Над чем Вы сейчас работаете? Какая серия Ваших фото - самая любимая

Сурен, часто говорят, что нет такого фотографа, который в глубине души не мечтал бы писать картины. К сожалению, дар живописца есть не у всех. А Вы когда-нибудь хотели творить именно с помощью кисти?

Если честно, то да! Не все можно сфотографировать. Сфотографировать можно только то, что существует, а нарисовать - намного больше. Больше всего мне из современных художников нравятся абстрактные экспрессионисты: Марк Ротко и Николя де Сталь. Получить фотографически что-либо подобное пока не представляется возможным.

В Интернете очень много Ваших работ и очень немного информации о Вас. И все-таки, хотелось бы узнать, как Вы пришли к фотографии?

Мой дядя увлекался фотографией и научил меня самому основному. В шестнадцать лет мы с другом увлекались астрофотографией: снимали Млечный путь и Луну. Тогда пленка 125 ISO по степени чувствительности была для нас верхом мечтаний. Потом я занялся физикой, а фотографию забросил. Мой интерес возродился с появлением цифровых фотокамер. Благодаря им, процесс обучения значительно ускорился. В 2004-м я снова начал снимать, а с 2006-го фотография стала даже источником дохода. Начиная с этого времени, у меня уже появились фотографии, которые мне не стыдно и сейчас кому-то показать. С 2007 до 2012 я был штатным фотографом журнала “Ереван”, в котором и прошли дальнейшие этапы моего становления.

Леонардо да Винчи говорил: «Синева неба происходит благодаря толще частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Как известно, «отвернуть глаза от звезд» он не мог до конца дней. Физика для Вас - наука о прекрасном?

Физика помогает мне лучше понять то, что происходит в камере, да и вне камеры. Не говоря о том, что физика учит нас думать. В самой физике есть красота, но это красота внутренняя. А в фотографии красота внешняя. Красоту физики мы воспринимаем умом, а красоту фотографии – глазами.

Какая серия Ваших фото - самая любимая?

Всегда та, которой я в данный момент занимаюсь.

Глядя на Ваши фотографии со звездным небом и старыми армянскими храмами, древними артефактами, прямо-таки погружаешься во тьму веков. А сами Вы хотели бы отправиться в прошлое? Если да, то в каком веке, а, может быть, в какой эпохе, эре Вы бы хотели побывать?

По очереди во всех. В каждой эпохе есть что-то своеобразное, которое обязательно хочется подчеркнуть. Вплоть до первобытных времен. Например, живопись на стенах пещеры Альтамиры является для меня некой вершиной в искусстве. Если выбирать что-то одно, то это, безусловно, Древняя Греция.

Как пришла идея фотографировать зрачки глаз?

Это совершенно естественная мысль и, как показывает опыт, возникла она у очень многих людей. Просто мне удалось найти интересный способ это сделать.

Бывали ли случаи, когда Вы задумывали создать один образ, а получался совсем другой, и даже лучше?

Да, конечно! Например, когда снимаешь на длинной выдержке – никогда не можешь точно знать, что получится, как поведут себя объекты в кадре, каким образом они смажутся. Поэтому приходится делать много дублей, пока выйдет что-нибудь эстетическое. В этом смысле, фотограф должен обладать способностью предсказывать будущее на доли секунды вперед. Также было и во время фотографирования глаз – я и не подозревал, какие структуры скрываются в радужной оболочке.

Вообще, все люди на Ваших фото как будто реально находятся с Вами на одной волне. Есть ощущение, наверное, идеального единства фотографа и модели (-ей). Что Вы такое с ними делаете?

Для меня принципиально важно, чтобы фотографируемый человек был со мной на одной волне. Без этого хорошей фотографии не получится. В первую очередь я должен любить того человека, которого снимаю. И в процессе съемки я активно общаюсь, шучу, можем просто все оставить и немного поговорить. Часто я встречаюсь с моделью до съемки, чтобы наладить человеческий контакт, тогда-то и легче будет настроиться на одну волну.

Ваши работы в большинстве случаев показывают какую-то радость души, от них тепло. Вы умеете показать живые эмоции даже в таких, казалось бы, демонстративных вещах как свадьба. И веришь в то, что эти эмоции действительно положительные. Хотеть видеть счастье, на мой взгляд, не такое уж частое явление для фотографа. Вы сами - счастливый человек?

Это мой принцип – делать позитивные фотографии. В целом я ощущаю себя счастливым человеком, и это находит свое отражение в моих работах. Мир таков, каким мы его хотим видеть. Зло – оно как бы кричит и колет глаз, потому его легче заметить. Позитивные явления – они как будто более естественны, поэтому их замечают меньше.

Есть ли какие-то качества, которые Вы больше всего цените в людях? А в себе?

Ну, это какой-то «блондинистый» вопрос, если честно… Скажу только, что мне труднее всего с людьми, сочетающими в себе тупость и самоуверенность.

Вы очень успешный человек. А сейчас у всех успешных как-то принято переезжать в страны Европы или в Москву, на худой конец. Не хотелось?

Интернет во многом стирает географические границы. И в плане распространения моих работ мое местонахождение не имеет никакого значения. А в плане жизни – везде есть свои недостатки, рай на земле еще не создан. Вопрос, скорее, в нас самих, нежели в месте, в котором мы живем. С фотографической точки зрения – Армения очень богатая и «малосфотографированная» страна. В России едешь тысячу километров, и ничего не меняется. А тут проехал десять и попал на другую планету.

Вы любите фотографировать животных. А какое Ваше любимое животное?

Да, люблю, но в основном это насекомые. Они для меня интересны тем, что на таких фотографиях мы видим значительно больше, чем собственными глазами.

Хотели бы Вы полететь в космос? Если да, то куда именно (к какой планете, к звезде)?

Вот недавно посмотрел тур по космической станции, и понял, что больше двух-трех дней я бы там не хотел задерживаться. Слишком нечеловеческая там обстановка. Ничего эстетического, кроме вида из иллюминатора. Сплошные трубы, провода, кнопки… Ну, и невесомость, которая на самом деле не так приятна, как кажется.

Сурен Манвелян - преподаватель. Строгий или добряк? Бывали случаи, когда студенты ставили Вас в тупик? За глаза как-нибудь называют?

Строгий добряк. В тупик я чаще загоняю себя сам. И всегда готов признать собственную глупость. За глаза прозвищ пока не слышал.

Что такое Квантовый Хаос?

Берусь за час объяснить это непосвященному человеку!

Почти все музыкальные инструменты, на которых Вы играете, так или иначе, внешне напоминают очертания женского тела (не говоря уже о фотографиях природы, неба, зрачков глаз и т. д.). Вы - человек, которого вдохновляет, прежде всего, прекрасное? Что еще для Вас является «поводом» творить?

Вряд ли сходство с женским телом явилось для меня поводом музицировать. А в целом Ахматова была права – «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Одну из самых моих лучших фотографий я сделал во время невероятно скучной и дежурной съемки. Вдохновение – оно исключительно мимолетно, длится иногда доли секунды. Мы всего лишь создаем повод и ждем его. Главное, не упустить момент. А понимание, что это все-таки был тот самый момент, приходит позже. В момент творчества ни о чем не думаешь, просто делаешь, потому что не можешь не делать. Акт творчества становится частью самого тебя.

У Вас есть любимая песня, музыкальное произведение? Какое (-ие)?

Это, безусловно, произведения И. С. Баха. Например, я научился играть на гитаре потому, что, на мой взгляд, Бах на ней лучше звучит, чем на фортепиано - более аутентично.

Над чем Вы сейчас работаете?

Последний год я стал активнее снимать свадьбы, что доставляет мне большое удовольствие. Особенно, когда пара бывает со мной на одной ноте. Тем не менее, работа над предыдущими проектами продолжается – я все еще небезразличен к красивым глазам, как человека, так и животного. Часто снимаю пейзажи.

У Вас есть мечта, которую Вы хотели бы непременно (а, может быть, вовсе необязательно) воплотить в жизнь?

Я обнаружил, что действительность намного богаче, чем наши самые смелые мечты. За последние несколько лет со мной произошли настолько невероятные вещи, что до этого у меня даже не хватало сообразительности их «помечтать». Потому предпочитаю быть открытым по отношению к тому, что приносит судьба, а фантазию использовать больше для создания интересных кадров.

Большое спасибо!

Вам спасибо!

Ольга Иванова

Сурен Манвелян (Suren Manvelyan) родился в 1976 году в Ереване, Армения. В 2001 году он получил ученую степень доктора философии в Ереванском Государственном Университете за исследования в области квантового хаоса. В следующем году он получил Награду Президента Армении за исследования в области квантовых технологий. С 1997 года он является научным работником Института Физических Исследований при Национальной Академии Наук.

Сурен Манвелян свободно играет на пяти музыкальных инструментах - гитара, виолончель, пианино, флейта и лира. Вот уже более десяти лет он преподает физику, математику и астрономию в ереванской вальдорфской школе (Yerevan Waldorf School).

Сурен Манвелян начал фотографировать еще в шестнадцать лет. Профессиональным фотографом он стал в 2006 году. Сейчас он является главным фотографом журнала "Ереван". Манвелян пробовал себя практически во всех видах фотографии. Особенно выдающиеся работы у него в таких жанрах, как макросъемка, портрет, пейзаж и креативные фотопроекты.

Большую популярность Сурен Манвелян снискал после того, как свет увидел его проект "Твои прекрасные глаза" (Your Beautiful Eyes). В нем он показывает красоту человеческих глаз при помощи макросъемки. Его фотографии заставляют открыть рот от изумления. Складывается такое впечатление, что перед нами не глаз, а какой-то инопланетный ландшафт - настолько необычно устроены глаза.

Предлагаю вам посмотреть серию фотографий из проекта Сурена Манвеляна "Твои прекрасные глаза".









Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях известный в Армении и далеко за ее пределами фотограф , чья серия фотографий «Your Beautiful Eyes» (Твои прекрасные глаза) просто потрясла интернет сообщество, а остальные фотографии не раз удостаивались наград почетных конкурсов.

Поскольку о творческом пути Сурена было написано не раз, мы попросили его рассказать одну из интересных историй, связанных с фотографией, которых, кстати, за более десяток лет фотостажа у него собралось не мало. Итак, история одной фотографии от Сурена Манвеляна .

Однажды я получил заказ на фото от компании, которая является собственником Армянской Атомной электростанции (АЭС). Им нужна была фотография АЭС на фоне горы Арарат. Я начал с изучения местности по Google Maps, нашел подходящие холмы, с которых открывается вид на АЭС и гору Арарат. Несмотря на то, что холмы находились за пределами АЭС я все-таки попросил девушку, связавшуюся со мной, взять разрешения у руководства АЭС, потому как это стратегический и хорошо охряняемый объект и сидящему там снайперу как-то все равно я собрался фотографировать АЭС на фоне Арарата или теракт совершать. Разрешение получено. Я специально надел ярко-красную куртку, чтобы был виден издалека всем снайперам, взял такси и поехал.

На первом КПП (контрольно-пропускном пункте) проверили все документы, спросили разрешение – все нормально, можем проезжать. Я еще осведомился, есть ли еще КПП впереди, сказали, что нет – это последний. Прекрасно! Едем дальше, и вдруг я осознаю, что дорога куда-то не туда ведет и мы так к моим холмам не доберемся. Остановил такси, решил по короткому пути забраться на холмик, а таксиста попросил подождать внизу.

Сделав все фотографии с вершины холма, я собрался уже спускаться, как смотрю, такси нет. Благо номер телефона таксиста у меня был, звоню ему, а в трубку голос другого мужика мне говорит: “Стой где стоишь, брат. Мы идем!” . Ну я, чтоб их не слишком утруждать, спустился с холма и пошел к ним навстречу. А встречали меня несколько военных с калашниками в руках и представьте картину: группа военных во всеоружии подступает ко мне, тогда прилично бородатому в красном дутике и с камерой с огромным телеобъективом.

Один из них так и сказал:

“Будь я на снайперском посту, завидев тебя такого на холме, тут же снял бы тебя без расспросов!!!”

Оказалось на первом КПП, когда нас пропустили, предупредили сотрудников второго КПП, что едет какой-то журналист. Они ждали-ждали и не дождавшись, пустились в розыски этого журналиста, хорошо, что такси стоялo на пол-пути, иначе не нашли бы меня или просто было бы поздно кого-то искать 🙂

Потом меня забрали на допросы-распросы, долго допрашивали, попросили разобрать всю технику. В общем, как показывает практика, в таких случаях лучше делать, что скажут. Я же просто фотограф и ничего плохого не делал, и собственно говоря, даже не скрываю этого 🙂 Оказалось, что мое проникновение на территорию АЭС является страшным нарушением, и я тем самым подставил всю вооруженную и не вооруженную охрану, пройдя перед их носами незамеченным.

Потом прибыл милый и очень культурный дяденька, который очень спокойно начал расспрашивать обо мне и моей бренной жизни: место работы, номер телефона жены, рабочий номер телефона, рабочий номер телефона жены, родственники за рубежом… — анкету заполнил от и до, и как я понял, это уже была далеко не простая охрана АЭС.

В итоге, когда страсти поутихли, оказалось, что меня спасло только то, что я все-таки спросил разрешения и руководство АЭС было в курсе, хотя процедуру получения письменного разрешения я не прошел. Фотографии, конечно же, все стерли, потому как на них не должен быть виден даже кусочек решетки АЭС или расположение ее охраны. А заказ надо сдавать уже через два часа.

На мой вопрос: «А как теперь мне заказ выполнять?». Милый дяденька так и сказал:

“Идешь, дорогой фотограф, на дальнюю трассу, оттуда фотографируешь АЭС, потом дома в находишь фото Арарата, у тебя ведь будет подходящее фото, и знаешь такую программку – Фотошоп называется? Вот Фотошоп тебе в помощь!”

Так и сделал. Хорошо, что свет на моей фотографии АЭС и найденной фотографии Арарата совпал и получлась прекраснейшая фотография, так что и не отличишь, настоящая или нет. Вопрос в том, зачем было весь этот сыр-бор затевать, хотя самое хорошее во всей этой истории – это то, что я вернулся домой здоровый и невредимый!


Если глаза - это зеркало души, тогда творчество фотохудожника с армянскими корнями, Сурена Манвеляна (Suren Manvelyan) , можно назвать путешествием в зазеркалье. Ежедневно мы видим сотни глаз, но даже не подозреваем, насколько они фантастические, если в них вглядеться как следует...


Правду говорят, что если долго и пристально смотреть в глаза, можно погрузиться в транс. Глаза обладают каким-то гипнотическим свойством, недаром влюбленные тонут друг у друга в глазах, называя их омутами. Некоторые из этих омутов Сурен Манвелян и запечатлел на своих фотографиях из серии Your beautiful eyes.



Каждый глаз - это волшебная, неповторимая планета с уникальным ландшафтом, цветом и "декорациями". Их хочется рассматривать снова и снова, каждый раз удивляясь, насколько природа - искусный творец. Человеку ни за что не повторить того, что природа рождает играючи, с изящной легкостью. Только и остается, что фотографировать эти чудеса, восхищаясь мастерством бессмертного автора.

Уже более 20 лет физика и фотография - две главные страсти Сурена Манвеляна. Мировая известность пришла к нему благодаря макрофотографии зрачков в фильме Люка Бессона «Люси». В Армении имя фотографа прочно связано с удивительными пейзажными ракурсами, оригинальной свадебной съемкой и неизменным почерком панорамной фотографии ночного неба Армении.

Сурен, многие вас знают, как фотографа и создателя собственной школы фотографии. При этом вы кандидат физико-математических наук. Что для вас хобби, а что профессия?

Сегодня для меня основная профессия – фотограф. Потом – преподаватель фотографии, далее преподаватель физики. Профессиональную физику пришлось оставить в 2011 году, ею занимался с 1997-ого, защитил диссертацию и даже получил премию президента РА в 2002 году в составе нашей научной группы. По сути, фотография и физика – две мои страсти, дополняющие друг друга.

Как начался ваш путь в фотографии?

Самые первые фотографии я сделал в возрасте 16 лет, когда увлекался астрономией. Снимал в основном звезды с помощью телескопа. Потом оставил эту затею. Интерес возобновился, когда появились первые цифровые камеры, и с 2004 года я снова начал активно снимать.

Кто из армянских фотографов либо писателей выступает вдохновением для вас?

Я, скорее, воодушевляюсь иностранными представителями искусства. Стилем, подходом к работе, образом мыслей. Однако есть один армянский философ, живущий в Базеле, – я почти перечитал все от него – это Карен Свасьян.

В ваших работах есть и посвящение армянской природе, и портретная съемка и свадебная фотография. Какой из жанров любимый?

Любимый – портрет. При этом он требует большой предварительной работы, потому и часто снимать портреты не всегда удается. Портрет должен говорить. Это не просто красивое лицо, это история.

Недавно у вас была выставка в рамках проекта « ». Какую Армению вы открыли для себя?

Да, эта выставка была завершением проекта, спонсированного Америа банком и посвященного не туристическим местам, в основном далеким от столицы. Оказывается, в Армении величайшее множество рукотворных и нерукотворных памятников, затерянных в лесах или глухих деревнях, лежащих далеко от проторенных туристических троп. Для меня открытием было озеро Армаган, на вершине одноименной горы – маленькое, совершенно круглое озеро в кратере бывшего вулкана – потрясающей красоты место!

Делая фотопейзажи, с какими трудностями приходится сталкиваться?

Основная трудность – погода. Мне неинтересно снимать пейзаж днем, под палящим солнцем. Другое дело – красивое закатное освещение. Но вот предсказывать красивый закат – дело очень трудное. Приедешь на красивое место, а заката нет… И так приходится по нескольку раз приезжать, пока не сделаешь кадр.

Создавая школу фотографии, какую задачу вы ставили перед собой?

Фотошколу я открыл «по многочисленным просьбам телезрителей». Ко мне время от времени обращались разные люди с подобной идеей, что в итоге и привело к открытию школы. Ее задача с нуля научить человека основам фотографии – композиции, технике и основным приемам работы практически во всех жанрах. В программу входят уроки, посвященные маркетингу в фотографии, общению с клиентом, выполнению проектов. И приятный бонус – обсуждаем философские проблемы фотографии.

Свадебная фотография для многих спорный жанр. Как сохранить свой почерк и стиль?

Для меня главное – получать удовольствие от съемки. Если я «балдею», фотографии будут хорошие! Стиля как такового у меня нет, хотя многие говорят, что узнают мои фотографии издалека.

Являетесь ли вы членом различных ассоциаций фотографов Армении? Есть ли у нас сегодня вектор развития фотографии?

Нет, не являюсь членом какой-либо ассоциации ни в Армении, ни за рубежом. Вектор такой – хороших фотографов всё больше, и это невероятно радует. Фотография в Армении полностью вне системы, правил и саморегуляции. И если есть сферы, где она может самофинансироваться, то есть и такие, где нужна поддержка со стороны (государства, спонсоров и т.д) – это документальная фотография, пейзажная фотография, фотография как искусство. К сожалению, в этих областях фотографы вынуждены работать, в основном, за свой счет.

Ежегодно вы устраиваете выставки, презентуя новые проекты. Что нас ждет в ближайшее время?

Я только закончил цикл ExploreArmenia и делаю выставку только тогда, когда набирается достаточный материал, потому не могу сейчас сказать, что вас и меня ждет.

Если бы вы выбрали одну из своих фотографий, то какой бы она была?

Та, которую я еще не сделал.

Что пожелаете напоследок нашим читателям?

Не потеряйте себя в этом мире и сумейте найти ответ на вопрос: кто Я?



Декларация по УСН