Марк аврелий цитаты. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы марк аврелий антониниус. Цитаты, полезные каждому

Марк Аврелий - это один из самых цитируемых римских философов, время правления которого называлось «золотым веком» в истории Рима. Он заслуженно получил прозвище «философа на троне», а после смерти был официально возведен в божественный ранг. В свое время Марк Аврелий был известен своими высокими нравственными стандартами, образованностью и эрудицией.

Мудрый император

Цитаты Марка Аврелия до сих пор не теряют своей актуальности. Император принадлежал к школе позднего стоицизма и считал, что перед законом должны нести одинаковую ответственность все люди - как рабы, так и свободные. При его содействии освобождение рабов в Риме произошло быстрее, а на применение пыток были наложены значительные ограничения. Многие из цитат Марка Аврелия взяты из его труда «Размышления». «Не бросать дело, не опускать рук, сбившись, возвращаться снова и ликовать» - писал император-философ. Принципы, изложенные в своих трудах, он применял и в собственной жизни.

Мировоззрение философа

С 19 лет занимал должность консула и уже тогда отличался простым, но строгим нравом. Несмотря на свою молодость, еще в юности он, благодаря своему трудолюбию и образованию, был кандидатом в квесторы. В 138 году он занял эту должность, а со 161 по 169 годы правил одновременно со своим названным братом Луцием Вером. По своему мировоззрению он был близок к стоической философской школе. «Жизнь - это борьба и странствие по чужбине» - в этой цитате Марк Аврелий говорил в первую очередь о себе самом и о своей биографии. Ведь несмотря на то, что сам он был противником войн и насилия, в течение жизни ему приходилось постоянно участвовать в сражениях.

Цитаты, полезные каждому

Философ писал: «Гнаться за невозможным - безумие. Но негодные поступают именно таким образом». Марк Аврелий в своих трудах пытался очертить наиболее рациональный путь достижения цели. Если человек ставит перед собой слишком высокую планку, то все, на что он может рассчитывать, - это сочувствие со стороны окружающих. Соотнеся изречение философа с реальной жизнью, можно увидеть, что это действительно так. Если, к примеру, человек среднего возраста пытается построить спортивную карьеру, скорее всего, его попытки будут обречены на провал. Такое поведение можно назвать нерациональным, ведь, несмотря на тяжелые тренировки, тело не будет таким же гибким и выносливым, как в юности.

Быстротечность времени

Еще одна цитата Марка Аврелия учит наблюдать за скоростью течения времени: «Помышляй почаще о той быстроте, с которой проносится все и уходит». Известно, что время как таковое не может меняться. Но его восприятие в сознании человека подвержено постоянному изменению. Человек - это существо, которое воспринимает реальность через призму своего опыта. И поэтому для него время течет нелинейно. Помнить о том, что наша жизнь быстротечна, означает использовать свои дни с максимальной пользой.

Напутствия от философа

Еще одна цитата философа учит, что порочное часто происходит прямо на глазах, но не замечается нами: "Порок - что это такое? То, что ты часто видел". Нередко осуждение происходит из простой зависти. Люди сплетничают между собой или напрямую осуждают чужие поступки только по той причине, что сами хотели бы иметь то, что есть у другого - его возможности, здоровье, молодость, деньги, социальное положение. И это лишь один из примеров порока и мотивированных им действий.

Цитаты Марка Аврелия про жизнь будут интересны молодым и пожилым, богатым и бедным. «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» - писал философ. С этим выводом, которому уже много сотен лет, согласны и современные психологи. На одно и то же жизненное событие можно смотреть с разных точек зрения. Например, увольнение с работы для кого-то будет причиной для длительной депрессии, а для кого-то - возможностью обустроить свою жизнь заново, устроившись в новую компанию.

Фразы на латинском

Многим будут интересны и цитаты Марка Аврелия на латыни. Вот одно из таких изречений: Qui facturus est, sive beysya sicut et tibi («Сколько ты ни бейся, а люди будут делать одно то же»). Психологи предупреждают, что опасно пытаться изменить другого человека, ведь характер во взрослом возрасте практически не меняется. Менять можно только самого себя - попытки изменить других в большинстве случаев обречены на провал. Другая мудрая фраза звучит так: Omnia nunc - et nunc aeternitatis («Все настоящее - мгновение вечности»). Здесь философ подчеркивает, что человек живет только в настоящем. В каждом миге жизни заключена вечность.

(121-180 гг.) римский император с 161 г., покровитель науки и философии, философ-стоик

Не пошел я в общие школы, а учился дома у хороших учителей и понял, что на такие вещи надо тратиться не жалея.

Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?

Все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. (…) И долговечнейший, и тот, кому вот-вот умирать, теряет ровно столько же.

Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение.

Кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно пристроено. (…) Своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет старухи или старика, и прелесть новорожденного.

Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.

Жить, не рассчитывая на тысячи лет. Нависает неизбежность. Покуда жив, покуда можно – стань хорош.

Что же такое вечная слава? Сущая суета. (…) Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.

Вот сказал бы тебе кто-нибудь из богов, что завтра умрешь или уж точно послезавтра – не стал бы ты ломать голову, как умереть именно послезавтра, а не завтра, если ты, конечно, не малодушен до крайности. В самом деле, велик ли промежуток? Точно так же через много лет или завтра – не думай, что велика разница.

Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной это случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло такое, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.

Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести.

Нет (…) ничего устойчивого, а рядом с нами безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает.

Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.

Азия, Европа – закоулки мира. Целое море – для мира капля. (…) Всякое настоящее во времени – точка для вечности.

Нет, что они делают! – людей, живущих в одно с ними время и вместе с ними, они хвалить не желают, а сами тщатся снискать похвалу у потомков, которых они никогда не видели и не увидят. Отсюда совсем уже близко до огорчения, что предки не слагали тебе похвальных речей.

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.

Город и отечество мне, Антонину, Рим, а мне, человеку, мир.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.

Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму.

О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо.

Как морской песок ложится покровом поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.

Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?

Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и оставшееся время жизни, как доставшееся тебе сверх ожидания, проводи согласно с природой.

Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

Вполне возможно стать богоподобным человеком, оставаясь никому не известным.

Совершенство характера – (…) чтобы всякий день проводить как последний.

Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся; а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься.

Смешно, стараясь избежать чужой порочности – что невозможно, не стараться избежать своей собственной – что вполне возможно.

Ты сделал добро, другому – сделано добро. Что же ты, как безумный, ищешь что-то третье сверх этого? чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы получить что-то взамен?

Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.

Хочешь, чтобы тебя хвалил человек, который за один час трижды тебя обругает? хочешь нравиться тому, кто сам себе не нравится?

Люди рождены друг для друга. Значит, переучивай или переноси.

Либо боги ничего не могут, либо могут. Если не могут, зачем молишься? А если могут, почему бы не помолиться лучше о том, чтобы не бояться ничего такого, ни к чему такому не вожделеть и ни о чем таком не печалиться?

Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, делает себе зло.

Когда тебя возмутит чье-то бесстыдство, тотчас же спроси себя: «Возможно ли, чтобы в мире не было людей без стыда?» Нет, невозможно. Не требуй же невозможного.

Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? мало тебе сделать нечто сообразное со своей природой – еще ты мзды себе ищешь? все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит, или ноги – за то, что ходят.

Тот, кто во всем следует разуму, не суетлив и в то же время деятелен, весел и вместе с тем уравновешен.

Все происходящее ничем не отличается от происходившего ранее и имеющего произойти в будущем. (…) Повсюду одно и то же, только действующие лица другие.

Нет такого счастливца, чтобы по смерти его не стояли рядом люди, которым приятна случившаяся беда. Был он положителен, мудр – так разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: «наконец-то отдохну от этого воспитателя. Он, правда, никому не досаждал, но я-то чувствовал, что втайне он нас осуждает».

Презирающие друг друга – друг другу угождают, а желающие превзойти друг друга – пресмыкаются друг перед другом.

Я часто дивился тому, что каждый, любя себя больше других, в то же время своему убеждению о себе придает меньшее значение, нежели убеждению других (…) Мы более стесняемся своих ближних – что-то они подумают о нас, – нежели самих себя.

Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно). Сетовать, выходит, не на кого.

Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть – нижней.

Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю наслаждаться жизнью.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него.

Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.

Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.

Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?

Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.

Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.

Марк Аврелий - 16-ый римский император, представитель позднего стоицизма, философ, последователь философии Эпиктета. Большую часть опыта Аврелий принял от своего приемного отца - Антонина Пия. Марк создал четыре кафедры философского учения в Афинах - для каждого доминирующего философского направления: стоического, академического, эпикурейского и перипатетического. Профессора были полностью взяты на государственное содержание. Аврелию не редко приходилось участвовать в военных действиях, хотя он не обладал воинственным характером. После гибели Марка Аврелия официально обожествили, а годы его правления, в античной истории стали считаться золотым веком.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью.
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

  • Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе.
  • Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.
  • Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
  • Совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним: без тревоги, без , без притворства.
  • Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  • Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию...
  • Люди рождены друг для друга.
  • Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней.
  • Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.
  • Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к нему, подобно потоку. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.
    Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.
  • Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
  • Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих верен своей природе.
  • Настоящий способ мстить врагу - это никогда не отвечать на его оскорбления злом, а всегда добром.
  • Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
    Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
    Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.
    Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
    Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
    Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.
    Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.
    Мечтайте о великом - лишь великие мечты в силах затронуть людские души.
  • Все настоящее - мгновение вечности.
  • Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.
  • Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли.
  • То, что не пропускает света, само лишает себя его.
  • Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, что устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.
  • Чем больше человек любит себя, тем сильнее он зависит от мнения окружающих.
  • Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
  • Говорить правду - это не столько дело воли, сколько привычки.
  • Марк Аврелий Антонин, (121–180), римский император, философ стоик

    Во первых, не делай ничего без причины и цели. Во вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

    Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

    Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

    Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и они не будут представлять для тебя опасности.

    Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

    Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

    Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего.

    Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

    Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести.

    Хоть бы и с трудом тебе давалось что нибудь – не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.

    Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

    Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?

    Несчастный я, такое со мной случилось!.. Нет! Счастлив я, что со мной это случилось, а я по прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться то с каждым могло такое, но беспечальным остаться сумел бы не всякий.

    Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному, и непредвиденному.

    Люди рождены друг для друга.

    Не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.

    Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

    Старайся расположить к себе современников. Те, кто предпочитает гнаться за славой у потомства, забывают, что грядущие поколения ничем не будут отличаться от настоящего, которым они тяготятся. И эти поколения тоже смертны.

    Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

    Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем.

    Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

    Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.

    Скоро ты забудешь обо всем, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.

    Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.

    Совершенство характера – это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

    Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

    Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и кто бы ты ни был – утрачиваешь только настоящий миг.

    Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

    Смерть – такое же, как рождение, таинство природы, соединение из тех же первооснов в те же. И нет в ней ничего ни для кого постыдного: нет в ней для духовного существа непоследовательности, нет и противоречия с его строением.

    Человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, в которой жив, и живет лишь той, которую теряет.

    Как дыхание соединяет тебя с окружающим воздухом, так пусть разумение соединяет с окружающим все разумным, потому что разумная сила разлита повсюду и доступна тому, кто способен глотнуть ее, не менее чем воздушное доступно тому, кто способен дышать.

    Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если действует справедливо и тем самым хранит тишину.

    Гляди внутрь; пусть в любом деле не ускользнет от тебя ни собственное его качество, ни ценность.

    Разум есть у тебя? Есть. Зачем же без него обходишься? Или чего еще желаешь, когда он делает свое дело?

    Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчайший путь – по природе, чтобы говорить и делать все самым здравым образом. Потому что такое правило уводит от трудов и борений, от расчетов и всяких ухищрений.

    Тщеславный признает собственным благом чужую деятельность, сластолюбец – свое переживание, разумный – собственное деяние.

    Внутрь гляди, внутри источник блага – и он всегда может пробиться, если будешь всегда его откапывать.

    Надо осознавать, что говорится – до единого слова, а что происходит – до единого устремления. В одном случае сразу смотреть, к какой цели отнесено, а в другом – уловить обозначаемое.

    Что улью не полезно, то пчеле не на пользу.

    Все сплетено одно с другим, и священна эта связь, и ничего почти нет, что чуждо другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во всем един, и бог во всем един, и естество едино, и един закон – общий разум всех разумных существ, и одна истина, если уж одно назначение у единородных и единому разуму причастных существ.

    Вечность – это как бы река явлений и стремительно несущийся поток. Только что успело показаться одно, и оно уже уплыло, как проносится другое и торопится подплыть третье.

    По разному летят мысль и стрела: мысль, даже когда она осторожна или изворачивается, рассматривая что либо, несется, тем не менее, прямо и к своему предмету.

    Подброшенному камню упасть не зло, да и вверх взлететь не такое уж благо.

    Три вещи, из которых ты состоишь: тело, дыханье, ум. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой надо тебе о них заботиться.

    Безобразно, когда послушное лицо соблюдает вид и порядок по воле разумения, а в самом то разумении – ни вида, ни порядка.

    Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам. А кто не знает, для чего он рожден, не знает, ни кто он, ни что такое мир. А кто опустит что нибудь из этого, не скажет и того, для чего сам он родился. Так кем же, скажи, представляется тебе тот, кто избегает или гонится за шумом похвал от тех, кто не знает, ни где они, ни кто такие?

    Как у врача всегда под рукой орудия и железки на случай неожиданного вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о взаимной связи того и другого.

    Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.

    Как морской песок опять и опять ложится поверх прежнего, так прежнее в жизни быстро заносится новым.

    Не переводи остаток жизни за представлениями о других, когда не соотносишь это с чем либо общеполезным.

    Лучший способ защититься – не уподобляться.

    Что не вредно городу, не вредит и гражданину.

    Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.

    Радость человеку – делать то, что человеку свойственно. А свойственна человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней.

    Часто несправедлив тот, кто не делает чего либо, а не только тот, кто что либо делает.

    Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя последующая брань или молва.



    Декларация по УСН