«Здесь нельзя говорить нет». Исповедь стюардессы бизнес-авиации. июля - всемирный день бортпроводника. Обучение на стюардессу: где учиться

На сегодняшний день авиатранспорт занимает бесспорную лидирующую позицию среди всех видов транспорта дальнего следования. И в ближайшем будущем, судя по всему, авиасообщение будет пользоваться еще большей популярностью среди путешественников. Отсюда можно сделать вывод, что авиатранспортные компании будут постоянно нуждаться в новых сотрудниках, в том числе и в бортпроводниках.

На сегодняшний день авиатранспорт занимает бесспорную лидирующую позицию среди всех видов транспорта дальнего следования. И в ближайшем будущем, судя по всему, авиасообщение будет пользоваться еще большей популярностью среди путешественников. Отсюда можно сделать вывод, что авиатранспортные компании будут постоянно нуждаться в новых сотрудниках, в том числе и в бортпроводниках .

Сразу отметим, несмотря на то, что работа бортпроводника окутана ореолом романтики и невероятных приключений, это одна из тех профессий, где за "красивым фасадом" скрывается тяжелый труд, который по силам только сильным и волевым личностям. В чем, собственно, Вы сможете убедиться и сами после прочтения этой статьи.

Кто такой бортпроводник?


Бортпроводник (стюард, ) – рядовой член экипажа воздушного или водного судна, отвечающий за безопасность пассажиров, а также обеспечивающий им комфортные условия во время путешествия на борту судна.

Название профессии бортпроводника появилось относительно недавно. До 1998 года официальное название профессии стюард звучало как Flight Attendant (летный помощник). Однако в сентябре 1998 года было принято решение о том, что необходимо повысить статус стюардов, а потому старое название заменили на Cabin Crew (экипаж салона лайнера). Соответственно изменилось и общепринятое название этой профессии – сегодня вместо стюардов в полете нас сопровождают бортпроводники.

В состав экипажа самолета стюард впервые вошел в 1928 году. До этого обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. В 1930 году с целью рекламы пассажирских перевозок, возникла идея набирать на работу по обслуживанию пассажиров молодых и привлекательных девушек, которых стали называть Sky Girls (небесные девушки). И первой стюардессой стала Эллен Черч, которая 15 мая 1930 года начала работать в компании United Airlines.

За более чем 85-ти летнюю историю развития этой профессии, изменились не только требования к бортпроводникам, но и их обязанности. Современный бортпроводник это не столько обслуживающий персонал, сколько друг и помощник каждого пассажира. В его обязанности входит: осмотр воздушного судна, встреча пассажиров и оказание помощи по их размещению, прием и размещение багажа, обеспечение безопасности пассажиров (в том числе, контроль за самочувствием/поведением каждого пассажира и оказание первой медицинской помощи в случае необходимости), организация питания, создание приятного и комфортного времяпрепровождения на борту лайнера, оформление полетной документации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать бортпроводник?


Поскольку бортпроводники являются своего рода "лицом" авиакомпании, к ним выдвигаются особые требования в плане внешнего вида. Претендент должен иметь приятную внешность без видимых изъянов (пропорциональные черты лица, отсутствие родимых пятен и родинок, правильный прикус и т.д.), и обладать ростом в пределах 160-175 сантиметров (для девушек) и 170-190 сантиметров (для молодых людей). Кроме того, бортпроводник должен быть:

  • коммуникабельным;
  • опрятным;
  • стрессоустойчивым;
  • физически выносливым;
  • вежливым;
  • душевным;
  • начитанным;
  • толерантным;
  • дипломатичным.

Еще одним из основных требований, выдвигаемых к бортпроводникам, является знание основ психологии и культуры разных стран, превосходное владение, как минимум, родным языком (но чаще всего требуется знание не только родного, но и какого-либо иностранного языка), а также безупречное состояние здоровья.

Преимущества профессии бортпроводника

Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии бортпроводника было, есть и будет возможность много (и, что самое главное, бесплатно) путешествовать. Кроме того, опытные стюардессы среди преимуществ своей профессии называю:

  • шопинг за границей – возможность приобрести косметику и одежду за более чем доступную цену;
  • скидки на авиабилеты и отели – позволяют комфортно и дешево отдыхать во время отпуска;
  • широкий круг общения – во время полета можно не только найти хорошего и интересного собеседника, но и обрасти полезными связями;
  • высокие заработки – в среднем заработная платы начинающей стюардессы стартует от 30 тысяч рублей;
  • ранняя пенсия – бортпроводницы уходят на пенсию в 45 лет, а бортпроводники – в 50 лет.

Недостатки профессии бортпроводника

Казалось бы, о такой профессии можно только мечтать. Но почему же тогда во всех авиакомпаниях наблюдается такая большая текучесть кадров? Все дело в недостатках и издержках профессии бортпроводника, которых, кстати, немало. В частности, среди основных недостатков этой профессии можно выделить:

  • неблагоприятные для здоровья условия труда – профессиональной болезнью бортпроводников является варикозное расширение вен. Также стюарды постоянно подвергаются облучению, а у девушек повышается риск развития бесплодия;
  • ненормированный график работы – это и ночные перелеты, и работа в праздничные дни, и неожиданные вызовы на работу;
  • проблемы в личной жизни – специалисты подсчитали, что в среднем бортпроводник проводит дома порядка 7 дней в месяц (о какой уж тут личной жизни вообще можно говорить);
  • практически никаких перспектив для карьерного роста – максимум, на что могут рассчитывать бортпроводники, это повышение квалификации с третьего до первого класса.

Где можно получить профессию бортпроводника?


Официально для того чтобы стать бортпроводником высшего образования не требуется. Получить профессиональные навыки можно на специальных курсах бортпроводников, которые открыты на базе авиакомпаний и аэропортов. При этом пройти обучение можно как на бесплатной, так и на платной основе.

В первом случае, необходимо записаться на курсы той авиакомпании, в который Вы хотите работать. Правда здесь имеется один нюанс, после окончания обучения Вам придется, как минимум, три года отработать в этой авиакомпании. Если по какой-то причине Вы захотите прервать трудовые отношения раньше, то Вам предстоит возместить авиакомпании стоимость Вашего обучения.

Во втором случае, Вы можете самостоятельно оплатить свое обучение и поступить на любые курсы. Например, можно выбрать "Школу бортпроводника " при или курсы бортпроводников на базе кадрового агентства "Авиаперсонал".

Однако такие курсы Вам подойдут только в том случае, если Вы хотите работать на российских авиалиниях. В том случае, если Вы мечтаете о международных рейсах, без высшего образования все-таки не обойтись. В принципе подойдет любое высшее образование (но охотнее всего берут бортпроводников с медицинским, психологическим, или лингвистическим образованием). Если Вы планируете получить свое первое высшее образование, то можно выбрать приближенную к профессии бортпроводника профильную специальность "Сервис" или "Сервис транспортных средств". По этим направлениям обучают такие ВУЗы, как:

  • – факультет "Авиационная техника", специальность "Сервис транспортных средств";
  • – специальность "Сервис", специализация "Сервис на транспорте";
  • – направление "Сервис на транспорте";
  • - направление "Сервис на транспорте";
  • – Институт экономики и управления, направление подготовки "Сервис" или "Туризм".

12 июля бортпроводники гражданской авиации отмечают свой профессиональный праздник. «Летные» профессии – от стюардессы до пилота – традиционно считаются одними из самых романтичных, но при этом связаны с ежедневным риском, а также тяжелыми физическими и психологическими нагрузками. Специально ко Всемирному дню бортпроводника мы собрали распространенные мифы об этой профессии, которые опытные стюарды и стюардессы смело опровергают.

Миф №1. Быть стюардессой легко

Многие пассажиры ошибочно считают, что в работе бортпроводника нет ничего сложного. Разносишь еду, повторяешь заученную инструкцию, владеешь иностранным языком на уровне: «Вам курицу или рыбу?». Но на высоте 10 тысяч метров организм даже полностью здорового человека подвергается сильнейшему стрессу.

В среднем смены стюардов и стюардесс длятся по 15-20 часов в сутки, они работают без перестройки на разные часовые пояса и почти все время проводят на ногах. Варикоз, болезни суставов, перепады давления, хронические легочные заболевания, отиты и бессонница становятся обычными спутниками бортпроводников уже в первые месяцы работы. Именно поэтому отпуск членов экипажа составляет не менее 70 дней в году.

Кроме физических нагрузок, есть и нагрузки психологические. Не случайно будущие бортпроводники на ранних стадиях обучения проходят специальные тесты на проверку устойчивости нервной системы. Вот как описывает свою работу бортпроводник Майя в своем Instagram-блоге:

«Я знала сразу, что так будет. Что дисциплина не позволит ехать с работы с распущенными волосами. Что пассажиры смогут довести до слез. Что бригады могут быть не сахар. Что задержки рейсов будут морально выводить из себя. Что после 12-часового рейса ты поедешь не спать, а делать дела с чемоданом наперевес, так как другого времени просто не будет. Что к третьему году полетов я начну переспрашивать собеседника, потому что просто не смогу его услышать с первого раза».

Миф №2. Стюардесс отбирают по внешности

Это не правда. Будущие проводники действительно проходят несколько личных собеседований перед тем, как «выйти в небо» и получить разрешение на первый полет, но внешность тут играет далеко не главную роль. Важнее – теоретическая подготовка, практические умения, владение английским и соответствие медицинским требованиям.

По словам стюардессы авиакомпании Emirates Дарьи , в авиации существуют строгие каноны внешнего вида как для женщин, так и для мужчин, поэтому иногда пассажирам кажется, что все бортпроводники в самолете - «на одно лицо».

Обязательные элементы женского макияжа: тональная основа, тушь, подводка, тени, румяна, помада. Оттенки теней должны быть в коричневой или кремовой гамме, а вот помада – только красного или вишневого, никаких коричневатых, розоватых и оранжевых оттенков.

Кроме того, по правилам некоторых авиакомпаний, стюардессы обязательно должны носить часы на случай отказа электронной аппаратуры. Кольца или серьги – по желанию и только из золота, серебра или платины, цепочки, браслеты и броши строго запрещены, также как татуировки и пирсинг на видных местах.

Маникюр для сотрудниц авиакомпаний – обязательный элемент. В правилах каждой авиакомпании даже отдельно прописывается их допустимая длина и цвет: красный, бежевый или французский маникюр.

Девушкам разрешено носить короткие стрижки, в том числе карэ, при условии, что волосы не касаются воротничка, в остальных случаях обязательно делать прическу – пучок с поролоновой подкладкой (донатом) и сеточкой для волос. Цвет волос также обязательно должен быть натуральным: запрещены мелирование, темные корни и даже окрашивание в стиле омбре.

Миф №3. Бортпроводников кормят едой из бизнес-класса

«Бонусы» продуктами – негласная практика, которая существует на всех авиакомпаниях. Но взять с собой после смены проводники могут еду только из того класса, который они обслуживали на рейсах – шоколадки, чипсы и орешки из экономического и полноценные обеды из бизнес-класса.

При этом многие бортпроводники относятся к такому продуктовому бонусу скептически.

«Съесть раз в месяц блюдо из меню в самолете – это одно, а вот чуть ли не каждый день – это совсем другое. У всех авиакомпаний свои варианты меню, которые обновляются в лучшем случае раз в полгода-год, так что после пары месяцев полетов многие проводники начинают брать на борт свои контейнеры с привычной едой», – рассказывает стюард азиатской авиакомпании Игорь Анисимов.

Миф №4. Чтобы стать стюардом, не нужно много учиться

Конечно, стать бортпроводником можно гораздо быстрее, чем врачом, педагогом или юристом. Но все же за отведенные на учебу полгода будущие члены экипажа должны пройти и усвоить большой объем информации.

По словам стюардессы и блогера Алены Писаревой, сначала будущему проводнику нужно пройти собеседование в выбранной авиакомпании, затем врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) и только потом начинается обучение длительностью от 2 до 3,5 месяцев. После курса и до выхода на первый рейс нужно налетать как минимум 35 стажерских часов.

Учат будущих членов экипажа следующим аспектам: аварийно-спасательно подготовке, водной аварийно-спасательной подготовке, английскому, сервису и медицинским аспектам. Последнее стюарды проходят настолько подробно, что по окончании курса сотрудники должны уметь самостоятельно принять роды на борту.

Кстати, здоровье будущего бортпроводника оценивают очень строго. Чтобы получить заветную печать «годен», стюардам приходится сдать множество анализов на генетические и инфекционные заболевания, пройти нарколога, психиатра, окулиста, специализированных врачей. После допуска проходить медкомиссию приходится каждые полгода.

Миф №5. Все стюардессы хотят выйти замуж за пилота

Единственный миф, который нам не удалось окончательно подтвердить или опровергнуть, касается романтической стороны профессии бортпроводника. По словам пилота Boeing 737-800 , пилоты и стюардессы нередко влюбляются друг в друга, потому что по несколько суток подряд работают бок о бок в сложных условиях.

«Две моих бывших жены были бортпроводницами, и мой случай не редкость. В среде пилотов известна забавная статистика, когда на одной из авиалиний за первый год полетов в Сочи в декрет ушли 18 стюардесс», – отметил пилот.

Девушки-стюардессы, наоборот, считают, что романтический образ «небесной феи» в XXI веке устарел. «Думаю, что это пережиток романтической эпохи 70-х, которую описывают в американском кино. В реальности же на крупнейших авиалиниях Европы, например в Lufthansa или British Airways, больше половины сотрудниц - замужние, женщины старше 45 лет, мамы с детьми, которые активно борются со стереотипами о «доступных» девушках-стюардессах», – отметила бортпроводник Валентина Катаева.

Как бы то ни было, но романтическая статистика по таким случаям внушительная. Например, именно на борту самолета российская стюардесса Ирина Маландина познакомилась с будущим мужем Романом Абрамовичем, стюардесса Грейс Хайтауэр закрутила роман с актером Робертом Де Ниро, а стюардесса из Голландии Аннита ван Лерсел стала девушкой премьер-министра Австралии Пола Китинга после одного из долгих рейсов.

Из-за бесспорной лидирующей позиции авиатранспорта среди всех существующих видов транспорта дальнего следования, профессия бортпроводника является одной из самых востребованных. О том, что в чем заключается эта работа, и где пройти обучение на стюардессу (бортпроводника), мы и расскажем в этой статье.

Бортпроводник (стюардесса, стюард) - рядовой член экипажа воздушного судна, отвечающий за безопасность и комфортное пребывание пассажиров на борту самолета.

Сложно ли учиться?

Как показывает практика, для получения профессии бортпроводника высшее образование не является обязательным условием. Для того чтобы получить профессиональные навыки достаточно пройти специальные курсы бортпроводников, открытые на базе аэропортов и авиакомпаний. При этом обучиться на бортпроводника можно как на коммерческой, так и на бесплатной основе.

Для бесплатного получения профессии необходимо записаться на курсы авиакомпании, а по окончании обучения - отработать как минимум три года в данной организации. В случае разрыва трудовых отношений раньше срока стюарду придется возместить авиакомпании стоимость пройденного обучения.

Также возможно обучение на платной основе - для этого необходимо записаться на курсы и самостоятельно оплатить обучение.

Как правило, продолжительность курсов составляет около трех месяцев.

Первая часть уделяется практике, где курсанты в режиме практически реальных условий обучаются оказывать первую помощь пассажирам, в том числе в случае крушения судна. Кроме того, в программу курса входит обучение обязанностям, которые бортпроводники должны выполнять на борту судна.

Вторая часть курса носит теоретический характер, в ходе которой будущие стюарды изучают типы и строение самолетов, а также учатся налаживать контакт с пассажирами.

В целом, программа обучения состоит из 6 основных тематических курсов:

  • аварийно-спасательный комплекс работ;
  • водная подготовка;
  • визаж;
  • экспресс-подготовка английского языка;
  • медицинская помощь;
  • сервис.

Важно понимать, что данный тип обучения подойдет только для последующей работы на отечественных авиалиниях. Для работы на международных рейсах требуется наличие высшего образования. Наиболее востребованы бортпроводники с лингвистическим, психологическим или медицинским образованием.

Плюсы и минусы профессии

Профессия бортпроводника обладает рядом преимуществ, среди которых;

  • возможность много и бесплатно путешествовать;
  • шопинг за рубежом;
  • скидки на отели и авиабилеты;
  • широкий круг общения;
  • высокий уровень заработной платы;
  • ранний пенсионный возраст (45 лет - для женщин, 50 - для мужчин).

В то же время работа стюардом не лишена недостатков, в том числе таких как:

  • неблагоприятные для здоровья условия работы (профессиональное заболевание бортпроводников - варикозное расширение вен);
  • ненормированный график труда;
  • постоянная смена климата;
  • минимальные перспективы карьерного роста.

Задачи и обязанности

Основные обязанности бортпроводника заключаются в:

  • разъяснении пассажирам правил поведения и безопасности во время перелета;
  • разъяснении правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • поддержании порядка и чистоты на борту транспортного средства;
  • участии в организационных и развлекательных мероприятиях для пассажиров.

В некоторых случаях (при работе на особо крупных судах) в обязанности бортпроводника входит обслуживание капитана и старших офицеров.

Чем занимается стюардесса?

Основными заботами стюарда являются: обеспечение безопасности и обслуживание пассажиров.

Как показывает практика, работа бортпроводника начинается за несколько часов до полета. В их обязанности входит проверка наличия и исправности аварийно-спасательного оборудования, проверка самолета на наличие подозрительных веществ, а также получение материалов, необходимых для обслуживания пассажиров (бортовое питание, салфетки, полотенца и тому подобное).

Кроме того, бортпроводники руководят посадкой пассажиров, занимаются загрузкой багажного отсека, а также проверяют, правильно ли пристегнуты ремни безопасности.

Во время полета стюарды обслуживают пассажиров - приносят им питание и напитки, при необходимости оказывают первую помощь. Кроме того, бортпроводник нередко выполняет роль психолога, так как у многих пассажиров обнаруживается боязнь перелетов.

После посадки самолета стюарды провожают пассажиров, после чего внимательно осматривают салон на предмет оставленных вещей.

Сколько зарабатывает стюардесса?

Как показывает практика, карьера бортпроводника начинается с 30 тысяч рублей в месяц, а впоследствии оплата труда может быть поднята до 90 тысяч рублей.

Важно: Международные рейсы оплачиваются выше.

Таким образом, средняя заработная плата бортпроводника составляет около 60 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, многие авиакомпании предоставляют своим сотрудникам различные бонусы - скидки на услуги фирмы, оплата детского сада для детей и предоставление медицинской страховки.

Как стать стюардессой?

Для того чтобы стать стюардом, необходимо получить соответствующее образование - пройти специализированные курсы на базе средне-специального или высшего образования.

К собственным сотрудникам авиакомпании предъявляют следующие требования:

  • свободное владение иностранными языками, в том числе английским;
  • умение налаживать контакт с клиентами любого уровня;
  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • отсутствие дефектов кожи, в том числе шрамов и татуировок на открытых участках.

Наличие документа воинского учета также является обязательным требованием для военнообязанных лиц.

Умение плавать является преимуществом при отборе будущих сотрудников.

Из-за специфики работы бортпроводник должен обладать такими личностными качествами, как:

  • коммуникабельность;
  • опрятность;
  • стрессоустойчивость;
  • выносливость;
  • вежливость;
  • доброжелательность;
  • толерантность;
  • дипломатичность.

Обучение на стюардессу: где учиться?

Куда пойти?

Для получения профессии стюарда необходимо окончить, как минимум, курсы специальной подготовки. Обучение бортпроводников предоставляют аэропорты и авиакомпании.

Для работы на международных перелетах дополнительно к курсам необходимо любое высшее образование, в идеале - психологическое, медицинское или лингвистическое. В связи с этим для получения работы стюарда подойдет практически любое высшее учебное заведение.

Что сдавать?

При поступлении на обучение будущим бортпроводникам необходимо пройти собеседование и тестирование по английскому языку.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация в соответствии с программой.

Обучение в Москве

Обучение стюардов и стюардесс в Москве проводит сразу несколько авиакомпаний, среди которых:

  • Учебно-тренировочный центр «Внуково»:
    • стоимость обучения: 48 тысяч рублей;
    • требования:
      • возраст от 19 до 25 лет;
      • гражданство РФ;
      • регистрация в Москве или области;
      • наличие как минимум среднего общего образование;
      • прохождение медкомиссии ВЛЭК.
    • курс направлен на подготовку стюардов для работы на внутренних и международных рейсах на разных типах самолетов, в том числе ИЛ, ТУ и Эмбраер;
  • Учебный центр авиакомпании «Сибирь»:
    • стоимость обучения: 45 тысяч рублей (при трудоустройстве в данной авиакомпании обучение бесплатно, выплачивается стипендия)
    • продолжительность обучения: 3 месяца;
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • наличие как минимум законченного среднего образования;
      • наличие справки о прохождении ВЛЭК.
    • Курс направлен на подготовку бортпроводников к самолетам ИЛ, ТУ, Боинг и Эмбраер;
    • обучение проходит на симуляторах самолетов
    • выпускники получают свидетельство бортпроводника-стажера,
    • помощь в трудоустройстве центр не оказывает.

Курсы стюардесс «Аэрофлот»

В Авиационной школе «Аэрофлот» обучение проводников проходит на следующих условиях:

  • стоимость обучения: 45 тысяч рублей (при трудоустройстве в данной авиакомпании стоимость обучения частично вычитается из заработной платы);
  • продолжительность обучения: 1,5 месяца;
  • требования:
    • возраст от 18 до 25 лет;
    • гражданство РФ или РБ;
    • высшее или средне-специальное образование;
    • грамотная речь;
    • владение иностранным языком.
  • обучение проходит в виде теории в классах и практики на воздушном судне;
  • в программу обучения входят:
    • основы воздушно-правовой подготовки;
    • основы конструкции и эксплуатации бытового оборудования воздушного судна;
    • медицинское обслуживание пассажиров;
    • обеспечение авиационной безопасности;
    • особенности выполнения полетов на внутренних и международных рейсах;
    • организация перевозок на воздушном судне.
  • выпускники получают пакет подтверждающих обучение документов.

Курсы с трудоустройством

Пройти обучение с последующим трудоустройством можно в таких учебных центрах, как:

  • Авиационный учебный центр «Трансаэро»:
    • стоимость обучения: за счет авиакомпании, выплачивается стипендия;
    • продолжительность обучения: три месяца;
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • образование не ниже среднего профессионального;
      • наличие загранпаспорта;
      • знание английского на разговорном уровне;
      • умение плавать.
    • обучение проходит на действующих и выведенных из эксплуатации бортах, а также в специально оборудованных аудиториях с возможностью дистанционного обучения;
    • в программу обучения входят:
      • аварийно-спасательная подготовка;
      • отработка взаимодействия между бортпроводниками и пилотами;
      • основы выживания в суровых климатических условиях;
      • дополнительные курсы (опционально):
        • «Безупречный сервис»;
        • «Макияж»;
        • «Обслуживание в классе «Бизнес» и «Империал».
  • Школа бортпроводников:
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • гражданство РФ;
    • выпускники получают:
      • свидетельство бортпроводника;
      • помощь в трудоустройстве.
  • Центр подготовки авиаперсонала «Jet Service»:
    • стоимость обучения: от 45 тысяч рублей;
    • продолжительность обучения: от 2 недель;
    • требования:
      • возраст: от 19 до 32 лет;
      • высшее образование;
      • владение иностранными языками;
    • курс рассчитан на подготовку стюардов для работы в деловой авиации;
    • помимо стандартного блока в программу обучения входят:
      • деловой этикет;
      • специфика обслуживания высокопоставленных персон;
      • психологические тренинги;
      • курсы сомелье;
      • курсы профессионального английского.
    • выпускники получают:
      • свидетельство бортпроводника;
      • помощь в трудоустройстве.

Обучение в Екатеринбурге

В Екатеринбурге пройти обучение на стюардессу можно в таких организациях, как:

  • Учебный центр «Aeroschool»:
    • стоимость обучения:
      • Основы работы бортпроводника гражданской авиации — 30 000 рублей;
      • Основы работы бортпроводника гражданской и бизнес-авиации — 70 000 рублей;
      • Курс авиационного английского языка — 12 000 рублей.
    • продолжительность обучения от двух до пяти недель (в зависимости от программы);
    • требования:
      • возраст от 18 до 40 лет;
      • знание иностранных языков;
      • отсутствие хронических заболеваний.
      • выпускники получают удостоверение о прохождении обучения.
  • Школа-агентство стюардесс «Sky Jet»:
    • требования:
      • возраст от 18 до 26 лет;
      • гражданство РФ или РБ;
      • владение английским языком;

«Уральские авиалинии»

Обучение на бортпроводника в Екатеринбурге в «Уральских Авиалиниях» можно пройти на следующих условиях:

  • стоимость обучения: за счет авиакомпании;
  • продолжительность: около трех месяцев;
  • требования:
    • возраст от 18 лет;
    • образование не ниже полного среднего;
    • владение иностранным языком.
  • последующее трудоустройство.

Обучение на стюардессу в СПб

В Санкт-Петербурге будущие бортпроводники могут пройти обучение в следующих учреждениях:

  • Школа бортпроводников:
    • стоимость обучения: 60 тысяч рублей;
    • продолжительность обучения: от 44 дней;
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • гражданство РФ;
      • прохождение медкомиссии ВЛЭК и тестирования на профпригодность.
    • обучение на базе собственных разработок и стандартов европейских авиакомпаний;
    • в программу обучения помимо стандартных тем входят:
      • особенности обслуживания пассажиров классов «первый» и «бизнес»;
      • курсы по перевозке опасных грузов;
      • изучение психофизиологических возможностей;
      • отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях;
      • взаимодействие между членами экипажа;
      • тридцатичасовая практика в авиакомпаниях;
    • выпускники получают:
      • свидетельство бортпроводника;
      • помощь в трудоустройстве.
  • Школа-агентство стюардесс «Sky-Jet»:
    • стоимость обучения: от 30 до 70 тысяч рублей;
    • продолжительность обучения: 2,5 недели;
    • требования:
      • возраст от 18 до 26 лет;
      • образование не ниже полного среднего;
      • гражданство РФ или РБ;
      • владение английским языком;
      • отсутствие медицинских противопоказаний.

В Новосибирске

В Новосибирске обучение на бортпроводников проводит Центр подготовки и сертификации Авиационного персонала:

    • продолжительность обучения: 3 месяца;
    • требования:
      • возраст от 18 до 38 лет;
      • наличие медицинской справки ВЛЭК;
      • знание английского языка;
    • выпускники получают свидетельство бортпроводника и возможность приступать к стажерским полетам.

В Самаре

В Самаре пройти обучение на стюарда можно в филиале Школы бортпроводников на следующих условиях:

    • стоимость обучения: 60 тысяч рублей;
    • продолжительность обучения: от 44 дней;
    • требования:
      • возраст от 18 лет;
      • гражданство РФ;
      • прохождение медкомиссии ВЛЭК и тестирования на профпригодность.
    • обучение на базе собственных разработок и стандартов европейских авиакомпаний;
    • в программу обучения помимо стандартных тем входят:
      • особенности обслуживания пассажиров классов «первый» и «бизнес»;
      • курсы по перевозке опасных грузов;
      • изучение психофизиологических возможностей;
      • отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях;
      • взаимодействие между членами экипажа;
      • тридцатичасовая практика в авиакомпаниях;
    • выпускники получают:
      • свидетельство бортпроводника;
      • помощь в трудоустройстве.

Таким образом, для получения столь интересной профессии как «Бортпроводник» необходимо пройти достаточно непростое обучение. Однако, как показывает практика, большая часть курсантов впоследствии успешно трудоустраивается и работает на протяжении долгого времени, несмотря на некоторые недостатки профессии.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.

Профессия стюардессы – сравнительно молодая, ей всего 85 лет. Сегодня сотни молодых красивых девушек работают стюардессами, в начале ХХ в. они не могли об этом даже мечтать! Мало кто знает, что первой в мире стюардессой стала американка Эллен Черч (Ellen Church) , а требования к представительницам этой профессии существенно отличались от современных.


Эллен Черч работала медсестрой в штате Айова, но мечтала быть пилотом. Она поступила на летные курсы в надежде осуществить мечту. Но в авиакомпании Boeing Air Transport ей предложили другую идею – набрать группу из семи медсестер не старше 25 лет, весом до 52 кг, незамужних, привлекательных, готовых стать стюардессами.


Новая профессия в гражданской авиации появилась не случайно. Пассажиры тогда смертельно боялись летать: первые самолеты летали низко над землей, их сильно трясло и пассажирам часто становилось плохо. Для того, чтобы обеспечить их безопасность на борту, было решено привлечь к работе медсестер. Рассчитывали на то, что в результате таких нововведений пассажиры будут меньше бояться и станут чаще обращаться к услугам авиакомпаний. Расчет оказался верным.


Подготовка заняла несколько месяцев, и 15 мая 1930 г. первая стюардесса Эллен Черч полетела в рейс Сан-Франциско–Шайенн. В дальнейшем все авиакомпании обзавелись стюардессами. Помимо медицинской помощи и общения с пассажирами, первые стюардессы должны были помогать им носить багаж, чинить неисправности в салоне (поломанные кресла), заправлять самолет и помогать пилотам закатывать его в ангар! За это они получали приличную по тем временам зарплату 125 долларов в месяц.


Эллен Черч проработала стюардессой всего 18 месяцев, до Второй мировой войны, во время которой она снова вернулась к предыдущей профессии – служила медсестрой на медицинском самолете, а затем в санитарном поезде во Франции. За это она была награждена рядом медалей. А аэродром в ее родном городе Креско был назван в ее честь.



Декларация по УСН