Подводная лодка. Проект "подводные лодки"

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» послужила прототипом для дальнейшего развития отечественных кораблей данного класса до 1917-го. Постройка носила экспериментальный характер и большой боевой ценности не имела, но явилась началом развития отечественного подводного судостроения.

Подлодки в Российской империи

История подводного кораблестроения в Российской империи начинается с попытки создания плотником Ефимом Никоновым «потаенного судна» в 1718 году. Спустя несколько лет опытный образец был испытан в присутствии Петра I на галерном дворе. При спуске у подлодки повредилось дно. Адмиралтейств-коллегия приказала работы прекратить, а изобретателя отправить в Астрахань на работы по специальности.

В последующее столетие строительство подводных судов не производилось, но интерес к подводному мореплаванию сохранялся. Это подтверждается тем, что в 1825 году в журнале «Московский телеграф» в рубрике «Новые изобретения и открытия» были напечатаны статьи, подробно рассказывающие о заграничных изобретателях подлодок. В ответ на это появилась статья В. Берха «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году». Это был первый печатный труд по истории русского подводного кораблестроения.

Подводная лодка К. Шильдера была построена в 1843 году. Дальнейший период (до изобретения И. Бубновым и М. Беклемишевым проекта русской подводной лодки «Дельфин») характеризовался исключительным интересом русского общества к созданию первых подлодок. В инженерное ведомство и Морское министерство, к высокопоставленным лицам то и дело обращались и инженеры, и военные офицеры, и ученые, малограмотные крестьяне, и гимназисты, и иностранные граждане. Некоторые идеи впоследствии воплотились в жизнь, но больше было, конечно, технически малограмотных и несостоятельных предложений.

Первая российская подводная лодка

В конце девятнадцатого века военное командование и высшее руководство Российской империи пришли к выводу, что необходимо ввести в состав флота подводные лодки. Рассматривался вариант покупки вооружения за границей или создания подводного флота собственными усилиями. К тому времени в США добились успехов фирмы Лэка и Голланда, во Франции несколько подлодок были построены изобретателями Ромацотти, Губэ, Зеде, строились итальянские подводные лодки. В России же не было выдающихся специалистов в этой области.

Наиболее успешные работы по конструированию подводных лодок в те годы велись в США. В 1900 году российское правительство вело переговоры о возможной постройке лодок для России американской фирмой Джона Голланда. Американцы поставили условие — покупка минимум десяти лодок. Это оказалось неприемлемым, так что намеченное сотрудничество сорвалось.

Разработка русской подлодки

В 1900 году Морское Ведомство организовало комиссию, которая занималась вопросами разработки проекта. Главный инспектор Н. Кутейников включил в состав комиссии старшего помощника по кораблестроению И. Бубнова, старшего инженера-механика И. Горюнова, лейтенанта по электротехнике М. Беклемишева. Комиссии необходимо было изучить зарубежный опыт и разработать погружающее судно для береговой обороны.

История проектирования и строительства

Работы над опытным образцом велись в Опытовом судостроительном бассейне. Проект был секретным. Для сокращения расходов инженеры по возможности уменьшали размеры лодки. Ожидаемая глубина погружения — 50 метров с повышенным запасом прочности. Для обеспечения обтекаемости была выбрана конструкция веретенообразной формы.

В мае 1901 года И. Бубнов доложил о завершении разработки, а через несколько дней комитет рассмотрел проект и признал, что к строительству можно приступать немедленно. Проектную комиссию безотлагательно преобразовали в Строительную в том же составе. Заказ на постройку корпуса был выдан Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге.

Первая подводная лодка «Дельфин» строилась на специально оборудованном стапеле Балтийского завода. Профильную и листовую сталь поставили с Путиловского завода, баллоны (воздушные) были изготовлены Обуховским сталелитейным заводом. Аккумуляторные батареи и электромоторы заказали во Франции.

Опыт зарубежных коллег

Инженер-электромеханик направлялся в командировку в США, чтобы ознакомиться со строящимися на верфи Холланда подлодками. Ему было выдано разрешение на участие в пробном погружении. По возвращении из командировки Беклемишев доложил, что российская подводная лодка «Дельфин» (фото выше) не уступает зарубежным аналогам. Более того, некоторые российские решения не имеют аналогов за рубежом.

Зачисление в списки флота

Экипаж был сформирован в начале 1902 году путем отбора добровольцев. Штат решено было сделать аналогичным субмаринам производства Холланда: командир судна и его помощник, квартирмейстеры (восемь человек), двое рулевых, двое машинистов и четверо специалистов минного дела.

В списки флота подводная лодка «Дельфин» была зачислена в марте 1902 года. По результатам пробных испытаний возникла необходимость поиска альтернативы двигателю, для чего инженер посетил завод во Франции. Окончательно был принят двигатель фирмы «Даймлер». На первых ходовых испытаниях подлодка «Дельфин» развила скорость в пять узлов.

Конструкция и технические характеристики

Веретенообразный корпус подводной лодки «Дельфин» был выполнен из высокопрочной стали (толщина 8 мм) и рассчитан на глубину до 50 м. Для погружения использовались три цистерны: в носовой оконечности, в центральной части корпуса, на кормовой оконечности. Система осушения состояла из поршневой электрической помпы и малой ручной.

Ход обеспечивался бензиновым двигателем мощностью 300 л. с. Общий запас топлива достигал 5,3 т. Гребной электромотор мощностью 120 л. с. размещался соосно бензиновому. Электробатареи размещались в носовой части на специальных стеллажах. Предусматривалось пятьдесят элементов с общей емкостью 5 тыс. А\ч, но по факту было установлено шестьдесят четыре элемента (3,6 тыс. А\ч).

Вследствие удешевления конструкции подводная лодка «Дельфин» получилась очень тесной. Комфортные условия жизни экипажа не были первоначальной задачей. Щиты из дерева, закрывающие аккумуляторы, могли служить для отдыха. В носовой части размещалось три розетки для подключения электрических чайника, кофейника и переносной электроплиты. Запас питьевой воды — 20 ведер.

Основным вооружением подводной лодки «Дельфин» были наружные торпедные аппараты образца 1898 года. Вооружение размещалось попарно, было направлено по курсу движения и находилось ближе к корме. Управление осуществлялось при помощи специальных приводов изнутри.

Служба на Балтике, в Тихом океане и на Севере

В 1904 подводная лодка «Дельфин» официально получила такое название. До этого разработка значилась под кодовым наименованием «Миноносец № 150». Во время первых занятий с экипажем субмарина затонула у стены завода. Причиной тому стало несвоевременное закрытие рубочного люка и неадекватная реакция экипажа на поступление внутрь воды. Из тридцати шести человек не смогли спастись двадцать четыре. Авария случилась из-за особенностей конструкции.

Первый выход в море после ремонта состоялся в 1905 году. «Дельфин» патрулировал воды Тихого океана, но встреч с японскими кораблями не было. В мае для проведения ремонтных работ на «Дельфине» производили вентиляцию, но произошел взрыв и субмарина затонула. Погиб один военнослужащий. Ремонт подводной лодки «Дельфин» закончился уже после окончания Русско-Японской войны.

В 1916 году субмарина прибыла в Архангельск. Позже подводную лодку «Дельфин» перевели в Александровск. В сентябре прибыл в распоряжение флота, базирующегося на Северном Ледовитом океане, и был включен в его состав. В 1917 году подводная лодка «Дельфин» зачислена в отряд судов для патрулирования Кольского залива.

В 1917-м из-за небрежного несения вахты во время шторма подводная лодка затонула. В том же году подлодка была разоружена в связи с износом большинства механизмов. Корпус сдали порту для разделки на металл. Части субмарины были окончательно утилизированы только в 1920 году.

Подлодки проекта 667-БДРМ «Дельфин»

Проект 667-БДРМ начали разрабатывать в сентябре 1975 года. Генеральным конструктором являлся С. Ковалев. В проекте использовались разработки в области систем обнаруживания и управления, вооружения, средства снижения шумов. Активное применение получили звукопоглощающие и виброизолирующие устройства.

Конструкция подлодок проекта 667

Подводные лодки проекта 667-БДРМ «Дельфин» по сравнению со своими предшественниками (подлодками проекта «Кальмар») имеют увеличенную высоту ограждения шахт вооружения, увеличенные кормовую оконечность и длину носовой части. В общем проект имеет классическую компоновку для субмарин этого класса. В разработке применялись новые гребные винты с улучшенными характеристиками. Поток воды выравнивался специальным устройством.

В составе проекта в разные года разрабатывалось несколько подлодок, так что и технические особенности различаются. Надводная скорость субмарин «Дельфин» составляет 14 узлов, подводная — 24 узла. Предельная глубина погружения ограничивается 550-650 метрами, рабочая — 320-400 м. Субмарины способны проводить в автономном плавание 80-90 суток. Экипаж составляет 135-140 человек.

Вооружение: мирное и боевое использование

Новым вооружением стали межконтинентальные ракеты Р-29РС, которые имели увеличенную дальность стрельбы. Все ракеты могли быть запущены в одном залпе. Подводные лодки проекта «Дельфин» регулярно принимали участие в учебных стрельбах и совершали походы. Как правило, учения производились в водах Баренцева моря. Целью служил полигон Кура на Камчатке (несколько сотен километров от Петропавловска-Камчатского).

С подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» было осуществлено два запуска на околоземные орбиты искусственных спутников. В 1998 году впервые в мире был выполнен запуск ИСЗ «Тубсат-Н» из подводного положения.

Подлодки проекта «Дельфин»: представители

Подводные лодки «Дельфин» (667) являются основой стратегической ядерной триады Россия. Постепенно суда передают эту роль подлодкам проекта «Борей». Из числа субмарин проекта можно перечислить: К-51 «Верхотурье», К-64 «Подмосковье» (переоборудована в носитель сверхмалых подлодок), К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-407 «Новомосковск», К-117 «Брянск», К-18 «Тула».

Подводная лодка проекта «Верхотурье» совершала поход в Арктику с боевыми ракетами на борту, выполнила всплытие в точке Северного полюса. Подлодка К-84 получила свое название после установления над ней шефства администрации города Екатеринбурга. Крейсер «Брянск» стал тысячным среди подлодок, построенных на российских верфях. Так, у каждой субмарины этой серии своя история.

Начиная с 2012-го «Дельфины» активно перевооружаются. По состоянию на текущий год происходит переоборудование «Брянска», а «Карелия» и «Новомосковск» ждут своей очереди. В скором времени планируется переоборудовать все подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». Перевооружение позволит значительно продолжить срок службы подводных лодок (до 2025-2030 годов). Все действующие крейсеры этого класса сейчас находятся в составе тридцать первой дивизии подводных лодок, базируются в бухте Ягельная.

Радиоуправляемая подводная лодка

Подводная лодка «Дельфин» М10 выпускается фирмами по производству детских игрушек. Это не игрушечный аналог российской разработки. При этом подводная лодка Mioshi «Дельфин» М10 станет отличным подарком ребенку (от шести лет), интересующемуся подводным флотом. На примере такой игрушки можно рассказать юному конструктору принцип движения субмарин и общие конструктивные особенности. Возможно, ребенок когда-то задумается в карьере инженера и сделает открытие, важное для обеспечения мощи отечественного флота.


Первая подводная лодка на плаву

Первая русская подводная лодка появилась еще при Петре I в начале 18-го века. Проектировщиком подлодки был крестьянин Ефим Прокопьевич Никонов из села Покровское, работавший на верфи. В 1718 году он писал Петру I, что может соорудить “потаенное судно”, которое будет ходить под водой и заплывать под самое дно к вражеским кораблям, а там уже можно разбивать дно корабля снарядом.


Копия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла

Петру предложение понравилось и он приказал немедленно приступить к работе, а самого Никонова повысить до “мастера потаенным судов”. И Никонов приступил. Так как до наших дней не дошли ни чертежи, ни описание приходится по маленьким крупицам собирать информацию о строении подлодки. Сохранились данные, что для постройки судна были привлечены бочары, отсюда следует, что форма лодки была скорее всего бочкообразной. И есть свидетельства о выдаче “пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти”, скорее всего для изготовления обручей стягивающих бочкообразную лодку. Во всем строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа. Размеры лодки были шесть метров длинной и два шириной.


Примерный рисунок работы над подлодкой

Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Подлодка работала на весельной тяге и весь экипаж состоял из четырех человек, сам Никонов был командиром пробных погружений и руководил всем процессом.


Подлодка Никонова во время погружения

Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в процессе постройки планы изменились и Никонов решил соорудить шлюзовую камеру через которую из находящейся под водой подлодки мог выйти водолаз и нанести повреждения вражескому кораблю. Для водолаза конструктор изобрел скафандр с герметичным шлемом и грузами на спине. О истории водолазных костюмов написано Но позднее Никонов все таки вооружил лодку “огненными медными трубами”, к сожалению сведения о принципе их работы до нас не дошли.


Рисунок «Петр на первом испытании подлодки»

Наконец конструктор добрался до тестирования своего детища. Осенью 1724 года недалеко от Петербурга, на озере Разлив в присутствии самого Петра I состоялись первые испытания “потаенного судна”. Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула. Судно подняли и Петр приободряя изобретателя велел укрепить корпус лодки железными обручами, а чиновникам велел, чтобы “никто конфуз в вину не ставил” по отношении к Никонову. Весной 1725 года, после ремонта судна, конструктор снова попытался испытать его в воде, но обнаружилась течь и погружение отменилось.


Схема судна

1 - проницаемая часть корпуса со шпагатами

2 - рабочий отсек

3 - шлюзовой отсек

4 - прочная надстройка

5 - входной люк

6 - люк входа в шлюзовой отсек

7 - люк выхода в море

8 - цистерна главного балласта с доской равномерного ее заполнения

9 - арматура заполнения и вентиляция ЦГБ

10 - помпа осушения ЦГБ

11 - твердый балласт

12-14 - клапаны заполнения и осушения шлюзового отсека

15 - вёсла

16 - смотровые окна

17 - руль

18 - ракеты

После смерти Петра I подлодкой Никонова перестали интересоваться, на его требования предоставить рабочую силу и материалы не реагировали или умышленно задерживали ответ. В конце концов коллегия Адмиралтейства свернула работы по подлодке, а изобретателя обвинила в “недействительных строениях” и разжаловала его из мастера в работники. А в 1728 году сослали его в отдаленное Астраханское адмиралтейство. На этом история первого подводного судна заканчивается, но не все так грустно. Есть данные, что сам Никонов, уже после смерти Петра, без финансовой поддержки государства, на одном своем энтузиазме совершил несколько удачных погружении на своем “потаенным судне”.


Вид снаружи на весло
Внутренняя обстановка подлодки

В наши дни, недалеко от того места где было первое погружение подлодки Никонова, в Сестрорецке возле собора Петра и Павла стоит копия “потаенного судна”. Создана она по очень скудной, но дошедшей до нашего времени информации.

Hotel class Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная) 26 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 50 суток Экипаж 104-114 человек Размеры Водоизмещение надводное 4 039 т Водоизмещение подводное 5 300 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 114,0 м Ширина корпуса наиб. 9,2 м Средняя осадка
(по КВЛ) 7,68 м Силовая установка два водо-водяных атомных реактора ВМ-А по 70 МВт Вооружение Торпедно-
минное вооружение Носовые ТА : 4 x 533 мм (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.
Кормовые ТА: 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед. Ракетное вооружение Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки (проект 658).
Комплекс Д-4 с тремя БРПЛ Р-21 в ограждении рубки (проект 658М). Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 658 (658М) (в классификации НАТО - Hotel class ) - советские атомные субмарины с баллистическими ракетами на борту, поступившие на вооружение в 1959 году . Прототипом при разработке этого проекта послужили первые советские атомные подлодки проекта 627 .

Лодки проекта 658 (658М) сохраняли основные конструктивные особенности проекта 627, в том числе ядерную энергетическую установку. Основные отличия заключались в вооружении - помимо торпед, новые лодки были оснащены ракетными комплексами Д-2 с БРПЛ Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4 Sark ) и Д-4 с БРПЛ Р-21 (4К55, западное обозначение SS-N-5 Serb ). Таким образом Советский Союз создал свою первую атомную подводную лодку, оснащённую баллистическими ракетами.

Проект был разработан в ЦКБ-18 (ЦКБМТ «Рубин»), технический проект разработал главный конструктор проекта И. Б. Михайлов , строительство осуществлял главный (впоследствии генеральный) конструктор С. Н. Ковалёв .

История разработки

За основу проекта 658 была взята первая советская атомная торпедная подводная лодка проекта 627 , которую спроектировало и построило СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»). Основное отличие заключалось во врезке в корпус торпедной лодки ракетного отсека лодок проекта 629 . Все работы, связанные с отработкой ракетного оружия для проекта 658 сделало ЦКБ-16 (СПМБМ «Малахит») . В декабре 1956 года технический проект был представлен на утверждение. Комплект рабочих чертежей был закончен в первом квартале 1958 года. Торжественная закладка головной лодки проекта 658 произошла 17 сентября 1958 года на стапеле 50 цеха Севмашпредприятия.

В марте 1958 года было принято решение о начале разработки проекта 658М. Проектом предусматривалось вооружение ракетоносцев ракетным комплексом Д-4 с ракетой Р-21 с подводным стартом. Главным конструктором был назначен Ковалёв С. Н. Наблюдающим от ВМФ был назначен Фаддеев М. С.

Видео по теме

Конструкция

Корпус

В отличие от лодок проекта 627, имевших скруглённую элипсовидную форму носа, проект 658 получил заострённые обводы носовой оконечности. Данное проектное решение было принято для улучшения мореходных качеств субмарин в надводном положении, так как изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Прочный корпус на большей части длины лодки имел цилиндрическую форму, переходящую к конусовидной в оконечностях. Исключение составлял четвёртый отсек, выполненный в форме «восьмёрки» с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й - торпедный , 2-й - аккумуляторный , 3-й - центральный пост, 4-й - ракетный, 5-й - дизельный , 6-й - реакторный , 7-й - турбинный , 8-й - электромоторный , 9-й - вспомогательных механизмов, 10-й - кормовой. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.

Силовая установка

Основой энергетической системы стали два водо-водяных атомных реактора ВМ -А, размещённых друг за другом в диаметральной плоскости субмарины, с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д.С целью повышения надёжности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Также проектом были предусмотрены два электродвигателя «подкрадывания» ПГ-116 по 450 лошадиных сил каждый и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным вооружением лодки являются три баллистические ракеты, шахты которых размещены в центральной части корабля и выходят в ограждение выдвижных устройств . Ограниченная ширина корпуса (следствие использования в качестве основы лодки проекта 627) и солидные габариты советских баллистических ракет и стартовых устройств привели к возможности установки ракетных шахт только в один ряд. Не умещались ракеты в корпусе и по высоте, поэтому верхние части ракетных шахт были расположены в ограждении рубки . Ракетная лодка проекта 658 несла 3 баллистических ракеты Р-13 комплекса Д-2 с надводным стартом. Одноступенчатая жидкостная ракета Р-13 имела массу 13 745 кг, длину 11,8 метра, диаметр корпуса 1,3 метра и размах стабилизаторов 1,9 метра. Она оснащалась ядерной боевой частью мощностью 1Мт и массой 1600 кг и имела дальность стрельбы 600 километров. При стрельбе на максимальную дальность обеспечивалось КВО 4 километра . В целях обеспечения пожаровзрывобезопасности хранения ракеты с самовоспламеняющимися компонентами жидкого ракетного топлива предусматривалось заводская заправка ракет только окислителем - АК-27И (раствор четырёхокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Топливо ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) размещалось отдельно для каждой ракеты в специальной ёмкости вне прочного корпуса и подавалось на ракету перед стартом. Пуск трёх ракет мог быть осуществлен в течение 12 минут после всплытия лодки .

Необходимость всплытия для пуска ракет существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации по проекту 658М была предусмотрена установка трёх пусковых установок СМ-87-1 ракет Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом. Одноступенчатая жидкостная ракета имела стартовую массу 19,7 т, высоту 14,2 метра и максимальный диаметр корпуса 1,3 метра . Ракета могла доставить боевой блок массой 1200 кг и мощностью 1 Мт на дальность 1400 км (КВО 2,8 км) .

Использование ракет с подводным стартом привело к необходимости создания специальной «системы удержания», удерживающую лодку в заданном диапазоне глубин при пуске ракет. Без данной системы после пуска ракеты лодка подвсплывала на 16 метров, что приводило к необходимости возврата лодки на заданную глубину для пуска следующей ракеты . Перед стартом ракеты кольцевой зазор между ракетой и шахтой заполнялся забортной водой. Чтобы не создавать дисбаланса плавучести подводной лодки заполнение кольцевого зазора водой осуществлялось из предварительно заполненных специальных цистерн кольцевого зазора с помощью системы перекачки. После старта ракеты создавался разбаланс плавучести, который ликвидировался принятием около 15 кубических метров воды в специальную уравнительную цистерну . Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40-60 метров (считая от донного среза ракеты) при скорости лодки 2-4 узла и волнении моря до 5 баллов. Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску около 30 минут. Время стрельбы тремя ракетами не более 10 минут .

Ракета Р-21 подвешивалась в шахте на специальных растяжках-амортизаторах, а хвостовой частью устанавливалась на специальном амортизированном стартовом столе. Корабельный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1». Эти приборы с учетом данных системы «Сигма-658», поправок на вращение Земли и её несферичности, производили расчет углов наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта, расчет текущей дистанции до цели и выработку временной установки интегратора продольных ускорений и выдачу этих данных на борт ракеты .

При предстартовой подготовке ракеты Р-21 осуществлялся предварительный наддув баков до давления 2,4 атмосферы. Затем шахта заполнялась водой из цистерн кольцевого зазора, а наддув баков продолжался до давления 8.5 атмосфер. При этом между хвостовой частью ракеты и стартовым столом образовывался так называемый «воздушный» колокол - герметизированный объём, в который осуществлялся запуск жидкостного двигателя ракеты. После заполнения шахты водой производилось выравнивание давления в шахте с забортным . Открывалась крышка шахты. При выдаче команды на запуск запускался двигатель ракеты. Запуск производился с пониженной тягой, а выход на маршевый режим осуществлялся по специальной циклограмме. Продукты сгорания поступали в «воздушный» колокол, что позволяло снизить гидравлический удар. Давление на донном срезе возрастало и выталкивало ракету из шахты. Бугели, установленные на ракете, скользили по специальным направляющим, и ракета выходила из шахты. Крышка ракетной шахты закрывалась. Системой одержания заполнялась уравнительная цистерна для удержания лодки на заданной глубине. Шахта лодки осушалась, и осуществлялся запуск следующей ракеты.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение АПЛ проекта 658(М) состояло из четырёх носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с боекомплектом из 4 торпед и 4 торпедных аппарата калибра 400 мм, по два в носу и корме лодки. Торпедные аппараты калибром 400 мм были предназначены для стрельбы противолодочными торпедами, служащими для самообороны и могли обеспечивать стрельбу на глубинах до 250 метров. Лодки могли нести 533-мм торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями . Управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Плутоний» на глубинах до 100 метров.

Представители

Наименование Заводской № Заложен Спуск на воду Ввод в строй Модификация Вывод из состава ВМФ Статус
К-19 (КС-19) 901 17 октября 11 октября 12 ноября 14 декабря -15 октября по проекту 658М
22 ноября -30 ноября по проекту 658С
19 апреля Утилизирована в 2003
К-33 (К-54) 902 9 февраля 6 августа 24 декабря 25 октября -29 декабря по проекту 658М
9 марта -30 июня по проекту 658?
16 сентября Утилизирована в 2004
К-55 903 5 августа 18 сентября 27 декабря октябрь -декабрь по проекту 658М
октябрь -25 апреля по проекту 658У
14 марта Утилизирована в 2002
К-40 904 6 декабря 18 июня 27 декабря 25 июня -28 декабря по проекту 658М 12 октября Утилизирована в 1990
К-16 905 5 мая 31 июля 28 декабря 4 октября -28 декабря по проекту 658М 14 марта Утилизирована в 1992
К-145 906 21 января 30 мая 31 октября декабрь -август по проекту 701 14 марта Утилизирована в 1996
К-149 907 12 апреля 20 июля 27 октября ноябрь -декабрь по проекту 658М
январь -апрель по проекту 658Т(?)
24 июня Утилизирована в 2005
К-178 908 11 сентября 1 апреля 8 декабря 8 июня -декабрь по проекту 658М
3 ноября -31 декабря по проекту 658У
19 апреля Утилизирована в 1998

Модификации

Проект 658М

Проект 658М.

Проект 658М предусматривал переоснащение кораблей баллистическими ракетами Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом. Диаметр ракетных шахт был уменьшен с 2450 мм до 2150 мм.

Модернизацию по проекту 658М в 1964-1970 годах во время плановых средних ремонтов прошли семь из восьми лодок проекта 658 (кроме «К-145 ») .

Проект 658С

Проект 658С.

После подписанного в 1977 году договора ОСВ-1 ракетное оружие с лодок проекта 658 подлежало снятию. Первой эту процедуру прошла К-19 , переоборудованная в 1977-1979 годах по проекту 658С для испытания новых устройств радиосвязи подводных лодок.

Проект 658У

Проект 658У.

В ходе процесса снятия ракетного вооружения два тихоокеанских корабля проекта 658М (К-55 и К-178) были переоборудованы по проекту 658У в корабли связи. Торпедный боезапас был уменьшен, служба кораблей продлилась до 1988-1990 годов.

Проект 701

Создание подводной лодки является великим достижением человеческого разума и важным событием в истории создания и развития военной техники. Предназначение военной подводной лодки — действовать скрытно, невидимо, внезапно. В 1578 году англичанин Уильям Боурн впервые описал судно с воздухоподводящей трубкой, способное набирать и выпускать воду для изменения плавучести. Существовала ли такая лодка в действительности, неизвестно. Имеются сведения, что первую подводную лодку, обтянутую кожей, изготовил голландец К.ван Дреббель примерно в 1620 году, а король Яков I, якобы, совершил даже прогулку в ней по Темзе. К сожалению, чертежей этой лодки не сохранилось. Первым подводным судном, получившем практическое применение, стала «Черепаха», изобретенная в 1776 году в США французским изобретателем Д. Бушнеллом. В США изобретатель был назван «отцом подводной лодки». Экипаж подводной лодки состоял из одного человека. Несмотря на примитивность, она уже имела такие элементы современной подводной лодки, как герметичный корпус и винтовой движитель (правда, с ручным движителем). На вооружении судна была 70-ти килограммовая мина, помещенная в специальном ящике под рулем. Погрузившись, в момент атаки лодка тайно подбиралась под киль вражеского судна и освобождала мину из ящика. Мина всплывала наверх, ударялась о киль судна, после чего взрывалась. Летом 1776 года в период войны США за независимость лодка провела удачную атаку против 50-пушечного английского фрегата «Орел».

В 1800 году во Франции американец Фултон создал подводную лодку «Наутилус», напоминавшую по своей конструкции «Черепаху». Правда, вместо яйцеобразной формы с диаметром 2,5 м новая лодка имела сигарообразную обтекаемую форму при диаметре 2 м и длине 6,5 м, а команда состояла уже из 3 человек. На борту «Наутилуса» был баллон со сжатым воздухом, благодаря чему экипаж мог находиться под водой несколько часов. Появление в 1860 году судна «Подводник» Буржуа и Брюна ознаменовало новый этап в создании подводных кораблей. Ее размеры были значительно больше предыдущих кораблей, ширина составляла 6 м, длина — 42,5 м, высота — 3 м, а водоизмещение — 420 т. Работающий на сжатом воздухе мотор позволял развивать на поверхности скорость около 9 км/ч, а под водой — 7 км/ч. Мина на «Подводнике» крепилась на конце 10-ти метрового стержня, который помещали на носу корвбля. Благодаря этой особенности атаковать противника теперь можно было на ходу. В период гражданской войны в США (1861—1865г.г.) южане применили подводные лодки «Давид», длина которых составляла 20 м, ширина — 3 м. Лодка имела руль погружения и паровой двигатель. В начале 1864 года такое судно протаранило корвет северян «Гузатаник», который стал первой жертвой подводной войны.

В 1879 г. русский изобретатель Джевецкий предложил свою модель подлодки, снабженную педальным двигателем, пневматическим и водяным насосами, а также перископом, чтобы вести наблюдение за поверхностью, когда лодка находится род водой. Лодка была снабжена миной с резиновыми присосками, которая при атаке крепилась к днищу вражеского корабля. Запал в мине поджигался с помощью тока от гальванической батарейки. В 1884 году изобретатель установил на лодке электродвигатель, работавший от аккумулятора. Лодка могла двигаться со скоростью 7 км/ч около 10 часов. Она стала первой серийной лодкой на вооружении России (всего их было 50). В 1884 году швед Норденфель установил на свою модель паровую машину и самодвижущуюся мину (торпеду). Первую торпеду изобрел англичанин Уайтхед со своим помощником австрийцем Люппи. Хотя первые испытания состоялись в 1864 году, конструкция торпед практически не изменилась до самой Первой мировой войны. Движение торпеды (подводной лодки в миниатюре) осуществлялось с помощью пневматического двигателя, срабатывавшего от сжатого воздуха из резервуара. В передней части торпеды был детонатор и заряд, а дальше — баллон со сжатым воздухом, двигатель и регулятор, винт и руль.

В конце XIX в. Джон Холланд изобрел подлодку с бензиновым двигателем. Для движения под водой использовали электродвигатели, работавшие от аккумулятора. Впервые проект дизельной лодки разработал конструктор судостроительного завода в России Иван Бубнов в 1905 году. Спуск дизельной лодки «Минога» на воду произошел в 1908 году. Длительное время эффективность подводных лодок была ограничена небольшой скоростью хода и небольшой длительностью нахождения под водой. Аккумуляторы быстро разряжались, чтобы их подзарядить от двигателей надводного хода, лодки должны были всплывать на поверхность. В годы второй мировой войны стали пользоваться шноркелем для непрерывной работы дизельных двигателей под водой. Современным атомным подводным лодкам не требуется воздух для силовых установок, они совершают длительные переходы под водой без дозаправки горючим, несут на борту баллистические ракеты средней дальности, оснащенные ядерными боеголовками. На борту могут быть торпеды с акустической наводкой, а также крылатые ракеты.

Вишневский Вадим, ученик 2 класса

В работе рассказывается история создания подводных лодок в России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подводные лодки Работу выполнил: Вишневский Вадим, ученик 2 «А» класса ГБОУ школы № 683 Приморского района

узнать больше о своих родственниках, и х нелёгкой профессии; познакомиться с историей подводного флота в России; где строят лодки; какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

ПЛАН: I. Почему я заинтересовался подводными лодками. II. История создания подводной лодки: 1.Первая подводная лодка в России. 2.Первая боевая подводная лодка. 3.Атомные подводные лодки. III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт-Петербурге. IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге. V. Заключение.

Мой дедушка, Леонид Николаевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево на подводной лодке К-19. Ушел на пенсию в звании капитана II ранга.

Мой дядя, Олег Анатольевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево, заканчивал Военно-морское училище подводного плавания им. Фрунзе в Санкт-Петербурге.

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

«Потаённое» судно

Памятник первой российской подводной лодке в курортном пригороде Санкт-Петербурга - Сестрорецке.

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов.

Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине в месте испытания второй модели подводной лодки.

Первая боевая подводная лодка «Дельфин»

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была спроектирована в ЦКБМТ «Рубин» и построена на заводе Адмиралтейские верфи, в Санкт-Петербурге. Строительство началась в 1960 году. Она была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

ОАО «Адмиралтейские верфи» Судостроительный завод «Северная верфь» Кронштадтский морской завод Балтийский завод

Центральный военно-морской музей

Первый в России музей подводного флота находится по адресу: Кондратьевский проспект, 83/1. Музей был открыт в 1993 году и носит имя моряка-подводника Александра Маринеско.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 « Народоволец» является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны.

Плавучий музей подводной лодки С-189 наб. Лейтенанта Шмидта, напротив Морского корпуса Петра Великого, м. Василеостровская

Музей истории подводного флота в здании Военно-морского училища подводного плавания.

В год 300-летия Санкт-Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира АПРК " Курск«, Дудко С.В. В связи с этим в школе создан музей " Из истории подводного флота России".

Предварительный просмотр:

Выступление Вишневского Вадима,

ученика 2 «А» класса школы № 683 Приморского района.

Тема: «Подводные лодки»

Цели и задачи:

Узнать больше о своих родственниках, их нелёгкой профессии;

Узнать историю подводного флота в России;

Где строят лодки;

Какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

План:

I. Почему я заинтересовался подводными лодками.

II. История создания подводной лодки:

1.Первая подводная лодка в России.

2.Первая боевая подводная лодка.

3.Атомные подводные лодки.

III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт

Петербурге.

IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге.

V. Заключение.

Здравствуйте, меня зовут Вишневский Вадим. Я – ученик

2 «А» класса 683 школы.

Слайд 1

Моя тема: «Подводные лодки».

Тема была выбрана мною не случайно. Как и многие мальчишки, я интересуюсь военной техникой. А главное, в моей семьей выросло не одно поколение моряков-подводников.

Слайд 2

Мне захотелось больше узнать о своих родственниках, их нелёгкой профессии, узнать историю подводного флота в России, где строят лодки и какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

Слайд 3

Мой дедушка – Леонид Николаевич, капитан II ранга, служил на первой атомной подводной лодке К-19 в Гаджиево, город в Мурманской области, названный в честь героя моряка-подводника Магомета Гаджиева.

Слайд 4

Мой дядя – Олег Анатольевич, тоже моряк-подводник, служил в Гаджиево, как и мой дедушка.

Слайд 5

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

А мой двоюродный дедушка – контр-адмирал, Николай Николаевич.

Слайд 6

В России всегда был интерес к подводному плаванию. Первую лодку, ее тогда называли «потаённым» судном, попытался создать плотник Ефим Никонов. Это было при Петре I. Через несколько лет созданный образец прошел испытания на Галерном дворе, судно опустили на воду, но при этом повредили ему днище. Работы были прекращены, а неграмотный изобретатель был послан на верфи плотником.

Слайд 7

Памятник первой подводной лодке находится в Сестрорецке.

Слайд 8

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов. Применялись в 1880-е годы для обороны российских военных портов на Балтийском и Черном морях, также использовались во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Слайд 9 Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине.

Слайд 10

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» была спроектирована Бубновым в 1900 году и служила для подготовки первых русских подводников. За время русско-японской войны 17 дней провела в море и совершила боевой поход.

Слайд 11.

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец, на котором служил мой дедушка и совершил немало походов. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима». Лодка была спущена на воду в 1959 году.

Слайд 12.

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была построена в 1960 году в рекордно короткие сроки - за 5 лет. Подводная лодка высотой с 9-этажный дом и длиной почти в два футбольных поля. Проект «Акула» стал самой большой подводной лодкой в мире, лодка занесена в книгу рекордов Гинесса.

Слайд 13.

В Санкт-Петербурге много заводов, занимающихся конструированием и ремонтом подводных лодок. Среди них:

"Адмиралтейские верфи" - старейшая судостроительная верфь России, На заводе были построены лодки проекта «Акула».

Судостроительный завод «Северная верфь » является одним из лидирующих предприятий оборонной промышленности России.

Балтийский завод построил первую боевую подводную лодку «Дельфин», а также подводную лодку С-189, в которой в настоящее время создан плавучий музей.

Также у нас есть Кронштадтский морской завод , который производит бронированные военные суда, делает ремонт и совершенствует корабли.

Слайд 14.

В нашем городе имеется более 100 морских музеев. Старейшим является Центральный военно-морской музей, созданный в 1709 г. по указу Петра I.

Слайд 15.

Первый в России музей подводного флота, открывшийся в Петербурге в 1993 году, носит имя моряка-подводника Александра Маринеско, Это Герой Советского Союза, совершивший немало подвигов во имя Родины.

Слайд 16.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 "Народоволец" является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны .

Слайд 17.

Интересен, как детям, так и взрослым, плавучий музей подводной лодки С-189. Это – последняя на территории Российской Федерации средняя дизельная подводная лодка. Она 35 лет находилась в составе Балтийского флота, но в 90-х годах пришла в негодность и затонула в Кронштадте. Но лодку решили сохранить и открыли в ней музей. В отсеках лодки сохранена реальная обстановка службы и быта советских подводников.

Слайд 18.

Также в Санкт-Петербурге существует музей истории подводного флота, находящийся в здании Военно-Морского училища подводного плавания, которое заканчивал мой папа. Училище воспитало 13 Героев Советского Союза и 4 Героя России.

Слайд 19.

В год 300-летия Санкт - Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира атомной подводной лодки "Курск", Сергея Дудко. В связи с этим в школе создан музей "Из истории подводного флота России".

Слайд 20.

12 августа 2000 года подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море, тайна ее гибели неизвестна до сих пор.

Я понял, что профессия подводника трудна и опасна, потому что море не прощает ошибок, и члены экипажа несут ответственность друг за друга. Нужно быть собранным и внимательным. Подводники – смелые и надежные люди, никогда не бросят друга в беде!

Подводники – особый народ!

Сам для себя я еще не решил, кем хочу стать в будущем, но мне очень интересна и близка профессия моряка-подводника.

Спасибо за внимание!

Слайд 21 – Фильм



Декларация по УСН