Начать свое дело с нуля идеи. Как начать свое дело с нуля, если нет денег. этап. Анализируем рынок

По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю.

По характеру хозяйственной деятельности логистика бывает:

1. Заготовительной (закупочной, снабженческой). Заготовка материальных ресурсов.

2. Производственной. Материальное обеспечение производства.

3. Распределительной (маркетинговой). Реализация продукции и послепродажное обслуживание.

4. Информационной. Информационные потоки (производство, обращение и финансы), коммуникации и компьютеризация.

5. Транспортной. Транспортировка материальных ресурсов.

6. Складской. Складирование, хранение и переработка материальных ресурсов.

7. Финансовой. Управление и рационализация денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств (банки, страхование, инвестиционная и торговая деятельность).

Все виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока , включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.

Главная цель логистики – доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительно минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации. Предназначение логистики состоит в адаптации результатов предпринимательской деятельности к желаниям потребителей .

Главная цель логистики конкретизируется подцелями :

1. Создание эффективной системы контроля, вскрывающей неоптимизированные процессы, на основе комплексных сравнений, выгод и рисков, доходов и расходов, возможностей и потребностей.

2. Создание функционально согласованной и технологически рациональной организационной структуры хозяйственного образования.

3. Создание эффективной системы управления по оптимизации материальных, информационных и иных потоков, обеспечивающих минимизацию совокупных затрат при максимальном использовании существующих мощностей.

Формирование логистических систем связано :

1. С глубоким изучением рынка, его тенденций и закономерностей.

2. С оптимизацией методики выработки альтернативных вариантов и осуществлением правильного выбора.

3. С Эффективным прогнозированием не только прямых конечных и промежуточных результатов, но и побочных явлений.

4. Синхронизацией действий на всех уровнях и во всех сферах управления.

В соответствии с главной целью логистической системы отдельно выделяется главная задача логистики – достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности субъектов предпринимательской деятельности к рыночной конъюнктуре, увеличение на рынке своей доли участия и получение преимущества перед конкурентами.



Задачи логистики :

1. Осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах

2. Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками.

3. Многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т.д.

4. Выявление несбалансированности:

Между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения;

Потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы.

5. Стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций.

6. Рациональное формирование хозяйственных связей.

7. Выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов.

8. Оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов.

9. Определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции.

10. Формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.

Частные задачи логистики имеют локальный характер. Они более динамичны и разнообразны:

1. Оптимизация запасов всех видов и на всех этапах.

2. Максимальное сокращение времени перевозок.

3. Быстрая реакция на требования потребителей.

4. Повышение готовности к поставкам.

5. Снижение затрат во всех звеньях логистической цепи.

6. Рациональное распределение транспортных средств.

7. Гарантирование качества послепродажного обслуживания.

8. Поддержание постоянной готовности к приему, обработке и выдаче информации и т.д.

Чтобы реализовать цели и задачи логистики, необходимо располагать соответствующей системой обеспечения , которая имеет 4 направления:

1. Социально-экономическое обеспечение – это спрос, наличие сфер производства и обращения, а также совокупность мотиваций в социально-экономической жизни общества.

2. Материально-техническое обеспечение – это материалы и технические средства для физической реализации логистических целей, а именно:

Транспортные средства, подъездные пути.

Подъемно-транспортное оборудование.

Здания, сооружения.

Вычислительные машины.

Средства связи.

Складское оборудование.

Тара, упаковка и т.д.

3. Технологическое обеспечение – это четкая синхронизация процессов производства и управления материальными и информационными потоками на всех этапах их продвижения.

4. Математическое обеспечение – это применение методов и инструментария математики и кибернетики.

В современных условиях для решения многих производственных задач, связанных с перевозкой грузов морскими судами, используются положения системного анализа, математические методы и модели, достижения информационных технологий. Наиболее полное выражение эти элементы разных наук нашли в логистике. Логистика – это одновременно наука и практика интегрального управления материальными и, сопутствующими им информационными потоками от пунктов их зарождения до пунктов погашения (назначения).

Общей целью логистического управления считается минимизация совокупных затрат на доведение готовой продукции до конечного потребителя. Принципиальная идея такого подхода заключается в следующем. В основе цены любой продукции чаще всего лежат суммарные затраты на ее производство и доставку к месту назначения. Они обычно слагаются из следующих затрат: на закупку и доставку к месту производства сырья и комплектующих, на переработку исходных материалов и изготовление готовой продукции, на ее хранение у производителя и продавца, затрат на транспортировку готовой продукции к покупателю и т.д. На каждом из этих этапов движения материальных потоков ответственные лица решали частные задачи минимизации соответствующих затрат. Для этого использовались и сейчас используются методы теории управления запасами, исследования операций, математической статистики и другие. Однако, такая попытка «поэтапной» минимизации затрат не дает необходимого для продавца эффекта, чтобы успешно действовать в условиях жесткой ценовой конкуренции на рынке. Поэтому дальнейшее развитие логистической концепции направлено на интеграцию всех локальных задач в единую систему таким образом, чтобы решение каждой из них было увязано с решением других задач и подчинялось общей системной цели.

Таким образом, главная общая цель логистики – это достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке, увеличение в нем своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Общей задачей логистики является также создание интегрированной эффективной системы регулирования материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. При этом компьютеризация, развитие сети электронного обмена данными с потребителями рассматриваются фирмами-производителями как важный источник реализации возможностей логистики в деле повышения прибыли. Так, например, за счет совершенствования систем обработки информации, связывающих администрацию, подразделения логистики и поставщиков компании, получают возможность сокращения уровня запасов сырья в 15-20 раз.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит в далекое прошлое. Имеются сведения о том, что еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики» и занимавшиеся распределением продуктов питания. В военном лексиконе западных стран логистикой называли деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными средствами, содержания их запасов и эвакуации войск. Некоторые специалисты считают, что благодаря военному делу логистика стала наукой.

Создателем первых научных трудов по логистике считается военный специалист начала XIX века Джомини, который определил логистику как «практическое искусство движения войсками». Он в логистику включал не только перевозки, но и широкий круг других вопросов – планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог. Известно, что некоторые положения логистики использовались армией Наполеона. Методы логистики применялись в годы второй мировой войны в сфере материально-технического снабжения армии США.

Со временем логистика перешла из военной области в сферу хозяйственных дел. В настоящее время в разных странах сложились свои логистические школы и приняты свои формулировки понятия «логистика». По мнению ряда авторитетных ученых, логистика – это интеграция перевозочного и производственного процессов с необходимыми информационными процессами, включающая погрузочно-разгрузочные, транспортные и другие операции. Французские специалисты по логистике трактуют ее как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». Считается, что логистика требует координации всех систем движения материалов и готовой продукции как внутри предприятия, так и вне его. В результате она позволяет управлять материальными потоками от момента заготовки продукции до реализации в физическом, информационном и организационном смыслах. В наиболее обобщенном виде под логистикой понимают искусство управления материальными потоками от первичного источника до потребителя.

Современная логистика содержит несколько взаимосвязанных функциональных областей, а именно:

· логистика снабжения - оптимизация процессов закупки на рынке необходимого сырья, материалов, деталей;

· производственная логистика - организация материального производства, оптимизация потоков движения инструментов, схем техобслуживания и ремонта;

· транспортная логистика - выбор оптимальных маршрутов движения транспортных средств, совершенствование операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой, складирование груза в процессе перевозки;

· складская логистика - решает задачи при производственном хранении материальных запасов;

· распределительная логистика - управление товарными потоками в сфере сбыта.

Каждая из названных областей логистики получила достаточное развитие в научном и практическом смыслах. Однако проблема их объединения в единую систему пока решена только концептуально, и исследования в этом направлении продолжаются. Неотъемлемой частью всех видов логистики является наличие информационного потока (информационная логистика ), включающего в себя сбор данных о потоке товаров, их передачу, обработку и выдачу основной информации пользователям.

Основные функции логистики снабжения – это планирование, регулирование и контроль обеспечения основного производства необходимыми материалами и сырьем с минимальными издержками. Функции производственной логистики заключаются в достижении высокой степени синхронности работы всех производственных подразделений с минимальными запасами производственного назначения. Основное назначение распределительной логистики , охватывающей сектор транспорта, состоит в своевременной и сохранной доставке готовой продукции путем обеспечения планирования, реализации и контроля за перевозками товаров. Между указанными видами логистики существует связь и взаимозависимость.

В частности, в последнее десятилетие прошлого века начала строиться работа экспедиторов на принципах логистики: обеспечение экономичной и рациональной доставки товара (начиная от сырья и кончая готовым изделием) в требуемом количестве и в гарантированные сроки. Это оказалось возможным, когда были достигнуты: обеспечение связи компьютеров товаропроизводителей с компьютерами агентов и экспедито­ров, и в том числе с использованием телекосмической связи, обмен между ними безбумажной электронной документацией и информацией (система «ЭДИФАКТ») и принятие с помощью ЭВМ оптимальных оперативных решений.

Опыт показывает, что использование принципов логистики позволяет суще­ственно сокращать себестоимость продукции за счет: снижения различных «запасов» путем доставки по минутному графику сырья, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий к рабочему месту у конвейера, в ходе мон­тажа; уменьшения расходов на упаковку и маркировку вследствие использования контейнеров и возвратной тары; сокращения сроков пред­продажной подготовки товаров; использования безбумажной документации; сниже­ния затрат на монтаж и установку оборудования, использования для перевозок судов с горизонтальной или доковой по­грузкой и выгрузкой (суда типа RO-RO и RO-FLOW).

В странах с развитой экономикой рассматриваются четыре последовательных этапа (уровня) развития логистических систем .

Для первого этапа развития логистики характерны такие признаки. Область действия логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции и ее транспортировку к потребителю. Работу системы оценивают величиной затрат на транспортировку и другие операции по распреде­лению продукции в общей выручке от продаж товаров.

Для второго уровня развития систем логистики характерно управление потоком товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. На этом уровне логистика выполняет следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы систем логистики.

Систему логистики третьего уровня характеризуют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конкретного потребителя. В дополнение ко второму уровню функции системы расширяются доставкой сырья, прогнозированием сбыта, закупкой сырья, управлением запасами сырья или продукции незавер­шенного производства, проектированием систем логистики.

Для четвертого уровня развития систем логистики логистические функции в основном аналогичны третьему уровню, при этом они интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке нередко противоречивых целей различных подразделений компании.

Наиболее перспективной логистической системой считается система «Just in time» (ЛТ). Это Логистическая система в производстве, снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материалов и готовой продукции в необходимых количествах и к моменту времени, когда в них нуждаются звенья логистической системы, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. При этом в значительной мере отпадает необходимость в складировании продукции и связанных с этим издержках.

В настоящее время в основных развитых странах использование логистики находится на разных уровнях. Обследование 500 крупных западноевропейских компаний (26% компаний ФРГ, 20% - Голландии, 17% - Великобритании, 16% - Франции, 11% - Бельгии и 10% - Италии), представляющих 30 различных отраслей экономики, выявило процент нахождения фирм на каждой стадии развития логистики.

Около 57% обследованных фирм находятся на первой стадии, характеризующейся не регулярной организацией и суточным планированием логистики. На второй стадии 20% компаний планируют мероприятия по организации логистики на недельный срок. Третья и четвертая стадии развития характеризуются внедрением интегрированной системы логистики, охватывающей доставку товаров от поставщиков материалов до конечных потребителей готовой продукции. На этих стадиях развития логистики находятся только 23% компаний из 500.

Частной задачей логистики может служить создание минимальных товарных запасов и максимальное сокращение времени хранения и транспортировки груза. Примером оптимального решения задачи «минимизация партии доставки - цена доставки - скорость доставки» может служить деятельность американской транспортно-почтовой компании «Federal Express». В конце XX века ее доход достиг 7 млрд. долларов, а чистая прибыль – 117 млн. долларов. Самолеты компании доставляют ежегодно 1 млн. 250 тыс. посылок в 127 стран мира. Успеху содействовала логистическая и маркетинговая проработка, приведшая к предложению услуги доставки посылки «на следующее утро» к получателю. Обеспечение надежности доставки отправлений повлекло и существенное повышение цен на почтовые услуги. Однако для клиентов главным оказалось доставка ценных пакетов к деловым партнерам по схеме JIТ «точно вовремя». Используя сеть национальных систем транспортных расписаний, компания для достижения цели JIТ сократила партии скомплектованных отправок, но выиграла в точности времени доставки и повышении цены услуги.

По данным Всемирной торговой организации в 2003 году мировое лидерство в торговле сохраняли США, товарооборот которых с другими странами достиг 2 трлн. 29,6 млрд. долларов. На втором месте – Германия (1 трлн. 350,1 млрд. долларов), хотя по масштабам экспорта она обгоняет США (748,4 млрд. против 724 млрд. долларов). Третье место у Японии (854,9 млрд. долларов), однако очень близко к ней располагается Китай (851,2 млрд. долларов), который уже сейчас замыкает тройку крупнейших импортеров. В 2003 году китайский экспорт возрос на 35%, а импорт на 40%. Основная причина стремительного роста внешнеторгового оборота Китая – проникновение в страну, привлеченных относительно дешевой рабочей силой, многочисленных иностранных компаний, которые строят много новых заводов. В 2002 году по масштабам прямых капиталовложений КНР догнала мирового лидера – США. По производству персональных компьютеров и видеоплейеров Китай вышел на первое место в мире. Наращивание производства различных товаров в экономически развитых странах мира и, как следствие, дальнейшее увеличение объемов международной торговли обусловливают необходимость применения транспортной логистики на всех основных направлениях грузоперевозок, в том числе с участием морского транспорта.

Разработкой идей, обменом опытом и определением научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в развитых странах мира занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объ­единяющие промышленные фирмы и научные организации. Такие объеди­нения имеют свои исследовательские центры, занимающиеся анализом ситуаций в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. В некоторых странах существует несколько национальных ас­социаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 националь­ных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики . Они проводят различные встречи, консультации, выставки и другие мероприятия.

Анализ зарубежных источников свидетельствует об огромном влиянии логистики на успешную деятельность фирм. Менеджеры американских и западноевропейских компаний, в том числе судоходных, считают, что логистика крайне необходима для достижения конкурентоспособности. Она играет важную роль в разработке стратегии фирм. Сейчас логистику стали относить не к функциям сферы обслуживания, а к источнику, способствующему повышению долевого участия на рынке сбыта и получению прибыли. В конце XX века достижения в увеличении доходов многих фирм были связаны с использованием принципов логистики.

Транспортная логистика

Всесторонний разбор задач, которые решаются в рамках логистики, показывает, какую большую роль в организации движения материальных потоков играет транспорт, в том числе морской. Именно транспорт обеспечивает перемещение единиц этих потоков в пространстве. Достижение глобальной цели логистики в значительной мере обеспечивается за счет технического и технологического совершенствования типов транспортных средств, относящихся к отдельным видам транспорта, совершенствования технических устройств и технологии передачи грузов с одного вида транспорта на другой, оптимизации маршрутов и графиков движения транспортных средств, оптимизации режимов работы портовых терминалов и др. В свою очередь, это вызывает необходимость дальнейшего развития транспортной логистики и, в частности, создания транспортно-логистических систем. Такие системы организуются для обеспечения требуемой скорости продвижения товаров с минимальными совокупными затратами. В их состав входят фактические перевозчики, экспедиторские и агентские компании, различные посредники, банковские и страховые учреждения, исследовательские центры и т.д. Так как материальные и информационные потоки осуществляются во времени и в пространстве транспортными и коммуникационными средствами, появилась необходимость выделения транспортной логистики , призванной решать вопросы выбора транспортных средств для перевозки продукции, схем доставок и оптимизации маршрутов перевозок. Конечный продукт транспортной логистики – груз, доставленный своевременно, в сохранности и с минимальными затратами всех средств. В настоящее время транспортная логистика – это прикладная наука по организации транспортных потоков грузов в соответствии с требованиями заказчика и сквозного перевозочного процесса товара от времени производства к месту потребления. Таким образом, задачей транспортной логистики является сокращение до минимума общих затрат на перевозку продукции, которые нередко составляют до 50% при новом качестве предоставления транспортных услуг.

Появление транспортной логистики, кроме сказанного обусловлено также рядом предпосылок, которые объясняются особой ролью транспортной отрасли в мировой экономике. Транспорт быстро реагирует на негативные стороны развития экономики и ее отраслей, на усиление процесса глобализации. Кризисные явления в транспортной сфере в 70-х и затем в 90-х годах прошлого столетия (низкая эффективность, требования экологической чистоты, высокая аварийность и расходы) и возросшие требования потребителей транспортных услуг явились толчком к развитию логистики в транспортной отрасли.

Транспорт является основным связующим звеном между производством и потреблением, поэтому он перестает быть обособленной отраслью экономики и выступает как производитель широкого круга транспортно-логистических услуг. Логистика обеспечивает «стыковку» двух сфер деятельности, базирующихся на соответствующей информации: спроса потребителей мировой и национальной экономики на транспортные услуги и предложения, выдвигаемого транспортными предприятиями. В системе «спрос-предложение» транспортная составляющая предлагает разные формы и методы взаимодействия видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в услугах транспорта и для повышения эффективности использования транспортных ресурсов.

Услуги транспорта, в том числе морского, определяются как вид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обес­печения. Под транспортной услугой подразумева­ется не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а лю­бая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

● перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочиые работы (погрузка, выгрузка, пе­регрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские опера­ции);

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств (судов);

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспорт­ных средств;

· прочие услуги.

Логистические (в том числе и транспортные) услуги основыва­ются на следующих положениях и правилах :

· каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

· в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия информации;

· услуга не может быть рециклирована;

· услуги нельзя нарабатывать «про запас»;

· оказанную услугу нельзя отремонтировать;

· оказанная услуга не может быть выполнена вновь;

· память о хорошей услуге мимолетна, плохая услуга запомнится надолго.

В последнее время важность логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг и все боль­шее число компаний и работников включаются в нее. Целый ряд ло­гистических посредников становятся предприятиями сервиса, в ко­торых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров.

В прежние времена самому процессу перемещения товаров не уделялось достаточного внимания, что обусловливало нехватку транспортных средств, перенасыщенность магистралей, ограниченность складских помещений, излишнее количество обслуживающего персонала. В результате главный компонент перевозки – груз нередко перемещали к месту назначения месяцами, хранился в неподходящих условиях, портился, повреждался, а иногда и вовсе пропадал.

В современной рыночной экономике главным становится не только груз, но и способ его скорейшей доставки и обеспечения сохранности. Поэтому был необходим переход к новым логистическим методам хозяйствования, управления и приведения транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями заказчика и современной технологии.

Компонентами транспортной логистики являются грузы, виды транспорта, склады и терминалы и все виды обеспечения и обслуживания. Развитие транспортной логистики существенно видоизменило эти компоненты. В частности, транспортно-экспедиторское обслуживание трансформировалось в форму интегрального оператора интермодальных перевозок, а склады и терминалы преобразовались в логистические центры, которые стали основной структурной единицей транспортной логистики.

В комплексных системах грузового транспорта концепция логистики сводится к следующим условным шести правилам, которые определяют конечную цель логистической деятельности :

· груз (нужный товар);

· количество (необходимое количество);

· время (своевременность доставки груза по назначению);

· место (доставка в нужное место);

· затраты (минимальные затраты).

При выполнении всех шести условий цель логистической деятельности считается достигнутой. Но чтобы достичь этой цели, оптимизируют материальные потоки и проводят совокупность мероприятий по решению логистических задач, основными из которых являются:

· обработка груза - рационализация тары, унификация грузовых единиц, пакетизация и контейнеризация перевозок, применение эффективной системы складирования и др.;

· транспортно-экономическая разработка схем доставки груза - выбор схем и маршрутов доставки грузов, согласование параметров транспортных средств и грузовых единиц, организация и управление материальными и информационными потоками и др.

Логистические системы могут быть: глобальные (международные, трансконтинентальные, государственные), городские , межрегиональные , а также внутрипроизводственные (в рамках предприятия, структурного подразделения).

На рисунке 8.1. в качестве примера показана упрощенная схема продвижения груза (минеральных удобрений) в международной логистической системе, элементами которой являются: производитель продукции, местные перевозчики (авто- и ж/д предприятия), распределительные склады, перегрузочный комплекс морского порта (терминал), комплекс по затариванию удобрений, предприятия морского транспорта, участвующие в перевозке.


Рис. 8.1. Перемещение товара в логистической системе.

Логистическая система закладывается в основу экономической стратегии транспортной компании в качестве основного инструмента в конкурентной борьбе и способа осуществления планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами.

Сфера деятельности транспортной логистики охватывает следующие области:

· планирование, организация и осуществление рациональной и с минимальными затратами доставки груза от мест его производства до мест потребления;

· контроль за всеми транспортными и другими операциями, осуществляемыми в пути следования грузов, с использованием современных средств телекоммуникации и современных информационных технологий;

· предоставление необходимой информации грузовладельцам, экспедиторам, получателям грузов и другим участникам транспортного процесса.

Транспортная логистика решает следующие основные задачи:

· выбор вида транспорта;

· выбор типа транспортного средства (ж/д вагон, автомобиль, судно);

· совместное планирование процесса перевозки со складским и производственным и обеспечение единства технологии;

· определение затрат на транспортировку, экономической эффективности и др.

Важная задача работы логистической цепи доставки товара - выбор транспорта, наилучшим образом приспособленного для перевозок. При выборе транспортных средств исходят из необходимости обеспечения сохранности груза, наилучшего использования их вместимости и снижения затрат на перевозку. Для выбора оптимального вида транспорта и схемы доставки в каждой конкретной перевозке используется информация о характерных особенностях груза, различных видах транспорта и района транспортировки.

От выбора вида транспорта зависит уровень цен товаров, своевременность доставки и их состояние в момент прибытия к местам назначения.

При принятии решения обычно руководствуются достоинствами и недостатками различных видов транспорта.

В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международных перевозок товаров можно оценить на основе следующих основных характеристик.

Морской транспорт характеризуется относительно невысокой стоимостью создания и поддержания морских путей и высокими затратами по содержанию устройств для начально-конечных операций (погрузо-разгрузочные операции, портовое обслуживание судов и т.д.), что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах. При перевозках на дальние расстояния морской транспорт не имеет конкурентов.

Особенность внутреннего водного транспорта - это исключительная сфера его деятельности при массовых перевозках грузов в районах, где недостаточно развита сеть наземных путей. Однако необходимость строительства на многих реках дорогостоящих гидросооружений и судоходных каналов ограничивает использование этого вида транспорта при международных перевозках грузов.

География железнодорожных перевозок ограничена существующими путями сообщения. Этот вид транспорта характеризуется высоким удельным весом затрат на содержание постоянных устройств (содержание путей, средств связи, искусственных сооружений и т.д.).

На автомобильном транспорте затраты на содержание постоянных устройств относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Возможность доставки груза от склада отправителя до склада получателя, бесперегрузочных операций с одного транспортного средства на другое, обеспечивает ему основную роль при доставке грузов конкретному потребителю.

На воздушном транспорте наибольшая эффективность достигается при перевозках срочных, ценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния. На протяженных маршрутах этот вид транспорта становится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному транспорту.

Трубопроводный транспорт характеризуется относительно низкой себестоимостью транспортировки и высоким уровнем автоматизации загрузки системы, прокачки и слива. Это обеспечивает ему высокую конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта.

В качестве основного критерия выбора вида транспорта берутся общие издержки доставки, которые складываются из тарифа за перевозку и других связанных с ней расходов потребителя транспортных услуг. Наряду с величиной общих издержек необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на выбор вида транспорта :

1. Вид и характер перевозимых грузов . В некоторых случаях нет возможности выбора: скоропортящиеся грузы подлежат перевозке авиатранспортом или в рефрижераторах. И наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Следует также учитывать наличие тяжеловесных и длинномерных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют массовые наливные и навалочные грузы – сырая нефть и нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно.

2. Расстояние и маршрут перевозки . Определяющими для выбора вида транспорта являются место отгрузки и конечный пункт назначения. Во внутриконтинентальных перевозках чаще используют железнодорожный и автомобильный транспорт, а в межконтинентальных - морской и авиационный. Опытным путем установлено, что наибольшая эффективность использования железнодорожного транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км. При перевозках тарно-штучных грузов на расстояние до 200 км наиболее экономичен автотранспорт. При перевозках наливных и навалочных грузов независимо от расстояния выгодно использовать внутренние водные перевозки.

3. Фактор времени . Важным фактором, определяющим эффективность использования различных видов транспорта, является скорость доставки груза . От нее зависит размер и стоимость грузовой массы, «омертвленной» в процессе перевозки. На время доставки груза влияет скорость перемещения, скорость погрузо-разгрузочных работ, а также временные затраты на различные стояночные операции в пути (шлюзование, формирование железнодорожных и речных составов и др.). Авиатранспорт, очевидно, самый быстрый способ доставки грузов, но он весьма дорогостоящий.

4. Стоимость перевозки . Выбирая вид транспорта по этому признаку, следует учитывать сопутствующие издержки при доставке груза.

5. Стоимость упаковки . Опыт свидетельствует: если упаковка товаров превышает 8% стоимости перевозки, нужно менять вид транспорта. Наиболее дешевая упаковка требуется при воздушных перевозках, а наиболее дорогая - при морских.

6. Стоимость страховки груза . При воздушных перевозках страховка обычно осуществляется на более короткий срок по сравнению с другими видами транспорта (особенно морем), что может дать заметный эффект.

7. Стоимость доставки груза до магистрального транспорта . При воздушных и морских перевозках эти издержки обычно значительны по сравнению с железнодорожным видом транспорта.

8. Наличие грузовых линий и частота отправки грузов на этих линиях .

9. Наличие ограничений , предусмотренных в контрактах купли-продажи, договорах перевозки и других документах.

10. Обычаи и национальное законодательство , регламентирующие работу транспортных и сопряженных предприятий.

Вследствие распространения перевозок грузов укрупненными местами (смешанные и комбинированные перевозки) отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Преимущества этих перевозок определяются преимуществами, вызванными консолидацией грузов и их перевозкой по схеме «от двери до двери» на основе единого документа и одним оператором.

При выборе оптимальной схемы доставки груза используется информация о характеристиках груза, транспортных средств, стоимости перевозки, формальностях и др. На рис.8.2 в качестве иллюстрации показаны основные этапы выбора схемы транспортировки груза.

Основными логистическими принципами , реализуемые на транспорте, являются :

· доставка грузов «от двери до двери»;

· высокая скорость перевозки и минимальное время доставки грузов;

· принцип «just in time» и жесткие сроки доставки грузов;

· интермодальные перевозки транзитных грузов;

· гибкий подход к запросам клиентов;

· стабильный график движения и высокая надежность доставки;

· частые отправки, малые серии и партии грузов, малые склады.

По масштабу сферы деятельности системы транспортной логистики делятся на макро- и микрологистические, а возможность совершения различных логистических операций и функций предопределила разделение на микро- и макрологистику.

Макрологистика – это совокупность логистических систем в ограниченной географически зоне. Например, транспортная политика определенного государства.

На уровне региона макрологистическая система включает в себя предприятия и организации транспортного и обслуживающего характера, участвующие в процессе доставки товара потребителю в различные страны. Это транснациональные корпорации, фирмы, территориально-производственные комплексы, транспортные и промышленные объединения. Развитие макрологистики в транспортном аспекте характерно для стран Европейского союза, где все более увеличиваются объемы интермодальных перевозок, а многие морские порты приобрели черты транспортно-логистических центров. В частности, в Западной Европе уже много лет действует транспортная система “Европлатформс”, включающая целый ряд логистических центров. Эти центры выполняют на современном уровне весь комплекс операций по перевозке, хранению и перевозке грузов, включая складские, транспортно-экспедиторские, таможенные, брокерские, страховые, банковские и другие услуги.

Макрологистика на транспорте решает следующие задачи:

· анализ рынка поставщиков и потребителей;

· выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организации и технологии процесса перевозки;

· определение рациональных направлений грузовых потоков, выбора партнеров, размещения пунктов поставки сырья, материалов и энергоносителей;

· определение границ зоны обслуживания, обеспечивающих выполнение доставки товара «точно в срок»;

· размещение складов, терминалов и логистических центров;

· выбор схемы доставки товаров (транзитный или через склад), организации складских систем с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистика в транспортном аспекте – логистические системы отдельных организаций. Например, на уровне фирмы микрологистическая система создается с позиций перспективных целей, оптимизации основных оперативных процессов предприятия и охватывает сферу деятельности фирмы.

В транспортной логистике предусмотрено расширение предоставляемых транспортных и сервисных услуг за счет более тесной координации и взаимодействия различных видов транспорта, внедрения интермодальных перевозок, транспортных коридоров и транспортно-технологических систем. Транспортная логистика использует такие прогрессивные способы перевозки грузов как пакетные, контейнерные, ролкерные. Логистическая идея сквозной системы обслуживания клиентов “от двери до двери” получила свою реализацию в интермодальных перевозках.

Что касается нашей страны, то одним из важнейших условий скорейшей интеграции транспортного комплекса Украины в европейское транспортное пространство является создание в Украине развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Это предполагает формирование широкой сети специализированных логистических центров на базе транспортных узлов, а именно:

· распределительных;

· перегрузочных;

· торгово-посреднических.

Формирование таких центров должно основываться на концентрации транспортных, экспедиторских, логистических, торговых, промышленных предприятий в наиболее удобном, в отношении взаимосвязей, месте. Они должны выполнять функции связывающего звена между местными и международными перевозками и обеспечивать возможность для согласованной работы и интеграции разных видов транспорта на основе принципов интермодализма. Возможность формирования на территории Украины сети таких логистических центров обусловлена следующим :

· существование в нашей стране исторически сложившейся системы внешнеторговых связей с зарубежными партнерами и базы для дальнейшего развития этих связей;

· выгодное экономико-географическое положение;

3.2. Основные цели и задачи логистики

Логистическая стратегия на предприятии направлена на совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками. В то же время логистическая система предприятия должна быть ориентирована на потребителя.

Исходя из этого главной целью логистики на предприятии является доставка продукции соответствующего количества и качества, точно в срок и при минимальных затратах на снабжение, производство, сбыт и транспортировку, а также на получение, обработку и передачу информации.

Главная цель логистики для ее реализации декомпозируется (дробится) на следующие подцели.

– создание эффективной системы контроля, позволяющей наладить систему учета затрат и объема выполнения логистических операций на предприятии;

– реорганизация организационной структуры предприятия;

– организация логистического менеджмента на предприятии.

Подцели логистики интегрируются по вертикали и по горизонтали. По горизонтали осуществляется координация действий подразделений предприятия по прямым и обратным связям в процессе управления потоками. По вертикали осуществляется согласование действий на всех уровнях управления предприятием.

Практическая реализация подцелей логистики требует решения соответствующих задач, которые по степени значимости делятся на три группы: глобальные, общие и локальные.

Глобальные задачи: моделирование логистической системы предприятия; разработка условий надежности доставки товаров; проектирование цепей поставок.

Общие задачи: разработка системы учета логистических затрат; координация деятельности подразделений предприятия; разработка логистической стратегии предприятия; создание системы мотивации водителей-экспедиторов.

Локальные задачи: выбор логистического посредника; определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; выбор места расположения торговой точки или склада; выбор вида транспортного средства.

Формирование логистической стратегии осуществляется с учетом корпоративной стратегии на предприятии и направлено на повышение надежности и гибкости логистической системы.

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля Целью муниципального финансового контроляявляется выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных

Из книги Экономика предприятия автора

51. Определение, понятие, задачи и функции логистики Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Определение, понятие, задачи и функции логистики Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

1.2. Задачи и функции логистики

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

1.1. Цели и задачи В соответствии с действующим законодательством под государственным долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Цели и задачи Основными целями и задачами организаций, осуществляющих ИТ-поддержку, является, с одной стороны, снижение стоимости обслуживания компьютерных инфрастуруктур и улучшение качества обслуживания; с другой – повышение отдачи от инвестиций в информационные

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Тема 5. Закупочная логистика 5. 1. Цель и задачи закупочной логистики Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых

Из книги автора

3.2. Цели и задачи проекта Цели проекта: создать рентабельное предприятие; получить прибыль в размере 178 000 руб. за два года работы.Задачи проекта: организовать точку розничной торговли качественной продукцией; наработать постоянную клиентскую базу покупателей в

Из книги автора

Маркетинговые цели и задачи Определив назначение плана и основные факторы маркетинговой среды, вы можете переходить к объявлению маркетинговых целей и задач кампании.Маркетинговые задачи формулируются более подробно, чем ваше заявление о цели плана, и обычно

Из книги автора

3.1. Концепция логистики и ее основные положения Концепция логистики (КЛ) – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности предприятия или группы предприятий путем рационализации управления материальными потоками. КЛ реализуется на основе

Понятие Логистики…………………………………………….2

Цели Логистики………………………………………………...2

Задачи Логистики……………………………………………....3

Методы Логистики……………………………………………...4

Понятие логистической системы……………………………...6

Задача……………………………………………………………7

Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления).

Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

· создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

· стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

· достижение высокой системной гибкости;

· постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления, например программных продуктов компании "Парус".

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

· максимальное сокращение времени хранения продукции;

· сокращение времени перевозок;

· рациональное распределение транспортных средств;

· быстрая реакция на требования потребителей;

· оперативная обработка и выдача информации и т. п.

Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих московских организаций налицо - переход на ночную развозку.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:

1. осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;

2. разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

3. многовариантное прогнозирование развития событий и т п;

4. стандартизация требований к качеству логических операций;

5. выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;

6. выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;

7. оптимизация технической и технологической структуры организации и т. п.

К основным методам , применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, относятся следующие.

I. Экспертные оценочные методы

1. Метод сценариев . Он является средством первичного упорядочения логистической проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.

Сценарий – преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого логистического объекта при различных сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Сценарий в развернутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных.

Группа экспертов по логистике составляет план сценария, где намечаются функциональные области логистики, а также факторы внешней среды, учитываемые при постановке и решении логистической проблемы. Различные разделы сценария пишут обычно разные группы экспертов.

2. Метод Дельфи . В отличие от метода сценариев этот метод предполагает предварительное ознакомление экспертов по логистике с ситуацией с помощью какой-либо модели.

Этапы метода Дельфи:

1) нескольким экспертам предлагается один и тот же вопрос;

2) каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов;

3) ответы собираются и статистически усредняются;

4) экспертам, ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки после предъявления средних значений;

5) эксперты разрабатывают обоснования и выносят их на рассмотрение;

6) среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам для выработки окончательного решения.

3. Метод дерева целей . Экспертам по логистике предлагается оценить структуру логистической модели в целом и дать предложения о включении в нее неучтенных связей. Дерево целей представляет собой связной граф, вершины которого интерпретируются как цели логистической системы, а ребра или дуги – как связи между ними. Это основной инструмент увязки целей верхнего уровня логистической организации с конкретными средствами их достижения на нижнем операционном уровне.

В программно-целевом планировании (когда цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ) дерево целей выступает как схема, показывающая разделение общих целей логистического плана на подцели различных уровней.

Представление целей начинается с верхнего уровня логистической организации, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т. е. так, чтобы объединение подцелей полностью определяло исходную цель.

II. Методы, использующие специальные компьютерные программы

Применение компьютерных методов, помогающих специалистам принимать решения, позволяет:

Принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;

Готовить опытных специалистов за относительно короткий промежуток времени;

Сохранять ноу-хау компании, так как персона, пользующаяся данной системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в данных программах;

Использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных и прочих местах.

К недостаткам компьютерных систем следует отнести ограниченную возможность использования «здравого смысла». Логистические процессы включают в себя множество операций с разнообразными грузами. Учесть все их особенности в компьютерной программе невозможно. Поэтому для того, чтобы при складировании не поставить коробку массой 100 кг на коробку массой 5 кг, «здравым смыслом» должен обладать пользователь данной программы.

Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:

1) концепция общих затрат;

2) концепция предотвращения подоптимизации;

3) концепция финансовых обменов.

Четыре условия, выполнение которых необходимо,

чтобы достичь основной цели логистики:

1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

2) определенное договором установленное время;

3) определенное место поставки;

4) минимизация общих затрат.

Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

Виды логистических потоков:

1) информационные и материальные;

2) транспортные и людские;

3) финансовые и энергетические и др.

Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

В зависимости от выполняемых функций и задач логистику можно подразделить на:

1) макрологистику - область применения логистики, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выработки принципа распределения, размещения складских помещений в сфере обслуживания, выбора вида транспорта и транспортных средств, организации транспортировок, выбора маршрута, формирования и выбора движения материального потока, определения пунктов доставки, отгрузки и разгрузки готовой продукции, полуфабрикатов, комплектующих, сырья и материалов;

2) мезологистику - область применения логистики, где осуществляется интеграция нескольких логистических систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;

3) микрологистику - область применения логистических функций, где определяются локальные вопросы в пределах отдельных элементов логистической системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими потоками на внутрифирменном уровне. Микрологистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.



Документы