Пять уровней иерархии потребностей маслоу. Суть теории мотивации (пирамиды) Маслоу

(60)

В статье подробно рассматриваются потребности человека на примере знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу. Детально расписаны все ступени становления потребностей.

В основе мотивов лежат потребности — состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек — существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность.

Пожалуй, наиболее известной теорией потребностей в психологии является концепция Абрахама Маслоу . Он не только создал классификацию потребностей, но и предположил, что у любого человека они имеют определенную иерархию: есть потребности базовые, есть более высокие. Все люди па земле испытывают потребности всех уровней, причем действует следующий закон: базовые потребности являются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «заявить о себе» и стать мотивами поведения только при том условии, что удовлетворены потребности «нижележащие».

Знаменитая -«пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

Как мы видим, в основании пирамиды лежат самые базовые потребности — физиологические. За ними следуют потребности безопасности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства, стабильности его жизненных условий. Можно сказать, что до тех пор, пока все эти потребности не удовлетворены, человек человеку — волк: основными мотивами поведения являются те, что направлены на выживание. Когда же человек получает все необходимое для обеспечения своего физического благополучия, у него появляется возможность ощутить потребности более высокого уровня: он испытывает нужду в объединении с себе подобными, проявляется потребность в принадлежности и любви — в том, чтобы другие люди признали его «своим».

Удовлетворение потребностей этого уровня дает «зеленый свет» следующим в иерархии — потребностям самоуважения: человеку недостаточно быть сытым, одетым, защищенным от внешних угроз и одиночества — ему необходимо чувствовать себя «достойным», знать, что он в чем-то достоин уважения. Наконец, на самом верху пирамиды находятся потребности в самоактуализации, то есть в раскрытии своего потенциала: А. Маслоу объяснял эго как потребность «стать тем, кем ты являешься».

Предполагается, что все эти потребности являются врожденными и общими для всех и каждого. В то же время очевидно, что люди очень различаются друг от друга но своей мотивации. По самым разным причинам далеко не всем удается подняться на самую вершину пирамиды: многие люди на протяжении всей жизни не осознают отчетливо собственной потребности в самоактуализации, увлеченные бесконечным удовлетворением потребностей на более низких уровнях.

Пренебрежение своими высшими потребностями тем не менее вызывает неосознаваемый, но существенный дискомфорт: причина его человеку неясна, и все-таки, сколько бы очевидных своих потребностей он не насыщал, чего-то ему все равно не хватает для достижения душевной гармонии.

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Всем нам известны примеры нарушения описанной выше последовательности в удовлетворении потребностей. Наверное, если бы высшие духовные потребности испытывали только сытые, физически здоровые, находящиеся в полной безопасности люди, само понятие человечности утратило бы смысл. Достаточно вспомнить блокадный Ленинград, в котором в условиях жесточайшего неудовлетворения всех базовых потребностей находились люди — и немало людей! — способные писать картины, поэмы и симфонии, проявлять постоянную деятельную заботу о близких и незнакомых — всегда в ущерб собственным потребностям, — чтобы убедиться: теория иерархической организации потребностей полна исключений.

Это, впрочем, признавал и ее создатель, отмечая, что всегда существуют на свете люди, чьи идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду и другие лишения, вплоть до готовности умереть, ради сохранения этих идеалов. Маслоу полагал, что в силу определенных особенностей биографии человек может сформировать и собственную иерархию потребностей, в которой, например, стремление к самоуважению окажется сильнее, нежели потребность в любви и принятии со стороны других людей.

Важно еще уточнить, что никогда потребности не удовлетворяются по принципу «все или ничего»: если бы это было так, то физиологические потребности насыщались бы в какой-то момент раз и навсегда, и человек переходил бы на следующий уровень пирамиды, никогда больше не возвращаясь ниже. Не нужно доказывать, что дело обстоит совсем не так.

Поведение людей всегда мотивировано потребностями уровней: действуя под влиянием стремления к самоуважению, мы не перестаем испытывать голод и жажду, нужду в защищенности и хорошем отношении окружающих. Какие-то наши потребности удовлетворяются в большей степени, какие-то в меньшей — во всем этом сложном переплетении и заключена мотивация в целом.

Рассмотрим подробно каждый из уровней пирамиды.

Физиологические потребности

На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы минимально, чтобы человек имел возможность ощутить потребности более высоких уровней.

К физиологическим относятся потребности в:

1. пище и питье;

2. кислороде;

3. сне;

4. защите от экстремальных температур;

5. физической активности;

6. сенсорной стимуляции.

К сожалению, история рода человеческого изобилует свидетельствами о том, как именно ведут себя люди в условиях неудовлетворения физиологических потребностей: какое бы тысячелетие не стояло на дворе, всегда здесь и там, по тем или иным причинам, кто-то выживает, будучи лишен самого необходимого. И для многих людей мотивы, связанные с насыщением базовых потребностей, остаются ведущими.

Впрочем, мы уже упомянули очевидный факт: физиологические потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда, они мотивируют наше поведение постоянно, просто при своевременном реагировании на них они не становятся доминирующими: человек выспался, поел — и переключился на более важные дела.

Но влияние физиологических потребностей прослеживается в нашем поведении всегда — и вовсе не только в условиях жестокого кризиса, серьезной угрозы выживанию. Просто человеческий организм всегда стремится к поддержанию стабильного состояния: постоянной температуры тела, постоянного содержания в крови необходимых питательных веществ и кислорода и т. д. Поддержание этого постоянства называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз нередко определяет наше поведение, в то время как мы ищем какие-то более сложные психологические объяснения собственным поступкам.

Один из типичных примеров — неудачные попытки многих женщин похудеть, соблюдая диету. Очень часто события развиваются по хорошо известному сценарию: вы садитесь на самую модную и эффективную диету, старательно придерживаетесь всех рекомендаций и довольно скоро начинаете радоваться результатам: лишние килограммы уходят. Но почему-то счастье оказывается недолгим — аппетит усиливается даже по сравнению с «додиетическим», желание есть становится просто непреодолимым. И довольно быстро возвращаются все утраченные килограммы. Ученые полагают, что у любого организма имеется своя «точка равновесия» — оптимальный вес (который женщины зачастую считают «избыточным»). Соблюдение диеты может привести к тому, что вес упадет ниже этой точки равновесия, и организм неизбежно будет стремиться к возвращению в нормальное состояние. В этом случае поведение человека будет определяться потребностями гомеостаза — а вовсе не «слабоволием», «потаканием собственным слабостям» и т. д.

Другая физиологическая потребность, сильно влияющая на поведение, — потребность в сенсорной стимуляции, то есть в чувственных ощущениях. Эта потребность в раздражителях выражена у людей очень по-разному. Психологи выделяют два типа личности в зависимости от потребности в ощущениях: типы «Т» и «t».

Люди, принадлежащие к Т-типу, нуждаются в острых ощущениях, риске, сильных переживаниях: это любители экстремальных аттракционов и видов спорта, искатели приключений, сильных эмоций, предпочитающие опасности и конфликты безмятежному существованию. Люди t-типa обладают низкой потребностью в стимуляции: они комфортно чувствуют себя в стабильных условиях, предпочитают покой, очень тяжело переносят воздействие даже несильных раздражителей.

Большинство людей принадлежит к «золотой середине», то есть не нуждается в очень сильной чувственной стимуляции, но и не реагирует болезненно на любые стимулы внешнего мира.

Особенно важно уделять внимание развитию детей с ярко выраженной принадлежностью к одному из крайних типов. Дети t-типа требуют особенно бережного отношения, их бессмысленно и вредно приучать быть «смелыми», «отважными», «более открытыми». Следует избегать шумных многолюдных мероприятий, любых ситуаций, богатых стимулами (детские праздники со множеством участников и порой довольно назойливых аниматоров, аквапарки и парки аттракционов, всевозможные световые и музыкальные шоу, даже «прогулки» по торговым центрам). Навязчивое желание «окунуть» такого ребенка «в жизнь» наверняка приведет к быстрому развитию невроза.

Не менее важен грамотный подход и к ребенку Т-типа. Здесь важно как можно раньше выявить склонность к риску и подобрать ребенку занятие, позволяющее направлять эту склонность в конструктивное, а главное — безопасное русло. Это могут быть активные виды спорта, театральные студии и т. п. При благоприятных условиях дети Т-типа проявляют заметную творческую одаренность, но отсутствие правильного руководства их побуждениями может уже к подростковому возрасту привести к очень нежелательным последствиям: социально отклоняющемуся поведению, употреблению психоактивных веществ и др.

Потребности безопасности и защиты

Следующий уровень витальных (то есть жизненно важных, обеспечивающих выживание) потребностей — это потребности безопасности и защиты, потребности в:

1. свободе от угрозы (внешнего негативного воздействия, болезни, страха, хаоса);

2. стабильности, организации, порядке;

3. предсказуемости событий.

Можно сказать, что если физиологические потребности связаны с выживанием организма в каждый конкретный момент, то потребности безопасности обеспечивают долговременное выживание индивида.

Конечно, заметнее всего эти потребности выражены у наиболее беспомощных люден — прежде всего, очень маленьких детей. Мы уже обсуждали значение того факта, что человеческий детеныш после рождения целиком зависит от заботящихся о нем взрослых. Эта уязвимость и объясняет тот факт, что поведение и развитие маленького ребенка в огромной степени определяется именно тем, насколько полно удовлетворяются его потребности в защите и безопасности.

Речь идет не просто об элементарном уходе за младенцем — этот уход обеспечивает насыщение физиологических потребностей, но ребенку необходимо гораздо больше, чем своевременное кормление, тепло и физический комфорт. Психологи говорят, что маленькие дети — ярко выраженные конформисты, то есть приверженцы определенного порядка. Изменения в режиме, в окружающей обстановке они обычно воспринимают негативно, предпочитая держаться привычного порядка вещей.

Исследования показывают, что соблюдение режима (путь не очень жесткого, но все же постоянного) благотворно влияет на развитие и психическое состояние малыша: если же сон, кормление, прогулки происходят «вне графика», то у ребенка развиваются тревожность, недоверчивость, нарушения поведения. Его мир непредсказуем, то есть страдает одна из базовых потребностей — потребность в безопасности, не формируется уверенность в том, что мир надежен и в нем можно ориентироваться, справляться с его требованиями.

Потребности этого уровня влияют и на поведение взрослых людей: мы стремимся иметь надежную работу со стабильной заработной платой, откладываем деньги «на всякий случай», страхуем квартиры и здоровье, ставим прочные замки и решетки на окна, постоянно пытаемся составить какие-то прогнозы па будущее.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно этими потребностями объясняется и наличие системы религиозных или философских убеждений человека: вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью и покровительством, также дает человеку более прочное чувство безопасности и защищенности.

Потребности принадлежности и любви

Следующий уровень в пирамиде Маслоу — потребности принадлежности и любви — связан со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены витальные потребности предыдущих двух уровней.

Очень многое в нашем поведении определяется этими потребностями: для нас жизненно важно чувствовать себя включенными в отношения между людьми, быть «одним из» — идет ли речь о семье, дружеском или профессиональном круге или обществе в целом. Маленькому ребенку любовь необходима так же, как удовлетворение физиологических нужд и ощущение безопасности.

Особенно ярко проявляются потребности принадлежности и любви в подростковом возрасте: в этот период мотивы, вырастающие из этих потребностей, становятся ведущими. Психологи говорят о типичных чертах подросткового поведения: основной деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, также характерны поиски авторитетного взрослого (учителя, наставника, лидера). Подростки страстно желают быть «как все» (хотя под «всеми» разные дети подразумевают разное): отсюда — сильная подверженность моде, принадлежность к той или иной субкультуре (это могут быть рокеры, байкеры, экстремалы, пацифисты или, наоборот, националистические группировки и т. д.).

Если подросток увлекается каким-то музыкальным направлением, основным мотивом является не столько любовь именно к такой музыке, сколько принадлежность к фанатам конкретной группы или певца; если занимается каким-то видом спорта (или вообще какой-то «внешкольной» деятельностью) — то опять-таки в фокусе его интересов обычно не столько занятия как таковые, сколько то, что они являются совместными, объединяют его с другими молодыми людьми.

По мере взросления потребности принадлежности и любви фокусируются на более избирательных, но и более глубоких отношениях: они подталкивают людей к построению семьи, более важным становится не количество связей, а их качество, глубина. У взрослых людей обычно не так много друзей, как у подростков, но это уже по-настоящему близкие люди, связи с которыми очень важны для душевного благополучия.

Потребности принадлежности, принятия в разной степени выражены у разных людей: кто-то и в зрелые годы стремится поддерживать очень широкий круг общения, кому-то достаточно двух-трех очень близких привязанностей. Желая изучить различия в потребности принадлежности, американские психологи Краун и Марлоу разработали и провели любопытный эксперимент.

С помощью специально составленного теста для измерения потребности в социальном одобрении они разделили испытуемых на две группы. Затем участникам каждой группы было дано задание, сложить в коробку двенадцать катушек, причем требовалось брать их строго по одной. После этого от испытуемых требовали высыпать катушки из коробки и вновь собрать их. Участники эксперимента с низкими и средними баллами по тесту нужды в социальном одобрении сочли это задание весьма скучным и бессмысленным (каковым оно, конечно, и являлось!).

А вот люди, обладающие сильно выраженной потребностью в одобрении, не только оценили это задание как интересное и важное, но и уверяли, что данный эксперимент позволил им научиться чему-то и наверняка принесет пользу науке.

Люди с высокой потребностью в принятии и социальном одобрении вполне узнаваемы: их конформизм, то есть приверженность общепринятым нормам, заметен и в манере поведения, и в готовности следовать правилам — при этом они действуют не вынужденно, но с искренним энтузиазмом. Часто они не просто одеваются и причесываются «как все», но стараются и внешне подчеркнуть принадлежность к какой-то группе. Вспомним «форму» футбольных болельщиков: шарфы и прочие аксессуары «командных» расцветок — вовсе не свидетельство большой любви к спорту, но знак единства, объединяющий символ для всех «фанатов».

Очень активно эксплуатируется потребность в принадлежности создателями рекламы. Персонаж, не принимаемый обществом, имеет перхоть и редкие волосы, неприятный запах изо рта, прыщи и кариес, он одинок и растерян. Но стоит ему приобрести все рекламируемые средства, как он превращается в популярного и общительного человека, «свежее дыхание» облегчает ему взаимоотношения с окружающими, а «густая шевелюра» обеспечивает успех у противоположного пола. Недаром рекламные ролики изобилуют призывами вроде «Вливайся!», «Присоединяйся!», «Участвуй!»

В современной жизни люди достаточно разобщены, несмотря на развитие всевозможных виртуальных средств общения. Сегодня мы не чувствуем себя членами общины — в лучшем случае, наша принадлежность ограничивается семьей из трех поколений, но многие лишены и этого. Неудовлетворенность потребности в принадлежности приводит к самым различным психологическим нарушениям. При этом часто люди, с детства испытывавшие нехватку близости, в зрелом возрасте испытывают сильный страх перед ней. С одной стороны, они очень нуждаются в близких отношениях, с другой — невротически избегают их, опасаясь утратить свою целостность.

А. Маслоу выделил два возможных типа любви (подразумевая под ней не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя, прежде всего ее, но и другие очень тесные, интимные отношения — между родителями и детьми, ближайшими друзьями):

1. Дефицитарная любовь (Д-любовь) — стремление восполнить нехватку чего-то жизненно важного. Источник такого рода любви — неудовлетворенные потребности: в защите, самоуважении, принятии. Это эгоистичная любовь, мотивированная заполнением внутренних лакун, заставляющая человека только брать, но не отдавать. Увы, очень часто в основе отношений между людьми — в том числе и длительных, например, супружеских — лежит именно дефицитарная любовь: участники такого союза могут прожить вместе всю жизнь, но в их отношениях многое определяется внутренним голодом. Отсюда зависимость, ревность, страх потерять и желание подчинить, постоянные попытки «перетянуть одеяло на себя», подавить и подчинить партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

2. Бытийная любовь (Б-любовь) — чувство, основанное на признании безусловной ценности другого, не за какие-то его заслуги или качества, а просто потому, что он есть. Конечно, бытийная любовь тоже удовлетворяет наши потребности в принятии, но в ней нет компонента собственничества, стремления отнять у другого то, в чем нуждаешься сам. Человек, способный испытывать бытийную любовь, не старается переделать, исправить, изменить партнера, но лишь поощряет в нем все лучшее, поддерживает в нем стремление к росту. Маслоу описывал Б-любовь как здоровые, нежные отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, доверии и восхищении.

Говоря о возможности такого сложного и редкого чувства, как бытийная, то есть не эгоистичная и не собственническая любовь, А. Маслоу описывал ее так: «Можно упиваться картиной, не воруя ее из музея, наслаждаться розой, не срывая ее с куста, восхищаться младенцем, не похищая его у матери, слушать песни соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим человеком, не утверждая над ним своего владычества».

Потребности самоуважения

Хотя этот уровень обозначен как потребности самоуважения, А. Маслоу выделял здесь два типа потребностей: нужда в самоуважении и нужда в уважении со стороны других людей. Впрочем, они сильно зависят друг от друга, и разделить их подчас бывает трудно. Тем не менее можно уточнить, что к первому типу потребностей относятся потребности в:

1. ощущении своей компетентности;

2. уверенности;

3. достижениях;

4. независимости и свободе в принятии решений.

5. Ко второму типу потребностей можно отнести потребности в:

6. престиже;

7. признании;

8. статусе;

9. репутации;

10. принятии.

Потребность в самоуважении — это стремление человека знать, что он способен справляться с встающими перед ним задачами и требованиями, испытывать чувство, что он является личностью. Потребность в уважении со стороны других — это желание быть уверенным, что окружающие люди признают и ценят то, что мы делаем.

Если эти потребности не удовлетворяются, возникает чувство неполноценности, зависимости и слабости, бессмысленности собственного существования. Чем сильнее эти переживания, тем слабее способность человека в реальности действовать эффективно — один из многих психологических порочных кругов, в которые можно попасть из-за дефицита в удовлетворении тех или иных потребностей.

Очень важный момент: самоуважение является здоровым и обеспечивает психологическую устойчивость только тогда, когда в его основе лежит действительное уважение со стороны других людей, а не лесть, жалость, статус и положение в обществе.

Отношение к нам окружающих хотя и зависит от наших качеств и поступков, но отнюдь не абсолютно; слишком многое в нем вызвано факторами, которыми мы не можем управлять. Проще говоря, это отношение определяем не только (и даже не столько) мы сами, но и личные особенности других людей, принятые в обществе стереотипы, самые разные влияния внешней ситуации. Поэтому весьма опасно строить свое самоуважение преимущественно на оценке других людей.

Потребность в уважении зависит от возраста человека: предполагается, что сильнее всего она выражена у молодых людей (которые только-только сформировались как личность, еще находятся в поисках своей профессиональной ниши, налаживают семейные отношения), а в зрелые годы становится менее интенсивной. Психологи объясняют это двумя причинами.

Во-первых, взрослый человек уже имеет достаточно реалистичную оценку своей настоящей значимости и ценности, основанную на жизненном опыте. Во-вторых, в большинстве случаен к зрелым годам люди уже приобретают опыт уважения, имеют некоторую уверенность в своих способностях и качествах — и потому потребности самоуважения хотя и не исчезают полностью, но перестают быть доминирующими: статус более или менее утвержден, знания о собственных возможностях и потенциале имеются, и открывается путь для более высоких потребностей — потребностей в самоактуализации (см. ниже).

Одна из самых распространенных и влиятельных потребностей этого уровня — потребность в достижениях, которой в западном обществе придается огромное значение. Сильно развитая потребность в достижениях считается одним из ключевых факторов жизненного успеха.

Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, решение которых требует усилий, — но важно, чтобы задача в принципе была решаема, то есть удовлетворение приносит не сам процесс решения, а достигнутый результат. Для этих людей важно иметь возможность самостоятельно планировать свою работу, ставить цели и задачи, полагаться при их решении на собственные силы, а не указания вышестоящих лиц.

Поскольку потребность в достижении относится к уровню самоуважения и уважения другими людьми, основным мотивом здесь является не столько практический результат деятельности (например, материальное вознаграждение), сколько получение одобрения со стороны окружающих. Люди, мотивированные на успех и достижения, могут работать и на «голом энтузиазме», если только их труд будет оценен, сами они получат столь необходимое им признание.

С сильно выраженной потребностью в достижениях тесно связана мотивация на успех, в то время как люди, менее стремящиеся к достижениям, часто предпочитают действовать, исходя из стремления избежать неудачи.

Особенности потребности в достижении закладываются в детстве, под влиянием родительских установок. Если родители сами обладают этой потребностью, они, как правило, требуют самостоятельности и инициативности от своих детей. Те же, кто имеет слабую потребность в достижениях, склонны чрезмерно опекать детей, предоставлять им меньше свободы, и в результате дети вырастают менее уверенными в себе и своих силах, предпочитают полагаться на руководство, авторитеты, нежели принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

Потребность в достижениях может быть и искаженной: желая получить уважение, одобрение, признание со стороны окружающих, человек тем не менее не готов прикладывать усилия для воплощения этих желаний. Всеобщая гонка за достижениями часто «заражает» людей, не обладающих необходимым запасом энергии и уверенности в себе. Нередко люди относят к своим достижениям то, что на самом деле является лишь игрой случая — например, выигрыш в азартной игре.

Такого рода успех создает иллюзию повышения статуса, позволяет человеку почувствовать себя «состоятельным». Так что одним из ведущих мотивов азартного поведения является отнюдь не жажда материального обогащения, как принято думать, и не стремление к риску, а именно искаженная потребность быть признанным, заслужить уважение других.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде — потребности самоактуализации — Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты играют музыку, художники рисуют, поэты сочиняют стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть преданны своей природе».

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей — художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

1. Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

2. Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке — достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

3. Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их.

Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более качественное понимание реальности — умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы — свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность — отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с запросами ситуации, если это разумеется необходимо.

4. Центрированность на проблеме — приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении — потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность — независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условии.

7. Свежесть восприятия — умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания — кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес — чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения — круг общения невелик, по отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер — свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей — цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора — удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример — разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность — спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, по свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию — независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди — это некие «сверхчеловеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти особи, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не крови, расы, рождения, молодости, семьи, возраста, имени, славы или власти».

И эти люди — отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих.

И, тем не менее, они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас.

Размышление и мысли касательно потребностей человека излагал еще Демокрит Абдерский (древнегреческий философ, 400 г. до н.э.). Он считал потребности лежат в основе всего, что у нас есть: ум, сила, развитие. Лишь много столетий спустя Маслоу решил более детально разобраться что за чем стоит. Почему мы делаем то, что делаем. Что нами движет и к чему мы стремимся.

1. Что такое пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу - это теория, которая описывает потребности человека в виде уровней иерархии (от примитивных до духовных). Главная идея в том, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные (физические). Изначально эта иерархия называлась "теория мотивации" или "теория иерархии" (англ. hierarchy theory)

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал свою теорию в 1950 году (последняя версия была написана в книге "Мотивация и личность", 1954 год). Но в широких массах о ней заговорили лишь в 1970-ых годах. При этом сам автор не излагал свою теорию в виде "пирамиды".

В дальнейшем многие публикации по маркетингу ссылались на исследования Маслоу.

Маслоу разработал иерархию потребностей, чтобы разобраться с разными мотивам человеческих поступков. При чем эти объяснения носят скорее философский характер, чем практический. На основе теории Маслоу мало, что удалось реализовать практического в бизнесе (хотя он разрабатывал свое объяснение не для этого направления).

Сама пирамида Маслоу имеет ступенчатую структуру тем самым отражая иерархию. После удовлетворения очередной ступени у человека появляются новые потребности и задачи. При это невозможно перепрыгнуть с одного уровня на другой. Однако в обратную сторону можно резко спустится с высоких на низкие.

Примечание

Есть исключение, когда люди готовые заниматься творчеством, когда у них отсутствуют другие потребности. Таких крайне мало.

Практическое применение эта теория так и не приобрела. Лишь некоторые выводы можно сделать, но не более того.

2. Уровни потребностей пирамиды Маслоу

1 Физиологические потребности . Сюда относят: еду, сон, секс, кислород, воду, туалет, здоровье. Все, что необходимо для существования человека. Считается, что пока не будут обеспечены эти базовые потребности человек не в состоянии думать о чем-то еще.

2 Безопасность . Человек много чего боится: холод, диких зверей, огня. Поэтому мы должны чувствовать себя защищенными, чтобы нормально жить. Примеры могут быть: грудной ребенок, который после кормления хочет прижаться к матери, поскольку ему страшно в этом новом мире.

3 Любовь, общество . Каждый стремится быть любимым для кого-то. Также мы должны находится в обществе, иначе наше психическое состояние будет на грани срыва. Все люди социальны. Поэтому мы должны примкнуть к какому-то сообществу, группе людей.

4 Признание . Следующей ступенью является признание в обществе его важности. Каждый занимает свою роль и соблюдает определенные правила общества, чтобы не быть изгнанным. Кто-то лидер, кто-то исполнитель, кто-то революционер, кто-то просто стоит в стороне и движется по инерции "толпы".

5 Самосовершенствование, самоактуализации . Когда человек понимает зачем пришел на этот свет и в чем его предназначение. Также сюда можно отнести какие-то выдающиеся достижения, открытия.

Последнюю ступень достигают лишь 2% населения (данные Маслоу).

3. Более полная версия пирамиды Маслоу

Позже появилась вторая версия пирамиду Маслоу, в которой на два уровня больше. Ее автор неизвестен. Модифицированная пирамида более четко отражает стадии потребностей.


  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, секс)
  2. Потребность в безопасности (защищенность, уверенность, комфорт)
  3. Социальные принадлежности (общение, внимание, забота, поддержка)
  4. Потребности в уважении и признании (нужность, значимость, признание, самоуважение)
  5. Творческие потребности (творчество, созидание, открытие)
  6. Эстетические потребности (любовь, радость, красота)
  7. Духовные (развитие личности, самоактуализация)

4. Критика пирамиды Маслоу

Рассмотренная иерархия представляет лишь теоретическую основу стремлений большинства из нас. В каждой теории можно сделать исключения и пирамида Маслоу не исключение.

Наверняка Вы сами встречали людей, которые очень преуспевают в карьерном росте, успешны, богаты, но одиноки. Все дело в том, что для них ценность представляет личностный рост, чем любовь и внимание. Они перешли эту ступень, хотя теория не предусматривала такую ситуацию.

Потребность человека перестает ей быть, как только он насыщается ей. К примеру, если мы сыты, то вряд ли мы будем хотеть есть снова. Аналогично с общением, заботой, любовью, безопасностью. Человек жалуется на то, чего у него нет не замечая то, что уже есть.

Немало споров и критиков этой теории было. Практического применения в широких массах она так и не нашла. Да и сам Маслоу в последних своих трудах отказался от своей же теории.

Ученый Джон Бертон (1915-2010) говорил, что для человека все потребности важны в одинаковой мере. Такое мнение также имеет место быть и для определённых граждан такой подход даже более точно описывает их стремления и ценности.

5. Плюсы и минусы иерархии потребностей

  • Помогает разобраться в своих мыслях, ценностях, понять на каком этапе сейчас находишься
  • Расстановка ценностей в жизни
  • Выбор направления деятельности
  • Лучшее понимание других людей в обществе
  • Это лишь теория, которая сложно превращается в практику
  • Всегда есть исключения
  • Есть другие виденья пирамиды ценностей

Смотрите также видео про пирамиду потребностей Маслоу:

Похожие записи:

В мире существует довольно много разных пирамид. Вы, наверное, слышали о или о пирамидах, которые строили инки и ацтеки. Каждая из них имеет свою особенность и предназначение. Однако существуют и другие виды пирамид, принадлежащие к разряду интеллектуальных конструкций.

Сегодня мы поговорим о пирамиде Маслоу , названной так в честь американского психолога. Эта пирамида широко используется на сегодняшний день не только в , но и в теории менеджмента, и во множестве других сфер и знания.

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу – это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий – теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Выглядит пирамида в виде диаграммы, на которой показаны различные потребности человека. Важно отметить, что в работах самого ученого отсутствуют какие-либо изображения и чертежи, поскольку, по его мнению, этот иерархический порядок может меняться. Это напрямую зависит от каждого, отдельно взятого индивида.

Впервые о пирамиде Маслоу узнали в 70-х годах прошлого века. На данный момент времени, информацию о ней можно встретить во многих книгах по психологии и маркетингу.

Пирамида потребностей Маслоу широко применяется и в экономике, и имеет значительный вес в теории мотивации и поведения потребителей.

Примечательно, что сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиду, а только сформировал потребности тех личностей, которые достигли в жизни определенных высот.

Уровни пирамиды Маслоу

По мнению Маслоу, каждый человек нуждается в 5 главных потребностях. Перечислим их по порядку, и приведем краткое объяснение каждой потребности:

  1. Физиологические потребности

Поскольку каждый живой организм нуждается в тех или иных физических потребностях, то они также присущи и каждому человеку. Таким образом, если тот или иной индивид не будет их удовлетворять – у него не получится нормально развиваться и совершенствоваться.

К примеру, если человек хочет в туалет, то в этот момент ему вряд ли захочется наслаждаться чтением, любоваться природой или думать о чем-либо другом.

Следовательно, пока он не удовлетворит свою физиологическую потребность, он не сможет нормально работать, принимать какие-нибудь решения и заниматься любым другим делом.

К физиологическим потребностям относятся голод, жажда и многие другие вещи.

  1. Безопасность

Каждый человек стремится обезопасить себя и иметь определенную стабильность, комфорт и постоянство условий жизни. Это можно легко понять на примере младенца.

Сразу после своего рождения он на подсознательном уровне стремиться получить защиту. И дать ее может только заботливая мать.

Подобную аналогию можно увидеть в ситуациях и с взрослыми людьми. Человек, желая себя обезопасить, может оформлять страховку на свою жизнь, устанавливать в собственном доме надежные замки, двери, сигнализацию и т.д.

  1. Социальные потребности

Речь идет о социальных потребностях: общении, привязанности, заботе о других и внимании к себе, совместной деятельности.

Когда люди пытаются с кем-то познакомиться, обзавестись друзьями или найти для себя спутника жизни – это и есть яркая демонстрация социальных потребностей.

Так или иначе, но любой человек остро нуждается в том, чтобы не только самому проявлять любовь, но чтобы и получать ее от других.

В окружении социума, индивиду удается на практике почувствовать свою значимость. Именно эта потребность мотивирует человека привязываться к кому-то и искать взаимности.

  1. Престижные потребности

Сюда относятся самоуважение, уважение со стороны других, признание, и высокой оценки своей деятельности, служебный рост. То есть все то, что связано с желанием получить уважение и авторитет.

Эти потребности Маслоу провоцируют человека демонстрировать социуму свои индивидуальные особенности, например, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Только получив признание среди близких и родных людей, человек становится уверенным в себе, и получает возможность реализовать собственный потенциал.

  1. Духовные потребности

Последний уровень пирамиды потребностей Маслоу – это духовность. Сюда относятся познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и т.п.

На этой последней стадии личность стремится реализовать свои духовные потребности и желает саморазвиваться. Человек начинает увлекаться творчеством, ходит на разные культурные мероприятия, и пытается лучше развить присущие ему таланты.

Индивид, которому удалось удовлетворить 4 предыдущих ступени и оказаться на 5, начинает размышлять над смыслом жизни, интересуется окружающим его миром и пытается оставить после себя какой-то след.

У такого человека могут формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь в целом.

Согласно теории Абрахама Маслоу, главные потребности человека выглядят именно так. Точны ли они и правдивы, – вы можете определить сами, проведя над собой самоанализ.

Однако справедливости ради нужно отметить, что в данной пирамиде существует несколько сомнительных факторов.

Авторство

В 1975 г., в книге малоизвестного У. Стоппа, был представлен график под названием «Иерархия потребностей». Маслоу умер В 1970 г., но в его трудах не было найдено ни одного подобного графика.

Поэтому имеются обоснованные сомнения в подлинном авторстве пирамиды потребностей, которая стойка связалась с именем Маслоу.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

В этом случае возникает вопрос касательно актуальности потребностей для того или иного индивида. Например, если кому-то присуща гордость и безразличие по отношению к социуму, то естественно он не будет никоим образом к нему стремиться.

Также, тот, кто чувствует, что он защищен, – не станет еще больше защищать себя. Из этого следует, что удовлетворенная потребность теряет свой смысл, переходя на иную стадию.

Поэтому чтобы понять действительные потребности, достаточно просто узнать неудовлетворенные.

Теория и практика

Множество современных психологов критично относится к пирамиде Маслоу. Они считают, что применить ее принципы на практике весьма непросто, ведь сама схема может привести к совершенно неточным результатам.

Если не учитывать разные статистические данные, то сразу же появляется масса интересных вопросов. Например, насколько сильно подавлен человек, который не признан социумом, то есть, у которого хромает 4 уровень потребностей?

Или правильно ли считать постоянно недоедающего человека (уровень 1) совершенно безнадежным или несчастным? Согласитесь, что в мировой можно отыскать сотни, если не тысячи примеров , которым удалось достичь высот в разных областях деятельности благодаря тому или иному виду неудовлетворенности. Это, например, может быть безответная любовь или даже нищета.

Есть и другая версия, согласно которой Абрахам Маслоу отказался от собственной теории, и что в более позднее время его концепция была значительно доработана им же.

А пирамида, которую сегодня используют в психологии и в области маркетинга, вообще не имеет никакого серьезного веса.

Критика

Главным поводом для критики пирамиды Маслоу является иерархическая лестница, а также то, что, в конечном счете, человеческие потребности не могут быть удовлетворены.

Другие исследователи утверждают, что согласно данной пирамиде, человек представляется каким-то животным, которое постоянно в чем-то нуждается.

Есть и те, кто критически относится к теории Маслоу из-за того, что ее «законы» неприменимы на практике. Особенно, когда дело касается бизнеса, рекламы или маркетинга.

Однако тут надо сказать, что автор пирамиды потребностей Маслоу не ставил перед собой цель выстроить теорию под бизнес или рекламу. Ему больше хотелось найти ответы на важные вопросы, которые не могли объяснить бихевиоризм или фрейдизм.

Маслоу просто хотелось дать определение разным мотивам поступков человека. К его теории необходимо относиться не с методологической стороны, а рассматривать ее философски.

Преимущества и недостатки

Очевидно, что пирамида потребностей является не просто их классификацией, а выражает определенную иерархию: инстинктивные, базовые и возвышенные потребности.

Любой здоровый человек имеет все перечисленные потребности. Но тут в силу вступает четкая закономерность: базовые потребности человека считаются доминирующими, а более возвышенные потребности могут активизироваться при условии, когда удовлетворены базовые.

Однако очень важно помнить о том, что у каждого индивида потребности выражаются не одинаково. Это может происходить на любом этапе пирамиды Маслоу.

Из этого следует, что каждый человек обязан правильным образом анализировать свои желания, учиться их интерпретировать и правильно удовлетворять.

При несоблюдении данных условий, он будет находиться в состоянии неудовлетворенности и может даже депрессии. С точки зрения самого Маслоу, достигнуть 5, наивысшей ступени, может только 2% из всех людей.

Альтернативная версия пирамиды Маслоу

В конце стоит заметить, что существует более подробная классификация потребностей Маслоу. В этой системе выделяется семь основных уровней (приоритетов). Первые 6 считаются низшими потребностями, и только последний, 7 уровень – высшим:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Теперь вы знаете, что такое пирамида Маслоу, и почему о ней часто говорят. Если у вас есть мысли по поводу этой классификации потребностей – напишите об этом в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся на тему психологии, и т.п., – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

«Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом (1908-1970).

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. Иерархия потребностей у Маслоу выстроена по принципу насущности их удолетворения для человека.

1. Физиологические потребности

Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу , будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

2. Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу , эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

3. Потребность в принадлежности и любви

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребность в признании

Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу , порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации (самореализации)

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации. В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу . Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

Предпосылки удовлетворения потребносте й

Маслоу выделяет ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей: свобода слова и самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Эти условия, по его мнению, нельзя отнести к разряду конечных целей, но люди часто ставят их в один ряд с базовыми потребностями. Как пишет Маслоу, люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Мера жесткости иерархии

Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

Мера удовлетворенности потребности

Ошибочно думать, что возникновение новой потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. Как пишет Маслоу, процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, об их медленном пробуждении и активизации. Например, если нижележащая потребность А удовлетворена только на 10 %, то потребность более высокого уровня В может не обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25 %, то потребность В «пробуждается» на 5 %, а когда потребность А получает 75 %-ое удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50 % и так далее.

Замечания и комментарии FORMATTA

А была ли пирамида?

Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу , в действительности является далеко не бесспорным. Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме).

Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»). Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

Статья является реферативным изложением книги Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) 
N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, терминологическая правка В.Данченко, Киев: PSYLIB, 2004. Цитаты приводятся без кавычек, максимально близко к оригиналу.

Абрахам Маслоу известен как основатель гуманистического направления в области психологии. В своем труде «Мотивация и личность» он выдвинул утверждение о том, что все человеческие потребности можно выстроить в иерархическую систему. Эта теория сегодня наглядно представлена в виде пирамиды из 5 уровней, хотя сам психолог не создавал эту схему. Он утверждал, что эта иерархия не может быть строго фиксированной и зависит от индивидуальных особенностей личности.

Таблица потребностей

Пирамида Маслоу разделена на уровни, от самых простых у ее основания до надобностей высшего порядка. Согласно теории А.Маслоу, лишь после удовлетворения низших потребностей человек может стремиться к высшим.

1. Физиологические (органические)

Самые сильные и неотложные. Их удовлетворение является главным занятием каждого человека на протяжении жизни. Именно поэтому они стоят в основании пирамиды. Человек, как сложное млекопитающее существо, имеет потребность в сне, кислороде, воде и пище. Эти потребности помогают человеку выжить в природе, продолжать размножение. Без удовлетворения этих нужд происходит разрушение организма.

2. Экзистенциальные

Сюда относятся безопасность, стабильность, комфорт и защита во всех проявлениях. Эта потребность возникает у нас с младенчества. Маленьким детям очень важна стабильность и защита. Во взрослой жизни большинство старается так же придерживаться этой стабильности, однако потребность в безопасности максимально активизируется только в критических ситуациях (войны, кризисы, голод), когда весь организм начинает бороться с угрозой. В обычной жизни она проявляется в более мягкой форме, например, когда люди откладывают деньги «на черный день».

3. Социальные

У всех людей есть необходимость в общении, желание быть принятым и любимым.

Данный уровень пирамиды включает три группы:

  1. «Для других» (готовность пойти на жертву ради другого человека, способность на бескорыстное общение и защиту слабых);
  2. «Для себя» (самореализация человека как личности, самоутверждение, потребность иметь достойное место в обществе, власть; но может быть реализована только через потребность «для других»);
  3. «Вместе с другими» (объединенная деятельность людей, стимулом к которой стала весомая причина: война, революция, стихийное бедствие).

Удовлетворение социальных потребностей обеспечивает человеку чувство собственной полноценности. Отсутствие возможности удовлетворить их способствует проявлению агрессии, девиантному поведению.

Высокая самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства – все это появляется в результате достижения социальных нужд.

4. Престижные

В этот пункт входят самоуважение и уважение других «значимых» людей. Человек хочет быть признанным, достигать успеха и высоких результатов. Служебный рост, независимость, статус. Как и социальные, престижные потребы являются вторичными. Если они не реализованы, угрозы здоровью и жизни человека нет. Однако неудовлетворенность своим положением в обществе влечет за собой чувство неполноценности. Каждый из нас реализует данную надобность в соответствии с собственными силами. Кто-то поступает в университет, получает знания, применяет из в работе, достигая успеха и высокого статуса. А некоторые довольствуются своим средним образом жизни, с небольшой зарплатой, отсутствием служебного роста и развития.
Чтобы добиться признания и уважения, человек должен быть уверенным в своих возможностях. Только так можно достичь поставленных целей.

5. Духовные

Последняя ступень включает в себя необходимость личностного роста, познания, самоактуализации. Все, на что только способен человек, имеет место на данном уровне. Он развивается как личность, реализует весь потенциал. В жизни это проявляется в творческой деятельности, посещении культурных мероприятий, развитии талантов. Достижение пятой степени говорит о том, что человек начинает изучать окружающий мир, искать смысл, старается внести что-то свое в этот мир. Формируются взгляды, убеждения.

Виды потребностей

Все перечисленные потребности делятся на:

  • врожденные (биологические и экзистенциальные);
  • приобретенные (социальные, престижные и духовные).

В некоторых работах А.Маслоу разделял последнюю ступень на 3 уровня: познавательные, эстетические и потребность в самоактуализации. Поэтому пирамида из 7 ступеней также используется в психологии.

Ученый заметил закономерность, что когда более низшие нужды удовлетворены, человек сам начинается тянуться к более высокому уровню. Однако бывают и исключения, когда индивид останавливается на уровне низших потребностей. Причиной этому может быть невроз или неблагоприятные внешние факторы.

Теория Маслоу критиковалась не раз, однако продолжает применяться в психологии, педагогике и даже экономике (теория мотивации и поведения потребителей). При этом сама работа психолога носит скорее философский характер, и ее основной целью было сформировать представление о мотивах человеческих поступков.



Документы