Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Роль саморегулируемых организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Большая роль на рынке ценных бумаг принадлежит также создаваемым по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым организациям дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и других специализированных институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг.

Государство делегирует часть своих функций организациям профессионального сообщества (саморегулируемым организациям). Необходимость такого делегирования обычно состоит в том, что минимизируются затраты из бюджетов при создании инфраструктуры рынка, обеспечивается гласность нормотворчества и обязательность участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы.

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг – это, как правило, добровольные объединения профессиональных участников, находящиеся в отношениях с государством (государство передает саморегулируемой организации часть своих функций).

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и профессиональных общественных организаций. Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике: саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала; развитие инфраструктуры финансового рынка; проведение совместных научных разработок; коллективное предпринимательство в своих интересах и защита интересов инвесторов.

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, контроль за их созданием в России осуществляет ЦБ РФ.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Количество членов 266 Филиалы и представительства 12 филиалов: Северо-Западный, Уральский, Казанский, Ростовский, Омский, Новосибирский, Орловский, Красноярский, Самарский, Иркутский, Нижегородский, Приморский НАУФОР объединяет профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев, а также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ») Количество членов 53 Филиалы и представительства Не имеет НП «НЛУ» объединяет управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев.

«Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА) Количество членов 213 Филиалы и представительства Не имеет

Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) Количество членов 65 Филиалы и представительства 3 представительства (Северо-Западное, Поволжское, Сибирское)

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ») Количество членов На 21 февраля 2014 года в членстве НАПФ состояло 75 организаций, в том числе 57 негосударственных пенсионных фондов и 18 нефондов (управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования). НП «НАПФ» создана 21.06.2000 г., в соответствии с решением конференции представителей негосударственных пенсионных фондов (НПФ), состоявшейся 16.02.2000 г. Учредителями выступили крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный».

Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг в РФ


ВВЕДЕНИЕ


Экономическая ситуация в России во многом определяется формулой «экономика переходного периода», оправдывающей недочеты и ошибки. Наблюдения позволяют утверждать, что страна все более склонна принять модель смешанной рыночной экономики с достаточно развитым государственным сектором и возможностями государственного вмешательства в экономические отношения в определенных законом случаях.

Экономика - самостоятельный феномен со значительной долей саморегулирования, и субъекты экономической деятельности используют различные возможности подобной регуляции. Часто они объединяются в производственных и управленческих целях, образуя финансово-промышленные группы и холдинги. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) как некоммерческие организации с правами юридического лица могут координировать деятельность своих участников, выполняя тем самым и регулирующие функции.

В рамках проводимой в стране административной реформы предполагается к регулированию в области экономики "допустить" и частный сектор. В результате некоторые функции планируется передать так называемым саморегулируемым организациям. Суть в том, что дополнительно к государственному регулированию в той или иной сфере деятельности (не всегда экономической) допускается саморегулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями профессиональных участников этой сферы.

Саморегулируемые организации, как свидетельствует их название, образуются самостоятельно профессионалами в той или иной сфере для решения вопросов их сообщества. Их профессиональные нормы и правила, безусловно, важны и для государственного регулирования, которое подчас на них и основано. Более того, либеральная экономическая политика и реформы государственного аппарата исходят из того, что саморегулируемые организации могут наряду с государственными органами участвовать и в регулировании экономики.

Саморегулируемые организации в России возникли не в одночасье, но государственная политика в их отношении формировалась фрагментарно. Государство допускало их к регулированию экономики постепенно.

Итак, что же такое саморегулируемая организация профессиональный участников рынка ценных бумаг.

Саморегулируемая организация профессиональный участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.08.2004 г. № 89-ФЗ) и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация имеет следующие права:

· получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональным отделением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг);

· разрабатывать в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

· контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

· в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Рассмотрим следующие саморегулируемые организации, которые действуют на рынке ценных бумаг в РФ.


1. Национальная ассоциация участников фондового рынка


История создания НАУФОР началась после нескольких лет стихийного развития российского рынка ценных бумаг. Его участники пришли к выводу, что дальнейшая работа без принятия единых правил поведения на фондовом рынке невозможна. Но это могло стать реальностью только после объединения брокеров в профессиональную ассоциацию, которая установила бы правила и следила за их выполнением.

Наконец 15 мая 1994 года в Москве представителями 15-ти ведущих компаний была официально учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), которая стала прообразом будущей саморегулируемой организации - НАУФОР. Первоначальными задачами ПАУФОР были разработка стандартов торговли ценными бумагами и комплекса мер дисциплинарного воздействия на их нарушителей, а также создание для участников ассоциации внебиржевой компьютерной торговой системы. Уже в сентябре 1994 года был принят первый вариант правил ПАУФОР, что позволило сразу перейти к активному созданию системы торговли.

Единственной возможностью создать торговую систему оказалась организация внебиржевой торговли между членами ассоциации, которые добровольно обязались придерживаться взаимных договоренностей, правил информационной открытости и единого документооборота.

Для обслуживания внебиржевого рынка акций из двух систем – Программбанка и американской ПОРТАЛ решили выбрать вторую, поскольку она уже успела хорошо зарекомендовать себя на американском рынке. В конце 1994 года систему установили в брокерских фирмах - членах ПАУФОР и были проведены пробные торги.

Летом 1995 года на смену ПОРТАЛ пришла Российская торговая система (РТС). Система позволяет ее участникам в режиме реального времени выставлять котировки, получать оперативную информацию о состоянии рынка и заключать сделки.

Первоначально РТС связывала в единую сеть четыре крупных внебиржевых рынка страны: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский и Екатеринбургский. Затем терминалы системы появились в других регионах.

Совместная работа на фондовом рынке по схожим правилам со временем сблизила позиции ПАУФОР и независимых региональных организаций брокеров. Осенью 1995 года стало окончательно ясно, что объединение всех брокерских ассоциаций в единую общероссийскую организацию не только не ущемит их права, а наоборот, позволит лучше координировать усилия и более согласованно отстаивать свои интересы.

В результате многочисленных переговоров, консультаций и поисков взаимных компромиссов за основу способа построения будущей ассоциации и российского рынка ценных бумаг в целом была принята американская модель фондового рынка, которая подразумевала управление им при помощи саморегулируемых организаций.

И вот в ноябре 1995 года компаниями – профессиональными участниками рынка ценных бумаг из различных регионов России была учреждена саморегулируемая организация, которая получила название Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Основными целями нового общественного объединения стали:

Обеспечение благоприятных условий для профессиональной деятельности участников фондового рынка;

Выработка стандартов профессиональной этики и контроль за их соблюдением;

Защита интересов инвесторов;

Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами;

Разработка программ обучения и повышения профессионального уровня сотрудников организаций - членов ассоциации и других участников рынка ценных бумаг.

С течением времени, совершенствовались методы работы Ассоциации, росло число ее членов как в Москве, так и в регионах, расширялась сеть региональных филиалов.

В настоящее время НАУФОР объединяет порядка 600 компаний, расположенных по всей России. Филиалы и представительства Ассоциации успешно действуют в 15 крупных городах России. Национальной ассоциацией участников фондового рынка проделан значительный объем работы по достижению целей, для которых она создавалась. Разработаны и действуют документы, регулирующие профессиональную деятельность членов ассоциации и направленные на защиту интересов клиентов и инвесторов. Организовано профессиональное обучение и аттестация сотрудников организаций - членов НАУФОР.

Задачами НАУФОР являются:

· Способствовать стандартизации принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрению норм профессиональной этики и обеспечению соблюдения членами НАУФОР законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг;

· выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников фондового рынка и обеспечение справедливых и равных принципов торговли в интересах инвесторов;

· представлять интересы инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;

· способствовать повышению самодисциплины членов НАУФОР, исследовать факты нарушения установленных правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами и выступать арбитром в разрешении споров между членами НАУФОР, между членами НАУФОР и третьими лицами;

· оказывать информационную, методическую, техническую и правовую поддержку деятельности членов НАУФОР.

В НАУФОР образуются и действуют следующие органы управления:

Совет НАУФОР – общее собрание членов НАУФОР, являющееся высшим органом управления НАУФОР;

Совет директоров НАУФОР – коллегиальный орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью НАУФОР;

Правление НАУФОР – коллегиальный исполнительный орган НАУФОР;

Председатель Правления НАУФОР – единоличный исполнительный орган НАУФОР.


2. Национальная фондовая ассоциация


Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг - НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 13.09.2004 г.) входит более 220 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Управляющими органами ассоциации являются Общее собрание ее членов и Совет Ассоциации. В состав Совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Банка России и ФСФР России. Стратегию Ассоциации определяет Наблюдательный Совет, который сформирован из уважаемых на российском фондовом рынке деятелей, задающих стратегию развития фондового рынка. Рабочие органы Ассоциации - комитеты (комиссии), а также рабочие группы по важнейшим направлениям деятельности организаций – профессиональных участников на рынке ценных бумаг.(Приложение 2).

В 2000г. НФА получила лицензию ФКЦБ России как саморегулируемая организация (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг по брокерской, дилерской деятельности, доверительному управлению и депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков и инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг.

НФА эффективно выполняет функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников (помощь в подготовке документов, экспертиза, рассмотрение и выдача ходатайств, сопровождение), так и участия в системе контроля ФСФР России за деятельностью профучастников (сбор, анализ и представление в ФСФР России отчетности профучастников, осуществление контроля за их деятельностью и др.).

В апреле 2002 года подписано Генеральное Соглашение НФА с Банком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

В НФА разработаны и действуют с 1997 года первые на российском рынке ценных бумаг стандарты профессиональной деятельности, включающие в себя «Кодекс добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке» с приложениями – «Требования к профессиональному участнику РЦБ» и «Правила клиентского обслуживания на РЦБ», Положение «О запрете манипулирования ценами», «Положение о депозитарной деятельности» и др. Разработан и утвержден Советом НФА в 2001г. первый профессиональный Стандарт по управлению рисками на рынке ценных бумаг, а в настоящее время действует редакция №3 этого Стандарта.

Для осуществления контроля за деятельностью членов ассоциации на рынке ценных бумаг и выполнением требований, определяемых нормативными актами и стандартами деятельности на рынке ценных бумаг, в Ассоциации разработан и действует Кодекс дисциплинарных мер и ответственности. С целью разрешения споров, возникающих в процессе работы членов Ассоциации, создан Третейский суд НФА, состав которого сформирован на паритетной основе из российских и зарубежных специалистов и уникален для российской арбитражной практики.

Приоритетом НФА является развитие рынка ценных бумаг как отрасли хозяйства и сферы бизнеса и обеспечение благоприятных условий деятельности на нем для организаций – членов ассоциации. В первую очередь - через расширение и развитие инструментария российского фондового рынка, а также объединение государственных регулирующих органов и фондового сообщества с целью восстановления и развития рынка.

Ассоциация взаимодействует с законодателями и органами регулирования по подготовке законодательно-нормативной базы по новым финансовым инструментам и операциям, принимает участие в разработке и продвижении на рынок новых финансовых инструментов, проводит рабочие совещания по профдеятельности с участием представителей Министерства финансов РФ, Банка России, ФСФР России, других государственных ведомств и заинтересованных организаций (облигации Банка России, обмен ОФЗ, операции РЕПО, еврооблигации, индексные фонды, доверительное управление, ОФБУ и прочие формы коллективных инвестиций).

НФА активно участвует в работе Экспертного Совета по фондовому рынку при Государственной Думе РФ, Совета саморегулируемых организаций при ФСФР России, рабочих групп Банка России и ФСФР России, а также ведет самостоятельную работу по совершенствованию вопросов законодательства, касающихся финансового рынка.

В деятельности НФА важное место занимает создание условий для взаимодействия банков с реальным сектором. В целях развития российского фондового рынка с опорой его на реальное производство, снижения спекулятивной составляющей рынка, активизации новых отечественных эмитентов (в том числе «компаний роста»), а также в связи с тем, что для региональных участников рынка ценных бумаг чрезвычайно важна деловая активность их основных клиентов – региональных предприятий – НФА в течение 1999 - 2004г.г. ведет активную работу по привлечению отечественных предприятий на рынок ценных бумаг, защите их прав на рынке ценных бумаг и оказанию им помощи со стороны профессиональных участников рынка в подготовке и выведении ценных бумаг этих предприятий на фондовый рынок.

Для этой работы в НФА с 2002г. действует Клуб андеррайтеров, в рамках которого в 2004г. разработан Стандарт деятельности по андеррайтингу и предоставления других услуг, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг и подготовлено первое в России Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций.

В 2003г. разработана совместная программа Советом Федерации РФ и СРО НФА по развитию российского финансового рынка (региональный аспект). Эта программа направлена членам Совета Федерации РФ, а также региональным администрациям с целью развития экономики регионов России, и использования многими регионами для разработки своих инвестиционных программ.

Текущими задачами НФА являются развитие системы отчетности участников рынка ценных бумаг, подготовка соответствующей системы программного обеспечения сбора отчетности, стандартов по управлению рисками профессиональной деятельности кредитных организаций и др.

Партнерами НФА в ее работе являются крупнейшие общественные объединения российского бизнеса - Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков «Россия», Национальная валютная ассоциация, Ассоциация региональных валютных бирж, Ассоциация участников вексельного рынка, а также международные профессиональные объединения - Международная ассоциация дилеров рынка ценных бумаг (ISMA), Казахстанская фондовая биржа, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Ассоциация финансистов Казахстана, Ассоциация банков Республики Казахстан, ИК "Инконбел" (Республика Беларусь) и др.

Важнейшие этапы деятельности НФА:

· обеспечение полноценного (без ограничений) ведения кредитными организациями и инвестиционными компаниями всех видов профессиональной деятельности на российском фондовом рынке – брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой, финансового консультанта.

· развитие рынка государственных ценных бумаг (как федеральных, так и региональных), в том числе участие в реструктуризации государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ) после кризиса 1998 года;

· разработка по запросу Центра стратегических разработок под руководством Г. Грефа «Программы восстановления и развития рынка ценных бумаг»;

· утверждение нового налогового режима Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ (в части поправок по рынку ценных бумаг и срочному рынку в 25 Главу II части Налогового Кодекса, курируемых НФА), являющегося качественно новым для налогового законодательства России;

· развитие рынка Облигаций Банка России и операций РЕПО с государственными ценными бумагами;

· формирование стимулирующего операции РЕПО налогового режима;

· развитие рынка корпоративных облигаций и еврооблигаций и др.

3. Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев


Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД), созданная в 1994 году, является c 1997 года саморегулируемой организацией регистраторов, депозитариев, а с 2000 года, - и клиринговых организаций, а также объединяет специализированных депозитариев. Высшим органом Ассоциации является Общее собрание ее членов. Общее руководство деятельностью ПАРТАД осуществляет Совет директоров. Его возглавляет Председатель Комитета по собственности Государственной Думы Российской Федерации В.С. Плескачевский. Правление ПАРТАД является коллегиальным исполнительным органом и осуществляет руководство текущей деятельностью организации.

На сегодняшний день членами Ассоциации являются ведущие регистраторы, депозитарии и специализированные депозитарии. Основу деятельности ПАРТАД составляет работа профильных Комитетов Ассоциации, членами которых являются представители ведущих компаний на рынке ценных бумаг. В ПАРТАД созданы и активно работают Комитет депозитариев, Комитет регистраторов, Комитет по стандартизации и сертификации. При Комитетах создаются Рабочие группы, целью деятельности которых является разработка документов, необходимых на данном этапе развития рынка ценных бумаг.

В ПАРТАД создан Комитет Специализированных депозитариев, единственный орган на финансовом рынке, занимающийся проблемами специализированных депозитариев, выполняющих функции контроля за размещением средств ПИФ, пенсионных резервов и накоплений.

Основными преимуществами членства в ПАРТАД является следующее.

Организации, являющиеся членами ПАРТАД имеют реальную возможность оказывать влияние на развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг. Мнение членов ПАРТАД, обобщаемое Комитетами и Советом директоров ПАРТАД, доводятся до сведения регулирующих органов. ПАРТАД взаимодействует с законодательными органами по подготовке и совершенствованию законодательной и нормативной базы, в первую очередь законов "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах".

ПАРТАД устанавливает правила и стандарты деятельности по учету прав собственности на ценные бумаги, соблюдение которых обеспечивает качество работы членов Ассоциации на рынке ценных бумаг. Стандарты профессиональной деятельности регистраторов, депозитариев и клиринговых организаций регулярно обновляются.

В качестве реальной помощи профессиональным участникам рынка ценных бумаг и в целях стандартизации их деятельности, экспертами ПАРТАД разрабатываются методические рекомендации, направленные на повышение надежности и эффективности функционирования учетного сектора фондового рынка, а также поднятия технологического уровня проведения операций профессиональными участниками и на защиту прав и законных интересов инвесторов. Члены ПАРТАД могут воспользоваться Методическими рекомендациями по ведению реестра, по составлению Правил осуществления депозитарной деятельности, Инструкции о внутреннем контроле, по процедуре документооборота между Специализированным депозитарием и НПФ и др.

ПАРТАД осуществляет поддержку внедряемых технологических процессов согласно принятым ПАРТАД целевым программам управления рисками, раскрытия информации, сертификации программного обеспечения, гарантии подписи и аттестации специалистов.

Среди саморегулируемых организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, ПАРТАД обладает наибольшим авторитетом и практическим опытом в области управления рисками деятельности учётных институтов. В рамках осуществляемой с 1998 года Программы разработки и внедрения системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ПАРТАД формулирует рекомендации по управлению рисками, а также требования к договорам страхования и страховым организациям, осуществляющим страхование регистраторов и депозитариев.

В соответствии с утвержденными Советом директоров ПАРТАД Требованиями к программному обеспечению, проводится сертификация обеспечения, используемого в своей деятельности регистраторами, депозитариями и специализированными депозитариями, путем тестирования предоставляемых разработчиками программных продуктов.

В 2004 году в ПАРТАД были разработаны и утверждены "Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев", подготовленные рабочей группой, в деятельности которой принимали участие представители крупнейших регистраторов и депозитариев. Советом директоров ПАРТАД рекомендовано использование Форматов регистраторами и депозитариям при электронном взаимодействии и планируется придание им статуса обязательных к использованию не позднее 01 июня 2005 года. Единые стандарты передачи информации позволят снизить издержки профессиональных участников рынка ценных бумаг и повысить его ликвидность.

ПАРТАД защищает интересы своих членов, в случае неправомерных действий по отношению к ним государственных органов, а также интересы владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами ПАРТАД.

ПАРТАД предоставляет консультационные услуги членам ПАРТАД, проводит бесплатные конференции и круглые столы для членов ПАРТАД, а также организует встречи профессиональных участников с представителями законодательных и регулирующих органов.

В соответствии с потребностями членов ПАРТАД, других участников фондового рынка, в ПАРТАД созданы единственные в своем роде информационные базы данных: "Депозитарии России", "Регистраторы России" и "РЭТАН" - база данных по регистраторам, эмитентам, трансфер-агентам и номинальным держателям. Размещение сведений в Базах данных ПАРТАД позволяет членам ПАРТАД представить информацию о себе в наглядной и эффективной форме, обеспечивающей оперативный и круглосуточный доступ к ней всех заинтересованных пользователей. Поддержка и своевременное обновление информации в базах данных для членов ПАРТАД осуществляется бесплатно.

На основе сведений аккумулируемых в базах данных ПАРТАД, научно-исследовательское и обучающее подразделение ассоциации, - Инфраструктурный институт ПАРТАД (ИНФИ),- осуществляет ведение рейтингов регистраторов, депозитариев и специализируемых депозитариев, публикуемые ведущими печатными изданиями и информационными агентствами.

ИНФИ подготавливает и выпускает учебно-методические пособия, информационные проспекты, различные виды научно-технической документации, организовывает публикацию научных трудов и проводит обучение по различным аспектам деятельности учетных институтов.

ПАРТАД также является уполномоченной организацией для проведения квалификационных экзаменов ФСФР России для специалистов регистраторов и депозитариев.


4. Ассоциация участников вексельного рынка


Ассоциации участников вексельного рынка - АУВЕР была основана 141-й организацией при поддержке Центрального Банка РФ 15 октября 1996 года. Структура АУВЕР представлена в приложении 4. В состав АУВЕР входили в основном банки. Целью создания ассоциации является обеспечение условий деятельности участников вексельного обращения, соблюдение профессиональной этики на вексельном рынке, становление правил и стандартов проведения операций с векселями, обеспечивающих эффективную деятельность на вексельном рынке, и контроль за их соблюдением, защита прав членов Ассоциации, а также координация их деятельности. Ассоциация не является участником вексельного рынка. Она ищет и отзывается на предложения из разных регионов от организаторов торговли векселями, от клиринговых, расчетных центров с тем, чтобы договориться с ними о взаимодействии в организации вексельного обращения.

В настоящее время АУВЕР объединяет 124 организации. Из них: 98 - банки, 4 - биржи, 6 -финансово-инвестиционные компании, 16 - предприятий Российской Федерации.

Предметом деятельности Ассоциации является:

Разработка и утверждение правил и стандартов осуществления деятельности и проведения операций с векселями, обязательных для членов Ассоциации;

Контроль за соблюдением правил и стандартов, установленных Ассоциацией для осуществления деятельности и проведения операций с векселями;

Сбор, обработка, анализ и распространение информации о рынке векселей и об его участниках (векселедателях, авалистах, акцептантах и индоссантах);

Осуществление научно-исследовательских, методических и программных разработок по вопросам вексельного обращения в интересах членов Ассоциации;

Осуществление зарубежных связей в интересах членов Ассоциации;

Представительство интересов членов Ассоциации в органах государственного управления;

Создание постоянно действующего Третейского суда при Ассоциации;

Профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников членов ассоциации;

Организация торговли векселями среди членов Ассоциации;

Экспертиза проектов, связанных с выдачей, передачей и погашением векселей;

Консультирование по вопросам правового регулирования вексельных правоотношений и другие.

Создание АУВЕР явилось катализатором для процесса самоорганизации участников вексельного рынка и обобщения правил делового оборота в самом начале в виде стандартов, обязательных для членов ассоциации и рекомендательных для принятия всем российским вексельным рынком. АУВЕР можно назвать элементом инфраструктуры, осуществляющим определенный мониторинг развития вексельного рынка, определяющим назревшие проблемы, высвечивающим, фиксирующим и инициирующим их решение в рамках тех или иных организаций или инстанций.



Вексель номинальной стоимостью 3 млн.руб. со сроком погашения 6.07.2002г учтен 6.04.2002г по ставке 6% годовых. Найти стоимость векселя по которой он был принят к учету.



Доходность купли-продажи векселей. Вексель может быть продан через какое-то время после покупки до наступления срока погашения. Эффективность данной операции может быть также измерена процентной ставкой наращения.


Цена покупки векселя В = Н*(1- r*t/100*360)


1. Найдем количество дней до погашения в момент покупки векселя
Куплен вексель 6.04.2002г

Погашен 6.07.2002г.

2. Найдем стоимость векселя по которой он был принят к учету


Р = 3 000 000 * (1-91*6%/100*360) = 3 000 000 * (1-0,015) = 3 000 000 * 0,985 = 2 955 000 руб. - стоимость векселя по которой он был принят к учету


Список используемой литературы


1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918.

2. Силкина Н.В., Силкин С.В., Ботвина Е.Н. Современный российский рынок ценных бумаг: Курс лекций. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999.

3. Талапина Э.В. «О правовом статусе саморегулируемых организаций»// Право и экономика, № 11, 2003 г.

4. Повлодский Е.А. «Саморегулируемые организации: мода и тенденции»// Право и экономика, № 3, 2003 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Саморегулирование как свойство системы. Принципы саморегулирования. СРО в США. Отечественная модель СРО. Функции СРО. Две идеи СРО. Достоинства и недостатки СРО.

Свойством системы является способность к саморегулированию (сравним: признак организационного единства и органы управления юридического лица). Основная идея саморегулирования - выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются. В целях сокращения организационных издержек создается статутное образование для осуществления надзора за выполнением правил и стандартов и для применения санкций к нарушителям. Такие организации получили название "саморегулируемые".

Зачатки саморегулирования мы найдем в гильдиях и цехах как предвестниках корпораций, в праве купцов. Но с усилением государственности верховная власть берет на себя задачу устроения частных отношений членов общества и государственное регулирование постепенно заменяет саморегулирование <41>.

Идея саморегулирования субъектов гражданских правоотношений получила глубокое развитие в науке советского гражданского права <42>. "Гражданско-правовые организационные отношения представляют собой правоотношения, основанные на равенстве их участников, выражающие совершаемую в пределах закона деятельность граждан и организаций по упорядочению своих взаимосвязей и координации усилий в процессе реализации государственной или собственной инициативы" <43>.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Впервые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" (selfregulatory organization) появились в США и в Великобритании. Более того, до 1998 г. Великобритания при регулировании фондового рынка опиралась только на органы саморегулирования (справедливости ради отметим, что это уникальный случай и сейчас в этой стране происходят прямо противоположные процессы).

В качестве принципов саморегулирования ИОСКО называет: 1) включение в систему регулирования саморегулируемых организаций (СРО) в той мере, в какой этого требуют размеры и степень развития рынков; 2) контроль за СРО со стороны государственного регулирующего органа; 3) соблюдение СРО этических норм и стандартов при осуществлении своих функций.

В США саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представлены фондовыми биржами, Национальной ассоциацией фондовых дилеров (НАСД), создание которой было предусмотрено Законом Мэлони 1938 г., Советом по торговле муниципальными ценными бумагами. На них возложена обязанность по контролю за исполнением законодательства о ценных бумагах. СРО требуют от своих членов представления ежемесячной финансовой отчетности, проводят проверки деятельности фирм (в НАСД до 14 тыс. в год), занимаются аттестацией специалистов фирм-членов <44>. Фондовые биржи Конгресс рассматривает как квазиправительственные организации. Членство в НАСД является для брокеров/дилеров обязательным условием допуска к совершению сделок с клиентами, что позволяет некоторым авторам проводить аналогию между участием в СРО и лицензированием <45>. Все фондовые биржи и НАСД создали электронные системы контроля за рынком (Stock Watch) в целях выявления аномальной активности на рынке, которая может быть связана с манипулированием или торговлей с использованием инсайдерской информации. Получив сигнал о подозрительной сделке, органы контроля могут приостановить на время торговлю данной бумагой до выяснения обстоятельств, повлекших резкое изменение цен или объема торговли. К нарушителям законодательства и правил СРО применяются штрафы, исключение из членов организации или приостановка членства, отзыв аттестата специалиста или приостановка его действия. Все дисциплинарные санкции, налагаемые СРО, доводятся до сведения Комиссии по ценным бумагам и биржам и могут дополнительно рассматриваться по инициативе КЦББ или одной из сторон.

Отечественная модель СРО разрабатывалась с учетом зарубежного опыта, где они входят в регулятивное ядро фондового рынка и играют значительную роль. Первые СРО возникли и существовали только на рынке ценных бумаг, и сам термин использовался применительно к фондовому рынку. Это были Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В настоящее время саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг в России - это добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, учреждаемое ими в основанной на членстве, но без распределения доходов организационно-правовой форме некоммерческой организации в целях:

а) развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;

б) обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

в) осуществления контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;

г) соблюдения и повышения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

д) защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО;

е) установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус СРО на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (лицензируемая деятельность). Уже для получения соответствующей лицензии СРО среди прочих документов обязана представить правила и положения, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми ее членами. Эти правила и положения должны содержать требования, предъявляемые к СРО и к ее членам и:

1) носящие общий для юридических лиц характер (например, в отношении минимальной величины собственных средств);

2) характеризующие СРО как организацию, основанную на членстве (например, в отношении правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее);

3) характеризующие СРО как организацию в сфере профессиональной деятельности (например, в отношении правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности);

4) касающиеся антимонопольного регулирования и регулирования конкуренции (например, в отношении правил, ограничивающих манипулирование ценами);

5) носящие гарантийный для клиентов характер (например, в отношении профессиональной квалификации персонала, обязательств членов СРО по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и (или) персонала) и др.

СРО наделены властными полномочиями по отношению к участникам. Этим организациям предоставлено право издавать акты (внутренние правила и стандарты), обязательные для участников; создавать контрольный орган; проводить проверки соблюдения членами организации установленных правил и стандартов и знакомить с результатами проверок других членов организации, применять санкции и иные меры в отношении членов организации, их должностных лиц и (или) персонала. Санкции в основном направлены на пресечение противоправной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, так как косвенно осуществляется защита прав акционеров. Механизмы принуждения к исполнению актов СРО тяготеют к административным. Наконец, эти организации вправе разрешать во внесудебном порядке споры как между клиентами и своими членами, так и между членами.

Уровень стандартов и требований, предъявляемых СРО к деятельности ее членов, закрепленных в ее внутренних документах, должен быть не ниже уровня стандартов и требований, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти на рынке ценных бумаг.

СРО действуют в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" <46>. Функции СРО можно классифицировать на: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

При осуществлении любой из них большое внимание уделяется требованиям по обеспечению открытости информации. В рамках второй группы особо отметим просветительские и образовательные функции <47>, а также тяготеющие к функциям государственного регулирования. В первом случае СРО вправе в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты. Во втором - выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В целях реализации контрольных и пресекательных функций СРО:

1) осуществляет контроль за соблюдением ее членами финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований, установленных государственными органами регулирования и самой организацией, включая нормативы достаточности их собственных средств;

2) осуществляет контроль за соблюдением квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам членов СРО;

3) по собственной инициативе или по поручению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверки деятельности своих членов, а также лиц, подавших заявления на вступление в СРО;

4) назначает и отзывает инспекторов для осуществления контроля за деятельностью членов;

5) проводит проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушении их прав членами СРО;

6) запрашивает у своих членов документы и информацию, необходимые для установления фактов нарушения устава и внутренних документов СРО, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных правовых актов;

7) осуществляет контроль за участием своих членов в специальных гарантийных и страховых фондах, создаваемых в целях компенсации рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (и - при необходимости - в Центральный банк Российской Федерации) информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчеты о результатах проведенных проверок;

9) направляет своим членам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий;

10) применяет к нарушителям штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уставом и внутренними документами СРО;

11) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представления о применении санкций по отношению к ее членам, допускающим нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о приостановлении или аннулировании лицензий, выданных членам СРО (в отношении кредитных организаций указанная информация направляется также в Центральный банк Российской Федерации).

Особо отметим, что СРО налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим не только устав и внутренние документы организации, но и требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, иных правовых актов государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг.

Анализ действовавших и действующих правовых актов, а также доктринальных исследований приводит к выделению на современном этапе двух идей СРО:

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

В связи с тем, что существуют такие полярные мнения, началась разработка Федерального закона "О саморегулируемых организациях", в котором, по мнению разработчиков, предполагается закрепить понятия "саморегулирование" и "саморегулируемая организация". В октябре 2003 г. внесенный Правительством РФ в Государственную Думу соответствующий законопроект <48> был принят в первом чтении. Однако до сих пор нет единого мнения относительного того, каким должен быть Закон о СРО.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем. Но в отечественной модели регулирования на уровне правовых актов предпринимались попытки сделать участие в СРО на рынке ценных бумаг - добровольном объединении - обязательным. После того как от этой мысли отказались в законодательстве о рынке ценных бумаг, этот подход легализован в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Представляется, что мы имеем дело не с недостатками, имманентно присущими СРО, а с искажениями в правотворчестве и правоприменительной практике.

Сами же СРО обладают рядом достоинств: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО.

К недостаткам относится то, что при всей значимости деятельности СРО они могут защищать права только своих клиентов. Однако наряду с ними действуют общественные организации по защите прав вкладчиков и акционеров (иногда их относят к организациям по защите прав потребителей). Не останавливаясь на собственной оценке этих организаций, отметим, что они создаются, как правило, для защиты определенной группы лиц, понесших убытки от конкретной компании.

В целом создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование. При этом они преследуют схожие цели.

Подведем итоги.

Свойством системы является способность к саморегулированию, основной идеей которого выступает выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами.

Предложена классификация функций СРО: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

На основе анализа правовых актов и доктринальных исследований выделены две идеи СРО:

1) СРО выражают собой продолжение государственного регулирования и частично заменяют его, так как им передаются некоторые государственно-властные полномочия. В отношении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами СРО, такая организация осуществляет функции контроля за соблюдением ими не только внутренних правил и стандартов СРО, но и законодательства в целом;

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем.

Выделены достоинства и недостатки СРО. К первым относятся: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО. Ко вторым - ограничение функций (в первую очередь, охраны и защиты) составом участников.

Создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование, которые преследуют схожие цели. В целом в развитых странах складывается "смешанная система", которую характеризует то, что в ней экономический контроль осуществляется со стороны общества, государства и частных институтов.

Саморегулируемые организации на РЦБ

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 15.1 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .


На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 г.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный». Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов рынка.


Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007.

Боди З., Мертон Р. Финансы. – Изд-во Вильямс, 2007.

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с.

Http://www.euro-trust.ru/broker/ipo.html

http://www.micex.ru/markets/stock/emitents/guide

Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 379 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). с.134

Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.

Http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/Ваучер/

Http://www.micex.ru/markets/state/bonds/profile

Задачи

  • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • соблюдение стандартов профессиональной этики;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг ;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами , обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Статус саморегулируемой организации определяет для организации совокупность прав и обязанностей, которыми не наделены и которые не являются обязательными для остальных некоммерческих организаций . Подать заявление на получение статуса (лицензии) может организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • 1959 год в истории железнодорожного транспорта
  • Афега

Смотреть что такое "" в других словарях:

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Статус… … Юридическая энциклопедия

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Статус… … Энциклопедический словарь экономики и права

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - некоммерческая организация, основанная на членстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Порядок образования и… …

    саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг Большой юридический словарь

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - согласно Закону РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с вышеуказанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой … Юридический словарь

    ОРГАНИЗАЦИЯ, САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для… … Большой экономический словарь

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА Ц - согласно Закону РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с вышеуказанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой … Юридический словарь

    записка распорядительная профессиональных участников рынка ценных бумаг - Первичный документ внутреннего учета, удостоверяющий факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть составлена после совершения сделки, а если это невозможно не позднее конца рабочего дня, в течение которого была… … Справочник технического переводчика

    ЗАПИСКА, РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - первичный документ внутреннего учета, удостоверяющий факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть составлена после совершения сделки, а если это невозможно не позднее конца рабочего дня, в течение которого была… … Большой бухгалтерский словарь

    СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) требований к профессиональной квалификации руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь



Документы