Общение основа человеческого бытия. Общение как фундаментальное свойство человеческого бытия

Классификация общения.

Роль восприятия в процессе общения.

Понимание в процессе общения.

Общение как взаимодействие.

1. Общение – основа человеческого бытия

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209),

азербайджанский поэт и мыслитель

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; ника­кая деятельность без общения не осуществима. Естественным спо­собом существования человека является его связь с другими людь­ми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «По­толкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затос­куешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и уме­ющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпати­ей, а с людьми закрытыми, необщительными - «буками» - ста­раемся контактировать как можно реже.

Важное значение в общении приобретают знания и учет мо­ральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут правильно сфор­мировать представления о собеседнике, представить его способ­ность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.

Деловое общение строится на таких моральных качествах лич­ности, как честность, долг, совесть, достоинство, которые придают деловым отношениям нравственный характер.

В данном разделе мы рассмотрим основы психологии обще­ния, так как «проблема» общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Вместе с тем всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз пос­ле недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми - это все и вся.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение - это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение - это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотруд ничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрошенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это, прежде всего, умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, онобладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления» приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2.Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он

постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5.Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­
ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того,
имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­
ет» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к ин­формационным потерям.


Похожая информация.


Общение – основа человеческого бытия
Известно, что человек ищет общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан с потребностью в общении. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом.
Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Человек – существо общественное и он постоянно общается с другими людьми: дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей: общественные и межличностные. Общение в широком смысле это эпизод взаимоконтакта двух или более людей. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину "коммуникация", но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.
Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу", т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека".
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение – безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в "филогенезе" общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей. В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым "личностно" общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения – коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от "второго плана", но в реальной жизни этот "второй план" общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.Социальная роль
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию". Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином "ожидание"), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности". Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы "относим" человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от этой "личностной окраски", она существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социальной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных.
Явления, происходящие во время общения:
Эмоциональное переживание в общении. Оно составляет основу человеческой любви и дружбы. Положительная связь в общении двух людей возникает тогда, когда их установки и ожидания в отношении друг друга реализуются в процессе общения.
Формирование картины мира – процесс, реализующийся в общении с окружающими людьми. Сопоставляя представления окружающих со своими представлениями, человек осознаёт, каков окружающий его мир и каков он сам в этом мире.
Формирование собственного «Я» приводит к возникновению ощущения себя, своей индивидуальности.
Изменение человека в процессе общения может быть естественным (как результат любого общения) и направленным (учитель – ученик). Естественный процесс изменения всегда касается всех участников общения, особенно если они заинтересованы в нём. Но он тем эффективнее, чем лучше каждый осознаёт, что именно нужно изменить в самом себе для того, чтобы изменился другой.
Совместная работа является одним из узловых моментов общения и нередко занимает большую часть нашей жизни. Характер отношений занятых в совместной работе людей определяется не только их личностными качествам, но и общей психологической направленностью группы. Последняя, в свою очередь, зависит от лидера (руководителя) группы, социальный, политических, государственных установок. В результате могут формироваться конструктивные и иные формы отношений.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1) Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между людьми.
2) Интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
3) Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Границы между этими сторонами условны и могут сливаться и дополнять друг друга.

Функции общения
Познавательная.
Эмоциональная.
Эмпатийная.
Регуляторная.
Контактная.
Оказание влияния.
Установление отношений.
Понимание.
Другими словами, функциональная значимость общения заключается в том, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания мира и общества, основой самосознания человека и его самоопределения.
Общение бывает двух видов: вербальное общение – использование речи, т.е. значение и смысл слов, и невербальное общение – использование мимики, пантомимики, жестикуляции, визуального контакта, проксемики, пара- и экстралингвистика.К средствам общения относятся:
1) Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи
5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения принято выделять этапы:
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
Установление контакта.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Обмен мнениями, идеями, фактами.
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Единство общения и деятельности
В социальной психологии вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Существуют некоторые психологические концепции, в которых деятельность и общение противопоставляются друг другу. Например, западные социологи считали, что общество является не динамической системой действий, как групп, так и отдельных индивидов, а совокупностью статических форм общения.
Абсолютно другая точка зрения представлена в отечественной психологии, в ней общение принимается в единстве с деятельностью. Это происходит потому, что разные формы общения являются частью совместной деятельности людей, так как люди не только просто общаются между собой, но и общаются по поводу их совместной деятельности.
Психологи понимают по-разному связь общения и деятельности. Иногда эти два процесса рассматриваются не как параллельно существующие, а как две стороны медали социальной жизни индивида. С другой точки зрения, общение принимается как сторона деятельности, оно является включенным в деятельность и в то же время деятельность рассматривается как условие, при котором может происходить процесс общения.
Так же процесс общения может быть интерпретирован как особый вид деятельности и пониматься как:
- самостоятельная коммуникативная деятельность на определенном этапе онтогенеза;
- один из видов деятельности, на основании, которого потом отыскиваются элементы присущие тому или иному виду деятельности вообще (действия, операции, мотивы).
Как видите, существует масса точек зрения, но сравнивать их и выискивать все преимущества и недостатки нет никакого смысла, так как все они констатируют несомненную связь и неотрывность деятельности и общения.
Сама идея того, что общение тесно соприкасается с деятельностью, дает возможность более детально рассмотреть вопрос о том, что конкретно в деятельности может утверждать процесс общения.
Ответ на этот вопрос, в общих чертах, достаточно прост. Средствами общения на самом деле деятельность обогащается и организовывается, в процессе построения и планирования совместной деятельности каждый участник процесса должен четко понимать цели и задачи этой деятельности, для этого в процесс включается общение, которое также помогает согласовывать все цели и задачи, согласовывать деятельность отдельных участников деятельности.
Причем деятельность отдельных участников согласовывается с помощью такой характеристики общения как воздействие, в этом и проявляется вся сущность влияния общения на деятельность.
Итак, из этого всего еще раз повторим, что деятельность организовывается и обогащается средствами общения, это ведет к построению новых связей и отношений между людьми.

Общение - основа человеческого бытия Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения . В об¬щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об¬мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво¬их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то...

697 Слова | 3 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • Речь и общение

    «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Институт социокультурного сервиса и информационных технологий Кафедра менеджмента,экономики и права г.Тюмень Реферат По дисциплине: Психология На тему: «Общение и речь» ...

    2097 Слова | 9 Стр.

  • Основы психологии общения

    Основы психологии общения (16865) Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем - это начальный этап общения . Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Психологи объясняют это несколькими причинами. Первая из них заключается в том, что довольно часто элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека. Вторая причина - психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. Третья причина - когда...

    7604 Слова | 31 Стр.

  • Деловое общение

    «Деловое общение » на тему: «Этика делового общения » Выполнил студент заочной формы обучения группы 21-эзс Воднева Н.С. СПИЭБ 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………3-4 1. Деловое общение : понятие, содержание, вид……………………………..5-7 2. Основные принципы делового общения …………………………………..8-11 Заключение……………………………………………………………………….12 Список используемой литературы…………………………………………...…13 Введение Диалектическое взаимодействие личности и общества невозможно без общения , общественные...

    2000 Слова | 8 Стр.

  • Роль общения в развитии личности

    РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 4 1.1. Понятие общения , его виды и функции. 4 1.2. Классификация общения . 8 2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 12 2.1. Развитие личности в процессе общения . Личность в общении и деятельности. 12 2.2. Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ВВЕДЕНИЕ...

    6686 Слова | 27 Стр.

  • Психология Делового Общения

    ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ » Вариант №1 Выполнил студент группы___________ __________________________________ (фамилия, имя, отчество студента) «____»_______________________20__г. ______________ (подпись студента) Проверил ________________________ (должность, фамилия и.о. преподавателя) Казань 2013г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 1.1 Понятие общения , его...

    6730 Слова | 27 Стр.

  • Управленческое общение

    институт экономики и социального управления (муниципальное учреждение высшего профессионального образования) Кафедра психолого-педагогических основ управления Курсовая работа по дисциплине: «Психология управления» на тему: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ » Выполнила: студентка 4 курса ВПО специальности «Психология» очной...

    6060 Слова | 25 Стр.

  • Психология общения

    Содержание. 1. Введение 2. Понятие об общении 3. Структура общения 3.1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения ) 3.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения ) 3.3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения ) 4. Заключение 5. Литература Введение Общение - самый «привычный» способ устанавливать...

    5063 Слова | 21 Стр.

  • Психология общения

    Реферат по дисциплине: «Психология общения » на тему: «Понятие об общении и его структура» Подготовила: студентка группы Преподаватель: Кривой Рог 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие об общение …………………………………………………...4 Глава 2. Роль общения в системе общественных и межличностных отношениях……………………………………………………………………….6 2.1. Общественные и межличностные отношения…………………......6 2.2. Общение в системе межличностных и общественных...

    4646 Слова | 19 Стр.

  • Общение как нравсвенная ценность реферат

    Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения . А. де Сент-Экзюпери. По существу, все моральные проблемы – «открытые» и «закрытые» - возникают и решаются не сами по себе. Они проявляют себя в общении людей друг с другом – общении , которое является важнейшей потребностью личности и общества. Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения , особенно в нашем обществе. Место...

    1444 Слова | 6 Стр.

  • Роль общения в психическом развитии человека

    туризма РЕФЕРАТ по дисциплине «Психология» на тему: «Необходимость общения для психического развития человека» Студентка: 2 курса, группы З11ЭП ____________________ М.А. Раткевич (подпись) Минск 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1. Понятие общения , его функции и виды 5 2. Роль общения в психическом развитии человека 3. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

    2414 Слова | 10 Стр.

  • Социальные проблемы общения социология

    Введение………………………………………………………………………………..2 1. Понятие «общение »……………………………………………………………..4 1. Функции общения ………………………………………………………..5 2. Структура общения ………………………………………………………….….7 3. Способы организации трудовой деятельности и общения ………………....12 Заключение………………………………………………………………………..…..15 Список используемой литературы……………………………………………..…...16 Введение Интерес к проблемам человеческого общения все возрастает. Человеческая жизнь самым непосредственным образом связана с общением , сфера которого является...

    3244 Слова | 13 Стр.

  • деловое общение

    1.Общение 3 2.Дисциплина «Деловое общение » 6 3.Наука «Социальная психология» 9 4.Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение » 16 5.Основные функции «Делового общения » 17 Список литературы 20 1.Общение Потребность в общении , как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда...

    3254 Слова | 14 Стр.

  • Психология человеческих взаимоотношений

    Факультет ГМУ Кафедра психологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Психология и педагогика» Тема: «Психология человеческих взаимоотношений» Новосибирск 2009 Оглавление Введение 3 1. Психологические свойства личности 4 2. Общение 5 3. Виды общения 7 4. Роль общения в психическом развитии человека 10 5. Техника и приемы общения 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение В современном мире знание природы человека необходимо...

    3268 Слова | 14 Стр.

  • Межличностное общение

    3 стр. 1. Межличностное общение .................................................................................................4 стр. 2. Структура общения в межличностных отношениях...........................7 стр. 3. Функции общения в межличностных отношениях..............................9 стр. Заключение.....................................................................

    2163 Слова | 9 Стр.

  • Роль общения ребенка со взрослыми

    Реферат на тему: «Роль общения ребенка со взрослыми» Содержание. Введение…………………………………………………………………………..31.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым.........................6 1.2 Развитие общения общения по М.И. Лисиной...................................................................7 1. 3 Ситуативно-деловое общение ......................................

    5313 Слова | 22 Стр.

  • Невербальное общение

    1. Психология общения ……………………………………………………... 5 1.1. Структура общения …………………………………………………… 6 2. Общение как обмен информацией ………………………………………. 8 3. Вербальная сторона общения ……………………………………………. 18 3.1. Вербальное общение и его виды ……………………………………… 18 Заключение ………………………………………………………………………. 21 Список литературы ………………………………………………………………. 22 Введение Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы...

    4543 Слова | 19 Стр.

  • Введение в этику делового общения 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. 2. История развития этики деловых отношений. 3. Основные концепции в этике делового общения . 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа . Все они возникают...

    4837 Слова | 20 Стр.

  • основные виды общения

    Введение 2 1.Основные виды общения 4 1.1 Роль общения в психологическом развитии человека 10 1.2 Техника и приемы общения …………………………………………………………………………12 1.3 Развитие общения ……………………………………………………………16 2 Методики исследования ценностей и смысов жизни 2.1 Методики исследования ценностей и смыслов личности 23 2.2 Методика «Направленность личности в общении »………………………..23 Заключение……………………………………………………………………….25 Список литературы 26 ВВЕДЕНИЕ Без общения не может существовать ни отдельный...

    7750 Слова | 31 Стр.

  • основы менеджмента 2

     Реферат Основы коммуникативной культуры менеджера Сидорова Евгения Германовна Оглавление Введение 1. Требования к менеджеру 2. Этико-психологические качества необходимые современному менеджеру 3. Культура общения в управленческой деятельности ВВЕДЕНИЕ Понятие общения и его структура дар человеческой речи, способность к общению , упорядоченный и развитой язык характеризуют все известные человеческие общности. Являясь важнейшим аспектом культуры, язык первым достигает...

    1868 Слова | 8 Стр.

  • Общение ребенка со взрослым: этапы становления

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ 1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым……………….6 1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной…………………………………………………7 1. 3 Ситуативно-деловое общение ………………………………………….10 ГЛАВА 2. РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 2.1 Общение детей в семье………………………………………………….12 2.2. Негативное...

    5321 Слова | 22 Стр.

  • общение как ценность

    что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, педагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена. Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы...

    1193 Слова | 5 Стр.

  • Введение в этику делового общения

    1 Введение в этику делового общения 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. 2. История развития этики деловых отношений. 3. Основные концепции в этике делового общения . 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа . Все они возникают как результат...

    4619 Слова | 19 Стр.

  • Деловое общение

    Тема: Общение и его роль в деятельности человека. Содержание Введение.................................................................................................................3 1. Общение . Виды и формы общения ..................................................................4 2. Функции и типы общения ...............................................................................10 3. Значение общения в жизни человека.............................................................12 Заключение...

    3074 Слова | 13 Стр.

  • Игра, как феномен человеческого бытия

    Содержание: 1. Ойген Финк об игре 2. Разбор сущности игры и её место в бытии 3. Элементы игры Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. У. Шекспир. 1. Немецкий философ Ойген Финк представлял игру как один из феноменов человеческого бытия наряду с такими феноменами, как труд, любовь, господство, смерть. Слово «феномен» подразумевается не только в феноменологическом значении, но и в смысле «что-то необычайно важное...

    2578 Слова | 11 Стр.

  • Компетентность общения

    На тему: Компетентность общения в коммуникативных профессиях Выполнила: Студентка 3 курса заочного отделения Факультета “ЭиУ” Специальность Соц. работа Лигай Алёна. Проверила: Билялова Г.К. Алматы 2011 Оглавление Введение Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения. 1. Понятие социально-психологической компетентности 2. Вербальные и невербальные средства общения 3. Методы диагностики...

    6228 Слова | 25 Стр.

  • Основные типы общения и его функции

    технологий" Кафедра управления социальными и экономическими процессами Дисциплина: Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Основные типы общения и его функции» Выполнил: [[[[[[[[ Группа № [[[[[[[[ Курс 5 Проверил____________________________ ...

    3119 Слова | 13 Стр.

  • Нравственные основы общения

    Введение…………………………………………………………………….2 1.Общение и этика………………………………………………………….3 2. Деловой этикет…………………………………………………………..10 3. Заключение……………………………………………………………….19 4. Список использованной литературы……………………………………20 Введение В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения , психология общения , философия общения , эстетика общения , педагогика общения . И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения » не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения , наверное...

    4388 Слова | 18 Стр.

  • Реферат Общение

    Содержание Введение 3 1 Понятие общения 4 2 Общение как обмен информации 4 2.1 Средства коммуникации 4 2.2 Вербальная и невербальная коммуникация 4 2.3 Значение общения в профессиональной деятельности…………………………... 15 3 Рекомендации по улучшению эффективности общения …………………………... 16 Заключение 19 Список использованной литературы…………………………………………………...20 Введение Одной из актуальных тем в настоящее время является тема «Общение как обмен информации». Огромную важность приобретают...

    4633 Слова | 19 Стр.

  • Психология общения. Содержание, цели, средства общения.

    Тема № 10. Психология общения . Содержание, цели, средства общения . СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………….… 3 1. Психология общения ………………………………………….….………… 5 2. Содержание, цели, средства общения …………..…….…………………..… 8 Заключение ……………………………………………...……………………… 13 Список использованной литературы …………………………………………. 14 ВВЕДЕНИЕ Психология общения – раздел, посвященный одной из главных сфер нашей жизни. Все мы – социальные существа. Чтобы выжить и насладиться происходящим мы ежедневно...

    2157 Слова | 9 Стр.

  • Общение - как межличностная коммуникация

    РЕФЕРАТ на тему: «Общение - как межличностная коммуникация» Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….3 Структура общения ………………………………………………………………………..5 Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе ……………7 Речь – как средство коммуникации……………………………………………13 Модель коммуникативного процесса………………………………………….17 Заключение……………………………………………………………………....24 ...

    4625 Слова | 19 Стр.

  • Общение как обмен информации

    Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Кафедра Реферат по дисциплине психология и педагогика на тему: «Общение как обмен информации» Выполнил студент гр. ЗЭЭд-114 Зайков И.А Принял ст. преподаватель Аникина Е.Б. Владимир 2015 Содержание Введение...................................................................................................................3 Общение как обмен информацией.........................................................................4 Средства коммуникации...

    4727 Слова | 19 Стр.

  • Фактор речевого общения

    объекта и предмета науки «Деловое общение ». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение » и предметов психологии и этики 3 2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение » 12 3. Практическое задание 18 Список литературы 23 1. Дайте характеристику психологии и этики Предметом дисциплины «деловое общение » являются методы оптимизации...

    4051 Слова | 17 Стр.

  • деловое общение

    Содержание Содержание 2 1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения . 3 2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева. 8 3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии: 12 а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта...

    2290 Слова | 10 Стр.

  • общение

     Содержание Введение………………………………………………………………………...3 Виды общения ……………………………………………………………….....4 Функции общения ………………………………………………………………9 Заключение…………………………………………………………………….14 Список использованных источников………………………………………..16 Введение Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей. В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда...

    2651 Слова | 11 Стр.

  • Коммуникативный компонент общения

    Содержание 1. Понятие общения 2 2. Общение как обмен информацией 3 3. Средства коммуникации. Речь 11 4. Вербальная коммуникация 15 5. Невербальная коммуникация 16 Литература 17 1. Понятие общения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в...

    4023 Слова | 17 Стр.

  • Деловое общение

    дисциплине: «Деловое общение » Тема № 2: «Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение » и науки «Социальная психология»» Выполнила: студентка 3 курса (вечер) Учётно-статистического факультета Специальность «Бух. учёт, анализ и аудит» Гоголь Виктория Николаевна Зачетная книжка № 06УББ20551 Проверил(а): Омск – 2009 Содержание Общение Дисциплина «Деловое общение » Наука «Социальная психология» Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение » Основные функции...

    3413 Слова | 14 Стр.

  • Основы психологии

    1.Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение ) и группами (межгрупповое общение ), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая общения , рассматриваемых под углом зрения...

    5914 Слова | 24 Стр.

  • Общение. Виды и функции

    педагогика» Тема: «Общение . Виды и функции» Выполнил: Потаман Е.Л. Шифр: 10 – ЭЗБ – 6234 Проверил: Ст.пр. Болдинова О.Г. Краснодар 2013г. Оглавление: 1. Введение 2. Общая характеристика общения , его функции 3. Виды общения 4. Заключение 5. Список используемой литературы Введение Проблемы общения всегда были актуальны, но...

    2138 Слова | 9 Стр.

  • Интерактивная сторона общения

    Содержание Введение 3 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей 4 Взаимодействие членов коллектива в процессе общения 6 Виды общения 10 Цели общения 12 Функции общения 14 Заключение 25 Список литературы 26 Введение Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения , которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией...

    4743 Слова | 19 Стр.

  • Психология общения

    «Психология общения » Тема «Понятие общения » Выполнила: Аркаева М.Ю., 401 группа; профиль «психология образования Проверил(а): Савина Н.Г., канд.пед.наук.,доцент кафедры ТиПП Челябинск, 2015 Оглавление Введение………………………………………………………….3 1. Понятие и виды общения …………………………………….5 2. Роль общения в психическом развитии человека…………11 Заключение………………………………………………………15 Библиографический список…………………………………….16 Введение. Способность к общению это...

    2899 Слова | 12 Стр.

  • Спор как форма организации человеческого общения

    межкультурные коммуникации» Реферат по дисциплине русский язык и культура речи на тему: «Спор как форма организации человеческого общения » проверил: выполнила: преподаватель студентка группы К-310 Хан О.Н. Перегудова Е.В. г.Екатеринбург 2012 Содержание Введение………………………………………………………………………..2 1. Спор как форма организации человеческого общения …………………. .4 1.1 Доказательства……………………………………………………. …5 1.2 Виды споров…………………………………………………………...

    4254 Слова | 18 Стр.

  • общение

    (межличностное общение ) и группами (межгрупповое общение ), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения , рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения ; использование...

  • Общение - основная форма человеческого бытия. Его отсутствие или недостаточность может деформировать человеческую личность. Общение является основой практически всех наших действий, служит жизненно важной целью установление взаимосвязей и сотрудничества.

    Способность к общению всегда была одной из важнейших человеческих качеств. К людям, которые легко вступают в контакт и умеют привлечь внимание к себе, относятся с симпатией. С замкнутыми людьми пытаются ограничить контакты или вообще избегать их.

    Большинство людей считает, что они умеют общаться. Но практика показывает, что эффективно это делать умеют далеко не все, в том числе и руководители, менеджеры. До 90% рабочего времени управленцы должны тратить именно на общение. Ведь отчеты, проведения совещаний, заседаний, бесед, дискуссий, переговоров - все это различные формы делового общения.

    Опросы показывают, что 73% американских, 60% английских и 86% японских менеджеров неумение эффективно общаться считают основным препятствием на пути достижения целей, стоящих перед организацией.

    Общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В его процессе можно познать других людей, обменяться с ними информацией, сотрудничать с ними и в то же время пережить эмоциональное состояние, возникающее в результате этого.

    Таким образом, общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, что возникает как потребность в совместной деятельности и включает:

    ♦ восприятия, познания и понимания партнеров по общению (перцептивная сторона общения);

    ♦ обмен информацией (коммуникативная сторона общения);

    ♦ выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).

    В общем виде общения является формой жизнедеятельности людей и необходимым условием их объединения (человек - социальное существо) и развития отдельной личности. Социальный смысл общения заключается в том, что оно интегрирует социальный опыт и культуру, которая передается от поколения к поколению. Общение является также важным фактором психологического развития человека.

    За своими формами и видами общения достаточно разнообразное. Способы, сфера и динамика общения определяются социальными функциями людей - участников общения, социальным статусом, служебными обязанностями. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сформированными и принятыми в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и т.д.

    За использованием знаковых систем выделяют такие виды общения:

    ■ вербальное (словесное) общения, которое в свою очередь делится на устная и письменная речь;

    ■ невербальное (бессловесное) общения.

    По некоторым данным, 60-80% информации от собеседника мы получаем по невербальном канала. Невербальные средства общения достаточно разнообразны. К основным относятся:

    ♦ визуальные средства общения (движения мышц лица, выражение лица, глаз; движения рук, ног - жесты; движения тела; пространственная дистанция; реакция: покраснение кожи, потливость; поза, осанка; внешний вид - одежда, прическа, косметика, аксессуары);

    ♦ аудиальные средства (паралінгвістичні: качество голоса, его диапазон, тональность, темп, ритм, высота звука; экстралингвистические: языковые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопок);

    ♦ тактильные средства общения включают все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие рук, объятия, поцелуи, похлопывания по плечам и т.п.);

    ♦ ольфакторні средства общения, которые включают приятные и неприятные запахи окружающего мира, природные и искусственные запахи человека.

    На невербальные средства влияет конкретная культура того или иного народа, поэтому очень трудно найти общие нормы для всего человечества.

    По характеру связи общения делится на: ^ непосредственное (контакт один на один);

    опосредованное - с помощью письменных или технических средств, отдаленных во времени или в пространстве участников общения;

    По количеству участников в общении различают такие виды общения:

    ■ межличностное общение, то есть непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

    ■ массовое общение, то есть много непосредственных контактов между незнакомыми людьми, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    За включением в процесс общения социальных составляющих общения разделяют на::

    межличностное общение (общение между конкретными личностями, которые обладают индивидуальными качествами, которые раскрываются в процессе общения и организации взаимных действий). Социальные роли имеют при этом вспомогательное значение;

    ролевое общение (общение между комиссиями определенных социальных ролей, когда действия, поведение участника такого общения определяются выполняемой социальной ролью). В процессе такого общения человек отражается не только как индивидуальность, а как социальная единица, которая выполняет определенные функции. Индивидуальность подчиняется социальной роли. Иногда такое общение называют еще официальным, или формальным.

    Разновидностью ролевого общения есть деловое общение, то есть общения между собеседниками (партнерами, оппонентами), которые имеют соответствующие социальные позиции, определены их социальными ролями и соответствующими функциями, направленное на полное или частичное решение конкретных проблем, организацию совместной деятельности, действий.

    Тема: Общение – основа человеческого бытия

    Вопросы: Общение. Деловое общение. Абстрактные типы собеседников. Классификация общения. Роль восприятия в процессе общения . Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие. Общение как коммуникация. Вербальное и невербальное общение. Успех делового общения. Умение слушать. Техники общения

    1 Обмен информации всегда начинается с формированием идей и отбора информации для сообщения, до передачи информации необходимо точно определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны в конкретной информации

    2 Выбрать форму информации с помощью специальных симфолов, понятных получателю, кодировка информации (это могут быть слова, жесты, рисунки, схемы)

    3 Одновременно с кодировкой отправитель выбирает и канал (почта, электронная почта, телефон, радио, ТВ)Очень важно, чтобы выбранный канал соответствовал идеи и целям сообщений

    4 Чтобы воспринять информацию, получатель должен декодировать ее, т. е. перевод символов в процесс организации

    5 Интерпритация сообщений и формирование ответа отправитель и получатель меняются местами, получатель формирует свой ответ, в котором содержится обработанная информация и решения

    6 Передача ответа. Сформулированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи

    4 Проблемы межличностных контактов:

    1) различные восприятия – люди передают одну и ту же информацию по- разному, в зависимости от образа жизни, опыта, круга интересов, потребности и эмоционального состояния

    2) барьеры – люди в зависимости от профессии используют невербальные символы (выражение лица, движения тела, жесты, манеры поведения, расстояния людей при общении) Эти барьеры способны существенно исказить смысл сообщений и создать дополнительные проблемы в межличностных контактах

    5 Управленческое сообщение

    1) фильтрование – необходимость отбора сведений, чтобы при обмене информацией направлять получателю только те сообщения, которые касаются его, поэтому информация отсеиваем, исключаем искаженные сведения

    2) перегрузка каналов связи происходит из-за нехватки технических средств


    1. нерациональная организованность структуры, возможно дублировать неформальное искажение информации, информация поступает долго, что создает проблемы при общении.
    Общение – это основная форма человеческого бытия , вечное свойство человека, важнейшая форма взаимодействий людей.

    Общение – это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать свои мысли, задачи, просьбы, обеспечить обратную связь с организацией. От того на сколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, с клиентами. Сотрудник удовлетворен выполнением работы.

    Менеджер, не обладающий должной чувствительностью в общении, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливаянедовольство подчиненных, поэтому руководителю, менеджеру очень важно уметь общаться с сотрудниками, с клиентами, но и понимать их.

    Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.

    Две формы общения:


    1. опосредованная (косвенная) – через посредника, по телефону, факсу, посредством обмена телеграмм.

    2. Непосредственная (контактная) – выступление собеседников с глазу на глаз, это прямое общение и поведение собеседников-партнеров. Это общение речевое, с помощью жестов.
    Роль информации можно разделить на 3 категории:

    1. функциональная – это когда информация всем или определенной группе людей для того, чтобы они могли выполнить свои функции, это информация о политике, целях и задачах организации. Информация поступает в разных направлениях: вертикально и горизонтально. Чаще всего информация передается по официальным каналам организации.

    2. Оценочная – это когдапроисходит общение, которое имеет отношение к понятиям, статусу, восприятию сотрудников и партнеров. Каналы передачи оценочной информации включают в себя: награды, поощрения за заслуги, благодарственные письма.

    3. Координальная – информация циркулирует между функциональными подразделениями. Поток информации обычно движется в горизонтальном направлении. Необходимое общение происходит при встечах, посредством телефона, служебных писем. По сути это общение связано по решению задач организации.
    Технология общения

    Этапы: 1) Цель общения

    2) Подготовка к общению:

    а) изучить участников, тему общения и ситуацию

    б) определить место общения и расстановку мебели

    в) определить стратегию и тактику общения

    г) выбор возможной альтернативы

    3) Общение: а) начало контакта

    б) передача, получение информации

    в) аргументирование

    4) Принятие решений

    Деловое совещание

    К деловому совещанию относятся деловые встречи – это одна из важных форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информации между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения. Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам в организации. Прцесс управления сводится к трем стадиям:

    1) сбор и переработка информации

    2) координация деятельности

    3) принятие решений

    Управленческая деятельность менеджера дополняется коллективными совещаниями, на которых решаются повседневные деловые события и проблемы (развитие и укрепление политики организации и проведение их в жизнь, выявление и решение проблем).

    3. Учет руководителя, наличие лидера в коллективе

    ПРИЕМЫ ПРАВИЛЬНОГО СЛУШАНИЯ


      1. Определить свои привычки слушать, задав себе вопрос: мои сильные и слабые стороны, какие я допускаю ошибки?

      2. Учитывать наличие препятствий для слушания (слушать, но не слышать)

      3. Не уходить от ответственности за общение

      4. Быть физически внимательным к собеседнику

      5. Убрать все помехи

      6. Самое главное говорить с человеком на его языке

    ОШИБКИ СЛУШАНИЯ ЭТАПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

    1 перебивание 1 установление контакта

    2 поспешное возражение 2 ориентация в ситуации

    3 поспешные выводы 3 обсуждение вопроса

    4 непрошенные советы 4 принятие решений

    5 выход из контакта

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОБЕСЕДНИКА

    1 обращаться к партнеру по имени

    2 при общении с партнером улыбаться

    3 использовать комплименты

    4 использовать прием «личная жизнь»

    5 используйте прием «терпеливый слушатель»

    ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

    Коллектив – это социальная группа людей, объединенная одной задачей, едиными взглядами, единством взглядов и целей. Рабочие группы разделяются по формам собственности, по характеру деятельности, по формам связи, по степени организованности, по времени действия и по значимости.

    ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ: 1. технологические

    2. экономические (уровень заработной платы, система

    премирования, формы собственности)

    3.организационные (система взаимоотношений)

    4. мировоззренческие и психологические

    ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

    1 Внимание к человеку

    2 Внимание к производству

    а) «Невмешательство» (низкая зарплата, руководитель не заботиться о сотрудниках и производстве)

    б) «Теплая компания» (высокий уровень заботы о людях, но производственные вопросы не решаются)

    в) «Задача» (на первом месте стоят производственные вопросы, а человеческие факторы не интересуются)

    г) «Золотая середина» (руководитель стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала)

    ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ТРУДНЫМИ ЛЮДЬМИ

    Определить к какому типу трудныхлюдей относится человек:

    а) аргессист (грубый, хам) Способы избавления от него: пассивный (не реагировать или кому-либо пожаловаться), активный (двигательный, толкнуть, стукнуть), логический (хорошо продумать действия, причины)

    б) жалобщики

    в) «разгневанный ребенок»

    г) «тайные мстители»

    д) всезнайки (невинные лгуны)

    СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

    1. Проектирование, построение и развитие системы взаимоотношений с помощью механизмов:

    а) с помощью адаптации

    б) с помощью коммуникации

    в) с помощью идентификации (умение поставить на место другого)

    г) с помощью интеграции (превращение коллектива к

    саморегулированию в совместной деятельности)

    2. Целенаправленное систематическое обучение персонала

    3. Учет руководителя, наличие лидера в коллективе

    4. Всесторонний учет соц-психологических явлений в коллективе



    Документы