Государственные корпорации и организации. Все госкорпорации россии

В действующем российском законодательстве корпоративное право пока никак не обособлено; лишь с момента вступления в силу новой редакции ст. 2 ГК РФ в нем стали использоваться общие категории “корпорации” и “корпоративные отношения”. Развитие отечественного корпоративного права с неизбежностью требует соответствующего ему развития и пересмотра корпоративного законодательства, пока представленного разрозненными и не всегда должным образом согласованными друг с другом законодательными актами. Известную координирующую функцию по отношению к ним в некоторой мере удается выполнять Гражданскому кодексу РФ, содержащему общие положения о статусе отдельных видов корпораций. Однако отдельные законы, даже принятые формально на основе этих положений, обнаруживают явную тенденцию постепенного отхода от них.

Таковы, в частности, регулирующие статус хозяйственных обществ два Федеральных закона – от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” <1> и от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” <2>. К ним примыкает специальный Федеральный закон “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”, юридико-техническое оформление которого, как и сама конструкция народных предприятий (которые в соответствии с п. 2 ст. 1 этого Закона следует считать разновидностями закрытых акционерных обществ), не выдерживает никакой критики.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

<2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Содержащаяся в них регламентация не только в отдельных случаях противоречит общим нормам и подходам ГК РФ (особенно это касается статуса акционерных обществ), но и отличается крайней нестабильностью, ибо изменения, особенно в акционерный закон, вносятся едва ли не ежемесячно. Дело в том, что отечественный Закон об акционерных обществах готовился по американским образцам, тогда как в основу общих правил ГК РФ об акционерных и других хозяйственных обществах были положены западноевропейские (германские) конструкции. В дальнейшем этому Закону пришлось воспринять ряд общих положений ГК РФ, в результате чего он стал крайне неудачным гибридом американских и германских подходов. С учетом российских реалий это и обусловливает необходимость внесения в него постоянных изменений и дополнений. Одним из последствий таких изменений стало появление в названных Законах собственных норм о недействительных сделках (которые согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 166 ГК РФ должны были признаваться таковыми только по основаниям, предусмотренным ГК), об исковой давности и о порядке ее исчисления, об объектах права собственности и т.д. В результате законодательство о хозяйственных обществах приобрело весьма опасную тенденцию обособления от общего гражданского законодательства. Как показала практика, применение этих Законов в отрыве от общих норм ГК, посвященных правовому статусу таких обществ, неизбежно влечет появление неоправданных противоречий и нестабильность названного законодательства, не говоря уже о слабой проработке его содержательной стороны.

Гораздо более привлекательными, в том числе и с чисто практических позиций, представляются два шага: 1) объединение норм о хозяйственных обществах в единый закон (что, помимо прочего, позволит достигнуть значительной экономии законодательного материала, в том числе за счет известной унификации правил о создании, реорганизации и ликвидации этих видов юридических лиц); 2) включение унифицированного массива таких норм непосредственно в Гражданский кодекс. О необходимости “сокращения множества законов, устанавливающих особенности гражданско-правового статуса отдельных разновидностей хозяйственных обществ” путем принятия посвященного им единого закона, а в перспективе – полной инкорпорации норм этого закона в Гражданский кодекс говорят проект Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах, подготовленный рабочей группой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, а также общая Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации <1>.

——————————–

<1> См.: Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 39 – 40; Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 58.

Стоит отметить, что такой подход исторически присущ российскому гражданскому праву: развернутое регулирование статуса акционерных товариществ содержал как дореволюционный российский проект Гражданского уложения (притом также в книге пятой, посвященной обязательственному праву), так и первый российский Гражданский кодекс 1922 г. В настоящее время такое законодательное решение принято в ряде развитых зарубежных правопорядков (например, в гражданских кодексах Швейцарии, Италии, Нидерландов; в Торговом кодексе Франции, в который в 2000 г. был инкорпорирован единый Закон о торговых товариществах 1966 г., и в некоторых других современных гражданско-правовых кодификациях). Оно содержит целый ряд очевидных и неоспоримых юридико-технических и правоприменительных преимуществ и позволяет снять многие вопросы как теоретического, так и практического характера.

Но, разумеется, у него есть и противники, в частности, в лице Минэкономразвития России, ведь реализация такого подхода создаст серьезные препятствия на пути постоянных и малообоснованных изменений российского акционерного законодательства в направлении его настойчивого и последовательного приспособления к американским образцам. Поэтому при обсуждении проекта новой редакции Гражданского кодекса идея единого закона о хозяйственных обществах вызвала резкое неприятие правительственных кругов (тем более что ее реализация неизбежно будет связана и с существенным пересмотром и обновлением действующего акционерного законодательства).

Поэтому пока представляется целесообразным сохранение двухуровневого регулирования гражданско-правового статуса коммерческих и некоммерческих корпораций (общие нормы – в ГК, а специальные – в отдельных законах), исключая появление здесь промежуточных законов, например, о реорганизации юридических лиц, проекты которых также периодически появляются в Минэкономразвития и близких ему правительственных кругах. С этой точки зрения неоправданным представляется наличие специального гражданско-правового регулирования, содержащегося в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” <1>. Он устанавливает статус некоторых видов юридических лиц, в том числе некоммерческих корпораций, отсутствующих в Гражданском кодексе, но вместе с тем никак не препятствует бесконечному и ничем не оправданному увеличению их количества, внося лишь путаницу в содержание гражданско-правового (корпоративно-правового) регулирования.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Статус кооперативов в настоящее время регулируется десятью (!) отдельными законами (включая и Закон “О кооперации в СССР” <1>, до сих пор действующий в отношении некоторых видов потребительских кооперативов). Существование некоторых из этих законов не вызывается никакой насущной потребностью. В частности, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах” <2> после закономерного скандального краха “Социальной инициативы” – наиболее яркой из таких организаций, отчетливо показавшей фактические цели создания этой разновидности кооперативов, практически не работает. Совершенно излишним является Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” <3>, поскольку имеется более общий Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ “О производственных кооперативах” <4>. Невысоким юридическим качеством и соответствующей ему практической эффективностью обладает и Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” <5> (содержащиеся в нем весьма немногочисленные полезные нормы о статусе этих разновидностей потребительских кооперативов вполне могут быть инкорпорированы в общие законы о кооперативах).

——————————–

<2> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41.

<3> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

<4> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

<5> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Представляется поэтому, что вместо десятка отдельных законов в этой сфере достаточно иметь два закона: о производственных и о потребительских кооперативах, разумеется, при наличии соответствующих общих норм в ГК. Из этого исходит и Концепция развития гражданского законодательства РФ <1>. Поскольку кооперативы не входят в предмет англо-американского корпоративного права (и в настоящее время практически отсутствуют в правопорядках этого типа), их гражданско-правовой статус и предложения о совершенствовании регулирующего его законодательства пока не вызвали никакой реакции со стороны Минэкономразвития России.

——————————–

<1> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 65.

В принципиальной унификации нуждается законодательство о статусе некоммерческих корпораций. Составляющие его несколько десятков федеральных законов, с одной стороны, закрепляют явно избыточное количество отдельных, самостоятельных разновидностей этих юридических лиц (свыше 30!), а с другой – изобилуют повторами, противоречиями и пробелами. Такая ситуация во многом объясняется тем, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительно необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую внеотраслевую (или межотраслевую) категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационно оформленного общественного образования. Отсюда стремление закрепить в каждом законе статусного характера – от закона о жилищных накопительных и дачных кооперативах до законов об общественных, адвокатских, религиозных и других саморегулируемых организациях – права юридического лица, причем практически каждый раз с какими-либо малооправданными (а главное – малопродуманными) особенностями, что и дает затем очередную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Между тем с гражданско-правовых позиций большинство таких некоммерческих организаций полностью укладывается в давно известную форму корпорации – объединение, или союз, либо (реже) в форму потребительского кооператива.

Более того, отдельные законы о соответствующих некоммерческих организациях в большинстве случаев не имеют отношения к сфере гражданского (частного) права, поэтому они должны ограничиваться признанием соответствующих организаций юридическими лицами и последующей отсылкой к нормам ГК. Именно он должен исчерпывающим образом регулировать статус всех этих организаций как юридических лиц – участников гражданского (имущественного) оборота, тогда как содержательная сторона их деятельности составляет предмет указанных специальных законов. Такой подход позволит избежать не только неоправданного дублирования соответствующих норм в отдельных законах, но и возникновения в них необоснованных противоречий с ГК и бесконечного появления новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящим Федеральным законом определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (далее - Государственная корпорация "Ростехнологии").

Статья 2. Правовое положение Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Государственная корпорация "Ростехнологии" является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации.

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также геральдический знак - эмблему и флаг.

3. Полное наименование Государственной корпорации "Ростехнологии" на русском языке - Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Сокращенное наименование на русском языке - Государственная корпорация "Ростехнологии".

4. Полное наименование Государственной корпорации "Ростехнологии" на английском языке - State Corporation for Assistance to Development, Production and Export of Advanced Technology Industrial Product "Russian Technologies". Сокращенное наименование на английском языке - State Corporation "Russian Technologies".

5. Место нахождения Государственной корпорации "Ростехнологии" - город Москва.

6. Государственная корпорация "Ростехнологии" имеет банковский счет в Центральном банке Российской Федерации, а также вправе открывать банковские счета в иных кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Цель деятельности и основные функции Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи, и соответствует этой цели. Прибыль Государственной корпорации "Ростехнологии", полученная в результате ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение цели, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Основными функциями Государственной корпорации "Ростехнологии" являются:

1) содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции;

2) обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;

3) участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения;

4) привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;

5) осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;

6) оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания;

7) оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

8) осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Статья 4. Правовое регулирование деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Деятельность Государственной корпорации "Ростехнологии" регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями Президента Российской Федерации.

2. На Государственную корпорацию "Ростехнологии" не распространяется действие пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

3. На Государственную корпорацию "Ростехнологии" не распространяется действие Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Статья 5. Имущество Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Имущество Государственной корпорации "Ростехнологии" формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых Государственной корпорацией "Ростехнологии" от использования своего имущества и осуществляемой деятельности, регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством Российской Федерации, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности, федерального и иного имущества, передаваемого Государственной корпорации "Ростехнологии" в ходе осуществления ее деятельности, за счет других законных поступлений и является собственностью Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Государственной корпорации "Ростехнологии". Государственная корпорация "Ростехнологии" отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

3. Государственная корпорация "Ростехнологии" использует свое имущество исключительно для достижения цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Государственная корпорация "Ростехнологии" формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды в порядке и размерах, которые определяются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 6. Взаимоотношения Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления с Государственной корпорацией "Ростехнологии"

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Государственной корпорации "Ростехнологии", за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

2. Президент Российской Федерации:

1) назначает председателя и иных членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии", прекращает их полномочия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Государственная корпорация "Ростехнологии" вправе:

1) участвовать в государственных и иных проектах и программах, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, производство, продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции товаров, а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности;

2) совершать все виды сделок, приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, а также выдавать поручительства за третьих лиц и предоставлять займы на достижение цели, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами;

4) участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения;

5) осуществлять инвестиции в российские и иностранные организации. Инвестирование временно свободных средств Государственной корпорации "Ростехнологии" осуществляется на принципах возвратности и прибыльности приобретаемых Государственной корпорацией "Ростехнологии" финансовых инструментов. Направления, порядок и условия инвестирования, а также предельный размер инвестируемых временно свободных средств Государственной корпорации "Ростехнологии" определяется наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации доходы в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации;

7) создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, а также направлять своих представителей для работы в иностранных государствах в составе дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации без включения этих представителей в штатную численность указанных представительств и учреждений в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Содержание указанных представителей осуществляется Государственной корпорацией "Ростехнологии" с использованием счетов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации;

8) участвовать в формировании внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

9) контролировать соблюдение организациями требований проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием Государственной корпорации "Ростехнологии";

10) выполнять в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечивать защиту таких сведений;

11) привлекать на договорной основе иностранных физических лиц и иностранные организации для оказания посреднических и иных услуг в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также для защиты интересов организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс;

12) оказывать содействие в подготовке, финансировании и осуществлении проектов, программ и внешнеторговых контрактов российских экспортеров, предусматривающих разработку, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, производство, продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции товаров, а также продвижение и экспорт связанных с созданием этой продукции результатов интеллектуальной деятельности;

13) осуществлять мониторинг финансового состояния организаций, участвующих в реализации проектов, программ и внешнеторговых контрактов в области военно-технического сотрудничества, реализуемых с участием Государственной корпорации "Ростехнологии" и (или) организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Порядок осуществления указанного мониторинга утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии";

14) осуществлять иные полномочия по реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации вправе определять иные полномочия Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 8. Отчетность Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Отчетный период Государственной корпорации "Ростехнологии" устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" подготавливается ее правлением и утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" подлежит до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на сайте Государственной корпорации "Ростехнологии" в сети Интернет, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

3. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" включает в себя:

1) отчет о деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" за прошедший отчетный период, в том числе в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

2) годовой бухгалтерский баланс Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) отчет о прибылях и об убытках Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) отчет о формировании и об использовании фондов Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) аудиторское заключение.

4. Достоверность годового бухгалтерского баланса Государственной корпорации "Ростехнологии", отчетов, указанных в пунктах 3-5 части 3 настоящей статьи, подтверждается аудиторским заключением.

5. Годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.

Статья 9. Аудит Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации "Ростехнологии" наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" определяет на конкурсной основе аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения за оказанные услуги.

2. Аудиторская организация проводит обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации "Ростехнологии" до утверждения ее годового отчета наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

3. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" вправе принимать решения о проведении внеочередной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 10. Органы Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Органами управления Государственной корпорации "Ростехнологии" являются наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии", правление Государственной корпорации "Ростехнологии" и генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Органом внутреннего финансового контроля Государственной корпорации "Ростехнологии" является ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 11. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии "

1. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" является высшим органом управления Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. В состав наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" входят девять членов: четыре представителя Президента Российской Федерации, четыре представителя Правительства Российской Федерации, генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии", являющийся членом наблюдательного совета по должности.

3. Члены наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет.

4. Председатель наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" назначается Президентом Российской Федерации из числа членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" одновременно с назначением членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии".

5. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" не может являться председателем наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии".

6. Члены наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии", за исключением генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии", работают в Государственной корпорации "Ростехнологии" не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство в наблюдательном совете Государственной корпорации "Ростехнологии" с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

7. Полномочия председателя и иных членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" прекращаются Президентом Российской Федерации.

8. Заседания наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" созываются его председателем или по инициативе не менее одной трети членов наблюдательного совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

9. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов наблюдательного совета. Решения наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов наблюдательного совета. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании наблюдательного совета является решающим.

10. Заседание наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" проводится его председателем или лицом, им уполномоченным.

11. Протокол заседания наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" подписывается председательствующим на заседании наблюдательного совета. Мнения членов наблюдательного совета, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

12. Организация обеспечения деятельности наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" возлагается на генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 12. Полномочия наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. К полномочиям наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" относятся:

1) утверждение направлений деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" на очередной год;

2) утверждение организационной структуры Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) утверждение положения о правлении Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) утверждение положения о ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) утверждение положений о филиалах и представительствах Государственной корпорации "Ростехнологии";

7) утверждение годового отчета Государственной корпорации "Ростехнологии";

8) утверждение показателей деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";

9) утверждение аудиторской организации;

10) заключение трудового договора с генеральным директором Государственной корпорации "Ростехнологии";

11) принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации "Ростехнологии";

12) принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии";

13) принятие решений о создании резервного и иных фондов Государственной корпорации "Ростехнологии", определение порядка их формирования и использования;

14) принятие решений о заключении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения Государственной корпорацией "Ростехнологии" имущества, балансовая стоимость которого составляет 1 и более процента балансовой стоимости активов Государственной корпорации "Ростехнологии" на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения о заключении таких сделок;

15) утверждение финансового плана доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии", а также направлений использования прибыли Государственной корпорации "Ростехнологии";

16) заслушивание отчетов генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" по вопросам деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";

17) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. По решению Президента Российской Федерации наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" может рассматривать иные вопросы ее деятельности.

3. Передача предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" иным ее органам не допускается.

Статья 13. Правление Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Правление Государственной корпорации "Ростехнологии" является коллегиальным исполнительным органом Государственной корпорации "Ростехнологии". В состав правления Государственной корпорации "Ростехнологии" входят одиннадцать членов. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" и заместители генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" являются членами правления по должности. Деятельностью правления Государственной корпорации "Ростехнологии" руководит генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации "Ростехнологии" принимаются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" по представлению генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии".

3. На должность члена правления Государственной корпорации "Ростехнологии" могут назначаться работники Государственной корпорации "Ростехнологии", представители организаций, акции которых находятся в собственности Государственной корпорации "Ростехнологии" либо в отношении которых она является аффилированным лицом. Указанные представители вправе совмещать свое членство в правлении с замещением должностей в этих организациях.

4. Правление Государственной корпорации "Ростехнологии" руководствуется в своей деятельности настоящим Федеральным законом и положением о правлении Государственной корпорации "Ростехнологии", которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Положение о правлении Государственной корпорации "Ростехнологии" утверждается наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

5. Проведение заседаний правления Государственной корпорации "Ростехнологии" организует генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" или лицо, им уполномоченное.

6. На заседании правления Государственной корпорации "Ростехнологии" ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании и предоставляется членам наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии", членам ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" и аудиторской организации по их требованию.

Статья 14. Полномочия правления Государственной корпорации "Ростехнологии"

Правление Государственной корпорации "Ростехнологии" осуществляет следующие полномочия:

1) подготавливает предложения о направлениях деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" на очередной год и представляет их на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

2) подготавливает годовой отчет Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет его на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

3) подготавливает и вносит на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" финансовый план доходов и расходов Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) представляет в наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" предложения о направлениях использования прибыли Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) подготавливает предложения о показателях деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет их на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

6) разрабатывает положение о ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет его на утверждение наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии";

7) утверждает штатное расписание Государственной корпорации "Ростехнологии", определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации условия приема на работу и увольнения, права и обязанности работников Государственной корпорации "Ростехнологии";

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" является единоличным исполнительным органом Государственной корпорации "Ростехнологии" и осуществляет руководство ее текущей деятельностью.

2. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

3. Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии" может иметь пять заместителей, в том числе одного первого заместителя.

4. Заместители генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии" назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным директором Государственной корпорации "Ростехнологии" по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 16. Полномочия генерального директора Государственной корпорации "Ростехнологии"

Генеральный директор Государственной корпорации "Ростехнологии":

1) действует от имени Государственной корпорации "Ростехнологии" и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

2) возглавляет правление Государственной корпорации "Ростехнологии" и организует реализацию его решений;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии";

4) назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии";

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) представляет в наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" предложения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Государственной корпорации "Ростехнологии";

7) принимает на работу и увольняет работников Государственной корпорации "Ростехнологии";

8) по согласованию с наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" принимает решения об утверждении устава открытого акционерного общества, являющегося государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, о внесении в него изменений, о назначении на должность и об освобождении от должности генерального директора, членов совета директоров и членов ревизионной комиссии указанного акционерного общества, а также об осуществлении иных полномочий Государственной корпорации "Ростехнологии" в отношении указанного акционерного общества в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;

9) выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) отчитывается о деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации;

11) утверждает размер и формы оплаты труда работников Государственной корпорации "Ростехнологии" в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) принимает решения по иным вопросам деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии", за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии" и правления Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 17. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии"

1. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" создается в количестве пяти членов для контроля финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии".

2. Решения о назначении на должность и об освобождении от должности председателя и иных членов ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии", в том числе о досрочном освобождении их от должности, принимаются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии". Срок полномочий членов ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" - не более пяти лет. Члены ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии" не могут одновременно занимать какие-либо должности в иных органах Государственной корпорации "Ростехнологии".

3. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" действует на основании настоящего Федерального закона и утверждаемого наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии" положения о ревизионной комиссии Государственной корпорации "Ростехнологии".

4. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" за календарный год. Ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" вправе проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" по собственной инициативе или по требованию не менее чем одной трети членов наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростехнологии".

5. По результатам проверки ревизионная комиссия Государственной корпорации "Ростехнологии" составляет заключение и направляет его в наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 18. Реорганизация и ликвидация Государственной корпорации "Ростехнологии"

Государственная корпорация "Ростехнологии" может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона, определяющего условия, порядок и сроки ее реорганизации или ликвидации. Федеральный закон о ликвидации Государственной корпорации "Ростехнологии" должен определять порядок использования имущества Государственной корпорации "Ростехнологии" после ее ликвидации.

Статья 19. Заключительные положения

1. Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона определяет состав, порядок, срок и форму внесения имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию "Ростехнологии".

2. Государственная корпорация "Ростехнологии" считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Наблюдательный совет Государственной корпорации "Ростехнологии" образуется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пятнадцатидневный срок со дня государственной регистрации Государственной корпорации "Ростехнологии".

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Государственной корпорацией (Государственной компанией) признаётся организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России, созданных на основании персонализированного Федерального закона для реализации социальных и иных управленческих направлений.

Мы уже рассказывали, какие бывают некоммерческие организации. Данная информация имеется в материале, с которым можно ознакомиться.

Государственными корпорациями могут быть только некоммерческие организации, не имеющие членства, которые образованы исключительно на основании решения Правительства Российской Федерации с учётом Федерального Закона о ее учреждении.

Основные средства Государственных корпораций находятся в собственности государства, а руководящий состав назначается, либо утверждается с помощью контрактной системы соответствующими государственными органами.

Такая форма предприятий впервые появилась на пространстве Российской Федерации в 1999 году.

Именно тогда, на основании соответствующего закона о создании, а также в соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 08.07.1999 года № 140 ФЗ , в помощь проблемным кредитным организациям (банкам), было создано (АРКО) «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», которое имело именно такую организационно-правовую структуру. Впоследствии, в 2004 году, данная организация была упразднена.

Такая форма некоммерческих организаций стала востребована в связи с тем, что не все сферы экономики являются интересными для частного капитала, так как вложенные туда средства имеют очень незначительную отдачу, прибыль там возможна лишь в долгосрочной перспективе. А учитывая всю нестабильность экономического развития страны, такие денежные вливания со стороны частных компаний, были определены как вложения с высокой долей риска и, соответственно, не получили должного развития.

Отличительные особенности Государственной корпорации в плане правового положения, определяются на основании ФЗ России об ее создании. Можно отметить, что Российская Федерация не является гарантом выполнения взятых на себя Государственной корпорацией обязательств, если иное не предусмотрено в ФЗ о ее создании. Соответственно и Госкорпорация не может быть ответственна по обязательствам Российской Федерации.

Нужно отметить, что данным организациям не запрещено ведение предпринимательской деятельности, но лишь в той мере, которая может способствовать достижению строго определенных целей, ради которых она была учреждена.

Влияние государственных корпораций на экономику.

По своим основным характеристикам такие организации полностью соответствуют организационной структуре основополагающих институтов плановой экономики. На основании следующих фактов, с полной уверенностью можно утверждать, что Государственные корпорации непосредственно влияют на развитие той или иной сферы экономики страны:

  • В состав Государственных корпораций включаются предприятия соответствующего профильного направления, в сфере которого ведется основная ее деятельность. Данные предприятия, после включения их в состав Госкорпорации, ведут консолидированную деятельность, подчиненную общим целям и уже не являются конкурентами. Это позволяет достичь максимальной эффективности в их деятельности.
  • Госкорпорация созданная в соответствии с ФЗ о ее создании, обязана отчитываться о ведении своей деятельности перед соответствующими структурами федеральной власти. Они (федеральные структуры), при этом - назначают генерального директора корпорации и управляют созданным наблюдательным советом.
  • Все имущество, принадлежащее Госкорпорации, как правило, передано ей государством во время ее создания. Оно находится под полным контролем соответствующих государственных структур. После ликвидации Госкорпорации, принадлежащее ей имущество, на основании соответствующего указа правительства РФ, возвращается прежнему владельцу.
  • Каждая Госкорпорация имеет иерархическую структуру, которая предусматривает финансовую и организационную соподчиненность между уровнями, а также разделение между ними ответственности и функций.
  • Госкорпорация не может быть создана с целью получения прибыли, что отвечает критериям развития плановой, а не рыночной экономики.

Из вышеизложенного следует, что Госкорпорации, созданные в РФ, отвечают всем базовым характеристикам предприятий плановой экономики. В то же время они являются современной формой объединения, которое использует современные методы работы принятые в рыночной среде.

Современные государственные корпорации.

Приведем примеры Госкорпораций, которые были созданы в последние годы, а также соответствующие законы:

  • «Агентство по страхованию вкладов» .
    Федерального закона № 177-ФЗ от 23.12.2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» .
  • «Внешэкономбанк» (Банк развития и внешнеэкономической деятельности) .
    Данная организация создана на основании Федерального закона от 17.05.2007 года № 82-ФЗ «О банке развития» .
  • «Росатом» .
    Эта Государственная корпорация была создана на основании

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Важную роль в экономике России играют государственные корпорации. Они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В чем заключаются наиболее примечательные характеристики госпредприятий РФ? В чем их схожесть и различия с зарубежными организациями, имеющими аналогичный или похожий статус?

Что такое государственная корпорация?

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Согласно его положениям, госкомпания - это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация - это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие - не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами - открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами - такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам - исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий - "Роснефть", РЖД, "Ростелеком". Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий - "Почта России", Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций - в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство "АРКО", занимающееся реструктуризацией банковских организаций - оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций - Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, - государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация - OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, - в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, - в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие - не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.



Декларация по УСН