывает свое беспристрастное мнение).

Вручение грамот,поздравления и Вулкан в честь победителя.

В оставшееся время - решение познавательных задач.

Подведение итогов, выставление оценок.

Если остается время, можно послушать доклады: “Пластилиновая ворона”, “Тайна Бертольда Шварца” и любые другие

Шутки, музыка.

В стране неорганических веществ

Внеклассное мероприятие
в рамках предметной недели естественных наук

Пояснительная записка

Описанное ниже внеклассное мероприятие по химии для 8-го класса проводится в рамках внутришкольной недели естественных наук. В организационном плане оно состоит из двух частей: часть 1 – театрализованные химические миниатюры, подготовленные и сыгранные учащимися 9-го класса; часть 2 – химические конкурсы для двух команд учащихся 8-го класса.

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических веществ»; развивать интерес школьников к предмету «Химия», эрудицию, умение логически рассуждать и высказывать свои мысли; воспитывать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми человек соприкасается в быту; формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Химические миниатюры

Ведущий. В некотором царстве, в тридевятом Химическом государстве жил-был царь, великий химический государь. И правил он царством неорганических веществ. Познакомимся с жителями этой удивительной страны. Вон там, на скамеечке, встретились две сестры, и, кажется, у них что-то случилось.

Сценка класса кислот

(Две девочки-кислоты в шапочках с написанными на них формулами кислот Н 2 SО 4 и НNO 3 .)

Кислота H 2 SO 4 . Здравствуй, сестра!

Кислота HNO 3 . Здравствуй, родная! Что-то ты неважно выглядишь. Расскажи, что у тебя случилось .

Кислота H 2 SO 4 . Ты и не представляешь, как я устала, вся из сил выбилась. Ты разве ничего не слыхала? К нам в царство приехали добры молодцы: такие красивые, такие блестящие металлы.

Кислота HNO 3 . Ах, да! Я их видела краем глаза. Такой егоза Na, легкий Аl и такой крутой молодец Fе.

Кислота H 2 SO 4 . Да, но не о них речь. С ними у меня хорошие отношения, без всяких проблем. Меня интересуют другие: такие блестящие, такие дорогие, прямо никак к ним не подобраться.

Кислота HNO 3 . Ах, да! Припоминаю. Видела я тут двух франтов: Аg и Аu, кажется. Ну и какие проблемы, милая сестра?

Кислота H 2 SO 4 . Да вот никак не могу с ними договориться. Хоть плачь!

Кислота HNO 3 . Что ты, дорогая. Плакать нам никак нельзя, а то слабыми станем. Хотя ко мне это не относится. Я сильна, я прекрасна, я просто обворожительна! Я этих молодцев быстро в оборот возьму. Недаром я зовусь Азотной.

Кислота H 2 SO 4 . Уж больно ты высокого мнения о себе. Я не хуже тебя, все металлы от меня без ума. Вот только эти двое никак не поддаются. Ну да ладно, найду я на них управу!

Ведущий. Ах вот что у них случилось! Ребята, кто может пояснить, в чем дело? Почему у серной кислоты такие проблемы с Аg и Аu? (За правильный ответ выдается талончик с химическим знаком.)

Сценка класса оснований

Ведущий. А в это время в парке спрятались еще два жителя Химического царства. Давайте послушаем, о чем они шепчутся.

Гидроксид NaOH. Ох, не знал, что здесь эти дамы находятся. Ни за что бы не пошел гулять с тобой!

Гидроксид Fе(ОН) 3 . Да ладно, не трусь! Ты ведь такой едкий, брат, с любым справишься!

Гидроксид NaОН. Что верно, то верно, но кислоты терпеть не могу! Особенно эти две, хорошо хоть третьей – Cолянки – с ними нет. А то бы точно что-нибудь непоправимое случилось.

Гидроксид Fе(ОН) 3 . Ха-ха! Припоминаю! Ну и закрутили вы дело в прошлом году. Такую нейтрализацию провели.

Гидроксид NaОН. Ох и не говори, брат! Столько солей наполучали – девать некуда.

Ведущий. Ребята! О какой такой нейтрализации говорили эти двое молодых людей? Кто они такие эти гидроксиды NaOH и Fe(OH) 3 ? Чем различаются? О какой Солянке они говорили?

(За каждый правильный ответ – талончик.)

Сценка класса солей

Ведущий. А вот и продукты реакции нейтрализации. Ах, как приятно смотреть на эти создания! Наверное, это самые безобидные вещества. К какому классу веществ их следует отнести? Кто может их назвать? (За правильный ответ – талончик.)

Давайте послушаем, о чем говорят эти соли.

Соль CaCO 3 . Я среди вас самая главная и важная. Без меня не может обойтись ни один школьник .

Соль KNO 3 . Ну ты и задавака, Мелок! Подумаешь, на доске можно писать. Можно в тетради ручкой писать и карандашом. А вот я очень нужна человеку! Без меня ни один огородник не вырастит большого урожая. Ведь я знаю, как ребята любят морковку, помидорчики и огурчики.

Соль NaHCO 3 . Ну и хвастунья ты, Cелитрочка! Ведь ты можешь и вред людям нанести.

Соль KNO 3 . Ну, в этом не я виновата, а сам человек, если он будет бездумно пользоваться минеральными удобрениями. А ты, сода, чего отмалчиваешься?

Соль NaHCO 3 . А чего хвастаться? Мною в больших количествах человек не пользуется. Но даже без малого количества соды пышных оладушек мама не испечет. Да и печенье не будет печеньем, а торт тортом без соды. Еще я могу помогать чистить посуду, и тогда чашки и тарелки будут просто блестеть. Так что любой хозяйке я – пищевая сода – просто необходима.

Сценка класса оксидов

Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, какие важные разговоры ведут соли. И действительно, в жизни человека они находят разнообразное применение. Ну что же, со всеми жителями Страны неорганических веществ мы познакомились. А теперь…

(Выбегают оксиды Na 2 O и SО 3 .)

Оксиды (вместе). Эй, эй! Про нас-то забыли! Мы ведь тоже жители Химического государства .

Мы дружная семейка,
Оксиды нас зовут.
Наш папа Оксигениум,
По-русски – Кислород.

Оксид SO 3 . Ребята, а вы знаете, почему наш папа О 2 ?

Оксид Na 2 O. Ну и хвастуны здесь перед нами выступали. Ха-ха!

Оксид SO 3 . Ох и не говори. Уж очень соли хвастались: и Мелок, и Сода. Что ты, что ты, жить без них нельзя…

Оксид Na 2 O. А основания-то с кислотами, просто стыдно слушать. Ну что они без нас? Да ничто!

Оксид SO 3 . Без меня никакой серной кислоты не получится.

Оксид Na 2 O. А без меня щелочь не образуется.

Оксиды SO 3 и Na 2 O (вместе). Если мы вместе соединимся, то и соль можем образовать.

Ведущий. Ребята, догадались какую? Ну-ка, кто смекалистый? (За правильный ответ – талончик.) Теперь со всеми жителями Химического государства мы познакомились. Подведем итоги: кто лучше справился с вопросами, которые были заданы во время представления. Посчитайте свои талончики, у кого больше, тот получает приз .

Химические конкурсы

Командный конкурс «Химический поезд»

На доске для двух команд нарисованы по четыре вагона: «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Основания». На столе лежат карточки с формулами веществ для двух команд. Какая из команд быстрее заполнит вагоны пассажирами, та и победит.

Конкурс «Волшебные элементы»

Даны элементы: Ва, S, Р, О, Н, Аg, N, Аl. Какая из команд за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам, та и побеждает.

Конкурс «Гонки по вертикали»

Чтобы выиграть в конкурсе, надо без подсказок или с минимальным их числом ответить на все вопросы.

В о п р о с ы д л я 1-й к о м а н д ы

1. Вещество, которое состоит из кислорода и какого-либо другого элемента.

(Оксид.)

2. Это сложное вещество. Если оно растворяется в воде, то называется щелочью. Назовите класс таких веществ.

(Основания.)

3. В ней лакмус краснеет.

(Кислота.)

4. Другое название хлороводородной кислоты.

(Соляная.)

(Азот.)

6. Формула Fe(OH) 3 принадлежит веществу …

(Гидроксид железа(III) .)

В о п р о с ы д л я 2-й к о м а н д ы

1. В ее растворе лакмус синеет.

(Щелочь.)

2. В этом веществе есть гидроксильная группа.

(Основание.)

3. Вещество с формулой MgCO 3 – это … .

(Карбонат магния.)

4. Эти вещества получают реакцией окисления простых веществ.

(Оксиды.)

5. Этот газ входит в состав воздуха, он поддерживает горение и дыхание.

(Кислород.)

6. В реакции этой кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, не выделяется водород, а выделяются другие газы.

(Азотная кислота.)

Подведение итогов конкурсов и урока в целом.



Документы