Отбор фотографий для обработки - почему я не обременяю этим клиента. Как отобрать фотографии для альбома

В один момент настает время, когда необходимо составить собственное портфолио. А до этого, закончив очередную съемку, нужно выбрать пару самых лучших снимков из сотни для обработки. И часто случается так, что сделать выбор очень трудно.

Допустим, недавно вам удалось провести прекрасную фотосъемку и нужно приступить к отбору кадров, чтобы выбрать достойнейшие для пост-обработки. Конечно, можно обработать и все, но это будет бессмысленно и весьма трудоемко. Если же это не свадебная фотосъемка, то лучше отобрать несколько однозначно достойных кадра, чем много и всех вперемешку.
Для клиента же вы можете записать на диск все фото, но для окружающих остаться должны лишь лучшие, которые покажут ваш талант и профессионализм.

Критерии для оценки

Резкость
Резкость можно назвать самым первым и важным критерием отбора. Стоит только вам промахнуться с фокусом, и все, снимок можно удалять. Хотя сейчас такие снимки с импровизацией изображений со старых объективов, у которых стекло некачественное, стали в «моде», и есть фото, на которых вообще нет фокуса. Это дело вкуса, но лучше все же, когда присутствует фокус на снимке.
Выбирая между двумя снимками, остановите свой выбор на том, на котором удачный фокус. Иногда, в портретной съемке, лучший вид имеют кадры с «отделением фона». То есть это снимки, созданные при широкой диафрагме и с абсолютно точной фокусировкой на модели или объекте и размытым фоном.

Освещение
Кадры, на которых у вас получилось хорошо обыграть освещение, и нужно выбирать. И уделите особое внимание экстремумам в зонах освещенности. В наилучшем случае не должно находиться в кадре «вылетов», если они не запланированы. К примеру, если вы делали фотосессию в ясную солнечную погоду, а у вашей модели образовались глубокие тени под глазами, то, как бы ни был хорош этот снимок, все же лучше остановить выбор на другом, ведь «вытянуть» такую оплошность весьма нелегко.
Не забывайте о таком связанном с освещением явлении, как шум. Его практически не должно быть на снимке.

Композиция
Композиция является также весьма важной при оценки снимка, так как она влияет на то, насколько правильно ваше фото будет воспринятым. Останавливайтесь на том кадре, где лучшая композиция. Вряд ли кадр, где удачное выражение лица у вашей модели, но «обрезаны» либо руки, либо ноги, либо даже лицо, будет удачным.

Ракурс
При съемке портретов, очень щепетильным моментом является ракурс. Казалось бы, кадры одинаковы, но на первом модель повернула голову на 40 градусов, а на втором — на 43 градуса. Один из них будет иметь более лучший вид. Это может стать определяющим фактором, иногда лучше будет просто дольше повозится с пост-обработкой. Не забывайте тоже обращать на это внимание.

Сюжет
Наиболее сложным критерием является сюжет. Сосредоточьтесь над тем, на каком именно изображении у вас получилось максимально передать свою задумку. Определите, будет ли это для зрителя очевидным и на сколько, все ли из необходимого находиться в кадре, в какой позе модель и какое у нее выражение лица. Лучше в этом вам поможет сторонний наблюдатель.



Попросите о помощи

Оценить свои старания и труд очень сложно. Ваши снимки все для вас очень любимы, но все же необходимо тренироваться критиковать себя жестко. Когда вы можете определить, достаточно ли хорош этот кадр, просто отложите его в папку с названием типа «Как быть?» и вернитесь к нему спустя некоторое время, к примеру, через месяц другой.

Если не удается остановить свой выбор на одном из двух снимков, то попросите кого-то, кому вы доверяете, помочь сделать выбор. А также можно для фильтрации использовать какой-то фотосайт, либо социальные сети. Не удивляйтесь, если люди выберут не те фото, что нравятся вам. Конечно, решать, что выбрать все равно вам.

При выборе портфолио «для работы», если хотите где-то устроится фотографом, за помощью обратитесь к профессионалу, у которого уже есть опыт в таких ситуациях. Еще хорошим вариантом при выборе станет «портфолио ревю». Вы получите отзывы от заслуженных деятелей, профессиональных фотографов, а также получите шанс заявить о себе, так как в крупномасштабном варианте ваше портфолио посетят многие. И будьте готовы к критике.

Правила составления собственного портфолио

Выбирайте наилучшее
Начните составление собственного портфолио как минимум через год после начала вашей работы в роли фотографа.
Подходите к выбору очень ответственно. Лучше в вашем портфолио будет меньше, но хороших кадров, чем большое количество посредственных. Не торопитесь набрать объем, вы еще успеете это сделать, лучше будет качество, чем количество. Станьте для себя наиболее строгим критиком.
Распланируйте отбор кадров в несколько этапах. Первым начните с тех серий, что больше всего по душе вашим зрителям, а также вам. После этого выбирайте по несколько (от 1 до 3) кадров из удачных серий. И собрав их, отберите половину, далее проводите отбор опять, пока не останутся кадры, именно которыми вы гордитесь.

Выберите критерии классификации
Не нужно в одном портфолио перемешивать все жанры. И если у вас нет конкретной специализации, не помещайте все в одно портфолио, лучше сделайте несколько, для каждой специфики отдельно. Цель портфолио – это раскрыть всю вашу разносторонность, но не показать все грани. Не делайте резких контрастов от одного направления снимка сразу к противоположному. Смягчайте переходы и разбейте все фотографии по сюжетам и стилистике.

Вид портфолио
Презентовать портфолио можно в абсолютно разных способах, от фотокниги до страницы в интернете. Все способы хорошие и у них есть свои преимущества и недостатки. Хорошо будет сделать портфолио одновременно в нескольких вариантах исполнения.

Выбор целевой аудитории
Вид портфолио зависит именно от этого пункта. Для подачи его как заявки на работу в любую газету или журнал, ознакомьтесь с тематикой изображений и сделайте выводы касательно того, что может заинтересовать работодателя. Работайте на клиента, поймите, что он хочет увидеть. Для таких случаев очень удобным будет представление портфолио в виде папки.

Дизайн
Оформление портфолио обязательно должно быть в соответствии со стилистикой ваших работ. Для фона хорошо подойдут спокойные оттенки и тона, иначе фон станет отвлекать внимание зрителя от работ. Комментарии подписывать лучше всего читаемым и понятным шрифтом. Фотографии сопровождайте описывающей информацией. И не забудьте добавить свои контакты.

В эру цифровых технологий создание фотографий стало очень легким и простым действием. Сегодня фотографируют все кому не лень. И рано или поздно у каждого фотографа накапливается очень много фотографий. Иногда только с одного события.

Ценность таких снимков уменьшается с их количеством. Я не раз наблюдал как в интернет выкладывают все сделанные фотографии без разбора: десятки почти одинаковых фотографий, где изменения от одной к другой почти незаметны. В таком хаосе фотографий, лично я смотрю первые несколько, а потом пролистываю до комментарий, если они есть. Или ухожу со страницы даже не досмотрев. И фотограф выложивший фотографии в интернет мало того что показывает свою безвкусность, так и вовсе получает противоположный эффект: многие фотографии остаются незамеченными.

Ещё хуже, если подобные фотографии демонстрируются кому-то поштучно. Когда фотографий много, те кому их показывают начинают скучать. Особенно, если показываемые фотографии к ним не относятся. К тому же на показ всех фотографий уходит так много времени, что это утомляет даже самых стойких.

Выход из ситуации напрашивается сам. Нужно оставлять как можно меньше фотографий. Выбирать лучшие из лучших. Остальное беспощадно удалять.

Нам правда нужен каждый угол который мы сфотографировали, чуть приблизив или чуть удалив? И разве непременно должно оставаться все что мы фотографировали?

Когда фотографий много, бывает мы вообще их не смотрим. Для чего тогда нужно было снимать? Только ли чтобы вспомнить на старости или показать другим один раз в год?

Когда на каждое событие получается не меньше 500 фотографий, то удалив 9/10 из них, вы ничего не потеряете. Когда фотографии отобраны, появляется гордость за хорошие снимки.

Вы никогда не пожалеете об удаленных фотографиях, потому что не вспомните о них. Жизнь настолько быстро проходит, что копаться и перебирать прошлое никогда нет времени и желания. Да и вряд ли вы когда-нибудь вспомните похожие удаленные фотографии. А самое главное вы же выбрали лучшие из них!

Как быстро отобрать фотографии

Нужно искоренить в мыслительном процессе страх не заметить красивую фотографию . Страх вместо красивой фотографии выбрать бездарную. Страх не показать фотографию каждого вида. Для истории достаточно всего лишь несколько красивых фотографий. Если фотография вызывает сомнение – надо её удалять.

Не возвращайтесь к удалённым фотографиям, иначе вам может захотеться вернуть их обратно. При удалении вы сравнивали их с другими и те оказались лучше. Именно поэтому вы их удалили. Однако при просмотре удалённых фоток вы не сравниваете их с другими лучшими, поэтому вам может показаться что вы удалили её зря. Доверяйте своему прошлому выбору. Доверяйте своему прошлому себе и не сомневайтесь в его выборе и уме.

Найти среди центнеров фотографий десяток лучших - непростая задача. Практически невыполнимая, если объект фотографий - я любимый, в любом ракурсе прекрасный. Но злые фотографы не только лимитируют число картинок на ретушь, но ещё заставляют самим отбирать, лентяи. Сейчас я расскажу, как эффективно и безболезненно с этой задачей справиться.

Фотографам самим этот текст читать не обязательно, можно сразу пересылать ссылку заказчикам. Вы и сами все знаете, у вас есть всякие рейтинги и звездочки от одной до пяти. Предвосхищая ваши вопросы, расскажу, что если съемка для души и на добрую память, то я избавляю заказчиков от мучений и присылаю сразу уже ретушированные фотографии. Зачем подвергать людей стрессу и показывать к чему приводит . Но, если мы снимали бизнес портрет, то я не рискну брать на себя такую ответственность. Обычно я присылаю на отбор 50-100 картинок и предлагаю модели самой определить, где угол наклона головы точнее символизирует надежность, а улыбка - клиентоориентированность. То же самое относится и к предметной и к архитектурной фотографии. Если речь идет о бизнесе, то выбор наиболее удачных кадров делает сам заказчик или мы с ним совместно. А чтобы облегчить отбор, я и написала этот мануал.

Итак,
1. Получили фотографии? Посмотрели? А теперь идите спать .
Не отбирайте сразу после просмотра. Можно отметить понравившиеся и удалить совсем некрасивые, но заниматься серьезным выбором не надо! Восприятие человека забавная штука. Сегодня нам нравится одно, а завтра уже совсем другое. Я никогда не выбираю и не ретуширую после съемки. Максимум чищу откровенный брак. С картинками - это как с текстом, с которым обязательно надо "переспать", а потом уже и перепроверить. Бывалые фотографы очень хорошо знают, что спустя некоторое время после проведения сета ощущения от фотографий меняются.

2. Зажмурьтесь, сейчас будем удалять. Удалять фотографии конечно же безумно жалко, поэтому мы создаем новую папку и копируем все картинки с фотосъемки в нее. Так, как в корзину мы отправляем не оригиналы, а только копии, ошибиться совсем не страшно. Первый раз избавляемся только от тех, которые не годятся даже для Хелоуина.

3. Теперь надо отдохнуть хотя бы часок. Проверить фейсбук и полайкать инстаграм, а лучше просто прогуляться на свежем воздухе.

4. После обновления восприятия снова нащупали кнопку delete . Теперь задача усложняется, плохих картинок нет, остались симпатичные, хорошие и прекрасные. Присмотритесь к ним повнимательнее. Где-то воротник некрасиво замялся, на каких-то рука неестественно торчит. Не бойтесь, удаляйте. Для истории у вас останется исходная папка.

5. Теперь снова отдохнем . Выбирать фотографии - дело весьма ответственное.

6. Открывайте папку. Смотрите, теперь, после основательной чистки, хорошие "похожие" фотографии встали рядом друг с другом . Теперь четко ясно на каких улыбка шире и глаза добрее. Удаляйте смелее, зачем нам две почти одинаковые, одна из которых определенно лучше другой.

7. При необходимости можно повторить пункты 5 и 6 несколько раз. Когда закончите отбор, не забудьте отправить выбранные номера фотографу.
Кстати, если разрешили только десять, а очень хочется получить отредактированные вот эти двенадцать, напишите все двенадцать номеров с комментариями, какой фотограф замечательный и что все его картинки настолько ШЕДЕВРальны, что вы не смогли решить, какие лучше. Очень велик шанс, что он/она растает и сделает "бонус". Только, пожалуйста, не рассказывайте потом, что это я вас научила, а то найдут меня и отомстят за дополнительную работу...

Рано или поздно все мы сталкиваемся с проблемой составления собственного портфолио. Но еще до этого, после каждой съемки, нам приходится выбирать из сотни кадров пять или десять лучших снимков, которые стоили бы обработки и представили бы результат нашей работы в наилучшем свете. Порой очень сложно понять, что стоит выбрать, поэтому в данной статье я хотела бы обратить ваше внимание на критерии для оценки ваших работ, которые помогут определиться с выбором, способы отбора, а также дать пару советов относительно составления собственного портфолио.

Итак, вы провели замечательную съемку и в прекрасном расположении духа приступаете к фильтрации кадров, чтобы сделать выборку для итоговой обработки. Обработать все двести-триста штук слишком трудозатратно, да и в принципе, в этом нет смысла. Если мы говорим не о свадебной съемке, я склонна придерживаться мнения, что лучше показать заказчику или зрителю пять действительно хороших кадров, чем пятьсот средненьких вперемешку с плохими.

Конечно, вы можете записать клиенту на диск все кадры, для архива, но для всего остального мира должна остаться только маленькая выборка, которая презентует все ваши возможности и таланты в качестве фотографа. Как же оценить, какой именно кадр достоин этой выборки, а какой нет?

Критерии для оценки

Резкость

Пожалуй, это первый, основной и самый простой критерий для оценки удачности кадра. Промахнулись мимо зоны фокуса - всё, на выброс. Конечно, сейчас, можно сказать, пошла мода в фотографическом мире на имитацию картинок со старых объективов с некачественным стеклом, и я видела портреты, на которых фокуса нет вообще и нигде. Разумеется, это личное дело каждого, но я считаю, что фокус должен быть хотя бы на маленьком участке кадра (на предполагаемом сюжетом участке, конечно, но тем не менее). Пусть он будет только на одном глазе, но будет.

Итак, между двумя кадрами при прочих равных стоит выбирать тот, на котором вам удалось сфокусироваться там, где вы хотели, и так, как вы хотели. Порой в случае тех же портретов гораздо лучше смотрятся кадры с так называемым «отделением от фона», т.е. снятые на широкой диафрагме с точной фокусировкой на объекте, когда фон (и иногда передняя часть кадра) получается полностью размытым.


Особенно много сложностей с фокусом у меня возникает при использовании объектива Lensbaby. Половина кадров сразу удаляется, остаются лишь те, где мне удалось навестись на резкость подобающим образом.

Освещение

Всегда выбирайте кадры, на которых вам удалось красиво обыграть освещение. Особенное внимание обращайте на экстремумы в зонах освещенности - самые светлые и самые темные зоны. В идеале в кадре не должно быть очевидных «вылетов», если это не предусмотрено художественной задумкой. Например, вы снимаете в солнечную погоду, и под глазами у модели образуются глубокие темные тени. Даже если во всем остальном кадр идеален, «вытянуть» эту оплошность будет крайне проблематично, и при прочих равных стоит выбрать тот кадр, где вы попросили модель иначе повернуть голову, чтобы избежать этих самых теней.

Другой пример - пейзаж, снятый в разное время суток и при разной облачности. Когда небо ясное, и вы снимаете против солнца, с большой вероятностью оно будет не эстетично выбелено. Работать над таким кадром, на мой взгляд, стоит только в том случае, когда вам удалось запечатлеть поистине уникальный сюжет или у вас нет возможности побывать там снова. Ну, или если вы снимали «вилку» для HDR. Итак, отметаем кадры с неудачным светом. А также помним о связанном со светом явлением - шуме. В общем случае, чем меньше шума на кадре, тем лучше. Особенно сильно он проявляется как раз в самых темных участках кадра.



Яркий пример зашумленного кадра. Мне понравился свет и композиция, поэтому я все же «вытянула» его и выложила в галерею, но в портфолио такой кадр я включить не смогу.

Композиция

Еще один важный критерий для оценки качества снимка - удачность композиции. На данном ресурсе представлен ряд статей на эту тему, с которыми вы при желании можете ознакомиться. В процессе выбора при прочих равных стоит остановиться на кадре с лучшей композицией, поскольку этот фактор влияет на правильное восприятие снимка. Если вы смогли поймать потрясающее выражение лица у вашей модели, но при этом «обрезали» ей руки, ноги и половину лица, вряд ли данный кадр можно считать удачным. Хотя, возможно, я вновь не в тренде, и подобные снимки сейчас на пике моды.

В данной серии есть еще один очень похожий кадр, но с чуть иным ракурсом, и я там умудрилась откромсать модели часть левой руки. Поэтому если я буду выбирать из них один - остановлюсь на этом.

Ракурс

В случае с портретом есть еще один деликатный момент. Все вот, кажется, идеально, но на одном кадре голова модели повернута на 45 градусов, а на другом - на 47. И один из ракурсов, как ни странно, выглядит гораздо лучше. Порой в данном случае для меня, например, это является определяющим фактором - я лучше подольше повожусь в редакторе с проработкой теней и подавлением шумов, поиграю с выкадровкой, но зато модель моя будет раскрасавица (раскрасавец?). Разумеется, когда кадр выглядит так, будто его снимали на мыльницу десятилетней давности на ISO 1600 в темном баре среди толпы пьяных людей, данное правило не работает. Просто на это тоже стоит обращать внимание при выборе кадров из серии, если фотографии в целом идентичны, но отличаются какой-то несущественной деталью. Вроде ракурса.

Сюжет

Самый сложный и, скажем так, тонкий критерий для оценки кадра. Подумайте, на каком кадре вам удалось в максимальной степени передать задумку вашей съемки, идею, сюжет. Вам нужно понять, насколько очевидно будет все это для зрителя: все ли необходимые предметы попали в кадр, что выражает поза модели, о чем говорит выражение ее лица - если мы говорим о портрете. Для этого вам может потребоваться попросить о помощи стороннего наблюдателя, со временем вы станете понимать это сами, опираясь на отзывы о ваших предыдущих работах.

Этот кадр - часть фотосерии. И, полагаю, глядя на него, вы легко сможете понять, о чем она, сколько человек принимало в ней участие и какова стилистика остальных кадров.

Попросите о помощи

Оценивать собственную работу всегда сложно. Я вообще свои кадры раньше воспринимала как детей: любила всех и сразу, и удаление какого-то из них с жесткого диска воспринималось мною как преступление против совести. В любом случае, лучше тренироваться жестко себя критиковать. Кадр вроде неплох, но что-то в нем не так - попробуйте не браться за него сейчас. Положите в папку с говорящим названием типа «Быть или не быть?» и пересмотрите через месяц. А лучше через два. Вполне вероятно, что папка будет удалена целиком, когда эмоциональный фон отойдет на второй план.

Когда поймете, что никак не можете определиться между двумя кадрами, попросите нескольких человек, мнению которых вы доверяете, помочь вам выбрать. Также очень хорошо в качестве фильтра использовать возможности какого-либо специализированного фотосайта - я использую для этого gallery.ru, а еще социальные сети. Часто бывает так, что при выкладывании серии снимков большинство людей оценивают совсем не те кадры, которые нравятся мне. И тут уже вам необходимо будет решать: соглашаться с мнением большинства или нет, а это во многом зависит от цели, которую вы преследуете, производя отбор снимков. Если вы собираете портфолио в интернете и хотите, чтобы оно было популярным - определенно, стоит прислушаться.

Если же вы собираете портфолио «для работы», намереваясь устроиться фотографом в какой-либо журнал или модельное агентство, это не совсем репрезентативная выборка. В такой ситуации лучше всего будет обратиться за помощью к профессионалу, имеющему подобный опыт, и попросить помочь вам отобрать кадры. Отличный вариант отработки портфолио - так называемые «портфолио ревю». Они проводятся в разных форматах, и суть их заключается в том, что вы можете показать свои работы заслуженным деятелям фотографического сообщества и получить их отзывы.

В крупномасштабном варианте портфолио ревю могут посещать также иные деятели культуры типа организаторов выставок, критиков, владельцев галерей и редакторов журналов. Это неплохой шанс заявить о себе в фотосообществе, но начинать следует с более мелких мероприятий. Например, многие фотографы, проводящие мастер-классы, устраивают на них портфолио ревю, так что вы можете выбрать того, чьи работы вам по душе, и отправиться к нему. Только приготовьтесь адекватно воспринимать критику, порой довольно жесткую, ведь в этом вся суть затеи - учиться и становиться лучше.


Международное портфолио ревю в Москве для российских фотографов, Portfolio Review Russia, 2011 год.

Правила составления собственного портфолио

Выбирайте только самое лучшее

Мне знакомо это ощущение: когда вы только начинаете фотографировать, и что-то начинает получаться, хочется срочно заняться составлением собственного портфолио, распечатать красивую и толстую книжку и начать ее всем показывать. Я не могу точно сказать, после какого периода стоит начинать составлять портфолио, поскольку все учатся и набираются опыта с разной скоростью. Но не раньше, чем через год после начала съемок.

Вы должны подходить к подбору кадров для портфолио со всей ответственностью. Пусть лучше будет пять хороших кадров, чем пятьдесят не очень хороших. Не спешите набрать объем: берите не количеством, а качеством. Туда должны попасть не просто хорошие кадры, а лучшие, лучшие из лучших. Будьте самым строгим критиком для себя, используйте те критерии и советы, которые были описаны в данной статье выше.

Отбор фотографий лучше производить в несколько этапов. Для начала выберите серии, которые и вы, и ваши зрители считаете удачными. Затем по 1-3 кадра из каждой удачной серии. Соберите все отобранные кадры в одном месте и отфильтруйте половину. Проводите фильтрацию до тех пор, пока не поймете, что остались только те кадры, которыми вы действительно гордитесь.

Выберите критерий классификации

Не стоит смешивать в одном портфолио фотографии разных жанров, особенно если речь идет о фотокниге. Если вы не имеете определенной специализации и фотографируете и пейзажи, и репортажи, и портреты, и натюрморты - сформируйте отдельное портфолио для каждого направления вашей работы. В противном случае, пытаясь охватить все возможные аудитории, вы не зацепите ни одну.

Я бы не советовала включать в общее портфолио фотосерии. Вы можете выложить серии в отдельные папки, или же, если они небольшие, разместить их на одной странице фотокниги в виде тизера. Дело в том, что они отвлекают внимание. Если вы считаете, что в серии есть какие-то особо удачные кадры, которые будут смотреться даже вне контекста остальной части серии - вы можете их использовать.


Этот кадр - часть большой серии, но, на мой взгляд, он достаточно хорош, чтобы использовать его отдельно.

Портфолио имеет своей целью показать всю разносторонность вашего таланта в определенной области, но стремясь осветить все грани, все же помните, что оно представляет собой нечто цельное. Не стоит помещать на одну страницу фотографию маленькой девочки с ромашками, а на следующую - что-то готически-ужасное. Думаю, такие контрасты смутят практически любого зрителя.

Постарайтесь смягчить переходы, и, может, не очевидно, но все же разбить кадры по стилистике и сюжетам. Тем не менее, не стоит также показывать слишком похожие кадры, это не имеет смысла: если вы умеете снимать девочек с ромашками, это еще не значит, что вы способны снимать мальчиков с машинками. А если вы умеете работать с естественным светом, совершенно не факт, что вы имели дело со студийным. Итак, покажите все, что умеете, но классифицируйте.


Как пример неудачного сочетания - думаю, на соседних страницах фотокниги данный переход будет слишком контрастным.

Вид портфолио

Вы можете презентовать свое портфолио множеством способов: создав свою собственную страничку в интернете, используя возможности специализированных фотосайтов, распечатав фотокнигу, сделав большую папку и вложив в нее отдельные отпечатки и т.д.


Еще один вариант вида портфолио - специальная коробка. Почему бы и нет?

Говоря о фотосайтах, можно отметить интересную вещь: чем сложнее процесс закачки, тем лучшее портфолио у вас получится, как в случае с 500px.com - данный ресурс не предполагает потоковой закачки и изначально был создан для того, чтобы выбрать лучшее из существующего в мире современной фотографии. Изначально на сайте существовала довольно-таки жесткая модерация, и попасть туда считалось вообще ужасно престижным, сейчас процесс упростился. Загружать фотографии может каждый, но все же не потоком, а определенное количество фотографий в месяц, если вы не покупаете платный аккаунт.

Впрочем, в каком-то смысле модерация осталась - в плане составления регулярных подборок лучших кадров с сайта, публикуемых в социальных сетях. К слову, на том же 500px существуют готовые (но не бесплатные) инструменты для составления портфолио, если вам не хочется заниматься разработкой своего сайта с нуля.

Каждый способ размещения информации имеет свои преимущества, и лучше всего будет иметь свое портфолио сразу в нескольких вариантах: например, на сайте, на диске и в виде фотокниги или папки с распечатками. К слову о распечатках - я настоятельно советую вам их сделать, потому что при просмотре кадра на компьютере слишком многое зависит от калибровки монитора смотрящего, когда же вы приносите отпечатки - вы имеете возможность показать их именно так, как сами того хотите, в том числе без цветовых искажений. Говоря о сайте - желательно, чтобы это была не ссылка на ресурсы типа социальных сетей.

Выбор целевой аудитории

Это действительно важный пункт, от которого зависит вид вашего портфолио, состав снимков и выбор носителя. Если вы просто делаете архив для личного пользования и показа друзьям - это одно. Но если вы собираете портфолио для подачи заявки на работу в какой-либо журнал - вам нужно ознакомиться с тематикой фотографий, присутствующих в нем на данный момент, и попытаться понять, что вы можете предложить именно им, чем можете их заинтересовать.

Это уже больше маркетинг, нежели фотография: поймите, кто ваш клиент, и работайте на него. Если смотреть на проблему в этом ключе, то вариант с папкой с отпечатками может быть наиболее удобным - вы просто вынимаете из нее все лишнее, и оставляете лишь то, что хотите показать тому или иному человеку.

Дизайн

Важно, чтобы оформление портфолио в любом его виде соответствовало стилистике ваших работ. Т.е. если вы снимаете в основном барышень рокерского облика на фоне развалин - фон с узором «hello kitty» вряд ли будет уместен. Лучше всего выбирать для фона нейтральные спокойные тона, чтобы не отвлекать внимание непосредственно от работ. Также для подписей и комментариев должен быть выбран читаемый шрифт, без изысков, поскольку основная их задача - донести до зрителя информацию. Все остальное остается на ваше усмотрение.

Порядок фотографий в портфолио

При составлении портфолио вы заинтересованы в том, чтобы его посмотрели целиком и оценили ваше искусство. Исходя из этого, располагать кадры в хронологическом порядке - не самое удачное решение. Ваше мастерство со временем растет, а если зритель увидит на первой же странице слабый кадр, у него не будет никакой мотивации переходить к следующему. Если же все лучшие кадры вы разместите в первой части презентации или книги - под конец портфолио эффект будет нивелирован. Поэтому считается, что самые лучшие фотографии следует размещать в начале и в конце. Также в зависимости от объема портфолио имеет смысл разместить их в промежутках, чтобы ту же книгу, например, все же досмотрели до конца.

Контакты и описания

Не забудьте тем или иным образом прикрепить к портфолио свои контакты. Будет довольно обидно, если кто-то увидит ваши работы, всячески восхитится и не сможет связаться с вами, чтобы дать вам ведро денег.

Кроме того, неплохо будет сопроводить каждую фотографию небольшим описанием, включающим дату съемки, место и по желанию - используемое оборудование, если вы хотите сделать на этом акцент. Также, если какие-либо из ваших фотографий занимали призовые места в конкурсах или публиковались - не забудьте указать это в подписи к кадру.

Заключение

Итак, как это ни прискорбно, «просто нажимать на маленькую черную кнопочку» и получать удовольствие от процесса - всего лишь половина дела. По сути, тщательный отбор фотографий и правильная их презентация зрителю являются чуть ли не самыми важными аспектами в процессе формирования вашего имиджа как профессионала. Вы можете сделать тысячу снимков, девятьсот пятьдесят из которых будут плохими, а оставшиеся пятьдесят - хорошими, и показать лишь пять самых лучших из этих пятидесяти - и люди будут оценивать вас именно по этим снимкам. И правильно сделают, потому что именно портфолио помогает понять вашу верхнюю планку на текущий момент: то, на что вы действительно способны.

В качестве тренировки предлагаю каждому разместить в комментариях по одному самому лучшему кадру за все время работы в данной области, в любом жанре и с любым сюжетом!

И еще: если у вас есть вопросы, не стесняйтесь их задавать и указывать темы, на которые вам было бы интересно почитать статьи - мы работаем для вас!

У меня, как и у многих других фотографов, часто возникает необходимость отобрать из нескольких кадров лучший. Разные условия съемки вынуждают иногда делать несколько фотографий одного и того же объекта. Я снимаю много пейзажей, поэтому часто выполняю брекетинг по экспозиции. Еще чаще приходится делать дубли с разной дистанцией фокусировки, чтобы четко захватить разноудаленные объекты. С помощью моей фототехники не всегда удается высчитать и точно установить гиперфокальное расстояние, и хотя я пользуюсь DoF-калькулятором (калькулятором глубины резкости), обычно все равно делаю несколько дублей с различными ручными настройками. Аналогично приходится дублировать снимки, если в кадре присутствует или может присутствовать движение - колышущий ветви ветер или моргающие люди.

Оценить полученные кадры в полевых условиях обычно не представляется возможным; да и просто неразумно тратить драгоценное время, пытаясь вглядеться в дисплей фотоаппарата. Дома же или в офисе сделать это намного проще. Брак при просмотре обычно видишь сразу. Очень легко отбирать фотографии по вариантам композиции. Немного сложнее выбрать лучший экспонированный кадр. И самое сложное для меня - оценить и отобрать из нескольких почти идентичных снимок с наибольшей резкостью.

Для этого надо соблюсти как минимум два условия: первое - просмотр надо делать обязательно в стопроцентном масштабе и без всяких улучшателей. Второе - две или более картинки должны отображаться либо сразу друг за другом, либо одновременно с возможностью перемещения по холсту места просмотра. Стопроцентный масштаб можно задать в любой программе просмотра, в этом проблемы нет; а вот найти такую программу, чтобы корректно отображала несколько файлов, мне было сложно.

Казалось бы, что может быть проще - открыть файл в RAW-конвертере и посмотреть. Но если взять Adobe Camera Raw / Bridge или бесплатный аналог RawTherapee, то можно убедиться: эти программы отлично показывают один кадр, однако чтобы переключиться на другой, им необходимо определенное время. Более того, на большинстве доступных мне, не супербыстрых, компьютеров, стопроцентное отображение картинки (особенно ARW-файлов по 24 Мб - RAW-формат SONY) происходит в два этапа: сначала появляется «сглаженная» версия картинки, при этом в правом верхнем углу виден восклицательный знак в желтом треугольнике (идет процесс загрузки), и только потом фотография выводится во всей своей красе (или без нее). Этой задержки загрузки/декодирования хватает, чтобы глаз замылился и потерял возможность адекватно сравнить отображаемую картинку с предыдущей. Переход назад не увеличивает производительности, так же как и попытки поколдовать с кэшем и другими настройками. Можно загрузить файлы в графический редактор и переключаться между окнами в нем, это уже будет на порядок быстрее, так как декодирование файла будет выполняться на этапе открытия, а не переключения. Но этот способ меня не устраивает тем, что, во-первых, тоже занимает много времени, а во-вторых, он довольно ресурсоемок для элементарной задачи просмотра и отбора. И уж тем более он не годится для слабого ноутбука, когда поставленная задача очень проста: выбрать кадр и отправить его через Интернет.

Решая задачу поиска программного обеспечения для сравнения фотографий, я не обнаружил богатства выбора. И тем не менее оказалось, что одна из программ, которой я уже давно пользуюсь, FastStone Image Viewer , умеет это делать, к тому же она бесплатная для домашнего использования. В этой статье я хочу рассказать, как в ней решается описанная задача. Возможно, кто-то знает и другие варианты - буду признателен, если вы поделитесь со мной этой информацией.

Итак, FastStone - это довольно удобная, на мой взгляд, программа просмотра графических файлов для платформы Windows. Ее не нужно отучать работать с интернет-каталогами, как Picasa, она может не создавать гигантские локальные базы данных, как это делают те же Bridge и ACDSee. Ее удобно настраивать, и в ней есть почти все необходимые функции. При старте открывается фактически стандартный для многих программ такого типа интерфейс: дерево каталогов, предпросмотр выбранного файла и список доступных файлов в виде миниатюр:

(главное фото)

Нажатие клавиши Enter переводит программу в режим полноэкранного просмотра. Хочу сказать несколько слов о его особенностях:

  1. Левая кнопка мыши активирует режим увеличения («Лупа» ), перемещение мыши в этом случае двигает по холсту зону увеличения. Правая кнопка ассоциирована с вызовом контекстного меню, из которого можно, например, скопировать или переместить отобранный файл (горячая клавиша C ) в другой каталог для последующей его обработки в фоторедакторе. Программа ведет список используемых каталогов, что ускоряет сам процесс отбора.
  2. При перемещении мыши к разным краям экрана появляются всплывающие окна. Слева это меню редактирования (тут доступны и поворот, и обрезка, и примитивная цветокоррекция), сверху - панель миниатюр для быстрой навигации по фотографиям, справа - информация по файлу, от EXIF до гистограммы. При этом, в отличие, например, от IrfanView (еще одна бесплатная программа просмотра), это окно никак не мешает переходу от одной просматриваемой фотографии к другой, а информация в нем динамически отображается.
    Верхняя панель:

Левая и правая панели:

При работе с RAW-файлами у программы есть одна особенность: по умолчанию она оперирует интегрированными в файл изображениями предпросмотра. К сожалению, обычно они небольшого разрешения и не отображают весь возможный динамический диапазон исходной картинки. Переключается это в настройках:

Теперь приступаем к самому интересному. В стандартном режиме находим нужные нам фотографии и, удерживая клавишу Ctrl , кликаем левой кнопкой мыши по нужным работам. Затем вызываем контекстное меню (правая кнопка мыши) и выбираем «Сравнить изображения» или нажимаем горячую клавишу P :

Получаем именно то, что нам было нужно: синхронное отображение нескольких работ в стопроцентном масштабе:

Тут можно вывести, а можно убрать дополнительную информацию в виде гистограммы или EXIF, менять масштаб изображения, перемещаться по холсту. Если вы снимали с рук и объекты на разных работах смещены, любое индивидуальное изображение можно сдвинуть независимо от других нажатием и удержанием правой кнопки мыши (о чем есть подсказка в верхней строке окна).

Нажатием Enter можно переключиться в режим полноэкранного просмотра. В этом случае будет отображена только одна фотография, но сверху на экране появится панель, на которой будут кнопки с цифрами - нажатием на них можно выбирать отображения других снимков:

Теперь одним из возможных сценариев использования FastStone может быть следующее:

  1. Экспорт фотографий из фотоаппарата на локальный диск. Резервное копирование исходных файлов.
  2. Быстрый просмотр с удалением явного брака и отбором/копированием/переносом части работ в нужные каталоги. Например, я сразу группирую файлы, из которых потом будут собираться панорамы, HDR-файлы или группы для стекинга по фокусу. Обратите внимание: если вы делаете подобный перенос из Adobe Bridge, то, скорее всего, будете неприятно удивлены, узнав, что для не существующих больше файлов, которые вы уже перенесли, в кэше программы остались изображения предпросмотра, а сам размер кэша может достигать нескольких гигабайт. При этом автоматически, по крайней мере, в текущих версиях, Adobe Bridge свой кэш не очищает.
  3. Финальная обработка отобранных работ в RAW-конвертере с проставлением рейтингов, тэгов и т. п.

Вот такой рабочий процесс. Буду рад отзывам, конструктивной критике и комментариям.



Декларация по УСН