Как сфотографировать луну на зеркалку ночью. Несколько простых советов как фотографировать луну. Что нужно знать фотографу о Луне

Дата публикации: 11.06.2015

Луна - красивый и загадочный спутник нашей планеты. Можно просто любоваться ею, а можно попробовать сделать интересные кадры с её участием.

В этой статье мы разберём творческие аспекты съёмки ночного светила, узнаем, как сделать максимально чёткие снимки, как красиво и выразительно показать царицу ночи в кадре.

Что нужно знать фотографу о Луне?

График движения . Луна - это естественный спутник Земли. Как и в случае с Солнцем, жители нашей планеты могут наблюдать её восходы и заходы. Она движется по небу по собственному расписанию и может взойти как глубокой ночью, так и днём. Чтобы делать красивые фотографии, нужно знать это расписание.

Почему Луна светится? Фазы Луны . Луна или её часть начинают светиться тогда, когда от них отражается свет Солнца. При смене взаимного расположения Земли, Солнца и Луны граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны сдвигается. Поэтому освещённая часть может расти или уменьшаться.

Все знают, что Луна может быть полной, а может предстать перед нами в виде полумесяца. Различают восемь ключевых фаз Луны.

Новолуние (New Moon): Луна не видна.
Молодая Луна (Waxing crescent).
Первая четверть (First quarter): освещена половина Луны.
Прибывающая Луна (Waxing gibbous): освещено более половины лунного диска.
Полнолуние (Full Moon): Луна освещена полностью.
Убывающая Луна (Waning Gibbous): освещено более половины Луны; освещённая площадь лунного диска постепенно уменьшается.
Последняя четверть (Last quarter): освещена половина Луны.
Старая Луна (Waning crescent)

Фазы Луны дают лишь обобщённое представление о том, какая её часть будет освещена Солнцем в определённые дни. Например, к первой и последней четверти будет относиться и 70% освещённой площади, и 95%. Поэтому площадь освещённой части Луны часто измеряют в процентах от её общей площади. В полнолуние это около 100%, а при тоненьком месяце на небе - несколько процентов.

Размер и цвет Луны. Иллюзия большой Луны . Сама по себе поверхность Луны серого цвета. Отражая солнечный свет, она становится желтоватой. Также лунный диск может менять свой цвет благодаря атмосфере Земли (проходя через толщу воздуха). Иногда восходящая над горизонтом Луна окрашивается в ярко-красный цвет, при этом она кажется значительно крупнее. Отметим, что для фотографа это самое подходящее время для создания красивых кадров с Луной.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/8 с, 400.0 мм экв.

Планируем съёмку: выбираем время, место и условия

Для начала стоит определиться с тем, какую фазу Луны вы хотите заснять. Ознакомиться с расписанием движения Луны по небосводу поможет любой лунный календарь. Идеальным же вариантом станут специальные программы для фотографов, отслеживающие движение небесных светил. На компьютере удобно пользоваться веб-приложением TPE .

Обратите внимание: когда на дворе глубокая ночь, а Луна высоко над горизонтом, можно получить скучные кадры лунного диска без какого-то интересного сюжета или фона. По-моему мнению, такие фотографии будут интересны разве что астрономам. Да и те видели лунную поверхность уже тысячи раз.

Чтобы была возможность вписать Луну в какой-то пейзаж, сфотографировать её на фоне города, природы или облаков, фотографировать лучше в сумерках. Дождитесь момента, когда Луна будет восходить или садиться (сразу после захода Солнца или непосредственно до его восхода).

С другой стороны, если вы хотите просто снять Луну на чёрном фоне, то лучше всего фотографировать глубокой ночью в ясную погоду, когда Луна высоко над горизонтом.

Съемка Луны в сумерках позволяет сфотографировать ее не саму по себе на фоне черноты, а вписать в окружающую действительность.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 400.0 мм экв.

По личному опыту: наиболее выразительно в кадре смотрится либо полная Луна, либо тоненький месяц с освещённой частью менее 15%.

Важно выбрать и правильную точку съёмки. Чтобы сделать интересный кадр, найдите место, откуда открывается хороший вид. Программы, упомянутые выше, помогут определить, откуда будет восходить Луна. В городе можно выбрать какую-то возвышенную точку с видом на его достопримечательности. В моём случае ими стали Останкинская башня и Живописный мост. Желательно приехать на место съёмки заранее, ведь восходящая Луна «выпрыгивает» из-за горизонта очень быстро, так что на съёмку у вас будет очень мало времени - несколько десятков минут.

Необходимая фототехника

Составим список фототехники, которая точно пригодится для съёмки Луны.

  • Фотокамера с ручными настройками

Съёмка Луны - довольно сложная задача, поэтому лучше настроить самостоятельно хотя бы некоторые параметры. Хорошо, если камера обладает широким динамическим диапазоном. Это поможет при съёмке Луны на фоне других объектов - она не пересветится, а фон не будет слишком тёмным. Для такой съёмки отлично подойдут зеркальные фотокамеры: как самые простые (например Nikon D3300, Nikon D5500), так и продвинутые модели (Nikon D750 или Nikon D810).

Также неплохим бюджетным выбором для фотолюбителя станут компакты-гиперзумы (например, Nikon COOLPIX P900). У них есть ручные настройки и такой зум, что зеркалкам и не снился. Тот же P900 может дать увеличение, эквивалентное объективу для полнокадровой зеркалки с фокусным расстоянием 2000 мм.

  • Объектив

Если вы хотите показать Луну в кадре достаточно крупно, то необходимо использовать телеобъектив . Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее в кадре будет показана Луна. Кадры к статье были сняты объективом Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor с двукратным телеконвертером NIKON AF-S TC-20E III. Фокусное расстояние на фотографиях составляет 400 мм. Хорошим компактным и бюджетным телеобъективом является Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/2 с, 350.0 мм экв.

Не забывайте: чем больше фокусное расстояние, тем труднее будет получить качественные кадры. Но об этом чуть ниже.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1 с, 110.0 мм экв.

Луну можно фотографировать и широкоугольной оптикой. При этом в кадре она будет не такой крупной, но в этом случае можно показать на фото какой-то пейзаж вместе с ней. Уместно использовать объективы с фокусным расстоянием около 35 мм для полного кадра или 28 мм для «кропа». То есть для таких съёмок подойдёт почти любой универсальный или китовый зум-объектив.

  • Штатив

Если вы хотите получить качественные резкие снимки ночного светила, то вам обязательно потребуется штатив . Исключение составит съёмка Луны днём на штатную или широкоугольную оптику . В режимное время (рано утром или поздно вечером) и ночью съёмка Луны проходит на достаточно длинных для фотографирования с рук выдержках (может появиться «шевёленка» от дрожания камеры в руках). Если же вы работаете с телеобъективами, фокусное расстояние которых более 300 мм, то штатив желательно использовать даже днём. Иначе смаза не миновать. Ведь чем уже угол обзора объектива (чем сильнее он приближает), тем сильнее будет «трястись» картинка в видоискателе. При съёмке телеобъективом штатив нужен для стабилизации изображения. Он должен быть очень мощным, способным надёжно, не колеблясь, удержать аппаратуру.

  • Пульт дистанционного управления

Он станет полезным аксессуаром при съёмке со штатива. Пульт нужен для того, чтобы избежать колебаний камеры в момент нажатия на кнопку спуска. Так мы застрахуем себя от получения смазанных кадров. Если у вас нет пульта ДУ, то можно настроить камеру на автоспуск, чтобы между нажатием на кнопку спуска и самой съёмкой прошло хотя бы несколько секунд. Если же ваш фотоаппарат, подобно Nikon D5200, Nikon D5300 или Nikon D7200, поддерживает дистанционное управление по Wi-Fi, то пультом может послужить ваш смартфон.

Параметры съёмки. Технические сложности и пути их решения

Проблема новичков №1. «Шевёленка» при съёмке с рук . Начинающие фотографы держат камеру в руках или на хлипком, трясущемся штативе. И если они фотографируют на телеобъектив (с большим зумом), то почти всегда получают смазанное изображение. Чтобы снимать с рук с большим приближением, требуется сильно укорачивать выдержку. То есть при съёмке телеобъективом максимальная выдержка должна быть короче 1/250 с. Резкие кадры поможет получить оптическая стабилизация изображения. Если у вас на объективе есть переключатель с надписью VR, IS или Optical steady shot, установите его в положение ON.

О том, как рассчитать максимально допустимую выдержку при съёмке с рук, рассказано в одном из наших уроков .

Если вы новичок и из предыдущего абзаца ничего не поняли, так как пока пользуетесь только автоматическим режимом и сюжетными программами, для фотографирования Луны с сильным «приближением» выберите сюжетную программу «Спорт» - она гарантирует съёмку на короткой выдержке. Если вы снимаете Луну общим планом, без сильного «приближения», можно воспользоваться сюжетной программой «Ночной пейзаж».

Проблема №2. Луна движется по небосводу . Чем съёмка Луны отличается от других пейзажных съёмок? Тем, что снимаем мы очень быстро движущийся объект. Если фотографировать её на длинной выдержке, она смажется.

Как правильно определить максимальную выдержку для съёмки Луны, чтобы она получилась чётко? Обычно выдержку определяют экспериментальным путём, делая пробные снимки. Общая закономерность проста: чем более длиннофокусный у вас объектив, тем короче нужна выдержка. Поэтому фотографировать супертелеобъективами очень сложно - Луна буквально летит через кадр - успевай ловить. Выдержки при этом потребуются довольно короткие.

Те, кто знаком с астрофотографией, знают о «правиле 600» для определения максимальной выдержки при съёмке звёзд (если число 600 разделить на эквивалентное фокусное расстояние , мы получим оптимальное значение выдержки в секундах). Но при съёмке Луны это правило не сработает, ведь она движется по небу быстрее звёзд.

Чтобы сделать качественный снимок Луны телеобъективом, рекомендуется использовать выдержки короче 1 с. Если мы фотографируем нормальными объективами, то максимальная выдержка может составить 2–3 секунды без потери резкости. Поскольку фотографируем мы на относительно коротких выдержках в условиях ночи или сумерек, ISO придётся поднимать. По собственному опыту скажу, что съёмка Луны обычно происходит при ISO 400–800.

Проблема №3. Настройка экспозиции и нехватка динамического диапазона . Мы уже упоминали об этой проблеме: ночью Луна ярче всего того, что её окружает в кадре. Поэтому фотографу придётся выбирать - показать на фото либо Луну, либо окружающий пейзаж, сильно пересветив ночное светило. Снимая ночью, выбирать придётся только из этих двух зол. В статье уже встречались иллюстрации обеих ситуаций. Давайте посмотрим на них ещё раз:

Экспозиция настроена по Луне. Ее поверхность не пересвечена. Однако, с небесами пришлось попрощаться: в место них чернота.

Если вы снимаете ночью на телеобъектив, ориентируйтесь на Луну, покажите на ней все детали. Если вы снимаете на широкоугольный объектив, лучше сделайте акцент на пейзаж.

Чтобы такой выбор не стоял, необходимо выбирать условия освещения, при которых контраст между Луной и окружающей средой не так высок. Это, прежде всего, сумерки - время, когда Луна уже начинает светиться, однако ещё не так ярко, как ночью.

Динамический диапазон фотокамеры можно немного расширить. Это позволит сохранить в кадре больше деталей разной яркости. Если вы снимаете в JPEG, то у Nikon для расширения динамического диапазона предусмотрена технология «Активный D-Lighting».

Также некоторые фотокамеры позволяют создавать HDR-снимки (для склейки нескольких кадров с разной экспозицией). Помните, что Луна по небу перемещается относительно быстро. И чтобы конечный HDR-снимок не был смазан, каждый отдельный кадр придётся делать на значительно более коротких выдержках.

Как правильно определить экспозицию при съёмке Луны? Думаю, с первого раза никому не удавалось получить идеально проэкспонированный кадр. В таких сложных условиях любой метод замера экспозиции может дать сбой. Всегда делайте пробные кадры и настраивайте экспозицию, ориентируясь на них, делая следующие кадры либо темнее, либо светлее. Пользуйтесь экраном Live View, так вы сможете увидеть будущую яркость кадра прямо на дисплее камеры. Чтобы при этом не зависеть от причуд автоматики, лучше всего снимать в ручном режиме, самостоятельно контролируя все параметры съёмки.

Удобно пользоваться брекетингом экспозиции. Эта функция позволит сделать несколько (от 2 до 9) кадров с разной экспозицией (яркостью). Из этой серии кадров вы сможете выбрать наиболее точно проэкспонированный и работать с ним. Также можно объединить отснятые кадры с помощью HDR или блендинга экспозиции на компьютере.

В заключение хочется пожелать читателям интересных съёмок и смелых фотоэкспериментов! Помните, умение фотографировать не заканчивается умением нажимать кнопки на фотоаппарате. Нужно находить интересные сюжеты для съёмки и выбирать хорошие условия для фотографирования. Уделяйте внимание подготовке к съёмке, планированию. Это залог удачных кадров.

Луна может быть большой и яркой на ночном небе, но, во время съемки и при просмотре фотографии, казаться совершенно блеклой, маленькой и совершенно незаметной. В итоге, вместо большой и красивой луны, мы получаем лишь блеклое белое пятнышко на черном фоне.

К счастью, сфотографировать луну качественно можно, если знать некоторые тонкости. Главное, в такой съемке, правильно настроить фотоаппарат.

Одним из первых правил в фотографировании луны, является использование телескопического объектива. В данном примере использовался длиннофокусный объектив Sigma 50-500mm. Если такой модели, в вашей коллекции нет, то вы можете взять подобную оптику в аренду в магазине фототехники, или у знакомого фотографа.

Штатив во время съемки также понадобится. Штатив поможет избежать дрожания камеры и размытости на фотографиях Луны. Также, не забудьте, проверить прогноз погоды заранее – сфотографировать луну можно только в ясную, безоблачную погоду. Кроем того, найдите информацию о фазах луны, узнайте, когда луна восходит, и в какое время будет самой яркой.

Если вы живете в большом городе, где свет города может помешать съемке, является не самым лучшим местом для фотографирования небесных объектов. Постарайтесь отправиться на фотосъемку луны загород, где воздух будет свеж, а фонари не станут для вас помехой.

Для фотосъемки, лучше всего настроить свою фотокамеру на съемку в формате RAW для того, что бы получить наиболее яркие и четкие изображения. Качество таких фотографий поможет вам без потери резкости редактировать снимки. При обработке RAW изображений, Луна сохранит свою текстуру, детали и останется резкой.

Этих рекомендаций должно быть достаточно для вас, что бы сделать фотографию красивой луны. Чуть позже, в нашем уроке мы расскажем вам, как вставить получившийся Земной спутник в любое изображение, с помощью Photoshop, тем самым создавая великолепные пейзажные фотографии. Сфотографировать ночной городской пейзаж вместе с луной сложная задача, поэтому наиболее разумным и простым способом будет добавить луну с помощью графического редактора.

Узнайте фазу луны

Проверьте лунный календарь и узнайте в какой фазе Луна находится в данной момент. Полную информацию о положении Луны вы сможете узнать на сайте Moonconnection.com. Имея всю необходимую информацию, вы сможете запланировать съемку заранее, выбрав ночь, когда будет полнолуние. Совершенно полная луна будет смотреться в кадре наиболее привлекательно.

Выберете Объектив

Телескопический объектив важен во время съемки поверхности Луны. Объектив, используемый в данном случае - 50-500mm от Sigma является идеальным вариантом. Штатив позволит держать камеру на месте, а пульт дистанционного спуска затвора позволит сделать четкий, не смазанный кадр. Не лишним будет установить таймер.

Сделайте снимок

Переключите камеру в ручной режим, и используйте ручную фокусировку на объективе. При выборе настроек камеры, есть два ключевых фактора, которые помогут вам сделать качественный снимок. Так как луна в полнолуние яркая, вы можете использовать низкое значение ISO, так же яркость объекта съемки и большое приближение к объекту позволяет снимать на относительно коротких выдержках. В примере использовались следующие значения: выдержка 1/200 сек., диафрагма f/10 и чувствительность ISO200.

Используйте Live View

В темное время суток фокусироваться через видоискатель будет не просто, так что смело включайте режим Live View и работайте через ЖК-дисплей.

Если луна ярко-оранжевая на ваших фотографиях, то переключите баланс белого с автоматического режима на вольфрамовое освещение, или облачно.

Если вы пропустили полнолуние, это не страшно. У вас все еще есть возможность сделать прекрасную фотографию полумесяца. Молодой месяц, или полумесяц могут прекрасно смотреться на фотографиях.

Как сфотографировать луну и добавить её в другие ночные фотографии

С помощью графического редактора Photoshop вы сможете добавить снимок Луны в любое другое изображение.

Начало работы

Запустите Photoshop. Откройте необходимый снимок Луны и изображение, которое хотите дополнить кадром луны. Важно, что бы в этой фотографии было большое пространство темного неба.

Вырежьте Луну

Выбрав фотографию Луны используйте инструмент лассо. С помощью лассо обведите контур Луны. Нажмите Ctrl + C, чтобы скопировать и вырезать земной спутник.

Увидел обсуждение фотографии, на которой силуэт велосипедиста снят на фоне большой луны. Многие комментаторы сочли что это монтаж (неправильно считать что "монтаж" и "Photoshop" - синонимы). Расскажу как сделать такой снимок и почему получается такой эффект.

Всё просто. Для съёмки большой луны использовалась длиннофокусная оптика . В изначально посте описано, что к объективу 800 миллиметров прикрутили двукратный телеконвертер, получив 1600 миллиметров фокусного расстояния. Что это даёт? Давайте поясню на простых схемах.

Широкоугольный объектив от длиннофокусного отличается углом обзора. Так у нового Canon EF 24-70 2.8L II угол обзора на 24 миллиметрах фокусного расстояния (с камерой типа Canon 5D Mark III) составляет 84, а на 70 миллиметрах - 34,3 градуса (59,1 и 22 градуса на кропнутых камерах типа Canon 100D-70D, соответственно). То есть, ваша камера смотрит на мир вот так:

Изменяя фокусное расстояние вы изменяете на снимке и угловые размеры объектов, попавших в кадр.

Допустим, нам нужно сфотографировать шарик с кубиком. Расстояние между самим шариком и кубиком у нас не меняется - они стоят на полянке. Чтобы шарик занял большую часть кадра с широкоугольным объективом мы подойдём к нему как можно ближе. Что при этом получается с кубиком? Он на снимке (справа) получается намного меньше шарика:

Если мы оденем на камеру длиннофокусный объектив, то нам придётся отойти подальше - шарик не поместится в кадр с близкого расстояния, потому что угол обзора у "телевика" намного меньше:

Если быть точным, у 800-миллиметрового Canon EF 800mm f/5.6L IS USM, которым делался снимок велосипедиста, он составляет 3.1 градуса (!) на камере типа Canon 5D Mark III.

А раз вы отошли подальше, угловые размеры объектов в кадре... тоже изменятся! Объект который был дальше будет выглядеть на снимке больше, и чем дальше вы отойдёте, тем больше относительно шарика будет казаться кубик. Здесь возможен даже интересный эффект: если кубик изначально больше шарика, то при съёмке на широкоугольный объектив он будет казаться намного меньше шарика, а при съёмке на длиннофокусный - больше и станет выступать за его края!

Теперь о практике. Чтобы снять большую луну, вам понадобится длиннофокусный объектив, с которым нужно отойти от предмета, который вы хотели сфотографировать на фоне спутника, как можно дальше. На зеркалке можно взять недорогой 70-300. А если прикрутить к 70-300 двукратный недорогой телеконвертер, взять камеру с кропнутым сенсором, то вы получите 300x2x1.6=960 миллиметров фокусного расстояния. Отойдите на достаточное расстояние, установите камеру на штатив, наведите на предмет съёмки и луну, установите и . И конечно, не забудьте выбрать объект, который нужен в кадре "для масштаба" - это может быть здание, автомобиль или что-то ещё.

Стоит учитывать ещё один момент - луна обычно видна ночью, значит света у нас мало. Казалось бы, что при этом нужно делать? Увеличивать выдержку, чтобы не задирать ISO, тем более объективы 70-300, да ещё и с телеконвертером, очень тёмные. Но это неправильно - луна движется по небосклону и фотографировать её с выдержкой в несколько минут нельзя, потому что она размажется, как размазываются автомобили и движущиеся люди. При фокусном расстоянии около 1000-1500 миллиметров выдержка не должна быть длиннее 0.5 секунды, при фотографировании на 300 миллиметров можно увеличить выдержку до двух-трёх секунд, но не более. Значит, чтобы обеспечить такую выдержку при имеющейся диафрагме, придётся задирать ISO. Насколько? Смотрите по ситуации, цифровые камеры позволяют разобраться с этим быстро.

Есть и третий нюанс. Луна очень сильно отражает свет солнца. Получить одновременно правильно экспонированную луну и красивое небо, с облаками или звёздами, не так просто. Здесь можно прибегнуть уже к коллажированию - с одной выдержкой снять луну, а с другими настройками облака и звёзды, а затем сложить всё в фотошопе. Всё же, как я много раз говорил, .

Последний нюанс: луна низко над горизонтом кажется в несколько раз больше, чем когда она находится высоко в небе и её выгодно снимать именно в такой момент. Этот феномен хорошо описан в Вики . Впрочем, там почти ничего не говорится об атмосферных линзах, а ведь луна кажется очень большой далеко не каждый день.

Вот где-то так. Постарался объяснить максимально просто, надеюсь получилось. Кстати, о влиянии фокусного расстояния на перспективу хорошо рассказал мой замечательный друг и матёрый спец по фотографии podakuni в нашем цикле статей "Как фотографировать беззеркалкой " на THG.ru . Тем кто не читал рекомендую - там очень много ликбеза и теоретических основ, которые можно применить при съёмке любой камерой.

Подводя итог. Вот это, несомненно, монтаж:

Судя по перспективе, чтобы получить такой снимок девушки, пришлось бы использовать широкоугольный объектив и снимать вблизи. Луна на такой фотографии должна была бы выглядеть так:

А вот пример съёмки солнца на закате. Это я фотографировал по дороге в Рыбинск:

EXIF на снимке сохранён, параметры съёмки можете посмотреть сами. Размер солнца в Photoshop не менял.

Конечно, на подобных снимках часто используется какая-то обработка - то же увеличение контраста, например, чтобы сделать снимок более драматичным, игра с балансом белого. Но не стоит путать обработку, ретушь и коллажирование - любое из этих понятий укладывается в "фотошоп", но это принципиально разные вещи.

В этой статье я расскажу как фотографировать луну. И даже не просто луну, а пейзаж с луной. Скажу сразу, что задача непростая. Но результат может быть очень и очень интересным. Ради него стоит потрудиться. Для начала определимся когда лучше всего снимать. Конечно все видели различные фазы луны. Такие серпики, с различной шириной освещенной части.С каждым днем серпики становятся все шире и шире, пока наконец не наступает полнолуние.

О, эти дни полнолуния! Поэтическое время! Хочется читать стихи, влюбляться, делать комплименты девушкам. Но в этот раз мы ничем этим заниматься не станем. Потому что отправимся снимать пейзаж с луной. Хотя и девушку можете взять с собой. Она не только будет вдохновлять вас, но и послужит нам деталью в кадре, элементом переднего плана.

Полнолуние для нас важно еще вот по какой причине. Дело в том что снимать пейзаж с луной нужно во время лунного восхода. Т.е. когда луна только появляется над горизонтом.

Во первых в это время яркость лунного диска относительно невелика. Она вполне сравнима с яркостью переднего плана, с деталями нашего будущего пейзажа. Иными словами все элементы нашего снимка отобразятся адекватно и не потребуют какой то особой постобработки в фотошопе.

Во вторых, пока луна находится невысоко над горизонтом, она легко компонуется в пейзаже, иными словами адекватно сочетается с наземными деталями переднего плана нашего будущего снимка.

Но учтите- луна очень быстро поднимается над горизонтом. Поэтому время съемки очень ограничено. Около 30 минут. Но не спешите отправлять девушку- модель на исходную позицию. Еще немного астрономии.

Важно знать что время восхода луны –величина непостоянная. Каждый последующий лунный восход сдвигается по времени на 20- 40 минут вперед. Вот понаблюдайте за ней. И вы увидите что луна в течении своего месяца может всходить и утром и днем и ночью.

В дни полнолуния время ее восхода очень близко к времени захода солнца. Выражаясь поэтически- дни полнолуния, это время когда солнце как бы встречается с луной. Словно всматриваются друг в друга. Ну а потом солнышко спешит за горизонт на покой. А луна остается главной на небосклоне.

Вот еще одна очень важная астрономическая тонкость. За два дня до полнолуния наше ночное светило восходит перед заходом солнца. С разницей в несколько минут. Через два дня ее восход будет уже после захода солнца, в конце сумерек, практически в темноте.

Поэтому, нам с вами как фотографам очень важны вот эти два дня перед полнолунием.Они- идеальное время для съемки пейзажа с луной.

Представим себе лунный месяц как череду дней характеризующих какую то определенную фазу. При этом день полнолуния будет 15 днем лунного месяца. А оптимальное время для съемки нашего пейзажа будут 13 и 14 дни лунного месяца. Правда в эти дни освещенность лунного диска не совсем полная, где то около 98-99%, но визуально это почти незаметно.

Запишите эти даты в своем ежедневнике, ибо отправившись снимать закат в 13 и 14 лунные дни, вы сможете поснимать не только привычный закат, но и восход луны. Достаточно будет только развернуться с фотоаппаратом в противоположную сторону.

Еще одна важная особенность. Луна восходит над горизонтом там же где утром восходит солнце- на востоке. Летом место восхода смещается несколько к югу, а зимой к северу.

Поэтому будет крайне полезно, если вы заранее определитесь где будете снимать. Выберете место будущей съемки заблаговременно.

Идеальное место там где есть открытый горизонт в восточном и юго — восточном направлении. Хорошо если будет большое водное пространство, тогда есть шанс включить в кадр и красивую лунную дорожку.

Нет открытого горизонта? Тогда поищите в городе красивые кованные решетки, купола, другие архитектурные формы для переднего плана. Возможно просто обычные жилые дома, в которых уже зажигаются огни. Хорошо бы при этом забраться на этаж эдак девятый. Тогда сразу появится горизонт, если его не было до этого.

А еще можно попробовать поснимать луну над заводскими трубами, или терриконами, если у вас есть что- то такое в городе. Или например горы, это вообще идеальное место для такой съемки.

Ну а если вы решите все таки снимать восход луны в поле, то очень советую найти точку съемки около какого –либо холма(возвышенности), или на самом холме. Для того что бы по мере подъема луны над горизонтом менять и точку съемки с верхней на более низкую.

Теперь остается уточнить, когда же наступают эти самые благоприятные для съемки 13 и 14 лунные дни. Здесь все очень просто В сети достаточно ресурсов где есть эти данные.

Например сайт РП 5 , где кроме прогноза погоды, имеются данные о времени восхода и захода солнца и луны, а так же информация в какой фазе находится луна в в тот или иной день.

Или наберите в поисковике фразу « лунный календарь» и тоже сможете узнать текущий лунный день. А есть еще специализированные ресурсы, где кроме времени восхода и захода есть данные о точном направлении восхода для конкретного места.

Теперь о технике съемки. Очень желателен длиннофокусный объектив на вашей зеркальной камере. Чем длиннее, тем лучше. Для того что бы передать луну как можно крупнее.

Светосила объектива в этом случае не столь важна. Потому что нам все равно придется несколько прикрывать диафрагму. Насколько именно будет зависеть от наличия переднего плана в кадре.

Уже при фокусном расстоянии 200 мм для камеры с кропнутой матрицей лунный диск передается достаточно крупно. Но с объективами с фокусным расстоянием 300 или 500 мм результат может быть еще интереснее.

Если у вас нет такого объектива, то снимайте тем что есть, и особо не переживайте из за этого. Ибо ваша фантазия и ваша настойчивость смогут преодолеть любые технические нестыковки или отставания.Да и вовсе не обязательно вписывать луну на весь кадр.

Вспомните например картину Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Тут может быть масса вариантов компоновки будущего снимка. Штатив для подобной съемки очень и очень желателен, а в ряде случаев просто необходим.

Очень важно не переэкспонировать лунный диск, что бы не потерялся характерный рисунок и рельеф ее поверхности. Поэтому фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, в настройках камеры обязательно выставляем отрицательную экспокоррекцию, например -0,7 или – 1,0. Этим самым мы предотвратим возможную потерю деталей в светах.

Рассмотрим вариант съемки лунного пейзажа на примере одного из моих снимков. День съемки был выбран по календарю. Это был 14 лунный день, т.е за один день до полнолуния. Луна всходила одновременно с заходом солнца.

Съемка велась на берегу Днепра, с высокого обрывистого берега. Ширина реки в этом месте около 500 м. Режим съемки- приоритет диафрагмы. Экспокоррекция -1,3EV. Фокусное расстояние объектива- 65 мм.

Использовать более длинный фокус возможности не было. Потому что тогда не удалось бы включить в кадр интересные детали переднего плана.

Очень полезен при съемке в сумерках мануальный режим экспозиции. Он более гибок чем полуавтоматические режимы. А правильность экспозиции при этом можно контролировать по монитору и гистограмме. Снимать желательно в формате RAW. Это позволит потом исправить неточности в экспозиции.

Желаю вам найти новые, интересные идеи для съемки сюжетов с луной. А если будут вопросы, то пишите, спрашивайте, всегда готов прийти на помощь.

Дэвид Ноутон (David Noton), известный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon рассказывает как снимать самое длинное лунное затмение этого века.

В пятницу, 27 июля 2018 года, нас ожидает самое длинное в этом столетии лунное затмение, во время которого Луна станет кроваво-красной. Это астрономическое явление продлится в общей сложности 1 час 43 минуты, начиная от заката Солнца и восхода спутника Земли над Европой.

Лунное затмение - это явление, когда Земля загораживает солнечный свет и Луна оказывается в ее тени. Луна станет красной из-за эффекта, известного как рэлеевское рассеяние (называемое также упругим рассеянием), когда зеленые и фиолетовые волны как бы отфильтровываются в атмосфере.

Увидеть "кровавую" Луну можно будет из разных точек континента, но в юго-восточной Европе явление будет продолжительней, поскольку там спутник во время затмения будет выше на небе.

Амбассадор Canon и известный фотограф-пейзажист Дэвид Ноутон дает пять советов, которые пригодятся, если вы захотите запечатлеть столь редкое и необычное явление.

Скачайте специальные приложения

Положение Солнца на небе в определенное время суток зависит только от широты точки наблюдения и времени года. Однако с Луной все обстоит несколько иначе - ее видимое движение по небу определяется сложной эллиптической орбитой Земли. Изменения траектории движения Луны зависят не от годичного, а от месячного цикла, поэтому время появления Луны и ее траектория так сильно меняются.

К счастью, чтобы рассчитать движение Луны, больше не нужно возиться с астрономическими таблицами - достаточно просто скачать приложение на смартфон. Например, приложение Photographer’s Ephemeris подскажет время восхода и захода Луны, ее азимуты и фазы; а приложение Photopills содержит подробные сведения о положении Луны на небе.

С помощью этих двух приложений я планирую съемку "кровавой" Луны в английском Дорсете. Я хочу запечатлеть ее в первые 15 минут после восхода, пока она еще низко в небе - тогда я смогу захватить в кадр какой-то объект на горизонте, например дерево на холме, чтобы отразить масштаб небесного тела.

Используйте телеобъектив

Одна из основных задач, которые мне придется решить 27 июля, - как снять Луну настолько крупно, чтобы был виден каждый кратер на изрытой астероидами поверхности. Обычно такие задачи решают астрономы со сверхмощными телескопами. Однако телеобъектив с фокусным расстоянием около 600 мм на полнокадровой камере также позволяет сделать впечатляющий кадр. Я буду снимать на Canon EOS 5D Mark IV с объективом EF 200-400mm f/4L IS USM Ext. 1,4x.

Используйте штатив

Выбирая кадр, вы обнаружите, что Луна перемещается по небу с неожиданной быстротой и следить за ней через объектив на удивление непросто. Поскольку вы будете использовать длиннофокусный объектив, важно подобрать устойчивый штатив, с которого можно сделать максимально качественные кадры. Если же вам захочется снимать с рук, учтите, что объект съемки расположен более чем в 384 000 километрах от вас и даже при короткой выдержке малейшее движение испортит кадр.

Впишите Луну в пейзаж


Не забывайте про композицию. Хотя детализированные снимки Луны крупным планом могут быть прекрасны, в сущности они имеют только астрономическую ценность. Меня Луна привлекает значительно больше, когда является частью пейзажа или служит источником света при съемке. Добиться последнего довольно сложно, так как количество отражаемого Луной света мало и по сравнению с ним сама лунная поверхность оказывается очень яркой. До последнего времени ночная фотография неизбежно требовала очень длинных выдержек, однако потрясающая светочувствительность таких камер, как EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark IV, открыла фотографам целый новый мир ночной съемки.

Подберите выдержку, подходящую для вашего сюжета

Наиболее выразительно и естественно Луна в пейзаже выглядит тогда, когда она окружена слегка подсвеченным небом. Такие снимки получаются реалистичными, они полны очарования и особого настроения.


На любом кадре, сделанном со средним или широким углом, Луна будет выглядеть как пятно света размером с булавочную головку, однако ее присутствие все равно будет ощущаться. Она естественным образом притягивает к себе взгляд, даже если представляется малозначительной деталью. Конечно, вам потребуется найти правильную выдержку: если она будет слишком большой, то даже при съемке широкоугольным объективом на снимке останется лишь некрасивый смазанный след.

В ясную ночь удачный выбор выдержки - необходимое условие для съемки Луны. Выдержка 1/250 с при диафрагме f8 и ISO 100 (в зависимости от фокусного расстояния) позволит избежать смазывания и получить технически безупречный кадр. При съемке камерой высокого класса, например Canon EOS 5DS R, возможно, получится даже разглядеть те двенадцать камер, которые в 1960-е годы были оставлены на Луне астронавтами NASA!

О Дэвиде Ноутоне

Автор множества захватывающих дух пейзажей и видов из разных уголков мира, неоднократный обладатель титула Фотограф года канала "BBC - дикая природа", Дэвид уже более тридцати лет остается лучшим в своей области. В возрасте 60 лет он по-прежнему путешествует и снимает пейзажи. Из оборудования Canon предпочитает камеры EOS 5DS R и EOS 5D Mark IV и объектив EF 24-70mm f/2.8L II USM.

Благодарим за предоставленный материал



Декларация по УСН