Этика, ее предмет и структура. Понятие «этика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Мы живем в обществе среди других людей, отличающихся друг от друга мировоззрением и восприятием действительности.

Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Исследованием отношений человека и общества занимается этика – , изучающая ценности и моральные принципы , лежащие в основе поведения людей.

Определение - что это такое

Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос ). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или .

Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей .

Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и .

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства (ваши требования к себе и окружающим — через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Разделы этики

Этические категории

Итак, что изучает этика: объектом являются общество и человек, а предметом – их нравственные ценности. Любая наука имеет свои законы и этика не исключение. Главное ее правило (его называют «золотым») гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:

  1. . Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
  2. Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
  3. Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
  4. Личное достоинство , уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
  5. Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
  6. Свобода ( ?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
  7. Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).


Данная дисциплина имеет два вида ценностей , сквозь которые она изучает свой предмет:

  1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
  2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, привитого значимыми взрослыми.

И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей ().

Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения , учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.

Что такое этикет

Система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

  1. страна;
  2. национальность;
  3. религиозные убеждения и другие.

В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

  1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
  2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
  3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
  4. некрасиво себя хвалить;
  5. младший должен уступать место старшему;
  6. нельзя перебивать собеседника;
  7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
  8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  9. нельзя говорить с набитым ртом;
  10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Нигилист - кто это такой и что такое нигилизм простыми словами Что такое культура - определение, виды культуры и примеры Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое этикет - его функции, виды и правила Что такое добро (его суть) - взаимосвязь добра и зла Что такое мировоззрение - его структура, типы и виды, а также роль мировоззрения в жизни человека

Этика - область философских знаний, наука о морали, что осмысливает, обобщает, систематизирует историю становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновывали природу, суть, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами духовного и материальной жизни людей. Этика как нравственная философия - отрефлексированных теоретическое моральное знание о сущности и предназначении человека, отражающий нравственное сознание во всей ее сложности и противоречивости, конкретно-историческую практику в ее разнообразии и коллизиях.

Понятие этика этимологически происходит от древнего фецького слова "ethos", которое сначала (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местонахождение, совместное жилье. Впоследствии оно приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер. История слова ethos зафиксировала то важное наблюдение, что обычно и характеры людей рождаются в совместной жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель, основываясь значение слова ethos как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos - этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно благотворительности характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и т.д.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель сформировал новый существительное ethics - этика , которая встречается в названиях произведений ("Большая этика", "Никомахова этика", "Евдемова этика»). Так, в IV в. До н. Э. этическая наука получает название, которое имеет до сих пор.

История становления понятия этика повторяется еще раз в римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова "ethos" является слово "mos" (moris), что также означает удачу и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок Древний римский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, сформировал прилагательное moralis (что относится к характера, обычаев), а от него позже появляется понятие " moralitas" - мораль . Итак, по этимологическим содержанием греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе исторического развития человечества понятие "этика" и "мораль" наполняются разным содержанием. Этику начали рассматривать как философскую науку (лучше - практическую философию), которая отвечает на вопрос «как нужно правильно жить?» (Или, в формулировке И. Канта, - "что нужно делать?») и имеет основным предметом изучения морали. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (обычаи общества, нормы поведения, представления о Добре и Зле и т.д.). Однако характеристика этики как науки о морали не является достаточным. ответить на вопрос, что такое этика, это значит и дать толкование самой морали.

Под моралью в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризуется противоположностью добра и зла и обусловливает нормы достижений человеческого поведения. Согласно этому определению мораль представлена двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали: мораль - это система высших ценностей. Вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим еще больше усиливает их положительное значение.

Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, нравственного идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и морально ценным.

В некоторых европейских языках наряду с термином "мораль" возникли и другие, но означающие то же явление. Российским аналогом слова "мораль" есть понятие "нравственность", первоисточником которого стало слово "нрав" (характер или совокупность душевных качеств). В староукраинском языке существовало слово "обичайнисть", а в современной - "нравственность".

В современной литературе, следуя немецкого философа Гегеля, мораль понимается как форма общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми правил, принципов и норм поведения, а нравственность - как воплощение данных правил, принципов и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними.

Итак, история сроков подводит к обобщенному определение: этика - это философская наука о морали (нравственности).

Основные положения концепции Динамической психиатрии:

а) человеку органически свойственна изначально конструктивная агрессия;

б) что человека надо понимать как существо, которое живет в группах и вносит свой вклад в эти группы - человек в любом возрасте принципиально способен изменяться и развиваться, болезнь надо понимать как ограничение, а не как исчезновение способности к развитию, болезнь и симптомы обозначают также призыв о помощи к окружающей больного среде для того, чтобы снова обрести свою способность к развитию;

в) что Я-идентичность человека (тем самым, и его здоровье) всегда включает в себя преследование вышепоставленных целей, имплицируют этику, которая находится в традициях гуманизма.

Психодинамическая гуман-структурологическая терапия руководствуется образом человека социально активного «homo politicus», находящегося во взаимосвязи с другими людьми, с природой, с космосом и обладающего религиозностью в этимологическом смысле re-ligio. (re-creation – воссоздание Я-идентичности*).

Динамическая психиатрия не признает поляризующий образ мышления и его последствия, насилие, и пропагандирует введение групповой динамики в целях гуманизации работы учреждений и политики. Она пытается установить связь с корнями истории и духовности. Терапия всегда обладает духовным аспектом, развитие идентичности и тем самым, выздоровление больного нельзя представить себе без этической цельности терапевта. Как и социальная психиатрия, Динамическая психиатрия определяет себя как гуманистическая наука лечения, содействующая общению людей между собой и, тем самым, миру.

ЭТИКА

Ethics; Ethik) - система моральных установок и требований.

Юнг полагал, что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт, который, возможно, подвергся рефлексии и "суду" его собственных бессознательных суждений, а возможно, и нет. Развитие сознания требует рассмотрения вещей, включая и религиозное созерцание как с общезначимой, так и с личной точки зрения. Согласно Юнгу, это есть область этики.

ЭТИКА

1. Учение о морали как одной из форм общественного сознания - о ее сущности, роли, законах развития. Одна из форм идеологии. 2. Совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

Этика

Представление о приемлемом или правильном поведении при достижении конкретной личной или научной цели. Изучение этики традиционно было скорее отраслью философии, чем науки, но с учетом все возрастающей ответственности научных исследований становится ясно, что нравственность того или иного мероприятия должна рассматриваться наравне с практическими соображениями. В экспериментах с участием людей этика приобретает особенно важное значение. Большинство психологов разделяет релятивистские взгляды на этическую ответственность, полагая, что цель оправдывает средства. Публикация ясных этических принципов (к примеру, в изданиях Британской ассоциации психологов) дает определенные ориентиры и позволяет проводить экспериментальные исследования таким образом, чтобы они не нарушали интересов участников и были морально оправданными с точки зрения экспериментатора. Психолог должен осознавать важность осведомленного согласия и не вводить участников в заблуждение без крайней необходимости. Простого следования правилам не всегда бывает достаточно для этической корректности исследования. С точки зрения многих социопсихологов, ученый-экспериментатор должен нести широкую ответственность в социальном контексте, а не только отвечать за благополучие участников исследования. Использование животных при проведении экспериментов привело к особенно жарким дискуссиям в этой области (см. Эксперименты над животными).

ЭТИКА

Отрасль философии, изучающая то, что считается допустимым в человеческом поведении, что есть хорошо или плохо, правильно или неправильно в человеческом поведении, преследующем какие-то цели и задачи. Имеется тенденция использовать этот термин для обозначения теоретических трактатов, исследований идеала; когда рассматривается фактическое человеческое поведение в социальных и культурных условиях (особенно относительно вопросов создания и усвоения норм этики), многие авторы используют термин мораль и связанные с ним термины. Более подробное обсуждение см. в статье мораль и следующие.

ЭТИКА

Чтение этой работы ясно показывает, что практика гипноза ставит этические проблемы, и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не следует забывать, что многие считают гипноз аморальным и опасным.

Анри Эй (Henri Ey, 1963, предисловие) выдвигает моральную проблему «взлома личности, порабощения пациента через его отношение к хозяину-гипнотизеру». Если подобные выражения теперь, может быть, и вызывают смех, то сама проблема вторжения является подводным камнем, который мы должны научиться обходить. Дикая практика внушения, которой не чужд ни один из видов гипноза, ставит правовые проблемы, даже если она вполне благонамеренна.

Практика гипноза в рамках клиники не дает надежных рецептов. Как отмечает Орн (Опте, 1972), терапевт, использующий гипноз, должен, как и другие врачи, действовать в союзе со здоровыми желаниями и стремлениями пациента, но для неумелого терапевта вполне очевидна опасность объединиться с деструктивными аспектами личности пациента и усилить его деструктивное поведение.

С учетом всего этого становится ясно, что гипноз должен быть достоянием квалифицированных профессионалов: медиков, психологов и некоторых представителей парамедицинской практики в жестких этических рамках той профессии, где они официально признаны. Респектабельные гипнотические общества фиксируют этические принципы в своих уставах.

ЭТИКА

от греч. ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и Э., которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией. «Этика» Спинозы – учение о субстанции и ее модусах. Э. – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной Э. как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее Э. гетерономной, исходящей из каких-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В ХХ в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» Э. долга разработали «материальную» (содержательную) Э. ценностей. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла, морального конфликта, морального выбора.

Этика

греч. ethos – обычай; характер) – 1. философское учение о морали, причинах и условиях возникновения моральных норм, сущности, а также понятийных и императивных ее форм. Предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальной этики – нравственности под углом зрения социальной жизни; индивидуальной этики – моральная жизнь отдельных индивидов; 2. система норм нравственного поведения индивида, социальной группы, например, врачебная этика. Самым поразительным и невольно вызывающим восхищение является то факт, что возникшая, повидимому, еще в дописьменной древности этика врача и по настоящее время является высочайшим достижением человеческого разума, в отличие от бесчисленных вариантов узко-профессиональной корпоративной этики; 3. биомедицинская этика – междисциплинарная область исследований, имеющая своим предметом ценностные аспекты деятельности врачебного сообщества, этические проблемы взаимоотношения врача и пациента, вопросы социальной политики в области здравоохранения, а также трансплантации органов, применения новых технологий деторождения, клонирования, генной инженерии, использования бластомеров (стволовых клеток) в лечебных целях и др.; 4. общекультурные факторы социальной среды.

И право, считалась практическим нравоучением. Выступала в форме афоризмов, что восходило к устным традициям.

Как отдельную дисциплину этику определил Аристотель. Им же был введен и этот термин в таких работах как «Большая этика», «Эвдемова этика» и др. Он определил место нового учения между политикой и психологией, основной целью которого являлось формирование у граждан добродетели. Вместе с этим рассматривались и такие вопросы как , морали и нравственности, справедливость и т.п.

Основными проблемами этики являются:
– проблема добра и зла;
– проблема справедливости;
– проблема смысла жизни;
– проблема должного.

Среди направлений исследований в этике выделяют следующие:
– нормативная этика ( поисками принципов, регулируются поступки и поведение человека, устанавливаются критерии добра и зла);
– метаэтика (занимается изучением значения, а также происхождения различных понятий и категорий этики);
– прикладная этика (занимается изучением применения принципов и идей морали в определенных ситуациях).

Существуют следующие разделы этики:
– агафология (занимается изучением «высшего блага»);
– бизнес-этика;
– биоэтика (нравственность человека касательно природы и );
– компьютерная этика (изучение человека, работающего с компьютером, и его поведения);
– медицинская этика (изучение взаимоотношений и медработников);
– профессиональная этика (исследования оснований профессиональной деятельности);
– социальная этика;
– экологическая этика (изучение нравственности поведения человека в природном мире);
– экономическая этика;
– этика поступка;
– юридическая этика (изучение культуры права).

Видео по теме

Этика представляет собой область науки, имеющую отношение одновременно к философии и культурологии. Зародившись в древности в качестве раздела системы философских знаний, этика развивалась как наука, в центре изучения которой находятся вопросы морали и нравственности, проблемы добра и зла. В наши дни ученые продолжают исследования в этой области, стремясь придать идеям этики современное звучание.

Обычно этику принято с одной из философских наук, центральной проблемой которой является соотношение между и злом, а объектом изучения выступает мораль. Традиционно различается несколько видов этики. Гуманистическая этика в большей степени ориентирована на жизнь и свободу человека. Авторитарная уделяет значительное внимание внешним факторам, влияющим на формирование индивидуального и общественного сознания. Задача этики – установить место морали в сложной системе социальных отношений. Для этого ученые проводят анализ природы морали, исследуют ее внутреннюю структуру. Один из разделов этики возникновение и развитие нравственности на разных этапах существования человеческой цивилизации. Считается, что наиболее существенный вклад в развитие этой науки внес знаменитый ученый древности Аристотель. В своем фундаментальном труде «Этика» древнегреческий мыслитель определил цель этой науки не как простое накопление знаний о морали, а как оценку причин и содержания человеческих поступков. Именно Аристотель выдвинул идею об отдельной науке этике, независимой . Будучи многогранной наукой, этика прошла нелегкий путь становления. За многие века, миновавшие с момента появления на свет «Этики» Аристотеля, кардинально менялись представления о морали и нравственности, добре и зле, долге, и справедливости. Например, в середине XIX века новый подход к проблемам морали – классовый. Основоположники марксистской и их последователи стали связывать нравственность с влиянием материальных факторов, которые, по их мнению, имеют определяющее значение в вопросах морали. Современные исследователи этики обращают пристальное внимание на историю этой науки, типологию этики и формирование этики будущего. В учебных курсах рассматривается эволюция морали на протяжении античного периода, и нового времени. Особое внимание уделяется изначальному возникновению этических представлений, истоки которых кроются в первобытной этике милосердия и справедливости. Понимание тенденций формирования нравственности дает возможность наметить главные направления в развитии этики как науки. Появляются совершенно новые разделы науки: глобальная, экологическая и даже космическая этика. Изучение этики помогает тем, кто только вступает в жизнь, разобраться в хитросплетениях современной морали и даже решить некоторые личные нравственные проблемы, часто связанные с необходимостью морального выбора.


Видео по теме

Источники:

  • «Этика», Аристотель, 2010.
  • «Этика. История этики и критика ее систем», Т. Ахелис, 2011.

Кантовской ""формальной""этике долга разрабатывали ""материальную"" (содержательную) этику ценностей.Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

Значение слова Этика по словарю Ушакова:
ЭТИКА
этики, мн. нет, ж. (от греч. йthos - обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика. Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика. Буржуазная этика. Пролетарская этика.

Определение слова «Этика» по БСЭ:
Этика (греч. ethikб, от ethikуs - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав)
философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
В восточной и античной мысли Э. была вначале слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Афористическая форма таких нравоучений восходила к устной традиции, закреплявшей уже в позднеродовом обществе практически полезное для социального целого (общины, племени) в поведении отдельного индивида. Положения Э. выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в том числе человека, что было связано с космологическим характером восточной и античной философии. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении
«вечного закона природы» «человеческим установлениям» (Лао-цзы в Древнем Китае, Гесиод в Древней Греции и др.). Даже обращение к духовному миру личности (Будда, Сократ) приводило не к выделению Э. в самостоятельную теорию, а к нравственному осмыслению философского мироучения в целом.
В особую дисциплину Э. была выделена Аристотелем (ввёл и самый термин - в название работ «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»), который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Хотя центральной частью Э. у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие т. н.
«вечные вопросы» Э.: о природе и морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.
От стоиков (см. Стоицизм) идёт традиционное разделение философии на три области - логику, физику (в т. ч. метафизику) и Э. Оно проходит через средние века и принимается философией Возрождения и 17 в. Это разделение принимается и И. Кантом, который лишь обосновывает его как разграничение учений о методе, природе и свободе (нравственности). Однако вплоть до нового времени Э. часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т. е. совпадала с философской антропологией (например, у французских просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией (у Ж. Б. Робине, Б. Спинозы, главный труд которого - «Этика» - это учение о субстанции и её модусах).
Такое расширение предмета Э. вытекало из трактовки её задач: Э. была призвана научить человека правильной жизни, исходя из его же собственной (естественной или божественной) природы. Поэтому Э. совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). Т. о., докантовская Э. неосознанно исходила из тезиса о единстве сущего и должного.
Кант подверг критике совмещение в Э. натуралистических и нравственных аспектов. По Канту, Э. - наука лишь о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, она должна искать свои основания не в сущем, природе или общественном бытии человека, а в чистых внеэмпирических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет Э. (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и общественной обусловленности морали. Вместе с тем
«практическая философия» (каковой Кант считал Э.) оказалась неспособной решать вопрос о практической возможности осуществления обосновываемых ею принципов в реальной истории. Кантовское переосмысление предмета Э. получило широкое распространение в буржуазной Э. 20 в., причём если позитивисты исключают нормативную Э. из сферы научно-философского исследования, то этики-иррационалисты отрицают её возможность в качестве общей теории, относя решение нравственных проблем к прерогативам личного морального сознания, действующего в рамках неповторимой жизненной ситуации.
Марксистская Э. выделяет свой предмет принципиально иным способом, отвергая противопоставление «чисто теоретического» и «практического», поскольку всякое знание есть лишь предметно-практической деятельности человека по освоению мира. Марксистское понимание Э. является многосторонним, включает нормативно-нравственные, исторические, логико-познавательные, социологические и психологические аспекты в качестве органичных моментов единого целого. Предмет марксистской Э. включает философский анализ природы, сущности, структуры и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы (в составе нормативной Э. разрабатываются проблемы профессиональной Э.), историю нравственного воспитания.
Главной проблемой Э. всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В зависимости от того, в чём усматривалось основание морали, все имеющиеся в истории Э. учения можно отнести к двум типам. Первый включает теории, выводящие нравственные требования из наличной действительности человеческого бытия -
«природы человека», естественных потребностей или стремлений людей, прирождённых им чувств или каких-либо фактов их жизни, рассматриваемых как самоочевидное внеисторическое основание морали. Теории этого типа обычно тяготеют к биоантропологическому детерминизму; содержат в себе элементы материализма (древнегреческие материалисты, Аристотель, Спиноза, Гоббс, французские материалисты 18 в., Утилитаризм, Л. Фейербах, русские революционные демократы), но часто в них преобладают тенденции субъективного идеализма (английская школа нравственного чувства 17-18 вв., Дж. Батлер; в современной буржуазной Э. - Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Э. Вестермарк, Э. Дюркгейм, В. Парето, У. Самнер и др.). В теориях другого типа основанием морали считается некоторое безусловное и внеисторическое начало, внешнее бытию человека. Это начало может пониматься натуралистически
(«закон природы» стоиков, закон «космической телеологии», эволюции органической жизни) или же идеалистически: «высшее благо» (Платон), абсолютная идея (Г. божественный закон (томизм и неотомизм), априорный моральный закон (Кант), простые и самоочевидные идеи или отношения, не зависящие от природы мироздания (Кембриджские платоники). В истории Э. следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет - божественный или личный.
В современной буржуазной Э. проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. В Интуитивизме основные моральные понятия считаются не связанными с природой всего сущего, а потому самоочевидными, недоказуемыми и неопровержимыми. Сторонники Неопозитивизма, противопоставляя
«факты» и «ценности», приходят к выводу о невозможности научного обоснования моральных суждений. Представители Экзистенциализма считают, что сущность человека не имеет общих определений и поэтому не может дать основания для формулирования каких-либо конкретных нравственных принципов. Правда, в так называемой натуралистической Э. 1950-60-х гг. (Э. Эдел, Р. Брандт - США, и др.), выступающей против иррационализма и формализма в Э., основания морали выводятся из потребностей общественной жизни, данных антропологии, этнографии, социологических исследований.
Вопрос о природе морали в истории этической мысли иногда приобретал и другой вид: является ли нравственная деятельность по своей сущности целесообразной, служащей осуществлению каких-либо практических целей и достижению конкретных результатов, или же она целиком внецелесообразна, представляет собой лишь исполнение закона, требований некоторого абсолютного долженствования, предшествующего всякой потребности и цели. Эта же альтернатива облекалась в форму вопроса о соотношении в морали понятий внеморального блага и морально должного: либо требования долга основаны на том благе, которое может быть достигнуто (этой точки зрения придерживалось подавляющее большинство этиков), либо, наоборот, само понятие блага следует определять и обосновывать посредством должного (Кант, английские философы Ч. Брод, Э. Юинг).
Первое решение обычно приводило к концепции так называемой консеквенциальной Э. (лат. consequentia - последствия), согласно которой моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практических результатов, к каким они приводят (Гедонизм, Эвдемонизм, утилитаризм и др.). Такое решение упрощало нравственную проблему: оказывались неважными мотивы поступка и следование общему принципу. Противники консеквенциальной Э. доказывали, что в морали важен в первую очередь мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия (Кант); намерение, стремление, приложенные усилия, а не их результат, который не всегда зависит от человека (Д. Росс, Э. Кэррит, Великобритания); важно не содержание действия, а то, в каком отношении к нему стоит его субъект (то, что выбор совершен свободно, - Ж. П. Сартр; что человек критически относится к самым моральным своим действиям и побуждениям, каковы бы они ни были, - К. Барт, Э. Бруннер).
Наконец, вопрос о природе морали в истории Э. часто выступал в виде вопроса о характере самой нравственной деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека. От древности до наших дней в Э. прослеживаются две противоположные традиции: гедонистически-эвдемонистическая и ригористическая. В первой проблема основания морали сливается с вопросом о путях реализации нравственных требований. Так как мораль выводится из
«естественной» природы человека и его жизненных запросов, то предполагается, что люди в конечном счёте сами заинтересованы в осуществлении её требований. Эта традиция достигла своего апогея в концепции «разумного эгоизма». Однако в истории классово антагонистического общества требования морали часто вступали в острое противоречие с устремлениями индивида. В нравственном сознании это отразилось в виде мысли об извечном конфликте между склонностью и долгом, практическим расчётом и возвышенным мотивом, а в Э. послужило основой для второй традиции, в русле которой находятся этические концепции стоицизма, кантианства, христианства, восточных религий. Представители этой традиции считают невозможным исходить из
«природы» человека и истолковывают мораль как нечто изначально-противоположное практическим интересам и естественным склонностям людей. Из этого противопоставления вытекало аскетическое понимание моральной деятельности как сурового подвижничества и подавления человеком своих естественных побуждений, с этим же была связана и пессимистическая оценка нравственной дееспособности человека. Идеи невыводимости морального начала из бытия человека, о невозможности найти основание морали в сфере сущего вылились в философско-теоретическом плане в концепцию автономной этики, которая в буржуазной Э. 20 в. выразилась в отрицании социально-целесообразного характера нравственной деятельности (экзистенциализм, протестантская неортодоксия и др.). Особую трудность для немарксистской Э. представляет проблема соотношения общечеловеческого и конкретно-исторического в морали: конкретное содержание нравственных требований либо понимается как вечное и универсальное (этический абсолютизм), либо в нём усматривается нечто лишь частное, относительное, преходящее (этический релятивизм).
Опираясь на предшествующую историю развития этической мысли, марксистская Э. возводит на новую ступень традиции материализма и гуманизма в Э. в силу органического соединения объективного изучения законов истории с признанием действительных интересов и вытекающих жизненных прав человека. Основание морали - нравственных идей, целей и устремлений - марксистская Э. усматривает в конечном итоге в объективных законах поступательного развития человечества. Благодаря социально-историческому подходу к анализу морали, марксистская Э. преодолевает антитезу этического релятивизма и абсолютизма. Та или иная классовая мораль выражает положение различных социальных групп в процессе общественного производства культуры и её исторического развития и в конечном счёте так или иначе отражает и объективные законы истории. При этом, если общественная позиция данного класса исторически прогрессивна и, особенно, если это позиция трудящихся масс, испытывающих на себе гнёт эксплуатации, неравенства, насилия, а потому объективно заинтересованных в установлении более гуманных, равноправных и свободных отношений, то данная мораль, оставаясь классовой, вносит вклад в нравственный прогресс общества в целом, формирует элементы общечеловеческой нравственности. Особенно это относится к революционной морали рабочего класса, который,
«... исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 425), впервые ставит цель уничтожения классов вообще и тем самым утверждения действительно общечеловеческой нравственности. Таким образом, конкретно-исторический подход марксистской Э. к явлениям морали только и позволяет понять соотношение частных, классовых точек зрения в морали с едиными законами поступательного развития нравственности, выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.
В решении вопросов морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознаёт общие моральные принципы и идеалы общества (или революционного движения) и отражённую в них историческую необходимость. Объективность нравственного основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. встаёт проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали ещё не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции».
Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.
Это определяет и постановку вопроса о нравственном критерии в марксистской Э. Законы исторического развития обусловливают содержание нравственных идей лишь в самом общем виде, не предопределяя их специфической формы. Поскольку всякая конкретно-целесообразная общественная деятельность предписывается и оценивается моралью с точки зрения исполнения единого для всех людей и множества частных ситуаций закона - нормы, принципа, идеала, которые выступают как собственно моральные критерии, это означает, что экономические, политические, идеологические и другие конкретные задачи не только не предопределяют решения каждой отдельной нравственной проблемы, но, напротив, способы и методы осуществления этих задач оцениваются моралью с точки зрения критериев добра, справедливости, гуманности, честности и т. д.
Относительная самостоятельность этих критериев вовсе не в том, что они происходят из какого-либо другого источника, чем конкретные общественные потребности, а в том, что они отражают эти потребности в наиболее универсальном виде и имеют в виду не просто достижение некоторых особых целей, а разносторонние потребности общественной жизни на данной ступени её культурного развития. Поэтому моралью иногда воспрещаются и осуждаются действия, которые могут представляться наиболее эффективными и целесообразными с точки зрения текущего момента, частных задач того или иного конкретного дела.
Встречаясь с этим противоречием, этики-немарксисты обычно либо склоняются к прагматически-утилитарной трактовке нравственных критериев, либо усматривают извечный конфликт между требованиями морали и целесообразности, нравственности и политики (экономики). В действительности же это противоречие не имеет абсолютного характера, а само является выражением определенных социально-исторических противоречий. В ходе прогресса общества и особенно революционных преобразований каждый раз обнаруживалось, что требования общественной целесообразности, рассматриваемые с точки зрения общих перспектив поступательного развития общества, в конечном итоге совпадают с критериями справедливости, свободы, гуманности, коль скоро нравственное сознание масс выражает их в перспективно-исторической, а потому наиболее универсальной форме.
Утилитарный, конъюнктурный подход к решению конкретных задач не только противоречит требованиям коммунистической нравственности, но и является политически недальновидным, нецелесообразным с точки зрения более широких и отдалённых общественных целей и последствий. Понимание нерасторжимого единства общесоциального и морального позволяет марксистской Э. впервые рационально разрешить противоречие между моралью и политикой, между целями и средствами, практическими нуждами и нравственными требованиями, общественной необходимостью и критериями гуманности, между общим моральным принципом и частной целесообразностью. Марксистской Э. равно чужды как дух утилитаризма, так и точка зрения абсолютного морализирования, претендующая на
«высший» нравственный суд над объективной необходимостью законов истории.
Марксистская Э. разрешает и традиционную альтернативу мотива и деяния в оценке нравственной деятельности. Моральный поступок человека всегда должен оцениваться как целостный акт, как единство цели и её осуществления, помысла и свершения. Но это возможно только в том случае, если поступок рассматривается как частный момент всей общественной деятельности человека. Если



Документы